Посвящяется
Моему духовному учителю, Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиве-
данте Свами Прабхупаде, основателю-ачарье Движения Харе Кришна, кото-
рому я обязана всем, ему сказавшему, что если мы не будем учить тому,
чему научились сами, то это знание сгниет в нашем сердце.
Последователям Шрилы Прабхупады, помогли мне в моей ду-
ховной жизни и продолжают делать это, радуя меня своим энтузи-
азмом едоков.
А также моему мужу, открывшему мне ценность ответствен-
ности.
...


Я чувствую необходимость выразить особую благодарность Рохини Ку-
мара дасу, Патита Павана дасу, Гаура Кишора дасу, Джай Сачинандана да-
су, Рам Гопалу и моему сыну Мадан Мохану дасу, которые беско-
рыстно финансировали издание этой книги, я их вечная должница.
Большое спасибо.
Я также благодарна Чайтанье Чандре за участие, за советы
о том, как сделать книгу более доступной.Он вдохновил меня издать ее
в таком виде, чтобы даже начинающий повар мог извлечь из нее пользу.
Еще раз благодарю Рохини Кумар даса за его методичный изда-
тельский труд и Парвати деви, мудро посоветовавшую мне расска-
зать о себе вначале книги и сделать вступление.
Также большое спасибо ученым нашего института Ведических Исследо-
ваний во Вриндаване (Индия) и другим членам All India Travelling SKT
Party.
Любой, живущий рядом с моим мужем, может подтвердить, что он
провел немало времени, тщательно разрабатывая дизайн этой кни-
ги и готовя её к печати, несомненно это именно он воплотил
мою мечту о поваренной книге в жизнь.
Чтобы отблагодарить его за это, потребуется нечто большее, чем просто
"спасибо".

Рамбхору деви даси.


МОЯ ИСТОРИЯ

Ступив с тротуара в Храм Харе Кришна, я вошла в новый мир:
громкое и полное жизни, но необычайно глубокое восточное пение, ароматы бла-
говоний, пряностей и эвкалиптового масла, преданные, одетые в тради-
ционные индусские одежды, склонившиеся перед алтарем. Я по-
чувствовала, что перенеслась в некое внутреннее пространство.
Облаченная в сари молодая женщина в мягкой манере пригласила
меня сесть на пол. В лучших многовековых индийских традициях, она поставила
передо мной тхали (поднос из нержавеющей стали, широко исполь-
зуемый в Индии для еды). На нем была целая палитра ярких и
разноцветных блюд; нежно-зеленый крем, коричневые плоские кру-
жечки, влажные желтые пирожки, ярко-розовые квадратики, беже-
вые ромбы, некая густая жидкость, и белые шарики с зелеными
пятнышками сверху.
Она пригласила меня отведать это. "Это что еда?" Впечатление было
исключительно необычным.
Мне было приятно чувствовать заботу, и ум отправился в
путешествие детство, в котором моя мама встречала меня, вер-
нувшуюся после целого дня игр, стаканом лимонада со льдом.Этот
простой жест гостеприимства, предложение еды, навеял на меня
ностальгическое чувство возвращения домой.
Я исследовала и попробовала каждое блюдо с этого подноса,
каждый кусочек производил кулинарную сенсациию, это очень от-
личалось от обычных овощно-салатно-соковых впечатлений из
соседнего вегетарианского ресторана. Это было проявление
экстаза подлинного художника, не только удовлетворяющее язык,
но и самоё сердце. Вскоре мой поднос опустел.Меня окуталоло облако
дежа-вю.( пр. переводчика: дежа-вю - это ощущение того, что вы
уже видели, переживали что-то.) Может быть, в прошлой жизни я
каждый день ела такую пищу.
такую пищу каждый день.
Неся это впечатление, я вернулась в свою комфортабельную квар-
тиру. Я была поражена: несмотря на то что в Храме не было даже стульев,
чтобы присесть, одной тарелки их еды было достаточно, чтобы
дать мне ощущение рая. Это было нечто большее, чем просто мо-
локо, сахар,злаки, фрукты и овощи. Это было творение любви.
Какой же смысл продолжать есть вьодиночку, давясь
недружелюбными яйцами вкрутую и магазинным хлебом хлебом,
когда было достаточно пройти всего два шага, чтобы иметь
шанс получить совершенно противоположное, счастливое впечатле-
ние, как то несколько дней назад? Я зашагала в храм.
На этот раз я пришла во время полуденного приема пищи: рис,
дал, овощи, чапати, салаты и немного сладостей. Это было
просто, но просто чудесно. "В чем секрет?"- спросила я. Мой
вопрос вызвал сияющую улыбку."Прасадам - это милость Кришны", - объяснили
преданные. "Пища, приготовленная с преданнностью и предложенная Кришне,
становится прасадом, или освященной пищей". Теперь я поняла,
что когда преданные готовят, они не просто стремятся доставить
удовольствие гостям. Нет, они медитируют на ту личность, кото-
рая пребывает в сердце каждого, и в моем также. Это Кришна -
Верховная Личность Бога. Это также, как поливая корень дерева
вы удовлетворяете все листья и веточки. Мне стало ясно, почему
пища приготовленная для Кришны, корня всего сущего, полностью
удовлетворяет все его частички - живые существа, такие как вы
и я.
На самом деле Шри Кришна, являясь Богом , полным и совер-
шенным, полностью удовлетворен сам в себе. Ему нет нужды в ма-
териальном аспекте наших подношений. Он принимает их, когда они
совершаются с любовью и преданностью. Эта мысль выражена им в
5000-летнем писании Индии - Бхагавад гите:"Что бы ты ни ел,
что бы не жертвовал или не отвергал, какие бы аскезы не совер-
шал - делай это, о сын Кунти, как жертвоприношение Мне. (Б.Г.
9.27.)
"Если кто-то предложит Мне с любовью и преданностью лист, цветок,
плод или воду, Я приму Это". (Бхагавад-Гита гл.9 т.29) "Таким об-
разом ты освободишься от оков деятельности и ее благоприятных и небла-
гоприятных последствий. С умом, сосредоточенным на Мне, ты освобо-
дишься и придешь ко Мне". (Бхагавад-Гита гл. 9 т.28)

Рамбхору деви даси.

ВСТУПЛЕНИЕ

Сверх простая кулинария.

Зачастую люди, которые хотели бы научиться вегете-
рианской кулинарии, говорят себе: "Это требует слишком монго
времени, слишком дорого и много трудной работы". Или они думают: "Я
не повар. Это не мое. У меня нет способностей к этому". Но я
могу сказать в ответ, что как
и с другими умениями, практика и опыт - это средства на пути к совершенству.
Я гарантирую, что любому человеку, который воспользуется ре-
цептами из этой книги, понравится быть вегетарианцем. Понача-
лу, кулинария может показаться чем-то механическим и даже неп-
реодолимо трудным, но со временем понимаешь, что все время
повторяются одни и те же немногочисленные основные приемы. И
однажды вы поймете, что кухня это настоящая лаборатория, где
можно создавать тысячи восхитительных блюд. Многие из рецептов
покажутся вам настолько обычными, что можно удивиться, зачем я
затруднялась их печатать.

Сверх простое оборудование.

Я упростила рецепты настолько, чтобы понадобился мини-
мум оборудования. Все, что вам нужно, это минимум двухкомфор-
ная плита, плюс эти простые предметы:
большая кастрюля или казан (5 литров).
четыре кастрюли (казанка), каждый на литр меньше другого
деревянная ложка
ложка с отверстиями
нож
лопатка
доска для резки
сковорода
скалка
терка
сито
щипцы
ткань х/б

*Этого достаточно для всех операций, кроме выпечки. Для этого вам пот-
ребуется духовка, плюс несколько противней и форм для хлеба и пирогов.


Качество.
Все вышеупомянутые предметы можно приобрести по невысокой цене. Они
прослужат годы и сами себя окупят в течение нескольких недель.
Предпочтительнее предметы из нержавеющей стали. Более дешевая,
например алюминиевая посуда не слишком полезна для здоровья. А
в более дорогой посуде нет реальной необходимости.


Сверх простые меры.

Я не использую никакого специального мерного оборудования
т.к. в большинстве азиатских и европейских кухнях (особенно у
начинающих) нет подобных предметов.
Ингредиенты в моих рецептах отмеряются следующим образом:
1 чашка (500 мл, 1/2 кг) = поллитровая банка
1 столовая ложка = одна обычная суповая ложка
1 чайная ложка = обычна чайная ложка

В этой книге нет слишком деликатных рецептов, которые бы
не получились из-за того, что вы ошибетесь граммов на 30. Ку-
линария это и наука и искусство, и в основном сознание повара,
а не рецепт определяет конечный результат.

Сверх простые ингридиенты.

Как я упоминала , некоторых ингридиентов вы не найдете на
обычном рынке. Если вы живете в таком месте, где их не легко
достать, можно упростить рецепты до тех пор пока вы не сориен-
тируетесь где раздобыть все необходимое. Обычно в каждом круп-
ном городе мира есть хотябы один магазин, торгующий азиатскими
продуктами или магазин системы "Здоровая пища", которые можно
легко разыскать при помощи телефонного справочника. Специи,
мука и сухие бобы хорошо хранятся в сухих плотно закупоренных
емкостях, их можно хранить многие месяцы, если этот срок вам
необходим для того чтобы приобрести новую партию.
Сверх простые подсластители.
В своих рецептах я использую сахар. Конечно, всем нам из-
вестно какой вред нашему здоровью наносят рафинированные саха-
ра. Рафинированный белый сахар нарушает пищеварение, обкрады-
ает организм в плане микроэлементов, повышает нагрузку на под-
желудочную железу и другие органы. Поэтому в большинстве ре-
цептов могут быть использованы неочищенные сахара такие как
гур, тростниковый сахар, мед или шуканат. Если вы используете
мед, то не варите его. Добавьте мед в конце, когда блюдо уже
остыло до комнатной температуры. Если блюдо необходимо пода-
вать очень горячим, тогда мед лучше не использовать. В Бхага-
вад-гите упоминается, что натуральные сахара - это пища в мо-
дусе благости. Те же, кто по состоянию здоровья привыкли обхо-
диться без сахара, могут просто исключить его из рецептов. Од-
нако есть множество блюд в таких разделах как "Сладости" и
"Выпечка", которые просто не возможно приготовить без того или
иного вида сахара. Итак "Чаще всего мы едим ради здоровья,"-
сказал Шрила Прабхупада,-"а иногда просто ради удовольствия."
Сверх простые пряности.
Во всех соленых блюдах, требующих добавления различных специй,
полностью достаточно, без ущерба для вкуса просто использовать
соль, черный перец и куркуму, если ничего другого нельзя
достать.
Специя "хинг" также известна под названием "асафетида".
Помните об этом , когда будете искать ее в магазинах.
Помимо любви и заботы я считаю важнейшим компонентом ку-
линарии, это особенно относится к овощным блюдам, то что не
следует подвергать их чрезмерной термообработке и следует по-
давать на стол, как только блюдо готово. Сочетания овощей
бесчисленны и в соответствии с местностью, временем года и
собственным вкусом, те кто читают эти рецепты должны экспери-
ментировать со своими собственными местными ингредиентами,
используя приправы и кулинарные приемы приведенные в этой кни-
ге.


Сверх простые кулинарные масла.

Гхи - очищенное сливочное масло, это 80% молочных жиров,
18 процентов воды и 2 процентов твердых белков.Если кипятить
его на малом огне и достаточно долго, то вода испарится, а
белки выпадут в осадок, и получится золотистое масло, пре-
восходное для жарки во фритюре, его можно применять везде,где
только требуется сливочное или растительное масло. Гхи не пор-
тится, его можно хранить без холодильника. (Более того старое
гхи продляет жизнь.) Гхи можно купить в большинстве индийских
и ближневосточных магазинов, но все же дешевле готовить его
самому.
Хотя готовить на гхи лучше всего, но если его нет, тогда
лучший вариант подсолнечное масло. Это легкое и нежное масло,
содержащее очень небольшой процент насыщенных жирных кислот и
подходящее так же и для заправки салатов. Оливковое масло, хо-
тя и является маслом N-1 для салатов, но оно несравненно доро-
же.

Простое питание, возвышенное мышление.

Профессиональный аюрведический врач как-то сказал мне:
"Если вы едите нечто строго говоря не очень здоровое, но приготовленное
с любовью, с любовью предложенное Богу, к тому же едите с любовью,
тогда эта пища также ответит вам взаимной любовью и не повре-
дит вам. Но если вы едите с жадностью, злоупотребляете, тогда
она принесет вам вред."
Великий индийский мудрец Рупа Госвами писал: "Если
человек ест пищу, приготовленнную злыми людьми, то ум его также
наполняется злобой". Он имеет ввиду то, что если повар исполнен
беспокойства, гнева, зависти, страсти, похоти и т.п. то он за-
разит этими эмоциями свою стряпню. Это важный принцип, находи-
тесь ли вы дома или вне его, сознание повара сокрыто в той пи-
ще, которую он приготовил.

Чистота.
Чистота, начиная с чистоты сердец всех занятых в процессе
приготовления, крайне важна. Одного взгляда на привычки повара
достаточно, чтобы понять уровень его сознания. Чтобы обрести
чистое сознание важно регулярно очищать сердце воспеванием
Святого Имени Бога. Внешнюю чистоту поддерживают регулярно мо-
ясь, чистя зубы, моя волосы и ежедневно одевая чистую одежду,
особенно, когда вы отправляетесь готовить. Вся обстановка так
же должна быть чистой, и естественно человек с чистым сердцем
не потерпит вокруг себя грязи и беспорядка. Человек, научив-
шийся дисциплине личной чистоты, обнаружит, что его второй на-
турой является поддерживать чистоту на кухне, кухня станет для
него как бы продолжением его собственного тела.
Очень важно, чтобы вся посуда в которой вы готовите была
безупречно чистой. Это значит, что все остатки предыдущих блюд
должны быть удалены и смыты с посуды. Так же остатки еды,
оставшейся с прошлого раза не должны оставаться там где вы го-
товите. В контакте с уже предложенной пищей, та которую вы еще
непредложили - оскверняется и становится нечистой и неподходя-
щей для подношения Господу. Кришна принимает лишь чистые под-
ношения.
Если в процессе приготовления еды пальцы повара коснулись
его тела, волос или рта, они должны быть вымыты, пред тем как
продолжать готовить. Так же, пока ингредиенты пищи сырые, то
все упавшее на пол должно быть как следует вымыто. иначе это
нельзя использовать для подношения Кришне. Перед приготовлени-
ем все фрукты и овощи должны быть вымыты, а из злаков удалены
все камешки и насекомые.

Подношение.

Организуйте особую тарелку для Кришны. Эта тарелка должна
храниться отдельно и использоваться каждый раз, когда Вы хотите сде-
лать подношение. Никто не должен есть с тарелки Кришны, и она должна
быть со всей тщательностью вымыта и поставлена на свое место,
перед тем, как вы будете есть сами. Когда еда полностью готова,
следует небольшую порцию каждого блюда привлекательно раз-
местить на тарелке и поставить ее перед изображением Верховного
Господа и Его представителя - духовного учителя (такие
иззображения есть в большинстве книг, распостраняемых Движением Харе
Кришна, и их можноприобрести в вашем местном Храме Сознания
Кришны).
Звоня в колокольчик, поклонитесь и молитесь, чтобы Кришна
милостиво принял подношение. Оставьте тарелку на свяшенном
столике или алтаре и 5-15 минут воспевайте Харе Кришна Мантру.
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе,
Харе Рама , Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
Три раза хлопните в ладоши и снимите тарелку Господа с
алтаря. На кухне переложите предложенную пищу в отдельную
посуду либо к основному количеству блюда. Теперь можете пода-
вать прасадам.
Харе Кришна!

Рамбхору деви даси.


Некоторые приечания....
(от человека за кадром)
На составление этой книги у моей жены ушли годы.
Мне также пришлось изрядно попотеть и поломать голову за
компьютером, чтобы в конце концов подготовить ее к печати.
Боже милостивый!Это была большая работа. Со временем у нас по-
явилось несколько новых идей.
Мы поняли, что сможем улучшить книгу если добавим нечто вроде
бегущей строки внизу каждой страницы, а также несколько
текстов.Это должно сделать простую поваренную книгу более су-
щественной и интересной для читателя.
У нас была возможность дать много информации по данной
теме, результатом чего явился этот крайне необычный гибрид.
Эта книга стала руководством.
Она не только принесет на ваш стол пищу ненасилия, но
также даст пищу для размышлений.
Мы просим читателей поделиться с нами их соображениями и
идеями для последующих изданий.
Вы можете позвонить или отправит факс.
Надеемся, что вы скоро откликнетесь!
Харе Кришна!

Rambhoru devi dasi / Prithu das Adhikary
ISKCON / Center for Vtdic Studies
Raman reti, VRINDAVANA / (U.P.) 281124 / INDIA
Tel 91 (India) 565-442 177 Fax 442 677