Лекция Шрилы Ниранджаны Свами, прочитанная в
Санкт - Питербурге 8.09.92г. на церемонии инициации.


Итак, мы повторяли эту мантру. Прабхупада объяснял, что этот
стих повторяется для очищения, потому что "чистый или не-
чистый, или прошедший через все условия материального сущест-
вования, если человек помнит лотосоподобное лицо Кришны, он
становится чистым снаружи и изнутри".Здесь употребляется слово
"шучи" - очень чистый.И поэтому Прабхупада объясняет, что ини-
циация означает очищение,поскольку мы были в контакте с мате-
риальной природой и в результате обусловленности приобрели
множество загрязнений.В материальном мире множество видов не-
чистой деятельности и нечистых желаний, и одно из них -похот-
ливое желание. И эти греховные действия являются причиной
рабства и запутанности. Практически мы видим, что в материаль-
ном мире люди сходят с ума по чувственному удовлетворению, ко-
торое является причиной страданий. Необходимо понять цель, ко-
торая стоит за этим очищением. Поэтому во время инициации не-
обходимо также принять определенные обеты. Прабхупада приводил
пример:если доктор назначает какоето лечение, он может дать
лекарство, и подобным образом мы получаем лекарство - Святое
Имя. В песне Бхактивиноды Тхакура Святое Имя описывается как
лекарство. И это также описывается в 10-й песне ШБ., что Свя-
тое Имя, прославление Верховной Личности Бога нисходит по па-
рампаре ученической преемственности от духовного учителя к
ученику.И подобным прославлением могут наслаждаться те, кто
больше не имеют привязанностей к материальным наслаждениям.
Темы,повествующие о Верховной Личности Бога являются ле-
карством для тех, кто подвержен повторяющимся рождениям и
смертям.Таким образом, прославление Господа-это лекарство для
того, чтобы излечиться от нашего болезненного состояния.Но так
же как врач дает лекарство, также он накладывает ограниче-
ния.Он не просто дает лекарство, он говорит:Вы не должны де-
лать определенные вещи, вам не нужно есть определенный тип пи-
щи, вам не нужно спать слишком много или слишком мало.Он может
дать множество ограничений в деятельности человека для того,
чтобы лекарство имело успех. И подобно тому как врач назначает
определенные запреты (что не следует делать), также и это очи-
щение означает добровольное принятие какой-то "тапасьи" или
аскезы, добровольное принятие определенных ограничений. И это
также является частью очищения.И поэтому во время инициации
ученик не только принимает Святое Имя Господа, но он также
принимает определенные обеты.Он добровольно соглашается следо-
вать им для того, чтобы очищение было эффективным.(цитата на
санскрите)Это стих из 6-й песни Ш-Б., говорящий, что для того,
чтобы сосредоточить свой ум, нужно следовать целибату в своей
жизни и не падать, нужно подвергать себя аскезам, добровольно
отказываясь от чувственного наслаждения, нужно владеть своим
умом и чувствами, совершать благотворительность, быть правди-
вым, чистым и не совершать насилия.Нужно следовать регулирую-
щим принципам и регулярно воспевать Святое Имя Господа. Поэто-
му, чтобы сосредоточить свой ум, нужно следовать этим видам
деятельности,нужно желать добровольно оставить чувственные
наслаждения.Человек принимает эти ограничения, потому что че-
ловеческая жизнь предназначена для ограничений.(Цитата на
санскрите из 5-й песни Ш-Б.)"Среди всех живых существ,приняв-
ших материальные тела, те, кто награждены человеческой формой
жизни, не должны растрачивать жизнь на чувственные удовольст-
вия,доступные даже поедателям испражнений -собакам и свиньям".
Поэтому нужно принять аскезы, чтобы достичь божественного по-
ложения в преданном служении.И благодаря такой деятельности
сердце человека очищается, и он поднимается на уровень, где
испытывает подлинное счастье, которое трансцендентно к матери-
альному, которое длится вечно. Господь Ришабхадев наставлял
своих сыновей в том, что они должны добровольно принять эти
аскезы, и тогда их сердца очистятся.Как Кришна говорит в БГ:
йоги, отказавшиеся от привязанности, действуют,используя тело,
ум, разум и даже чувства лишь ради очищения.В этом цель чело-
веческой формы жизни - очистить свое существование, доброволь-
но приняв определенные ограничения.Если человек не принимает
добровольно эти ограничения, он не является человеком, потому
что эти ограничения -- начало человеческой жизни. Человеческая
жизнь начинается только с того момента,когда человек признает,
что он должен добровольно принять некоторые ограничения.Если
он не принимает это условие, то его человеческая жизнь еще не
началась и на самом деле он называется "двипада-парша"--живот-
ное о двух ногах. Поэтому необходимо понять цель человеческой
жизни, которая состоит в очищении нашего существования, для
чего, как мы читали в стихе, необходимо помнить о Верховной
Личности Бога. И если человек помнит о Верховной Личности Бо-
га, он может стать "шучи", или чистым и внутренне и внешне.
Внешне он становится чистым, потому что добровольно принимает
эти ограничения и ведет очень чистую жизнь в очень чистой
обстановке, поддерживая свое тело в чистоте.И он становится
чистым внутренне благодаря воспеванию Святого Имени Господа.
(Цитата на санскрите:1-й стих Шикшаштаки) Благодаря дви-
жению санкиртаны человек очищает сердце от всей грязи,накопив-
шейся за многие годы.И во время инициации ученик добровольно
принимает определенные обеты,потому что он понимает необходи-
мость очищения.Он понимает необходимость очищения от всей ма-
териальной грязи,и однажды поняв это,он принимает эти обеты во
время инициации.Тот,кто принимает эти обеты перед жертвенным
огнем,перед духовным учителем,перед самой Верховной Личностью
Бога,перед всеми вайшнавами,понимает,что он должен следовать
им всю жизнь.И в этом--значение этого очищения.Но само по себе
принятие обетов не является достаточным для того,чтобы
очистить нашу жизнь.Как Прахлада Махарадж объяснял своим
школьным товарищам:(цитата на санскрите)"Просто принимать обет
или совершать аскезы,сохранять брахмачари,совершать аскетичное
жертвоприношение,являться опытным брахманом,очень образованным
и широко сведущим,или в совершенстве знать этикет--ни одна из
этих вещей в действительности не может удовлетворить Верховную
Личность Бога. Но Верховная Личность Бога удовлетворена тем,
кто имеет беспримесную преданность Ему.И не просто принимая
обеты, человек может достичь очищения сердца, нужно продолжать
этот процесс очищения,принимая лекарство.Лекарство состоит в
том, что нужно постоянно слушать и воспевать Святое Имя Госпо-
да, и поэтому Духовный Учитель инициирует ученика в воспевание
Харе Кришны-маха-мантры.Это -- Харинамаинициация. Давая учени-
ку Святое Имя Господа,духовный учитель дает ему средство,с по-
мощью которого он может очистить свое существование.Мантра
должна быть получена в ученической преемственности для то-
го,чтобы иметь очистительный эффект и привести на уровень люб-
ви к Богу.И когда ученик воспринимает воспевание Святого Имени
Господа очень серьезно, он дает обет избегать определенных
действий, как пациент,отказавшийся от действий, мешающих его
выздоровлению и также обещает принимать лекарство--- Святое
Имя Господа, постоянно слушать и воспевать Его, потому что
благодаря постоянному общению со Святым Именем человек обща-
ется непосредственно с Господом.(цитата из Ч-Ч.)" В этом веке
Кали Верховная Личность Бога появился в форме Святого Имени."И
для каждого общение со Святым Именем Господа также хорошо как
и непосредственное общение с Господом. И поступая таким обра-
зом, он несомненно освобождается. Это самый важный обет, кото-
рый человек принимает во время инициации.И все эти обеты
просто предназначены для того,чтобы помочь нам всегда помнить
о Кришне,ибо среди всех регулирующих принципов--самый важный
принцип: всегда помнить о Кришне, а также никогда не забывать
о Нем. Поэтому все остальные описываются как вспомогательные
для этого принципа. Воспевание Святого Имени, принятие обетов,
следование регулирующим принципам - все эти принципы просто
помогают всегда помнить о Кришне. И если человек всегда помнит
о Господе , он становиться чистым внутри и снаружи.И чем боль-
ше Кришна присутствует в нашем сердце благодаря постоянному
памятованию о Нем, тем больше Он действует изнутри сердца,
очищая нас от материальных желаний.Как Сверхдуша в сердце всех
живых существ, Кришна очищает от желаний материальных наслаж-
дений из сердца тех, кто развил желание слушать Его послания,
которые сами по себе достойны прославления, когда их слушают и
повторяют. Именно Кришна забирает из нашего сердца эти жела-
ния. Кришна очищает. Но мы должны пригласить Его туда.Таким
образом мы очищаемся. И как уже цитировался стих из 6 песни
ШБ, для того, чтобы сосредоточить свой ум, нужно вести жизнь -
целибат и не падать ни при каких обстоятельствах. Воспевая
Святые Имена Господа, человек должен научиться концентрировать
свой ум, потому что ум всегда склонен отвлекаться, и при
воспевании Святого Имени он путешествует с одного места на
другое.И сконцентрировать наш ум поможет памятование о Его
различных деяниях. На чем мы хотим сконцентрироваться? Мы хо-
тим сконцентрироваться на Кришне.Если мы просто сосредоточим
свое сознание на Кришне, то очищение будет продолжаться.

ман мана бхава мад бхакто
мад яджи мам намаскуру

Кришна говорит:"Всегда думай обо Мне, предлагай Мне свои
поклоны и несомненно ты придешь ко Мне."Нужно всегда сосредо-
тачивать свое сознание на Кришне.Если человек делает это
постоянно, его сердце постепенно очищается.И во время инициа-
ции мы принимаем эти обеты, делая это добровольно.Это очень
важно.Должен присутствовать добровольный дух принятия этих
обетов.Никто не должен думать:меня заставили принять эти обе-
ты.Ученик добровольно принимает их, зная, что он должен
очистить свое существование.Иногда люди глупо думают:мне не
нравиться делать что-либо, если меня заставят.Для того, чтобы
любить Бога, нам нужно делать очень многое.А почему я не могу
любить Бога, не следуя всем этим правилам и предписаниям.Меня
так расстраивают эти правила и предписания, что я не могу лю-
бить Кришну.
Но для того, чтобы подняться на уровень любви к Криш-
не,человек должен понять, что он добровольно принимает эти
правила и предписания.И Кришна в БГ описывает эти правила как
регулирующие принципы свободы.Если мы следуем этим правилам и
предписаниям, то действительно достигаем уровня свободы.В про-
тивном случае- нет истинной свободы, думая:я не хочу следовать
правилам и предписаниям,я буду лучше действовать по своей при-
хоти, и таким образом разовью свою любовь к Богу.Но Кришна го-
ворит в 16 главе БГ ,"что каждый, кто отходит от указаний
писаний и действует по своей прихоти, не достигает ни счастья,
ни совершенства, ни высшего предназначения".Человек не может
быть счастлив, действуя по своей прихоти.Поэтому ученик согла-
шается:да, я приму эти ограничения, я буду следовать правилам
и предписаниям всю жизнь.Даже те , кто полностью самореализо-
ваны и не имеют никаких обязанностей, тем не менее исполняют
их для того , чтобы учить обычных людей.И поэтому, в чистом
или нечистом состоянии, в обусловленном или освобожденном,
каждый добровольно принимает эти регулирующие принципы для
очищения.Поэтому здесь присутствует все:лекарство, лечение..
Во время инициации ученик имеет все,что ему нужно для то-
го, чтобы привести свою жизнь к совершенству и вернуться домой
обратно к Богу.Ученик должен просто всегда помнить об этом.И
приняв эти обеты, он не может думать о чем-то другом.Он не
должен думать:да, я принял эти обеты, но я был в неправильном
сознании, я не знал, что я делаю.Каждый, кто присутствует
здесь сейчас, не должен никогда делать подобных заявлений.Каж-
дый должен понимать , что он делает.В этом и состоит обет, ко-
торый ученик принимает во время инициации.
Сейчас Индрадьюмна Махарадж расскажет о 10 оскорблениях
Святого Имени Господа.......