В последние годы опубликовано много отчетов о полетах космических кораблей, управляемых автоматами или человеком. Сюда относятся полеты российских и американских орбитальных станций, вокруг Земли и запуски управляемых ракет к Венере, Марсу и другим планетам. Конечно, самыми примечательными из этих космических полетов являются полеты "Аполло" на Луну. В этом разделе мы посмотрим, что говорил Шрила Прабхупада об этих полетах. Для начала обсудим ведическую концепцию космического полета.
Ведическая литература многократно обращается к идее путешествий к планете на планету через космическое пространство. Некоторые существа, такие, как великие йоги и полубоги, могут переноситься из одной части Вселенной в другую, используя мистический сиддхи. Наделенные этой мистической мощью существа неподвластны действию обычных пространства и времени и не нуждаются в каких-либо аппаратах для таких перемещений. Однако, как говорилось в главе 5, различные аппараты также используются для межпланетных путешествий и те же существа, способные преодолевать пространство по своей воле, обычно пользовались такими машинами.
Эти аппараты, обычно называемые вимонами, можно разделить на две категории; собственно космические корабли (ка-ната-вайю) и аппараты, управляемые психической энергией (акама-патака). (SB 4.12.27р). В S.В.4.6.27р. упоминаются миманы, движимые силой мантр и гимнов, в ССАL 5.22р имеются замечания, что летательные аппараты Сатьялоки управляются не грубой механической силой (янтра), а психической энергией (мантра).
Такие аппараты используются для передвижения в многократных областях пространства высших планетных систем. Интересно отметить, что лебедь Брахмы, похоже, является не живым существом, а именно летательным аппаратом такого типа. (SB 3.24.20р) Кроме того, хотя йоги и обладают способностью перемещаться в пространстве по своей воле, мы читаем в Бхагаватам, что во время уничтожения материального творения йоги и обитатели Махалоки используют летательные аппараты для полета на Сатьялоку, чтобы уйти от огня Ананты. (SB 2.2.26) В SB 2.2.23р Шрила Прабхупада утверждает, что при использовании материальной энергии, независимо от того, грубой или тонкой, неевозможно подняться в вертикальное измерение выше Сваргалоки или Джаналоки. Это предполагает, что в небесных мирах, летающих ниже Тапалоки или Сатьялоки существует множество тонких машин, которые не способны достичь этих миров.
Многократно упоминаются виманы полубогов, которые, похоже, использовались как личные космические корабли. Действие этих машин, как и самих полубогов, лежит за пределами наших обычных грубых ощущений. Имеются, однако, сведения о более мощных кораблях, упоминаемых, например, в предании о летающем городе Кардамы Муни. (SВ 3.33.15р) и, конечно, в описаниях трансцедентальных виман, аналогичных той, что доставила Дхруву Махараджу на Вайкунтху (SB 4.12.34р).
Вплоть до времени Махараджи Парикшита виманы полубогов регулярно посещали Землю (SB 1.19.18р), и некоторые земляне, вроде Шалвы, могли познакомиться с ними поближе, относясь к полубогам с уважением и оказывая им какие-либо услуги. Похоже, что в те времена даже материалистически настроенные люди были хорошо осведомлены о существовании высших существ и вместо попыток развития собственной техники люди, естественно, обращались к полубогам для удовлетворения творения своих материальных нужд. Однако, с наступлением Кали-юги Земля (или, по крайней мере, доступная нам ее часть) попали под своего рода небесный карантин, и сообщение с высшими планетами существенно сократилось. (SB 2.6.29р)
Однако, весьма вероятно, что полеты на другие планеты иногда бывают возможны для разумных существ и во время Кали-юги. В SB 2.7.37 мы читаем: "Когда атеисты, овладев ведической наукой, уничтожают обитателей многих планет, летая невидимыми по небу в ракетах, искусно сконструированных великим ученым Майей, Господь помрачит их умы, приняв притягательный облик Будды и будет проповедовать субрелигиозные (моральные) принципы". Согласно Шрила Дживе Госвами, в этом примечательном стихе имеются в виду не нынешняя Кали-юга, а другая.
Можно заключить, что в этот век атеистически настроенные люди Земли создали технику, позволяющую в какой-то степени перемещения в областях высших измерений, и были способны поколебать авторитет полубогов.
6.с.1 Полет на Луну.
Шрила Прабхупада часто говорил, что астронавты в действительности никогда не были на Луне. Так как это очень спорная тема, мы будем рассматривать его замечания более подробно. Как мы увидим, их можно разделить на две категории: 1) полубоги никогда не допустят людей на высшие планеты, так как люди недостойны этого; 2) астронавты не обнаружили несметных богатств, которые в действительности есть на Луне, и следовательно, не может быть, чтобы они там побывали.
В SB 1.5.18р Шрила Прабхупада говорит следующее: "Некоторые пытаются достичь Луны или других планет с помощью механических средств... Но этого никогда не будет. По законам Всевышнего, разумные существа разных видов должны жить в разных местах, соответственно образу своей деятельности." По его словам Луна, Венера и Солнце недоступны "неразумным ученым", поскольку они являются высшими планетами, доступными только существам, действующим в гуне благости (SB 2.8.14р). Он сказал также, что попытки ученых достичь Луны также демоничны как нападение Раху (SB 5.8.14), и что такое путешествие будет прервано Индрой, который обычно препятствует посещению небесных планет недостойными людьми (SB 8.11.5р). Таким образом, одной из причин, по которой астронавты не могут достичь Луны, является "иммиграционная политика" полубогов.
Шрила Прабхупада часто ссылался на тот факт, что астронавты увидели Луну не такой, как она описана в Бхагаватам, как на доказательство того, что они на ней не были. Так, он замечает, что астронавты никого не встретили на Луне, не говоря уже о встрече с лунным божеством." (SB 4.22.54р) По его словам (SB 6.4.6р и 8.5.34р), так как бог Луны является покровителем растительности, то она должна быть на Луне, хотя ученые и утверждают, что Луна это голая пустыня. В SB 2.3.11р, 8.2.14р и 8.22.32р содержатся замечания о том, что недостаток знания о жизни на высших планетах служит доказательством того, что полет на Луну закончился неудачей. А в SB 10.3.27р говорится, что, поскольку достигший Луны должен жить 10 000 лет, то ясно, что астронавты там не были.
Шрила Прабхупада высказал также несколько замечаний относительно многомерного характера путешествия на Луну. Так в SB 1.9.45р он скептически отзывается о возможностях механических транспортных средств и необходимости более тонких методов. Комментарий SB 3.32.3р говорит нам, что "невозможно достичь луны с помощью материального аппарата, как, например, спутник", хотя вполне возможно перебросить грубый материальный объект в пространстве на тысячи и даже миллионы миль. Наконец, Шрила Прабхупада напоминает, что для того, чтобы достичь орбиты Луны, необходимо сначала пересечь озеро Манаса и гору Шумеру (LB, стр.49). Как мы уже говорили, любой путь к Луне проходит через эти объекты.
Как мы полагаем, утверждения Шрилы Парбхупады о том, что астронавты не достигли Луны, имеет в виду путешествие в связанный с Луной мир высших измерений. С ведической точки зрения естественно понимать "путешествия на Луну" именно в этом смысле. В конце концов, если с Луной действительно связан один из высших миров, то не найдя в путешествии ничего, кроме скал и пыли, нельзя считать, что побывал на Луне.
В интервью, данном журналистам в 1968 году Шрила Прабхупада подчеркивал, что человеческое тело не приспособлено к жизни на Луне. Когда его спросили, не могут ли космические костюмы решить эту проблему, он сказал, что существуют научные методы, позволяющие изменить природу наших тел, сделав их пригодными к жизни на Луне. Но до того еще очень далеко, а космические скафандры делу не помогут.
На вопрос репортера о возможности увидеть обитателей Луны, Шрила Прабхупада ответил, что они "почти невидимы" и имеют тонкие материальные тела. (CN, стр.179) Это означает, что мир полубогов, включая их жилища, пищу, транспорт и т.д., также невидимы для нас. Согласно нашему определению такой мир относится к высшим измерениям; он невидим для нас, но не для населяющих его существ. Чтобы войти в него, необходимо нечто большее, чем просто скафандр: нам понадобится также "невидимое" тело, которое может взаимодействовать с миром лунных полубогов.
Это оставляет открытым вопрос, действительно ли астронавты совершили путешествие в трехмерном пространстве на ту Луну, которую мы наблюдаем на небосклоне. Как мы уже говорили, любой мир многомерного пространства может иметь проекцию в нашем трехмерном пространстве, точно также, как адрес офиса в Нью-Йорк-Сити, имеющий три координаты (авеню, стрит и этаж) содержит двумерную проекцию (авеню и стрит). Астронавты могут добраться до этой проекции лунного мира, не совершая выхода в высшие измерения, необходимого, чтобы действительно достичь царства Чандры.
Это можно сравнить с посещением земного Вриндавана, не имея достаточно сенсорных способностей, чтобы ощущать духовный мир, связанный с этим местом.
Такой ход событий, определенно, возможен, хотя мы не можем точно знать, так ли это. Другая возможность состоит в том, что астронавты на каком-то этапе полета были введены в заблуждение полубогами, и, возможно, никогда не достигли видимой нами Луны. Так, например, Шрила Прабхупада полагает, что их "посадили на планету Раху." (SB 4.29.69р) Возможно также, что отчет о полете на Луну представлен нам в намеренно искаженном виде. Шрила Прабхупада неоднократно выражал сомнение в частности исследователей Луны, и в частных разговорах и в Бхагаватам. S. 17.4р
Мы приходим к мысли, не является ли путешествие на Луну фальшивкой?
Очевидно, это очень больной вопрос, и мы не можем с определенностью разрешить его в ту или иную сторону. Здесь мы приведем только один факт, на наш взгляд, говорящий о том, что опубликованные отчеты о полете, возможно, содержат подтасовки. На рисунке 18 приведена опубликованная в официальной прессе фотография лунного модуля "Аполло" на поверхности Луны. (МSF, стр.397)
Рис. 18. Официальная фотография НАСА, изображающая лунный модуль на поверхности Луны. Почему на ней не видно никаких следов, оставленных при спуске тяжелого аппарата с реактивным двигателем на легкую поверхность Луны?
Ясно видимые отпечатки стоп подтверждают сообщения астронавтов, что лунная поверхность покрыта мягкой пылью. Под модулем, в футе от лунной поверхности виден ракетный двигатель лунного модуля.
Во время спуска на поверхность Луны этот двигатель должен был работать продолжительное время, чтобы погасить инерцию и осуществить легкую посадку. Учитывая, что величина поля тяготения Луны в 6 раз меньше земного, вес модуля на Луне без учета топлива, предназначенного для посадки составляет 1300 кг.
(МSF, стр.298) Возникает вопрос, почему при посадке с работающими двигателями не осталось заметных следов в мягком грунте под лунной кабиной? Согласно программе полета, двигатель включается на высоте всего лишь 1,52 метра над лунной поверхностью (MSF, стр.300) При этом реактивная струя должна оставить в мягком грунте заметный кратер. Однако, ни на этом снимке, ни на других подобных незаметно вообще никаких следов посадки.
В итоге можно сказать, что Шрила Прабхупада отвергал сообщения о посещении людьми Луны на том основании, что люди по общему уровню своего сознания не могут быть допущены на высшие планеты. Это, по его мнению, подтверждается и описанием этого путешествия, сделанным самими астронавтами. Он отметил также, что методы, основанные на использовании грубой материальной энергии не годятся для достижения высших планет. Кроме этих жестких утверждений он высказал ряд предположений, чем же в действительности мог оказаться этот полет, и выразил сомнения в откровенности людей, занятых космическими исследованиями. Эта область предоставляет больше возможности для мистификации и обмана, и мы видим некоторые примеры такой мистификации. Однако, получить убедительные данные о широкомасштабной мистификации в этой области - дело весьма трудное, и, возможно, опасное.
6.д. Сфера нашей вселенной и пространство за ее пределами.
Согласно Бхагаватам, наша Вселенная содержит внутреннюю сферу диаметром 4 миллиарда лишь окруженную семью оболочками. В этом разделе мы рассмотрим сведения из Бхагаватам о природе и размерах этих оболочек и сравним их с данными современной космологии об отдаленных областях Вселенной.
Современная западная космология считает, что природа Вселенной одинакова во всех ее частях. Все пространство описывается при этом в рамках одной и той же геометрии. Предполагается, что материя существует в пространстве, и что физические законы, открытые в земных лабораториях, управляют движением материи во всех частях Вселенной. Таким образом, считается, что различные физические условия в различных областях Вселенной обусловлены различной организацией материи, временно сложившейся в этих областях.
В качестве геометрической основы Вселенной исторически была выбрана трехмерная геометрия Эвклида. В соответствии с этим, Вселенная считается простирающейся бесконечно одинаково по всем направлениям (изотронной). В последние годы, однако, Энштейн ввел четырехмерную неэвклидову геометрию, в котором пространство может иметь кривизну и даже замыкаться само на себя, аналогично поверхности сферы. Это позволило создавать модерн, в которых Вселенная является по-прежнему одномерной, но конечной, хотя и не имеющей границ. Ведическая космология не считает материальный мир изотронным, и не рассматривает пространство как некое абсолютное вместилище происходящих материальных явлений. Материальное пространство (космос), или эфир, создается на определенной фазе процесса творения в определенных ограниченных областях, называемых брахмандами. Шрила Прабхупада называл эти области вселенными, дав таким образом, новое значение этому слову.
Как мы говорили в главе II, ведическая литература рассматривает Верховную Личность Бога как причину всех проявлений и считает, что вселенные создаются трансформацией внешней энергии Бога. В процессе творения поочередно создаются следующие материальные элементы: махат-таттва, ложное эго, разум, ум (интелект), звук, эфир, осязание, воздух, форма, огонь, вкус, вода, обоняние, земля. (SB 3.26.23-44)
Здесь понятие махат-таттвы обозначает проявленную форму материальной энергии Кришны, которая возникает из прадханы, непроявленной или на дифференцированной формы этой энергии (SB 3.26.10 и 17-20).
Махат-таттва является источником ложного эго, материальной энергии, которая служит для сокрытия истинного самоосознания воплощенных живых существ. Ложное эго длится в трех различных образах (называемых обычно санскритским словом "гуна", прим. переводчика), известных как благость (саттва), страсть (раджас) и невежество (тамас), порождая соответственно разум, интеллект и тонкий звук. Здесь слово "звук" (шабда-танматра) обозначает не вибрации грубой материи, а вид тонкой энергии, порождающей грубые материальные элементы и вырабатываемой ложным эго в гуне тамаса. Первым элементом, вырабатываемым ложным эго, является эфир, который в свою очередь, служит источником для остальных перечисленных выше элементов.
При упоминании ведического эфира некоторые могут возразить, что идея эфира была отвергнута теорией относительности Энштейна. Однако, это относится к классическому "светоносному эфиру", который оказался неподвижным относительно Земли, как показал эксперимент Майкельсона Морли. (см. раздел 6.а). Такая концепция эфира была в самом деле отвергнута Энштейном, однако, он просто заменил ее другой. Вот что он сказал по этому поводу. Согласно общей теории относительности, нельзя представить себе пространство без эфира, так как в таком пространстве не будет не только света, но и отсчета времени и пространства." (СН, стр.53-54) (не только не будет света, но и не будет возможности существования стандартов времени и пространства)
Согласно третей песне Шримад-Бхагаватам, эфир представляет собой основу материального космоса, так как элементы воздуха, огня, воды и земли являются производными эфира, эти грубые материальные элементы можно рассматривать как результат преобразования пространства. Интересно заметить, что такие же идеи рассматриваются сейчас современной физикой. Например, теория геометродинамики, предложенная физиком Джоном Уилером, представляет собой попытку определить всю материю как результат изменения структуры пространства. А ученые, работающие над квантовым механическим расширением общей теорией относительности, пытаются показать изменения структуры пространства могут стать результатом некоего волнового процесса (или квантовой волновой функции). Это может соответствовать ведической идее генерации эфира из тонкого звука.
Интересно также отметить, что с развертыванием ведического процесса творения из эфира последовательно создаются не только различные виды грубой материи, но и различные виды чувственных ощущений (танматры). Таким образом, согласно ведической концепции, свойства материи неразрывно связаны с процессами чувственного восприятия ее сознающим живым существом. Этот аспект материи совершенно не затрагивается современной физикой, хотя есть мнение видных теоретиков, как например, Ю.Вигнер, что полная теория материи должна учитывать присутствие сознающего наблюдателя. (WG)
Так как темой этой книги является структура Вселенной, мы не будем рассматривать процесс материального творения более подробно. Повторим кратко существенные для нас его черты: на первом этапе "часть материальной природы, вдохновленная Богом, образует махат-таттву" (SB 2.2.28р). Образование ложного эго происходит в ограниченной части этой махат-таттвы. В пределах части ложного эго проявляется тонкий звук. Точно так же каждый последующий элемент проявляется в пределах небольшой части предыдущего. Так описывает этот процесс Шрила Шридхара Свами, которого цитирует Шрила Прабхупада в Шримад-Бхагаватам (2.2.28р).
В результате все поле материальной энергии оказывается заполненным бесчисленными сферическими образованиями из махат-таттвы и ложного эго. Каждое такое образование представляет собой очередную вселенную, или брахманду, и содержит концентрические сферические оболочки, в которых последовательно проявляются все более грубые материальные элементы. В центральной области каждого из таких сферических образований находится пустое пространство, содержащее обитаемые планетные системы этой вселенной.
Часть вселенной, в которой присутствует в проявленном состоянии только один из материальных элементов, называется оболочкой вселенной, состоящей из этого элемента. Обычно считается, что внутренняя полость Вселенной покрыта семью оболочками, причем толщина каждой следующей в 10 раз превышает толщину предыдущей. (SB 3.11.41) В комментариях Бхагаватам Шрила Прабхупада несколько раз перечисляет эти оболочки. Так как эти сведения разноречивы, мы приводим их все в таблице 13
ТАБЛИЦА 13
____________________________________________________________________________
1 2 3 4 5 6 7
1 - - земля - земля земля земля
2 вода - вода вода вода вода вода
3 огонь огонь огонь огонь огонь огонь огонь сияние

4 воздух воздух воздух воздух - воздух воздух
5 небо эфир - небо - эфир небо
----------------------------------------------------------------------------
6 эго - - эго - разум матери ?
альная энергия
7 матери - - махат- - эго ложное эго
альная таттва природа
----------------------------------------------------------------------------
Для сравнения здесь приведена информация об оболочках Вселенной, встречающаяся в разных местах Бхагаватам, а именно: (1) SB 2.1.25p; (2) SB 2.2.28p; (3) SB 3.11.41p; (4) SB 3.26.52p; (5) SB 3.26.52р; (5) SB 3.29.43р; (6) SB 3.32.9р; (7) SB 6.16.37р. (в двух случаях воздушная оболочка помещается на место огненной и на той же странице они перечисляются в обычном порядке. Мы считаем это опечаткой и полагаем, что стандартный порядок является истинным).
Иногда возникает вопрос, какую оболочку считать внутренней - содержащую элемент земли или воды? При рассмотрении нашей таблицы можно сделать вывод, что Шрила Прабхупада обычно лишь весьма кратко упоминал о них, не стараясь перечислить их все. Так как земля в качестве внутренней оболочки упоминается о них, не стараясь перечислить их все. Так как в качестве внутренней оболочки упоминается в нашей таблице четыре раза, мы можем заключить, что именно эта оболочка является внутренней. В случаях, когда перечисление начинается с воды, вероятно, оболочка, состоящая из элемента воды, отождествляется или сливается с ядром Вселенной, содержащим ее "земную" область. Вообще похоже, что в некоторых из приведенных в таблице 13 перечислений соседние оболочки слиты воедино.
В SB 5.21.11р Шрила Прабхупада отмечает, что оболочки Вселенной делают для нас невозможным видеть светила других вселенных. Заметим, что это было бы невозможным видеть светила других вселенных. Заметим, что это было бы невозможным, даже если оболочки, состоящие из элементов земли, воды и воздуха были бы полностью прозрачными. Причина в том, что видимый свет является проявлением элемента огня (SB 3.26.38-40) такой свет, пришедший извне, потеряется в излучении огненной оболочки нашей Вселенной. (Свет, присутствующий за пределами оболочек Вселенной, имеет нематериальный характер и не может восприниматься существами, не достигшими определенного уровня духовного развития. Таким образом, вокруг нас разлит всепроникающий свет брахмаджйоти, но не может восприниматься обычным зрением).
В Бхригу-Бхагаватамрите перечисляются оболочки, состоящие из элементов земли, воды, света, воздуха, эфира, эго и махат-таттвы. (ВВ р.135). Также говориться о деятельности, происходящей в этих оболочках. Каждая оболочка управляется полубогиней, начиная от Бхуми, богини Земли и кончая Пракрити, персонифицированной материальной энергией, в последней оболочке. Йоги, пытающиеся достичь освобождения, покинув эту материальную вселенную, должны преодолеть поочередно все эти оболочки, что требуют определенного времени.
В Шримад-Бхагаватам (3.11.41р) приводятся сведения, что толщина внутренней оболочки Вселенной в десять раз превышает размер ее ядра, что составляет 40 биллионов миль. Это подтверждается также, например, в Шримад-Бхагаватам (3.29.43р). Однако в Шримад-Бхагаватам (2.2.28р) для протяженности первой оболочки приводится величина 80 миллионов миль. Это, очевидно, опечатки, и следует читать "биллионов миль". Цифра 80 в этом случае может относиться к величине диаметра первой оболочки, радиус которой следовательно составит 40 биллионов миль.
Если принять эту оценку и учесть, что размер каждой следующей оболочки в 10 раз превышает размер предыдущей, то внешний радиус седьмой оболочки составит 44 444 442 биллиона миль.
Размер ядра, содержащего планетные системы, таким образом, весьма мал по сравнению с внешним диаметром Вселенной. Согласно Чайтанья-Чаритамрите (AL 5.22р), бесчисленное множество вселенных плавает в безграничном Причинном океане, собираясь в скопления наподобие пузырей мыльной пены. Таким образом, мы видим, что представление о громадных космических расстояниях присутствует в ведической литературе и не является продуктом исключительно современной космологии.
6.d.1 Масштабы космических расстояний.
Можно возразить, что хотя расстояния между ???????? вселенных могут быть очень велики, размер ядра каждой вселенной (4 биллиона миль) все-таки слишком мал, чтобы уложить в него все данные астрономических наблюдений. В нем не умещается даже Солнечная система, не говоря уже о звездах и удаленных галактиках. Даже если рассматривать оболочки Вселенной вплоть до огненной все равно на лицо противоречие современными научными данными.
Чтобы ответить на это замечание вспомним рассмотренное в разделе 4.с изменение масштаба времени на Сатьялоке. Мы предположили тогда, что нечто подобное возможно происходит и с пространством. Таким образом, если йог, переносясь на Сатьялоку оценивает пройденное расстояние в 2 биллиона миль, земному наблюдателю это расстояние представляется намного большим. Мы, следовательно, полагаем, что величина 2 биллиона миль представляет собой расстояние, измеренное теми, кто мог реально достичь границ Вселенной, т.е. полубогами, йогами и риши.
В главе I мы приводим комментарии к Чайтанья-Чаритамрите, которые согласуются с этой идеей. В СС ML 21.84р приводится значение диаметра Вселенной, равное 4 биллионам миль. Длина ее окружности, следовательно, равна 12,566 биллионов миль. Однако, Шрила Прабхупада приводит цитаты Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, в которых окружность Вселенной оценивается величиной 18 712 069 200 000 000 х 8 или 149 696 553,6 биллионов миль, что соответствует значению 5077 световых лет (как мы установили в первой главе). Если мы принимаем эти оценки всерьез, то мы, очевидно, должны сделать вывод о существовании во Вселенной различных масштабов измерения этих величин. Если пользоваться этими масштабами, то радиус огненной оболочки, (т.е. предел распространения материального света), должен составлять 5077 х 4442, или 22,5 миллиона световых лет - величина, вполне приличная, даже по понятиям современной космологии.
В Шримад-Бхагаватам 3.26.52р Шрила Прабхупада пишет: "Расстояния внутри ядра Вселенной не могут быть измерены учеными или кем-либо еще". Это наводит на предположение о каком-то неожиданном изменении свойств пространства и времени по мере приближения к оболочкам Вселенной (конечно, просто измерить расстояние в 2 биллиона миль вполне возможно). Такое изменение согласуется с представлением о характере оболочек Вселенной, как основных элементах мироздания. По мере перехода от оболочки к оболочке природа материального проявления существенно изменяется, и с выходом за их пределы мы попадаем в чистый духовный мир. (В Шримад-Бхагаватам 2.2.28р). Таким образом, нет ничего удивительного в изменениии материальной энергии и ее законов. При приближении к первой из этих оболочек.
6.е. Природа звезд.
Сточки зрения современной астрономии звезды являются небесными телами, подобными Солнцу. Они удалены от нас на огромные расстояния и поэтому воспринимаются нами, как крошечные точки, видимые на ночном небе. Звезды различны по своей яркости и размерам. Некоторые из них имеют те же размеры и яркость, что и наше Солнце, другие весьма сильно отличаются от них по этим параметрам. Существует сложная теория внутренних процессов в звездном веществе, и астрономы утверждают, что могут на ее основании подробно объяснить происхождение, историю и гибель звезд.
Шрила Прабхупада, напротив, сравнивал звезды с отражающими планетами или лунами. Он обосновывает это в комментарии к тому стиху из Бхагавад-гиты, в котором Кришна говорит: "Среди звезд я - Луна." (Б.Г. 10.21). Вот слова шрилы Прабхупады: "Из этого стиха следует, что Луна - одна из звезд, и, следовательно, звезды светятся на небе, отражая свет Солнца. Теория, рассматривающая множество солнц во Вселенной не согласуются с ведической литературой. Солнце одно, и его свет отражает Луна и звезды. Так как Бхагавад-гита утверждает, что Луна - одна из звезд, то, значит, звезды не светятся сами как Солнце, а подобны Луне."
В Бхагавад-гите 15.12 прямо говорится, что Солнце освещает всю вселенную. Вот комментарий Шрилы Прабхупады: "Из этого стиха мы можем заключить, что Солнце освещает всю солнечную систему. Есть множество вселенных и солнечных систем, солнц, лун и планет, но в каждой вселенной есть только одно солнце." Подобное утверждение содержится в Бхагавад-гите 13.34., и Шрила Прабхупада говорит об уникальном положении Солнца и луноподобной природе звезд в Шримад-Бхагаватам 15.2р, 4.99.42р, 5.16.1р, а также в "Учении царицы Кунти"(стр.142).
Ясно, что с точки зрения полубогов и йогов все звезды и планеты Вселенной находятся не так уж далеко друг от друга и могут быть достигнуты с помощью средств межпланетных сообщений. Так, например, звезды, входящие в созвездие Криттика (Плеяды) ассоциируются с планетами бога Солнца (Шримад-Бхагаватам 6.6.23) а семь звезд ковша Большой Медведицы - с семью мудрецами (в Шримад-Бхагаватам 1.9.8р говорится также, что Кандрамаси, жена Брихаспати была "одной из ярчайших звезд")
Согласно Шримад-Бхагаватам 5.22.11, 28 важнейших звезд расположены на 200 000 йоджан выше Луны. Это расстояние кажется весьма малым, но мы должны учесть, что в этом стихе слово "накшатра", или звезда имеет особый смысл. В ведической астрономии известны 28 основных созвездий, важнейшим из которых является Абхийит. Двадцать семь из них располагаются вдоль эклиптики и делят ее на 27 равных дуг по 13 1/3 градусов в каждой. Эти созвездия называются нактатрами или лунными домами. Такое название связано с движением Луны, которая совершает полный оборот вокруг Земли за 27,3 дней. Следующее утверждение из Шримад-Бхагаватам 5.22.5 касается накшатр: "В соответствии со звездным исчислением месяц соответствует двум с четвертью созвездиям." (Заметим, что 2 1/4 х 13 1/3 градуса составит примерно 30 градусов).
28 реакшатр упоминаются в описании шушумара-чакры в 23 Пятой песни. Шушумара-чакра - это воображаемая небесная форма, содержащая созвездия и визуализированная в виде гиганского животного. Некоторые йоги поклоняются этой форме как проявлению вират-рупы, или внешней энергии Кришны. Накшатры перечислены в таблице 14, где приводятся западные (греческие и арабские) названия их основных звезд или йога-баров. Идентификация этих звезд приводится по данным SS, стр.62. В таблице также отмечены, к каким частям шушумара-чакры относятся эти накшатры. (Шримад-Бхагаватам 5.23.7)
Кроме данных о 28 накшатрах в Бхагаватам приводятся расстояния до планет семи мудрецов, которые расположены на 1100 000 йоджан выше Сатурна и Полярной звезды, Дхрувалоки, которая еще на 1300 000 йоджан выше этих планет. (Шримад-Бхагаватам 22.17 и 5.23.1).
Приведенные расстояния, конечно, очень малы (как мы отмечали в разделе 5, их следует интерпретировать как высоту на д плоскостью Бху-мандалы). Они соответствуют восприятию Вселенной полубогами, как весьма компактного образования с единственным светилом - Солнцем, и отражающими его свет звездами и планетами.
Это не означает, однако, что для нас расстояния до звезд должны казаться такими же малыми, они должны казаться нам намного большими, чем полубогам, которые реально преодолевали их. Как мы уже отмечали, передвижение в высших измерениях, доступное полубогам, должно включать преобразования пространства и времени, которые намного сокращают для них расстояния по сравнению с путешествием на обычном космическом корабле в трехмерном пространстве. Таким образом, весьма возможно, что такому кораблю действительно понадобятся многие годы полета со скоростью, близкой к скорости света.
В Шримад-Бхагаватам 3.15.26р Шрила Прабхупада делает интересное замечание: "Ученые вычислили, исходя из современных данных, что если кто-нибудь мог двигаться со скоростью света, ему потребовалось бы 40 000, чтобы достичь высших планет материального мира. Но система йоги позволит ему переноситься без каких-либо ограничений и трудностей." Если межзведные расстояния были действительно очень малы, непонятно было бы, зачем Шрила Прабхупада привел этот пример из современной науки. Смысл здесь в том, что межзведные расстояния очень велики для трехмерного путешественника, и относительно невелики для совершенного йога.
Здесь можно возразить, что если трехмерные расстояния так велики, как их оценивает современная наука, то, учитывая, что интенсивность их свечения обратно пропорционально квадрату этих расстояний, можно заключить, что сами звезды должны светиться исключительно ярко. Для того, чтобы мы могли воспринимать их так, как мы реально их видим, они в самом деле должны светиться наподобие Солнца. Более того, тот факт, что свет звезд имеет спектр излучения, говорит о том, что они действительно испускают свет, а не только пассивно отражают его.
На это можно ответить следующее. Во-первых, ниоткуда не следует, что звезды не излучают свой собственный свет. Шрила Прабхупада сравнивает звезды с Луной, но он также высказывает "умственное предположение" о существовании на Луне особого мягкого и чарующего пламени, которое вызывает свечение. (Ш.Б. 5.20.13р) Таким образом можно предположить, что звезды, возможно, излучают свой собственный свет, чем объясняется их спектр излучения, однако они не являются самостоятельными светилами. В самом деле, вот слова Шрилы Прабхупады: "Звезды, возможно, имеют то же строение, что и Солнце, но они не являются такими же светилами". (Письмо к Сварупедамодаре дасу 21 ноября 1975 года).
Во-вторых, возможно, что закон обратного квадрата для распространения света не является универсальным. В этом случае, даже, если звезды и удалены от нас на колоссальные расстояния, они не обязательно должны иметь яркость сравнимую с яркостью Солнца. Мы полагаем, что нельзя считать очевидным, что в отдаленных частях Вселенной действуют те же законы, что и вблизи нашей Земли. Ведическая литература описывает явления, происходящие на высших планетах, которым нет аналогам в нашем земном опыте. Имеются также сведения, что действия материальной энергии на Земле в прошлых югах значительно отличалось от нынешнего. (Ш.Б.1.4.17р) Это заставляет предположить, что законы испускания и распространения света могут быть различны в разных областях Вселенной. Конечно, это справедливо вообще в отношении закона физики. Звезды вполне могут казаться нам гораздо дальше, чем они есть на самом деле. Может даже быть, что само понятие расстояния в дальних областях Вселенной существенно отличается от привычного нам. Если мы отказались от незыблемости физических законов, мы сталкиваемся с бесчисленным числом вариантов устройства бытия.
В следующей главе мы покажем, что в современной космологии имеется достаточно данных, показывающих, что законы физики в самом деле могут существенно изменяться в отдаленных областях Вселенной.
7. Красное смещение и расширяющаяся Вселенная.
В этой главе мы коснемся области внегалактической космологии и обсудим теорию Большого Взрыва и данные о расширении Вселенной. Мы увидим, как теоретические модели, созданные учеными, ошибочно принимаются за истину миллионами людей, которые знакомятся с ними по учебникам и популярным лекциям. Мы покажем, однако, что даже в пределах узкой области астрофизики могут появиться новые данные наблюдений, требующие фундаментального пересмотра этих моделей, которые являются, таким образом, просто плодом наших рассуждений. Наш пример покажет необходимость коренного изменения современного понимания Вселенной в целом - изменение, которое, пока что, не рассматривается всерьез научным обществом.
Начнем с теории Большого Взрыва. Основная ее идея состоит в том, что в начале, (или, если угодно, до начала) все вещество Вселенной было сконцентрировано в бесконечно малом объеме при бесконечно больших температуре и давлении. Затем, в соответствии с теорией, произошел невообразимо сильный взрыв. Из начальной точки были выброшены потоки сверхвысокой температурной плазмы. Эта плазма распространялась в пространстве, пока не остыла настолько, что образовала обычный газ. Среди остывающих облаков расширяющегося газа сформировались галактики, а внутри галактик начались процессы рождения звезд. Вокруг звезд в свою очередь сформировались планеты, подобные нашей.
Но вот, что сравнительно малоизвестно, даже в самые мощные телескопы невозможно реально наблюдать разбегание галактик. Все картины звездного неба являются статическими, и ученые не ожидают увидеть разбегание галактик даже если наблюдения будут продолжаться века.
Тогда откуда же появилось реальное знание о расширении Вселенной? Все, что мы можем рассматривать - это свет и другие виды излучения, дошедшие до нас через межзвездное пространство. Эти данные не содержат прямого доказательства расширения Вселенной, но некоторые особенности этого излучения позволяют ученым сделать вывод о разбегании галактик. При этом они полагают, что законы физики, действующие в околоземном пространстве действуют в неизменном виде во всей Вселенной. Затем они пытаются представить себе какие процессы, подчиняющиеся этим законам могут создать наблюдаемую нами на Земле картину.
Чтобы понять, каким образом, анализируя свет звезд, астрономы приходят к выводу о разбегании галактик, следует обратиться к истории астрономии и астрофизики. Исследуя звездное небо, астрономы давно заметили, что кроме планет и звезд на небе имеется множество расплывчатых светящихся образований. Сначала они назвали их "небулами", что по латыни означает "облака". В последствии их стали называть галактиками.
Ближайшая к нам галактика, широко известная туманность Андромеды, имеет размер, превышающий размер лунного диска. Она, однако, настолько слабо светится, что едва различима невооруженным глазом. С появлением мощных телескопов в начале нашего века удалось разглядеть, что эти галактики состоят из множества звезд. Еще дальше от земли были обнаружены целые скопления галактик.
До открытия звезд в Андромеде астрономы обычно полагали, что все небесные тела находятся в пределах нашей галактики Млечного Пути. Но с этим открытием или с открытием других, более удаленных галактик, их представления существенно изменились. Размеры Вселенной увеличивались невообразимо.
Вплоть до начала нашего столетия, астрономы полагали, что основные объекты во Вселенной являются неподвижными по отношению друг к другу. Но в 1913 году американский астроном Весто М.Слифер, изучив спектры излучения десятка важнейших галактик пришел к выводу, что они удаляются от Земли со скоростями окло 2 миллионов миль в час.
Как Слифер пришел к такому потрясающему заключению? В те времена астрономы увлекались спектрографическим анализом света звезд с целью определения элементов, входящих в состав звездного вещества. Известно, что отдельные элементы имеют характерный рисунок спектра, которые позволяют определить его присутствие.
Слифер заметил, что в исследуемых им спектрах линии определенных элементов были сдвинуты по направлению к красной части спектра. Это примечательное явление получило название "красное смещение". Слифер интерпретировал красное смещение, как результат эффекта Допплера, обусловленное удалением галактик. Это был первый и основной шаг к идее о расширении Вселенной. (Если бы линии были сдвинуты в сторону синей части спектра, это означало бы, что галактики приближаются к наблюдателю.)
Эффект Допплера часто иллюстрируют явлением изменения тона сигнала паровоза, когда он проходит мимо наблюдателя. Это явление было впервые изучено в 1842 году австрийским физиком Кристианом Дж. Допплером. Он предположил, что временной интервал между звуковыми волнами, воспринимаемый наблюдателем, будет сжат, если излучающий звук объект приближается к наблюдателю. Это приводит к тому, что наблюдатель воспринимает звук более высокого тона, чем от неподвижного источника. Точно так же, когда источник удаляется, временной интервал между волнами, попадающими в ухо наблюдателя будет увеличен, что выразится в понижении воспринимаемой частоты звука. Рассказывают, что Допплер проверял свою идею с помощью трубача, играющего на движущейся железнодорожной платформе. Эксперты, которыми были музыканты с совершенным слухом, подтвердили результаты, полученные Допплером.
Допплер предсказывал подобный эффект и для световых волн. Увеличение длины волны света означает смещение в сторону красной области спектра. Следовательно, спектр объекта, удаляющегося от наблюдателя, будет иметь красное смещение. Слифер интерпретировал наличие красного смещения спектра галактик именно таким образом. Он обнаружил красное смещение и решил, что галактике, должно быть, удаляются от нас.
Следующий шаг к идее расширения Вселенной был сделан в 1917 году, когда Энштейн опубликовал свою общую теорию относительности. До Энштейна ученые полагали, что пространство неограниченно простирается во все стороны и является евклидовым и трехмерным. Но Энштейн предположил, что пространство, возможно имеет другую геометрию - четырехмерное искривленное пространство - время, в котором пространство может быть замкнуто само на себя.
Есть много видов пространства, удовлетворяющих теории Энштейна. Одним, например, является замкнутое пространство без границ, похожее на поверхность сферы; другим служит пространство с отрицательной кривизной (седлообразное), бесконечное во всех направлениях.
Сам Энштейн полагал, что Вселенная статична, и он хотел подтвердить это своими уравнениями. Но почти сразу же голландский астроном Виллем Д.Ситтер нашел решение уравнений Энштейна, которые предсказывали быстрое расширение Вселенной. Геометрия пространства со временем изменялась бы.
7.а. Модель расширяющейся Вселенной Хаббла.
Работы де Ситтера не остались незамечеными астрономами. Одним из первых, кто обратил на них внимание, был Эдвин Хаббл. Хаббл присутствовал на заседании Американского Астрономического общества в 1914 году, когда Слифер докладывал об обнаружении движения галактик. В 1928 году Хаббл приступил к работе в знаменитой Вильсоновской обсерватории, поставив целью связать воедино теорию расширения Вселенной де Ситтера и наблюдения Слифера.
Хаббл рассуждал следующим образом: в расширяющейся Вселенной галактики должны удаляться друг от друга. И чем дальше они будут разлетаться, тем быстрее должно быть их удаление. Это означает, что в любой точке, включая Землю, наблюдатель будет видеть, что все галактики удаляются от него, и что в среднем, чем дальше находится галактика, тем быстрее она удаляется от него. Хаббл проверил, так ли это, и получил, что величина красного смещения пропорциональна удаленности галактик. Большинство наблюдаемых им галактик имели красное смещение, причем величина его возрастала по мере их удаленности.
Возникает естественный вопрос, а как Хаббл определял расстояние до галактик? Это была очень трудная проблема для Хаббла да и для современных астрономов. Ведь нет средств непосредственного измерения межзвездного расстояния. Основа метода такова: для начала мы измерим различными способами расстояние до ближайших звезд. Затем, шаг за шагом, мы можем выстроить "шкалу космических расстояний", которая позволит нам оценить расстояние до нескольких галактик. Если мы найдем способ определять собственную яркость галактик, мы можем определять относительные расстояния, сопоставляя видимую яркость галактик и применяя закон обратных квадратов.
Мы не будем вдаваться в подробности сложной процедуры установления этой космической шкалы. Достаточно сказать, что она включает много теоретических допущений, которые являются ненадежными, двусмысленными и часто неожиданно пересматриваются. Ниже мы убедимся в этом.
Хаббл, используя свой собственный метод определения расстояний обнаружил пропорциональность, известную теперь, как закон Хаббла. Между величиной красного смещения и удаленностью галактик. Он полагал установленным со всей определенностью, что более удаленные от нас галактики удаляются все более и более быстрей и считал это достаточным доказательством расширения Вселенной.
Со временем это соотношение на столько просто установилось, что астрономы стали использовать его для определения удаленности галактик путем измерения их красного смещения.
Но, как мы уже отмечали, значения расстояний, используемые Хабблом не являются данными прямых и точных измерений, а определены косвенно на основании относительной яркости галактик. Таким образом, модель расширяющейся Вселенной имеет два потенциальных дефекта. Во-первых, на яркость небесных тел могут влиять какие-либо причины помимо их удаленности, и тогда шкала расстояний не даст истинной картины; во-вторых, возможно, что красное смещение не связано со скоростью удаления галактик.
Действительно, ряд астрономов утверждают, что в некоторых случаях красное смещение не вызвано эффектом Допплера. А некоторые данные идут дальше, ставя под вопрос саму концепцию расширяющейся Вселенной.
7.в. Аномальное красное смещение. Наблюдения Хальтона Ария.
Одним из астрономов, поставивших под сомнение происхождение красного смещения, в результате эффекта Допплера является Хальтен Ари, сотрудник обсерватории Хэйли на горе Паломар. Он наблюдал много примеров нарушения закона Хаббла. Исследования привели его к предположению, что красное смещение по-видимому определяется вовсе не допплеровским эффектом.
Здесь можно спросить, а почему ученые обычно интерпретируют красные смещения исключительно как результат эффекта Допплера? Действительно, возможно, что эффект Доппларе производит красное смещение, но откуда мы знаем, что наблюдаемое красное смещение должно быть результатом эффекта Допплера? Одной из главной причин для такого допущения является то, что кроме допплеровского эффекта , известен только один фактор, способный создать заметное красное смещение - это мощное гравитационное поле. Когда свет распространяется против поля тяготения он теряет энергию, что приводит к красному смещению. Однако астрономы не сочли это объяснение применимым для звезд и галактик, так как для того, чтобы создать наблюдаемое смещение спектра, поле должно быть невероятной силы.
Ари утверждает, что обнаружил объекты с высоким красным смещением в непосредственной близости с объектами с низким красным смещением. (ARI-4,RC) В соответствии со стандартной теорией расширяющейся Вселенной, такие объекты должны иметь разное удаление от Земли. И наоборот, два объекта, относительно близкие друг к другу должны иметь примерно одинаковое красное смещение.
Но Ари приводит следующий пример: спиральная галактика NGC 7603 соединена с близлежащей галактикой видимым "мостом", однако последняя красное смещение, соответствующее скорости на 8000 км/сек больше чем спиральная галактика. Такое различие красного смещения должно, согласно теории, соответствовать расстоянию между ними в 478 миллионов световых лет. Это выглядит неправдоподобно, поскольку похоже, что эти галактики физически связаны между собой. Для сравнения нашу собственную галактику, Млечный Путь отделяет от ближайшего соседа туманности Андромеды 2 миллиона световых лет. Конечно, сторонники традиционной точки зрения не согласны с выводами Ариа. Джон Н.Бэколл из Принстонского исследовательского института считает, что утверждение Ариа о физической связи между галактиками не обосновано. (RC) Они разнесены в пространстве на огромные расстояния, а при наблюдении просто "накладываются" одна на другую. Так называемый "светящийся мост" действительно наблюдается, но это эффект наложения изображений галактик.
Свои возражения Бэколл иллюстрирует следующим примером: он сделал фотографии звезды, принадлежащей нашей галактике, которая может показаться связанной со светящимся мостом с удаленной галактикой. Бэколл утверждает, что этот эффект не свидетельствует о наличии связи, поскольку эта звезда является одной из самых ярких звезд нашей галактики, а "наложившаяся" на нее галактика удалена 44 миллионов световых лет.
Однако Ари не согласился с этим соглашением, поскольку по его мнению в примере Бэколла "мост" является просто одной из обычных ветвей спиральной галактики. "Мост" же, описанный Ариом представляет собой аномальную структуру, не встречающуюся в других галактиках. Вероятность того, что две галактики подобного типа образуют такую связь, намного меньше, чем вероятность того, что звезда Млечного Пути окажется "накрытой" обычной галактикой.
Ари обнаружил много других примеров, противоречащих традиционной трактовке красного смещения. Вот один из наиболее выразительных. Около спиральной галактики NGC 4319 находится квазар, Макарий 205, который по-видимому соединен с галактикой светящимся мостом. Галактика имеет красное смещение 1800 км/сек, что соответствует удалению 107 миллионов световых лет. Квазар имеет красное смещение 21 000 км/сек. Это соответствует удалению 1,24 миллиардов световых лет. Однако Ари считает, что они физически связаны между собой, и, следовательно, стандартная интерпретация красного смещения не подходит для этого случая. (Заметим, кстати, что астрономы настолько привыкли связывать красное смещение с допплеровским эффектом, что измеряют его в км/сек.) Данные Ари были подвержены пристальной проверке. На фотографиях NGC 4319, сделанных некоторыми другими исследователями, "мост", обнаруженный Ариом не просматривался. Другие склонны были объяснить его подсветкой фотографии. Окончательный вывод сделал Д.М.Сулентик из университета штата Алабама, который провел тщательные фотометрические измерения обоих объектов и установил, что "мост" действительно есть.
Другой пример аномального красного смещения был найден Ариом в довольно необычной цепочке галактик, называемой Воронцов-Вельяминов 172 по имени известного русского исследователя. Одно из звеньев этой цепочки более компактна, чем остальные, имеет красное смещение вдвое больше, чем остальные.
Кроме пар галактик с различным красным смещением Ари обнаружил еще более странные вещи: похоже, что квазары и галактики могут порождать другие квазары и галактики. Вот некоторые примеры: взрывающаяся галактика NGC 520 имеет довольно низкое красное смещение. Если провести от нее прямую к юго-западу, то мы обнаружим четыре тусклых квадрата, выстроившихся точно вдоль этой прямой. Ари утверждает, что это единственные квазары в окрестностях этой галактики. Можно ли это объяснить простым совпадением. Ари полагает, что вероятность этого исчезающе мала, и очевидно, эти квазары порождены взрывающейся галактикой.
Для нас представляет интересный факт, что эти квазары имеют намного большее красное смещение, чем породившая их галактика. В соответствии со стандартной интерпретацией красного смещения квазары в таком случае должны быть намного удалены от галактики. Ари объясняет этот и другие подобные примеры, предполагая, что только что порожденные квазары имеют высокое красное смещение, которое со временем уменьшается.
Некоторые ученые задают вопрос, возможно ли, чтобы галактики выбрасывали такие массивные объекты как квазары или другие галактики? В ответ Ари продемонстрировал фотографию гигантской галактики М 87, выбрасывающую струю вещества. Галактика М 87 относится к эллиптическому типу. На фотографии видно, что все галактики подобного типа в окрестности М 87 выстроены в направлении этого выброса. Это навело Ария на предположение, что эти галактики порождены М 87.
Как же галактика может порождать другие галактики? Если галактика представляет собой "остров во Вселенной", состоящий из звезд и межзвездного газа, как может она испускать другую галактику, которая является таким же материальным агрегатом?
Ученые надеются, что ответ может дать радиоастрономия. В последнее время радиоастрономы пришли к выводу, что галактики могут излучать энергию в диапазоне радиочастот. Некоторые галактики имеют симметричные области излучения по обеим сторонам. Чтобы объяснить это, астрономы предположили, что в центре таких галактик находится гигантская черная дыра, которая захватывает ближайшие звезды и выбрасывает их вещество в обе стороны по направлению своей оси вращения. Однако, если анализы Ариа верны, или предстоит объяснить не только форму излучающих областей, которые могут быть сформированы разряженным газом, но и механизм выброса вещества галактик или более ранних образований.
Рассматривая красное смещение таких порожденных галактик и квазаров, Ари обнаружил следующее: порожденные объекты, даже весьма близкие к своим "родителям", имеют намного большее красное смещение. Ари утверждает, что это означает, что их красное смещение обусловлено вовсе не допплеровским эффектом. Таким образом красным смещением нельзя измерить скорость удаления этих объектов. Скорее оно может сказать нам что-то о физическом состоянии этих объектов.
Но существующие законы физики не позволяют сделать никаких предположений о том, что это за состояние. Если галактики представляют собой скопление звезд и облаков пыли и газа, какие качества этого вещества, кроме скорости и гравитации, могут быть причиной красного смещения? Это нельзя объяснить на основании известных физических принципов.
Это, похоже, требует новой физики. Но здесь мы открываем ящик Пандоры, поскольку современная космология полностью разделяет исходное предположение, что все наблюдаемое нами во вселенной можно объяснить на основе известных законов физики. Если законы физики коренным образом пересматриваются, то все построенные на них модели также нуждаются в пересмотре.
Конечно, данные Ариа очень противоречивы, и многие астрономы сомневаются в существовании реальной связи между галактиками и квазарами. Но это только одно область, в которой данные эксперимента заставляют поставить под вопрос стандартную интерпретацию красного смещения галактик.
7.с. Постоянная Хаббла и усталость света.
Другой подобной областью является определение постоянной Хаббла, в которой заложена суть модели расширяющейся Вселенной. Как мы уже говорили, в соответствии с законом Хаббла скорость удаления галактики можно вычислить, умножив расстояние до нее на некоторую постоянную. Это означает, что таким же образом связанны красное смещение галактики и скорость ее удаления.
Эта постоянная фактически позволяет астрономам оценить размер Вселенной. Можно измерить красное смешение, спектра наиболее удаленного небесного объекта, и с помощью постоянной Хаббла оценить расстояние до него. Эта постоянная, таким образом, является одной из основных мировых констант. Стоит ошибиться при ее определении, скажем, вдвое, и сразу же вдвое вырастает оценка размеров Вселенной. Таким образом, крайне важно знать точную величину постоянной Хаббла.
Однако, на протяжении долгих лет ученые получали самые разные оценки постоянной Хаббла (она измеряется в км/сек на мегапарсек); мегапарсек - единица расстояния, принятая в астрономии и равная 3,3 миллионов световых лет.
Вот результаты оценки постоянной Хаббла по годам: 1929 год - 500; 1931 год - 550; 1936 год - 520 и 526; 1950 - 260, существенно ниже; 1956 - от 176 до 180. В 1958 году оценка упала до 75, но в 1968 году выросла до 98. Начиная с 1972 года по сей день она колебалась от 50 до 130. Сейчас принято значение 55. Как пошутил один астроном, постоянную Хаббла следовало бы назвать переменной Хаббла.
Конечно, эти скачки можно объяснить совершенствованием методов наблюдений и расчетов за прошедшие десятилетия. Но интуитивно чувствуется, что что-то здесь не так.
Эта проблема заинтересовала Жан Пьера Вигье французского астронома из института Анри Пуанкаре (VGI-5) По словам Вигье даже наши дни различные наблюдатели получают разные значения постоянной Хаббла. Тамман и Сендейдж получили 55 +/- 5, Абель и Истмонд 47 +/- 5. Однако Вандерберг получил значение между 93 и 111, Хейдман - 100, де Вакуле - 100 +/- 10. Если Вселенная расширяется в соответствии с простым законом пропорциональности, как получается, что результаты измерений отличаются так сильно?
Вигье заметил, что когда астрономы производят наблюдение в разных направлениях, они получают разные значения скорости расширения. Он нашел себе еще более странную вещь: измерения можно разделить на два класса соответственно их направлению. Если в выбранном направлении видна только одна галактика без переднего плана, результат был одним. Если же проводились измерения спектром удаленной галактики, частично закрытой более близкими галактиками, результат существенно отличался. Таким образом получалось, что скорость удаления галактики существенно зависела от наличия близлежащих по направлению к Земле галактик. Однако, как это может влиять на расширение Вселенной? Вигье предположил, что наблюдаемое красное смещение галактик никак не связано с расширением Вселенной, а обусловлено совсем другим явлением, которое он назвал усталостью света.
Согласно Вигье, при прохождении света через пространство, начиная с некоторого расстояния он теряет энергию, что выражается в красном смещении. Это происходит в соответствии с законами физики. Существует закон, требующий изменения энергии света при прохождении через пространство. Этот эффект настолько мал, что не может наблюдаться в земных условиях, но становится заметным в межзвездных масштабах. Согласно гипотезе усталости света, красное смещение пропорционально расстоянию, а не скорости удаления объекта. Вселенная Вигьера не расширяется, все галактики более или менее стационарны. Крсное смещение не есть результат эффекта Допплера, оно не определяется скоростью источника света, а обусловлено природой самого света, который теряет энергию или устает проходя большие расстояния. Большинство астрономов не приняли эту идею. По словам Джозефа Силка из Калифорнийского университета в Беркли, "это не удовлетворительное объяснение, поскольку оно требует нового закона физики". (SK)
Но Вигье сформулировал свою теорию в таком виде, который не требует радикального пересмотра физики. Он предположил, что в межзвездном пространстве существует особый вид частиц, взаимодействующих со светом таким образом, что отбирают у него энергию. В присутствии массивных объектов концентрация этих частиц возрастает. Таким образом, свет, проходящий через галактики переднего плана теряют больше энергии и имеет большее красное смещение, чем свет, пришедший от галактик, расположенных в чистых участках неба. Этим и объясняются различные значения постоянной Хаббла Вигье нашел и другие подтверждения того, что красное смещение не определяется скоростью источника света. Например, если свет звезды в момент наблюдения проходил в близи Солнца, красное смещение было больше, чем при наблюдении в другом участке неба. Такие измерения возможны только при полных затмениях Солнца, когда звезды вблизи солнечного диска становятся видимыми.
Итак, Вигье объясняет красное смещение не привлекая модель расширяющейся Вселенной. Его объяснение предполагает наличие нового неизвестного ранее свойства света. Вигье утверждает, что его модель лучше согласуется с данными астрономических наблюдений, чем модель расширяющейся Вселенной, позволяя объяснить большой разброс значений постоянной Хаббла. Согласно Вигье, красное смещение, возможно является одним из основных законов Вселенной. Вселенная таким образом, вполне может быть статической и нет необходимости в теории Большого Взрыва.
7.Д. Квазеры.
Помимо перечисленных недостатков, теория расширяющейся вселенной оказывается также весьма сомнительной при изучении квадров, или квазиозвездных источников радиоизлучения. Квазары внешне подобны звездам, но имеют очень большое красное смещение, и поэтому считаются самыми удаленными объектами Вселенной, даже самых далеких галактик. Как мы уже говорили, Хальтон Ари считает, что некоторые квазары весьма близки к нам, несмотря на их высокое красное смещение. Ари отметил также, что много квазаров локализовано в той же области звездного неба, что и большая группа относительно близких галактик. Это навело его на предположение, что квазары, возможно, каким-то образом связаны с этими галактиками, и, следовательно, находятся на том же расстоянии от нас. Возникает вопрос: если некоторые квазары в самом деле близки к нам, и, следовательно, находятся на том же расстоянии от нас.
Возникает вопрос: если некоторые квазары в самом деле близки к нам, и, следовательно, их красное смещение обусловлено вовсе не их скоростью, то может быть, это типично для квазаров вообще? Ведь квазары наблюдаются астрономами уже давно, и за это время накопились серьезные сомнения в том, что действительно удалены от нас на их космологические расстояния (т.е. расстояния, вычисленные умножением их большого красного смещения на константу Хаббла).
Сомнения возникли прежде всего из-за большой яркости квазаров. Если они действительно столь далеки от нас, это означает, что многие квазары излучают энергию, в сотни раз превосходящую излучение ярчайших галактик, состоящих из миллиардов звезд. Если бы квазары имели бы размеры порядка размеров галактик, это было бы неправдоподобно. Однако обнаружилось, что интенсивность излучения квазаров может периодически изменяться, причем с весьма коротким периодом (порядка дней). Это говорит о том, что они весьма мало похожи на галактики. Невозможно понять, исходя из известных законов физики, как такой малый объект может излучать столько энергии.
Интересный подход к проблеме квазаров предложен И. Варшни, канадским физиком из университета Оттавы (VR 1-3) он поддерживает предположение ария о том, что красное смещение квазаров не определяется их скоростью, ссылаясь на обнаруженные им особенности распределения их красных смещений.
Вообще говоря, следовало бы ожидать, что красное смещение небесных объектов, включая квазары, распределяются равномерно в широком диапазоне. Однако, Варшни обнаружил, что существуют несколько явно выраженных групп, на которые можно разбить квазары по величине их красного смещения. Квазары, относящиеся к каждой группе, беспорядочно разбросаны по звездному небу и очень мало квазаров имеет значение красного смещения не попадающее ни в одно из групп. Такая же особенность была отмечена астрономом Джеффри Барбиджем, который установил, что неожиданно большая часть квазаров имеют красное смещение, близкое к 1,95 (BR 1). (Величина 1,95 измерена в длинах волн, это соответствует скорости 238 160 км/сек или 79 % скорости света). Такое распределение красного смещения находятся вблизи некоей сферической поверхности с радиусом, определяемым величиной красного смещения. Это справедливо для всех диапазонов значений красного смещения, так, что мы можем выделить набор концентрических сфер с центром в точке наблюдения.
Такой вывод противоречит современной космологии, поскольку помещает Землю в центр Вселенной. Так как квазары являются согласно традиционному подходу, самыми удаленными от нас объектами Вселенной, получается, что Вселенная окружена серией концентрических сфер с центром на Земле.
Весьма маловероятно, что такое расположение могло сложиться в ходе случайного развития Вселенной, и поэтому Варшни пришел к выводу, что следует отказаться от стандартной интерпретации красного смещения как результата эффекта Допплера, а значит и от модели расширяющейся Вселенной. Тогда удаление объекта не будет определяться его красным смещением, и, следовательно, снимется проблема концентрации квазаров не сферических поверхностях.
По мнению Варшни наличие красного смещения квазаров вызвано особым механизмом испускания света. Он полагает, что особенности их излучения вызваны в первую очередь лазерными эффектами внутри самих квазаров и намного перекрывает эффект, вызванный их удалением. Варшни считает также, что ученые ошибочно принимают спектральные линии излучения лазерного типа за спектральные линии газа, сдвинутые в красную сторону спектра из-за эффекта Допплера. Поэтому квазары намного ближе к нам. чем может показаться, если не учесть этой особенности квазаров.
Независимо от того, верна ли теория Варшни или нет, его открытие дискретного характера распределения красного смещения квазаров поставило под вопрос традиционную шкалу космических расстояний - по крайней мере для квазаров. Если считать, что сдвиг спектральных линий обусловлен эффектом Допплера и следовать традиционной теории, получается, что Земля находится в центре Вселенной, а это отвергается ими со времен Галилея и Коперника.
7.Е. Дискретный характер красного смещения. Однако наблюдения Варшни - это только одна из странных особенностей, которые можно заметить при пристальном изучении данных астрономических наблюдений. Другая интересная картина была обнаружена Вильямом Дж.Тифтом, астрономом обсерватории Стюарта в университете штата Аризона. (ТF1-7). Его наблюдения нанесли, вероятно, самый большой удар по теории Расширяющейся Вселенной.
Тифт обнаружил, что красное смещение галактик носит дискретный характер. Это означает, что величины измеряемого красного смещения группируются вблизи отсчетов, кратных некоторому единичному значению (конкретно 72 м/сек) Таким образом красное смещение галактик примерно равны 72, 144, 216 и т.д. км/сек. Рассмотрим пару галактик, достаточно близких друг к другу в пространстве. Согласно закону тяготения Hьютона, между ними существует силы притяжения. Поэтому они будут совершать вращательное движение, приближаясь друг к другу, или сохраняя дистанцию, (в зависимости от их относительных скоростей). Это относительное движение может давать заметное красное смещение. Тифт измерил относительное смещение спектральных линий множества галактик, образующих пары. Эта величина, согласно традиционному подходу, оценивает не скорость удаления пары галактик от Земли, а скорость их относительного движения с точки зрения земного наблюдателя. Иначе говоря, измерения выполнялись следующим образом: предположим, мы измерим красное смещение каждой галактики какой-то пары и получим значения каждой галактики какой-то пары и получили значение 7000 и 7500 км/сек. Это означает, что скорость одной из них относительно другой имеет составляющую 500 км/cек в направлении к Земле. Однако, так как эта скорость обусловлена их относительным вращением, она будет изменяться со временем. Конечно, заметить это изменение, наблюдая за одной парой галактик, невозможно не хватит жизни наблюдателя. Однако, мы можем провести такие же измерения на множестве подобных пар. Тогда. очевидно, мы можем ожидать, что значения относительного красного смещения распределяется равномерно, так как взаимное расположение галактик в каждой паре будет случайным.
Тифт обнаружил, что это не так. Распределение явно было не случайным, а имело максимум вблизи значений, кратных 72 км/сек. Тифт пришел к выводу, что измеряемые значения относительно красного смещения никак не связано с относительной скоростью галактик, а, значит, вращательное движение в парах отсутствует. Можно возразить, что даже если красное смещение вызвано чем-то иным, вращательное движение все равно должно иметь место. Hо как подчеркивал Тифт, если бы это было так, вращательное движение вносило бы дополнительную случайную составляющую в измеряемое значение красного смещения. Однако, измерения показали, что это не так.
Выводы Тифта относятся не только к парам. Выводы Тифта относятся не только к парам, но и целым группам галактик. Это ставит перед физиками два вопроса. Во-первых, каков источник красного смещения галактик, помимо их движения? Тифт предположил, что это может быть связано с природой самих галактик. Возможно, смещение их спектра есть проявление неизвестного, как закон природы. Во-вторых, каково в таком случае относительное движение этих галактик? Если бы оно было вращательным, допплеровский эффект вносило бы случайную компоненту в их красное смещение. Может ли их движение быть иным? Тогда, в соответствии с законами тяготения, они должны либо сближаться друг с другом, либо разлетаться в разные стороны. В любом случае их относительное движение должно давать случайную составляющую красного смещения. Однако мы видим, что это не та. Следовательно, согласно Тифту, необходимо уточнить необходимо уточнение принципов тяготения.
Есть и другие данные, говорящие о необходимости пересмотра законов гравитации, особенно для явлений галактического масштаба. Hа протяжении многих лет ученые сталкиваются с трудностями объяснения динамики движения галактик, исходя из закона Hьютона. Существует, например, вихреобразное скопление галактик, которое, очень похоже, вращается вокруг некоторого центра. Однако, если принять во внимание предполагаемое значение их скоростей и массы, то очевидно, что этот центр должен быть немного более массивным. И вместо того, чтобы принести в жертву закон гравитации, астрономы предполагают наличие огромных темных невидимых нам масс в центре таких скоплений. Образно говоря, ученые не досчитываются 90% массы вселенной.
Есть другой путь к устранению этих противоречий - допустить, что законы гравитации нуждаются в пересмотре, и Тифт делает это, исходя из результатов своих исследований. Уточненные законы гравитации должны снять необходимость добавления недостающих масс. Сейчас невозможно сказать, прав Тифт или нет. Hо этот пример показывает, как ученые, оперируя крайне ограниченными данными, которые они в состоянии получать натыкаются на массу противоречий в своих попытках понять природу вселенных.
До сих пор мы обсуждали пары и группы галактик. Мы полагаем, что значения их относительных красных смещений, которое обусловлено составляющей их относительного движения в направлении к Земле или от нее, будут равномерно распределены в широком диапазоне. Однако Тифт обнаружил, что распределение этих значений имеет максимумы, кратные некоторой константе. Hа основании этого он сделал вывод, что в пределах этих пар и групп относительное движение отсутствует.
Hо что можно сказать об абсолютном движении галактик в направлении нашего зрения? Может быть они вовсе не удаляются от нас, как того требует теория расширяющейся Вселенной, а расположенная статично на своих местах?
Тифт утверждает, что так оно и есть. Если бы они участвовали в расширении Вселенной, величины их красных смещений распределялись бы случайно в широком диапазоне. Hо по данным Тифта распределение абсолютных величин красного смещения также носит дискретный характер.
Это не видно на основании данных обычных наблюдений, но Тифт заметил, что если мы компенсируем эффект движения Солнечной системы дискретный характер распределения становится очевидным. Значения распределены неравномерно, а группируются вокруг максимумов, кратных некоторой константою.
Рассмотрим это подробнее. Движение Солнечной системы вызывает дополнительный допплеровский сдвиг спектра звездных объектов. Величина этого сдвига зависит от угла между направлением на объект и движением Солнца. Если эти направления перпендикулярны, движение Солнца не влияет на смещение спектра. Если Солнце двигается к объекту (угол 0 градусов), смещение уменьшается (сдвиг в сторону синей части спектра). Если Солнце удаляется от объекта, смещение увеличивается. Это влияние искажает картину, маскируя дискретный характер красного смещения.
Чтобы восстановить картину, надо из измеренных значений красного смещения вычесть поправки, рассчитанные на основание данных о движении Солнца в межзведном пространстве. Именно это и продела Тифт. Результаты показали, что распределенная величина красного смещения имеет максимум через 72 км/cек. Также, как и ранее он сделал из этого вывод, что красное смещение не является результатом движения галактик, и, следовательно, Вселенная статична.
Тифт так подводит итоги своей работы в астро-физическом журнале: "Система представлений [система изложена в этой статье] внутренне непротиворечива и позволяет делать предсказание, которое в рамках традиционного подхода нельзя даже предполагать. Эти предсказания оправдывались, фактически, во всех случаях. Метод предполагает альтернативные решения некоторых насущных проблем астрономии: в том числе, проблемы недостающей массы галактик и особенностей вращения звездных объектов. Обнаруживается несостоятельная теория происхождения и развития галактик путем коллапса, равно как и большинства других выводов, основанных на концепции "расширяющейся Вселенной" (хотя это и не обсуждается детально в данных статьях). Если учесть все далеко идущие следствия из гипотезы дискретности красного смещения не удивительно, что эта идея встречает яростное неприятие. Тем не менее, имеется ряд тесно связанных значительных корреляций, основанных на большом объеме данных. Заявление о том, что концепция дискретного красного смещения не совместима с "расширением Вселенной, или даже с квантовой электродинамической теорией относительности не могут уничтожить или объяснить эти корреляции". [TFS, р.390]
Как можно заключить из этой цитаты, выводы Тифта не нашли поддержки среди астрономов и астрофизиков. Действительно, они были встречены ледяным молчанием. Однако Хальтон Арн нашел независимое подтверждение некоторых результатов Тифт, и это предало большую убедительность его собственным наблюдениям аномальных объектов.
Наблюдая скопление галактик, Арн пришел к выводу, что, как правило, в скоплении имеется один объект, который ярче и больше остальных. Эта галактика имеет меньшее красное смещение, чем ее смещение. Арн полагает, что все галактики, входящие в скопление, расположены относительно близко; следовательно, красное смещение не является результатом движения или расстояния, а имеет какую-то другую причину.
Рассмотрим, как Арн пришел к такому выводу. Ведь можно предположить, что большая и яркая галактика находится ближе к нам и просто видна на фоне более далекого и тусклого скопления. Однако такие скопления являются хорошо выраженными образованиями и в целом занимают весьма малый процент небесной сферы. Арн считает маловероятным, что во всех наблюдаемых случаях на переднем плане присутствует яркая галактика, не связанная с удаленным скоплением.
Как мы уже говорили, по мнению Арна галактики могут порождать другие галактики, выбрасывая их в пространство. Может быть в наблюдаемых Арном случае имеет место как раз такой выброс в направлениях от наблюдателя? Hо тогда, можно возразить, среди множества наблюдаемых скоплений должны быть случаи выброса в противоположную сторону. Тогда порождение галактики должно иметь отрицательное относительное смещение, а также случаем Арн не обнаружил.
Hо вот решающий аргумент Арна: оказалось, что положительное смещение малых галактик носит дискретный характер, как это обнаружено в наблюдениях Тифта. Период максимумов распределения, вычисленный Арном, составил 77 км/сек, что хорошо согласуется со значением, полученным Туфтом - 72 км/сек. Как мы видели, это говорит о том, что красное смещение не является результатом движения галактик. А тот факт, что дискретный характер проявляется, когда мы рассматриваем смещение спектров относительно именно доминирующей галактики скопления, доказывает, что между ними сущетсвует физическая связь. Действительно, если картина скопления - результат случайного наложения изображений, распределение относительных смещений, также должно быть, и равномерным, а ни как дискретным.
Таким образом, в нашем примере тусклые галактики с высоким красным смещением расположены примерно на том же расстоянии от нас, что и яркие галактики с малым красным смещением. Под вопросом оказывается не только интерпретация красного смещения, но метод определения расстояния по яркости.
Один из пиков распределения относительно красного смещения галактик, наблюдаем Арном, приходится на значения 138-144 км/cек. Такой узкий диапазон несомненно говорит о том, что в этих группах отсутствует орбитальное движение. Если бы это было не так, различные объекты, входящие в это скопление, двигались и имели бы разные составляющие скорости по направлению к Земле. Соответственно, диапазон значений относительно смещения спектров был бы больше.
По словам Арна: "Самое загадочное и трудно объяснимое в этих узких пиках - это малый диапазон в скорости реального орбитального или более сложного движения". Это означает, что если предположить наличие орбитального движения, скорости его слишком малы, чтобы оно происходило в соответствии с известными физическими законами. Похоже, идея Тифта о необходимости поиска новых законов тяготения подтверждается.
Джеффри Барбидж подводит итого наблюдениям аномального красного смещения следующим образом: "Я полагаю, что хотя многие астрономы не хотят рассматривать эти данные на том основании, что статические аргументы не очень надежны, или, не занимая позицию, что отсутствие понимания явления есть аргумент против его существования, все же закономерности существуют и требуют пересмотра многих фундаментальных положений." (BR2)
Из этих наблюдений мы можем сделать один важный вывод: мы видим, как надежная, солидная модель Вселенной, "выполненная в муках" поколениями ученых, может практически развалиться при более тщательном изучении данных, лежащих в ее основе. И нам остается только вспомнить слова Шукадева Госвами, сказанные в начале его описания Вселенной: "Мой дорогой царь, нет предела проявлениям материальной энергии Всевышнего. Этот материальный мир происходит из материальных качеств,... тем не менее никто на может полностью объяснить его, даже за такую долгую жизнь, как жизнь Брпахмы. Hикто в материально мире не совершенен, несовершенная личность не может правильно описать эту вселенную даже после долгих размышлений". (SB 5.16.4)
8. Вопросы и ответы.
Мы приведем ниже краткие ответы на вопросы, которые обычно задают о ведической космологии (указывая, если возможно, разделы книги, в которых содержатся более детальные сведения).
Вопрос: В ведической литературе говорится, что Луна выше, чем Солнце. Как так может быть?
Ответ: В главе 22 Пятой песни действительно приведены высоты планет над поверхностью Земли и говорится, что Луна на 100 000 йоджан выше солнечных лучей. Здесь слово "над поверхностью" означает "над плоскостью Бху-Мандалы". Hе следует понимать высоту светила как расстояние от поверхности земного шара. В разделе 4.вмы показали, что плоскость Бху-Мандалы совпадает с плоскостью Эклиптики, и поэтому, действительно, Луна выше Солнца над этой плоскостью. Это не означает, что Луна дальше от Земли, чем Солнце.
Hапример, если точка А лежит в плоскости, а точка В и С имеют высоту над плоскостью соответственно на 1000 и 2000 миль, то из этого не следует, точка С дальше А, чем точка В.
Вопрос: В Шримад-Бхагаватам (8.10.38р) Шрила Прабхупада говорит: "Считают, что Солнце находится на высоте 93 000 000 миль над поверхностью Земли, а их Шримад-Бхагаватам мы можем понять, что Луна на 1 600 000 выше Солнца. Следовательно, расстояние от Земли до Луны около 95 000 000 миль". Разве здесь не утверждается прямо, что Луна дальше от Земли, чем Солнце.
Ответ: В заключении к главе 23 Пятой песни Шримад БЬхагавата Шрила Прабхупада говорит: "Расстояние от Солнца до Земли составляет 100 000 йоджан." Если считать йоджану равной 8 миль, мы получим 800 000 миль. Мы полагаем, что когда Шрила Прабхупада упоминает расстояние, принятое современной западной наукой, он просто хотел подчеркнуть, что, смешивая в одно целое Бхагаватам и современную астрономию, мы получим противоречия, и поэтому следует просто принять ведическую картину мира. Он не собирался вникать детально в данные астрономии.
Вопрос: Что заставило вас заниматься этим?
Ответ: Шрила Прабхупада дал такое указание некоторым своим последователям. В письме к Сварупе Дамодаре дасу от 27 апреля 1976 года он писал: "Сейчас наши ученые должны объединить усилие в изучении Пятой песни, чтобы построить модель ведического планетария... Так что теперь вы должны объединить усилия в изучении Пятой песни Шримад Бхагаватам, чтобы построить рабочую модель Вселенной. Если мы сможем объяснить смену времен года, затмения фазы Луны, смену дня и ночи и т.д., это будет очень мощная пропаганда. Он упоминал персонально Сварупа Дамодара дас, Садапута дас, Мадхава дас в письме к директору Вульф-Росткей от 14 октября 1976г."
Вопрос: Как расположение от Солнца до Земли в 800 000 миль согласуется с современной астрономией?
Ответ: Это расстояние до плоскости Бху-мандалы. Расстояние от центра Джамбудвипы до орбиты Солнца вокруг горы Манашоттара составляет по данным Пятой Песне, 15 750 000 йоджан.
Это расстояние измерено в плоскости Бху-мандалы и соответственно значение 126 000 000 миль, если принять 1 йоджана = 5 миль. Так как используемое в Индии значение йоджаны колеблется от 5 до 8 миль, это вполне согласуется с современным значением 93 000 000 миль.
Вопрос: Используя радары и лазеры, ученые вычислили расстояние от Земли до Луны очень точно. Оно равно 238 000 миль. Как это согласуется с ведическими вычислениями?
Ответ: Согласно Сурья-сиддханте, расстояния от земного шара до Луны составляет 238 000 миль (см.раздел 1 е.). Это хорошо согласуется с современным значением.
Вопрос: Если Луна находится на расстоянии 258 000 миль от Земного шара, как может она быть на 100 000 йоджан выше Солнца? Это трудно понять, даже если последнее значение брать относительно Бху-мандалы.
Ответ: Подробный ответ содержится в разделе 4.в. и в таблице 8 и 9 этого раздела. Кратко можно сказать следующее: высота планет над Бху-Мандалой соответствует максимальному расстоянию планет от плоскости эклиптики в видимой, солнечной системе. Это соответствует весьма приблизительно, поскольку Пятая песнь выражает восприятие мира полубогами, в то время, как современная астрономия и джотиша-шастра - восприятие обычных людей.
Мы полагаем, что описание Вселенной, приседенной в Пятой песне в основном совместимо с тем, что наблюдаем мы. Расхождения имеются из-за различных сенсорных способностей людей и полубогов. Так, например, для многомерного зрения полубогов Бху-мандала должна быть видима непосредственно, а тогда положение Солнца, Луны и планет будут такими, как описано в Пятой Песне.
Вопрос: Как следует понимать небывало высокие горы, описанные в Пятой песне? Hекоторые из них, включая Гималаи имеют высоту 80 000 миль.
Ответ Весьма сомнительно, чтобы даже далекие от научного образования люди в древней Индии думали, что привычные нам Гималаи имеют высоту 80 000 миль. Ведь они, кроме всего прочего, регулярно совершали пешие паломничества в Бадарик-ашрам. Мы полагаем, что космические горы Пятой песни принадлежат высшим измерениям пространства, они реальны, но для того, чтобы их увидеть, надо иметь такие же сенсорные способности, как у полубогов и великих йогов. Это традиционное понимание, хотя слова "высшие измерения" и не используются, и описание сделано от лица полубогов и других великих личностей (как, например, Пандав).
Шрила Прабхупада сказал, что современная наука жестко привязана к нашей планете. Если мир ограничен нашей трехмерной реальностью, это может показаться неправильным. Однако в разделе 3.в.4 приведены примеры из ведической литературы, показывающие, что наш трехмерный мир связан с мирами высших измерений.
Вопрос: Если океан Гарбходака заполняет половину Вселенной, то где же он, и почему мы его не видим?
Ответ: Океан Гарбходака находится ниже Бху-мандалы. Это соответствует южному полушарию небесной сферы или области к югу от эклиптики. (см.раздел 3.d) Океан Гарбходака также принадлежит высшим измерениям.
Вопрос: Правда ли, что на южном полушарии звездного неба видно меньше звезд, чем на северном. Это не потому, что смотрим с Земли сквозь Бху-мандалу?
Hа существующих звездных картах число звезд, видимых в Южном полушарии такое же как и в северном. (см.рис. 11 и 12)
Вопрос: Каково мнение Шрилы Парбхупады относительно полетов на Луна? Кажется, в его высказываемых по этому поводу присутствует некоторая двусмысленность.
Ответ: Шрила Прбхупада предложил ряд возможных объяснений, что может реально происходить при полете на Луну. Его главная мысль в том, что не может быть, чтобы посетить и Чандралоку, так как они не достигли существующего там мира полубогов. Говоря иначе, если Луна действительно всего лишь безжизненная пустыня, как утверждают ученые, то ведическое описание Чандралоки не соответствует действительности. Это обсуждается в разделе 6.с.1.
Вопрос: Как вы относитесь к утверждениям, что полет на Луну - фальсификация, сделанная правительством Соединенных Штатов? Это утверждается в книге Билла Кейзинга "Мы никогда не летали на Луну".
Ответ: Хотя в этой книге и есть интересные вещи, ее аргументы спекулятивны и основаны на случайных фактах. Главным аргументом Кейзинга является то, что Томас Бэрон, работник Североамериканской авиационной компании, критиковавший программу "Апполон", был убит правительственным агентом. Кейзинг утверждает, что это являлось часто программы правительства по сокрытию этой фальшивки. К сожалению, если это правда, то должно быть весьма опасно иметь убедительные доказательства такого сокрытия. Другой аргумент Кейзинга состоит в том, что согласно официальным отчетам, шесть полетов "Аполло" на Луну прошли почти идеально. Предшествующие и последующие полеты изобилуют отказами и поломками. Кейзинг утверждает, что это статистически мало вероятно, что статистически маловероятно и считает это доказательством фальсификации этих полетов. Такой факт интересен, но не является доказательством.
Вопрос: Почему вы обращаетесь к трудам по индийской материалистической астрономии, как Сурья-сиддханта и Сиддханта-широмани?
Ответ: Шрила Прабхупада обращался к этим работам, имевшим общее название "Джодиша шастра" Сарасвати. Шрил аБхактисиддханта приводил цитаты из них и ни разу не высказал мнения, буд-то что-то из них не соответствует истине. "Джодиша шастра" цитируют и другие вайшнавские комментаторы Бхагаватам.
Вопрос: Шрила Прабхупада говорил о шарообразности Земли и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати ссылается на Сурья-сиддханту "Джодиша шастры", которые ----------------------------------------------------------------------------теория описывает Землю как сферу. Но не является ли это новшеством, введенным последним по влияниям современной астрономии.
Ответ: нет, не так. И более ранние комментаторы Бхагаватам ссылались на Джотиша Шастры, включая Сурья-сиддханту. Это, например, Вамшидхара, живший в 1642 году, когда западная наука еще не имела большого влияния на Индию. (см. приложение 1)
Вопрос: Означает ли это, что мы должны принять Джотиша Шастры как абсолютную истину того же уровня, что и Шримад-Бхагаватам?
Ответ: Нет. Шримад-Бхагаватам - это чистые Пураны, содержащие неискаженное знание, пришедшее от Всевышнего. Джотиша Шастры - это справочники по астрономическим расчетам. Бхагаватам описывает мир, каким он представляется трансцендентальному видению, или, по крайней мере, видению великих личностей времен Кришны. Джотиша Шастры излагают законы движения планет, каким они представляются обычным людям. Однако, Джотиша Шастры действительно занимают большое место в ведической традиции, и Шрила Прабхупада неоднократно упоминал эти вычисления.
Вопрос: некоторые исследователи утверждают, что Джотиша Шастры заимствованы у греков на заре христианской веры. Так ли это?
Ответ: По мнению западных ученых ведическая литература не такая уж древняя. Однако, их методы спекулятивны и не свободны от этнических и религиозных предубеждений. В приложении 2 мы покажем безосновательность некоторых из их договоров.
Вопрос: Существует мнение, что Пятая Песня носит аллегорический характер. Некоторые комментаторы Бхагаватам поддерживают это мнение. Например, Бхактивенода Тхакур говорит об аллегоричности описания ада. Почему бы вам не принять Пятую Песнь как аллегорию и не.
Ответ: В самом деле, было бы проще принять описание Вселенной в Пятой Песне Шримад-Бхагаватам как аллегорическое. Но, хорошо поразмыслив, мы не можем это сделать. Давайте подробно рассмотрим, почему.
Рассмотрим сначала утверждение Бхактивеноды Тхакура относительно описаний ада в Бхагаватам. В "Бхагаватам" он пишет: "В некоторых главах мы находим описания этих адских и небесных миров и массу странных историй. Как мы уже говорили, в этой книге, следует понимать их не в буквальном смысле, а как средство устранения сил зла и поучения простаков и невежд. Бхагаватам утверждают определенно, что за наши сегодняшние дела нас ожидают воздаяния или возмездия в будущем.
Этот закон спиритуального мира облекается во всевозможных поэтических формах, которые преподносятся нам как сведения из других трудов. "
В соответствии с этим, не только адские, но и высшие материальные миры рассматриваются как поэтические измышления. Но если это так, то что можно сказать об этих обитателях, скажем, об Индре? Если Индра - воображаемая личность, то как нам понимать историю о холме Говардхана? Это тоже должно быть вымышленно, и мы приходим, таким образом к аллегорическому толкованию игр Кришны.
В "Бхагаватам" Бхактивенода Тхакур действительно толкует писания именно таким образом. Мы бы сказали, что он делает это в соответствии с требованиями времени и обстоятельств. Своих читателей он характеризует следующими словами: "Когда в колледже мы читали философские учения Запада... мы испытывали настоящую ненависть к Бхагаватам. Эти великие писания представлялись нам скоплением злобных и недалеких идей, едва ли подходящих для девятнадцатого столетия. Мы не хотели слушать никаких аргументов в их защиту." Чтобы преодолеть сильные предубеждения читателей, возникшие под влиянием английской цивилизации, Бхактивенода Тхакур представляет Бхагаватам как аллегорию, однако, нам следует полагать, что это не окончательный его вывод.
По словам Шрилы Прабхупады, ведическую литературу следует понимать скорее в прямом смысле (мукхья-вритти). Он сказал также: "Иногда, однако, по мере необходимости в ведической литературе присутствуют описания в чауна вритти или лакшана вритти, однако, их не следует понимать буквально. (Чайтанья-чаритамрита Адья-лила 7.110р) Бхактивенода Тхакур возродил учение Вайшнавов в те времена, когда оно исчезло почти полностью из-за внутренних разногласий и западного влияния. Возможно, он полагал, что при таких обстоятельствах лучше будет преподать это учение как аллегорию.
Утверждая основы Вайшнавизма на Западе, Шрила Прабхупада подчеркивал важность буквальной интерпретации Шастр. Он пишет: "Если учесть, что в Пуранах излагаются ситуации, происходящие на различных планетах, в разные времена и при разных обстоятельствах, то в этих историях нет никаких чудес, и они не являются вымышленными... Нам не следует, таким образом, отбрасывать рассказы Пуран как вымышленные. Таким образом, великим риши, как Вьяса, не было нужды выдумывать истории для своих писаний." (Шримад-Бхагаватам 1.3.41р) Но не является ли описание Вселенной в Пятой Песне аллегорией, как, например, история царя Пуранджана? Шрила Прабхупада неоднократно утверждал, что это не так. Вот примеры: можно понять, что различные небесные объекты изучались задолго до появления Бхагаватам... Расположение различных планетных систем не было известно мудрецам, жившим в ведические времена." (Шримад-Бхагаватам 5.16.1р), а также: и приведенные здесь значения 10 000 йоджан и 100 000 йоджан следует принять за истину, поскольку они даны Шукадевой Госвами". (Шримад-Бхагаватам 5.16.1р)
В этой книге мы, следовательно, пытаемся показать, что Пятая Песнь дает нам преемлемую картину Вселенной, согласующуюся с:
1) трансцендентальной ведической философией,
2) традицией ведической математической астрономии,
3) несовершенством наших чувственных ощущений.
Вопрос: насколько мне известно, Шрила Прабхупада никогда не обращался в своих объяснениях к понятию высших измерений. Он всегда подчеркивал необходимость восприятия текста, как он есть. Если ваши идеи истинны, то почему Шрила Прабхупада не высказал их ранее, облегчив нам понимание?
Ответ: Насколько мне известно, ведическая литература не обращается прямо к концепции пространства высших измерений. Это понятие заимствовано из современной математики. Однако в ведическом описании Вселенной настолько подразумевается эта самая многомерность, что вполне оправдано обращение к математическому понятию многомерного пространства, если это поможет прояснить суть дела.
Например, в описании визита Господа Брахмы к Кришне в Двараку утверждается, что там присутствовали миллионы Брахм из других вселенных. Однако, каждый Брахма воспринимал ситуацию так, как будто он был наедине с Кришной. Таким образом, Кришна присутствовал сразу во множестве вселенных, а наш Браахма мог видеть всех одновременно. Это невозможно в мире, подобном нашему, и иллюстрирует многомерную природу ведического пространства. (см. главу 2)
Вопрос: Если бы мы оказались на Луне, мы бы увидели ее обитаемой или нет?
Ответ: Шрила Прабхупада сказал, что они "почти невидимы" (см. раздел 6.с.1)
Вопрос: Разве не может быть, что они невидимы для нас просто потому, что невидимым для нас будет и одежда, пища, жилища, машины и другие предметы обихода полубогов. (Представьте себе, как будет выглядеть видимый костюм на невидимом полубоге!) Другими словами, полубоги обитают в мире, который не видим, не воспринимается ими. Они могут перемещаться в наш мир благодаря своим мистическим способностям, и совершенные йоги могут перемещаться в их мир. Однако обычные люди не могут ощупать полубогов и все, что их окружает. Это и есть то, что мы подразумеваем под словом и мир высших измерений."
Используя в этом смысле слово "тонкий", мы должны помнить, что речь идет о полностью неощущаемом мире, который воспринимается вполне вещественным существами, населяющими его. Этим они отличаются, скажем, от призраков, которые оказались в нашем мире в тонкой форме и не могут воздействовать на него.
Вопрос: Возможно, что эти миры высших измерений и недоступны для обычных людей, но если они действительно существуют, должны же быть какие-то эмпирические доказательства их существования? Или мы должны слепо принять на веру эти неправдоподобные предположения?
Ответ: История почти всех культур с незапамятных времен в избытке хранит такие доказательства. Современная наука в этом смысле является исключением. В главе 5 мы кратко рассмотрели некоторые такие доказательства. (из неведических источников).
Вопрос: Но ведь эти доказательства несовершенны.
Ответ: Эмпирические доказательства всегда несовершенны. Можно принять шастры от присутствующих поколений, а можно собственного эмпирического опыта. Конечно, Шрила Прабхупада всегда стоял за первый путь.
Вопрос: В некоторых местах Шримад-Бхагаватам говорится, что оболочки Вселенной начинаются с элемента воды. Так как вода и остальные оболочки прозрачны, не можем ли мы видеть светила других вселенных? Может быть это звезды, видимые на небе?
Ответ: В Шримад-Бхагаватам 5.21.11р Шрила Прабхупада говорит: "Западная теория о том, что все звезды на небе подобны Солнцу, не подтверждается ведической литературой. Мы также не можем полагать, что они являются светилами других вселенных, так как каждая вселенная покрыта несколькими слоями материальных элементов, и, следовательно, хотя вселенные и образуют скопления (кластеры), мы не можем видеть другие вселенные. Другими словами, все, что мы видим, находится в нашей Вселенной."
В разделе 6.Д мы привели четыре выдержки из Бхагаватам, которые говорят, что первая оболочка состоит из элемента земли. Мы полагаем, что когда Шрила Прабхупада перечислял их, начиная с элемента воды или огня, он перечислял лишь некоторые из них.
Вопрос: ВШримад-Бхагаватам 5.16.5 говорится, что Джамбудвипа имеет длину и ширину порядка миллиона йоджан, хотя Шримад-Бхагаватам 5.16.7 говорит, что ее ширина такая же, как высота горы Шумеру, а именно 100 000 йоджан. Здесь, похоже, имеется противоречие. Согласно Шримад-Бхагаватам 5.16.7 ширина Шумеру у ее вершины - 32 000 йоджан, а в Шримад-Бхагаватам - 5.16.28 говорится, что обитель Брахмы простирается на 10 миллионов йоджан. Она, что, выходит за пределы горы Шумеру?
Ответ: Правильное значение диаметра Джамбудвипы - 32 000 йоджан, так как эта величина согласуется со всеми другими измерениями, приведенными в Пятой Песне. Соответственно, ширина Шумеру у ее вершины тоже 32 000 йоджан. Я не могу объяснить другие величины.
Вопрос: Что можно вообще сказать по поводу таких явных противоречий в Бхагаватам? Не значит ли это, что нам не следует принимать их как абсолютную истину?
Ответ: Абсолютно не оправдано делать такие выводы на основании небольшого расхождения. В большинстве случаев для таких расхождений есть объяснения, которых мы просто не знаем. Например, в Третей Песне упоминается два воплощения Господа Вишну в облике вепря. Можно найти некоторое расхождение между описаниями этих воплощений, и Шрила Прабхупада цитирует Шрилу Вишванатху Чакраварти: "Святой Майтрейа рассказывая Видуре об этих воплощениях, соединил в своем рассказе черты их, относящиеся к различным циклам материального творения. (Шримад-Бхагаватам 3.13.31р). Не зная этого, мы столкнулись бы с неразрешимым противоречием.
Мы полагаем, что некоторые из кажущихся противоречий, обсуждаемых в разделе 3.Д., возможно, также имеют подобные объяснения.
Вопрос: В Шримад-Бхагаватам 5.17.6 говорится, что Бхадрашва-варша лежит к западу от горы Меру, а Шримад-Бхагаватам 5.17.7 утверждает то же самое о Кетумала-варше. Как разрешить это противоречие?
Ответ: Если мы возьмем санскритский текст этих стихов, то увидим, что Бхадрашва и Кетумала-варша находятся по разные стороны горы Меру. Тщательное изучение Шримад-Бхагаватам 5.16.10 показывает, что Бхадрашва находится к востоку от горы Меру, так как она ограничена горой Гандхамадана.
Вопрос: Шримад-Бхагаватам 5.24.2 утверждает, что Луна вдвое больше Солнца, а Раху втрое. В комментарии написано, что Раху в 4 раза больше Солнца. Как это понимать?
Ответ: Это еще один пример кажущегося противоречия. Так как у нас практически нет информации, мы не можем ничего сказать определенно. Но возможно, что большие размеры Луны и Раху следует связывать с многомерными аспектами этих планет. Диаметр Луны, согласно Сурья-сиддханте составляет 2700 миль. Это близко к современным значениям (смотрите раздел 1.Е).
Вопрос: Я слышал, что все планетные системы находятся в стебле лотоса, в котором родился Брахма. Как это может быть?
Ответ: Это говорится в Шримад-Бхагаватам 1.3.2р так как планетные системы разбросаны по всей Вселенной, то должно быть, стебель заключает в себе все, что находится в ее пределах, Следует заметить, что обычная картина рождения Брахмы в лотосе, которую мы имеем ввиду, является трехмерным представлением реальных событий, которые недоступны нашим ощущениям. Хотя на картине стебель лотоса выходит из тела Гарбходакашайи Вишну, сам Брахма не разобрал, откуда растет стебель. Это, таким образом, не доступно восприятию Брахмы, не говоря уже о нашем восприятии. Заметим также, что планетные системы были созданы Брахмой из лотоса (Шримад-Бхагаватам 3.10.7-8). Это предполагает, что эти системы были произведены преобразованием вещества лотоса.
Вопрос: Бхагаватам утверждает, что Раху является причиной затмений Солнца и Луны. Как это соотносится с современной наукой?
Ответ: Джйотиша Шастра, как например, Сурья-сиддханта, дают точно такое же объяснений затмений, какое принято в современной науке. Орбиты Раху и Кету, согласно Шастрам, таковы, что во время затмений одна из них находится на линии Солнце-Луна-Земля. (См. раздел 4.Е) Некоторые утверждают, что это было внесено в Шастры несколько столетий назад, чтобы привести их в соответствие с греческой астрономией. Но такое суждение полностью лишено оснований.
Вопрос: Что вы можете сказать о прецессии точек равноденствия и смещении Полярной Звезды?
Ответ: Это явление написано в Джйотиши Шастрах. Мы обсуждали это в разделе 4.Ф.
Вопрос: Согласно Бхагаватам, диаметр Вселенной составляет 4 миллиарда миль. Это не достаточно, чтобы вместить даже солнечную систему, не говоря уже о звездах и галактиках. Как можно говорить об истинности Бхагаватам?
Ответ: Шрила Прабхупада, ссылаясь на Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати приводит также цифру 18 712 069 200 000 000 йоджан для окружности (или полуокружности) Вселенной. Он говорит также, что ученые вычислили, что двигаясь со скоростью света можно достичь высших планет материального мира за 40 000 лет (Шримад-Бхагаватам 3.15.26р). Мы полагаем, что космические расстояния могут показаться разным наблюдателям с разным уровнем развития сознания. Мы считаем также, что законы пространства и времени в дальних областях Вселенной могут отличаться от законов, установленных нами на основании земного опыта.
Вопрос: Ученые двадцатого столетия накопили огромный материал об удаленных звездах и галактиках. Как вы можете с такой легкостью предположить, что они ошибаются?
Ответ: В главе 7 мы обсуждали некоторые из последних достижений современной космологии. На основании полученных публикаций можно показать, что современные космологические теории имеют серьезные недостатки.
Вопрос: Ученые показали на основании спектроскопических исследований, что звезды являются раскаленными телами, а не просто отражателями света. Известно также, что звезды представляют собой источники света такой же или еще большей мощности, чем Солнце. Разработанные детально описания термоядерных реакций, происходящих внутри звезд. Как это можно примирить с ведической версией?
Ответ: Это обсуждается в разделе 6.Е. Кратко можно сказать, что мы допускаем наличие собственного излучения звезд. Однако согласно ведической литературе, они не являются самостоятельными светилами. Подробные научные теории вполне могут оказаться ошибочными во многих отношениях. В конце концов эти теории построены только на интерпретации света звезд. Логика здесь такова: эти модели вроде бы не противоречат данным наблюдений, поэтому и их следует принять и обучать им студентов. В главе 7 мы показываем, в какие западни может завести такой подход.