Определение и причина проявления бхакти
Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура

Глава Один
Первый ливень
Милость Шри Кришна Чаитанйи Махапрабху, олицетворяющего Собой прелестную сладость, - это вздымающийся вал облаков, несущих жизнь зернам преданного служения, недавно посаженных в почву сердца, и со своим благоприятным приближением он гасит сильную летнюю жару вожделения, даруя восторг вселенской реке живых существ.
Пусть эти облака милости Господа издали дадут удовлетворение и удовольствие этой бесполезной душе, высохшему дереву в пустыне.
Хотя другие также в прошлом вступали на путь преданного служения Господу, я с мольбой приношу свои непрекращающиеся поклоны Шриле Рупе Госвами, который очень дорого Господу. По его милости человечество получило разум, необходимый, чтобы увидеть как все расы (взаимоотношения с Господом) раскрываются благодаря бхакти (преданности Господу).
Господь - раса
Шрути (Таиттирий Упанишад), объяснив разницу различных покровов сознания (аннамайа и т.д.) приходят к заключению: брахмапуччхам пратиштха, т.е. "Брахман, прибежище и опора для всего, является всевышним". Могло бы показаться, что это утверждение устанавливает, что Брахман, прибежище всего выше анандамайа-пуруши. Однако затем то же самое произведение говорит: расо ваи сах расам хй эвайамлабдхвананди бхавати: "Господь - это сама раса. Достигая этой расы, джива испытывает блаженство." Это утверждение показывает, что верховным является воплощение Господа в форме расы.
В Шримад Бхагаватам, сливках Веданты и императоре среди всех видов доказательст, Господь подобным же образом описывается как воплощение расы или удовольствия:
малланам асинир нринам нараварах стринам смаро муртиман
"Для борцов Кришна выглядел как молния, для обычных людей он выглядел как лучший из людей, а для женщин - как самый привлекательный Бог любви."
В Бхагавад Гите Господь сам устанавливает свою сущность:
брахмано хи притиштхахам
"Я основа Брахмана"
Поэтому Абсолютная Истина, эта исполненная блаженства, трансцендентная Верховная Личность есть никто иной как Шри Кришна, сын Царя Враджи, чье тело безгранично, обладающий трансцендентными именами, формами, качествами и играми. Этот исполненный блаженства Господь нисходит до уровня человеческого восприятия через уши, глаза ум и разум не по материальной причине, но просто по Своей собственной независимой воле - подобно тому, как по Своей собственной воле Он являлся в материальном мире как Кришна в династии Яду и Рама в династии Рагху.
" Что такое Бхакти -
" Анйабхилашита шунйам
гйана кармадйанавритам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир учйате
" Сарвопадхи-винирмуктам
тат-паратвена-нирмалам
хришикена-хришикеша
севанам бхактир учйате
" Бхакти Независима.
Точно так же, как явление Господа не зависит ни от каких материальных причин, точно так же неотличная от Него энергия, преданное служение (бхакти), сохраняя за собой свою самопроявляющуюся природу, не зависит ни от какой материальной причины.
"Таким образом в Первой Песни Шримад Бхагаватам говорится:
са ваи пумсо паро дхармо
йато бхактир адхокшадже
ахаитуккй апратихата
йайатма супрасидати
"Верховными предписанными обязанностями (ддхармой) для всего человечества является то, посредством чего люди могут достичь любовного преданного служения трансцендентному Господу. Чтобы такое преданное служение полностью удовлетворяло душу, оно должно быть бескорыстным и непрерывным.
"Слово ахаитуки (безпричинный) в этом утверждении, указывает на то, что преданное служение осуществляет свой приход без материальной причины (хету).
Подобным образом, в таком утверждении как ас йадриччхайа мат катхадау, мадбхактим йадриччхайа, и йадриччхайаивопачита, слово йаддричхайа должно пониматься как "по своей собственной независимой сладкой воле", потому что словарное значения йадриччха - это "полная независимость."
" Случайно - или в силу доброй удачи
" Добрая удача - не шубхакарма - не может быть причиной
" Непостижимая добрая удача - несущественна
Некоторые считают, что это слово означает "случайно, или в силу доброй удачи", но здесь это значение не подходит, ибо тогда пришлось бы спросить о том, что является причиной этой доброй удачи: может быть это какая-то материальная благочестивая деятельность (шубхакарма) или что-то еще? Если предположить, что эта добрая удача порождается из шубхакармы, то бхакти также подобным образом порождается из шубхакармы, т.е. бхакти зависит от материальных хороших дел. Но это противоречит с подтверждаемой священными писаниями независимой, самопроявляющейся природой бхакти.
Если возразить, что эта удача, будучи не описываемой словами и непостижимой для интеллекта, не проистекает из благочестивой деятельности, то она была бы несущественной, и поэтому не может приниматься в качестве причины.
"Милость Господа - какова причина этой милости
Если предложить, что причиной бхакти является милость Господа, то также необходимо найти причину этой милости. Таким образом поскольку такое утверждение само нуждается в дальнейшем объяснении, оно также не приводит ни к какому заключению.
" Не может быть безразборчивой милостью - была бы предвзятость
Если поэтому кто-то ответит, что причиной является абсолютная, неквалифицированная или беспричинная милость Господа, то это выглядит, что Господь проявляет предвзятость, проливая ее, поскольку неквалифицированная милость должна падать в равной степени на каждого, чего не происходит.
"Пристрастность Господа к преданным - из другой оперы
Господь действительно пристрастен к своему преданному, но это пристрастие Господа, состоящее в том, что Он защищает преданного от преследований со стороны злых сил, не бросает тени на характер Господа, но, напротив, становится украшением, которое улучшает Его характер. Эта превосходящая природа любовной обязанности Господа перед Своим преданным, которая, подобно могущественному царю, покоряет все противоречивые факторы будет обсуждаться в восьмой главе.
Милость Господа и Его Преданного
"Безразборчивая милость преданного - тоже предвзятость, и это природа мадхйама-бхакты
В предположении того, что неквалифицированная милость преданного является причиной преданности, можно также усмотреть изъян, состоящий в том, что преданный также пристрастен в распределении своей милости. Если рассмотреть природу мадхйама-бхакты, то можно усмотреть, что он действительно проявляет пристрастие в распределении милости: он проявляет прему к Господу, дружбу к преданным, милость к невинным и отказывает во внемании к тем, кто враждебно относятся к бхакти.
"Самопроявляющаяся природа бхакти
"Что не дает проявиться бхакти - апарадхи
Здесь мы видим, как Господь становится слугой Своего преданного, даруя Свою милость в соответствии с милостью преданного. Но в этом нет ничего незаконного, поскольку причиной того, что в преданном проявляется милость, является бхакти в его сердце. Без бхакти преданный ни коем образом не в состоянии проявить милость к другим. Таким образом, в этом случае, мы вновь приходим к заключению о самопроявляющейся, независимой природе бхакти.
Поэтому в утверждении йах кенапй атибхагрена джата шраддхо 'сйа севане, ("тот, кто достиг веры в служение Господу по исключительно доброй удаче"), слово атибхагйена ("исключительно добрая удача") следует понимать как обозначающее милость преданного, которая превосходит (атикрама) результаты материальной благочестивой деятельности (шубхакарма).
Но не следует делать вывод, что поскольку преданный зависит от воли Господа, преданный не может сам инициировать дарование милости. Ибо Господь с большим желанием становится слугой Своего преданного, и возвышает его положения, наделяя его могуществом даровать милость Господа (сварупа шакти). Хотя в роли Параматмы Он просто координирует деятельность внешних чувств дживы, что является вознаграждением за его прошлую деятельность, Господь лично проливает особую милость на Своих преданных, давая им Свою собственную независимую потенцию даровать милость другим. Как Кришна говорит в Бхагавадгите, можно достичь Его вечного духовного царства только когда Он прольет свою милость. Эта милость проявляется в том, что Господь дарует Свою собственную крипа-шакти Своему преданному, который затем дает ее падшим душам, как это объяснялось раннее.
"Кришна дает Свою собственную крипа-шакти Своему преданному.
Вызывается ли бхакти Нишкама-кармой
"Нишкама-карма приводит к бхакти в гуне благости, что есть часть гьяны.
"Преданное служение, смешанное с гунами природы - сепаратизм
Благодаря множеству утверждений священных писаний (швеччаватара чаритаих, швеччха майасйа) можно понять, что Господь является по Своей Собственной воле. Несмотря на это, материальное видение может побуждать говорить, что причиной прихода Господа является необходимость избавить Землю от бремени зла. Подобным же образом, иногда говорится, что предписанная деятельность (карма), совершаемая без личных побуждений (нишкама) выступает в качестве врат к бхакти. В таких утверждениях нет вреда, если мы поймем их относительную природу. Однако, ни благотворительность, ни аскезы не могут быть причиной бхакти, что ясно утверждается в 11 Песни Бхагаватам
йан на йогена санкхйена
дана врата тапо 'дхвараих
йакхйа свадхйайа саннйаса
арпнуйад йатнаван апи
"Даже если человек прилагает усилия посредством йоги, аналитического изучения, благотворительности, аскезами, йагйей, воспеванием Вед, изучением или отречения, он не сможет достичь Господа."
Но и также утверждается, что благотворительность, аскетизм и т.д. являются причиной бхакти:
дана врата тапа хома
джапа свадхйа санйамаих
шрейобхир вивидхаис чанйаих
кришне бхактир хи садхйате
"Преданности Кришне можно достичь такими вещами, как благотворительность, аскезы, хома, джапа, изучение, контроль чувств и другой благочестивой деятельностью."
" Относиться к возможности совершать анги преданного служения как к милости чистого Ваишнава
Однако, это утверждение относится к бхакти в материальной гуне благости. Такая бхакти в действительности является частью системы гйаны; в отличие от трансцендентальной, полностью духовной бхакти в категоирии премы. Конечно, некоторые говорят, что благотворительность здесь означает жертвовать Вишну и Ваишнавам, врата или аскезы - это такие как экадаши, что тапас означает полное отречение от личного наслаждения ради достижения Господа. Таким образом, они все являются ангами или членами садхана бхакти. В том, чтобы говорить, что бхакти достижима путем этих анг не является неверным, ибо это просто означает, что причиной бхакти является бхакти. Таким образом, мы вновь приходим к беспричинной природе бхакти. Таким образом все вопросы утрясаются.
"Что такое карма и гйана
"Бхакти всегда отлична от кармы и гйаны
Более того, из таких стихов как: шрейах сватим бхактим удасйа те вибхо; коо'варта апто' бхаджатам сва дхартматах; пурваива бхуман бахаво 'пи йогинах - видно, что достижения результатов на пути гьяны, кармы, йоги и т.д. полностью зависят от бхакти, в то время как достижение результата в практике бхакти, которым является према, никогда не зависит от кармы, гьяны или йоги. Напротив, понимается так, что соприкосновение с этими элементами разрушает чистоту бхакти.
на гьянам на ча ваирагйам
прайах шрейо бхавед иха
" "Гьяна и ваирагьйа не благоприятны для практики бхакти"
дхарман самтйаджйа йах сарван
мам бхаджет са ча саттамах
"Тот, кто оставляет все пути и просто поклоняется Мне - лучший среди людей."
гйане прайасам удапасйа наманта ева
джаванти сам-мукхаритам бхавадийа-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайасо джита джито 'пй аси таис три-локйам
Рамананда Райа продолжал: "Господь Брахма сказал: "Мой дорогой Господь, тем преданным, которые отбросили имперсональную концепцию Абсолютной Истины, и поэтому отбросили обсуждение эмпирических философских истин, следует слушать из уст самореализованных преданных о Твоих святых имени, форме, играх и качествах. Они должны полностью следовать принципам преданного служения и оставаться свободными от незаконного сексс, азартных игр, интоксикаций и убийства животных. Полностью предавшись: телом, словами и умом - они могут жить в любом ашраме или социальным статусом. В действительности, хотя Ты всегда непобедим, такие личности побеждают Тебя.""
"Как может помочь гьяна - пример с деревом и луной
Необходимо принять как факт зависимость кармы, гйаны и йоги от бхакти. Более того, бхакти является инструментом в том, чтобы практика кармы, гьяны и йоги привела к результатам, и в свою очередь достижение результатов в ней не зависит от этих видов практики.
Говорится:
йат марабхир йат тапаса
джнана ваирагйатас ча йат
сарван мад бхакти йогена
мад бхакто лабхайе 'нджаса
"Того, что можно свершить через карму, тапас, гьяну и ваирагйю, может с легкостью достичь мой преданный через преданное служение.
бхагавад бхакти хинасай
джатих шастрам джапас тапах
апранасйева дехасйа
манданам лока ранджанам
" "Без преданности Господу хорошее рождение, знание священных писаний, джапа, тапас - подобны украшениям на трупе, которые приводят в восторг родственникам и друзьям, но абсолютно бесполезны для умершего."
Таким образом, без бхакти все эти усилия бесплодны. Поэтому гьяна, йога и другие процессы зависят от бхакти, подобно тому как тело зависит от жизненного воздуха.
"Бхакти не зависит от Чистоты или Веры
Из смрити хорошо известна зависимость кармы и йоги от условий чистоты места, времени, кандидата, материалов и самого совершения процесса. В отношении бхакти это не так.
на деша нийамас татра
на кала нийамас татах
ноччхиштадау нишедхо 'сти
харер намани лубдхака
"Для воспевания имени Господа нет ограничений, связанных с местом, временем, чистотой и т.д."
Не зависит бхакти даже и от веры:
сакрида апи паригитам
шраддхайа хелайа ва
бригувара нара матрам
тарайет кришна нама
"Имя Кришны, повторяемое даже один раз, будь то с верой или без, может освободить каждого."
"Карма-йога и гйана-йога зависят от чистоты
Далее, бхакти не зависит от чистоты практики, ибо чисто воспевается Имя или нет, оно освободит падшую душу. Этого нельзя сказать о карма йоге, где нечистота является величайшим препятствием для прогресса.
мантро хинах сварато варнато ва
митхах прайукто на там артхам аха
йатхендра шатрух сварато 'парадхат
са ваг ваджро йаджаманам химасти
"Если мантра произнесена не в тон или некорректно, она не только не возымеет воздействия, но может окааться и опасной."
Хорошо известна необходимость внутренней чистоты для практики джнана йоги. Джнана йога, более того, зависит от карма йоги, ибо можно приступить к джнана-йоге только с сердцем, очищенном от грубых желаний, а такая чистота сердца произрастает из совершения кармы без грубых желаний. Из-за такой зависимости, если практикующий гйана-йогу совершит даже случайно недостойный поступок, его осуждают как вантаси, то есть, поедающего собственную блевотину. Кроме этого, Камса, Хиранйакашипу и Равана были знаменитыми практиками гьяны, хотя и несомненно совершенно не были достойны похвал.
С другой стороны, тот, кто идет по пути бхакти, даже если он страдает от вожделения, обладает квалификацией начать практику, и просто в результате практики бхакти, вожделение и другая скверна разрушаются. И даже если такое осквернение как кама может иногда и появляться в преданном, священные писания никогда не осуждают такого преданного. (апи чатсудурачаро бхаджате мам ананйа бхак, вадхйамано 'пи мад бхакти, и т.д.)
Положение Аджамилы как преданного распознали Вишнудуты. Только из-за того что такие люди как Аджамила ненамеренно произносят имя Господа (в случае с Аджамилой - из-за привязанности к своему сыну), их восхваляют как преданных во всей вселенной, несмотря на то, что их воспевание считается намабхасой (не чистым).
Внутренняя чистота и чистота места, материалов и т.д. неизбежны для достижения результатов в карме, гьяне и йоге; в действительности недостатки в этих областях становятся препятствиями на этих путях. Однако, бхакти сама дает жизнь этим путям. Поэтому се эти пути являются зависимыми. Но успух в независимой бхакти никогда не зависит от успеха или неудачи в доставании всех необходимых материалов.
Только невежда будет утверждать, что бхакти является лишь средством достижения гьяны, ибо фактически бхакти занимает положение выше, чем даже сама цель гьяны, т.е. мокша.
муктим дадати кархичит сма на бхактийогам
"Господь с легкостью дает освобождение, но не бхакти."
муктанам апи сиддханам
нарайана парайанах
судурлабхах прасантатма
котишвапи махамуне
Даже среди многих тысяч освобожденных гьяни и совершенных йоги преданные Нарайаны встречаются редко."
Если иногда выглядит, что гьяна занимает более высокое положение по сравнению с бхакти, это происходит только потому, что бхакти милостиво играет роль ее помощницы. Когда Господь в роли Упендры стал служить Индре, чтобы поддержать его, Он явил не Свой более низкий статус, но напротив Свою огромную милость. Таким образом бхакти, будучи милостивой, становится члено гьяны в материальной гуне благости, просто чтобы оказать поддержку гьяне. Таково понимание разумного человека.
бхактйа санджатайа бхактйа
"Плодом бхакти является бхакти в форме премы."
Это высшая цель человвечества, и она гораздо превосходит дхарму, артху, каму и мокшу.
"Главенствующая, все-проникающая, полностью независимая, самопроявляющаяся и дающая жизнь природа этой великой энергии, бхакти - та же, что и природа Верховного Господа, из которого бхакти исходит. Это и объяснялось здесь. Если кто-то все еще предпочитает процесс иной, чем бхакти, то следует считать, что такой человек лишен доброго разума. Что тут еще сказать? Если кто-то является человеком, но не принимает процесс бхакти, то его не следует считать человеком совсем.
ко ваи на севета вина неретарам
"Кто, кроме животного, не стал бы служить Господу?"
Summary
"Определения чистого преданного служения
"Смешанное преданное служение - сепаратизм
"Бхакти в чистом преданном является причиной проявления бхакти
"Апарадхи сдерживают развитие бхакти