твайи ме нанйа-вишайа матир мадху-пате `сакрит ратим удвахатат аддха гангеваугхам уданвати

О Господь Мадху, как Ганга вечно течет к морю, не зная препятствий, так и я хочу постоянно стремиться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого.

Комментарий.

Совершенство чистого преданного служения достигается тогда, когда преданный обращает все свое внимание на трансцендентное лю- бовное служение Господу. Разрубить узел всех других привязанностей не означает полностью отказаться от таких тонких чувств, как любовь к кому-то. Это невозможно. Живое существо, кем бы оно не было, должно любить кого-то - это признак жизни. Желание, гнев, стремления, вле- чение и прочее - признаки жизни, и их нельзя уничтожить. Необходимо только изменить обьект их приложения. От желаний невозможно изба- виться, но в преданном служении желание удовлетворять свои чувства меняется на желание служить Господу. Так называемая привязанность к семье, обществу, стране и т.д. состоит из разных аспектов удовлетво- рения чувств. Если такое желание направить на удовлетворение Госпо- да, это называется преданным служением. В Бхагавад Гите мы видим, что Арджуна, потворствуя своим желани- ям, не хотел сражаться со своими братьями и родственниками. Но услы- шав Шримад Бхагавад Гиту - послание Господа, он изменил свое решение и стал служить Ему. Поступив таким образомЕ он стал знаменитым пре- данным Господа, так как все писания провозглашают, что Арджуна достиг духовного совершенства, преданно служа Господу в качестве Его друга. Все осталось, как и было: сражение, дружба, Арджуна и Кришна, но бла- годаря преданному служению Арджуна стал другим человеком. В молитвах Кунти тоже говорится о столь же решительной перемене в характере дея- тельности. Шримати Кунти хотела служить Господу, не отвлекаясь ни на что другое, и молила Его об этом. Такая беспримесная преданность - высшая цель жизни. Наше внимание обычно направлено на служение тому, что не связано с Господом или не входит в Его планы. Когда все планы человека заменяются служением Господу, или, иначе говоря, когда чувс- тва очищены служением Господу, это называется чистым,беспримесным преданным служением. Шримати Кунтидеви хотела достичь этого совер- шенства и молила об этом Господа. Её привязанность к Пандавам и Вришни не выходила за границы пре- данного служения, поскольку служить Господу и служить преданным - од- но и тоже. Иногда служение преданному даже выше служения Господу. Но привязанность Кунтидеви к Пандавам и Вришни, о которой говорится здесь, была вызвана их родственными отношениями. Привязанности, опре- деляемые материальными родственными отношениями,- это майа, потому что телесные и умственные связи возникают под влиянием внешней энер- гии. Истинное родство - это родство душ, основанное на родстве с Вер- ховной Душой. Когда Кунтидеви просила разрубить узы семейного родс- тва, она имела в виду родство оболочек. Такое родство - причина мате- риального рабства, тогда как духовные привязанности ведут к освобож- дению. Родство душ может быть установлено через родство со Сверхду- шой. Смотреть в темноте - еще не значит видеть. Но смотреть при свете солнца, значит видеть и солнце, и все то, что было не видимо в темно- те. Таков путь преданного служения.

Комментарий Шрилы Ниранджана Свами.

Это очень известные молитвы Шримати Кунтидеви. И Шрила Прабхупада часто цитировал этот стих, чтобы проилюстрироваить качества беспри- месной преданности.В этой молитве Кунтидеви просит Кришну о том, чтобы её преданность была исключительной. Она говорит:"Я хочу, чтобы моё влечение было только к Тебе, чтобы Я не отвлекалась ни на что дру- гое." В предыдущем стихе она говорила, что пусть её привязанности к родственникам будут разрублены, чтобы она могла достичь сознания, ко- торое описывается в этом стихе. Однако здесь в комментарии Шрила Прабхупада отмечает очень важный момент, то что такие исключительные взаимоотношения с Господом в действительности не исключительны пол- ностью, потому что они не исключают взаимоотношения живого существа с другими существами. Взаимоотношения с другими живыми существами уста- навливаются тогда, когда мы понимаем взаимоотношения всех живых су- ществ со Всевышним Господом. В Бхагавад Гите Кришна обьясняет что Он отец, дающий семя, всех живых существ.Точно также как в семье есть взаимоотношения между детьми, которые основаны на их взаимоотношениях с родителями и поэтому между ними есть чувства любви, которое сущест- вует на основе телесных взаимоотношений. Эти чувства любви естествен- ны, потому что живое существо постоянно ищет обьект,к которому раз- вить привязанность, но такое чувство привязанности является лишь час- тичным проявлением того чувства привязанности, которое живое существо испытывает ко всем живым существам. Но это чувство можно понять толь- ко тогда, когда живое существо востанавливает свои изначальные взаи- моотношения с Кришной. Поэтому человек, который находится в телесном представлении о жизни у него есть частичное чувство привязанности к семье, друзьям и членам общества.И он ищет различные средства как вы- разить эти чувства. Но выражая свои чувства, он не удовлетворен в полной мере, потому что нет полного отклика на выражение его чувств, есть только частичный отклик, но нет полного. Есть очень простая ана- логия, которую часто приводил Прабхупада, что если мы пытаемся отно- ситься к листьям дерева без их связи с корнями, то мы не сможем удов- летворить эти листья независимо от корня, потому что каждый лист име- ет связь с корнем. Если бы этой связи не было, оно бы не получало надлежащего питания и поэтому независимые попытки питать этот лист не могут полностью удовлетворить нужды этого листа. Но если человек нап- равляется к корню, который имеет связь со всеми листьями и ветвями, тогда автоматически все они получат благо. То же самое происходит в человеческом обществе, и в действительности во всех формах жизни. Каждое живое существо имеет свои отношения с Кришной, и источником удовлетворенности живого существа является понимание этих взаимоотно- шений. Итак, когда мы пытаемся выразить свои чувства привязанности, основываясь на телесных связях, то это не дает возможности понять взаимоотношения, которые существуют на духовной платформе. Поскольку все живые существа связаны на духовной платформе, Кришна является от- цом, дающим семя, а все живые существа слуги Господа. И таким образом существует связь между всеми живыми существами. И потому на духовной платформе существует дух равенства, однако это духовное равенство мо- жет существовать только на духовной платформе. На материальной плат- форме не может быть никакого равенства, однако прилагается столько усилий, чтобы восстановить это равенство. И поэтому постоянно проис- ходят конфликты в этом материальном мире. Каждый стремится к равенс- тву, однако эти конфликты продолжаются, потому что нет совершенного стандарта равенства на телесной концепции жизни. Недавно у нас была встреча с мэром Киева. И у нас была очень интересная беседа, и он задал один вопрос. Он спросил, как мы считаем каково должно быть его отно- шение к вопросу равенства, если к нему приходит один человек, ка- кой-то кооператор, и просит дать ему какое-то здание, но если он даст ему здание, то сто человек останется без работы. И если он не даст ему это здание, тогда этот человек не сможет развить свои идеи твор- чества, и что мы можем ему здесь посоветовать, как правильно посту- пить чтобы все были равны. Он задал этот вопрос потому что он хотел установить опозицию, чтобы когда-нибудь в будущем использовать этот ответ против нас. Он говорил, что он имеет дело с каким-то меньшинс- твом в Киеве, и он говорил о необходимости утвердить какую-то госу- дарственную религию, поэтому он задал этот вопрос о равенстве. Кос- венно он задавал этот вопрос. И мы попытались обьяснить ему, что на материальной платформе не может быть равенства. Мы можем пытаться ус- тановить какое-то равенство, но всегда будет кто-то, кто занимает бо- лее высокое положение, тот кто получает более высокие блага, и всегда вы будете неудовлетворены, просто если мы пытаемся быть удовлетворен- ными на материальной платформе. И поэтому я обьяснил ему, что равенс- тво существует не на основе количества, не означает что прав сильный, если большинство, то это и есть равенство. Я попытался ему обьяснить, что равенство существует только на духовной платформе, потому что Всевышний Господь смотрит равно на все живые существа. Он Всевышний Господь и все живые существа являются Его детьми, и каждое живое су- щесво имеет свои взаимоотношения со Всевышним. И поэтому если человек пытается принять решение на основе равенства, он должен принимать это решение насколько можно ближе к тому как это выглядит в глазах Криш- ны, поскольку Кришна видит истинное равенство, мы должны создавать свое видение равенства на основе Его видения, а не на основе нашего несовершенного видения на основе тела. Итак, когда он получил этот ответ, и я ему также сказал, что когда вы принимаете решения вы долж- ны зависеть от Бога в том какой будет результат, и он посмотрел на меня и сказал:"Я атеист." Он не смог понять, однако тем не менее он вынужден был принять этот ответ, даже несмотря на то, что не мог его понять. Но он понял, что он не получил тот ответ, который он хотел, потому что он хотел, чтобы мы заняли позицию, которая состоит в том, что мнение большинства и есть правильное. И тогда он смог бы исполь- зовать это против нас в будущем. Итак, это трудно для понимания умом материалиста. Лидеры материалистов не могут понять истинного стандар- та равенства, как в равной степени служить нуждам каждого, потому что материалистические лидеры всегда дружат с кем-то и любят кого-то на основе тела, на основе друзей и врагов, на основе - это мы, а это они. Таково положение вещей в области политики. И они поэтому думают, что наши друзья это те, кто служит нашим материалистическим нуждам. И если они служат материалистическим нуждам общества, то они получат нашу поддержку. Если они не служат материалистическим нуждам нашего общества - они не получат нашей поддержки. Поскольку такие лидеры об- щества лишены духовного видения, то они не могут понять что равенство уже существует на духовной платформе, поэтому мы должны научиться ви- деть все живые существа глазами писаний. В Ишопанишад говорится, что тот, кто видит что все живые существа,духовные искры качественно ра- вные Господу, становиться истинным знатоком вещей. И что тогда может быть иллюзией или беспокойством него. Преданный Господа смотрит таким образом. Это называется сама-даршанах. "Смиренный мудрец посредством истинного знания ровными глазами смотрит на ученого брахмана, слона, корову, собаку и даже собакоеда." Другими словами тот, кто пребывает в знании не видит покрытий, не ви- дит тела, и не устанавливает взаимоотношений на основе тела. И когда он выражает свою привязанность к кому-то, это не сентиментальное выра- каких-то телесных представлений, это выражение любви на духовной платформе, что все живые существа являются слугами Бога. И поэтому Прабхупада обьясняет что такие чувства привязанности естественны. Он говорит, что разрубить узел всех других привязанностей, как царица Кунти просит Кришну разрубить узел её привязанностей к родственникам, но это не означает что она хочет разрубить узел привязанностей ко всем живым существам, как частичкам Кришны.Она хочет, чтобы Он разру- бил тот узел, который основан только на том, что они её родственники, Но это не означает, что она хочет устранить эти привязанности ко всем живым существам, которые не являются её родственниками. Другими сло- вами такие чистые привязанности являются чистым выражением любви. И когда преданный понимает свои взаимоотношения с Господом, тогда он может иметь чувство привязанности ко всем. В действительности даже продвинутый преданный Господа не проводит разницу между друзьями и врагами. У него есть чувство любви ко всем, даже к тому, кто внешне кажется его врагом, поскольку он находится на духовной платформе и не видит друзей и врагов. Мы приводили такие примеры. Это проявляется в качествах возвышенных преданных Господа. Прабхупада всегда использо- вал такие примеры. Прахлада Махарадж имел такую любовь к своему отцу. Но что делал отец? Однако Прахлада Махарадж не обращал на это внима- ния. Его привязанность к отцу была настолько велика, что даже несмот- ря на то, что отец даже пытался убить его, когда Прахлада Махарадж получил благословение, и Господь настоял на том, чтобы он принял это благословение, единственное о чем Прахлада попросил - пожалуйста, прости моего отца. Он хотел чтобы его отец получил благо. Поэтому он был истинным благожелателем и он не видел врагов. Он находился на трансцендентной платформе. Итак, Прабхупада использовал Прахладу Ма- хараджа в качестве такого примера, Харидаса Тхакура в качестве такого примера, потому что Харидас Тхакур также, хотя его очень сильно изби- ли, он не когда не чувствовал враждебности по отношению к тем, кто его бил. Прабхупада также в качестве такого примера использовал Гос- пода Иисуса Христа. И он обьяснял, как Иисус Христос несмотря что его распяли, молился своему отцу, чтобы он простил их. Таковы чувства вайшнава. Таковы чувства, которые вайшнав имеет ко всем живым сущест- вам.Он хочет чтобы каждый получил благо, поняв свои взаимоотношения со Всевышним Господом. И поэтому преданный Господа расширяет свое ви- дение, он выходит за границы ограниченного видения семьи, общества. Такова разница между преданным и непреданным. Непреданный не может расширить своего видения, потому что он ограничивает свои взаимоотно- шения только телесными, и не может видеть равенства на духовной плат- форме. Как обьясняется в Шримад Бхагаватам: в этом стихе описываются характеристики садху. Господь Капиладева говорит, что такой садху за- нимается неуклонным преданным служением Верховной Личности Бога, и ради служения Господу он обрывает все другие связи в материальном ми- ре - семейные и дружеские. Таковы качества садху. И несмотря на то, что он оставляет эти взаимоотношения мирской дружбы и семейные отно- шения, это позволяет ему видеть вне пределов этой ограниченной сферы. Он оставляет эти отношения не для того, чтобы просто отказатся, но для того чтобы установить эти взаимоотношения на духовной платформе, ради большей семьи, семьи всех живых существ, которые все являются детьми Бога. Тогда как те, кто находятся в ограниченной сфере семьи имеют очень сильные чувства обязанности и это чувство обязанности очень очень сильно и им невозможно пренебречь, потому что мы постоян- но чувствуем давление исполнять эти обязанности. И в следствие такого сильного чувства обязанности человек может очень упорно трудиться, чтобы поддерживать это чувство равенства на духовной платформе, но его постоянно отвлекают, его внимание постоянно отвлекается требова- ниями тех, кто зависит от него. И тогда он обнаруживает материальный конфликт. И поэтому Кунти говорит в этих двух стихах:"Я обнаруживаю конфликт, потому что есть несомненно обязанности по отношению к чле- нам моей семьи, которые основаны на теле, но это отвлекает мое внима- ние от Тебя, поэтому пожалуйста помоги мне разрубить этот узел привя- занностей, чтобы я могла установить исключительные взаимоотношения с Тобой, чтобы они не отвлекались ни на что другое." И тогда можно бу- дет видеть истинное равенство, не чувствуя какого-то пристрастия на основе телесной платфомы. Итак, Шрила Прабхупада часто подчеркивал этот момент. Такова духовная основа общества Сознания Кришны. Посла- ние сознания Кришны не является сектантским. Оно не предназначено для того, чтобы создать сознание - это мы, а это они."Мы Харе Кришна, мы выше." Прабхупада всегда предостерегал нас против этого, чтобы мы не мыслили сектантским образом, потому что сознание Кришны это филосо- фия, которую принимают все. Она может удовлетворить нужды каждого. Конечно, это не означает, что мы принимаем всевозможные религиозные принципы, мы должны утверждать сознание Кришны, которое состоит в исключительной преданности Господу, как высший религиозный принцип. Но мы принимаем всех, потому что это дает возможность человеку смот- реть на основе духовного равенства, что каждый является слугой Бога. Такова платформа равенства. Такая платформа позволяет всем живым су- ществам действовать в гармонии с одной целью - удовлетворить Господа. Если мы все являемся слугами Бога, тогда общая платформа равенства состоит в том, что все мы должны служить Богу.Потому,когда преданный видит, что кто-то хорошо служит Кришне, преданный удовлетворен потому что служит Кришне. В этом состоит равенство. Он хочет видеть что каж- дый служит Кришне. И чем больше людей служит Кришне, тем больше живых существ устанавливают свои взаимоотношения с Господом, тем больше удовлетворен Господь. И когда Господь удовлетворен, тогда мы стано- вимся удовлетворены. Таков преданный. Преданный это тот, чьим единс- твенным удовлетворением является удовлетворение Господа. Он не стре- мится к своему отдельному удовлетворению, если Кришна удовлетворен тогда я тоже удовлетворен.Таков преданный. Поэтому движение сознания Кришны основано на принципе удовлетворения Господа. И Господь хочет установить взаимоотношения со всеми живыми существами потерявшимися в материальном мире. Он очень обеспокоен что живое существо обусловлено материальной природой и хочет освободить их от когтей майи. И поэтому он снова хочет востановить взаимоотношения со всеми живыми существа- ми. Поэтому чем больше живых существ востанавливают свои взаимоотно- шения с Богом, тем больше увеличивается Его удовлетворенность. Итак, мы можем удовлетворить Господа и выразить свою привязанность к Нему таким образом, удоветворяя всех остальных, помогая им востановить свои взаимоотношения с Кришной. В этом состоит цель движения Сознания Кришны и на этом основано все это общество - увеличить наслаждение Господа, распространяя сознание Кришны. Шрила Прабхупада часто обьяс- нял, что проповедь сознания Кришны значит увеличивать семью. Однако увеличение членов нашей семьи основано на представлениях о духовной семье, а не материальной. Духовная семья значит что семья возрастает когда все больше людей начинают осознавать свои отношения с Верховным Отцом. Это и есть платформа гармонии. Прабхупада обьяснял, что когда он собирался оставить узы привязанности к семье, когда почувствовал что его духовный учитель призывает его принять санньясу, у Прабхупады было много детей и он подумал, что теперь ему придется оставить свои взаимоотношения с семьей. Но он чувствовал что Шрила Бхактисиддханта его очень сильно тянет, и он сказал что он мог понять, что благодаря тому что он принял санньясу, и расстался с этим чувством привязаннос- ти на основе семьи, Кришна послал ему множество детей. И он ска- зал:"Сейчас Кришна послал всех вас. И хотя я оставил нескольких де- тей, сейчас у меня есть тысячи детей. Смотрите, как Кришна выполняет все наши желания." Это то, как видит мир преданный. Хотя он может жертвовать чем-то ради большей семьи. Никогда не происходит никакой потери, поскольку выражение этих по прежнему остается к непосредс- твенной семье и ко всем тем, с кем мы имеем отношения во взаимоотно- шениях с Кришной. Это чувство, которое Кунтидеви описывает в этом стихе. И она указывает нам верное направление. Кому отдать свою иск- лючительную преданность, чтобы мы могли испытать полную преданность во взаимоотношениях с Кришной и одновременно чувствовать привязан- ность ко всем живым существам, как к сыновьям и дочерям Бога. Какие-то вопросы? Вопрос: Что значит быть искренним и как ...? Ответ: Сначала вопросы касающиеся лекции. Обычно кто-то готовит заранее вопрос и когда я приезжаю, он ждет конца лекции, что бы за- дать его. Вопрос: ... Ответ: Да, это один из принципов преданного служения: шраванам киртанам вишнох смаранам пада севанам арчанам ванданам дасьям сакхьям атма ниведанам Ванданам - это вознесение молитв. Когда мы возносим молитвы Господу, мы можем произносить те молитвы, которые произнесены читыми преданны- ми, мы не должны составлять свои собственные, потому что молитвы чис- тых преданных чисты. И хотя этих чувств чистоты может не быть в нашем сердце, просто повторяя их наше сердце очищается настолько, что од- нажды мы можем выразить эти чувства сами, с такой же силой, которая была в сердцах тех кто составил эти молитвы. Просто повторяя их. Вопрос: ...? Ответ:Да! Это называется пара дукха дукхи. Это означает что у че- ловека нет беспокойств по отношению к самому себе. У него нет проб- лем, поэтому он не страдает. Но он страдает только от одной вещи, когда он видит что другие страдают. Это заставляет его страдать. И он действительно чувствует это. Хотя это не его собственные страдания, он страдает, когда видит как другие страдают. Это есть истинное сост- радание. Таково сострадание вайшнава. Он не может выносить когда дру- гие страдают. Но истинный вайшнав никогда не думает:"О, этот человек страдает, дай ка я удовлетворю его материальные потребности. Он не хочет временно избавить его, но так как он действительно сострадате- лен, он хочет полностью решить эту проблему страдания. Он знает что страдания других основано на греховных реакциях, и пока они не оста- вят греховной деятельности, даже если я временно избавлю их сейчас от страданий, в действительности это им не поможет, потому что в будущем они будут страдать еще больше. Поэтому действительно сострадательная личность, может показаться безразличным и бесчувственным, потому что его не интересует избавление от страданий на материальной платформе, которая является временной, и он хочет избавить от страданий на ду- ховной платформе, что является вечным избавлением. Например родители могут давать ребенку лекарство, однако ребенок страдает от этого, ему не нравиться вкус, но тем не менее родители знают что ребенок выздо- ровеет, и поэтому несмотря на то что он страдает. Например родители могут отвести ребенка к зубному врачу, и ребенок может кричать и пла- кать, потому что он не хочет испытывать боль, но родители пытаются сделать что-то, чтобы в будущем он не испытывал худшую боль. Поэтому на духовной платформе происходит тоже самое, за исключением того, что это выходит за пределы одной жизни. И когда он видит, что другие страдают это доставляет ему боль и заставляет его что-то предпринять, чтобы избавиться от этой боли, освободив других от страданий. Прояв- ление сострадания присутствует в духовном мире, однако обитатели ду- ховного мира, которые приходят специально чтобы проявить это состра- дание, распространяя сознание Бога, и поэтому проявления Господа в этом мире есть проявление Его сострадания. Поэтому Он нисходит, а иногда Он посылает своих представителей. И это проявление милости Господа. Они специально нисходят для освобождения других от страда- ний. В духовном мире таких страданий нет. Поэтому это чувство состра- дания проявляются только здесь вечными спутниками Господа. Вопрос: Кришна не хочет ни к кому применять насилие, значит и мы не должны никому насильно проповедовать и давать знание только тому кто его желает. Ответ: Вы не можете никого заставить. Невозможно заставить чело- века служить Богу. Это должно быть добровольно. В этом смысл предан- ного служения. Мы можем просить других служить Кришне, но если вы по- пытаетесь заставить, это будет следствием нашей собственной привязан- ности. Иногда родители заставляют детей, или муж может заставлять свою жену или жена мужа. Но они делают это вследствие своей привязан- ности, которая существует на телесной платформе. Но живое существо нельзя заставить служить Кришне. Но если мы чувствуем привязанность, мы пытаемся заставить. Мы должны чувствовать такую привязанность ко всем. Это не означает что мы должны заставлять только тех, кто близко к нам находится исключая других. Если кто-то не проявляет какой-то реакции, тогда преданный продолжает проповедовать другим и пытается воодушевить их служить Кришне.Т.е. как вы говорите мы не можем заста- вить людей служить Кришне, единственное что мы можем это стараться привлечь их. Так же как Кришна не заставляет нас. Он просто приходит и пытается привлечь нас, поэтому Он появляется в каждой вселенной и проявляет наши вечные игры, пытаясь привлечь обусловленные души к своим вечным играм в духовном мире. Но Кришна никого не заставляет. Он просто пытается привлечь. Вопрос: Может ли кто-то помешать стать слугой Кришны, если у че- ловека есть решимость служить Кришне. Ответ: Есть множество препятствий. Несомненно кто-то может делать попытки воспрепятствовать, но если преданное служение чисто, то такой человек преодолеет все препятствия. Другими словами, преданный пропо- ведует сознание Кришны и если у него чистые мотивы, то все, кто попы- таются помешать ему, они могут попытаться, но они не достигнут успе- ха, из-за потока преданности исходящей от преданного. Преданный не сражается с препятствиями на материальной платформе, пытаясь создать какую-то материальную защиту от этих препятствий, преданный борется с препятствиями, чисто проповедуя сознание Кришны, потому что если это послание представлено чисто, тогда искренние примут это послание, есть эти препятствия или нет на них это не повлияет потому что Кришна всепривлекающий. И если мы просто даем Кришну всепривлекающим обра- зом, все препятствия могут быть преодолены. Это то чему нас учил Шри- ла Прабхупада. Мы не должны интересоваться борьбой на материальном уровне, мы не боремся за число, мы боремся за Кришну. Кришна хотел чтобы Арджуна сражался за Него, и в этом было его совершенство - он делал это для Кришны. И если мы сражаемся для Кришны, это означает что мы просто должны представить Его послание чисто, и проповедуя таким образом, мы преодолеем все материальные препятствия. В течение последних дней мы провели некоторое время с телевизионной группой из Америки. Они снимали нас в Санкт-Петербурге. Они собираются сделать передачу о сознании Кришны в бывшем Советском Союзе. И позавчера они целый день провели со мной. И они брали интервью для их шоу. И они спрашивали есть ли у Вас какие-то препятствия, потому что из Америки приезжает очень много религиозных проповедников в бывший Советский Союз, и пытаются представить своё послание. И есть множество религи- озных групп, которые пытаются обратить людей в свою религию. И они спрашивали:" Насколько вы воспринимаете это как препятствие." И я по- пытался им обьяснить, что послание Сознания Кришны, если оно предс- тавлено чисто, очень привлечет людей естественным образом, и они ес- тественно будут притягиваться к тому что чисто. И я также попытался обьяснить им, что в сознании Кришны мы не занимаемся обращением, мы просто служим Кришне, мы просто представляем послание Кришны чисто, потому что именно это Шрила Прабхупада всегда и говорил. Он говорил:" Я не совершал никаких магических трюков, чтобы привлечь много людей, у меня только одна квалификация - я просто говорю им о Кришне. Если у меня и есть какая-то квалификация, то она в том чтобы говорить о Кришне, а Кришна всепривлекающь. И я попытался обьяснить им этот мо- мент журналистам и сьемщикам, что мы не видим этих препятствий, мы приехали сюда не на соревнования. Они думают что здесь идет большое соревнование, все борятся за души. Но мы не соревнуемся, мы не участ- вуем в этих соревнованиях. Мы просто говорим о Кришне. Я попытался обьяснить им, что иногда люди из этих религиозных групп очень обеспо- коены, и они пытаются говорить всякие плохие вещи о нас, потому что они чувствует что это их беспокоит, мы представляем чистое послание, а все что они могут сделать, чтобы привлечь людей, это привлечь их на основе того, что у них есть общий враг. Таким образом они хотят прив- лечь людей:"Давайте обьединимся против этого врага." Что это за рели- гия? Какое здесь чистое послание? Они думают о борьбе. Но мы не со- ревнуемся с ними. И на них это произвело очень большое впечатление. Вечером мы встретили их опять в аэропорту - они вылетали в Москву. Они провели очень много времени с преданными за последнюю неделю, однако их прислали сюда чтобы они сняли различные религиозные группы. И ког- да они увидели меня в аэропорту, они были так счастливы. Они все выш- ли и стали разговаривать со мной. И они сказали:"Мы хотим Вам кое что сказать. Где бы мы не побывали, чтобы мы ни делали, с кем бы мы не имели дело, лучше всего мы провели время с преданными. Они самые отк- рытые, самые честные и теплые люди, а все остальные очень холодные. И мы видели, что они борются друг с другом. Поэтому нет никаких пре- пятствий, если мы просто представляем послание Кришны чисто, и мы не смотрим на эти вещи, как на препятствия. Вопрос: На днях в городе я видела обьявление, что 28 будет при- пришествие Спасителя. Что это означает? Ответ: Я слышал, что будет конец света. Это в Киеве сказали, но я впервые слышу, что приходит Господь Иисус Христос. Откуда Он прихо- дит? В какой аэропорт Он прилетает? Вопрос: Есть ли что-то общее между сознанием Кришны и язычеством, которое существовало на Руси до христианства? Язычники поклонялись Богу в форме материальных предметов: камня, дерева и т.д. Являют ли собой эти материальные предметы арча-виграху - трансцендентную форму Кришны? Ответ: Все является энергией Бога. Поэтому мы видим это во взаи- моотношениях с Богом, но это не означает что мы поклоняемся этому как Богу. Мы предлагаем это Ему, потому что это принадлежит Ему. Шрила Прабхупада приводил пример того, что когда преданный любит Всевышнего Господа, все что он видит, он видит это во взаимоотношениях с Госпо- дом. Так же как родители любят ребенка, и когда они видят игрушку ре- бенка, то они связывают это с ребенком, или видят башмачок, потому что это связано с ребенком. Но это не означает, что они покланяются этому башмачку. Поэтому мы не поклоняемся внешней энергии Кришны, но видим как эта энергия связана с Господом. Конечно иногда Господь мо- жет согласится появиться в определенном проявлении, например как ар- ча-виграха. И Он может согласиться появится лично, принимая служение преданных. Например, когда чистый преданный устанавливает Божества, на самом деле он просит Кришну:" Пожалуйста приди и прими такую фор- му, чтобы преданные могли служить Тебе." Господь может согласится по- явится в такой форме, чтобы принять поклонение и служение, но в дан- ном случае Господь присутствует лично. Поэтому это не означает, что мы можем взять любой предмет и поклоняться ему как Богу. В Бхагавад Гите Кришна говорит:"Все во Мне, но Я не в них." Все покоится в энер- гии Кришны, но это не означает, что Кришна лично присутствует и мы поклоняемся этой материальной энергии. Мы поклоняемся авторитетной форме Господа. Прабхупада приводил пример, что на улице может быть множество почтовых ящиков. Вы можете бросить письмо в почтовый ящик, но если это не авторитетный почтовый ящик, оно не пойдет никуда даль- ше кроме этого почтового ящика. И подобным образом, когда мы поклоня- емся Господу, мы должны поклоняться авторитетной форме Господа, а не всему чему попало. Мы должны поклоняться авторитетной форме и тогда наше поклонение придет к Богу. Но если это не авторитетное форма, это подобно письму, которое лежит в ящике и никуда не идет. Вопрос: Ваша Божественная Милость, в одной из своих лекций вы расказывали о сверхусилиях и приводили пример своего друга, что не нужны сверхусилия. А вот как в преданном служении, нужны ли сверхуси- лия? Ответ: Усилия это хорошо. Но когда мы говорим о сверхусилиях, это связано конкретно со стихом из "Нектара наставлений", что мы не долж- ны прибегать к сверхусилиям для достижения материальных вещей, кото- рые трудно получить. Итак, у нас может быть желание каких-то резуль- татов, но мы не должны прилагать чрезмерные усилия потому что мы хо- тим наслаждаться этим результатом, хотя может казаться что это в пре- данном служении. Иногда преданный хочет прилагать усилия, потому что он хочет наслаждаться результатом, однако для Кришны нет сверхуси- лий.