Шесть систем Ведической философии. Вайшешика
Анализ аспектов реальности

Контрольные вопросы: 1. Рассказать о понятии атома и атомном строении вселенной в Вайшешике; 2. Рассказать о процессе создания и разрушения вселенной.
Содержание: 
- вступление;
- категории субстанции - девять дравий;
- семь категорий - падиртх - действительности вселенной;
- понятие создания и уничтожения мира.
Основатель философии Вайшешика - мудрец Канада. Он написал первую систематическую работу по этой философии. Эта работа разделена на 10 песней, каждая песня содержит 2 части.
Вайшешика родственна философии Ниайи. Обе системы принимают освобождение личности как конечную цель; обе рассматривают неведение как корневую причину всех болей и несчастий; и обе верят, что освобождение может быть достигнуто только через правильное понимание действительности.
Есть, тем не менее, два характерных отличия между Ниайей и Вайшешикой:
1. Философия Ниайи принимает четыре независимых источника знания - восприятие, логический вывод, сравнение и письменное свидетельство, а Вайшешика принимает только два - восприятие и логический вывод.
2. Ниайа считает, что вся действительность состоит из шестнадцати категорий (падартх), а Вайшешика признает только семь категорий действительности. Падартхи таковы: дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие), саманья (общность), вишеша (исключительность), самавайа (то, что присуще), и абхава (небытие).
Термин падартха означает "объект, обозначаемый словом", и согласно философии Вайшешики все объекты, обозначаемые словами, в широком смысле могут разделяться на две основные категории - те, которые существуют и те, которые не существуют. Шесть из семи падартх - в первой категории, и только одна падартха, абхава, которая представляет все отрицательные факторы - во второй.
 Категория субстанции - девять дравий
 Дравья, субстанция - это то, в чем могут существовать качество или деятельность. Например ткань, формируется комбинацией нитей определенных цветов. Нить - материал или основная причина ткани, поскольку ткань сделана из нитей.
Есть девять типов субстанции: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, направление, душа и ум. Первые пять называются физическими элементами, потому что каждый из них обладает спецификой.
 Семь Категорий (падиртх) действительности Вайшешики
1. Субстанция (девять дравий) - земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, направление, душа и ум.
2. Качество (24 качества) - цвет, вкус, запах, прикосновение, звук, число, величина, индивидуальность, союз, разделение, отдаленность, близость, знание, удовольствие, боль, желание, отвращение, усилие, тяжесть, текучесть, вязкость, тенденция, достоинство и недостатки.
3. Действие (карма) 4. Исключительность (саманья) 5. То, что присуще (самавайа) 6. Небытие (абхава) 7. Параману (атом)
Все чувства формируются элементами, чье различие качеств регистрируется специфическими сенсорными рецепторами. Например, запах, - конкретная собственность земли, и он воспринимается ноздрями. Вкус - конкретная собственность воды, и он воспринимается языком. Цвет - конкретная собственность огня и света, и он различается глазами. Прикосновение - конкретная собственность воздуха, которая испытывается кожей. И звук - конкретная собственность эфира, которая принимается ухом.
Параману - минимальная частица земли, воды, огня и воздуха. В Вайшешике минимальная неделимая часть материи названа параману или атомом. Это не надо путать с современным научным термином атома, потому что атом, как указано в ядерной физике состоит из многих частей. Использованное Вайшешикой слово имеет другой смысл. Это просто относится к наиболее подробному неделимому состоянию материи. Атомы земли, воды, огня и воздуха вечны, поскольку атом неделим и не может быть создан или разрушен. Общие элементы земли, воды, огня и воздуха, тем не менее, не вечны, поскольку они производятся комбинациями атомов и, следовательно, могут распасться или быть изменены. Существование атома доказывается путем логического вывода, но не восприятием. Все составные объекты мира состоят из частей. Разделяя части составных объектов, переходим от большего к меньшему, и затем от меньшего к наименьшей части. Но когда объект достигает наименьшей части, которая не делится больше никаким путем, процесс деления останавливается. Эта неделимая часть в терминах Вайшешики называется атомом.
Если человек не принимает понятие неделимости, тогда он совершит ошибку бесконечной регрессии. Поскольку у атома нет частей, нельзя сказать, что он может быть создан, и он не может быть уничтожен, поскольку уничтожение означает разломать вещь на части.
Атомы, поэтому никогда не могут быть ни созданы, ни разрушены, они вечны.
Акаша - это эфир. Есть 4 типа атомов - атомы земли, атомы воды, атомы огня и атомы воздуха, и каждый имеет свои собственные специфические качества. Акаша (эфир), пятая субстанция - субстрат качества звука; он не создан из атомов. Акаша также переводится как пространство. Звук может восприниматься, но акаша не может восприниматься, поскольку ему недостает двух условий, необходимых для восприятия объекта: воспринимаемое измерение и проявленный цвет. Акаша неограничен, поэтому у него нет воспринимаемого измерения, он бесформенен, и т.о. не может иметь какой-то цвет.
Поэтому акаша не может быть воспринят, но о нем можно сделать вывод, исходя из восприятия качества звука, который он содержит.
Нельзя сказать, что звук - это качество времен, направления, души, или ума, т.к. они существуют, даже когда нет звука. Поэтому должна быть какая-то субстанция, в которой есть качество звука. Эта субстанция называется акаша. Акаша один и вечен, поскольку он не создается из частей и не зависит от любых других субстанций для своего существования. Он всепроникающ в смысле, что у него есть неограниченное измерение и что его качество (звук) может быть воспринято везде.
Направление и время. Это тоже незаметные субстанции, которые подобно эфиру единственные, вечные и всепроникающие. Направление подразумевается на основе таких понятий, как: здесь, там, около, далеко, на этой стороне, этим путем и т.д. Время подразумевается на основе таких понятий, как: сейчас, сегодня, прошлое, настоящее, будущее, старше, младше и т.п. Хотя пространство, направление и время единственные, всепроникающие, неделимые и не состоят из частей, о них так много говорят из-за определенных ограничивающих условий, известных как упадхиш. Например, когда всепроникающее, неделимое пространство ограничивается стенками банки, это пространство известно как пространство банки (дхатакаша). Таким же образом направление и время также продуманы как кратные из-за понятий разновидности и специфики, выраженной как запад, восток, один час, два часа и т.д.
Душа. Восьмой тип субстанции - душа или атма - также считается вечной и всепроникающей и является субстратом феномена сознания.
Согласно философии Вайшешика, есть два типа душ: индивидуальная и высшая. Индивидуальная душа известна как дживатма, а Сверхдуша - как Параматма или Ишвара. Высшая душа подразумевается создателем мира, так же как это было объяснено в обсуждении философии Нйайи.
В отличие от Высшей души, индивидуальная душа воспринимаема как обладающая ментальными качествами, такими и как "я счастлив", "я сожалею" и т.д. Индивидуальная душа не воспринимает другие индивидуальные души, но они делают вывод об их существовании способом, описанным в разделе Нйайа.
Ум. Считается, что ум - девятый тип субстанции. Это - вечная способность индивидуальной души и качеств индивидуальной души, таких как удовольствие и боль. Как душа, ум, атомарный и неделимый, присутствует один в каждом теле. Существование ума не воспринимается, но о нем делается вывод из следующих предположений: 1) Очевидно, что внешнее чувство необходимо для восприятия внешних объектов мира. Подобно этому, внутреннее чувство требуется для восприятия внутренних объектов, таких как душа, знание, чувствование, удовольствие, боль и т.д. Ум - это такое внутренневоспринмающее чувство. 2) Очевидно, что 5 внешних чувств могут одновременно быть в контакте с соответствующими объектами, но не все эти восприятия могут быть получены в одно и то же время.
Это демонстрирует, что должен быть какой-то другой агент, помимо внешних чувств, который лимитирует количество полученных восприятий до одного восприятия за один раз и который указывает последовательность восприятий. Другими словами, хотя два или больше внешних чувства, возможно, одновременно получают данные, будет воспринято только то, на которое в действительности обращено внимание. Внимание, поэтому, представляет координацию ума с чувствами, и для каждого восприятия требуется контакт ума с объектом, обозначенным чувствами. Поэтому мы должны допустить существование ума как внутренней способности. К тому же, если бы ум не был неделимым, тогда был бы возможен одновременный контакт многих частей ума со многими чувствами, и в любой момент должны бы были появляться множественные восприятия. То, что это никогда не случается, доказывает, что ум - неделимая, атомная и внутренняя способность восприятия.
 Категория качества - 24 Гуны
Гуна (качество), вторая из семи категорий реальности, не может действовать самостоятельно, а существуют только в субстанции*.
Следовательно, это не может быть избирающей или существенной причиной существования чего-либо. Тем не менее, это может считаться нематериальной причиной вещей, поскольку это определяет природу вещей.
*В Вайшешика гуна имеет отношение к качеству, тогда как в Санкхье этот термин используется, чтобы обозначить существенную характеристику Пракрити, природы. Это отличается от субстанции и деятельности тем, что это - недвижущаяся собственность.
Есть 24 типа качеств: рупа (цвет), раса (вкус), гандха (запах), спараса (прикосновение), шабда (звук), самкхья (число), паримана (величины), притхактва (различие), самйога (союзы), бибхага (разделение), паратва (отдаленность), апаратва (близость), буддхи (знание), сукха (удовольствие), дукха (боль), иччха (желание), двеша (отвращение), прайатха (усилие), гурутва (тяжесть), драватва (текучесть), снеха ( ), самскара (тенденция), дхарма (качества или достоинства), адхарма (недостаток или недостоинство).
Далее следует краткое описание этих 24 качеств.
Согласно Вайшешика есть 6 цветов - белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый; есть также 6 вкусов - сладкий, кислый, горький, острый, вяжущий и соленый. Запах подразделяется на 2 категории - хороший и плохой; прикосновение разделяется на 3 категории - горячее, холодное и ни горячее, ни холодное. Есть 2 типа звука: дхвани (нечленораздельный) и варна (ясный). Число - это качество, благодаря которому вещи могут быть посчитаны. Величина - это качество, благодаря которому вещи различены как большие и небольшие. Есть четыре порядка величин: чрезвычайно небольшой (атом), небольшой, большой и очень большой. Различие - это качество, благодаря которому человек знает, что одна вещь отличается от другой. Союз - это качество, благодаря которому человек знает, что существуют две и более вещи в одном месте или в одно время, так как книга существует на столе в полдень. Разделение - это качество, благодаря которому субстанция воспринимаема как находящаяся на расстоянии или рядом со временем или пространством. Старее, моложе, перед или после того, как - временные примеры; далеко, рядом, здесь или там - пространственные примеры.
Буддхи, качество личности, в Вайшешике означает "знание" или "осознание" и не должно спутываться с понятием буддхи которое объясняется в философии Санкхья как "интеллект". Удовольствие - благоприятный опыт ума, а боль - неблагоприятный опыт ума. Усилие - качество, благодаря которому субстанция способна изменить свою позицию. Есть 3 типа усилия - борьба по отношению к чему-то (правритти), борьба против чего-то (нивритти), и живое функционирование (дживанайони). Тяжесть - это качество, благодаря которому субстанция способна упасть, а текучесть - это качество, благодаря которому она течет.
Самскары - это врожденные тенденции; есть 3 типа самскар в субстанции: деятельность, которая держит вещь в движении (вега); эластичность, которая делает вещь склонной к равновесию, когда она потревожена (стхитистхапакатва); и ментальные впечатления, которые позволяют человеку помнить или распознавать вещи (бхавана). Эта последняя категория - исключительно для ума. Смысл дхармы и адхармы соответственно: то, которое в соответствии с совестью и то, которое не в соответствии с совестью. Дхарма ведет к счастью, адхарма ведет к боли и несчастью.
 Категория деятельности - Карма
Карма, деятельность, рассматривается в школе Вайшешики как физическое перемещение, но термин "физическое" здесь имеет отношение более чем просто телесное перемещение, потому что в Вайшешике ум также считается типом субстанции. Как качество, вторая категория реальности, деятельность также существует только в субстанции и не может существовать сама по себе. Она, тем не менее, полностью отлична как от качества, так и от субстанции. Субстанция вещей поддерживает как качество, так и деятельность. Качество - статический символ вещей, а действие - их динамический символ, который считается независимой причиной их союза и диссоюза.
Действие или перемещение всегда зависят от субстанции - земли, воды, огня, воздуха и ума. Невозможно найти действие в неосязаемой субстанции - пространстве, времени, направлении и душе, потому что каждая из них является всепроникающей субстанцией, чье положение неизменно. Есть 5 типов деятельности: вверх, вниз, внутрь, наружу и линейное. Действия воспринимаемых субстанций - земли, воды, огня и воздуха могут восприниматься пятью чувствами, но не все действия осязаемых субстанций могут быть восприняты. Движение Земли, например, не может быть воспринято; об этом можно только сделать вывод.
 Категория общности - Саманья
 Саманья имеет отношение к абстрактной характеристике, которая единственна и вечна (нитья) и наполняет многое. Например, руководство - единственная характеристика, но она находится во многих индивидуумах. Руководство также вечно, поскольку оно уже существовало до возникновения первого лидера и продолжит существовать, даже если не будет больше лидеров. Саманья, общность - это сущность общей характеристики, которая объединяет различные объекты в один класс. Следовательно, современные ученые иногда переводят саманью как универсальность.
Вайшешика распознает три уровня общности или универсальности: самый высший, самый низший и промежуточный. Самый высший тип общности - это само существование (саттва). Существование или состояние бытия - самая высшая общность, поскольку в это включаются все другие универсальности. Оно всепроникающе и ничто не исключается из него.
Самый низший тип общности имеет наиболее ограниченное отношение (такое как то, что свойственно американскому; то, что свойственно индусскому; то, что присуще горшкам; то, что присуще стульям, т.е. то, что, в общем, присутствует во всех американцах, индусах, горшках, стульях соответственно). Понятия субстанственности (имеющее природу субстанции) представляет промежуточный уровень общности, поскольку они не включают многие другие категории реальности, такие как качество, деятельность и т.д.
 Категория исключительности - Вишеша
 Вишеша или исключительность, то, что характеризует вещи, благодаря какому-то качеству, благодаря которому она отличается от других вещей. Подобно незаметным субстанциям пространства, времени, направления, души и ума, вишеша абстрактна и, следовательно, вечна. Все в мире, не зависимо от того, существующее или не существующее, сопровождается исключительностью. Общность (саманья) и исключительность (вишеша) - противоположные понятия.
 Категория присущности - Самавайа
 Существует два типа отношений между вещами: союз (самйога) и то, что присуще (самавйа). Союз - это один из 24 качеств (гун) вайшешики, а присущность - это одна из 7 категорий реальности, описанной в этой системе. Союз - временные, невечные отношения между двумя объектами, которые могут быть разделены в любое время.
В этом типе взаимоотношений два или больше объекта существуют вместе, но остаются незатронутыми один другим. Например, когда стул и таблица соединены вместе, это не изменяет существования стула или таблицы. Т.о. союз - это внешние отношения, существующие как случайное качество субстанции, связанной с ним. Присущность, с другой стороны, - это постоянное отношение между двумя существенностями, одно из которых находится в другом, как, например, отношение целого в своих частях, качества в его субстанции, или универсальности в индивидуальности. Отношения союза временны и созданы действием одной или обеих вещей, связанных с этим.
Например, отношение между человеком и стулом, на котором он сидит, временны.
Отношения присущности, напротив, не временны и не созданы.
Отношение, которое существует между целым и его частями, например, не создано т.к. целое всегда связано со своими частями. Пока целое не разрушено, оно должно существовать в частях. Т.о. присущность - это постоянное или вечное отношение между двумя существенностями, одна из которых зависит в своем существовании от другой (целое не может существовать отдельно от своих частей). Два условия в отношениях присущности не могут возобновляться, как это может быть в отношении союза. Например, для того, чтобы были отношения союза между рукой и ручкой, рука и ручка должны быть в контакте друг с другом, но в отношении общности это не необходимо. Качество или деятельность находятся в субстанции, но субстанция не находится в качестве или деятельности; есть цвет в одежде, но нет одежды в цвете; есть действие в вентиляторе, но нет вентилятора в действии.
 Категория Небытия - Абхава
 Абхава, небытие, седьмая и последняя категория действительности, негативна по сравнению с первыми шестью категориями, которые позитивны. Небытие не обнаруживается ни в одной из шести позитивных категорий, но все же в соответствии с философией Вайшешика небытие существует, точно так же как, например, пространство и направление. Как человек знает, что нет стула в комнате? Осмотрев комнату, человек чувствует небытие стула в комнате, точно так же как существование обоев или людей.
Следовательно, небытие как таковое также существует.
Есть два типа небытия: отсутствие чего-то в другом (самсаргабхава) и взаимное небытие (аниониабхава). Небытие Антецедента имеет отношение к небытию вещи до своего создания.
Тип небытия, не принадлежащий к конкретному времени и пространству, но существующий все время - называется абсолютным небытием. У этого типа небытия нет начала и конца. Например, небытие сына у бесплодной пары.
Взаимное небытие, второе из двух основных разделов небытия - это различие одной вещи от другой. Когда одна вещь отлична от другой, они взаимно исключают друг друга, и есть небытие как одного, так и другого. Например, ручка отличается от книги, поэтому есть взаимное небытие ручки в книге и книги в ручке.
Понятие создания и уничтожения мира
Вайшешика держится на атомарной теории существования, в соответствии с которой вся вселенная сформирована вечными атомами.
Но в то же самое время Вайшешика не игнорирует моральные и духовные законы, которые управляют процессом союза и разделения атомов. Таким образом, атомарная теория Вайшешики отлична от атомарной теории современной науки. Теория современной науки предлагает материалистическую философию. Это объясняет законы вселенной как автоматические, как являющиеся результатом движения атомов в бесконечном времени, пространстве и направлении. Согласно этому взгляду функционирование атомов управляется автоматическими законами, но согласно Вайшешике, функционирование атомов управляется или направляется творческой или разрушительной волей Высшего существа. Воля высшего существа направляет функционирование атомов в соответствии с прошлыми самскарами индивидуального существа.
Вайшешика устанавливает, что вселенная имеет два аспекта: один вечный и второй временный. Вечными составляющими вселенной являются 4 типа атомов (земли, воды, огня, воздуха) и 5 субстанций (пространство, время, направление, ум и душа). Они не изменяются, и они не могут быть созданы или разрушены. Другая часть вселенной невечная, подлежащая уничтожению в конкретном времени и пространстве. Вначале создания два атома объединяются в двойку, которая невечна, потому что может быть разделена на два отдельных атома опять.
Двойки и атомы не могут быть восприняты, но известны через логический вывод. Комбинация трех двоек называется триада (трианука), которая является самым маленьким воспринимаемым объектом. Из этих триад разрабатываются другие большие объекты.
Таким образом, общие элементы, состоящие из вечных атомов, невечны, поскольку они могут ломаться на меньшие составляющие.
Вся вселенная - это систематическое устройство физических вещей и живых существ, которые взаимодействуют друг с другом во времени, пространстве и направлении. Живые существа - это души, которые наслаждаются или страдают в этом мире, в зависимости от их плохих или хороших поступков в прошлом. Т.о., в соответствии с философией Вайшешика, мир - это моральный этап, на котором жизнь и судьба всех живых существ управляется не только физическими законами, но также моральным законом кармы. В исполнение этого закона личность свободна и вольна сама создавать свою судьбу, но начало и конец всленной зависит от созидательной или разрушительной воли Верховного Существа, Бога. Вселенский закон (адришта) процесса создания и уничтожения влияет на индивидуальные живые существа так, чтобы они функционировали или действовали в направлении созидающей воли. Направляемая этой неизвестной силой (адришта), душа контактирует с атомом воздуха; т.о. возникает первое движение.
Это первое движение в воздухе создает дуады, триады и все остальные грубые физические проявления воздушных элементов (махабхут).
Аналогичным способом возникает движение в атоме огня, воды и земли, которое затем формирует все остальные элементы огня, воды и земли. Таким образом, возникает обширное расширение физического мира.
Верховный Господь обладает всей мудростью, отречением и совершенствами (гьяна, вайрагья и айшварья). Он дает адришта, рассказывающий живым существам, чем руководствоваться индивидуальным живым существам в их течении в потоке жизни. В конце жизни процесс растворения и уничтожения также зависит от желания Бога. Он вдохновляет адришта, в зависимости от индивидуума или вселенной и затем начинает вибрировать разрушительное движение в атомах тела и чувств, или во вселенной. Сложные вещи ломаются в более простые и более простые компоненты, переходящие, наконец, в состояние триада и папа, и, в конце концов, в атом. Таким образом, физические элементы земли, воды, огня, воздуха и связанные с ними органы и чувства распадаются. После растворения проявленной вселенной там остаются только четыре типа атомов - земли, воды, огня, и воздуха, а также вечные субстанции пространства, времени, направления, ум и душа с сопровождающими их достойными и недостойными самскарами.
Таким образом, согласно теории философии Вайшешика, нет создания и уничтожения, а просто морально систематизированная композиция и дискомпозиция состава. Индивидуум или душа вовлечена во вселенную из-за адришта. Карма каждой души заработана самой душой и Верховное Существо управляет ею. Понятие Бога в филосойии Вайшешики, освобождения души и пути освобождения - в основном такие же, как и в Нйайе, которые обсуждены в предыдущем разделе.