источник - www.devamrita.alfaspace.net

Усталость в Бхакти-йоге
(16 декабря 2004) Говардхан (Вриндавана)

Усталость в служении Кришне – не всегда плохо. Когда вы чувствуете, что могли бы отдать все свои силы для наслаждения гуру и Кришны, но ваше тело говорит вам: «Все, хватит. Сегодня больше не могу», – то паниковать не стоит. Особенно иногда бывает так, что ум тоже выдыхается после долгой и тяжелой борьбы с разными непредвиденными обстоятельствами, без которых наши обязанности в преданном служении не обходятся. Проблему физической усталости большинство преданных, как правило, еще могут как-то решить — они просто отдыхают. Разумеется, всегда находятся несколько камикадзе, которые упорно, из месяца в месяц, пытаются жечь свечу с двух концов, не осознавая той реальности, что мы совершаем духовное служение с помощью материального тела. Но телесная усталость в сочетании с умственной порой сбивает преданного с толку.
— О, что происходит со мной! Мое тело и ум истощены. В чем причина? Может быть, проблема в самом преданном служении, может быть лучше просто верить в Кришну, а служение оставить…
Разумеется, тем, кто работал в материальном мире, физическая и умственная усталость знакома. Они знают, что это неотъемлемая часть рабочего дня — вы превозмогаете нудный и тяжелый труд, чтобы получить за это деньги. Я заметил, однако, что, главным образом в богатых странах молодые преданные, которые приходят в ашрам, не имея опыта стабильной работы, могут смотреть на усталость в преданном служении в весьма розовом свете. Зачастую они «устраивают себе выходной» на день, неделю или даже месяцы и годы.
Они рассуждают: «Я уставал несколько раз, занимаясь преданным служением. Это, должно быть, плохо. Лучше бы мне остаться при своем собственном скромненьком духовном стиле жизни и быть довольным». Я напоминаю им, что хотя они никогда не работали на износ на обычной постоянно работе, многие из них все равно разрушили себя всенощными вечеринками, выпивками и затяжной любовью.
— Ну знаете, это совсем другое, хотя это, может, и плохо, но это я, по крайней мере, делал это для себя. … А преданное служение — для кого-то, ну, для этого… непонятного синего мальчика, в существование которого мы все стараемся поверить, но пока еще не уверены. Что же касается меня, то я по крайней мере не сомневаюсь в собственном существовании; и в существовании чувственного наслаждения, которое, хоть и не всегда получается, но все равно есть… и его можно ухватить в подходящий момент….
Хочу сначала сказать одно, с вашего позволения. Вы не представляете, какая это привилегия чувствовать измотанность после честного труда в бхакти-йоге. Когда отдаешь Кришне то, что Ему принадлежит — насколько это совершенная гармония. Благодаря связующему процессу преданного служения мы просто возвращаем Господу то, что Он нам дал: наши энергии — даже самих себя. Кришна — душа нашей души. Как это здорово, этот вкус духовной усталости в служении Кришне. Пожалуйста, подумайте и посмотрите, как разительно отличается духовный вкус от подавляющего чувства материальной измотанности. Поразмышляйте о том, кому вы служите и почему, и ваше сердце почувствует удовлетворение. Кришна там, в вашем сердце. Он говорит:
— Ты так энергично служил Мне. Спасибо тебе за то, что ты остаешься самим собой.
Итак, после того, как приложив честные усилия в бхакти, вы чувствуете усталость и изнуренность, не психуйте. Просто от всего сердца поблагодарите Кришну за данную вам возможность послужить Ему, отдав всего себя, и затем сделайте все необходимое, чтобы восстановиться, чтобы подготовиться к еще одной возможности.
Работайте для Кришны и отдыхайте для Кришны. Что бы вы ни делали, никогда не ворчите на Кришну и Его служение: «Это из-за Него — и Его севы — я стал таким…» Такое умонастроение разрушает наше духовное будущее.
Согласен, что всегда найдутся те, кто думает, что бхакти-йога — это неустанная попытка разрушить свое тело и ум:
— Я принесу себя в жертву Кришне.
Они работают, работают, работают — да, для Кришны — но забывают о поддержании себя. Как мы ничего не получим, халтуря для Кришны, так же мы ничего не добьемся, подражая Рагхунатхе дасу Госвами. На самом деле, величайший парамахамса современной эпохи, — Шрила Прабхупада, — был очень упорядочен во всех своих делах, несмотря на постоянные путешествия и управление организацией в таком преклонном возрасте. До тех пор пока мы еще не приблизились к уровню парамахамсы, лучше нам придерживаться следующих принципов в Гите:
О Арджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит не достаточно.
Тот, кто умерен в еде, сне, труде и отдыхе, может, занимаясь йогой, избавиться от всех материальных страданий.
(Бг. 6.16-17)
Еще хуже, чем наша спекулятивные и безответственные попытки загнать свое тело под именем бхакти, — это когда мы не питаем себя духовно путем должного слушания и повторения славы Господа.
К сожалению, этот синдром — довольно распространенное явление среди тех, кто приходит в ИСККОН с навыками менеджеров. Часто они превращаются в организационных работаголиков — на время. Они управляют, управляют, управляют, организуют, организуют, организуют, а затем, однажды — когда осознают, что потеряли вкус к бхакти — отстраняются и исчезают.
Мужчина становится сильным и крепким, если съедает достаточно злаков, но преданный, который только ест злаки, но не вкушает трансцендентные игры Господа Чайтаньи Махапрабху и Кришны, постепенно слабеет и падает с трансцендентного положения. Однако, если человек выпьет хотя бы каплю нектара игр Кришны, его тело и ум начнут расцветать, и он начнет смеяться, петь и танцевать.
Комментарий:
Все преданные, связанные с Движением сознания Кришны, должны читать все мои переведенные книги (ЧЧ, ШБ, БГ и другие); в противном случае, через некоторое время, они будут просто есть, спать и упадут со своего положения. Так они потеряют возможность достичь вечной счастливой жизни в трансцендентном блаженстве. (Чайтанья-чаритамрита Мадхья 25.278)
Правильное бхакти — значит, работать, есть, отдыхать, танцевать, петь, читать, дружить — все для Кришны. Мы должны учиться этому искусству под руководством старших. В противном случае, это правда, что выполнять преданное служение в материальном мире трудно и непонятно. Господь Кришна знает об этом. Поэтому в Гите Он провозглашает, что путь бхакти требует личного наблюдения старших.
Бхакти-йога – это наука, и если вы следуете этому пути как нужно, то рано или поздно вы привлечете внимание Кришны. Господь не вынужден отвечать — Он всегда независим — но тем не менее Его влечет сладость преданности. Но если мы упрямо держимся за свои концепции о том, как служить Кришне и терпим неудачу, то кто виноват? Те, кто просто работает тяжело для Кришны, не работая при этом тяжело в плане слушания и повторения, постепенно забудут, зачем они работают и для кого работают. Через некоторое время они утратят способность различать между материальной и духовной севой и затем, сбитые с толку, оставят общество преданных, чтобы приложить свои таланты на полную катушку в материальном мире ради материального успеха.
Я хочу сказать вам, что в ноябре я приехал на холм Говардхана, Бхактиведанта Ашрам, чувствуя себя словно бензиномер, стрелка которого опустилась ниже нуля. Через пять месяцев интенсивных путешествий по пяти континентам тело и ум полностью измождены. Я проковылял наверх по лестнице в свою комнату с видом на Шри Гирираджа. Там на крыше меня поджидал ответственный за ашрам преданный, Е.С. Кешава Бхарати Махараджа (см. фото). Он протянул руки, а я, обессиленный, упал в его объятья.
— Добро пожаловать домой, — успокаивающе произнес он.
Настало время перезарядить духовные аккумуляторы, больше читая и повторяя мантру. Теперь я мог также наверстать упущенную работу над редакцией «Лагху-бхагаватамриты». И, несомненно, ежедневная санга с моими духовными братьями оживила меня. Кроме Кешава Бхарати даса Госвами в ашраме нашли свое прибежище Е.С. Джаядвайта Свами, Е.С. Дханурдхара Свами и Е.М. Гопипаранадхана Прабху. Позднее на одну ночь заехал Е.С. Радханатха Свами.
В последний день Картики Джаядвайта Свами дал пожертвование на пир и сам раздал его преданным. До прасада он предложил своим духовным братьям гирлянды и умастил их лбы сандаловой пастой. В конце пира он дал каждому по открытке со словами признательности и подарок. Мне мой друг с 1973 года написал: «Спасибо тебе за то, что ты такой энтузиаст и жизнерадосный друг уже многие годы в служении Прабхупаде». Я сказал ему, что завидую его примерному вайнавскому поведению и несомненно последую его примеру когда-нибудь в будущем.
Я покидал Говардхана Ашрам только раз в десять дней. В часе езды, на Вринда-кунде, у ИСККОН есть небольшой ашрам, поэтому в день праздника раса-лилы я поехал туда. Моя духовная сестра Ее Милость Дайви Шакти Прабху заботится об управлении этим местом, несмотря на ее занятость в храме Кришна-Баларамы и в Дели. Как много из нас знают, она была первой преданной, с которой я заговорил тридцать два года назад. Во время той первой встречи, на автовокзале, она умело облегчила меня на несколько тысяч долларов. С тех пор, всякий раз при встрече я прошу ее вернуть мне деньги, поскольку теперь я могу использовать их для Кришны, не для майи. Она весело отвечает, что подождет несколько месяцев, пока я не стану председателем Джи-би-си, и затем, воспользовавшись возможностью, попросит большую сумму денег из бюджета Джи-би-си.
Но если серьезно, то я хотел поблагодарить ее за заботу о моих ученицах, когда они посещают Вриндаван. Она дает им приют, водит в паломничество, и, что самое главное, дает им служение в дхаме во Врадже. Многие лидеры ИСККОН осознали, что позволять молодым в духовной жизни преданным самостоятельно курсировать по Вриндавану, значит способствовать их замешательству и смятению. Как сказали мне ученицы, глядя на Дайви Шакти Прабху, которая уже тридцать лет в сознании Кришны, они не сомневаются, что для женщина вполне может быть полностью погруженной в бхакти в течение такого долгого срока.
На Вринда-кунде также были мои духовные братья: всегда веселый Е.С. Субхаг Махараджа и Его Милость Дина Бандху Прабху, который несмотря на рану на ноге пребывал в свойственном ему блаженстве.