ШРИМАД-БХАГАВАТАМ, 3.3.3.

самахута бхишмака-канйайа йе шрийах саварнена бубхушайаишам гандхарва-вриттйа мишатам сва-бхагам джахре падам мурдхни дадхат супарнах

Привлеченные красотой и достоинствами Рукмини, дочери царя Бхишмаки, многие великие цари и царевичи собрались на ее свадебную церемонию в надежде завоевать руку царевны. Однако Господь Кришна, ступая по головам собравшихся женихов, унес ее как добычу, по праву принадлежащую Ему, подобно Гаруде, который похитил нектар у полубогов.

КОММЕНТАРИЙ: Царевна Рукмини, дочь царя Бхишмаки, была так же привлекательна, как богатство, ибо по своим достоинствам и цвету кожи была подобна чистому золоту. Богиня богатства и процветания Лакшми принадлежит Верховному Господу, поэтому Рукмини на самом деле была предназначена в жены Господу Кришне. Однако, вопреки желанию царя Бхишмаки, который хотел, чтобы его дочь вышла за Кришну, старший брат Рукмини решил отдать ее замуж за Шишупалу. Рукмини просила Кришну вырвать ее из когтей Шишупалы, поэтому, когда Шишупала, намереваясь женитаься на Рукмини, явился вместе со своей свитой свататься к ней, на месте событий неожиданно для всех появился Кришна. Ступая по головам собравшихся там царевичей, Он пробился к Ркумини и унес ее, подобно Гаруде, похитившему нектар из рук полубогов. Обо всем этом будет подробно рассказано в Десятой песни "Шримад-Бхагаватам".

Здесь Уддхава описывает, как Рукмини, дочь Бхишмаки, была привлечена Господом Кришной. Здесь говорится, что Рукмини - сама Богиня процветания. Подобно тому, как у Верховного Господа есть полные экспансии, называемые Вишну-таттвой, также и у Шримати Радхарани есть экспансии, называемые Шакти-таттва. Все они - различные Богини процветания. Рукмини описывается как собственность Господа Кришны. Она исключительно привлекательна и цветом своей кожи и своими достоинствами подобно тому, как золото очень привлекательно и своим цветом, и своим достоинством. Она очень дорога Господу Кришне. Поэтому никто, вроде Шишупалы, не может забрать ее у Господа Кришны. Будучи Богиней процветания, она принадлежит Кришне. Хотя старший брат Рукмини очень хотел, чтобы она вышла замуж за Шишупалу, Рукмини этого не хотела. Даже ее отец не хотел этого. Просто Бхишмаки вынужден был считаться с желаниями своего сына потому, что любил его. На самом деле, он также хотел, чтобы Рукмини вышла замуж за Кришну. С того момента, как Рукмини услышала о славе Господа Кришны, она не могла ни на минуту забыть о Нем. Для ее свадьбы с Шишупалой было сделано огромное количество приготовлений. Рукмини знала, что таково намерение ее брата, но она не могла забыть о Кришне. Здесь рассказывается, что до этого времени Рукмини даже не видела Кришну. Она только слышала о Его удивительных достоинствах. И только услышав о Нем, она настолько была Им привлечена, что решила отправить письмо Господу Кришне. Она доверила одному брахману, чтобы тот доставил письмо Господу. Это письмо связано с играми Кришны как ранчор. Кришна получил это письмо в то время, когда Он сражался на поле битвы. И Он посчитал более разумным оставить поле битвы для того, чтобы Он мог ответить на послание Рукмини. Поэтому Кришну также называют "ранчор", т.е. Тот, кто оставил поле битвы. Обычно, если воин оставляет поле битвы, он считается потерявшим свою честь. Царь никогда не должен бежать с поля битвы. Но Кришна в этом случае оставил поле битвы, и поэтому Его прославляют как ранчор потому, что цель Его - ответить на письмо Рукмини - была гораздо важнее, чем участвовать в этой битве. Это еще один аспект нипостижимых игр Господа. Господь абсолютно независим. Ему нет нужды считаться с какими-то социальными обычаями. Если обычный царь убегает с поля битвы, он достоин осуждения. Но когда Кришна оставляет поле сражения, Его прославляют. Это не обычное прославление. Разумеется, Он убежал с поля битвы не из страха. Кришне нечего бояться. Он победил этого Джарасандху много-много раз. Если бы Джарасандха явился снова, Кришна мог бы еще раз победить его. Поэтому не могло быть и речи, что Он убежал из страха. У Господа была высшая цель. Он получил послание от брахмана. Рукмини написала Ему письмо, полное отчаяния. Она писала, что не может выйти замуж ни за кого, кроме Кришны. Она раскрывала Ему свой ум, рассказав, что Его качества и достоинства совершенно очаровали ее. Она писала, что ее брат Рукми собирается выдать ее замуж за Шишупалу, поэтому она просит, чтобы Он приехал и забрал ее. Именно поэтому Кришна должен был оставить поле сражения. Он должен был успеть прибыть на место, чтобы забрать Рукмини до свадьбы. Есть различные виды женитьбы. Обычно, согласно Ведическим правилам, свадьба устраивается родителями. Обязанности родителей невесты - найти для нее соответствующего жениха. Но есть и другие виды женитьбы. Есть женитьба ракшасов. Именно такой вид женитьбы выбрал Кришна. Это похищение невесты. Когда Рукмини была готова направиться в храм, и Шишупала уже ждал ее, на это самое место прибыл Кришна и похитил Рукмини в присутствии всех находившихся там принцев, царей и самого Шишупалы. Подобно тому, как Гаруда похитил нектар у полубогов прямо в их присутствии, так и Кришна похитил Рукмини. В книге "Кришна" ("Источнике вечного наслаждения") говорится, что это было подобно тому, как лев похищает добычу у шакалов. Шакалы собираются, готовые наброситься на оленя, но прямо посреди них появляется лев. Он забирает себе оленя. Аналогично, когда Кришна явился на это собрание и похитил Рукмини в присутствии всех принцев, они пытались Его остановить, но Господь Баларама заранее знал обо всех этих событиях и потому явился сюда с армией. Шишупал не достиг успеха. Он никоим образом не мог остановить Кришну, чтобы не дать Ему похитить Рукмини. Мы понимаем, что это потому, что Рукмини очень дорога Господу. Господь очень хотел похитить ее, чтобы удовлетворить Свое глубокое желание сердца. Описывается, что она была очень драгоценна. Цвет ее кожи был подобен золоту. Важно понять, что она была очень дорога Самому Господу. Для того, кто очень дорог Господу, подобно Рукмини, Господь сделает все, Он удовлетворит желания Своего преданного. То, что является очень большим достоинством... Что делает это достоинство? Каждый оценивает достоинство в рамках материального богатства. Но мы понимаем, что это качество, достояние, можно понять только в связи с отношениями с Кришной. Что делает преданного очень драгоценным? То, что он очень дорог Кришне. Именно Кришна делает все драгоценным. У материалистов совершенно искаженное представление о ценности. Они думают, что что-то очень ценно, если оно может увеличить стандарт их жизни, если это может удовлетворить их материальные потребности. То есть, чем более человек нуждается в чем-то, тем более это ценно. На Западе это обычно. Возможно, здесь тоже. Если вам требуется маленький шурупчик для какой-то машины, чтобы она пришла в действие, вам нужно купить его. Он, практически, стоит гроши. Но потому, что он очень нужен, и невозможно пользоваться без него оборудованием, приходится платить за него большие деньги. Иногда маленький шурупчик стоит 40-50 долларов. Люди, продающие его, знают, что невозможно пользоваться машиной без него. Что же говорить, если это единственные производители? Они знают, что вы вынуждены заплатить, иначе ваша многотысячедолларовая машина будет бесполезна. "Ну, ладно, 100 долларов". И вынуждены платить. Это очень важно. То есть, в материальном мире имеет ценность то, что очень нужно, что требуется. Чем более это нужно, тем более ценно. Но нужда в материальном мире касается только материального комфорта потому, что все это в конечном итоге имеет отношение к телу. Но есть нечто гораздо более ценное. Фактически, Господь создает все эти ценные объекты. У Него есть Свой стандарт ценностей. Он не касается Его нужд потому, что Господь ни в чем не нуждается. Кришна - атмарама, Он самоудовлетворен. Он не зависит от кого-либо еще для Своего удовлетворения. Он полностью удовлетворен Сам в Себе. Поэтому Его стандарт ценностей находится в отношениях с Его преданными. Не то, что Он нуждается в Своих преданных. Но Он хочет удовлетворить желания Своих преданных. Преданные Господа очень ценны для Него, очень дороги Ему. Поэтому не может быть и речи, чтобы назначить какую-то цену за преданных. Так нельзя делать. Как Господь может завоевать преданного? За какую цену? Господь очень расположен к Своим преданным. Он очень стремится удовлетворить желания преданного. Поэтому преданный становится очень дорогим для Господа. Точно так же, как здедсь описывается, что Рукмини деви была очень дорога Господу Кришне. Поскольку он Богиня удачи, она должна находиться все время с Кришной. Благодаря Кришне, Богиня удачи получает наслаждение. Так же, как все живые существа получают наслаждение от Кришны. Но если живое существо не хочет получать наслаждение от Кришны, оно пытается наслаждаться само по себе, независимо от Кришны, тогда оно хочет забрать себе Богиню процветания. Но это невозможно. Шишупала хотел жениться на Рукмини, но он не понял, насколько дорога Рукмини Господу. Поэтому он не мог жениться на ней. В итоге Господь достиг полного успеха, похитив Рукмини, поскольку никто не может вмешаться в желания Господа. Материалисты могут строить множество планов, пытаясь вмешаться в волю Господа. Но когда воля Господа явно проявляется, уже невозможно сделать никакие вмешательства. Для Кришны ничего не стоило похитить Рукмини. Для Него это была очень простая задача. Господу нет нужды прикладывать огромные усилия. Все, чего Он желает, становится реальностью. Поэтому здесь описываются Его игры, связанные с похищением Рукмини. Это прекрасные игры Господа, которые помогают преданному лучше понять Господа и оценить Его. Все игры Господа на самом деле служат этой цели. Преданные должны в себе развить любовь к Кришне. Именно эта любовь завоевывает внимание Кришны. Именно эта любовь, которую Кришна видит в преданном, делает преданного очень ценным для Господа. Любовь Рукмини была настолько совершенной. Будучи Богиней процветания, она не могла думать ни о ком другом, кроме Кришны. Она описывала это в своем письме. Она писала, что она всегда погружена в мысли о Господе. Даже в самый день свадьбы с Шишупалой, она думала все время о Кришне. Она думала: "Кришна не явился, чтобы похитить меня. Наверное, я совершила какое-то оскорбление. Поэтому моя жизнь пропала". Она постоянно думала о Кришне. И в конце концов она увидела брахмана, с которым отправила послание. Увидев брахмана, она поняла: "Очевидно, Кришна явился. Он заберет меня". Подобно Сите, увидевшей Ханумана. Ханман вручил Сите деви кольцо от Рамы. Она поняла, что это послание от Рамы, поскольку никто не мог иметь это кольцо, кроме посланца Рамы. Сита деви также Богина процветания. Равана пытался похитить Ситу деви у Господа Рамачандры. И тот же принцип и здесь. Только в данном случае это были игры Господа Рамачандры. Но исход тот же самый. Никто не может достичь успеха и забрать у Господа то, что Ему очень дорого. Никто не может. Поэтому Прабхупада подчеркивал, что не может быть и речи о материальных препятствиях движению сознания Кришны. Он говорил, что это движение санкиртаны Господа Чайтаньи Махапрабху очень дорого Самому Господу. Поэтому оно находится под защитой Господа. Материалисты могут пытаться вмешаться в развитие сознания Кришны. Но те преданные, которые постоянно зависят от Господа, постоянно наполнены мыслями о Господе, стремятся удовлетворить Его, они очень дороги Господу Кришне. И Кришна не может оставить их ни на мгновение. Преданные так дороги Господу, что завоевывают внимание Господа. Кришна говорит, что Он всегда в сердце преданного, и он в Его сердце. "Преданные не знают никого, кроме меня, и Я не знаю никого, кроме Моих преданных". Таким образом можно завоевать внимание Господа, будучи постоянно наполненным мыслями о Господе и полностью зависимым от Господа во всем. Тогда человек становится очень дорогим для Кришны, очень драгоценным для Кришны. Движение сознания Кришны исключительно дорого для Господа. Хотя материалисты пытаются воспрепятствовать развитию сознания Кришны, они могут попытаться забрать какое-то имущество преданных. Может, вы слышали, что процесс в США продолжался в течение 17 лет. Сейчас он, наконец, закончился. Материалисты очень-очень старались остановить движение сознания Кришны полностью. Преданных привели в суд и предъявили иск сознанию Кришны в 30 млн. долларов. Если бы такую сумму пришлось заплатить, то, практически, все движение бы закончилось. Суд присудил такую сумму. Но преданные продолжали сражаться, отстаивали свое право. Тогда сумма была уменьшена до 9 млн. долларов. Но преданные продолжают отстаивать свое право, чтобы уменьшить еще больше. По мере судебных заседаний различные обвинения отбрасывались одно за другим. Например, преданных обвиняли в "промывании мозгов", но суд признал, что это обвинение смехотворно и его отбросили. Поэтому популярность нашего движения увеличивается. Высший суд признал, что сознание Кришны не занимается ничем недостойным. Постепенно и другие обвинения были отброшены судом. Теперь остались записи, документы заседаний суда. Материалисты пытались остановить движение сознания Кришны, но в результате они только помогли нам укрепить сознание Кришны потому, что теперь, в результате судебных заседаний, все спорные моменты были устранены судом. Теперь у них даже не хватает денег, чтобы оплатить свои судебные расходы. И дело закончено. Разумеется, это было сражение в течение 17 лет, но это показало, что материалисты не могут ничего забрать у преданных. Были храмы, которые преданные рисковали потерять. В связи с этим судебным разбирательством банковский счет шести храмов был заморожен, т.е. нельзя было снимать деньги. Так пытались остановить деятельность движения. Но теперь дело закончено. И уже никто, видимо, не попытается делать то же самое. Безумно снова начинать то же самое. Если кто-то еще раз попытается начать то же самое, пусть они готовятся платить суду миллионы долларов потому, что преданные всегда готовы сражаться за Кришну. Это очень ясный пример того, что ... Здесь в комментарии Прабхупада пишет, что поскольку Рукмини была Богиней процветания, принадлежащей Господу Кришне, никто не мог отнять ее у Господа Кришны. Мы всегда должны стремиться к тому, чтобы сохранить имущество Господа. Пусть Господь делает с нами все, что захочет. Если кто-то является владельцем чего-то, он может делать со своим имущество все, что угодно. Аналогично этому, преданный думает: "Кришна, Ты можешь делать со мной все, что угодно. Я Твой. Ты можешь грубо обнять меня или разбить мое сердце, не являясь передо мной. Но Ты всегда останешься моим обожаемым Господом без всяких условий". Вот в этом любовь. Именно это завоевывает расположение и любовь Господа. Именно это Господь считает очень ценным. Величайшей ценностью является любовь, которую преданный имеет к Господу. Мы должны понять именно этот стандарт ценности, понять, что действительно является самым ценным. Не путать наш стандарт ценностей с материалистическими потребностями. Преданный понимает, что если исполнены все его духовные потребности, то и материальные будут исполнены автоматически. Именно это имеет величайшую ценность. И он не теряет это из виду.

Вопрос. Очень часто говорят, что в Америке трудно нести преданное служение в сознании Кришны. Совсем недавно Махарадж имел беседу со многими жителями Америки индийского общества. Многие жители Индии отправляются в Америку с большими ожиданиями. Они оставляют свою культуру, чтобы найти что-то лучшее в Америке потому, что там имеются материальные богатства. Это становится их богом. Они отворачиваются от Кришны в пользу материального богатства. В Ведической культуре все знают о Кришне. Самый простой человек на улице в Индии знает о душе. Но, к сожалению, эти люди отворачиваются от Кришны. Они отворачиваются от духовного знания о душе, пытаясь удовлетворить свои нужды мирским богатством. Махарадж говорил со этими людьми, и многие из них говорят, что они уже не так привлекаются Америкой. На той неделе Махарадж говорил с одним индусом - врачом-исследователем. Он жил раньше в маленьком городке недалеко от Вриндавана. У него вырос там ребенок. Он сам ходил в школу поблизости. Затем в Индии он учился в университете, и после этого как врач-исследователь он поехал в Америку. У него и его жены были великие надежды. Они были коллегами, работали в одном из самых больших институтов Америки - Гарвардском университете в Бостоне. Они получили за свои исследования миллионы долларов. И затем, примерно около двух лет назад, они решили выяснить на счет храма. Они стали регулярно приходить в храм, как правило, на воскресный пир. Познакомились с преданными и начали читать книги Шрилы Прабхупады. Примерно через год все их восприятие стало изменяться. Он стал понимать всю тщетность и бесполезность материалистического образа жизни. Он понял, что он приехал в Америку с единственной надеждой на материальное процветание. И вот неделю назад он упаковал свои вещи и отправился обратно во Вриндаван. (Махарадж смеется) Вместе с ним две его дочери. Они собираются жить в храме во Вриндаване. Вот пример, который можно здесь привести. Он иллюстрирует тот момент, который я хочу разъяснить. У людей существует огромное стремление продвигаться материально. С одной стороны вас толкают вверх к материальному богатству, а с другой - тащат вниз. Если вы сопротивляетесь этим толчкам, вам очень трудно выжить. Каждый начинает думать, что он должен материально продвигаться, чтобы выжить в этой борьбе. И это сознание преобладает по всему Западу. Каждого, кто попал в эту систему, тащат в этом направлении. Это ведет его к безбожию, что, якобы, экономическое развитие - самая важная вещь. Там очень высокий уровень жизни. И каждый смотрит и думает: "Я могу ведь то же самое!" На Западе столько миллионеров. У людей столько денег. Они не знают, что с ними делать. Они тратят много сил и времени, думая, как использовать деньги. ... У людей совершенно переполняется голова в магазинах. Они не знают, куда смотреть. "Столько вещей! Я не могу без этого жить!" Каждый день по телевизору показывают все новые и новые рекламные ролики, новые и новые вещи рекламируются. И эти материальные желание непрерывно текут. Они подобны маленькой искре, которая раздувается в большое пламя. На Западе все эти материальные желания постоянно раздуваются. "Вы это можете! Вы можете стать миллионером! Вы можете все это купить! Вы можете наполнить свой дом всеми этими бессмысленными вещами!" Такое сознание преобладает в США. Каждый думает: "Да! Это то, что нужно!". Нет времени на духовную жизнь. Если вы не трудитесь как осел, вы не можете выжить. Это происходит сейчас с людьми. Это одна из величайших проблем на Западе. Много есть бездомных людей по всем Соединенным Штатам. Это большая проблема. Экономика сейчас меняется. Люди не могут заработать достаточно денег. У них искусственные потребности. Они теряют свою работу, строят свою жизнь на такой искусственный манер: "Я хочу заработать много денег". И они занимают эти деньги в банках. Банки соглашаются: "Пожалуйста, пожалуйста, берите деньги. Я прошу с вам только 10% налога и все". Банки так зарабатывают деньги. Человек покупает себе машину, покупает дом, мотоцикл, лодку. Покупает все в кредит. Он думает: "У меня хорошая работа. Я буду миллионером". Все люди живут такой изощренной жизнью. Все это они покупают в кредит и в результате теряют работу. И тогда банк в уплату долга забирает у них дом, машину, мотоцикл... И люди остаются на улице. У них нет даже дома. Банки забирают у них все, одно за другим. В любом большом городе США вы увидите тысячи людей на улице. Вместе с ними сумочки на колесах, где у них все имущество. Это единственное, что не забрал у них банк. Они живут на улице и не могут найти работу. Это происходит в США. Это жуткое положение. Но каждый думает: "О, я буду миллионером!" На самом деле, на Западе очень трудные времена из-за этого сознания, которое там преобладает. Все очень обеспокоены. Вторая проблема в Америке - депрессия, так как люди надеялись заработать много денег и в результате все потеряли. Вместо того, чтобы встать на путь духовной жизни, они до сих пор думают, как продвигаться материально. Лидеры общества дают ложные обещания, что они создадут новую работу, чтобы они снова смогли заработать деньги. Такова была компания последнего избранного президента США. Он и был потому избран, что обещал людям создать множество рабочих мест. Все были счастливы. "О, он спасет нас. Мы все снова найдем работу, мы снова станем миллионерами! Мы исполним все свои мечты". Все люди так думают. Но это опять кончается ничем. Разочарованием. Не отправляйтесь на Запад, чтобы искать материальное богатство. Каждый, кто отправляется на Запад, думает, что там он сможет продвигать свое сознание Кришны. Такая мысль - безумие. Перед этим ему нужно зайти к психиатру и проверить себя. Я могу это сказать потому, что я очень много времени проповедовал в Америке. Поэтому я видел, какое там сознание. Внешне выглядит как хорошее, но на самом деле очень опасное. Но я могу рассказать вам кое-что хорошее о проповеди в Америке. Преданные, которые там живут, думают, между прочим, приехать сюда. (смех) Почти каждый день какой-нибудь преданный звонит Махараджу и говорит: "Как насчет поездки в Россию?" Несколько дней назад звонил отец Амриты Нанды. Он хотел узнать, а почему опасно приезжать в Америку? Разумеется, там прекрасно проходит Ратха-Ятра. Недавно у нас была Ратха-Ятра в Бостоне, на прошлой неделе. Эти фестивали проходят в Америке с большим великолепием. Их посещает огромное количество людей. Мы говорили о материализме в Америке. Но все же преданные находят все больше и больше людей, которые стремятся к духовным ценностям. Они уже полностью разочарованы в Америке, и все новые и новые группы появляются на поверхности. Некоторые очень радикальны. Есть группа молодежи, которая очень радикально настроена. Она называется "Стрейд Эйдж" - "острый край". Условное название. Они сейчас очень популярны в Америке. У них своя философия. Она основана на отвержении материализма. Они отказываются от наркотиков, от незаконного секса, они почти следуют регулирующим принципам. Они видят, насколько распространены наркотики, незаконный секс, насколько это губит людей. Они собираются в больших городах, устраивают концерты. Их музыкальные лидеры поют песни о том, что они отвергают материалистические ценности. Некоторые наиболее известные музыканты становятся преданными. Некоторые из них уже начали петь песни на стихи Бхактивиноды Тхакура. Там есть слова Шрилы Прабхупады и т.д. На концерты приходят сотни молодых людей, и они читают и поют почти всю Бхагавад-гиту. Они понимают, что им недостает хотя бы немного сознания Кришны. Многие из них становятся преданными. Они отвергают материализм. Сознание Кришны предлагает философию, которая также отвергает материалистический образ жизни. Они приходят на все наши праздники, начинают воспевать Харе Кришна. Это становится могучим движением внутри движения. Они выходят, обращаются к разным людям и дают им святое имя Господа. Поэтому еще не все потеряно. Дело идет. Книги распространяются. Многие из этих людей, по сути, уже преданные. Это одно из следствий грубых материальных наслаждений в этой системе: дхарма, артха, кама и мокша. Благодаря экономическому развитию, люди наслаждаются грубыми чувственными наслаждениями, и у них появляется отвращение к этому. И мы предлагаем им истинное освобождение. Это святое имя Господа.

Шрила Прабхупада ки - джай! Шрила Ниранджана Свами ки - джай!