"Бхагавад-гита"
8.12.92г.
18.41.
брахмана-кшатрия-вишам шудранам ча парантапа
кармани правибхактани свабхава-прабхавайр гунайх

"Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры отличаются качествами,
порождаемыми их собственной природой, в соответствии с материальными
гунами, о покоритель врагов."
(комментарий отсутствует)

Лекция Шрилы Бхактивайбхавы Свами:
С этого стиха Господь Кришна начинает объяснять, как гуны
материальной природы воздействуют на социальную структуру, как
воздействует природа на каждого человека, и таким образом это
воздействие влияет и на действие каждого человека. Социальная система
варн и ашрамов, и духовных укладов жизни созданы Кришной. Такое
разделение мы находим в любом обществе. Неважно, как эта конкретная
система называется, социальная система или политическая, или какая ни
будь другая, но везде мы находим интеллектуальный класс людей, везде
мы находим людей управляющих, везде мы находим тех, кто занимается
сельским хозяйством и бизнесом, и везде есть рабочие. пначе общество
не может функционировать. Даже если мы хотим создать бесклассовое
общество, всёже мы этого не сможем сделать. Поэтому тут приводится
сравнение с этим телом. Наше тело тоже разделяется на разные части:
есть мозг способный мыслить, руки, ноги, живот и пищеварительная
система. п таким образом тело может функционировать нормально. пначе
тело не может нормально функционировать. Конечно, мы можем сказать,
что в одном смысле мозг - наиболее важная часть тела. Даже если мы
потеряем одну руку или одну ногу, это плохо, но всёравно мы можем
жить, но без мозга мы не можем жить. Хотя мы можем иметь сильные руки,
ноги, но если мы безмозглые, сумасшедшие, то наша жизнь не будет
нормальной. Тело лишённое мозга будет просто причинять беспокойства
другим телам. п что происходит? Безмозглое общество, общество не
имеющее головы, оно просто везде создаёт проблемы. Поэтому в первую
очередь перечисляются качества и деятельность брахманов, потому что
они ведут общество. Брахманы, интеллектуальное сословие общества
должно иметь чёткое видение цели жизни. Это самое важное дело. Они
должны чётко направлять общество по правильному пути. Это наиболее
важно. После этого мы можем начать организовывать другие функции в
обществе. Но на сегодняшний день нет таких руководителей, кто знает
истинную цель жизни. Обычно люди думают как получить много денег и
больше ничего. У них нет чёткого представления о жизни, но они всёже
большие мененджеры общества. Но есть очень много мененджеров, много
бизнесменов, много рабочих, и есть очень много людей управляющих
обществом, и конечно, общество продвигается, прогрессирует, но никто
не знает в каком направлении мы продвигаемся, в каком направлении мы
идём. Никто не знает об этом. Но Шрила Прабхупада предсказал в
"Йшопанишаде" , что поскольку людей не учат развивать в себе
брахманические качества и духовную жизнь, они направляются в сторону
животного общества, потому что именно в этом состоит разница между
человеческим и животным обществом. Человеческое общество может дать
человеку понять истинную цель жизни. Но если человеческое общество
пренебрегает этим самым важным моментом жизни, тогда они опять
деградируют до животного уровня, и это мы можем видеть на самом деле.
Уже почти все люди во всех странах мира очень хорошо обучены тому, как
стать собаками. Вместо того, чтобы поклоняться Кришне и начать
преданное служение, они поклоняются собакам. Это единственная
альтернатива. Как Шрила Прабхупада говорил, что если мы не будем
поклоняться богу, который на английском звучит как GOD, мы должны
поклоняться собаке, которая на английском звучит прямо противоположно
- DOG. Поэтому во всём мире люди борются между собой подобно кошкам и
собакам из-за украденной кости. п всёже они говорят о мире и строят
большие планы для достижения мира. Допустим возмём пример воров.
Группа воров крадёт что-то, и потом они говорят между собой: "Давайте
этот товар разделим честно между собой." Все крадут от Бога, всё
принадлежит Ему. Он ясно объясняет это в "Бхагавад-гите". Он говорит,
что все планеты принадлежат Ему. Они просто крадут говоря: "Это моя
страна, это моя страна. Некоторые народы настолько сумасшедши, что они
даже думают, что это наша планета, и они думают, что мы должны
покорить и другие планеты. Такое сумасшествие мы наблюдаем в мире. Но
в то же самое время они говорят о мире: "Мы должны объединить нации,
мы должны строить большие планы для достижения мира." Но на самом деле
случается прямо противоположное - страны больше и больше разделяются,
и поэтому больше и больше борьбы между людьми. п люди думают: что же
является этому причиной? Они созывают огромные политические
конференции, собрания и обсуждают в чём же причина, что столько
конфликтов по всему миру. Но "Бхагавад-гита, "Йшопанишад" дают очень
простой ответ: поскольку вы развиваете животное сознание в себе,
поэтому эти конфликты неизбежны. Если в одной комнате будет находиться
множество собак или кошек, вы не можете ожидать, что они там будут
мирно жить, независимо от того, какие усилия вы для этого предлагаете
чтобы как-то организовать их в одной комнате. пногда может показаться,
что мы почти их уже успокоили, нормально кушают, не ссорятся друг с
другом, но, как только одна собака или одна кошка приходит немножко в
возбуждение, сразу же следует цепная реакция, и настаёт большой хаос.
пногда вы слышите со двора, как кричат эти кошки и собаки. Так
происходит по всему миру, потому что нет брахманов, которые
руководили бы обществом. Естественно, что люди введены в заблуждение
из-за этого. Каков истинный смысл всего этого технологического
прогресса? В чём же настоящий смысл, настоящая цель? Да, я имею три
телевизора и десять машин, но всёже я не удовлетворён. Зачем такие
богатства, такие владения? Что я буду делать с ним? Допустим, люди
смотрят телевизор. Что на самом деле они смотрят? Какая цель в том,
что они смотрят телевизор? Вы просто смотрите, как кто-то другой
кушает, или кто-то другой имеет секс, или кто-то другой сражается, или
кто-то другой спит - вот что вы видите по телевизору. Нет ничего
нового в этом. Вы не увидите цель своей жизни, если будете смотреть
телевизор. В особенности, если вы будете читать газеты и слушать
радио, Средства массовой информации не учат вас в чём смысл жизни. Вы
просто получаете постоянные сведения о том, как люди сражаются: он
умер, его убили и т.д. п они ожидают, что люди должны быть
удовлетворены. Единственная надежда, это движение сознания Кришны,
Вот, пожалуйста, цель вашей жизни. В чём же заключается эта цель?
Сначала вы должны осознать, что по природе вы вечны, это самое начало
"Бхагавад-гиты". Кришна даёт вам цель жизни. Как мы обсуждали сегодня
утром: атхату брахмаджи гьяса.., то есть узнать свою истинную природу
- в этом заключается цель жизни. Мы осознаём свою вечную природу,
потом мы возвращаемся к своей истинной трансцедентальной вечной
природе и возвращаемся обратно к Богу. Цель очень чёткая. Как только
человек занимается такой деятельностью, то он удовлетворяется и
становится счастливым. п нам следует прилагать столько усилий для
проповеди, чтобы убедить массы людей в этой возвышенной цели жизни.
Давайте не будем терять время, у нас осталось всего лишь несколько
лет, потом нам придётся покинуть это тело. давайте делать что ни будь
существенное. У нас ещё есть энергия, так или иначе наше тело ещё
действует, у нас есть также немножко разума. Давайте делать что ни
будь, перед тем, как нам уйти из этого мира. Мы должны покинуть этот
мир через главный выход, а не через чёрный ход. Мы, как победители,
должны выйти из главной двери, да, если всё население земли станет
сознающим Кришну. Вы должны дать благо всем для достижения такой цели.
Наши предыдущие вайшнавы-ачарьи очень много трудились ради этого
рискуя своей жизнью, и некоторые из нас тоже делают это. Они рисковали
своей жизнью, чтобы принести благо будущему обществу. Шрила Прабхупада
непрестанно день и ночь работал. Когда весь мир спал, Шрила Прабхупада
переводил книги. Когда мы все отдыхали, спали, Шрила Прабхупада
переводил думая о том, как принести благо всему миру. Сейчас он
передал ту же самую миссию в наши руки. Давайте не испортим эту миссию
из-за маленьких ничтожных наших проблем. "Я не могу найти свою зубную
щётку, поэтому я не могу распространять книги." Давайте отбросим все
эти проблемы, давайте будем использовать всю свою энергию и силы для
распространения этого движения. Для этого нужен каждый отдельный
преданный. Это не работа только для одного человека, для этого нужен
каждый преданный. Вы должны чувствовать, что да, я часть великого
движения, великой миссии. Утвердитесь в этой миссии сознания Кришны.
Вы можете это делать. Кришна может наделить силой каждого. Неважно,
даже если мы чувствуем, что мы бесполезны. По милости Господа Чайтаньи
Махапрабху самый бесполезный человек становится очень полезным, а
самый полезный человек, не получив милости Господа Чайтаньи
Махапрабху, становится самым бесполезным. Давайте предадимся. Давайте
поклоняться Гауранге Махапрабху. Кришна всё ещё очень далёк от нас. Но
Чайтанья Махапрабху так милостив: маха-ваданьяя кришна-према... Он -
самая милостивая, щедрая инкарнация Кришны. Давайте поклоняться Ему с
помощью движения санкиртаны. Он сразу же удовлетворяется, когда мы
участвуем в этом движении санкиртаны, и в таком случае вы тоже
становитесь значительной частью, инструментом в руках Господа
Чайтаньи.
Утром мы говорили, как один из наших великих ачарьев,
Мадхвачария, беспрестанно трудился, чтобы уничтожить по всему миру
имперсонализм. п наконец он принял санньясу от Ачьютапрекши - старого
санньясы. Мы говорили, как этот старый санньяси слушал объяснения
Мадхвачарьи что значит брахман. Он стал таким счастливым, что он в
пять раз увеличился в своём размере. п мы тоже говорили, что первое
указание полученное от его санньяси-гуру, это было то, что он должен
был изучить ишта-сиддхи комментарии - книга имперсоналистской
философии содержащая 6 тысяч стихов. п процитировав первый же стих,
Мадхвачария в течении четырёх дней беспрерывно указал 32 ошибки в этом
стихе. Ачьютапрекша думал, что у Мадхвы есть определённые знания. п,
как только он принял санньясу, с его уст непрерывно исходила философия
двайты, которая учит тому, что всё двойственно. Поэтому он спросил
Мадхвачарью на счёт ишта-сиддхи, и тогда все его сомнения развеялись.
п, как мы говорили утром, как только Ачьютапрекша услышал это, он
посадил Мадхвачарью на свои плечи и таким образом обходил храм Шивы
крича: "Наконец-то кто-то знает, что такое брахман!" Все, кто видели
это, они удивлялись поведению этого старого санньяси. После этого он
посадил Мадхвачарью на ведантапита. Это место сидения предыдущих
имперсоналистских ачарьев, и Ачьютапрекша тоже сидел на нём. Он
отказался от этого места и посадил там Мадхвачарью. Затем он сел у
стоп Мадхвы и сказал: "Сейчас я твой ученик. Пожалуйста, научи меня
что такое брахман."
Как раз в это время две процессии людей пришли к Мадхве, к храму,
которых вёл философ вайшешики. А вторую процессию вёл ачарьа из
буддистского направления. п, конечно, они все имперсоналисты. Они
хотели посетить Ачьютапрекшу. На самом деле они регулярно посещали
его. и они обсуждали вместе ишта-сиддхи, эту большую книгу
имперсоналистской философии.
Тогда Ачьютапрекша сказал им: "Я больше не являюсь
веданта-ачарьей, я опять являюсь учеником. Вот настоящий ачарьа, он
мой ученик, поспорьте с ним." В это время солнце садилось, и они
сказали, что они предпочитают поспорить с ним на следующий день. Но он
ответил им, что они не должны терять время, а наоборот, начать
обсуждение сейчас же.
Они не знали, что они положили свою руку в пасть льва. пногда,
когда лев спит, его пасть открыта. Подходит кролик, и ложит свою лапу
в эту пасть, он хочет произвести впечатление на других кроликов. Но
иногда, именно в этот момент, лев пробуждается, и такой смелый кролик
прощается с жизнью.
Так и случилось. Мадхвачарью было 12 лет, он выглядел подобно
спящему льву. Один из этих двух господинов, его имя было Вадисимха.
Симха означает лев, и он был подобен льву в этих спорах. Второго звали
Буддхисагора, он был океаном разума. Они стали говорить о своей
буддисткой философии и философии вайшешики, и оба они одновременно
спорили с Мадхвачарьей с 18 разных точек зрения. В особенности этот
Вадисимха, он был очень искуссным в этом деле. Они одновременно
спорили, и ни один из присутствующих не мог понять о чём они говорили,
но Мадхвачарья запомнил каждый отдельный пункт этого разговора, и он
смог опровергнуть каждый из этих пунктов и доказать, что Кришна - это
Верховная личность бога. Посреди ночи оба они быстро покинули это
место. Они были в панике, они убежали оттуда. Все думала: да, они
сейчас побеждены. (В следующий раз надо позаботиться о том, чтобы в
эту дверь не выходили во время лекции. Надо повесить объявление, что
эти двери не используются в это время, иначе каждую минуту кто-то
пытается открыть их. Можно ожидать, что как-то вдруг кто-то разнесёт
её топором.)
На следующий день огромная толпа ожидала возвращение этих двоих,
потому, что перед тем, как уйти, они сказали, что мы вернёмся. Но они
больше не возвращались. п люди собирались отметить победу Мадхвачарьи,
но вдруг пришли два посланца, и на пальмовом листе у них был вызов. На
пальмовом листе было написано: "Если ты так разумен, почему бы тебе не
написать собственный комментарий на веданта-сутру?" Мадхвачарьа принял
вызов, и передал это Ачьютапрекше. Но Ачьютапрекша сказал: "Нет, это
ты должен написать комментарий а не я, потому что что бы я не сказал,
ты не согласен с этим. Наверное пришло время тебе написать свои
комментарии."
После этого случая Мадхвачарьа написал свой первый комментарий на
"Бхагавад-гиту". Это очень известный комментарий под названием
"Гитабхасья". В ведении в "Бхагавад-гиту" упоминается это слово.
Этим кончается эта история, но есть очень очень много других
историй, как Мадхвачарьа побеждал имперсоналистов. Мы тоже должны
иметь такой дух. Мы читаем пранаму-мантру Шриле Прабхупаде: нирвешеша
шуньявади... Шрила Прабхупада пришёл на Запад для того, чтобы
разогнать эту философию имперсонализма и вайдизма, то есть сил
пустоты. Я несколько раз уже упоминал, что эта философия пронизывает
все слои общества. С помощью разума, с помощью логики, науки и так
далее, мы должны доказать, что Кришна - это реальность, что Кришна -
это Верховная личность бога, и мы - вечные личности, вечные
неотъемлемые части Верховного. Мы должны установить этот факт. Мы не
являемся комбинацией атомов или химических веществ. Все эти области
философии, науки, в них нет ничего нового. Давным давно они уже
существовали, тысячи лет тому назад. Тысячи лет тому назад ещё более
систематическим образом были представлены эти современные
материалистические теории. Если мы сможем доказать, что Кришна на
самом деле является Верховним владыкой всего, это изменит весь мир,
потому что естественно встаёт следующий вопрос: что же я должен
делать? Ничто мне не принадлежит. Что мне делать? Как мне действовать?
Как мне жить? В таком случае спросите преданных Кришны, они знают
ответ. Они научат вас как питаться, как работать, как жить, даже как
омываться. Они могут научить вас всему, даже как чистить свои зубы. Вы
можете от них научиться всему. Распространение этого движения так
необходимо, и для этого следует очень много трудиться. п даже если у
нас есть какое-то понимание того, что да, Кришна - это Верховная
личность бога, всёже нам необходимо прилагать очень много усилий и
работать над собой. Мы должны научиться как поддерживать преданность
Кришне. Это приводит нас к ещё одной небольшой истории.
Это рассказ про Дурваса муни. Наверное вы слышали о нём. Он
оскорбил Амбаришу Махараджа - великого преданного Господа Кришны, и
чакра Вишну наказала его за это оскорбление. Эта чакра преследовала
Дурвасу муни по всем 14 мирам и даже до Вайкунтха-локи. п
вайшнавы-ачарьи упоминают, что после этого, хотя до этого он был
имперсоналистом, после этого он стал преданным. Потому что он получил
хороший урок, предался Кришне и стал преданным. Но из-за того, что он
раньше был имперсоналистом, иногда в нём опять проявлялись эти
имперсоналистские наклонности.
п, однажды случилось так, что тигр среди этих имперсоналистских
мудрецов подошёл к местности Вриндабана. Он хотел увидится с Кришной.
Это случилось вблизи Махавана - это один из лесов во Вриндабане. п на
прекрасном песчанном берегу Ямуны он увидел Господа Кришну. Увидев
прекрасного пастушка Кришну, который был прекраснее бога любви, его
глаза возбудились. Кришна валялся на песчанном берегу и играл со
Своими друзьями-пастушками. Всё Его тело, имеющее тёмный, шьяма, цвет,
было покрыто пылью и выглядело очень прекрасным. Поэтому мудрец
подумал: "Как это возможно, что такой маленький ребёнок есть
Абсолютная пстина? Он едва ли даже нормально одет и катается по этому
песку. Неужели Он - Верховный?" У него появились какие-то сомнения. п,
когда мудрец почувствовал сомнения, Кришна подошел к нему, и, ни с
того, ни с сего, Он сел на колено Дурваса муни. Затем Он встал слегка
улыбаясь. Он обратился к нему с сладкими словами, то и дело бросая на
него взгляды Своих лотосных глаз, и Он смотрел на него как львенок.
Хотя львенок еще очень маленький, всеже вы можете почувствовать, что у
него большая сила. Не так ли? Представьте себе, что рядом с вами
находится маленький львенок. Вы знаете, что он ничего с вами не сможет
поделать, но всеже вы как-то осторожно к нему относитесь. п Дурваса
также смотрел на Кришну. Когда Кришна смотрел на него, он чувствовал,
что у этого ребенка есть какая-то сила. Когда Кришна смотрел на
Дурваса муни, Дурваса выказывал Кришне почтение. Затем Кришна открыл
рот и начал смеяться, п, когда Кришна смеялся, вдруг этот мудрец вошел
в рот Кришны. Там мудрец увидел огромную обитель, где не было никаких
людей. Видите, как Кришна отвечает? У Дурвасы были какие-то сомнения и
он снова немножко вернулся к своему имперсоналистскому пониманию, и
сразу же Кришна ответил ему на это. Он сразу вдруг оказался в обители
света, где не было ни людей, ничего. Он снова и снова задавал себе
вопрос: "Где я? Где я?" п вдруг он увидел всю вселенную с многими
планетами, космосом. Он бродил по континентам, и вдруг он оказался на
вершине огромной горы, и там он начал поклоняться Верховному Господу.
В течении долгого времени он совершал аскезы. Когда настало своё время
для космического разрушения, тогда вселенная стала местом наводившим
большой ужас. Возбуждённый океан покрыл всю сушу, и Дурваса муни не
мог найти границы этих вод. п так прошло тысячи юг. Погружённый в воде
он забыл всё. Ходя по этим водам он увидел другую вселенную. Он вошёл
в ту вселенную, пошёл на небесные планеты и достиг Брахма-локи. Там он
прожил всю жизнь равной продолжительностью жизни Брахмы. п, однажды,
неожиданно он увидел скважину в покрытии вселенной, и он подумал: "Да,
сейчас настал мой шанс." Он быстро вошёл в это отверстие и покинул ту
вселенную. п затем он увидел огромный океан. В этом океане он увидел
миллионы вселенных. Смотря на этот океан он увидел реку Вираджу. Эта
река Вираджа, имеющая ещё название причинного океана, является рекой,
которая разделяет материальный мир - даридхаму от харидхамы -
духовного мира. Это последнее препятствие для йога, который хочет
возвратиться в духовный мир. Он должен пересечь эту реку Вираджу. Эта
река имеет очень сильное течение, и большинство йогов не могут
пересечь её. Они входят в сильное течение этой реки, но их смывает, и
они снова вынуждены возвратиться в материальный мир.
Как-то Дурваса муни думал о Господе Кришне, и так он вошёл в реку
Вираджу, и, когда он пересекал эту реку, он опять вдруг очутился во
Вриндабане. Он смотрел на лес Вриндабана, он увидел холм Говардхану. В
пыли на этом холме было много кружков после танца-раса. Он увидел
берег Ямуны, и он стал таким счастливым. Затем он вошёл в лес, который
был полон гопами и гопи, и миллионами коров-сурабхи. п вдруг он увидел
кого-то, кто излучал свет в миллионы солнц. Он увидел блестящий
лотосный цветок, имеющий 1000 лепестков, и он снова увидел там Господа
Кришну - пзначальную Личность Бога, Господа Шримати Радхарани, царя
Голоки и бесчисленных вселенных.
Когда Шри Кришна улыбнулся ему, мудрец вышел изо рта Кришны. п
тогда мудрец увидел сына Нанды Махараджа - Господа Кришну. п сейчас он
понял, что сын Нанды Махаражда, Кришна, не обычный пастушок. п Дурваса
муни снова и снова кланялся Ему. Со сложенными руками он произнёс
следующие слова: "Всем своим сердцем я поклоняюсь прекрасному, сладко
улыбающемуся сыну Нанды, чьи широкие глаза подобны лотосным лепесткам,
чьи губы подобны плодам бимба, и чьё тело подобно цвету муссонного
облака. Снова и снова предлагаю тебе поклоны, являющемуся спутником
Баларамы и сыном Нанды." Таким образом Дурваса муни чувствовал такое
неописуемое счастье. Он поклонился перед Кришной медитируя на Него,
воспевая Его славу, и после этого он направился на север в свой
Бадарик-ашрам. Джайа!
Еще осталось пять минут. Есть ли вопросы? Вопрос на любую тему.
Вопрос: неслышно.
Ответ: Кришна - причина всех причин, но непосредственным
создателем или вторичным создателем этой вселенной является Господь
Брахма. Творение материального мира состоит из 9 процессов или этапов.
Три первых этапа творения делает Господь Брахма, будучи полностью
уполномоченным Господом Кришной. Остальные шесть предворительных
этапов творения выполняет Господь Кришна, никто другой не может это
делать. Даже Господь Брахма, если его не уполномочит Господь Кришна,
он ничего не сможет сделать. Поэтому Господь Брахма в своей
"Брахма-самхите" молится Кришне: "Говиндам ади-пурушам там ахам
бхаджами". "Сарва-карана-каранам" - Ты - настоящая причина всех
причин. Но Кришна тоже может уполномочить, то есть дать силу живым
существам, чтобы они, в свою очередь, творили. Понимаете?
(Женщина изумлена, что Верховный Господь может быть ребёнком.)
Поэтому я рассказал историю, объясняющую, что та же проблема была
и у Дурваса муни. п, хотя Кришна принимает вид маленького обычного
ребёнка, Он всёже не просто обычное живое существо. Даже мы можем
принять вид мальчика, мы ведь однажды тоже были детьми. Неужели вы
думаете, что пзначальная личность, Причина всех причин не может
принять образ мальчика? Конечно Он может это сделать. Такой аспект
Бога тоже существует. В "Бхагавад-гите" Тот же самый Кришна проявил
свою вселенскую форму Арджуне. Та вселенная Бога, она такая же большая
как и эта вселенная. Согласно желаниям преданного Кришна может
проявить Себя так, как преданный этого желает. Если вы хотите видеть
Бога таким, Он может проявить Себя таким, как вы желаете. Вы можете
иметь с Ним такое отношение, какое вы хотите. Это удовлетворяет?
Ещё вопросы?
Вопрос: Скажите пожалуйста, если человек помнит своё воплощение,
когда он являлся во Вриндабане, что он должен сделать в этой
жизни, если он встречался с Кришной 5 тысяч лет тому назад?
Ответ: Повторяйте Харе Кришна. Когда вы повторяете Харе Кришна,
вы общаетесь с Кришной. Я сомневаюсь, что если бы вы это помнили, то
вы всё ещё находились бы здесь. А если бы вы помнили Кришну, то вы бы
не были в замешательстве и не задавали бы такой вопрос: что мне
делать? Начните делать что-то маленькое сначала. Начните с этого, а
потом будем говорить о чём-то большом. Сделайте первый шаг, потом вы
сможете перескакивать через горы. Но сначала вы должны научиться как
делать твёрдые шаги в духовной жизни. Если мы не правильно делаем даже
маленькие вещи, мы не должны думать о больших. Мы часто приводим
пример игры на мриданге, барабане. Если вы не научились хорошо играть
на маленьком барабане, вы не можете играть на большом барабане. Вы
должны научиться искусно выполнять все эти маленькие вещи в сознании
Кришны: правильно читать Харе Кришна, слушать о Кришне, следовать
правилам. Давайте станем совершенными на этом уровне. На самом деле,
если вы сможете совершенным образом следовать основным положениям и
принципам сознания Кришны, то вы уже совершили что-то очень великое.
Ничего больше не нужно. Если вы станете просто сознающим Кришну - это
довольно большое дело. Нет никого более великого чем Кришна. Если вы
станете сознающим Кришну, тогда вы тоже величайший.
Ещё вопросы?
Вопрос: Расскажите пожалуйста об уходе Господа
Нитьянанды.
Ответ: Я не рассказчик этой истории.
Вопрос: неслышно.
Ответ: Всё зависит от того, чего вы заслуживаете. Кришна даёт
всегда что-то, несмотря на то - спрашиваете ли вы или нет. Даже если
вы и спросили у Него, это лучше, чем полностью забыть Кришну. Но
сознание Кришны учит людей, что они не должны просить у Кришны ничего
материального. Например, если нищий обращается к царю и просит у него
горстку пепла. Мы не должны обращаться к Кришне с нашими материальными
желаниями. Вы не должны сомневаться, что и без вашей просьбы Он и так
устраивает всё очень хорошо. Всё устроено Кришной очень хорошо. Каждое
действие влечёт за собой соответствующее противодействие. Чего
большего вы хотите? Если вы делаете что ни будь хорошее, вы получите
хорошие результаты от этого, если вы делаете что ни будь плохое, вы
получите плохой результат. Всё совершенным образом устроено. Кришна
всегда даёт результаты. Даже если вы не попросите у него, Он даст вам.
Видите, как Кришна поддерживает существование каждого? Птица не
молится Богу: "Пожалуйста, устрой мою жизнь так-то и так-то." Он
всегда даёт всё. Если вы попросите Кришну дать вам что ни будь, Он
устроит вам это, для Него нет проблем, но Он даст то, чего вы
заслуживаете, согласно тому, чего вы делаете, согласно вашему
сознанию, согласно вашей карме, Он даст вам. Этот ответ удовлетворяет
вас? пли что вы хотите услышать?
Я только что объяснил, что это всё зависит от вашей деятельности,
от вашей кармы, от вашего сознания. Это всё определяет эту жизнь и
следующую жизнь. псходя из этого, вы получите результат сегодня,
завтра или в следующей жизни. Неужели это так трудно понять? Если вы
не можете понять этого, тогда, пожалуйста, не задавайте такой вопрос.
Это очень простой момент.
Другие вопросы?
Вопрос: Неслышно.
Ответ: Потому что в сердце всё ешё остаются какие-то следы
загрязнений. Вишванатх Чакраварти Тхакур объяснил всё это, разные
стадии очищения. Нашта, найштика означает - утверждены в сознании
Кришны, но всёже в вас могут оставаться какие-то загрязнения. Хотя в
основном мы утвердились, но пока вы не достигнете твёрдости, вы не
находите покоя, ваше сердце доставляет вам много беспокойств. Вы всё
ещё материально обеспокоены. Но позже вас уже ничего не будет
возбуждать. Хотя и могут оставаться некоторые нечистоты, они больше не
влияют на вас так, чтобы это плохо повлияло на ваше сознание. Мы
утверждены. Но всёже могут оставаться некоторые нечистоты. После этого
мы должны возвыситься на более высший уровень сознания Кришны и
развить сильный вкус к сознанию Кришны, ручи - сильный вкус. Даже и на
этом уровне могут оставаться нечистоты. Вы всё больше и больше
привязываетесь к Кришне, и даже на этом уровне у вас в сердце могут
оставаться нечистоты. Даже на уровне бхавы. Бхава означает, что на
этом уровне вы больше не видите разницы между Кришной и Его именем.
Бхава означает, что вы развили и можете проявлять духовные эмоции. В
духовной жизни тоже остаются чувства такие как любовь, дружба и так
далее. Даже и на этом уровне могут оставаться нечистоты в нашем
сердце, их незначительные оттенки. п сказано, что даже Бхарата
Махарадж, он упал, находясь на уровне бхавы. Поэтому сказано, что
почти, почти полностью уничтожены эти нечистоты.
Ещё вопросы?
Вопрос: Говориться, что вера бывает в трёх гунах. Как избавиться
от веры в тама-гуне? п бывает, что вере почти совсем пропадает я
ничего не понимаю. Это от кармы зависит или это что-то другое?
Ответ: Наша вера никогда не бывает сильной, она всегда слабая,
иногда просто она бывает немножко сильней. Вот таково наше положение,
но не как-то иначе. Наша вера всегда очень слаба. Нам надо немножко
окрепнуть. Мы не должны удивляться этому. Мы ещё погружены в эту грязь
материального существования, просто мы немножко голову помыли,
высунули. Вот в таком положении мы находимся. Мы не очень сильны в
сознании Кришны. пногда нам удаётся достичь какой-то решимости. Это
естественно, потому что мы только сейчас выходим из майи. Как вы
можете задавать такой вопрос? Как вы можете говорить, что вот иногда я
забываю Кришну? Мы забываем Кришну постоянно. пногда нам удаётся
вспомнить Кришну. Таково наше положение. пногда мы думаем: "Я
настолько в сознании Кришны, но иногда я забываю Его. Как это
возможно? Я такой продвинутый преданный, и всёже я забываю о Кришне."
Мы не должны думать так. Мы должны быть счастливы и благодарны Кришне,
что иногда мы можем вспомнить о Нём. Мы должны продолжать прилогать
большие усилия, чтобы больше и больше утвердиться в сознании Кришны.
Это наше естественное положение.
Переводчик: Я наверное не так немножко перевёл вопрос, сейчас я
уточню.
Да, в таком состоянии, когда мы не ощущаем Кришну, не чувствуем
веру в Кришну, это на нас воздействует гуна невежества. Всё это
объясняется в "Бхагавад-гите", все эти разные стадии веры. Там чётко
объясняется вера в страсти, благости и в невежестве. Естественно,
когда мы забываем Кришну, мы находимся в невежестве, в гуне
невежества. Но это состояние не вызвано кармой. Наша карма никогда не
может обеспокоить наше сознание Кришны. Сознание Кришны - внутренний,
духовный процесс. Ничто не может повредить нашему сознанию. Это наша
независимость, наша свобода выбора. Но иногда, в начале сознания
Кришны, нас может обеспокоить что-то из-за кармы. Это анартхи, они
могут обеспокоить наше сознание. Но ни в коем случае не следует терять
решимость. Если у вас очень сильное желание - я хочу стать сознающим
Кришну, тогда ничего не может вас обеспокоить. Да, может быть какое-то
беспокойство из-за наших плохих привычек. Мы привыкли делать столько
сумасшедшего, и мы можем испытывать какое-то влияние этого, прошлых
наших действий. Мы должны научиться как терпеть всё это и с решимостью
продолжать свой путь. п всё это скоро уйдёт.
Прабхупада приводит пример дрессировки льва. Как вы должны
дрессировать льва? Прабхупада объясняет, что в течении недели вы
должны недавать ему никакой пищи, тогда лев становится очень слабым.
Затем, в первый раз, вы немножко к нему приближаетесь и бьете его
хлыстом, и он очень боится. п затем вы уходите. На следующий день вы
снова приходите к нему с хлыстом, а в другой руке у вас немного пищи.
Вы даете ему пищу, и он очень почтительно к вам относится. После
этого, несмотря на то, что лев такой сильный, если он увидит человека,
держащего хлыст, он испытывает страх. Вот так надо воспитывать и
дрессировать свои чувства и ум. Не давайте им никакой пищи. Скажите
чувствам и уму, что это исключается, чтобы они занимались какой-то
глупостью. Тогда они ослабнут. Они потеряют свою материальную силу, и
тогда вы иногда должны их бить хлыстом. Так, чтобы в следующий раз,
когда чувства хотят наслаждаться, вы уже научитесь контролировать свои
чувства. Вы сразу же должны ударить их хлыстом, или показать этот
хлыст. Как, допустим, вот эта палка [берет в руки данду]. Эта палка
считается как бы наказанием данным Господом, и когда вы видите эту
палку, вы вспоминаете: у-у!
В одном смысле сознание Кришны, это процесс отречения. Сарвабхава
Бхаттачарйа молился Господу Чайтанье Махапрабху таким образом: "Ты
явился для того, чтобы объяснить нам процесс преданного служения через
вайрагья-видью, то есть отречение и знание." Пока мы не будем
практиковать отречение и знание в сознании Кришны, мы не сможем
продвигаться, потому что чувства слишком могущественны, ум слишком
силен. Мы должны научиться, как практиковать вайрагью - отречение.
Любой брахмачарий, грихастха, санньяси, домохозяин, все должны
практиковать отречение, иначе, те же самые чувства, они охватят нас.
Надо делать все под руководством духовного учителя. Он знает, как
дрессировать обусловленную душу, которую можно сравнить со львом.
Еще вопросы?
Вопрос о том, можно ли читать книги не связанные с сознанием
Кришны.
Ответ: Это зависит от того, в каком состоянии ваше сознание
Кришны. Если вы правильно понимаете книги Шрилы Прабхупады, тогда в
этом нет опасности. Сначала мы должны должным образом понять книги
Шрилы Прабхупады. Мы хотим научиться сознанию Кришны, почему нам мадо
изучать другие книги? У нас ещё столько того, чему нам надо учиться.
Шрала Прабхупада сказал, что мы должны изучить все его книги как
минимум 10 раз. Я высчитывал, сколько времени это займёт, это пол
вашей жизни вы должны изучать. Вы должны научиться столькому о Кришне.
Почему вас волнуют другие книги? Здесь столько изучать! Если это нужно
для вашей проповеди или для вашего служения, это совсем другое.
Еще вопросы?
Вопрос: В "Бхагаватам" говорится, что Дхрува-лока является
Вайкунтхой, одной из планет духовного мира. Как может простая джива
управлять духовной планетой?
Ответ: Это освобожденная джива. Бог может наделить властью любого
и позволить все, что угодно. Это доставляет Ему удовольствие. Он
всегда хочет, чтобы заслуга досталась Его преданному. Кришна может
устроить так, что все будет возможно. Вы хотите это сделать? Почему вы
задаете этот вопрос?
Вопрос: Преданный должен развивать в себе смирение, значит ли
это, что он должен терпеть унижения?
Ответ: Терпеть унижение по отношению к себе? Да, обязательно.
Надо терпеть эти унижения, в этом смысл скромности и смирения.Вы
должны стать смиренней травинки на улице, это и есть смирение. Кто-то
постоянно наступает на травинку, она наклоняется, затем опять встает.
Затем кто-то другой наступает на нее, - опять выпрямляется. Еще кто-то
наступает - опять выпрямляется. В этом смирение. Мы должны стать
смиренными для того, чтобы продолжать свой путь в сознании Кришны.
Потому, что будет столько препятствий. Если мы не будем скромными,
смиренными и терпеливыми, то как мы сможем продолжать этот путь? Надо
стать смиреннее травы, терпеливей дерева...

Харе Кришна