Шри Ишопанишад в виде диалога гуру и ученика
 
ГУРУ:
(Парибхаса-сутра)
-Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит от Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку является полным целым. Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой. И, как полное целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то что из него исходит такое множество законченных частей.
 
УЧЕНИК: -Что это значит для нас?
ГУРУ:(мантра 1)
-Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему как доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит.
 
УЧЕНИК: -Если я буду жить в соответствии с этим знанием, то каков будет результат?
ГУРУ: (мантра 4)
-Все время поступая таким образом, ты сможешь прожить сотни лет счастливой жизни, ибо такая деятельность не связывает законами кармы.
 
УЧЕНИК: -А  если не буду?
ГУРУ: (мантра 5)
-Те, кто не принимают план Господа,  являются убийцами души, и отправляются в ад.
 
УЧЕНИК: -Пожалуйста,  расскажите  мне что-нибудь о Верховном Господе.
ГУРУ: (мантра 6)
-Хотя Личность Бога остается в Своей обители, Он передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих. Могущественные полубоги не способны приблизится к нему. Оставаясь на одном месте, Он в то же время властен над теми, кто посылает ветра и дожди. В Своем совершенстве Он не знает Себе равных.
 
УЧЕНИК: -Он находится в одном месте, далеко оно или близко? И если Он передвигается быстро, ходит ли Он так же, как ходим мы?
ГУРУ:(мантра 5)
-Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего.
 
УЧЕНИК: -Кто может понять это?
ГУРУ: (мантра 6)
-Тот, кто видит все связанным с Господом, кто видит все живые существа как Его неотъемлемые частицы и Господа во всем, никогда не испытывает ненависти к кому- либо или чему- либо.
 
УЧЕНИК: -Какое благо получает человек, обладающий таким пониманием?
ГУРУ: (мантра 7)
-Он всегда видит все живые существа как духовные искры. Он никогда не находится в иллюзии или беспокойстве.
 
УЧЕНИК: -А что еще он знает о Господе?
ГУРУ: (мантра 8)
-Такой человек знает величайшего из всех, бестелесного, всеведущего, безукоризненного, не имеющего вен, чистого и неоскверненного, самодостаточного философа, того, кто с незапамятных времен исполняет желания каждого.
 
УЧЕНИК: -Что это за люди, которые не принимают план Господа и называются убийцами души?
ГУРУ: (мантра 9)
-Те, кто совершенствуются в авидье. Они попадут в темнейшие районы невежества. Однако хуже них те, кто совершенствуют так называемые знания.

УЧЕНИК: -Откуда Вы  узнали, что эти люди получают такой результат?
ГУРУ: (мантра 10)
-Мудрецы объяснили нам, что процесс культивирования знания приводит к иному результату, чем культивирование невежества.
 
УЧЕНИК: -Какой вид знания я должен изучать?
ГУРУ: (мантра 11)
-Преодолеть повторяющиеся рождения и смерть и наслаждаться даром бессмертия может только тот, кто способен одновременно понять процесс погружения в невежество и процесс совершенствования трансцендентного знания.
 
УЧЕНИК: -Это очень интересно. Но как насчет  тех, кто поклоняются полубогам и безличному Абсолюту?
ГУРУ: (мантра 12)
-Те, кто поклоняются полубогам, попадут в темнейшие районы невежества, но ещё в большей степени это относится к тем, кто поклоняется безличному Абсолюту.
 
УЧЕНИК: -Это ужасно! Неужели это правда?
ГУРУ: (мантра 13)
-Говорится, что поклонение высшей причине всех причин приносит иной результат, чем поклонение тому, что не является высшим. Все это услышано от невозмутимых авторитетов, которые доступно объяснили это.
 
УЧЕНИК: -Я был погружен в материальные дела и на протяжении многих поколений члены моей семьи поклонялись полубогам. Должен ли я теперь отвергнуть все это?
ГУРУ: (мантра 14)
-Человек должен в совершенстве знать Личность Бога и Его трансцендентное имя, так же, как и временное проявление с его временными полубогами, людьми и животными. Познав это, он попирает смерть и поднимается над эфемерным космическим проявлением, чтобы в вечном царстве Бога наслаждаться весной жизнью, исполненной блаженства и знания.
 
УЧЕНИК: -Но познать Верховную Личность Бога в совершенстве нелегко. У меня безличное понимание Бога. Что мне делать?
ГУРУ: -Ты должен молиться следующим образом:
(мантра 15): О Мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.
(мантра 16): О Мой Господь, о изначальный философ, поддерживающий вселенную, о регулирующий принцип, конечная цель чистых преданных, доброжелатель прародителей человечества! Пожалуйста, удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму. Ты - вечная Верховная Личность Бога, подобная солнцу, как и я.
 
Ученик следовал наставлениям своего духовного учителя и продвинулся на пути к Господу. Он прожил свою жизнь с пониманием того, что все в этом мире является собственностью Господа. Он жил простой жизнью, постоянно молился и совершал множество жертвоприношений. И так постепенно его жизнь подошла к концу. Оставляя этот мир, он молился  следующим образом:
 
(мантра 17): Пусть это бренное тело сгорит дотла, пусть дыхание жизни сольется с воздухом. Теперь, о мой Господь, вспомни все жертвы и, так как в конечном счете все предназначено для Твоего наслаждения, вспомни, пожалуйста, все, что я сделал для Тебя.
(мантра 18): О мой Господь, всесильный, как огонь, о Всемогущий, я припадаю к Твоим лотосным стопам и приношу Тебе свои почтительные поклоны. О мой Господь, пожалуйста, веди меня верным путем, чтобы я смог достичь Тебя и, так как Ты знаешь все, что я совершил в прошлом, избавь меня от последствий прошлых грехов, чтобы ничто не мешало моему продвижению вперед.