Шесть систем Ведической философии. Йога.
Пракрити - бессознательный принцип
 
Система Санкхйи утверждает, что весь мир, включая тело, ум и чувства, зависит от, ограничен и производится с помощью комбинации определенных следствий. Другие школы философии (например, Чарвака, Буддизм, Джайнизм, Нйайа и Ваишешика) утверждают, что атомы земли, воды, огня и воздуха - существенные причины мира, но в соответствии с системой Санкхьи, материальные атомы не могут произвести более тонкие продукты природы, такие как ум, интеллект и эго. Поэтому эту причину, из которой происходят грубые объекты и их более тонкие, следует искать в другом месте. Если исследовать природу, то становится ясно, что причина более тонка, чем связанное с ней следствие и что причина пронизывает свое следствие. Например, когда семечко вырастает в дерево, тогда скрытое качество, которое содержит семечко, будет присутствовать в дереве. Конечная причина мира должна также быть скрытым принципом потенциала, и она должна быть беспричинной, вечной и всепроникающей. Она должна быть более тонкой, чем ум и интеллект, и в то же самое время она должна содержать все характеристики внешних объектов, а также чувств, ума и интеллекта. В философии Санкхьи эта конечная причина называется пракрити. 
ГУНЫ
Пракрити невозможно принимать как просто атомную субстанцию материи. Также она не может приниматься в качестве сознательного принципа за пределами материальной субстанции. Также она не является гипотетической конструкцией ума (творение философии и ничего более). Буквально пракрити означает "исключительная способность", это - удивительная природа, из которой принимает форму весь этот огромный материальный мир на всех его уровнях тонкого перемещения. Пракрити характеризуется тремя гунами саттва, раджа и тамас. Слово "гуна" можно перевести как "качество или атрибут пракрити", но важно отметить, что три гуны не должны приниматься как всего лишь внешние аспекты материальной природы. Правильнее будет сказать, что они являются внутренней, существенной природой пракрити. Уравновешенная комбинация саттвы, раджи и тамаса - это пракрити, и таким образом они не могут быть внешними атрибутами или качествами пракрити. Они называются гунами (то есть "веревками"), поскольку они переплетаются, как три веревки, привязывая душу к миру. Можно сказать, что веревка это название трех переплетенных нитей, но если проанализировать нити по отдельности, то не увидишь веревки. Подобным образом, если проанализировать гуны по отдельности, невозможно понять пракрити, т.к. она является уравновешенным состоянием трех гун. 
ПУРУША – СОЗНАНИЕ
Как говорилось ранее, Санкхья является дуалистической философией, которая признает два аспекта реальности: несознательный принцип (пракрити) и сознание (пуруша, или "Я",сущность). Каждое тело содержит в себе "я" (self), но "я" отлично от тела, чувств, ума и интеллекта. Это сознательный дух, одновременно являющийся субъектом знания и объектом знания. Это не просто субстанция со свойствами сознания, а, правильнее будет сказать, само чистое сознание - самосветящаяся, неизменная, беспричинная, всепронизывающая, вечная реальность. Все, что творится или подвержено изменению, смерти и тлению, принадлежит пракрити и ее производным, а не Сущности ("я"). Невежеством было бы думать, что "я" - это тело, чувства, ум или интеллект, и именно благодаря такому невежеству пуруша ложно связывает себя с объектами мира. В таком случае она попадает в вечно текущий поток изменений и чувствует себя подверженной боли и наслаждению. 
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ МНОЖЕСТВА "Я"
В соответствии с Санкхьей, существует множество "я", или сознательных принципов - один в каждом живом существе. Если бы было только одно "я", связанное со всеми телами, то тогда если бы один индивидуум умер, все индивидуумы бы одновременно умерли, но это не так. Рождение или смерть одного индивидуума не приводит к рождению или смерти всех других индивидуумов, слепота или глухота одного человека не подразумевает того же для всех людей. 
ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ ВСЕЛЕННОЙ
В соответствии с Санкхьей, весь мир эволюционирует из взаимодействия пракрити с пурушей. Это взаимодействие не относится к какой-то обычной связи, как в случае связи между двумя ограниченными материальными субстанциями, мужского и женского пола. Это что-то вроде эффективного взаимоотношения, через которое на пракрити влияет простое присутствие пуруши, как, например, на чье-то тело влияет присутствие мысли. Эволюция не может произойти только от пуруши ("я") , т.к. он пассивен; также она не может быть начата пракрити, т.к. пракрити не обладает сознанием. Деятельность пракрити должна находится под управлением разума пуруши, это сотрудничество между ними необходимо для эволюции вселенной. 
МАХАТ или БУДДХИ
Первая производная пракрити - это махат, или буддхи, интеллект. Это великое семя огромной вселенной - отсюда и название - "махат", которое означает "великий". Это состояние единения пуруши и пракрити. 
ДВАДЦАТЬ ТРИ ПРОИЗВОДНЫЕ ПРАКРИТИ В САНКХЬЕ
Хотя пракрити и является бессознательной материальной субстанцией, она кажется сознательной и реализовывает себя как сознательная благодаря присутствию сознательного "я". Махат - это состояние, в котором пракрити получает свет от пуруши, источника света, и видит себя, и этот процесс видения является началом проявления вселенной. Индивидуальная часть этого космического состояния, махат, называется буддхи, интеллект, тончайший аспект человеческого существа, который имеет способность познать всю личность в ее полной чистоте. Буддхи является непосредственным следствием пракрити, возникающим в результате управления пуруши. Буддхи проявляется из саттвического аспекта пракрити, потому что на природу саттвы - невесомость, ясность и свет - быстрее влияет активная сила проявления, чем на тяжелую и неясную природу тамаса. Благодаря саттвическому качеству буддхи свет "я" отражается в интеллекте подобно тому, как внешний объект отражается в ясной поверхности зеркала. "Я", видя свое отражение в зеркале буддхи, отождествляет себя с отраженным образом и забывает свою истинную природу. Таким образом ощущение "я" переносится на буддхи. Таким образом бессознательный буддхи начинает функционировать как сознательный принцип. Пракрити (гуны):
1. Махат, или буддхи (интеллект)
2. Аханкара (эго) Саттвика Аханкара, Раджаса Аханкара, Тамаса Аханкара
3. Манас (ум) 4-8. Гьяна-индрийа (ухо, кожа, глаз, язык, нос) 9-13. Кармендрийа (речь, нога, рука, гениталии, анус) 14-18. Бхута или Таттва (5 грубых элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир) 19-23 Тан-матра (пять тонких элементов: звук, прикосновение, цвет, вкус, цвет). АХАНКАРА: ОЩУЩЕНИЕ "Я"
Аханкара - производная махат, или буддхи; это мирское свойство индивидуальности, которая производит материальную границу "я". Это ложное ощущение тождества отделяет "я" человека от всех других и фокусирует его на материи, ведя человека к мыслям "я это тело, это мое, и это для меня". 
КОНЦЕПЦИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ
В соответствии с философией Санкхьи вселенная наполнена болью и страданиями, и даже то, что считается наслаждением, перемешивается с печалью, потому что все радости в конце концов заканчиваются разочарованием, которое является основой страдания. Это естественная склонность всех живых существ - избавляться от боли и страданий, но Санкхья утверждает, что этого можно достичь только посредством правильного дискриминативного знания реальности. Весь внешний мир и все внутренние феномены принадлежат пракрити, но чистое сознание, пуруша, свободно от ограничений пространством, временем и причинностью. 
КОНЦЕПЦИЯ БОГА
Самый ранний доступный нам текст Ниришвара Санкхьи, Санкхья Карика, совсем не обсуждает существование Бога. Отсутствие ссылок на Бога вело приверженцев этой системы к заключению, что ранние философы Санкхьи не принимали существование Бога. Они аргументировали это тем, что поскольку вся вселенная является системой причины и следствия, то ее причиной не может быть Бог, поскольку по определению Бог вечен и неизменен. То, что не меняется, не может быть активной причиной чего бы то ни было, поэтому конечная причина вселенной - вечна, но вечно меняющаяся. Эта причина - пракрити, вечный и вечно меняющийся бессознательный материальный принцип. В ответ на это можно возразить, что пракрити не обладает разумом и поэтому должна быть под контролем и управлением какого-то разумного принципа для того, что произвести вселенную. Но поскольку существует много пуруш, они не могут вести и управлять бесконечной, всепроникающей пракрити, таким образом нужно сделать вывод, что Бог есть. Но это невозможно, отвечают приверженцы нетеистической Санкхьи, потому что акт контроля или ведения пракрити означает что-то делать, или быть активным. Вдобавок, если Бог контролирует пракрити, тогда что вдохновляет Бога побуждать ее к творению мира, наполненного болью и страданиями? Более того, нет такого понятия как Бог. Пуруши достаточно для побуждения бессознательной пракрити проявить себя в форме вселенной. Позже часть философов Санкхьи была переубеждена и приняла существование Бога. В дебатах со своими теистическими противниками они нашли слишком сложным объяснять творение, не включая Верховное Существо в свою систему. Одна логическая слабость Ниришвара Санкхьи, на которую давили теисты, это вера в множество пуруш, но только одну пракрити. Кто побудил пракрити к проявлению - один пуруша или все пуруши вместе взятые? Если только один, тогда творение произошло против воли других пуруш. Почему желание только одной души вовлекает всех остальных в рождение и смерть? Если все пуруши вместе побудили пракрити к творению, то тогда между пурушами должно быть какое-то общение и согласие. Но не существует записей о космической конференции всех пуруш для вынесения такого решения. Поэтому должно существовать одно Высшее Существо, которое управляет пракрити независимо. 
ЙОГА - САМОДИСЦИПЛИНА ДЛЯ САМООСОЗНАНИЯ
Слово "йога" происходит из санскритского корня йудж, который означает "соединять". Система йоги предоставляет методологию для расширения индивидуального сознания до соединения с Верховным Сознанием. Существуют разные школы йоги - например, Бхакти-йога, Гйана-йога, Карма-йога и Кундалини-йога. Здесь мы проведем обзор только Патанджали-йоги, потому что она считается одной из шести систем Ведической философии. Эта школа йоги, также известная как Аштанга-йога (йога восьми частей), близко связана с философией Санкхьи. В действительности, аштанга йога является практическим применением философии Санкхьи для достижения освобождения. Она называется Патанджали йога, потому что была систематизирована мудрецом Патанджали. Его работа получила известность как Патанджали йога Сутра. На этот текст есть много комментариев, среди которых самым древним и глубоким является комментарий Вйасы. Эта система йоги пытается объяснить природу ума, его модификаций, препятствия к росту, повреждения и метод достижения того, что описывается как высшая цель жизни - кайвалья (абсолютность). 
ЙОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА УМ
В соответствии с Патанджали, йога является контролем модификаций ума. Он осознал, что именно ум ведет человека к рабству или освобождению - что большая часть человеческих проблем находится в уме, а единственный способ решить их - это дисциплина ума. Ум самый тонкий из всех человеческих инструментов, который служит человеку в достижении его целей. Ум также является звеном между сознанием и физическим телом. По этой причине Патанджали уделяет большое внимание изучению ума и предоставляет все возможные средства для контроля его модификаций и раскрытия его великой силы для достижения высших целей. Теоретически система йоги основывается на тех же предпосылках, что и философия Санкхьи, и она также впитывает в себя часть учения Веданты. В философии Санкхьи ум подразделяется на три функции, или части (низший ум, эго и интеллект), но в философии веданты ум делится на четыре части (низший ум, эго, интеллект и читта, хранилище памяти, воспоминаний). Однако в йоге ум рассматривается холистически, и термин читта используется для обозначения всех колеблющихся и изменяющихся явлений ума. В соответствии с йогой, ум подобен большому озеру, на поверхности которого вздымаются разные виды волн. Будучи внутри глубоким, ум всегда спокоен и уравновешен. Но схемы мыслей человека колеблют его, побуждая к деятельности и не дают ему осознать свою истинную природу. Эти схемы мыслей - волны, появляющиеся и пропадающие на поверхности озера ума. В зависимости от размера, силы, скорости волн внутреннее состояние озера затмевается в большей или меньшей степени. Чем более человек способен успокоить свои построения мыслей, тем более укрощается внутреннее состояние ума. Есть два главных источника появления волн мыслей: чувственные восприятия и воспоминания. Когда волны озера успокаиваются и вода прозрачна, то можно заглянуть в глубину и увидеть дно озера. 
ПЯТЬ СТАДИЙ УМА
Ум описывается в пяти стадиях, в зависимости от степени своей прозрачности:
1. выведенный из равновесия (кшипта)
2. отупленный (мудха)
3. беспокойный (викшипта)
4. сосредоточенный (экагра)
5. находящийся под полным контролем (нируддха)
Из-за преобладания раджаса и тамаса ум становится гиперактивным, из-за преобладания тамаса он теряет качество проницательности. Таким образом он перескакивает с одного объекта на другой, нигде не задерживаясь. Он постоянно обеспокоен внешними стимулами, но не знает, как отличить полезное от бесполезного. На второй стадии (мудха) умом управляет тамас, который характеризуется инерцией, пороком, невежеством, летаргией и сном. В этом состоянии ум настолько ленив, что теряет способность правильно мыслить и становится негативным и тупым. На стадии беспокойности (викшипта) преобладает раджас. В этом состоянии ум перебегает с одного предмета на другой, но нигде не задерживается надолго. Это продвинутая стадия выведенного из равновесия ума. Эти первые три стадии ума негативны и действуют как препятствия на пути роста и исследования. На этом уровне человек испытывает боль и страдания и всевозможные неприятные эмоции, но следующие две стадии более спокойные и умиротворенные. Все модификации находятся на ранних трех стадиях. На стадии сосредоточенности и контроля уже нет никаких модификаций. На стадии сосредоточенности ума (экагра) преобладает саттва, светлый аспект Пракрити. Это уравновешенное состояние, близкое к полному спокойствию, в котором открывается истинная природа вещей. Эта четвертая стадия содействует концентрации, а цель системы йоги заключается в развитии или поддержании этого состояния ума как можно дольше. На стадии полного контроля ума (нируддха) уже нет никаких беспокойств. Это чистое проявление саттвической энергии. В этом состоянии сознание отражает свою чистоту и полноту в зеркале ума, и человек обретает способность изучить свою истинную природу. Только последние два состояния ума позитивны и помогают медитации, а множество йогических систем практики предназначены для того, чтобы помочь человеку достичь эти состояния. Когда все модификации прекращаются, и обретается состояние равновесия, тогда пуруша (сознание) видит свою природу, отражающуюся от экрана ума. 
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТЫЙ ПУТЬ ЙОГИ
Восемь компонентов (ашта-анга аштанга йога) этой системы йоги – это
1) ограничения (йамы)
2) соблюдения (нийамы)
3) поза (асана)
4) контроль дыхания (пранайама)
5) втягивание чувств (пратйахара)
6) концентрация (дхарана)
7) медитация (дхйана)
8) духовная сосредоточенность (самадхи)
Успех в йоге зависит от сосредоточенного и полностью контролируемого ума, свободного от всех мирских желаний. Привязанность к мирским объектам является главной причиной и непосредственной производной невежества, которое создает все модификации ума. В соответствии с Патанджали йогой, привязанность к мирским объектам является главным врагом индивидуума, желающего понять свою внутреннюю сущность. Необходимые качества и условия для достижения более тонких уровней сознания включают в себя силу воли, проницательность, полный контроль ума, сознательное направление своих потенциалов к желаемой цели, твердая решительность дать отпор всем мирским привязанностям, убежденность в необходимости уничтожить эго, контроль над всеми негармоничными процессами и постоянное осознание конечной цели. 
ОГРАНИЧЕНИЯ – ЙАМА
Чтобы достигнуть упомянутых выше условий, Патанджали Йога начинается с предписания этического кода, предназначенного для урегулирования отношений с собой и другими. Первые две части Патанджали Йоги состоят из десяти обетов, составляющих этот код. Пять ям - это ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), отказ от воровства (астейа), целибат (брахмачарья) и свобода от чувства собственности (апариграха). Они заменяют животнические импульсы святыми добродетелями и таким образом разрушают четыре столпа адхармы (греховной жизни), которые основываются на мясоедении (которому противостоит ахимса), незаконном сексе (противостоит целибат за пределами зачатия в браке), азартные игры (противостоит правдивость) и интоксикации (самоконтроль). 
ПРАВИЛА – НИЙАМА
Пять нийам регулируют привычки человека и организуют его личность. Они состоят из чистоты (шауча), удовлетворенности (сантоша), аскезы (тапас), изучения себя (свадхйайа) и предачи себя Верховному Существу (ишвара пранидхана). 
ПОЗЫ – АСАНА
Асаны, физические позы, обеспечивают физическое здоровье и ментальную гармонию. Они используются в сочетании с йамами и нийамами и другими разделами Патанджала Йоги, потому что без других элементов системы простые физические упражнения не могут дать желаемых результатов. Существует 84 классические позы, но только 4 из них предлагаются для практики медитации. 
КОНТРОЛЬ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ – ПРАНАЙАМА
После физических упражнений ученик начинает осознавать более глубокий уровень личности - прану, жизненную силу функционирующую в теле. Слово прана происходит от Санскритского корня "ана" и приставки "пра". "Ана" означает "двигаться или вибрировать", а "пра" означает первую часть. Таким образом "прана" означает "первая часть энергии". 
ОТДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВ ОТ ИХ ОБЪЕКТОВ – ПРАТЙАХАРА
Пятая часть йоги - это пратйахара. Во внешней деятельности ум связывается с внешними объектами посредством пяти чувств: ума, слуха, прикосновения, вкуса и запаха. Взаимодействие чувств с их объектами подобно дующему ветру, который беспокоит поверхность озера ума и приводит к возникновению волн. Отвлечение чувств от их объектов является способом, благодаря которому ученик получает возможность добровольно направить свое внимание вовнутрь и удерживать свой ум от отвлекающих его воздействий. 
МЕДИТАЦИЯ – ДХЙАНА
Седьмой шаг в практике Йоги - это медитация. Медитация - это продвинутый уровень концентрации, в котором один единственный предмет концентрации не прерывается ничем другим. В этом состоянии ум становится полностью сосредоточенным, и благодаря этой сосредоточенности йоги может достичь Сверхдуши. 
САМАДХИ - ПОГРУЖЕНИЕ В ДУХОВНОЕ
Слово "самадхи" тесно связано со словом "самахитам", которое означает "состояние, в котором отвечаются все вопросы", или "состояние, в котором человек утверждается в своей истинной природе". Из любопытства, касающегося основных вопросов, которые ум хочет решить, ум перескакивает с одной мысли на другую и теряет покой. Но в тот момент, когда ум удовлетворяет свое любопытство, у него более нет причин блуждать туда-сюда, и таким образом он естественно устанавливается в своей истинной природе. Таким образом, ум находится в состоянии за пределами концепции языка, в котором он привык размышлять или производить модификации. Самадхи - это состояние за пределами мышления и ощущения, в котором индивидуальная душа связана с Верховной Душой. В самадхи человек отбрасывает все ограничения и причинности и наслаждается вечным блаженством и счастьем. Это не состояние растворения индивидуальности. Йоги понимает под самадхи мистическое удовлетворение (выполнение) индивидуальности. 
КОНЦЕПЦИЯ БОГА
Патанджали принимает существование Бога (ишвары). По его мнению Бог является совершенным высшим существом, которое вечно, всепроникающе, всемогуще, всезнающе, и присутствует повсюду. Бог - это тот Пуруша, на которого не влияют воздействия невежества, эгоизма, желания, ненависти и страха смерти. Он также свободен от всей кармы (деятельности), от результатов деятельности, и от скрытых впечатлений. Патанджали говорит, что индивидуум имеет то же существование, что и Бог, но из-за ограничений, возникающих под влиянием беспокойств и кармы, он отделяет себя от сознания Бога и становится жертвой материального мира. Есть всего лишь один Бог. Именно невежество создает двойственность из одной единственной реальности под именем Бог. Когда невежество разрушается светом знания, вся двойственность разрушается и достигается полное единство. Когда человек преодолевает невежество, двойственность разрушается и он сливается с совершенным единственным Существом. Это совершенное единое Существо всегда остается совершенным и единым. В океане нет изменений, независимо от того, сколько рек туда впадает, а неизменность является основным условием совершенства.