Поиск недостатков это болезнь

"Мой дорогой ум, ты избрал путь самореализации, однако, ты безрассудно считаешь, что ты очищаешься, купаясь в претенциозно сильных качествах обмана и придирчивости, которые сравниваются с нечистой ослиной мочой. Фактически, ты испепеляешь себя и втягиваешь такую бесконечно малую духовную душу, как я, в большой пожар. Останови этот губительный ход! Нырни в вечный океан величественной амброзии, который ждет тебя в любовном преданном служении лотосным стопам Шри-Шри Радхи и Кришны. Оживи само мое существование, и, таким образом, дай нам обоим бесконечное счастье."
(Шри Манах Шикша 6 стих)
 
Поиск недостатков в других, похоже, является болезнью, которая распространена в любой общине с высокими стандартами поведения и очень жалко, что это имеет место в наших общинах, хотя мы очень часто упоминаем о таком неправильном поведении, которое так же является первым оскорблением святого имени: "Поиск недостатков и оскорбление преданных, посвятивших свою жизнь распространению святого имени".
Поиск недостатков в других - это умонастроение человека, посредством которого мы поддерживаем в себе чувство самоуважения, принижая окружающих. Когда существует стремление искать недостатки в других, то это говорит о том, что я обеспокоен своей собственной неполноценностью, но не хочу этого открыто признать, поэтому, стремясь чувствовать себя лучше, я больше внимания переношу на недостатки других людей. Если я обнаруживаю недостатки в других людях, то не так сильно чувствую свои собственные. Таков психологический механизм, который лежит в основе стремления искать недостатки в других.
Прабхупада говорил об этом, что когда бы мы ни показывали указательным пальцем на других, в это время три других показывают на нас самих. Другими словами, в своем стремлении говорить о недостатках других, мы неосознанно говорим, на самом деле, о своих собственных. Поиск и нахождение недостатков в других, по сути, является собственной автобиографией.
Поиск недостатков происходит тогда, когда в людях на самом деле могут быть какие-то внешние недостатки, но бывает и так, что эти недостатки просто вымышленные, их не существует в действительности или же этот недостаток, который мы якобы замечаем, является очень незначительным, но мы раздуваем его до огромных размеров.
В действительности, целью такого умонастроения не является обнаружение истинных недостатков в других, так как человека не беспокоит, объективны ли эти недостатки или нет. В этом случае человек просто имеет склонность видеть недостатки везде, потому что его внимание само по себе привлекается ими. У кого-то могут быть сотни и тысячи достоинств, но так же и один недостаток, и этот недостаток в глазах такого человека будет выглядеть ярче, чем все остальные достоинства. Нас предупреждают об опасности такого умонастроения, приводя пример Луны, на которой есть много пятен, и говорится, что мы не должны критиковать ее за это, потому что она все же ярко светит, несмотря на свои пятна.
Такая склонность искать недостатки в других появляется в нас тогда, когда мы не хотим быть откровенными сами с собой. Эта склонность может проявляться в разной степени, но в любом случае, мы всегда должны отчетливо сознавать ее в себе и понимать, что если куда бы ни посмотрели, мы во всех замечаем только плохие качества, то это говорит о том, что, возможно, мы что-то скрываем от самих себя, не желая откровенно признавать наше собственное положение. Цинизм, поиск недостатков и придирчивость идут рука об руку.
Из семинара "Лечение Душ в общинах Сознания Кришны" Равиндра Сварупы прабху.