E.С. Сатсварупа Даса Госвами
ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ ПРОПОВЕДНИКА

Часть 1
Однажды в Англии Шрила Прабхупада сказал одному cвященнику, что хотя девушки и юноши в обществе Сознания Кришны внешне кажутся очень занятыми - это вовсе не значит, что они не практикуют внутреннюю жизнь. Шрила Прабхупада сказал ему, что как внутренняя, так и внешняя деятельность являются внутренними, если протекают в Сознании Кришны, поскольку вся она находится в сфере Дайви Пракрити.
Но все же я хотел бы провести различия между внутренней жизнью проповедника и менеджментом, т.е. той формой деятельности, которая очень тесно связана с внешней деятельностью. В особенности я хотел бы обсудить важность садханы. В "Бхагаватам" 5.16.3 Шрила Прабхупада объясняет разницу между внешними обязанностями и предающими духовную силу, внутренними обязанностями: "В нашей проповеднической деятельности нам постоянно приходится иметь дело с большим количеством собственности, денег, книг, куплей и продажей. Однако, поскольку все это связано с Сознанием Кришны - это не должно считаться чем-то материальным. То, что кто-то поглощен мыслями о таком управлении, вовсе не означает, что он находится вне Сознания Кришны. Если они строго соблюдают регулирующие принципы, воспевая 16 кругов маха-мантры каждый день, то это сношение с материальным миром ради распространения Сознания Кришны неотлично от духовного взращивания Сознания Кришны."
Все покоится на садхане. Правильное совершение садханы ведет нас к самосовершенствованию, к улучшению наших отношений с другими преданными, более глубокому пониманию наших взаимоотношений с Кришной. Садхана - личная духовная практика преданного, состоящая из слушания и воспевания. Санатана Госвами прославлял Харидаса Тхакура, поскольку он был примером как в своем поведении, так и в своей проповеди. Цитата из Ч.Ч.: "Мой дорогой Господин! Ты воспеваешь Святое Имя тысячу раз в день и каждому говоришь о важности такого воспевания. Некоторые хорошо ведут себя, но не проповедуют Сознание Кришны. В то время как другие проповедуют, но не ведут себя должным образом. Но ты своим примером - поведением и проповедью, одновременно выполняешь оба долга по отношению к Святому Имени. Ты духовный учитель всего мира и самый продвинутый преданный". Шрила Прабхупада комментирует: "Точно также члены Международного Движения Сознания Кришны воспевают минимум 16 кругов в день и в то же время проповедуют культ Шри Чайтаньи Махапрабху. Тот, кто делает это вполне достоин быть учителем всего мира".
Точно также в "Чайтанье-Чаритамрите", в наставлениях Санатаны Госвами содержатся очень ясные описания внутренней и внешней жизни в отношении развития спонтанности. Известно, что в начале внутренняя жизнь не очень развита. В соответствии со Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, ваидхи-бхакти - это механическое следование духовной жизни. Поскольку садхана совершается из чувства долга, лишенного спонтанной любви, внутренняя жизнь начинается со стадии спонтанности. С момента спонтанности внутренняя и внешняя жизнь идут периодически перекрывая друг друга. Господь Чайтанья сказал Санатане Госвами: "Есть два процесса, составляющих рагануга-бхакти: внешний и внутренний. Осознавший себя продвинутый преданный внешне остается подобным неофиту и следует всем предписаниям шастр, в особенности тех тем, которые касаются слушания и воспевания. Однако в своем уме, в своем изначальном чистом осознанном положении он служит Кришне во Вриндаване в своем особом настроении. Он служит Кришне 24 часа в сутки, день и ночь."
Поэтому для преданных важно находить время, чтобы соблюдать садхану. Большинство преданных чувствует необходимость практиковать хорошую садхану, но часто кажется, что такая практика хорошей садханы конфликтует с другими обязанностями. Как должен относиться к этому преданный? Как ему найти баланс? Просто поймите, что в принятии на себя ответственности существует такая вещь, как наш собственный индивидуальный путь. ИСККОН не может определить или или законодательным путем предписать каким должен стать каждый из нас. Как мы должны исполнить свои глубочайшие нужды? Существует индивидуальный уровень духовной жизни. Точно также существует уровень, предписанный для всех членов ИСККОНа. Я помню как когда-то читал автобиографию святого Франциска Асизского. За свою жизнь он создал движение, состоящее из многих тысяч и тысяч учеников. В последние минуты своего пребывания в этом мире, в окружении многочисленных учеников и последователей он сказал: "Я сделал то, что должен был сделать в служении Христу. Теперь найдите свой собственный путь".
Для каждого невозможно имитировать лидера конфессии. Мы должны следовать ему, видя его энтузиазм. Мы можем преисполниться еще большего энтузиазма, выполняя свое собственное служение, не пытаясь при этом имитировать действия лидера, принимая какие-то детали его служения. Мы должны развивать внутренний смысл такого служения. Хотя каждый в ИСККОН практикует садхану, мы все должны найти свой собственный путь и совершенствоваться, следуя им.
Чтобы проиллюстрировать этот момент, я хотел бы процитировать свою книгу "Путь Чхоты". Это не писание, но оно имеет отношение к этой теме. "Путь Чхоты" - повесть о том, как преданный ищет свой собственный путь в служении гуру и Кришне. Чхота - главный персонаж, - испытывает как внутренние, так и внешние препятствия, пытаясь одновременно усилить и улучшить свою садхану, выполняя служение в сознании Кришны.
Чхота - один из первых преданных, которые начали проповедь в Гайане. Он - первопроходец и, поскольку он был устойчив в течение многих лет, он стал духовным лидером для многих младших преданных. Эта книга начинается с того момента, когда Чхоту почитают как духовного учителя.
Другой персонаж - Йамала. Этот персонаж находится несколько более в тени, хотя он брат в Боге и они друзья. Йамала тоже первопроходец проповеди в Гайане и его также уважают младшие преданные, но Йамала больше занимается менеджментом.
О третьем персонаже, Арджуне, упоминается вкратце. Арджуна брат Чхоты. Он отошел от движения и занимается пропагандой как против движения, так и против Чхоты. Арджуна говорит, что Чхота не является истинным духовным лидером, поскольку у него есть множество недостатков. Он говорит, что движение не является авторитетным, так как оно основано на состряпанных наспех принципах. Таким образом он сеет беспокойство в различных центрах в Гайане. Первое, что мы видим в этой книге - это Чхота, сидящий на вьясасане и слушающий прославления своих последователей. Чхота неудовлетворен, несмотря на то положение, которое он занимает. Он пытается дать понять аудитории, что хотя они и прославляют его как великого преданного, в действительности он испытывает недостаток вкуса к самой основной практике: воспеванию и слушанию. Он просит их помочь ему, благословить его и каким-то образом дать ему возможность прогрессировать.
- У меня есть личная просьба: если я здесь действительно для того, чтобы служить вам и всем другим живым существам, я должен быть достойным преданным. Но в настоящее время я недостойный. У меня нет вкуса к самому основному - практике воспевания и слушания. Поэтому я смиренно прошу вас: пожалуйста, позвольте мне совершенствоваться в основной садхане вайшнавизма, которую я так и не осознал и не культивировал должным образом. Без этого высшего вкуса вся моя деятельность ничтожна, похожа на фарс. Пожалуйста, даруйте мне ваше благословение. Я хочу стать хорошим читателем книг Шрилы Прабхупады. Только тогда я смогу убеждать других поступать так, как поступаю я.
Собравшиеся преданные подумали, что речь Чхоты очень хорошая. Когда он закончил говорить, они провели большой киртан, затем был пир. Они были очень счастливы, что Чхота такой смиренный.
После пира Чхота отправляется в свою комнату. Там его ждет Йамала. Он ходит взад и вперед, обеспокоенный новостями о том успехе, который имеет пропаганда Арджуны. Он предлагает Чхоте предпринять что-то в ответ. Чхота соглашается, но при этом добавляет: "Послушай, Йамала. Вот, что я думаю: Нашим ответом на эту критику должно быть совершенствование наших духовных жизней. Я хочу больше времени уделять воспеванию и чтению. Требуется именно духовное лидерство, а не просто распространение контрпропаганды. Я хочу все свое время уделить воспеванию и изучению книг Шрилы Прабхупады".
- Что-о-о! - удивленно спрашивает Йамала. - Не время для слабостей, Прабху! - Ты называешь желание слушать и воспевать слабостью? - Да - сказал Йамала. - Помнишь в "Бхагавад Гите", когда Арджуна хотел отстраниться от битвы, что сделал Кришна? Он отчитал его. Воспевание и чтение - все это занятия для бабаджи. Мы проповедники. А ты лидер. Ты не можешь уйти от этого. Ты должен самоотверженно встретить все эти препятствия. Надо созвать собрание, объехать центры, отправиться к Арджуне и сказать, чтобы он прекратил то, чем он занимается, и не позволять ему посещать храмы. Он должен оставить Гайану. Многие преданные уже сбиты с толку этим Арджуной и ты должен сказать им, что они должны выполнять свое регулярное служение. - Я согласен, - сказал Чхота покорным голосом, - но должно быть какое-то время для воспевания и слушания. - Нет времени, - сказал Йамала. Я бы сам хотел иметь это время: мне не хватает до моей квоты уже сотни кругов и я уже в течение долгого времени не читал ни одной страницы. Конечно я не горжусь этим, но я знаю, что я должен сражаться, чтобы защитить наше духовное движение. По моему мнению, воспевание и размышления - излишество, хотя я знаю, что это цель жизни, но сейчас для них нет времени. Мы должны встать и сражаться. Мы объявили войну майе.
Чхота уходит от разговора и садится на пол, чтобы закончить свои последние круги джапы перед тем как отойти ко сну. Когда он с большим трудом повторял последний круг, он подумал: "Завтра я собираюсь встать очень рано и перед тем, как что-нибудь произойдет я обязательно почитаю "Кришна-бук". Рано утром, когда Чхота читает "Кришна-бук", он действительно начинает испытывать вкус, к которому стремится. В этот момент он убеждается, что для него очень важна садхана. Чхота оторвался еще раз от чтения и серьезно поглядел на страницы: "Если преданный не слушает регулярно эти повествования, как он сможет помнить о форме и деяниях Всевышнего Господа? А не помня о Кришне, как он может быть преданным? Недостаточно просто принадлежать к движению или носить одежду преданного". Чхота позволил своей жадности к чтению книг Шрилы Прабхупады наполнить его и при этом не чувствовал никакой вины. Он был убежден, что Прабхупада доволен им, и потому он не должен подавлять в себе это растущее желание.
Чхота подумал: "Слушание о Кришне - это самое важное. Хотя преданные исполнены энтузиазма, они пока еще не знают о важности чтения. Они прославляют меня за то, что я всегда стараюсь найти время для чтения, однако сами не пытаются делать это."
Вот в чем было несоответствие. Чхоту прославляли как великого лидера среди преданных, но он знал, что не мог по достоинству оценить чтение и воспевание, а если у лидера нет вкуса, как он может ожидать его у своих последователей? Это тонкая форма лицемерия, если лидер пытается заставить других практиковать садхану, не практикуя ее сам, от всего сердца. Такое лицемерие должно быть нетерпимо для нас, как оно было нетерпимо для Чхоты, и мы должны признать, что такое тонкое лицемерие зачастую приводит к грубому лицемерию.
"Даже, если никто не будет одобрять меня, - думал Чхота, - я найду возможность сосредоточиться на слушании и воспевании".
Чхота отправляется в поездку. На полпути он решает уединиться, чтобы поработать над садханой. Преданные в храме, который он время от времени посещает, поселяют его в уединенном доме и дают ему помощника-брахмачари. Уединившись, Чхота приступает к воспеванию. Он воспевает целый день, хотя испытывает сухость. Второй день он посвящает чтению. Все это наскучивает его помощнику и тот уходит. Наконец, Чхота, чувствуя свое одиночество, преждевременно заканчивает свое уединение и возвращается в храм. Как только он прибывает в храм, на него "наваливаются" новые тревожные сообщения от Йамалы. Через некоторое время Чхота узнает от своего лечащего врача, что у него язва. Неожиданно он решает игнорировать свои обязанности и пишет записку Йамале: "Я оставляю все свои дела и ухожу из храма для того чтобы совершенствоваться путем воспевания и слушания. Я буду делать это в течение года. Я буду поддерживать связь с тобой и, пожалуйста, не злись на меня. Я всего лишь пытаюсь совершенствоваться, чтобы стать лучшим слугой. Я уверен, что в мое отсутствие ты сможешь справиться с моими делами".
Я не представляю поведение Чхоты как идеальное. Он находился в стрессовой ситуации и потому отреагировал именно так. И хотя он нашел уединенный берег для своей практики, он быстро понял, что даже в этом, внешне удаленном месте существует множество отвлекающих факторов, которые мешают его воспеванию. Также, он заметил, что начинает прорываться сквозь механическую практику воспевания и слушания. Он начал чувствовать, что его садхана развивается и прогрессирует. В этот момент к нему приехал Йамала и еще один преданный, имя которого было Пандит дас.
- Чаша терпения переполнилась, Чхота, - сказал Йамала. - Мы пришли, чтобы вернуть тебя к твоим обязанностям. Йамала был одет в форменную одежду и свитер. С ним был чемодан, на вид достаточно тяжелый. - Ты, действительно, забрался очень далеко. Нам пришлось последнюю милю идти пешком. У тебя есть что-нибудь попить? - Пожалуйста, садись - сказал Чхота. - Спасибо - сказал Йамала. - Может и тебе лучше присесть? Йамала оглянулся вокруг с явным недовольством. - Я вижу, - сказал он - что ты отклонился от наставлений Шрилы Прабхупады. - Пожалуйста, не говори так - сказал Чхота - или я попрошу тебя уйти. Почему ты не можешь понять, что я отличаюсь от тебя. Почему ты не можешь оставить свой осуждающий тон. Прими меня таким, какой я есть. - Почему я должен принять тебя таким, какой ты есть? - спросил Йамала. - Есть такие вещи, как хорошо и плохо. Ты прекрасно знаешь, что не все едино. Он взял с собой Пандит даса, чтобы тот выдвинул утверждения писаний против того, что делает Чхота и они начали спорить между собой. Пандита читает: "Это из комментария Шрилы Прабхупады в "Чайтанья-Чаритамрите": "В настоящий момент мы видим, что многие из членов ИСККОН имеют склонности оставлять свою проповедническую деятельность для того, чтобы сидеть в уединенном месте. Это не очень хороший признак. На самом деле Шрила Бхактисиддханта Сарасвати осудил эту практику неофитов. Он сказал, что неофит не может сидеть в уединенном месте". Когда Чхота пытается показать другую сторону этого отрывка из комментария Шрилы Прабхупады, Йамала прерывает его. Затем Чхота объясняет, что он не оставил свои обязанности, беспокоясь только о своем благе, а всего лишь уехал на год, чтобы излечить свою садхану. Хотя Чхота и Йамала выражают различные экстремальные полюса в этом вопросе, нам для себя необходимо найти и взять лучшее у того и у другого, не исключая проповедь. Шесть Госвами были великими проповедниками. Они распространяли сознание Кришны по всей Индии, но как они делали это? Они практиковали бхаджану и писали книги. Чхота говорит: - Я думаю, что всему нашему движению нужно больше примеров тех преданных, которые занимаются самой основной практикой. Мы слишком погрязли в решении проблем, беспокойстве о деньгах и связях с общественностью. По крайней мере, я слишком погряз. Если бы вы давали мне время практиковать садхану, мне не пришлось бы действовать так экстремально, чтобы получить то, что вы мне так и не предоставили. Тем не менее Йамала и Пандита разрушили убеждение Чхоты и на следующий день он согласился вернуться. Но перед этим, здесь же, Йамала обращается к Чхоте, пребывая в другом настроении, и признается, что у него есть проблемы в следовании религиозным принципам и, что он несколько раз посещал проститутку. Йамала говорит: - Другая причина, по которой я стал столь слаб - это то, что я так тяжело работал. Я думал, что для меня было бы неплохо приехать сюда и посмотреть, как ты живешь здесь, уделяя так много внимания своим духовным потребностям. Сам я на это не способен. В общем-то я понимаю тебя, но я должен делать все, что необходимо для движения. Я лучше умру, сражаясь на поле битвы санкиртаны, чем стану бабаджи. Если бы все занимались тем, чем занимаешься ты, что бы было тогда? Пожалуйста, возвращайся обратно. Преданные очень часто приводят это утверждение, что лучше умрут на поле битвы, чем уйдут в уединение. Это напоминает об одном случае, когда Джагадиша Махарадж спросил Шрилу Прабхупаду: - Что мы должны делать, чтобы остановить такую личность? Имеется ввиду та личность, точнее тот лидер, который очень мало уделяет внимания чтению книг, внутренней практике и вместо этого загружает своих подчиненных практическим служением. Прабхупада ответил философски: - На войне солдаты будут падать, могут быть случайности, но мы должны пытаться избежать этих случайностей. И приводится также другая цитата: "Если преданные укрепились благодаря чтению моих книг и, если даже такой лидер будет пытаться убедить этих преданных оставить это чтение или уделять меньше внимания чтению, они не оставят мои книги." Джагадиша Махарадж использует этот случай для того, чтобы обосновать важность чтения книг Шрилы Прабхупады. Благоразумие - лучшая часть доблести. Кажется, что Йамала не понимал, что он должен был сделать для того чтобы помочь самому себе. Наконец он говорит Чхоте: - Я думаю, что твой духовный прогресс на этом этапе - просто излишество. Хотя, в конце-концов, Чхота решает не возвращаться обратно в Гайану, он думает про себя: "Удовлетворяет ли духовного учителя то, что он делает в данный момент". Наконец он принимает решение встретиться со своим духовным учителем. Все заканчивается в Нью-Йорке. Он проповедует в доме на 26-й Авеню, говоря о том предмете, который наиболее близок его сердцу: - Давайте поговорим об этой проблеме, - говорит Чхота.- О том, почему у нас нет вкуса к садхане и о пренебрежении садханой.
Преданные знают, что это предмет, на котором Чхота специализируется и постоянно акцентирует внимание. И когда он говорит об этом, у них появляется желание практиковать садхану. Некоторые преданные признают свои недостатки, другие занимают оборонительную позицию, будучи неуверенными в том, знает ли сам Чхота как поддерживать балланс между работой и садханой. Многие преданные уважают его за приверженность к слушанию и воспеванию. Это вновь создает перед Чхотой дилемму, поскольку с тех пор, как он приехал в Нью-Йорк, хотя он проповедовал об улучшении садханы, его собственные попытки улучшить садхану стали просто приятным воспоминанием. Он чувствовал то стремление, которое когда-то было, но сейчас стало частью прошлого. Наконец его духовный учитель прилетает в Нью-Йорк и Чхота получает возможность признаться ему во всем. В финальной сцене этой книги гуру Чхоты советует ему: - Не бойся быть самим собой. Если ты чувствуешь сильное желание улучшить свою садхану, не подавляй его в себе. Душе приходится ждать множество жизней, чтобы, наконец, обрести это желание. Не позволяй братьям в Боге запугать тебя, называя тебя бабаджи или кем угодно еще. Ты, может быть, совсем не такой как они. Я пытался раскрыть этот вопрос этим вечером на лекции. Каждый из нас остается индивидуальностью даже в освобожденном состоянии. Каждый имеет особую расу с Кришной. Поэтому сейчас они должны уважать твою расу и сам ты также должен начать испытывать к ней уважение. Не испытывай комплекса вины. Гуру Чхоты уверяет его, что его путь очень индивидуальный и личностный и что он не должен сомневаться в самом себе. Затем он объясняет ему принцип Прабху-датта-деша. "У тебя прекрасное поле для проповеди, ты не должен оставлять его, но вернувшись, ты не должен прекращать быть самим собой, ты должен заниматься своей личной практикой в прабху-датта-деша. Другие преданные научатся понимать тебя. Даже если они не будут следовать твоему примеру, они увидят - это путь Чхоты. Так он служит Кришне." Таким образом Чхота получает вдохновение помочь другим найти свой путь.
Итак: Делай и то и другое. Хорошо веди себя и проповедуй - вот урок из этой истории. Когда установится синтез между нашей внешней ответственностью и внутренней жизнью, тогда мы обнаружим глубину и восхитительность сознания Кришны.
Господь Чайтанья - это лучший пример. Здесь приводится цитата. "Чтобы освободить все падшие души, Господь Чайтанья путешествовал из страны в страну и лично вкушал транцендентальное наслаждение в преданном служении, одновременно распространяя культ преданности." Ч.Ч. Мадхья, 25/64. Далее приводится цитата из комментария: "Своим личным поведением Он показал преданным пример". Кроме этого, Шрила Прабхупада говорил, что, если один человек станет чистым преданным, читая его "Бхагавад-Гиту", то он будет считать это успехом. Иногда преданные спрашивают: - Как мы можем спросить Шрилу Прабхупаду после его ухода о правильности нашего пути? Необходимо помнить, что все это устроил Кришна. Нам надо учиться служить Шриле Прабхупаде в соответствии с желаниями нашего сердца. На начальных стадиях отец говорит ребенку что он должен делать. Когда что-то сбивает с толку ребенка, он всегда может отправиться к отцу и получить наставления. Но сейчас мы должны постараться найти Шрилу Прабхупаду в его книгах и наших сердцах. Нам надо молиться ему и приложить еще больше усилий, хотя это и трудно. Кроме того, Прабхупада может говорить через своих последователей. Мы должны консультироваться со всеми этими источниками: книгами Прабхупады, другими преданными, нашим собственным сердцем и продолжать служить. Нам нет необходимости подражать экстремальному поведению Чхоты. Мы должны делать, и немедленно, то, что можем делать. Для нас нет ничего более важного, чем правильное соблюдение садханы. Мы должны для этого изыскать все средства. Шрила Прабхупада является примером в этом отношении. Ежедневно, даже будучи домохозяином и бизнесменом, Прабхупада постоянно медитировал на то, как служить миссии своего духовного учителя. Кришна хорошо понимает суть желаний Своих преданных и достижение той стадии, на которой мы станем достойными выбрать свой собственный путь, очень индивидуально. Это приходит через какое-то время. Для этого требуется какое-то продвижение. Для этого необходимо какое-то время, посвященное выполнению той деятельности, которая от нас требуется. Когда преданный регулярно жертвует своим личным интересом, он, в конце концов, придет к тому, что увидит нечто вроде чувства собственной правоты в отношении того, каким видом служения он должен быть занят. Это, в действительности, может быть, своего рода, принятием ответственности за собственную духовную жизнь. Прабхупада построил дом для каждого, для всех, но сначала научитесь жертвовать собой. Впоследствии, когда мы обнаружим свой собственный путь в духовной жизни, этот путь будет в меньшей степени окрашен нашими прихотями. Но что, если наша садхана подвержена отвлекающим факторам? Не может быть и речи, чтобы отложить садхану в сторону, даже на незначительный период времени. Потерянное время всегда останется потерянным временем в этой жизни отмеренных дыханий. Если мы отвлекаемся от своей садханы, мы можем взять это отвлечение и преобразовать его в духовное беспокойство. Эти, так называемые рассеянные круги, в действительности, могут стать очень дороги нам, т.к. могут быть ключом к тому состоянию, в котором мы научимся взывать к Кришне. Совсем не обязательно, что, просто тяжело работая в этом движении, мы все непременно вернемся на Голоку Врндавана. Мы должны развить особое влечение, личные взаимоотношения с Кришной. Эти взаимоотношения будут явлены нам через садхану, по мере того, как мы будем продвигаться от механического следования к спонтанной любви. Последний комментарий Шрилы Прабхупады: "Поэтому требуется, чтобы все преданные в обществе ИСККОН стали чистыми вайшнавами, чтобы по их милости все люди мира, даже не зная этого, перенеслись бы на Ваикунтху". Ч.Ч. Антья 1.32. Поэтому, когда преданные станут чистыми, может начаться настоящая проповедь и мы сможем убеждать других. Именно тогда станет по-настоящему возможным достижение синтеза между внутренним и внешним.
 II Часть
Этот труд, являющийся изучением духовных потребностей и забот проповедника ИСККОН, выполненный Шрилой Сатсварупой даса Госвами, очень важный подарок всем нам. Он затрагивает самый важный аспект жизни каждого преданного - садхану.
Однажды Шрила Прабхупада сказал о своем отце: "Продажа тканей была для него средствами к жизни, но пуджа - призванием. Эта статья дает нам пищу для размышлений и мы сможем обсудить как нам определить свое призвание и как его достичь. Однажды я спросил Шрилу Прабхупаду: "Как преданный может проповедовать идеалы сознания Кришны, если сам он весьма далек от совершенства. Если меня кто-либо спросит: "Сможет ли тот человек вернуться к Кришне в конце этой жизни?" Я скажу "Да". Но в отношении себя, я в этом не очень-то уверен." Прабхупада сказал: "Это относится не только к тебе или к кому бы то ни было еще, Кришна говорит, что любой, обратившийся к сознанию Кришны, уйдет обратно к Богу. Конечно, если мы проповедуем - это не значит, что мы переправляем людей назад, в духовный мир, как товары по накладной, а сами остаемся здесь. - и он рассмеялся. - Имеется в виду, что проповедник тоже возвращается. Это как в ситуации с нашими книгами. Ученики умело продают их, но с чтением пока что тяжело. Это плохо. Они должны также и читать их."
В проповеди не следует заострять внимание на своих несовершенствах. Мы проповедуем на основе писаний и предыдущих ачарий, мы проповедуем, описывая процесс сознания Кришны, несмотря на то, что сами еще не на высшем уровне, однако Прабхупада подчеркивал, что проповедник должен сам следовать тому, что он преподносит другим. Господь Чайтанья сказал: "Стань совершенным и тогда проповедуй." В действительности фраза на санскрите "апони ачари бхакти карела прачара" переводится в "Ади-лиле" Ч.Ч.1. так: "Поведение проповедника должно в точности соответствовать тому, чему он учит других". Коме того, Господь Чайтанья однажды сказал санозийскому брахману о том, как стать совершенным до проповеднической практики. По крайней мере, мы должны строго следовать принципам сознания Кришны - это означает: отказ от мяса, интоксикаций, азартных игр и разврата, а также повторять на четках 16 кругов махамантры. Если мы не будем делать даже этого, то тогда на проповеди мы, несомненно, будем выглядеть лицемерами. Как говорил Шрила Прабхупада: "Если вы курите, то тогда вы не сможете упрекать и учить других оставить курение." Следование обетам инициации можно считать одним из видов совершенства в сознании Кришны. Хотя бы раз в проповеди проповедник должен упомянуть, что сам еще не достиг совершенства в том, о чем он говорит. Это признание помогает преданному оставаться правдивым и позволяет найти общие точки соприкосновения с его слушателем. Несколько лет назад Джайадвайта Свами говорил о том, как решить проблемы ИСККОНа с помощью четырех таких понятий, как: 1. признание. 2. раскаяние. 3. исправление. 4. воссоединение. Их можно с успехом использовать для улучшения своей садханы. Вначале нужно признаться себе, что моя духовная жизнь нуждается в улучшении. Иногда преданные находятся в иллюзии "хорошей джапы". "Сегодня я хорошо прочитал джапу." Имеется в виду, что он не заснул. Это не критерий хорошей джапы. В "Шримад Бхагаватам" говорится, что, если при повторении Харе Кришна мантры слезы не текут из глаз - значит сердце заковано в железо. Это из-за оскорблений. Следует признать это. Затем нужно почувствовать угрызения совести, раскаяние. Невозможно исправиться, если не было раскаяния. Желание улучшить садхану должно быть направлено на то, чтобы произошли внутренние, глубинные перемены. Должно присутствовать глубокое чувство раскаяния за плачевное положение вещей. Иногда может показаться, что настроение покаяния чужеродно нам: средневековая христианская концепция, ощущение своей вины за грехи. Мы склонны думать, что нужно избавится от чувства вины полностью, ведь никому не нравится чувствовать себя виноватым и сожалеть о чем-то в своей жизни. Однако не следует этого бояться. Конечно, существует такое явление, как чрезмерное самобичевание, но вайшнава-сиддханта учит глубокому раскаянию в духовном смысле: после спасения от ада Аджамила чувствовал угрызения совести за свои грехи. Прабхупада комментирует: "Нужно не только отбросить дурные привычки, но и всегда сожалеть о своих грехах. Таков стандарт чистой преданности". Наркотики и разврат, присутствовавшие в нашей жизни, до сих пор влияют на наш ум. Мы должны сожалеть об этом, но в то же время, ощущать уверенность в том, что наша карма устранена. "Шримад Бхагаватам" 3.31.13 описывает, что Кришна безграничен и что его можно постичь кающимся сердцем. Прабхупада пишет: "Кришна в сердце каждого, но постичь его может лишь душа, очистившаяся покаянием". Следует сожалеть о том, что мы забыли свое истинное положение и захотели слиться с Высшей Душой. Когда мы осознаем свою ошибку и станем способными понять, что все началось с желания попасть в материальный мир, мы начнем чувствовать угрызения совести. Бхактивинода Тхакур в комментарии ко второму стиху Шикшаштаки говорит: "Если преданный случайно совершает намапарадху, то с похолодевшим сердцем, раскаиваясь, он должен развить желание повторять непрерывно Святые Имена, ибо только это искоренит оскорбления и защитит от нанесения дальнейших оскорблений". Он обсуждает этот предмет в очерке "Панча-самскара". Он говорит, что сегодня гуру не учит учеников покаянию и это очень плохо для них. Ученик, не осознающий необходимости покаяния за прошлые прегрешения, не сможет раскаяться и оставить греховную жизнь. Бхактивинода Тхакур говорит: "Ныне никто не думает о покаянии, принимая гуру. Кроме определения добровольных страданий или трудностей в сознании Кришны, тапасья также может выступать в роли покаяния, искупления и постоянного отражения высших чувств души. Тапасья или искупление причиняет неудобства, но без тапасьи душа не может жить как вайшнав. Сердце останется нечистым". Иногда ачарьи показывают это на личном примере. Особенно Нароттама даса Тхакур и Бхактивинода Тхакур. Первый в "Прартхане" поет о своем сожалении из-за недостатка садханы: "Хотя я много раз слышал, как Шрути и Смрити говорят о важности памятования о лотосных стопах Господа Хари, чтобы обрести бесстрашие, я не повторял Его Имени и не медитировал на Его лотосные стопы". Но с надеждой он заключает: "Я сосредоточу свой ум на лотосных стопах Шри Шри Радхи и Кришны и все мои материальные желания испарятся." Это хороший пример того, как покаяние сменяется исправлением. Но если угрызения совести были не глубоки, то будет очень трудно измениться. Бхактивинода Тхакур в своей книге "Шаранаготи" перефразирует стих "Шикшаштаки": "О милостивый Господь, как я неудачлив, что не могу оценить Твое Святое Имя! В этом скорбном положении как я смогу избавиться от 10-ти оскорблений Святого Имени?!". Преисполниться сожалений трудно. Этого не достичь искусственным путем. Это состояние рождается из искренности. Бхактивинода Тхакур комментирует один из стихов "Шикшаштаки" "Когда же глаза мои украсятся слезами любви..." . Он комментирует его так: "Эта шлока не относится к тем, у кого с рождения слезливые глаза или кто страдает имитацией искусственного экстаза. Освобождение от анартх вызовет слезы любви". Когда у человека проявляются хотя бы проблески этого состояния, его следует уважать. Когда преданные писали Шриле Прабхупаде, что они плачут при виде Божеств, он хвалил их и подбадривал, говоря, что это очень хорошо. Хотя это и не свидетельствовало об огромном продвижении, это было хорошим признаком. Шрила Прабхупада ценил и отблески бхавы.
Далее приводятся высказывания Шрилы Прабхупады о раскаянии, касающиеся того, что преданные должны чувствовать себя неуютно из-за плохо выполняемого служения. Однажды один преданный сказал Шриле Прабхупаде: "Я плохо выполняю свое служение". Прабхупада сказал: "Это смирение. Думая о том, как бы в будущем хорошо выполнять свое служение, в следующий раз вы несомненно исправитесь". Наша любовь к Кришне будет продолжать усиливаться, пока мы считаем, что делаем для Него еще не все, что возможно и, что нужно делать гораздо больше. Но если вы будете думать о том, как прекрасно вы исполнили свое служение, о том, какой вы хороший и искренний преданный, тогда об улучшении служения не может быть и речи. Смирение и терпение помогут вам проникнуться сожалением и улучшить садхану. Прабхупада пишет в комментарии: "Вайшнав всегда терпелив и смиренен как дерево или трава. Он сносит оскорбления в свой адрес, поскольку его ум сосредоточен на Святом Имени без отвлечений. Мы должны развить терпение и не приходить в волнение при смене различных обстоятельств этого материального мира. Нужно просто повторять Святые Имена Господа, а также следует подчиниться терпеть свой медленный прогресс. Если даже после стольких лет наш ум все еще блуждает во время повторения Святых Имен Господа, возвращайте его обратно. Невозможно поймать блуждающий ветер, но еще труднее поймать витиеватый ум. Лучший способ управлять умом - смиренно воспевать Святые Имена. Предыдущие ачарьи часто побуждают нас обратиться к молитвам "Шикшаштаки", поскольку они насыщены духом смирения в садхане. Тот, кто повторяет в смиренном состоянии ума, может делать это постоянно. Бхактивенода Тхакур говорил, что удачливая душа должна читать, произносить и поклоняться "Шикшаштаке" со всей искренностью. Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что шлока: "Тринад апи суничена..." призвана устранить намапарадхи и намабхасу в повторении. О смирении он говорил: "Истинный святой не считает себя вайшнавом и не претендует на сан гуру. Он считает себя учеником всего мира". Бхактивинода Тхакур объясняет как понять утверждение Господа Чайтаньи о том, что следует считать себя ниже травинки: "Эго травинки соответствует ее положению. Это очень искреннее живое существо, которое всегда топчут. Не имея достаточного разума, она почти не проявляет сознания. Но если попытаться топтать человека и тем самым причинить ему страдания, то его ложное эго мгновенно взорвется. Он считает себя едва ли не самым прекраснейшим царем, но между его самомнением и его истинным положением существует такая пропасть!". На примере травы можно научиться смирению и честной самооценке. Записи также помогают улучшить садхану. Шрила Прабхупада побуждал учеников писать. Он говорил: "Реализация означает, что вы должны писать все о том, что вы осознали. Вы должны писать о Кришне то, что усвоили. Это необходимо. Вы не должны лениться. Нужно все время быть активными. Когда бы вы не нашли время, пишите. Так или иначе нужно изложить свое понимание. Шраванам киртанам. Записи или подношение молитв прославления - одно из занятий вайшнавов". Вы слушаете, но еще также необходимо писать. Тогда ваши записи становятся "смаранам" - запоминанием сказанного духовным учителем. Прабхупада ведет речь о записях для того, чтобы научить нас помнить и поклоняться Кришне. Пишите в любое свободное время, хотя бы пару строк. Мы можем вести дневник, но не для ублажения своего эго, а для записи своего понимания сознания Кришны. Я приведу пример Джона Говарда Гриффина, биографа католического монаха Томаса Мертона. Он пишет о Мертоне: "Его самые жизненноважные записи очень личностны. Из них мы можем понять, что он делал записи для себя. Чтобы разобраться в себе, он постоянно делал заметки. Размышляя, он стремился выразить свои ощущения на бумаге, но делал это скорее как руководство для себя, а не для других. Он искал способы избавиться от роли монаха, чтобы стать им по-настоящему, чтобы быть им, а не притворяться". В этом огромное различие, которые немногие могут понять, даже в духовной жизни. Записи позволяют рассмотреть предмет глубже, превзойти поверхностный уровень, взглянуть на себя честно, разоблачить фальш, раскрыть проблемы, о которых мы только догадываемся. Если не начать запи
спонсоры раздела

Оцените статью:

  Рейтинг: 0,00 - 0 голосов

Поделитесь новостью с друзьями:

Подписаться на новости и статьи сайта
Похожие статьи
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Введите ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваша почта:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Внимание, перед отправкой своего
сообщения ознакомьтесь:
- с положением об ответственности
за оставленный комментарий/отзыв
- с правилами пользования sitename.ru