Что стоит за проведением ритуала?

Рупа Госвами выделяет в ритуале 4 части:
1.наша связь с материальным миром и Господом;
2.техника проведения ритуала;
3.смысл техники ритуала;
4.цель самого ритуала.
Бхакnисиддханта Сарасвати и Шрила Прабхупада акцентируют особое внимание на первой, третьей и четвертой частях, т.к. именно они позволяют достичь успеха в исполнении ритуала. И лишь в конце они раскрывают технику его исполнения, потому что проведение ритуала возможно лишь, если человек обладает достаточным разумом, чтобы усвоить первую, третью и четвертую части.
В прошлом знание о первой, третьей и четвертой частях передавалось из уст в уста в личном общении и наставлениях. Вторую часть записывали из-за огромного количества технических терминов и деталей.
Но гораздо важнее понять, что стоит за проведением того или иного ритуала, чем углубляться в тонкости техники его проведения. К сожалению, многие вдохновленные брахмачарии привлекаются именно второй частью и "щеголяют" знанием сложных терминов, как, например, рагануга бхакти. Но Прабхупада был проще, он говорил "спонтанное преданное служение".
Рупа Госвами разбивает понятие "ритуал" на две части, первая из которых называется МУКХЬЯ, т.е. то, что мы делаем сейчас и будем делать, вернувшись в духовный мир, а именно:
1. воспевать Святые имена Господа;
2. общаться с преданными;
3. жить в трансцендентной обители Господа;
4. поклоняться Господу в форме Божества, которое не отлично от Самого Господа (в духовном мире мы поклоняемся непосредственно Самому Господу). Эти формы преданного служения помогают нам достичь совершенства. В следовании этим принципам, данных ачарйами, приходится прилагать некоторые усилия, необходимые для преодоления влияющих на нас гун природы.
В понятии "ритуал" также выделяют вторую часть ГАУНА, или вторичные правила и предписания: принятие омовения три раза в день и т.д. Сами по себе они не способны вернуть нас домой к Богу, но конечно, если вы повторяете Харе Кришна, когда принимаете душ, - это в корне меняет дело - вторичные правила важны до тех пор, пока мы обусловлены. Мукхйа очищает сознание.
Шрила Прабхупада говорит, что нужно строго следовать варнашраме, правилам и предписаниям, а с другой, что все это бесполезно, если вы не поклоняетесь Господу (не следуете МУКХЬЯ)
Должно присутствовать и то, и другое. Находясь в материальном мире, живое существо обусловлено. Ачарийи дают систему определенных правил и предписаний, следуя которым можно очистить свою природу и постепенно пробудить любовь к Кришне. С их помощью мы можем занять свою обусловленную природу в служении Господу, и в этом заключается смысл следования, ведущего к освобождению.
(Шрила Бхакти Видья Пурна Свами. Варнаашрама)