Недвойственная Абсолютная Истина

Вопреки большинству современных релятивистских философий ведичес-
кая философия говорит, что Абсолютная Истина существует.

Хотя мы ежедневно осознаем, что окружающие нас предметы и деятельность не
абсолютны, из этого логически не вытекает, что все относительно.
Как они говорят: "Что полезно одному, то вредно другому."
Это утверждение справедливо в отношении почти всего в пределах
феноменального, материального мира. Однако было бы ошибкой сделать из
этого наблюдения вывод, что совершенно ничего не является абсолютным.

Абсолютное значит "свободное" или "независимое" (от латинского
слова "absolvere" - "делать свободным"). Его философское значение
заключается в том, что нечто абсолютное должно быть свободным
от преходящего, относительного мира и нетронутым никакими его воздействием.
В этом смысле абсолютное синонимично трансцендентному
(от латинского transcendere - "выходить за пределы материи").

Но что такое абсолют? Что является трансцендентным? Конечно, не мы.
В данный момент мы полностью находимся под влиянием мерцающих
материальных вещей, таких как мысли, чувства и желания. Мы не
можем даже утверждать, что являемся независимыми от материи, поскольку
мы полностью зависим от воздуха, воды, солнечного света и пищи,
для того, чтобы поддерживать наши тела. Что бы мы не делали, говорили
или не желали,- все это находится под властью окружающей нас материи.
С другой стороны абсолют должен быть чем-то, что пребывает вне влияния
материального времени и пространства - чем-то вечным, всесильным и
вездесущим.

Обычно, слыша об этих качествах, мы тот час же думаем о Боге или
"Божественном". Если кто-то или что-то является трансцендентным,
абсолютно истинным и полностью независимым, то это Бог.

Ведическая философия обсуждает три аспекта Абсолютной Истины - на санскрите:
Брахман, Параматма и Бхагаван.

Важно понять, что эти три аспекта в дествительности одно.
Они являются одной и той же субстанцией - лишенной двойственности
Абсолютной Истиной рассматриваемой с различных углов зрения и в соответствии
с различными ступенями духовного осознания. "Бхагавата Пурана" утверждает:

ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате

"Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют
эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном".

Другими словами, одна и та же субстанция, называемая нами Абсолют-
ной Истиной, может осознаваться как безличного света Брахмана,
локализованная Параматма или Личность Бога - Бхагаван.


Брахман

Брахман относится к безличностному всепроникающему аспекту Абсолютной
Истины. Разнообразные проявления космоса, движущиеся и
неподвижные - материя, атомы, тела, планеты, пространство - не являются
ни первопричиной, ни вечными. Они являются производными вечного Брахмана,
источника всего в пределах материального мира двойственности.

Брахман главным образом осознается изучающими ведические "Упани-
шады". "Упанишады" описывают его как ярчайшее из всех сияний,
лучезарное сияние божественного. Современные философы Новой Эпохи
(New-Age) также обращаются к данному аспекту Абсолютной Истины. Они
утверждают, что все живое и неживое является в конечном счете "одним",
и после осознания истины мы все "сливаемся" в это божественное единство,
оставляя все качества и индивидуальность.

В лучезарном свете божественного сияния Брахмана все видится "одним". Не видны
различия между индивидуальными душами, ни какие-нибудь личные эмоции, качества,
или деятельность. Но мы не должны забывать, что это всего лишь один аспект
Абсолютной Истины.


Параматма

Ведическая философия делает различие между атмой и грубым (физическим) и
тонким (ментальным) телами. Атма - вечное, индивидуальное "я", которое не
разрушается с уничтожением тела. Но эта атма отлична также от Параматмы.

Параматма означает "Высшее Я" или "Высшая Душа", атма означает "я" или "душа",
и парама означает "трансцендентный, абсолютный или верховный". Обычно слово
параматма переводится как "Сверхдуша".

В Упанишадах Параматма и индивидуальная атма сравниваются с двумя
птицами-друзьями, сидящими рядом на дереве (материальном теле).
Одна птица (индивидуальная душа) ест сладкие и кислые плоды дерева
(удовольствия и страдания материальной жизни), и вторая птица (Сверхдуша)
наблюдает за Своим другом. Хотя эти две птицы качественно одинаковы,
одна увлечена плодами материального дерева, а вторая является свидетелем
деятельности Своего друга.

Сверхдуша - это локализованный аспект Абсолютной Истины. Другими словами,
Бог обитает в наших сердцах и сопровождает нас в наших странствиях из одного
материального тела в другое. Он дает нам хорошие советы и исполняет
наши желания, награждая нас кармическими результатами нашой деятельности.
Поэтому Сверхдуша - это наш неизвестный друг, наш лучший друг.

Конечная цель мистической медитации йогов заключается в том, чтобы осознать
эту Параматму, Личность Бога в их сердцах.

Бхагаван

Бхагаван указывает на Личность Бога. Согласно ведической философии, Бог это
не только имерсональное сияние или всепроникающее божественное сознание, но
также личность. Однако Он не является личностью, подобной нам, поскольку он
свободен от порока и плохих качеств, на Него не влияет илюзия, равно как Он
не связан материальным телом. Тем не менее Он является личностью, владеющей
индивидуальным сознанием, умом и личностными качествами. Личность Бога,
Бхагаван - это абсолютная, трансцендентная, совершенная, изначальная и высшая
личность. Как мы могли бы быть личностью, если наш источник, Бог, не был бы
личностью?

Слово Бхагаван означает "личность, которая обладает всеми божественными
качествами или достояниями (бхага)" - всем богатством, всей силой, всей славой,
всей красотой, всем знанием и всем отречением.

Таким образом, Бхагаван - это личностный Бог, к которому стремятся и которому
поклоняются преданные монотеистических религий, таких как иудаизм, христианство
или ислам. Ведическая теология приписывает Богу безграничные личностные
качества и поэтому безграничные личные имена, и каждое имя описывает одно из
Его качеств или деяний. Наиболее известные санскритские имена Бога - Кришна,
Рама, Говинда, Вишну, Нарайана и Хари, и они указывают на одну и ту же
Личность Бога.

Бхагаван - это наивысший аспект Абсолютной Истины, источник как Параматмы, так
и Бхагавана. Поэтому, когда религиозный искатель осознает Бхагаван через
личностное преданное служение Верховной Личности Бога, одновременно он осознает
Брахман, лучезарное сияние Личности Бога, и Параматму, частичного
представителя Личности Бога. Достигшие самоосознания мудрецы видят, что три
аспекта Абсолютной Истины все представлены в Бхагаване, источнике всего
существующего.

Заключение
Эти три божественных аспекта Брахмана