Durmada (das) HKS (Kaunas)
Subject: interview
------------------------------------------------------------
Дорогие преданные, примите мои смиренные поклоны.
Вся слава Шриле Прабхупаде!

Высылаю вам интервью. Извените, что в такой форме.

Ответы Шрилы Ниранджаны Махараджа
на вопросы Дакшины даса
Май 1994 , Москва
ТЕМА: Организация программы для
бхакт и обязанности бхакта-лидера.


Дакшина дас: Я хотел узнать - кто такой лидер бхакт, каковы его
качества и что это за ответственность?

Ниранджана Свами: Прежде всего, всякий раз, когда преданные берут на
себя новое и важное служение, я, объясняя им их
обязанности, не люблю углубляться в подробности, потому
что преданные, основываясь на моих словах, начинают
вырабатывать различные концепции, и думают что именно
так и надо все устраивать.

Это слишком широкие и общие вопросы, может быть есть
что-то конкретное?

Дакшина дас: С чего мне сейчас начать, как наладить работу с
преданными?

Преданные не общаются друг с другом - распространители и
новые преданные... Некоторые даже не знают, кто такой
Анирдешйавапу...

Ниранджана Свами: А чья это ошибка?

Дакшина дас: Скорее всего это ошибка преданных, которые давно
находятся в движении, но не дают общения. Они говорят -
нет времени, в другой раз...

Ниранджана Свами: Как же вы можете ожидать, что новички вдохновятся
на санкиртану, если преданные санкиртаны не дают им
своего общения?

Дакшина дас: Наверное поэтому появилась необходимость в
бхакта-лидере...

Ниранджана Свами: Самая большая проблема заключается в том, что
мы привлекаем новичков в наше движение, поручаем им
какое-то служение, но одновременно не заботимся о
том, чтобы развивать их сознание Кришны. И бхак-
та-лидер должен быть очень сильным, и сражаться с
этими тенденциями. В первую очередь он должен будет
сражаться с руководителями храма. Конечно, в уважи-
тельной форме, но сражаться надо, потому что это са-
мая большая болезнь в наших храмах. Мы думаем что
новые преданные это просто инструмент для соверше-
ния какого-то служения. Но если при этом мы не дос-
тигаем своей главнейшей обязанности - сделать их
сознающими Кришну, они очень быстро теряют энту-
зиазм, будут уходить, и проявлять все признаки, ко-
торые вы сейчас описывали. И поэтому сейчас лидеры
берут на себя ответственность, давая вам ответствен-
ность. Но это не означает, что ответственность на
этом кончается. И это самая большая проблема. Если
они думают: "Хорошо, мы сложили сейчас свои обязан-
ности, мы уже назначили Дакшину на это место, и тем
самым мы выполнили свои обязанности. Но можно про-
должать организовывать деятельность храма все в том
же стиле, но вместо того чтобы самим занимать новых
бхакт в служении, мы будем делать это не напрямую, а
через Дакшину..." Это то же самое, та же проблема.
Авторитеты не могут просто говорить вам, как зани-
мать новичков. Они должны понять, что вы взяли на
себя важную ответственность, и ваша ответственность
в том, чтобы дать определенное понимание, научить
руководителей храма некоторым вещам. Особенно тому,
что новички нуждаются в дополнительных лекциях,
иногда в дополнительном отдыхе, иногда они нуждают-
ся в том, чтобы какое-то время просто пребывать в
прострации... Иначе говоря, им нужно какое-то жиз-
ненное пространство. Но в то же время вы должны быть
строгими с бхактами, следить за тем, чтобы они
серьезно относились к тому, чтобы стать сознающими
Кришну. Нельзя просто держать группу людей в ашраме,
которые несерьезно относятся к сознанию Кришны. Если они
находятся в этом ашраме и следуют программе для бхакт,
то должны посещать всю утреннюю программу, повторять все
круги, посещать дополнительные лекции, и они должны
принимать авторитеты - нельзя позволять им жить
независимо в ашраме. Соответственно, их нужно занять
каким-то служением. Но авторитеты не могут просто давить
на вас, заставляя занимать новичков. Вы должны быть
ответственны за то, чтобы занимать новых бхакт, но также
и направлять их к различным руководителям храма, чтобы
они занимали их. Вам нужно взять на себя ответственность
за их садхану и за их духовную жизнь. Авторитеты, с
которыми они будут работать, будут давать им конкретные
задачи на обозначенный период времени. Иногда вам
придется проповедовать авторитетам, чтобы они не были
чересчур строгими к бхактам, потому что всегда есть
такая тенденция. Новички порой пребывают в прострации,
делают ошибки, и иногда авторитет, обладающий властью,
нетерпимо относится к кому-то, кто некомпетентен в
выполнении какого-то служения, и не обращая внимания на
то, что это новичок, живущий в храме только неделю,
хорошо отругивает его за неопытность, и этот бхакта
совершенно разочарован. Он думает: "Почему со мной здесь
так обращаются?.." Так что вы должны быть авторитетом
для бхакт. И если кто-то серьезен и искренен, вы должны
их сильно вдохновлять. Не так, чтобы всегда общаться с
ними авторитарно, сверху. Вам нужно научиться проводить
различие между теми, кто очень искренен, кто хочет стать
настоящим преданным и сознавать Кришну, и теми, кто
просто хочет переехать в храм, поскольку в материальном
мире они ни на что не способны - неплохой способ им
получить еду и место где жить, не слишком утруждая себя.
Вы должны стать опытным. Это умение вы разовьете в себе
за счет проповеди, и научитесь различать эти две группы
людей. Даже ленивые и безответственные люди могут стать
преданными, но они не станут преданными, если вы не
будете подталкивать их к этому. Нельзя позволить им
вносить в жизнь ашрама собственную безответственность.
Поскольку тогда они осквернят всех остальных, внесут всю
свою майю в храм, и будут сидеть в разных углах и
говорить о всякой ерунде с серьезными преданными. И
тогда ваши серьезные люди из числа новичков будут
заражены таким общением. И еще одно очень важное ваше
служение как бхакта-лидера - следить за тем, кого вы
принимаете в храм среди новичков-брахмачари. Это вы
должны решать - стоит ли этому преданному жить в храме.
И основываясь только на том, что кто-то хочет жить в
храме, нельзя принимать решение разрешать это. Многие
люди не готовы сразу жить в храме, и их нужно просить
просто посещать лекции. Но когда вы видите, что кто-то
начинает понимать философию, и понимая философию, этот
человек понимает причину, почему он должен чем-то
жертвовать... И когда вы видите что он серьезно готов
предаться, то именно таких людей нужно побуждать
переезжать в храм и жить там. Но для таких новичков
нужны отдельные условия проживания. Место, где они будут
жить, не должно быть проходным двором, куда каждый может
зайти и делать что угодно. Для них нужно проводить
отдельные лекции и необходимо отдельное место для жилья.
В действительности, в большинстве храмов существует
гостевая комната, где живут новые люди, переехавшие в
храм неделю или две назад. Они просто гости. И также
отдельное помещение для бхакт. И они живут отдельно друг
от друга, потому что когда вы пытаетесь навести порядок
среди бхактов, и делаете это на глазах у гостя, который
только что переехал и живет с этими бхактами, то этот
гость будет влиять на бхакт-новичков, и ваша дисциплина
не удержится надолго. Поэтому нужно организовать
отдельное место для проживания этим двум группам в
храме. Безусловно, еще одно положение, касающееся
взаимоотношений с авторитетами, поскольку авторитеты
всегда будут говорить: "У нас нет условий для отдельного
проживания." Они всегда так говорят. И в Москве скорее
всего именно такая ситуация.

Дакшина дас: Да, там, где сейчас живут новые преданные, настоящий
проходной двор. Там самое грязное место и тяжелое для
выживания.

Ниранджана Свами: Да, в этом вся проблема. Нельзя приводить бхакт в
такое место. Они так никогда и не научатся, как стать
преданными. Они никогда не разовьют в себе
брахманических качеств. Место, где они живут, должно
быть очень чистым и должна быть очень строгая
дисциплина. И гостя, желающего присоединиться к
движению, нужно предупредить еще до того, как он
переедет в храм, что именно такой стандарт чистоты
поддерживается среди людей, живущих в ашраме. И их нужно
предупредить, что именно такого стандарта они должны
придерживаться, переехав в храм, иначе им просто не
позволят жить в храме. Поэтому нужно строго
контролировать ситуацию в этой комнате. Нельзя
позволять, чтобы преданные санкиртаны из С-Петербурга,
которые приехали посетить Московский храм, поселялись ни
с того ни с сего среди новых бхакт. Вы должны быть очень
строги насчет этого. Идти к президенту храма и
требовать не поселять их там. Он может сказать: "Но там
же есть место еще на пятерых!" Но вы должны говорить:
"Нет, их нельзя туда поселять." Вы должны быть очень
твердым в этом, иначе новичков вы никогда не воспитаете.
Вот такая строгая программа требуется для новых бхакт. И
еще до того, как они будут жить в храме, они должны
знать, что именно этого от них будут требовать. Они
должны знать, что это нечто серьезное - "Я меняю свою
жизнь, я должен буду научиться как стать человеком с
брахманическими качествами". И чистота является одним из
основных принципов жизни брахмана. Как телесная гигиена
- полная чистота тела, так и чистота одежды, и вся
окружающая обстановка должна быть чистой. Первое, что
они должны делать, полнявшись рано утром - это мыть
пол... И так далее, поддерживать чистоту в помещении. И
порой вы будете видеть что новички, не желающие
следовать этому стандарту, они надолго не задержатся в
храме. Ну что ж, пусть так и будет. Это значит, что они
недостаточно серьезны, они еще не готовы жить в храме.
Они либо придут тогда, когда будут готовы к этому, и
будут относиться более серьезно, или превратятся в
человека, которого вы все равно так или иначе не
захотите держать у себя в храме.

Дакшина дас: А какое время новички будут жить в этой комнате? Когда
наступает период, когда их можно переселять к основным
преданным, преданным санкиртаны?

Ниранджана Свами: Существуют различные отделы в храме, куда можно
переводить новичков. Сначала они живут в храме на
положении гостя неделю или две. Я подозреваю что в
Московском храме не многих можно причислить к категории
гостей. Через очень короткое время, по их поведению вы
поймете - готовы ли они стать бхактами, или нет. Первый
период в качестве гостя может длиться неделю. Но я с
трудом верю что на Беговой можно организовать комнату
для гостей. Поэтому я не буду на этом настаивать. Но
если вы сможете это организовать, это замечательно. Если
нет, то программу можно проводить и без этого. Как
минимум, должна быть комната для бхакт. Обычно
следование этой программе и проживание в комнате для
бхакт занимает 3 месяца. Есть руководство для этой
программы, оно переведено на русский. Это 12-недельный
курс - основные положения философии, этикета, чистоты и
много разных вещей. Вы даете на эти темы лекции. Затем,
каждые 12 недель вы начинаете новый цикл. Бхакты
участвуют в программе 3 месяца. После этого те, кто
будут достаточно серьезны и искренни, будут перемещаться
в департамент санкиртаны. И это величайшее вдохновение
для бхакта-лидера. Это сама его жизнь. В этом весь смысл
его деятельности. Потому что целью бхакта-лидера
является увеличение распространения книг за счет
вдохновления новых бхакт. Когда я был бхакта-лидером, я
сам выводил новичков на улицы, и учил их распространять
книги. Я очень разборчиво подходил к каждому новичку,
определял - готов ли он к распространению книг, и тогда
выводил его и обучал. Я выводил их только тогда, когда у
них было очень сильное желание выходить. Иногда им
приходилось просто умолять меня. Они могли умолять меня
неделями. Я говорил им: "Может быть потом, в другой
раз..." И потом я разрешал им выходить на день-два.
Иногда они говорили: "О, я не ожидал, что это будет так
тяжело..." Но постепенно они начинают развивать вкус. И
это является величайшим вдохновением для бхакта-лидера -
чтобы как можно больше преданных были заняты в
санкиртане. Но этим не каждый сможет заниматься. Поэтому
разные преданные, в соответствии со своими навыками,
могут перемещаться в различные отделы храма. И тогда они
переходят под управление авторитета этого департамента.
Слишком долго держать бхакт на этой программе не очень
хорошо. Надо перемещать их в другие отделы храма. Но
дело в том, что если они хорошо обучены, и вы отобрали
самых искренних, атмосфера всего храма становится
замечательной. Потому что храм наполняется самыми
серьезными людьми, которые действительно хотят стать
сознающими Кришну. Также еще одной вашей важной
обязнностью как бхакта-лидера является необходимость
проповедовать остальным руководителям храма и убеждать
их приходить и давать лекции бхактам. Они будут всегда
говорить: "Я слишком занят, это твоя обязанность." Они
всегда будут так говорить. Но бхакты нуждаются в общении
со старшими преданными. И когда они будут делать это,
они будут просто в блаженстве. Их надо просто немного
подталкивать к этому. Но все эти моменты, когда я
предлагаю вам подталкивать авторитетов к тому или иному
решению или действию, вы должны учитывать, что это
следует делать в уважительной форме. Но я знаю их
настроение - "Мы уже сделали свое дело - мы назначили
Дакшину ответственным..." И вы должны помочь им понять,
насколько важна эта программа. И каждый кусочек энергии,
вложенный ими в эту программу, принесет им самим большое
благо. Потому что руководители всегда ищут того, кто бы
мог взять на себя ответственность. Это им принесет
благо! Просто пусть они этому уделят немного внимания.
Пусть они хотя бы раз в неделю дают бхактам лекции.
Постарайтесь организовать лекции, которые будут давать
разные руководители.

Дакшина дас: У нас почти каждый вечер Випина Пурандара дает лекции по
15 минут по вайшнавскому этикету.

Ниранджана Свами: Это очень хорошо. Надо продолжать эти лекции. Но
также лекции должны давать и преданные санкиртаны. Так
они в конце концов узнают кто такой Анирдешйавапу, когда
он приедет в Москву. Попросите его хотя бы раз придти и
дать лекцию новичкам. Скажите, что это его обязанность.

Дакшина дас: Эту лекцию лучше проводить там же где они живут,
отдельно для бхакт, или лучше со всеми, в храмовой
комнате?

Ниранджана Свами: Надо постараться устроить так, чтобы с одной
стороны это не проходило в той комнате где они спят,
психологически это не подходит. А с другой стороны, не
проводите это среди посетителей, среди других преданных
из храма. Надо устроить это совершенно отдельно. Надо их
научить правильно общаться с матаджи, то есть не
общаться совсем. Все вещи такого рода надо объяснять им.
Надо проповедовать о принципе масла и огня.

Дакшина дас: Бхакта-лидер может иметь отдельную комнату, где бы он
принимал преданных, беседовал с ними... Нужно ли это?

Ниранджана Свами: Безусловно. Бхакта-лидер обязан иметь отдельную
комнату. Он не может жить вместе с бхактами. Если вы
будете вместе с ними жить, они потеряют к вам уважение и
будут чересчур фамильярны.

Дакшина дас: Кришна Каумар дает мне один вагончик...

Ниранджана Свами: Лично вам?

Дакшина дас: Да, лично.

Ниранджана Свами: Очень хорошо, очень хорошо.

Дакшина дас: Я еще хотел установить там компьютер, где я мог бы
собирать анкеты, данные, делать распечатки...

Ниранджана Свами: Да, можно, но не обязательно все это делать на
компьютере. Сама информация важна, даже если это будет
написано карандашом на бумаге. Нельзя сказать, что без
компьютера этого нельзя делать. Если можно достать
компьютер, это хорошо, можно использовать это в служении
Кришне. Но явной необходимости в этом нет.

Дакшина дас: Когда преданные проходят эту программу, какое служение
они выполняют, как лучше их занимать?

Ниранджана Свами: Иногда хорошо занимать их групповым служением.
Например то, что делал Ямарадж, когда я приехал из
Индии. Я видел как он всех занял в скалывании льда. Это
хорошее занятие - когда все объединяются для больших
уборок. Вам нужно развить хорошие рабочие
взаимоотношения с вице-президентом и комендантом храма,
и спрашивать их - что нужно сделать на территории вокруг
храма или в храме, и занимать бхакт в групповом
служении. Вседа будет кто-то, кто не захочет стать
частью группового проекта, тогда их можно занять в
других отделах храма. Другой важный момент - если вы
видите, что некоторые преданные не так уж серьезно хотят
стать сознающими Кришну, то их следует занять
полностью. Они должны работать под руководством
коменданта храма. И комендант храма должен ставить
вопрос так: "Либо делай, либо уходи." Он просто должен
заставить их тяжело трудиться. Порой преданные очень
очищаются, тяжело работая для Кришны. Я видел как
многие преданные становились серьезными благодаря этому.

Дакшина дас: Я хотел также посоветоваться с вами. Раньше я
распространял книги, и были какие-то результаты...
Стоило ли принимать такое решение - снимать меня с
санкиртаны и делать лидером бхакт?

Ниранджана Свами: Я был лидером санкиртаны, и меня сняли, чтобы
сделать лидером бхакт... Я совсем не хотел уходить из
санкиртаны, но я просто не понимал, насколько важно
заниматься этим служением - быть бхакта-лидером. Всегда
можно выходить и немного распространять, но к своим
обязанностям нужно относиться с ответственностью.

Ответы Шрилы Ниранджаны Махараджа на
вопросы Ашвасены даса
30 мая 1994, Москва
ТЕМА: Организация программы для бхакт в
С-Петербурге и обязанности бхакта-лидера.


Ашвасена дас: Гуру Махарадж, возможно вы знаете, что Васудама Прабху
попросил меня быть занятым в новом служении -
организовать программу для бхакт?

Ниранджана Свами: Да.

Ашвасена дас: Вы прислали письмо Васудаме Прабху, и из этого письма я
понял что вы одобряете это решение...

Ниранджана Свами: Да.

Ашвасена дас: Но в С-Петербурге никто не знает что это за служение,
и что нужно делать... И я боюсь оказаться в таком
положении - что я не буду занят на 100%, или буду занят
тем, в чем нет особой необходимости, и так буду
неудовлетворен в своем служении... Я подумал что если
старшие преданные даже не очень хотели чтобы я
продолжал распространять книги, то вряд ли они будут
долго терпеть меня на новом месте, и если я при этом
буду еще приносить беспокойства...

Ниранджана Свами: Не очень хотели чтобы ты продолжал распространять
книги?

Ашвасена дас: Я понял так, потому что несколько раз мне предлагали
другое служение.

Ниранджана Свами: Например?

Ашвасена дас: Давать лекции в маленьких ятрах в зоне С-Петербурга,
или быть лидером санкиртаны в одной из этих маленьких
ятр...

Ниранджана Свами: Но ты не хотел этим заниматься?

Ашвасена дас: В общем-то, да.

Ниранджана Свами: Объясни еще раз, в чем проблема?

Ашвасена дас: Я боюсь что не буду занят правильным образом.

Ниранджана Свами: Но тебя не будут занимать старшие преданные, ты сам
старший преданный, и тебя вводят в состав совета... Они
тебя не занимают. Ты будешь иметь такой же вес, как и
остальные члены совета...

Ашвасена дас: Никто не будет слушать.

Ниранджана Свами: Дело не в том - будут слушать или нет... Это совет,
все решается голосами. Система принятия решений одним
человеком в С-Петербурге отменена. И управленческим
авторитетом в С-Петербурге является теперь совет ятры. У
Васудамы Прабху только один голос, Упендра имеет один
голос, Сутапа Прабху имеет один голос... И у тебя -
собственный голос. Иногда, во время обсуждения
управленческих проблем в С-Петербурге во время совета
будет ясно что с некоторыми положениями, которые ты
предлагаешь, все и так будут согласны, и за них не
нужно будет голосовать. Но проблематичные вопросы будут
решаться путем голосования. И Васудама Прабху просто
исполняет решения совета. Так устроена эта система.
Поэтому я не понимаю, о чем ты говоришь...

Ашвасена дас: Я не знал о новой системе управления в ятре... Тогда
этот вопрос мне ясен.

Ниранджана Свами: Ты должен понять, что тебя теперь занимает совет. И
на тебя теперь возлагается определенная
ответственность, и ты своим служением будешь
представлять интересы большой группы преданных.
Поскольку ты будешь отвечать за обучение всех новых
бхакт, ты - их авторитет. Никто не может занять этих
бхакт иначе, чем через тебя. Так это обычно устроено.
Постепенно, по мере обучения и приобретения навыков, их
будут размещать в разные департаменты. Но вначале, все
должны пройти программу обучения у тебя. Исключая
конечно тех, кто не может быть научен ничему. И такая
категория людей вообще не должна жить в храме. Ты
прослушал запись моих ответов в машине на вопросы
Дакшины?

Ашвасена дас: Да.

Ниранджана Свами: Никто, кроме как через тебя, не может обратиться к
этой группе преданных, которых ты представляешь. Никто
не может сказать: "Я - президент... Я - вице-
президент... И я пойду прямо к ним..." Нет, это только
через тебя. Поэтому тебе необходимо работать в
сотрудничестве с президентом. И если президент говорит
тебе определенные вещи, которые необходимо будет
выполнить, то эти вопросы нужно решать в духе
сотрудничества. Но если возникают проблемы в этих
взаимоотношениях, то эти проблемы уже решаются на
уровне совета. И тогда совет разрешает все
противоречия.

Ашвасена дас: Еще я хотел спросить о программе для бхакт в связи с
ситуацией в С-Петербурге. Эта ситуация отлична от
любого другого храма. Потому что фактически негде жить,
и преданные разбросаны по всему городу. А большинство
новых преданных живут просто на квартирах, и их негде
даже собрать.

Ниранджана Свами: Новые бхакты живут дома? Тогда их обучение просто
невозможно. Брахмачари? Те, кто соблюдает целибат?

Ашвасена дас: Да.

Ниранджана Свами: Нужно предоставить им условия. Хотя бы
какие-нибудь. Может быть Ижора - подходящее место для
этого... И если не будет условий, то как ты сможешь
выполнять свои обязанности? Как минимум, должна быть
одна большая комната. Хорошо, если будет еще одна
комната поменьше. И у тебя должен быть отдельный офис,
где бы ты встречался с преданными. Как минимум - офис и
большая комната. Это минимальные требования из
основных. И руководители должны быть готовы
предоставить тебе эти условия, иначе ты будешь
неспособен выполнять свои обязанности бхакта-лидера.

Ашвасена дас: А если нет никакой возможности найти место для их
проживания, может быть они будут просто приезжать
каждый день утром и целый день будут на программе для
бхакт, а ночевать будут уезжать домой? Это в том
случае, когда нет никакой возможности поселить их...

Ниранджана Свами: Нет. Можно давать какие-то лекции, но это не будет
программой для бхакт. Это сведется просто к тому, что
ты будешь давать лекции для новых преданных... Таким
служением в принципе ты тоже можешь заниматься. Но это
не программа для бхакт. Программа для бхакт означает
жизнь в ашраме. Это сама основа обучения бхакт - жизнь
в ашраме.

Ашвасена дас: Что лучше - иметь 5 человек и какое-то маленькое место
для проживания с полным стандартом ашрама, или 100
человек, которые посещают лекции?

Ниранджана Свами: Почему нельзя сделать и то и другое?

Ашвасена дас: Да, я думаю это возможно.

Ниранджана Свами: Вы также должны занимать бхакт, не нужно заниматься
целый день одним обучением. И лучшее занятие для них -
харинама и распространение прасада. Если это делается
из Ижор, к сожалению, приходится тратить целый день,
чтобы добраться до города и вернуться обратно.

Ашвасена дас: Какова моя основная обязанность - проведение лекций,
организация этих лекций, или обучение преданных
распространению книг?

Ниранджана Свами: Все это.

Ашвасена дас: С одинаковой важностью?

Ниранджана Свами: Ты должен сам выделить для себя главные
обязанности. Твоя главная обязанность - отбирать тех
новичков, кто готов посвятить преданному служению все
свое время, но не имеет предыдущего опыта жизни как
преданный. Ты должен обучать их правильным образом,
чтобы они научились вести чистый образ жизни, изучали
философию, узнали что такое ИСККОН... Ты повстречаешь
людей, которые даже не будут знать что такое ИСККОН. Ты
сам должен найти способы как обучить их, и дать им
основы сознания Кришны, объяснить основные философские
положения. И я предлагаю чтобы был использован этот 3-х
месячный курс, составленный Рохининанданой Прабху в
качестве основного руководства для обучения новых
преданных. И затем, постепенно, размещать этих
преданных в разные департаменты храма. И самый главный
из этих департаментов - санкиртана. Это означает, что
когда они будут готовы выходить на санкиртану, ты
должен следить за тем, чтобы они правильным образом
были этому обучены и введены в эту деятельность. Многие
из преданных не получают должного обучения. Их просто
берут, и занимают каким-то образом. Но истинного
обучения они так и не получают. Не получают также и
личного внимания и заботы. Они не чувствуют, чтобы
кто-то действительно проявлял заботу об их духовной
жизни. Поэтому люди приходят и уходят... Порой они
чувствуют, что их просто используют. В
действительности, они должны чувствовать, что кто-то их
обучает, и заботится о том, чтобы они обрели сознание
Кришны. До сих пор я встречаю преданных, у которых я
был бхакта-лидером 15 лет назад, и они приходят ко мне
и говорят в каком вечном долгу они находятся передо
мной, за то что я провел с ними определенное время,
будучи их бхакта-лидером. В этом году в Майапуре один
из преданных пришел ко мне. Его зовут Шачинандана дас,
ученик Сатсварупы Махараджа. Он пришел, и распростерся
в поклоне передо мной, и он почти плакал. Он сказал:
"Если бы не вы, я бы никогда не познал сознания Кришны
таким, каким помогли это увидеть мне вы. И я уверен,
что я бы не задержался надолго вначале..." Сейчас он
преданный уже в течение 16-ти лет, он женат и до сих
пор занимается санкиртаной. Приехав в Индию, он пришел
навестить меня, и не было никакой искусственности в его
поведении. Он пришел и сразу же естественно начал
говорить о тех днях, когда я выпонял это служение. И
таких преданных очень много. Это те, кого я обучил в
сознании Кришны с первого дня, они не забывают это.
Поскольку кто-то тогда действительно позаботился об их
духовной жизни и провел через первые дни. И многие из
этих преданных все еще в движении. Я знаю, какова
действительная ценность программы для бхакт. Потому что
если преданных должным образом обучили по этой
программе, у них не будет чувства того, что их просто
используют. И это бхакта-лидер, кто должным образом
заботится о них и помогает им обрести сознание Кришны.
Не надо быть авторитетом с тяжелой рукой, просто нужно
проповедовать. Постепенно ты научишься проводить разницу
между теми, кто действительно искренен, и теми, кто
искренен не очень. С не очень искренними нужно быть
строже, иначе они просто воспользуются ситуацией. Всему
этому ты научишься, будучи занятым в этой программе. И
я сам так многому научился, проповедуя таким образом.
Очень большая часть проповеди, которую я сейчас веду,
даже в качестве GBC, и даже обращаясь к собственным
ученикам, основана на моем опыте программы для бхакт.

Ашвасена дас: Можно ли мне распечатать запись этой беседы и ответов на
вопросы Дакшины, и распространить среди членов совета?
Я думаю, это несколько новый опыт для С-Петербурга...

Ниранджана Свами: Да, скорее всего так и нужно, я даже не сомневаюсь
в этом. Я уверен, что будет какое-то сопротивление. Ты
сам читал мое письмо, которое я послал Васудаме? Ты
прочел полностью?

Ашвасена дас: Да, я попросил это письмо у Васудамы Прабху, и прочитал
его полностью.

Ниранджана Свами: Я написал это таким образом, потому что подозревал
что они даже не представляют полностью - как нужно
устроить программу для бхакт. У них нет концепции.
Большинство президентов храмов думают что это сводится
к тому, чтобы просто давать лекции нескольким новым
бхактам. Или тому, чтобы научить как завязывать
каупину.

Ашвасена дас: Поэтому я боялся, что...

Ниранджана Свами: Ты должен медитировать на то, чтобы искать,
высматривать людей, которых можно немедленно привлечь к
этому, готовых к этому. Выискивать спелые плоды,
которые нужно снимать с дерева. Желательно - одинокие
мужчины, без семейного бремени. И ты должен просто
снимать их с дерева, включать их в программу,
медитировать на то, чтобы сделать из них
распространителей книг и проповедников. Такова должна
быть твоя медитация. Ты должен направляться на все эти
программы, читать лекции, и присматриваться к людям,
которые задают интересные вопросы. После программы
можно встречаться с ними, присаживаться, и продолжать
проповедовать им. Нужно вести отбор вручную, в поисках
искренних людей, которые готовы принять обучение. Не
должно быть так, чтобы кто-то подбрасывал тебе этих
людей. Преданные для участия в этой программе не
возьмутся откуда ни возьмись. Нет, ты должен сначала
загореться желанием - найти новых преданных, хорошо
обучать их, и отправлять на санкиртану, передавая их в
руки Сатьяраджа Прабху, делая из них лидеров
санкиртаны, распространителей книг. Если преданные
будут должным образом обучены, наше движение будет
процветать. Это очень большая ответственность, это не
какое-нибудь незначительное служение. Сделай это своей
жизнью. Ты будешь так удовлетворен, ты увидишь - как
много книг будет распространено. Когда я имел дело с
новыми бхактами, я сам выводил их на распространение
книг и обучал. Я еще не хотел передавать их в
департамент санкиртаны, потому что я боялся, что
департамент санкиртаны не позаботится о них должным
образом, их будут просто отправлять на улицу на целый
день, и они будут просто падать в майю. Я не хотел
тратить так много времени на обучение, и потом видеть
как они падают в майю. Это слишком больно для сердца.
Поэтому я сам выводил их и обучал. И когда я видел что
они достаточно сильны, тогда я передавал их в
санкиртану.

Ашвасена дас: Могу ли я держать преданных на этой программе больше,
чем 3 месяца?

Ниранджана Свами: Да, если это необходимо. Иногда, даже через месяц,
ты будешь понимать что этот человек не должен быть на
программе для бхакт. Он не интересуется посещением
лекций, ему нравится утром поспать... Таких людей не
нужно включать в программу для бхакт. Если его нельзя
изменить, пусть он перейдет под управление коменданта
храма, и тяжело трудится. Но если он неисправим, его
нельзя держать в храме вообще.

Ашвасена дас: Я думаю, мне придется просить так много вещей -
помещение для жилья, чтобы никто не вмешивался...

Ниранджана Свами: Ты также должен быть достаточно гибким в этих
вопросах. Не отправляйся обратно в настроении
готовности к бою и закатав рукава. Находясь в
С-Петербурге, нужно учитывать много требований, это
такая большая ятра... Там строится храм,
распространяются книги, ятра нуждается в деньгах для
строительства... Вот почему тебе необходимо быть членом
совета и иметь свой голос. И нужно высказывать свое
мнение, не воздерживайся. Особенно, если нужные условия
не будут предоставлены. Но при этом ты должен больше
думать о своем служении, а не об удобствах для самого
себя. Ты должен думать о новых преданных, и о том, в
чем они нуждаются. И тогда, когда эти вопросы будут уже
обсуждены, ты должен принять решение, которое вынесет
совет. Я не хочу, чтобы ты просто ставил окружающим
свои условия. Постепенно, когда все убедятся в
необходимости и полезности программ для бхакт, они
начнут ее поддерживать. Это всегда так бывает. Вначале
они не очень-то склонны помогать. Но когда они видят
молодых преданных с сияющими лицами, должным образом
обученных, очень послушных и смиренных, опытных и
готовых помочь самыми разными способами, тогда они
начнут понимать, откуда берутся эти новые послушные
преданные с сияющими лицами. Это займет какое-то время,
для того, чтобы окружающие поняли это. Нельзя от них
требовать этого. Нужно выразить все это, и если будет
необходимость, повторять, напоминать окружающим о
своих потребностях. И я уверен, что постепенно, со
временем, Кришна предоставит все необходимые условия.
Но не требуй ничего. Не говори так: "Если вы не дадите
мне то-то и то-то, то я не буду выполнять свое
служение". Это неправильное умонастроение. Но какие-то
минимальные условия у тебя должны быть. Это означает
одна комната, и отдельное помещение, где ты мог бы
встречаться с преданными. Это совершенно уместные
требования. И если они хотят чтобы ты занимался
программой для бхакт, то, по крайне мере, такие условия
у тебя должны быть. В противном случае ты не будешь
способен организовать программу для бхакт.

Ашвасена дас: А если не будет никаких возможностей найти помещение,
что мне делать?

Ниранджана Свами: Ты должен тогда спросить - что требуется для того,
чтобы все же получить необходимые условия. И узнать,
какие есть идеи относительно того, как получить эти
необходимые условия. Если они скажут: "Извини,
необходимых условий для тебя нет, и мы не уверены,
будут ли они в ближайшем будущем, может нам пока
придется обойтись без этого..." Тогда через Махашакти
сообщи об этом мне, и я найду тебе другое занятие.