Ниранджана Свами "Нектар наставлений", текст 2, часть 2 06.05.94. Киев.

...Мы продолжаем читать то, что мы читали вчера вечером. Итак, вчера мы читали стих, в котором говорится о шести препятствиях в преданном служении. И мы продолжаем обсуждать эти препятствия. Мы будем читать о четырех оставшихся препятствиях.

Вчера мы обсуждали 2 препятствия: накапливать больше, чем необходимо и стремиться к материальным вещам, которые очень трудно достичь. И мы обсуждали конкретно то, каким образом это влияет на сознание человека для того, чтобы избежать такого сознания.

Третий пункт - это говорить без необходимости на мирские темы. И мы будем продолжать читать комментарий, связанный с этим пунктом. На самом деле, мы не закончили еще читать о приложении слишком больших усилий ради мирских целей. Мы только начали, поэтому сначала мы закончим с этим:

КОММЕНТАРИЙ "Смысл жизни человека в том, чтобы постичь Бога, и развитый интеллект дан человеку именно для этого. Тому, кто верит, что человек наделен разумом, чтобы подняться на более высокую ступень развития, необходимо следовать наставлениям ведических писаний. Получая такие наставления от высших авторитетов, человек обретает совершенное знание и постигает истинный смысл жизни.

В "Шримад-Бхагаватам" (1.2.9) Шри Сута Госвами объясняет в чем состоит истинная дхарма человека:

дхармасйя хй апаваргйасйя нартхо 'ртхайопакалпате нартхасйя дхармаикантасйа камо лабхайа хи смртах

"Выполнение любой предписанной деятельности не преследует иной цели кроме достижения окончательного освобождения. Ею ни в коем случае не следует заниматься ради материальной выгоды. Более того, тот, кто занимается таким высшем служением, не должен использовать материальные достижения для более изощренного удовлетворения своих чувств".

Первый шаг на пути к цивилизованному обществу состоит в исполнении обязанностей, предписанных шастрами . Свой развитый интеллект человек должен использовать для того, чтобы понять, в чем заключаются его основные обязанности (дхарма). В человеческом обществе существуют различные формы религии - индуизм, христианство, иудаизм, буддизм, ислам и т.д., поскольку люди, не имеющие религии, ничем не отличаются от животных."

ЛЕКЦИЯ. Итак, мы затронули этот вопрос вчера вечером в связи с одной темой, которая обсуждалась. Это был вопрос по поводу того как понять свои обязанности. И говорится, что в первую очередь человек должен выполнять свои обязанности в соответствии с предписаниями шастр. И вчера вечером мы говорили о том, что существуют разные обязанности - те, которые описаны в шастрах и те, которые даются духовным учителем. Естественно, нет никаких противоречий между ними. Но когда человек читает шастры о различных обязанностях, которые он должен выполнять в соответствии со своим положением и следовать системе принятия высшего авторитета, это, как говорит Прабхупада, есть первый шаг к человеческой цивилизации, то есть принятие какой-то высшей власти. "Высшая", конечно, это слово очень относительно, потому что есть столько видов власти в этом мире, и живое существо находится под их властью в форме семейных, социальных обязанностей, и мы принимаем эти обязанности как определенную власть над нами. И иногда, если мы захотим исследовать глубже действия человека, мы можем обнаружить, что мотивом его поведения является какой-то долг перед кем-либо. И, хотя этот человек может принимать бессознательно эти авторитеты в своей жизни, но, несмотря на то, что он это делает бессознательно, тем неменее, это авторитет. Муж, например, может иметь мотив работать для всей семьи, а жена и дети имеют определенные желания, которые они хотят, чтобы были осуществлены мужем и отцом, и его это может очень сильно побуждать выполнить их желание. И таким образом, он принимает их как власть, потому что они контролируют его конкретное поведение. Это один из примеров того, что, на самом деле, живое существо является слугой, что является основным принципом нашей философии, что дхарма живого существа - служить. И поэтому мы служим очень многим. И первый шаг к человеческой цивилизации состоит в том, чтобы направлять свою жизнь в соответствии с указанием высших авторитетов, которые имеют Божественную природу, и, в конечном счете, которые исходят от Кришны. А Ведические писания, в конечном счете, исходят от Господа, и эти Ведические писания передаются по ученической преемственности. И, если человек слушает эти наставления Ведической литературы и начинает строить свою жизнь в первую очередь на основе этих предписаний, и устанавливать отношения со своей семьей, со своими друзьями и с обществом на основе этого, на основе этих высших наставлений, то это можно назвать первым шагом к человеческой цивилизации, то есть к арийской цивилизации, которая построена на принципах морали, которая дается в писаниях. Это может и не быть полностью трансцендентным, но это первый шаг, это начало.

В ведической цивилизации существует несколько шагов, посредством которых человек достигает цели жизни. Например, существует 10 самскар, которые начинаются с самого рождения, с момента зачатия живого существа, это первая самскара. Затем само рождение и различные другие вещи, которые совершаются когда ребенок растет. Одна из самскар - это когда ребенку предлагают выбрать между монетами и "Бхагаватам", чтобы определить его будующие наклонности, потом церемония обрезания волос, потом самскара начала образования в школе, обучения в школе и потом непосредственно инициация у подлинного духовного учителя, которая считается вторым рождением. И долг каждого живого существа - прийти на эту платформу. В ведической культуре все эти самскары совершаются как очистительные процессы, в этом смысл слова "самскара" - это метод очищения для того, чтобы постепенно возвыситься. И когда живое существо в конечном счете приходит к принятию истинного духовного учителя, когда человек обучен соответствующим образом и получает от него инициацию, это считается вторым рождением, это момент, с которого, в действительности, начинается духовная жизнь, и человек может прийти на трансцендентный уровень, благодаря соответствующему обучению и передаче знаний. В этом состоит человеческая цивилизация. Она состоит в постепенном очищении и возвышении.

В современном обществе мы видим, что такой цивилизации не существует, потому что большинство жизненных ценностей лишены религиозных принципов, и они не предназначены для очищения, а предназначены для чувственного наслаждения. Это мы обсуждали вчера, когда говорили, что обязанности должны выполняться не для чувсвенного удовлетворения. Они должны выполняться, в конечном счете, для освобождения. И в другом стихе Первой песни "Шримад-Бхагаватам" говорится, что

камасйа нендрийа-притир лабхо дживета йавата дживасйа таттва джиджнаса нартхо йаш чеха кармабхих

"желания человеак не должны быть направлены на удовлетворение чувств", человек должен стремиться жить только потому, что человеческая жизнь дает ему возможность узнать об Абсолюте, и это должно быть целью всей деятельности. Когда человеческое общество лишено религиозных ценностей, мы понимаем, что оно становится очень деградировавшим, поэтому, по крайней мере, человек должен сделать этот первый шаг. И это делается путем принятия высших авторитетов, то есть писаний. Поэтому Прабхупада говорит, что существуют различные представления, как, например, индуизм, христианство и т.д., потому что без религии человеческое общество не лучше общества животных. Итак, мы продолжаем:

ПРОДОЛЖЕНИЕ КОММЕНТАРИЯ: "Как мы уже говорили (дхармасйа хй апаваргасйа нартхо 'ртхайопакалпате), назначение религии не в том, чтобы накормить человека хлебом, а в том, чтобы принести ему освобождение. Время от времени люди создают так называемые религиозные учения, пытаясь с их помощью добиться материального прогресса, однако это не имеет ничего общего с целью истинной дхармы. Религия должна приводить к постижению законов Бога, потому что должным образом соблюдая их, мы в конце концов сможем вырваться из материального плена. Таково истинное назначение религии. К сожалению, люди, движимые чрезмерным желанием материального процветания (атйахара), смотрят на религию как на способ достичь материального благополучия. Однако истинная религия учит людей довольствоваться необходимым минимумом и в то же время развивать сознание Кришны. Определенный уровень экономического благосостояния необходим, однако истинная религия ограничивает его рамками насущных потребностей материального существования. Дживасйа таттва-джиджнаса: истинная цель человеческой жизни - вопрошать об Абсолютной Истине. Если наши усилия (прайасйа) не направлены на то, чтобы вопрошать об Абсолютной Истине, мы прилагаем все больше и больше усилий к тому, чтобы удовлетворять свои искуственные потребности. Идущий по духовному пути не должен тратить свои силы на достижение мирских целей"

ЛЕКЦИЯ. Итак, мы вчера уже говорили очень подробно об опасности чрезмерных усилий, и о том, что истинная религия убеждает людей быть удовлетворенными самым необходимым, но в то же время культивировать сознание Кришны. Конечно, это чрезвычайно важно - цель жизни не только в том, чтобы жить просто, это не цель сама по себе. Животные живут очень просто. Итак, жить просто, это еще не конечная цель. Цель простой жизни состоит в том, чтобы не прилагать ненужных усилий, направленных на достижение каких-то материальных целей для того, чтобы культивировать Сознание Кришны. И здесь может начаться конфликт, особенно в материалистическом обществе, потому что такая мысль является революционной и непродуктивной. То есть считается, что лучшее использование времени - это использовать все его для экономического развития. И, если материалистическое общество может вдохновить своих труженников тяжело трудиться ради чувственного наслаждения, пропагандируя всевозможные идеи наслаждения, то все будут тяжело трудиться, чтобы достичь этих целей и думать, что именно таким образом общество будет прогрессировать. Если все тяжело трудятся и производят что-то, то такое общество является самым прогрессивным. И обычно общество оценивается по уровню производства. Это называется что-то типа "валовый национальный продукт", то есть то, что производит общество. И все эти общества сравниваются на основе их уровня производства, и лучшее общество - то, в котором самая большая производительность. Это - продвижение. И когда члены общества начинают думать о простой жизни и возвышенном мышлении, это очень революционная мысль, это подрывает сам принцип материалистического общества, это контр-революция.

В Первой песне "Бхагаватам" говорится, что "Шримад-Бхагаватам" предназначен для того, чтобы произвести революцию в неблагочестивой жизни сбитой с толку цивилизации. Это в Первой песне "Шримад-Бхагаватам", где объясняется сам принцип "Шримад-Бхагаватам". Там говорится, что назначение "Шримад-Бхагаватам" - произвести революцию в неблагочестивой жизни общества. Это очень глубокое утверждение, потому что очень много неблагочестивых вещей происходит из-за материализма, из-за того, что люди очень хотят накапливать материальные блага. Это связано с четырьмя опорами греховной жизни, и именно это побуждает людей работать очень тяжело, огромные деньги тратятся на чувсвенные наслаждения, особенно в области половой жизни, мясоедения и интоксикаций. Посмотите, сколько денег тратится на интоксикации. Может быть вы этого не осознаете, но количество денег, которые тратятся на интоксикации по всему миру... Практически вся коррупция в мире сосредоточена вокруг наркотиков. В Америке 80% убийств связано с наркотиками, большие драки наркоманов, разборки. То есть кого-то разоблачают, он боится, что его поймают и он убивает всех остальных. Огромное количество преступлений и коррупции связано с наркотиками. Азартные игры. На Западе очень сильная дурная привычка, самые богатые люди на Западе зарабатывают деньги на азартных играх, например Дональд Тронк, он мультимиллардер (но его, наверное, здесь никто не знает), он сделал свои деньги на том, что открывал казино. И это происходит повсюду, во всем мире, все это основано на этих опорах греховной жизни.

Итак, суть в том, что человеческое общество, которое трудится ради чувсвенного наслаждения, разоблачается этим революционным представлением, т.к. послание "Бхагаватам" - жить очень просто, а не работать как ослы, то есть трудиться ради самого необходимого и развивать такое высшее мышление как сознание Бога, что является истинной целью человеческой жизни. И когда людям предлагают жить ради такого развития, лидеры-материалисты не принимают этого, потому что это создает "непродуктивных" членов общества в их представлении. И они думают: "Это непродуктивные члены, раз они не работают как ослы ради чувсвенного наслаждения и не разделяют тех же целей, что и мы." Во Второй песни "Шримад-Бхагаватам" говорится, что люди, подобные свиньям, собакам, верблюдам и ослам восхваляют тех, кто никогда не прославляет Кришну как Верховную личность Бога, то есть там говорится, что люди, которые подобны свиньям, собакам, верблюдам и ослам, прославляют тех, кто являестя лучшими свиньями, лучшими собаками, лучшими верблюдами и лучшими ослами. Им нравятся такие люди и они прославляют их, потому что те люди вдохновляют их трудиться для того, чтобы стать лучшими свиньями, собаками, верблюдами и ослами. И они их ставят лидерами общества, то есть "лучший среди свиней", или "лучший среди собак", ослов или верблюдов. Прахлада Махарадж сказал своему отцу: "О, лучший из демонов", он сказал ему: "Ты лучший из всех демонов". Потому что Прахлада Махарадж родился в семье демонов, дайтий. Конечно, мы знаем, что Прахлада Махарадж был белой вороной, то есть он отклонился от курса этой семьи, он находился в чистом сознании Бога, и он обращался к своему отцу как к "лучшему среди демонов", потому что Хираньякашипу несомненно был лучшим, никто не мог сравниться с ним, поэтому он был таким могущественным. И то же самое происходит в обществе материалистов - люди прославляют лучших из животных, поклоняются им и стараются удовлетворить их для того, чтобы получить какие-то блага. Именно таких людей они выбирают своими лидерами.

И, конечно, человеческое общество, руководимое животными, не может совершить какого-то продвижения, и такие материалисты не любят когда время тратится для того, чтобы обсуждать вещи, связанные с Кришной. "Лучше использовать время, - они думают, - если посетить какую-то встречу своей организации какой-то и обсудить истинные проблемы. И все это искуственно." Такие обсуждения, которые мы ведем сейчас, например, кажутся искуственными в глазах материалистов, то есть всех учат быть "непродуктивными". И поэтому человеческому обществу нужны очень продуктивные люди, которые будут эффективно проповедовать трансцендентное знание, поскольку мы живем в цивилизации, сбитой с толку. И для того, чтобы начать революцию, нужно сначала дать направление обществу. Мы не должны быть непродуктивными членами общества. На самом деле, мы должны быть самыми продуктивными членами, потому что обязанность тах, кто знаком с ведической мудростью - обучать человеческое общество истинным целям жизни. Мы не должны быть праздными паразитами, просто живущими за счет труда других. Вайшнавы должны быть высшими благотворителями общества. Это не означает, что они должны просто сидеть и обсуждать темы, связанные с Господом и думать только о своем продвижении в духовной жизни. Вайшнав - это тот, кто думает о благе всего общества, это и есть вайшнав. Мы говорили во время фестиваля после марафона Прабхупады об одном стихе, где Прахлада Махарадж говорит о людях, которые уходят в лес, чтобы принять обет молчания. Прахлад Махарадж говорит, что есть много святых, которые просто идут в лес, чтобы принять обет молчания - мауну, или практиковать йогу, они не хотят идти в города, и он говорит: "Мне не нравятся такие люди, потому что я всегда думаю как приподнести это знание для блага других." И он не думает о своем освобождении в отдельности от освобождения всех остальных. Это вайшнав, святой. Тот, кто всегда думает о благе других, может не быть оценен человеческим обществом, но такие люди требуются, иначе это будет сбитая с толку цивилизация, цивилизация прославляемых собак, свиней, верблюдов и ослов. Поэтому истинная религия говорит людям быть удовлетворенным самым необходимым и культивировать сознание Кришны. Итак, все это связано с атьяхарой - стремлением к вещам, которые очень трудно получить, это одно из главных препятствий, которое обсуждалось вчера. Это препятствие не только в нашей жизни. Мы видим, что мы сталкиваемся с этими препятствиями и в нашей проповеди также. Очень большое сопротивление мы испытываем из-за этого - люди не могут слушать трансцендентное послание "Бхагаватам". Итак, продолжаем чтение:

ПРОДОЛЖЕНИЕ КОММЕНТАРИЯ: "Другим препятствием на пути духовного развития является праджалпа, ненужные разговоры. Стоит нам встретить кого-то из друзей, как мы тотчас принимаемся болтать, напоминая квакающих лягушек. Если нам необходимо говорить, то говорить следует о сознании Кришны. Те, кто не участвует в движении сознания Кришны, прочитывают кипы газет, журналов и книг, решают кроссворды и занимаются множеством других бессмысленных вещей. Таким образом люди только напрасно тратят свое драгоценное время и энергию. На Западе пожилые люди, уйдя на пенсию, играют в карты, ловят рыбу, смотрят телевизор и ведут бессмысленные споры о политике. Эти и подобные им пустые занятия относятся к категории праджалпы. Разумному человеку, стремящемуся обрести сознание Кришны, не следует заниматься такого рода деятельностью"

ЛЕКЦИЯ. Итак, это список пунктов категории праджалпы - то, каким образом люди занимают свое сознание множеством ненужных мыслей, занимаясь любыми вещами для того, чтобы избежать сознания Кришны. Таким образом человек хочет избежать проблем в жизни, занимаясь такими беседами и такими делами....

Тут говорится о людях, которые ушли на пенсию. В то время, когда они должны сосредоточить все свое сознание чтобы думать о Кришне, что они делают? В ведической цивилизации человек готовит себя к смерти и на определенном этапе старости должен оставить все связи с материальным, принять отреченный образ жизни и отречься от всего материального, чтобы усилить свое сознание Кришны и посвятить себя исключительно служению Господу и подготовить себя к выполнению истинной цели человеческой жизни. В Первой песни "Шримад-Бхагаватам" есть беседа между Дхритараштрой и Видурой. Дхритараштра был очень старый и тем неменее он жил за счет членов своей семьи, и он зависел от комфорта. И Видура пришел чтобы встряхнуть его и сказать ему, что его жизнь закончится очень быстро, и он должен что-то сделать чтобы подготовиться к смерти. И люди погружаются в конце жизни в такую материалистическую деятельность - смотрят телевизор, многие занимаются спортом. Я лично был свидетелем этого, я видел стариков, чьим умом настолько завладела эта идея - спорт, кто победит в баскетбол, в футбол. Они все время занимаются каким-нибудь спортом и только об этом и говорят, и они так устраивают, что в любой сезон они занимаются этим спортом, у них есть спорт для любого сезона, чтобы они погрузились полностью, 24 часа в сутки в сознание спорта. Они не хотят терять ни одной недели в году. Как только заканчивается сезон футбола, начинается баскетбол, потом бейсбол - один за другим. И все их сознание погружено в это. Так же, как Прабхупада говорит, они говорят о социально-политических различных вещах, жалуются на политических лидеров, или прославляют политических лидеров... Бесполезные, праздные разговоры, которые ничего все равно не изменят в жизни. И тем неменее, люди постоянно занимаются этим, играют в карты, ловят рыбу, смотрят теливизор.

Сейчас на Западе телевизор - это как божество: в каждом доме есть алтарь, каждое утро они встают и проводят арати дистанционным пультом, звонят в колокольчик, чтобы жена принесла пищу, потому что они не могут упустить ни мгновения, и так целый день. Пару лет назад я читал одну статистику - большинство детей в Америке выростают на семи-десяти часах телевизора в день. А представтьте себе что там по телевизору? Что они смотрят? К чему они себя готовят в будущем? Сейчас это просто секс и насилие, это то, что все любят смотреть. Дети тоже это смотрят. И все будущее запрограммированно таким образом. Столько времени тратится на то, чтобы смотреть телевизор, для того, чтобы человек забыл о реальности и жил в мире иллюзий. И в действительности, сейчас они сталкиваются с множеством проблем, потому что большинство детских убийств сейчас связано с телевидением. В Америке это сейчас самая большая социальная проблема - дети 6-9 лет носят оружие, убивают своих одноклассников и учителей. Никто больше не хочет быть учителем на Западе, это слишком рисковано. Учителя боятся ругать детей, потому что после урока их могут застрелить. Это серьезно. В сентябре прошлого года я читал в одной статистике, что за последние 3 года в США каждый месяц 2-3 убийства совершаются детьми меньше 10 лет, которые убивают или одноклассников, или учителя. Каждый месяц. То есть, там приводится статистика за каждый месяц. И это происходит потому, что дети смотрят это по телевизору. Не только это, но и между собой эти дети совершают ужасные действия. Таково продвижение, таково будущее этого продвинутого общества. И все говорят об этом, люди жалуются на преступность и коррупцию, но, поскольку преступность и секс - это большие деньги, они не могут это прекратить. Они пытаются это остановить, но не могут. В прошлом году была попытка прекратить выпуск фильмов подобного рода, но они проиграли, им не удалось остановить это. Это один из признаков Кали-юги, которые описаны в Двенадцатой песне "Шримад-Бхагаватам" - "прав сильный". У кого больше денег, тот и покупает правосудие. И, поскольку киноиндустрия является одной из самых прибыльных, их нельзя остановить, и поэтому все это будет продолжаться, это невозможно остановить.

В прошлом году был один фильм: маленькие дети ложились на скоростную магистраль, чтобы проверить свою смелость, доблесть, и это показывали в кино. Они ложились прямо вдоль, по середине дороги, ночью, чтобы посмотреть заденет их машина или нет. И на следующую неделю некоторые дети, посмотрев этот фильм, пошли на эту скоростную трассу, чтобы попробовать, и они все погибли. И люди стали жаловаться: "Почему вы показываете такие фильмы", была очень большая борьба, чтобы прекратить все это, но ничего не получилось. Это слишком могущественные люди, потому что люди хотят видеть преступность и секс по телевидению. То есть когда кого-то действительно убивают, они говорят: "Нет, мы не хотим этого", но, поскольку каждый поглощен тем, чтобы тратить все свое время, смотря эти бессмысленные вещи, они не могут этого остановить. То есть, они дают людям то, чего те хотят. Вместо того, чтобы сидеть дома и читать "Шримад-Бхагаватам", слушать об играх Господа Кришны, они идут в кино или включают телевизор и смотрят преступления и секс. То есть, они платят цену, высокую цену... И все это есть признаки Кали-юги, все это входит в категорию праджалпы. То есть, они заполняют свое сознание чем угодно, кроме того, что действительно благоприятно. Такова опасность праджалпы. Это некоторые самые яркие примеры.

Конечно, мы можем также связать праджалпу с нами самими как с преданными, что мы должны избегать тратить свое время на бесполезные беседы. Скрее человек должен использовать свое время: "айа харати...." "Восход и заход солнца уменьшают продолжительность жизни всех, кроме тех, кто использует ее для обсуждения всеблагой личности Бога", и поэтому мы должны быть очень осторожны относительно этого большого препятствия в духовной жизни - праджалпы, то есть занятий бессмысленными беседами или слушанием бессмысленных рассказов. И мы должны быть очень внимательны, чтобы не начинать бессмысленные разговоры, которые подобны кваканию лягушек, как только мы встречаемся с друзьями. Мы должны прилагать усилия для того, чтобы все наши беседы были связаны с сознаниам Кришны, чтобы подготовить наше сознание к первостепенной цели человеческой жизни - возвращению обратно к Богу.

На этом остановимся. Несколько вопросов.

- Иногда бывает так, что кто-либо из преданных говорит на темы, не связанные с сознанием Кришны. Каким образом мы должны вести себя в данной ситуации, чтобы не обидеть его?

Часто преданные оказываются в такой ситуации. И если они говорят: "Прабху, не занимайтесь праджалпой", то тот преданный чувствует себя оскорбленным. Иногда он может даже начать обороняться, и может сказать: "Это на праджалпа, это связано с Кришной, дайте мне закончить речь и тогда вы поймете как это связано с Кришной". И поэтому мы должны быть очень осторожны. Конечно, могут быть какие-нибудь темы, которые не связаны непосредственно с Кришной, но преданный очень искусен, и в его действиях есть только одна цель, и эта цель - удовлетворить гуру и Кришну и стать сознающим Кришну. И, как мы знаем, например, слава "Шримад-Бхагаватам" состоит в том, что там все связано с Кришной, но иногда, если взять какие-то отдельные места, то может показаться, что они не связаны с Кришной, поэтому нужно видеть это все в контексте. Например, там есть описание этих небесных женщин, и тогда может возникнуть вопрос: какое отношение это имеет к "Бхагаватам"? Но Шукадева Госвами очень искусен и он показывает как это все связано с Кришной, и поэтому преданный должен быть очень искусен, чтобы связать все, что он говорит и все, что он слышит с Кришной и служением Ему. И если преданные обсуждают что-то похожее на праджалпу, мы должны быть очень искусны и связать это с Кришной. Это требует практики и техники, но таким образом мы можем развивать свой разум, чтобы связывать это все надлежащим образом с Кришной. И если мы делаем это, то это самое лучшее, что можно придумать, чтобы вернуть эту беседу к Кришне. Но, если человек не меняется, то нас никто не заставляет там оставаться. Мы можем посмотреть на часы и сказать: "О, мне пора на распространение книг", и это тоже достаточно ясно. Мы не можем тратить свое время, преданный не интересуется тем, чтобы тратить время. И если мы стоим и тратим время на пустые разговоры, то мы должны посмотреть на часы и подумать: "Где я сейчас должен быть, и где я сейчас должен заниматься служением Кришне?", и тогда нужно эту ситуацию изменить. Еще вопросы.

- Что делать, если служение, которое выполняет преданный непосредственно связано с чтением газет и с какими-то контактами на телевидении?

Ясно, что если это служение, то это нужно связать со служением Кришне. Например, если нам нужно читать газеты для того, чтобы опровергнуть какую-то статью, скажем, или быть в курсе каких-то событий, мы можем связать это со служением Кришне. Как вы думаете, откуда я взял всю эту статистику, которую я приводил сегодня? Другими словами, я не сидел и целыми днями не читал газеты, я не использую время таким образом, но иногда я отбираю такие вещи, которые полезны в проповеди. То есть, если я вижу, что есть что-то, что можно использовать, я беру это, и я использую это в лекциях, потому что это действительно происходит во всм мире. Но для этого нужно 10 минут, раз в неделю, чтобы просто посмотреть что там происходит в мире. Обычно даже нет необходимости читать всю статью, обычно все что нужно можно узнать из заголовка и подзаголовка, поэтому нет необходимости тратить время, потому что там одно и то же - пережевывание жеванного. Поэтому мы не должны использовать это как оправдание для того, чтобы читать все время газеты и смотреть телевизор. То есть мы должны понять каково наше служение на самом деле и использовать это для служения. Чтобы сэкономить время, я просил людей, которые больше читают газеты, просто выбрать что-то для меня и дать это мне, когда я вернусь обратно. И поэтому мне нет необходимости рыться в этих газетах.

- Что делать, когда преданные начинают прославлять друг друга, например: "Ты такой продвинутый" - "А вот ты такой смиренный". Является ли это праджалпой и что делать когда тебя начинают так "прославлять"?

Это может стать праджалпой. В принципе это правильно - прославлять преданных, тут нет ничего плохого, но иногда преданные доводят это до абсурда, и тогда это, несомненно становится праджалпой. То есть, преданные должны делать это искренне, то есть из желания прославить, это не должно быть так, что этим человек хочет прославить себя, чтобы показать какой он смиренный, и тогда такой преданный начинает притворяться, и, в действительности, он думает о прославлении себя, а не о прославлении других.

- Бывают ли в движении Сознания Кришны материалистичные лидеры?

Это не мне судить. Конечно, возможно, но я не видел таких. Были некторые, но я их больше не вижу. Я думаю, на этом можно остановиться. Вся слава Шриле Прабхупаде.

- А если христиане соблюдают 4 регулирующих принципа, то куда они попадают после смерти?

Это считается благочестивой деятельностью, то есть они поднимаются до более высокого статуса жизни, но не возвращаются обратно к Богу до тех пор, пока они не станут полностью сознающими Кришну. Даже если человек следует регулирующим принципам, но не ради того, чтобы удовлетворить Кришну, он не может вернуться к Богу. Если они это делают для того, чтобы удовлетворить Кришну, тогда они могут вернуться обратно к Богу. Но они возвращаются благодаря сознанию Кришны, а не благодаря регулирующим принципам. OK. Шрила Прабхупад ки - джай!