Арчана как процесс йоги в традиции Гаудиа Вайшнавов 
Кришна-кшетра даса

Изначально эта статья была написана как научный доклад для  студентов Калифорнийского Университета Санты Барбары. Она была  предназначена для класса - "Традиции йоги в Индии (йогические  традиции Индии)". Для преданных, постоянно занятых в практике  поклонения Божествам, она может служить доказательством того, что  также как все включено в практику бхакти, так и все аспекты практики йоги  могут найти себе место в практике арчаны.
Существуют интересные параллели между классической  восьмиступенчатой системой Йоги, описанной в Йога-сутрах Патанджали  и системой бхакти-йоги представленной в Бхагавад-Гите и Бхагавата  Пуране, оба этих описания традиционно относят Кришне-Двайпаяне- Вьясы. Не смотря на поразительную схожесть этих двух систем, между  ними также существуют и различие, как в философском фундаменте, так  и в осуществление ее на практике. В связи с этим, заслуживает особого  рассмотрения объединяющая характерная черта бхакти, посредством  чего сходятся два полюса особенностей йоги и поклонения1.  Наиболее очевидная, и в тоже время формальная часть системы  практики бхакти-йоги, которая носит название арчана, включает в себя  тщательное следование ритуалистическим правилам, составляющих  поклонение образам (статуям), известным как арча-виграха или арча- мурти. В моем докладе, я хотел бы обрисовать в общих чертах методы  практики, таким образом, как они изображают уровни практики йоги, в  классических системах Йоги, а также коснуться того, как философское  видение Бога в традиции бхакти Гаудиа Вайшнавов в истолкование слова  йога, коренным образом отличается от того, что мы встретим в  классической системе Йоги.
Философия и процесс арчаны, или формальное поклонение  образам, которому следуют Вайшнавы - последователи Вишну, как  Верховного Существа - представлено в собрании текстов Панчаратры.  Несмотря на, то, что источник2 считается относительно недавним, сама  же традиция, устанавливает тождество между каноническим,  содержащим равноправную обоснованность и первоначальным  источником четырех Ведических Самбхит, тем не менее приносящего  большое значение для настоящего века Кали, века деградации. Бхагават  Пурана - является самым важным для Гудиа Вайшнавов, она включает в  себя важные элементы представлений Панчаратры, один из которых  является принятием материального образа как объект поклонения. В  одиннадцатой Сканде Бхагават Пураны, Кришна объясняет следующие  своему другу Уддхаве: Мой дорогой Уддхава, в процессе поклонения храмовому Божеству,  омовение и украшение Божества, наиболее приятные предложения.  Наиболее дорого для божества установление на священной земле.  Подношение промоченного в гхи кунжута и ячменя - подходят лучше  всего для предложения в священный огонь, тогда как поклонение  включающие в себя урастхану и аргхью предпочтительней всего для  солнца. Поклонение Мне в форме воды, осуществляется через  предложение самой воды. На самом деле, чтобы ты ни предлагал Мне  через Моего преданного с верой, даже если это немного воды - это  наиболее дорого для Меня.3
Бхакта или йог, следующий практике преданного служения,  обладает твердой верой (шрадхой) в то, что образ, которому он (она)  служит не отличен от трансцендентного верховного существа, достичь  столь (высокого) уровня, возможно через стремление  совершенствоваться в исполнение преданного служения. Но мне  придается обойти вниманием подробное рассмотрение этого важного  предмета, поскольку я хотел бы вернуться к освещению процессов  практики йоги, включающих в себя арчану, которая имеет отношение к  разным ступеням йоги.(4) 
ЯАМА И НИЯАМА: Существует неоспоримое единство между  системами бхакти и, в частности, процессом арчаны и первыми двумя  ступенями аштанга-йоги, или выполнением пяти видов ограничений (яма)  и пятью видами ипитимий (нияама). Не являются новыми наблюдения  хорошо известного Микрея Элиада: "самоограничение ободряется всеми  этическими правилами. Начинающие практиковать йогу, а также любой  непорочный и честный человек пытается применить в жизни принцип  само-ограничения."5. Тем не менее ясно заметны различия в предмете  бхакти, которой следуют Вайшнавы (из-за чего порой произведение  Панчаратры относят к саттвика-тантра, или тантре, основанной на  следовании истинным и просвещенным практикам), и "сомнительной"  (вама-маргой) тантрой, предполагающей в большой степени  потворствование желаниям, чем соблюдению ограничений.6 В практике арчаны день начинается в ранние утренние часы,  сопровождаемый следованием множеству очистительных обрядов,  предназначенных расположить человека в положение, соответствующие  для обращения к Господу. Подобное стремление к чистоте находит себе  применение в следовании самоконтролю, которое Вайшнавская  литература рассматривает, как необходимое условие для принятия  наставлений от гуру, о практике преданного служения.7 Так, например,  представления Вайшнавов совпадает с тем, что Вьяса, комментатор  Йога-сутры, делает акцент на ахимсу, как на основном моменте в  практике яамы8, поскольку по сути своей отношение Вайшнавов к  следованию ненасилия состоит в ограничении употребления в пищу  плоти животных. Подобным же образом, практикующий Вайшнав -  садхака, сознательно обуздывает чувства от потворствования своим  слабостям, кроме отказа от мясоединия, он или она избегают: разного  вида одурманивающий веществ, сексуальной жизни (если только  практикующий не является семейным человеком, и это может быть  допустимо ради зачатия потомства), а также от любых форм азартных  игр.
АСАНА: Практика асаны в аштанга йоги, с тем чтобы утвердиться в  стойкости, ради которой йог может практиковать "неудобные и даже  невыносимые" позы (положения) до тех пор, пока он не достигнет  совершенства (безукоризненного выполнения) в их выполнении, которое  может быть узнано в том, случае когда "исчезают напряжение в попытках  принять в эти позы".9
Как в большинстве систем йоги, ежедневная практика поклонения, в  процессе арчана, в основном заключается в выполнение поз в сидячем  положении, скрестив ноги. Однако бхакта, в значительной степени  активен, т.к. поглощен выполнением разнообразной деятельности в  процесс поклонения - арчанам. Бхакта не волнует достижение:  "абсолютного отсутствия ощущений собственного тела"10, он  предпочитает приемлемое удобство в своей позе, расположившись так,  чтобы все необходимое для поклонения находилось под рукой. Вначале  оказывается соответствующие почтение Ананта-шеше и другим  экспансиям верховного существа, поддерживающего землю.  Деятельность в процессе арчана (относящаяся к процессу арчаны)  не заключается в исполнением сидячих поз. Когда (отдельный) садхака  завершает индивидуальное поклонение Божеству, осуществляется  открытое поклонение, которое включает в себя: приветствие Божеств,  пение киртана с сопровождением игрой на музыкальных инструментов и  танцами. (Другой вариант - в себя: пение киртана, игре на музыкальных  инструментах и танцах).
ПРАНАЯМА: Если практикующий йог вынужден посвящать  значительную часть времени практике контроля дыхания, как методу,  цель которого подготовить тело и ум к дальнейшим "отказам"11, то  Панчаратра предписывает минимальную практику, которая требует всего  несколько минут, как один из аспектов читтасуддхи, или  предварительного очищения сознания. В различных обычаях (традициях)  тантр, также переписывается бхута-суддхи, этот процесс имеет  отношение к сознательному разрушению (дезинтеграции) и вторичному  приобретению (реинтеграции) элементов тела, все это предназначено как  средство для того, чтобы в конечном итоге отождествить себя с духовным  существом, отличным от эфимерного материального тела.  Контроль дыхания в процессе арчаны как правило является  средством выражения преданности в произнесении священных мантр,  обращенных к почитаемому божеству: погружение в созерцание формы  божества (статуи), которое сопровождается с чтением молитв,  представляет собой реальный метод выявления контакта с почитаемым  образом (персонажем, формой божества).
ПРАТЬЯХАРА: В процессе арчаны "способность высвободить  деятельность чувств из под контроля (господства) внешних обектов"12,  достижимо посредством практики "позитивного занятия" чувств. В  соответствии с "Бхагавад-гитой", мы, будучи живыми существами не  способны сдерживаться ни на минуту от совершения деятельности.  Следует осуществлять какую-либо деятельность (карму) посредством  деятельности органов (кармендриях) так, как это предписано в процессе  карма-йоги, или в духе отречения ради высшей цели13. Высшая цель -  оказывать служение с преданностью верховному (высшему) существу, он  наслаждается подношениями, предложенными арча-виграхе, также, как  мы получаем удовольствие, когда получаем подарок от близкого друга.  "Контроль внешних объектов" можно преодолеть думая и действуя таким  образом, чтобы обрести способность видеть все объекты чувств  потенциально предназначенных не для нашего удовольствия, а для  удовольствия верховного или бхагавана, который находится  (присутствует) в арча-мурти. Поэтому арчана - официальное (истинное)  способ практики или достижения вышеописанного понимания (вещей). В  "Бхагавад-гите" Кришна подводит итог подобного метода практики: "Если  человек предложит Мне лист, цветок, плод или воду, с любовью и  преданностью, Я приму их."14 
ДХАРАНА: Шестой уровень йоги Патанджали, определяемый как  "концентрация мыслей на одной точке"15, обычно это достигается по  средством сосредоточения ума на определенной части собственного  тела - будь то пупок, лотос сердца или кончик носа. В процессе арчаны,  Господь является объектом поклонения, медитации и сосредоточения.  Бхакты открыто заявляют, что этот процесс в неподдающейся степени  сравнению проще, чем искусственные попытки йогов сконцентрировать  ум на чем-то, что не представляет абсолютно никакого интереса, как  например пупок! В начале двенадцатой главы "Бхагавад-гиты" Кришна  недвусмысленно указывает на преимущество практики преданного  служения над сосредоточенной медитации направленной на духовное  существование за пределами чувств или на нечто непроявленное.  Следовательно церемонии, проводимые в преданном служении, в  процессе арчана, акцентируют внимание на арча-мурти.  Необходимо пройти через процесс очищения, который проводится  перед обращением к Гсподу (авхигамана), а так же собрать  соответствующие (надлежащие) предметы для осуществления  поклонения такие, как чистая вода, плоды и цветы (упадана), после этого  можно приступить к исполнению трем из пяти аспектов поклонения  (панчанга-пуджа), которые называется йогой16. Йога, как формальное  подразделение арчаны, включает в себя уже упомянутые выше виды  практик, такие как бхута-судхи, но она не говорит, о седьмом аспекте в  системе Йоги Патанджали - дхяне, или медитации. 
ДХЬЯНА: Прежде чем начать поклонение божеству непосредственно  с параферналиями, бхакта занимается медитацией на форму объекта,  которому он поклоняется, медитация совершается в соответствии с  описаниями содержащимися в дхяна-мантре, которые подходят для той  формы божества, которой проводится служение. Для подобных описаний  характерно описывать Вишну, проявляющего божественное великолепие  - (его) одежда, украшения, четыре символа, а именно: огненная сакра  (колесо), раковина, булава и цветок лотоса. Литература бхакти содержит в  себе дальнейшие отображение деталей, с тем, чтобы помочь  (совершающему поклонение) полностью погрузиться в (размышления) о  почитаемой форме. В Шримад-Бхагаватам Капила описывает с головы до  самых стоп характерные черты тела Господа Вишну, далее он побуждает  нас медитировать на прекрасное глаза Вишну, улыбку и даже смех:  "С преданностью, проникнутой любовью, йог должен в глубине  своего сердца медитирвать на смех Господа Вишну. Смех Вишну столь  привлекателен, что медитировать на него не составляет никакого труда.  Когда Верховный Господь смеется, Он обнажает свои небольшие,  похожие на бутон жасмина зубы, на которых лежит отблеск розового  сияния, исходящего от Его губ. Однажды посвятив этому свой ум, йог не  должен отвлекаться ни на что другое."17 
Здесь можно отметить акцент, на то с какой легкостью возможно  достичь успеха, благодаря могуществу привлекательных качеств объекта  медитации. После менее активной дхьяны, следует процесс манаса- пуджи, в процессе манаса-пуджи бхакта ментально осуществляет всю ту  деятельность в практике поклонения, которую он или она в дальнейшем  будет исполнять внешне. На этом более высоком уровне, подобная  деятельность служит вступлением в осознание себя как одного из  участников лилы или игр Господа в трансцендентном царстве (мире).  Прежде чем продолжить обсуждение заключительного уровня в  классической Йоги, и ее параллели с процессом арчаны, будет  целесообразным обратить внимание на особую природу бхакти. Так же  как практикующий йог, непрестанно прилагает усилия, ради  основательного преобразования существования, достигая полного  освобождения, или мокши, аналогичным образом бхакта стремится к  преобразованию. Но если йог прилагает свои собственные усилия,  опираясь на накопленное им могущество тапасий, или аскез, то бхакта  прикладывает свои усилия для достижения божественной милости  Господа - объекта его поклонения, беря за основу основное правило  взаимного обмена. Отношения, в которых за основу взято бхакти,  оказывают действие одновременно двумя путями: Первое - это  совершать действия, направленные на то, чтобы искоренить причину  ахамкары в сердце бхакты, или другими словами причину эгоистического  отношения, которое увековечивает представление о независимом  положении, все это дает нам возможность действовать в гармонии со  всевышним. Второй путь, подобно тому как О.Б.Л. Куер пишет, что бхакти  "проявляет (призывает) милость [Господа] и дает волю проявления  раскаяния"18, это располагает Господа, и даже делает подвластным  своему бхакте, или определенному настроению - бхава, с каким бхакта  расположен (намерен, склонен) обращаться к Господу. С тем чтобы  понять отличительные черты бхакти, необходимо видеть самадхи,  относящимся к деятельности в преданном служении, такой как арчана. САМАДХИ: Вследствии долгого и ревностного исполнения епитимий  в предыдущих семи ступенях, йогу может выпасть удача достичь полного  самадхи - положение глубокого погружения, не подающегося каким-либо  описаниям, потому что наступает состояние, где отсутствует связь с  Абсолютом, как личным его проявлением, так и безличным.19 В полной противоположности стоит то погружение, которое  достигает бхакта - активная деятельность связанная с общением с  бхагаваном, личностным [а для Вайшнавов, и единственным] аспектом  Абсолюта. Шри Чайтанья показал своим примером, существующий обмен  между севакой и севья - слугой и тем кому совершается служение, Он  проводил экстаические танцы перед божеством Джаганатхи в Пури,  впоследствии в 16-ом веке, это было задокументированно Кришнадаса  Кавираджем Госвами в его работе "Шри Чайтанья-чаритамрита". На  ежегодных и общественных шествиях, с большими мурти Джаганатхи,  Субхадры и Баладевы, Шри Чайтанья, Гаудия Вайшнавы считают его  самим Кришной, проявлял экстатические признаки, танцуя в окружении  своих спутников и последователей:
Когда Чайтанья Махапрабху танцевал и подпрыгивал в высь, на Его  теле можно было заметить одновременно все восемь необычных  преобразований, указывающих на божественный экстаз. Кожа Его покрывалась  мурашками, а волосы на Его теле становились дыбом. Его тело напоминало  симули (шелковое дерево), полностью покрытое шипами. В действительности  люди даже робели (страшились, испытывали страх), слыша стук Его зубов,  иногда их посещала мысль, что зубы Господа могут выпасть. Все тело Шри  Чайтанья Махапрабху покрывалось испариной, а кровь застывала. Голосом  прерывающимся от экстаза, Он издавал звуки "джаджа гага, джаджа гага". Из глаз  Господа ручьями лились слезы, от этого все окружающие Его становились  мокрыми."20
Панчаратра Прадипа в процессе арчана, предписывает воспевать  и танцевать перед мурти, в завершении обряда поклонения. Воспевая и  танцуя перед божеством Джаганатхи, Господь Чайтанья проявлял экстаз  прилюдно, с тем чтобы наглядно проявить высоко эзотерическую  теологию бхавы, или глубокого погружения сознания в деятельное  служение Господу: развитие которого, может показаться чисто  ритуальным обрядом, но совершение подобного обряда безупречным  образом - открывает возможность войти в близкое общение с Богом в  Его вечной лиле.
Для того чтобы рассмотреть связь между экстазом преданности и  "экстазом" йога, необходимо определить связь вышеописанного экстаза и  шаманического экстаза. Микреа Элиэйд, в размышлениях на тему  отношение шаманизма и Йоги, сопоставляет экстаз шармана с "экстазом"  йога. Несмотря на то, что, для формы экстаза описанного выше,  характерно "отчаянная попытка достичь "состояние духа", из которого  возможно выполнить экстатический полет", впоследствии имеет  особенность "абсолютного самоуправление (автономии)", или другими  словами уход (уединение) в себя, подобно дживан мукте - душе  освобожденной уже в этой жизни.21
Можно предположить, что существует тонкая противоположность  между шамаическим экстазом, и экстазом преданности. Джун Даниелс  отмечает в своей книги "Безумие святых: Экстатическая религия в  Бенгали", сперва ссылаясь на определение экстаза, данного Мирцеа  Элиайд - "находится во внешнем мире" или "быть во внешнем мире",  она обращает внимание, на то, что экстазом преданности является:  "коренные преобразования (изменения) в восприяти, эмоциях или  личности возводит человека ближе, к его пониманию святости  (духовности)... Состояние экстаза часто проходит стадию (разъединения),  но в конечном итоге, чувство объединения в единое целое, повергает  части личности или саму личность в близкие отношения или союз с  Божественным"22. Тогда как экстаз испытываемый шаманом "делает  очевидным факт разобщения (разлуки) души", следовательно  "приближает ощущение смерти", поэтому бхакта включает сверхсознание,  в котором все чувства преисполняются понимания их почитаемого  Господа.
Подобно йогам, бхакта на уровне совершенства достигает стадии  дживан-мукта. Не смотря на это, бхакта считает освобождение вторичным  по сравнению с более существенным достижением (приобретением)  непрерывного служения бхагавану. В Шрмад-Бхагаватам Капила  освящает этот момент:  "Созерцая пленительный облик Господа, Его прекрасное  улыбающиеся лицо, и слушая Его сладкозвучные речи, чистый  преданный забывает об окружающем. Его чувства поглащенные  преданным служением, перестают заниматься чем бы то ни было еще.  Так самого того не желая, он без особых усилий обретает  освобождение."23
В совершении ритуалов набожной практики арчана, есть  несколько моментов резонирующих с восьмиступенчитой практикой  классической Йоги, тем не менее как и сама практика преданного  служения в системе арчана, так и ее цель, стоят в строгом противоречие  с классической Йогой. Для Гаудия Вайшнавов, следующих руководству  Шримад-Бхагавата, арчана является одним из девяти процессов практики  бхакти. В действительности, ритуалы арчаны подчинены и зависят от  двух основных аспектов деятельности - шраванам и киртаном -  слушание и воспевание (прославление) об именах, формах, качествах и  играх Господа.24 Все же Гаудия Вайшнавы, как и другие Вайшнавские  традиции, считают (определяют) арчану, действенным и  могущественным методом достижения связи с Верховным, этому Кришна  дает свое определение в "Бхагавад-гите":  "Всегда занимай свой ум мыслями обо Мне, стань Моим бхактой,  выражай Мне почтение, падая ниц передо Мной, и поклоняйся Мне. И так,  полностью погруженный в Меня, ты, несомненно придешь ко Мне."25 Для бхакты в традиции Гаудия Вайшнавов, процесс йоги  определяется, как стать погруженным в Кришну и достичь Кришны, из  этого следует, что значение "соединения", которое йога включает в себя,  следует понимать как процесс воссоединения со Всевышнем во  взаимоотношениях служения. Бхакта обосновывает свое понимание йоги,  как процесса соединения с верховным, на утверждении, которое сделал  Кришна в конце шестой главы "Бхагавад- гиты": "Из всех йгов, кто с великой верой всегда пребывает во Мне,  думает обо Мне и служит Мне с любовью и преданностью, тот теснее  всех связан со Мной и достиг высочайшей ступени совершенства. Таково  Мое мнение."26
Таким образом, если для йоги, превыше всего достижение  освобождения от страданий материального существования, то бхакта  стремится углубиться, исполняя активную деятельность, в реальные  отношения с его или ее объектом поклонения - верховным  божественным существом. В традиции Гаудия Вайшнавизма Шри  Чайтанья предоставил идеальный эталон такого активного предания, и  его проявления экстаза в служении божеству Джаганатхи, является  примером совершенства йогической практики Вайшнавов, в контексте  процесса арчаны.  Кришна-кшетра Даса недавно стал выпускником Университета Калифорнии, Санта Барбара, и начал обучение в Высшем Теологическом Объединении, в Берклей, на Мастерской программе, в сочетании с Институтом Вайшнавского Образования. С 1991 года, он является Советником (руководителем) в Поклонении Божествам для Джи-Би-Си, ИСККОН.
------------------------------------------------------------------------------------------------
1 - Ниньян Смарт, "Доктрина и аргументы в философии Индии. (Лондон: Джордж Ален и Анвин Ltd., 1964) 144
2 - "Панчаратра93" Вечный словарь мировых религий. ред. Кэйт Крим (Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1989)
3 - Шримад-Бхагаватам, Кришна Двайпаяна Вьяса, перевод санскрита и комментарии Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Лос Анджелес: Бхактведвнтв Бук Траст, 1988) (3.27.16-17)
4 - Раманудджа - проповедник философии касающейся процесса арчаны, его проповедб большей частью находиоа признание среди Гаудиа-Вайшнавов, в своем произведении Ведартхасамграха подчеркивал божественную природу арча-мурти. Ссылка на произведение Джона Брайстита Кармен "Теология Рмануджы: эссе а тему межрелигиозного понимания", (Нью Хавен: Ялл Университи пресс, 1994) 167-171
5 - Миркеа Илиэйд, "Йога: аморальность и свобода", (Принкайшен: Принкайтшен Университи Прессс, 1969) 50.
6 - Панчаратра "Тантризм", "Вечный словарь мировых религий", ред. Кайт Крим, (Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1989)
7 - Гопал Бхатта Госвами, Харибхактивиласа 1.62., перевод Кушакратха Даса. (Лос Анджелес: Кришна Либрари, 1992.) Часть 153, стр.40
8 - Микреа Илиэйд, "Йога: аморальность и свобода" (Принкайшен: Принкайшен Университи Пресс, 1969) 49.
9 - ibid., 53. Когда Илиэйд изучал йогу в Индиисам, он лично прошел через опыт блои и трудности новичка в практике асаны!
10 - ibid., стр. 53
11 - ibid., стр. 55
12 - ibid., стр. 58
13 - А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Бхагавад-гта, коментарий.
14 - Бхагавад-гтиа, 9.26
15 - Микреа Илиэйд, "Йога: аморальность и свобода" (Принкаэшен: Принкайшен Пресс, 1696) 70
16 - Кришна-кшетра Даса, ред. Панчаратра Прадипа: "Освещение Панчаратры", (Маяпур, Индия: ИСККОН-Джи-Би-Си Пресс, 1994) Часть 1, 21-22
17 - Шримад-Бхагаватам, Кришна Двайпаяна Вьяса, перевод с санскрита и коментарии Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады, (Лос Анджелес: Бхактиведанта Бук Траст, 1988) 3.28.33
18 - О.Б.Л. Капур, "Философия и реллигия Шри Чайтаньи", (Дели: Мунширам Манохарлал, 1977) 183
19 - Нинан СмартЮ "Доктрина и аргументы в философии Индии", (Лондон: Джордж Ален и Анвин, Ltd., 1964) 131
20 - А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шри Чайтанья Чаритамрита" написанная Кришной Кавираджем Госвами, (Лос Анджелес: Бхактиведанта Бук Траст1975) Мадхья-лила 13.101-105, часть 5 Махья-лилы, 153-166.
21 - Микреа Илиэйд, "Йога: аморальность и свобода", 
(Принкайшен: Принкайшен Университи Пресс, 1969) 339-343
22 - Джун МкДаниел, "Безумия святых: экстатическая релігія Бенгалии", (Чикаго: Унивирситет Чикаго Пресс, 1989) 2
23 - Шримад-Бхагаватам, 3.25.36.
24 - А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, Шримад-Бхагаватам, (Лос Анджелес: Бхактиведанта Бук Траст, 1987) Часть7, стр. 255-257
25 - "Бхагавад-гита как она есть", А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, 9.34.
26 - Б.Г. 6.47