Кто мы такие? В чем смысл нашего существования? Откуда ми пришли и
куда пойдем после смерти? Для чего задумана эта вcеленная? Сейчас
многие задают себе эти вопросы. И, задумавшись над этим, мы начинаем
сомневаться, что мы происходим от обезьяны, что этот мир возник из
хаоса, что после смерти нас ожидает лишь пустота. Вокруг этих
вопросов создано множество противоречивых теорий, но разумный человек
полагает, что существуют единые ответы и поиск должен привести к ним.

Дело в том, что если все в этом мире сводить до материи, до
химических элементов, отбрасывая при этом сознание, то это чревато
очень опасными последствиями для современной цивилизации. Если
низводить Вселенную до положения механизма, действующего в
соответствии с абстрактными математическими законами, а человеку при
этом отводить место сложного субмеханизма, "воля" и "эмоции" которого
являются лишь разными химическими взаимодействиями в мозгу, то такие
взгляды приведут к ужасным, губительным последствиям. Такое
мировоззрение неминуемо приводит к тому, что люди уже не считают
нравственные нормы фундаментальными законами, установленными духовным
творцом, который определяет конечную цель и смысл человеческой жизни.
На тысячелетние моральные нормы начинают смотреть как на случайные
формы стратегии выживания, которые закрепились в человеческом
обществе благодаря их эффективности в конкретных исторических
условиях и будут обречены на забвение со сменой этих условий. В связи
с этим физик В. Паули предсказывает: "Мы вправе ожидать, что не в
столь отдаленном будущем притчи и образы старых религий утратят свою
убедительную силу даже для простого человека. И я боюсь, - замечает
учёный,- что, когда это произойдет, вся старая этика рухнет, словно
карточный домик, и на земле воцарится невообразимый ужас". В поисках
истины многие люди обращаются к восточным философиям, ибо Восток
тысячелетиями славился своей божественной мудростью. Да что уж там -
даже солнце (которое мы все так любим и без которого не можем
существовать) появляется утром на Востоке.

Особенное внимание привлекают к себе древние ведические знания
Индии, которые удачно сочетают две сферы человеческого знания:
философию и религию. Здесь рассматривается наука о Боге, бессмертная
душа, материальная природа, вечное время и карма (судьба). "Веды"
являют собой древнейшие санскритские священные писания и охватывают
все стороны человеческого существования: религию, общественную
жизнь, медицину, астрологию, музыку, архитектуру, кулинарное
искусство, экономику и т.д.

Ученые-редукционисты не могут претендовать на монопольное
право объяснять происхождение жизни и Вселенной. Поэтому здравые
альтернативные взгляды заслуживают не менее серьёзного рассмотрения,
чем редукционистские. В противном случае заверения материалистических
учёных о своей объективности останутся пустым звуком, а люди будут
лишены истинной свободы выбора.

Поэтому при Международном обществе сознания Кришны и был создан
Международный институт Бхактиведанты, состоящий из
учёных-исследователей, сведущих в древнем ведическом знании.
Исследования этого института призваны глубже рассмотреть и оценить
современные научные теории.

Хотя учёные, без сомнения, сделали немало научных открытий, они
явно поторопились, объявив, что правильность их понимания мира,
основанного на принципе редукционизма, раз и навсегда доказана. Год
идет за годом и мы видим, как на смену одной побежденной болезни
приходят другие, еще более страшные, люди, как и прежде, в страданиях
умирают, и старость никому не удалось остановить. Это надвигает на ум
мысль, что нам, современным людям, многое в этом творении неизвестно.
Это видно хотя бы из того, что, несмотря на всё наше нежелание, войны
на этой планете продолжаются, экономические кризисы углубляются,
стихии бушуют, а страдания людей усиливаются.

В сегодняшней статье мы затронем лишь одну тему психологии -
таинственный феномен существования сознания. Действительно ли мозг, -
это серенькое вещество в черепной коробке человека, - является
главной составляющей нашего "я"? В таком случае почему мы, когда
говорим "я", показываем пальцем на грудь, а не на висок? Эта истина
проявляется даже подсознательно ("я" - это чистая духовная душа,
которая находится в сердце).

В свое время сподвижник Дарвина Томас Хаксли указывал, что феномен
сознания не поддается упрощению. Он писал: "Основное положение
материализма гласит, что в мироздании не существует ничего, кроме
материи и силы, и что все остальные природные явления можно
объяснить, исходя из этих двух начал... Однако совершенно очевидно,
что существует третье начало и объект познания во Вселенной -
сознание, которое нельзя считать ни материей, ни силой, ни какой-либо
производной от того или другого..."

Вот что пишет доктор медицины Элизабет Кублер-Росс в своем
предисловии к книге Раймонда Моуди "Жизнь после смерти": "Я думаю,
что мы достигли определенной переходной эпохи. Мы должны иметь
смелость открывать новые двери и не исключать возможности того, что
современные научные методы перестали соответствовать новым
направлениям исследований. Я думаю, что эта книга открывает такие
новые двери для людей с открытым сознанием и даст им уверенность и
смелость в разработке новых проблем. Они увидят, что данная
публикация доктора Моуди вполне достойна доверия, потому что написана
искренним и честным исследователем. Полученные данные подтверждаются
моими собственными исследованиями, а также исследованиями других
вполне авторитетных учёных и представителей духовенства, которые
имеют смелость исследовать эту новую сферу с надеждой помочь тем, кто
хочет знать, а не просто верить..."

Вышеупомянутая работа Р. Моуди - специалиста в области этики,
логики, философии, медицины, который исследовал явление жизни после
смерти, является одним из многочисленных в этом направлении
эмпиричиских доказательств независимости сознания (иными словами,
собственно нашего "я") от мозга.

Научные доказательства существования сознания независимо от
материального мозга и тела были получены в результате исследования
случаев клинической смерти (так называемый посмертный опыт) и памяти
о прошлых жизнях.

Люди, которые пережили клиническую смерть или травму, которая
сопровождалась утратой сознания, часто рассказывают, как наблюдали
свое физическое тело и все происходящее с ним как бы со стороны. Чаще
всего встречаются описания того, как человек, переживший инфаркт,
рассказывает о действиях медперсонала, который пытался спасти его
жизнь. При этом люди, как правило, рассказывают, что наблюдали за
всем происходящим с точки вне их физического тела. Следует отметить,
что по представлениям медиков в состоянии клинической смерти
нормальное функционирование мозга прекращается, о чем свидетельствует
энцефалограмма. Из этого следует, что если сознание действительно
является продуктом материального мозга, то пациент должен находиться
в бессознательном состоянии.

Далеко не все исследования в этой области заслуживают доверия, но
некоторые из них провели учёные с безупречной репутацией. Например,
кардиолог, профессор Университета Эмери, доктор М. Сабом одно время
не скрывал своего скептического отношения к посмертному опыту, однако
позднее, после проведенных им исследований, изменил свое отношение.
Он собрал контрольную группу из 25 пациентов, переживших инфаркт,
которые никогда не говорили о своих "выходах из тела". Сабом попросил
их описать, что делалось с ними во время реанимации. Двадцать человек
из этой группы допустили грубые ошибки в своем описании, трое дали
неполное, но в целом правильное описание, а два пациента сказали, что
ничего не знают о реанимации.

Другая группа состояла из 32 человек, которые рассказывали о
"выходе из тела" в процессе реанимации. Из этой группы 26 пациентов в
общих чертах правильно описали свой предсмертный кризис, шестеро
привели детали, совпавшие с медицинскими записями о ходе их
реанимации, а описания одного пациента "были точны в мельчайших
деталях, касавшихся процедур, которым их подвергали, и хода его
реанимации".

В контрольной группе ни один из пациентов не смог дать детального
описания реанимационных процедур, в то время как в группе пациентов,
"выходивших из тела", шестеро смогли это сделать с большой точностью,
несмотря на то, что во время реанимации были без сознания. Результаты
этого и других исследований убедили Сабома в реальности посмертного
опыта. Некоторые врачи, сомневающиеся в реальности "выходов из тела",
предположили, что в момент кризиса пациенты находились в
полубессознательном состоянии и потому смогли рассказать обо всем,
что происходило с ними. Однако Сабом отмечает, что в тех редких
случаях, когда пациенты находятся в полубессознательном состоянии
(например, во время операции), их описания лишены наглядности и более
походят на описания кошмарных снов, в то время как сообщения людей,
переживших клиническую смерть, были визуально точными и вполне
достоверными.

Другие оппоненты объясняют это явление самовнушением человека,
воспитанного в определенных культурных или религиозных традициях.
Проверяя это предположение, Сабом опросил большую группу людей,
переживших клиническую смерть, и обнаружил, что "выход из тела"
наблюдался у 40 процентов опрошенних без какой-либо связи с
возрастом, полом, национальностью, местом жительства, образованием,
профессией, вероисповедованием и осведомленностью о феномене
посмертных переживаний.

Доктор Р. Нойе и доктор Р. Блаше предположили, что посмертный опыт
является психологической реакцией на приближение неумолимой смерти,
отчаянной попыткой человека сохранить свою индивидуальность,
прибегнув к помощи фантазии. Однако Сабом приводит случаи, когда люди
ощущали "выход из тела", даже не успев понять, что им угрожает
гибель. Вот показания одного из таких пациентов: "Я пересекал
автостоянку, направляясь к своей машине... И тут я вышел из тела. Я
не помню удара о землю. Вдруг я понял, что парю в воздухе над
машинами. Я помню очень странное ощущение, ощущение полёта. Я смотрел
на собственное тело, лежавшее на земле. Четыре или пять человек
бежали ко мне. Я отчетливо слышал и понимал всё, что они говорили".

Основываясь на своих обширных исследованиях и тщательном анализе
альтернативных объяснений, Сабом пришёл к следующему заключению:
"Если человеческий мозг состоит из двух основных элементов, "ума" и
"мозга", то нельзя ли считать предсмертный кризис своего рода
сигналом для начала процесса отделения ума от мозга?.. Сам я склонен
верить в это. Гипотеза о способности ума выходить из тела лучше всего
объясняет имеющиеся в нашем распоряжении факты... Является ли ум,
отделяющийся в момент смерти от материального мозга, тем, что
некоторые религиозные доктрины называют "душой", которая продолжает
существовать после биологической смерти? Насколько я понимаю, это и
есть основной вопрос, поднятый сообщениями о феномене посмертных
переживаний".

Сообщения о памяти прошлых жизней также часто грешат неточностями,
а то и являются обманом, но в то же время мы располагаем данными
исчерпывающих, беспристрастных исследований, проведенных серьёзными
учёными. Один из таких исследователей - профессор психиатрии
Виргинского университета Ян Стивенсон. Стивенсом тщательно изучал
случаи, когда дети вдруг начинали рассказывать о своей прошлой жизни.
В некоторых случаях ему удалось убедиться в правдивости детских
рассказов, изучая упоминавшиеся ими места и людей, которых они
описывали в своих рассказах. Стивенсон собрал огромное количество
таких случаев, тщательно проверив каждый из них. В качестве примера
можно привести случай Суклы, дочери бенгальского железнодорожника. Её
любимой игрой было качать на руках подушку, называя её Мину. Девочка
относилась к Мину как к своей дочери и рассказывала всем об отце Мину
и его двух братьях. По словам Сукли, они жили в Бхатпаре, поэтому она
всё время просила своих родителей отвезти ее туда. Отец Суклы
выяснил, что в Бхатпаре действительно жила женщина по имени Мана,
которая умерла за несколько лет до того, оставив после себя маленькую
дочь - Мину. Это убедило отца Суклы в том, что его дочь в прошлой
жизни была Маной. Когда вся семья приехала в Бхатпар, Сукла
безошибочно отвела всех в тот дом, где когда-то жила Мана. Затем
среди 30 незнакомых людей она узнала мужа Маны, её свекровь, шурина и
саму Мину. Эти и многие другие детали были тщательно проверены и
подтверждены.

Стивенсон скептически относится к хорошо известной технике
гипнотической регрессии, считая, что материал, полученный с ее
помощью, не может быть как следует проверен. Поэтому обычно он не
принимает в расчет информацию, полученную под гипнозом. Однако иногда
данные, полученные с помощью этого метода, поддаются проверке. К
числу таких случаев относится описанный им "случай ксеноглоссии".
Одна американка из Филадельфии под гипнозом вспомнила о своей прошлой
жизни и стала говорить о том, что она - шведский фермер. Несмотря на
то, что она никогда в жизни не бывала в Швеции и не знала ни слова
по-шведски, под гипнозом она свободно изъяснялась на шведском языке.
Специально приглашённые шведы подтвердили, что она говорит без
малейшего акцента, хотя американцы практически не способны
произносить некоторые гласные шведского языка.

Исследования Стивенсона убедительно доказывают, что сознающее "я"
индивида способно перемещаться из одного материального тела в другое.
Это явление проще всего объяснить тем, что сознающее "я" способно к
самостоятельному существованию вне мозга и независимо от него.

Доктор Раймонд Моуди в вышеупомянутой книге "Жизнь после смерти"
констатирует: "Несмотря на большое отличие обстоятельств, связанных с
близким знакомством со смертью, а также людей, которые пережили это
(данные были получены от людей, довольно несхожих по своим
религиозным убеждениям, социальному положению, образованию), всё же
очевидно то, что между рассказами о самих событиях в этот момент
существует разительное сходство. Практически сходство между этими
событиями настолько велико, что можна выделить около пятнадцати (!!)
отдельных элементов, которые снова и снова повторяются среди
большого количества свидетельств, собранных мной".

А пока идут перепалки между отдельными искателями истины, напомним
что информация, которая нам сейчас проясняется через передовую науку,
тысячи лет назад была детально объяснена в "Ведах". Кришна говорит
Арджуне в "Бхагавад-гите": "Никогда не было так, чтобы не существовал
Я, или ты, или все эти цари, а также в будущем никто из нас не
перестанет существовать. Подобно тому, как душа переходит из детского
тела в юношеское и дальше в старческое, так и после смерти она
переходит в другое тело. Такие изменения не беспокоят того, кто
осознал свою духовную природу... Те, кто видит истину, заключили, что
несуществующее (материальное тело) - преходяще, а вечное (душа) - не
претерпевает изменений. Они заключили это, исследовав природу
обоих... Для души не существует ни рождения, ни смерти. Она -
нерожденная, вечная, неизменная и изначальная. Она не гибнет, когда
гибнет тело." ("Бхагавад-гита" 2.12, 13, 16, 20).

Всемирно известный ведический учёный, учитель бхакти-йоги,
признанная святая личность (который всю свою жизнь учил собственным
примером), основатель Международного общества сознания Кришны - Его
Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада писал
знаменитому канадскому кардиохирургу Вилфреду Дж. Бигелоу, который
доказывал существование души: "Поиски души, несомненно
свидетельствуют о прогрессе науки. Однако никакой уровень науки не
поможет обнаружить душу. Наличие души можно признать и на основании
косвенных признаков. В ведической литературе говорится, что по
величине душа равна одной десятитысячной размера точки.
Учёные-материалисты не способны измерить длину и ширину точки,
поэтому разве они в состоянии наблюдать душу? Но можна просто
признать существование души, опираясь на свидетельства авторитетных
источников. То, что крупнейшие учёные сейчас только обнаруживают,
объяснено уже в далёком прошлом..."

Таким образом то, что мы воспринимаем как жизнь, "Веды" объясняют
как взаимодействие бессмертной духовной души (собственно "я") и
материального тела, которое состоит из земли, воды, огня, воздуха,
эфира, ума, разума и ложного эго. Тело ценно лишь пока оно живёт.
Мёртвое тело никто не любит. Когда душа оставляет тело, то хотя там
остаются все химические элементы, которые там были и при жизни, его
уже никто не любит. Никого не интересует мёртвое тело. Поэтому на
самом деле нас привлекает духовная искорка внутри тела.

Понимание этой духовной азбуки может вывести человечество на путь к
счастливой и гармоничной жизни. Сейчас все привыкли думать: "Живём
один раз - ешь, пей, веселись! Если же мне это не удаётся, то по
крайней мере я буду делать всё, что мне заблагорассудится". Но
жизнь духовная может раз и навсегда решить все материальные проблемы.

Пресс-центр общества
сознания Кришны, г. Киев
подготовил материал Л. Романюк