Шесть систем Ведической философии. Санкхйа
 Атеистический дуализм
 
Философия санкхйи была составлена мудрецом Капилой, который отличен от Капилы, сына Девахути, описанного в Шримад-бхагаватам. Эта атеистическая философия ничего не говорит о Боге.
Капила описал следующие темы: - теория следствия: - пракрити - бессознательный принцип: - пуруша - сознательный принцип: - эволюция мира: - освобождение: - теория познания. Это подобно объединению Нйайи и Вайшешики, но только без Бога. Вместо Него - Пуруша и пракрити. Таким образом, это философия двойственности.
Теория следствия.
В индийских философиях есть два вида следствия: саткарйавада и асаткарйавада. В первом случае считается, что следствие существует в своей причине еще до того, как он проявилось. Во втором же считается, что следствие не существует до своего проявления из причины. Санкхйа принимает взгляд саткарйавада. Приводится пример черепахи, которая выпускает свои лапы и голову из панцыря. Ясно, что все это существовало внутри панцыря до появления. И если она втянет их обратно. Они не перестанут существовать.
Пракрити - бессознательный принцип.
Санкхйа ищет изначальную основу мира - то, из чего он сделан. Это не могут быть атомы, так как грубые атомы не могут породить более тонкие, чем, атом продукты природы, такие как ум, интеллект и личность. Следовательно, причина всего тоньше чем атом. Причина должна быть тоньше, чем самый тонкий элемент. И в то же время она должна содержать качества объектов, которые ею порождаются. Так же она не должна порождаться чем-то другим, иначе она не будет конечной причиной всего. Еще она должна быть вечной и всепроникающей. В Санкхйе считается, что такая окончательная причина существует, и она называется Пракрити.
Гуны.
Пракрити имеет три характеристики: саттва, раджас и тамас. Слово гуна означает качество пракрити. Также слово гуна означает веревка. Так как они переплетаются подобно трем жилам веревки, чтобы связать душу с миром. Но если анализировать каждую гуну по отдельности, то мы не увидим пракрити, которая есть уравновешенное соединение этих гун.
Пуруша - сознание.
В каждом теле живет Я. Это Я отличается и от тела, и от чувств, и от ума, и от разума. Я - это не просто некая реальность с качествами сознания, но чистое сознание. Оно самосветящееся, неизменное, беспричинное, всепронокающее и вечное. Все, что возникает и уничтожается, относится к пракрити. Но пуруша отличен от пракрити. По незнанию пуруша думает о себе как о теле. Соприкасается с материальным миром и ловится в сети счастья и страдания.
Доказательство существования многих пуруш.
Санкхйа считает, что пуруш очень много. Они есть в каждом живом существе. Иначе, если бы одно живое существо умирало, то умирали бы и все другие существа в других телах, но этого не происходит.
Эволюция вселенной.
Согласно санкхйе весь мир возникает от соединения пуруши и пракрити. Это не простое сложение причин. Это, скорее, подобно союзу мужчины и женщины, у которых рождается ребенок. Бессознательная пракрити должна управляться обладающим сознанием и разумом пурушей. Это сотрудничество между ними очень существенно в эволюции вселенной. Возникает вопрос: как же такие разные принципы могут существовать вместе. Чтобы объяснить это, приводится пример слепого и хромого. Пуруша подобен хромому, а пракрити - слепому. Процесс творения начинается с вливания пуруши (сознания) в пракрити (существенную причину вселенной). Пракрити подобна почве, в которой сознание может пустить корни. В рпоцессе творения возникает разум. Пуруша видит свое отражение в разуме как в зеркале и , таким образом, может познать себя. Также в процессе творения образуются оставшиеся элементы. Их всего 24. Они совпадают с теми. Которые перечислены Шри Кришной в Бхагавад-гите.
Источники правильного знания.
В санкхйе только три источника знания: восприятие, логический вывод и свидетельство очевидца. Другие виды получения знания считаются следствиями этих трех. Санкхйа выделяет прамату - субъекта - неотличного от Я, чистого сознания; прамею - объект - то, что рассмативается; и праману - средство - разум принимает форму объекта, и глядя в него как в зеркало, субъект постигает объект.
Чувства соприкасаются с объектом и передают воспринимаемый объект в ум, тот сообщает это разуму, который принимает форму этого объекта. В него, как в зеркало, смотрит пуруша и постигает объект. Так выглядит восприятие.
Логический вывод основывается на общем утвердительном или общем отрицательном предложении. Например, как мы можем узнать, что у нас есть чувства? Мы будем рассуждать следующим образом: для каждого действия нужны те или иные инструменты; мы видим, слышим, обоняем, ощущаем вкус, и испытываем прикосновение; все это нам нужно чем-то делать; чувства - это те инструменты, которыми мы все это делаем. Это пример положительного вывода. Вот пример отрицательного вывода: каково простое число, которое не равно и не меньше единицы, и не равно и не больше тройки? Ясно, что это число два.
Свидетельство очевидца - шабда - полностью совпадает с таким же понятием в Нйайа.
Понятие освобождения.
Согласно санкхйе вся вселенная наполнена болью и несчастьем. Поэтому желание избавиться от этого - желание освобождения - естественное желание. Но этого можно достичь только через правильное понимание действительности. Само Я чисто, свободно от страданий и изменений. Весь опыт жизни в материальном мире пуруша обретает только потому, что думает о себе как о теле и уме. Но они являются порождением пракрити. Пребывание в обусловленном состоянии должно быть использовано пурушей для того, чтобы осознать себя отличным от пракрити. Итак, он приводит ее в действие. Но вместо того, чтобы осознать отличие, пуруша запутывается. Он продолжает действовать из ложных побуждений. Но со временем его предназначение в мире осуществляется. Он пресыщается контактом с пракрити и останавливается. Так пуруша, в конце концов, осознает свое отличие от пракрити.
В санкхйе есть два типа освобождения: дживана мукти и видеха мукти. Первое может быть достигнуто человеком, но он продолжает свое существование в материальном мире. Но когда все реакции прошлых действий прекращаются, человек покидает тело и достигает второго состояния.
Понятие Бога.
Первые тексты санкхйа совсем не обсуждают понятие Бога. Похоже, что тогда они вообще Его не принимали. Но поздние философы санкхйа приняли Бога, так как они не могли указать причину появления мира. Нужна была единая причина всего, но ею не могли стать бесконечное количество пуруш, потому что непонятно как они творили этот мир.