йатха пунах све кха идам нивешйа
шете гухайам са нивртта-врттих
йогешварадхишвара эка этад
ануправишто бахудха йатхасит

йатха –— подобно; пунах — снова; све — в Его; кхе — вселенская форма (вират-рупа); идам — эту; нивешйа — входя в; шете — возлежит; гухайам — во вселенной; сах — Он (Личность Бога); нивртта — не прилагая усилий; врттих — средства к существованию; йога-ишвара — повелитель всех мистических сил; адхишварх — владыка всего сущего; эках — единственный; этат — это; ануправиштах — входя затем; бахудха — неисчислимыми; йатха — подобно; асит — существует.

Он входит в собственное сердце, распростертое в виде неба, и ложится в нем. Таким образом, Он помещает все мироздание в этом пространстве и распространяет Себя в мириады живых существ, относящихся к различным видам жизни. Ему не нужно прилагать никаких усилий для поддержания Своего существования, ибо Он — повелитель всех мистических сил и владыка всего сущего. Это отличает Его от прочих живых существ.
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады: Описания процессов творения, поддержания и разрушения, которые приводятся в различных частях "Шримад-Бхагаватам", относятся к разным эпохам (калпам). Поэтому разные авторитеты, отвечая на вопросы своих учеников, описывают их по-разному. Эти различия не касаются законов, управляющих процессом творения, так же как никто из них не ставит под сомнение то, что этот процесс находится под контролем Господа, и тем не менее процессы творения в разные калпы протекают несколько по-разному, отличаясь друг от друга несущественными деталями. Огромное небо-это материальное тело Господа, которое называют вират-рупой, и в пределах небесной сферы — сердца Господа — помещается все материальное мироздание. Поэтому все сущее, начиная с неба, первого материального элемента, доступного восприятию грубых материальных чувств, и кончая землей, называют Брахманом. Сарвам кхалв идам брахма: "Не существует ничего, кроме Господа; Он один и только один". Живые существа суть проявления Его высшей энергии, а материя представляет собой Его низшую энергию; сочетание этих энергий образует материальный мир, который покоится в сердце Господа.

КОММЕНТАРИЙ Его Святейшества Бхакти Бхринга Говинды Свами:
Итак, в этом стихе использовано два очень важных слова. На самом деле, мы даже не можем говорить, что здесь есть два важных слова, так как каждое слово является важным. Это потому, что "Шримад-Бхагаватам" — это сама Верховная Личность Бога. Поэтому каждое слово и каждый слог "Шримад-Бхагаватам" содержит в себе законченную Верховную Личность Бога. Наши великие ачарьйи поклонялись каждой букве "Шримад-Бхагаватам". Но здесь есть особое место “йогешвара“. Это слово объясняется как “Господь, являющийся Господином всей мистической силы". Он объясняет в "Бхагавад-Гите", что такое "мистическая сила". Там Он говорит, что чтобы мы не воспринимали в этой вселенной, всё является экспансией Его могущества. Прошлым вечером мы говорили об этом. Всё, что мы можем видеть, является энергией Господа. Это не точно Сам Господь, но по крайней мере Его энергия. Но энергия и источник не могут быть отделены друг от друга. Необходимо понять, что это единое целое. Сегодня днём вы можете увидеть сияющее Солнце на небе. Если посмотреть на Солнце, то можно понять, что внутри находится Бог Солнца. Также есть солнечный шар и сияющее солнечные лучи, которые вскоре заполнят всё небо и достигнут Санкт-Петербурга. Сейчас мы можем сказать, что луч Солнца и Бог Солнца являются одним и тем же потому, что Бог Солнца обладает всей энергией во всей полноте. Но солнечный луч является всего лишь его фрагментарной частичкой. Но в определённом смысле это одно и тоже, поскольку всё это исходит из Солнца. Такова философия одновременного единства и противоположности с Господом. Всё, что мы воспринимаем в этом мире едино с Ним и отлично от Него. Даже живое существо едино с Господом, но отлично от Него. И как мы можем понять это различие?
Наше понимание основывается на "Бхагавад-Гите". Для того, чтобы разъяснить все непонятные моменты на будущее, Господь объясняет Арджуне очень чётко этот момент в "Бхагавад-Гите". Господь знал, что будет существовать класс философов, которые будут говорить, что всё есть Брахман, всё есть Бог и все мы — также Боги. И что же самое первое Он говорит Арджуне? Он говорит: "Арджуна, не было никогда момента, когда бы Я не существовал, также как и ты, как и все эти цари на поле битвы. И в будущем не будет времени, когда мы не будем существовать". Если мы посмотрим на определение "Бхагавад-Гиты", то увидим, как Господь определяет множественность живых существ и Сверхдуши. Он говорит, что нас двое. Вы можете убедиться, насколько Кришна мудро говорит об этом. Кришна очень мудрая Личность. Он говорит, что не было такого времени, когда бы мы не существовали. Мы существовали в прошлом, мы существуем в настоящем, и затем Он говорит: "Никогда не наступит такое время, когда нас не будет". Господь, который является Йогешварой, Повелителем всех мистических сил, Всевышним Господом, говорит, что нас будет двое и в будущем всегда будет так.
Почему Он говорит об этом? Он знал, что будет существовать класс философов, которые будут говорить, что необходимо посвятить себя медитации и при её помощи достичь совершенства, избавиться от этого иллюзорного покрытия майи, таким образом можно будет понять, что я являюсь Богом. Это случится в будущем после того, как вы потратите всю свою медитацию на изучение "Веданты". Если всю свою жизнь воспевать все эти мантры: "Ом тат вам аси", — можно избавиться от этого покрытия невежества и понять, что я — Бог. Но Кришна настолько мудр. Он пристрелил этих людей своим первым же утверждением из "Бхагавад-Гиты". Он говорит, что в будущем не будет времени, когда мы не будем существовать. В будущем вы также будете сохранять свою индивидуальность, если даже вы достигнете совершенства. Кришна настолько совершенный проповедник, настолько совершенный философ. Он говорит, что всё является Брахманом, всё в этой вселенной , что мы можем воспринимать, исходит от Господа. Так, например, в начале "Шримад-Бхагаватам", о чём говорится в первую очередь:
ом намо бхагавате васудевайа
джанмадй асйа'нвайад —
всё, что существует, является эманациями из Кришны, исходит из Него. Поэтому эти тела, снег, который лежит на деревьях, замёрзшая вода в Неве, солнце — всё это является Брахманом. Они едины с Господом, но в то же время они отличны от Него подобно тому, как солнечный луч отличается от Бога Солнца. Мы должны попытаться понять эту философию. Мы являемся Брахманом, но Господь является Парабрахманом. Мы являемся атмой, но Господь является Параматмой. Мы являемся ишварой, но Господь — Парамишвара.
Иногда, как странствующий санньяси, я посещаю различные храмы, и ко мне приходят преданные и жалуются. Они говорят: "Этот комендант храма (или президент) думает о себе как об ишваре. Но я говорю: "Да, это и есть ишвара". Каждый в этом мире является ишварой потому, что мы едины с Господом. Но он является Парамишварой, а мы — очень ограниченные ишвары. И если мы будем использовать свои склонности к контролю ради Верховного Контролирующего, то мы сможем избавиться от иллюзии. Это называется одновременное единство и отличие от Господа. К Господу можно приблизиться через это философское понимание и практики бхакти-йоги. На самом деле, невозможно понять эту возвышенную философию до тех пор, пока мы не занимаемся преданным служением Господу. Господь Сам об этом говорит в "Бхагавад-Гите" (18.55): бхактйа мам абхиджанатийаван йаш часми таттватах, — Только тогда, когда твоё сознание очиститься через процесс бхакти-йоги, ты сможешь понять Меня целиком. Только тогда, когда твоё сознание станет чистым, ты сможешь понять, что брахмано хи пратиштхахам — Я являюсь источником Брахмана. Комментарий Шрилы Прабхупады, который мы сегодня читали, говорит об этом: сарвам кхалв идам брахма — "Всё является Брахманом". Всё, что существует в Творении является Духом. Но, если мы заняты преданным служением то, что происходит? Мы начинаем пробуждать наше воспоминание о Господе, мы снова начинаем пробуждать отношения с Ним. Мы вспоминаем, что Господь является Источником всего. У нас есть отношения с Господом. Это не является чем-то искусственным. Взаимоотношения с Господом заложены в сердце каждого живого существа.
Кавирадж Госвами описывает это в "Чайтанйа-Чаритамрите": "Ваши любовные отношения с Кришной уже существуют в вашем сердце". Это не то, что можно получить где-то в другом месте. Он говорит, что знание об этих взаимоотношениях должны быть пробуждены через преданное служение. И какова же самая первая форма преданного служения, которую Кавирадж Госвами упоминает в этом стихе? Он говорит: "Шраванади", —то есть, что мы должны много слушать о Кришне. И благодаря продолжительному слушанию о Господе, эти могущественные темы смоют с нашего сердца всю грязь и осквернение. Когда сердце будет очищено, единственное, что у нас останется — это вечные отношения с Богом.
Также в Третьей Песне "Шримад-Бхагаватам" происходит беседа между Господом Капилой и Его матерью Девахути. Мать Девахути спрашивает Капилу, задавая Ему различные вопросы, точно также как Видура задаёт вопросы Майтрйе Муни. Почему здесь произносятся вопросы и даются ответы? Видура понимает, что, слушая кришна-катху, сердце его всё больше и больше очищается. Девахути также задаёт вопросы Капиле. Какой же самый первый вопрос, который она задала? Она сказала, что всё является Брахманом. Всё есть Дух". Она говорит: "Я являюсь дживой. Джива — это вечная энергия Господа. Но я являюсь вечной дживой, внутренней энергией Господа и сейчас нахожусь внутри внешней Его энергии, которая тоже является вечной". Девахути продолжает: " Одна вечная энергия, которой являюсь я, соединилась с другой вечной энергией, которая является материальной энергией Господа. Как я смогу освободиться, если эти взаимоотношения вечны?" . Неплохой вопрос. Не правда ли? Если бы ваша мама задала вам такой вопрос, то вы были бы в экстазе. Если бы моя мать задала бы мне этот вопрос, то мои волосы точно встали бы дыбом от экстаза. И как же Капиладев ответил маме? Он сказал, что ты должна заниматься очень строго и чётко, очень сконцентрированная преданным служением., следуя всем принципам садхана-бхакти-йоги. "В дополнении к этому ты должна совершать усилия, чтобы слушать о Кришне на протяжении долгого-долгого времени. И благодаря этим видам деятельности, ты пробудишь свою изначальную природу, ты сможешь освободиться от своей запутанности в майе", — таков процесс, предписанный для нас.
Мы не сможем понять Господа во всей Его полноте. Господь безграничен, поэтому мы не можем понять Господа вот таким. Но мы можем понимать Господа через вечность потому, что, на самом деле, даже Кришна не может понять Сам Себя во всей полноте. Шрила Прабхупада рассказывает одну историю в «Нектаре преданности».
Однажды Кришна был в Двараке. Он проходил по залам Своего дворца. В каждом дворце Двараки все колонны были сделаны из бриллиантов и рубинов. Всё там было красиво отполировано и отражалось подобно зеркалам. Кришна шёл по залу в один из прекрасных дней и, повернувшись, посмотрел на колонну. Он воскликнул: «О! Это ещё кто такой? Кто эта красивая Личность? Кто же это? Каждое мгновение Его красота увеличивается. Кто сможет соперничать с такой красотой? Это находится за пределами моего понимания». Даже у Кришны возникают проблемы, чтобы оценить Себя во всей Своей полноте.
Но если мы будем чётко и строго следовать тем указаниям наших духовных учителей, которые нисходят через гуру-парампару, то тогда мы сможем осознать эти темы быстро и достичь освобождения из этого материального мира. Это будет основано на служении и слушании. Господь Чайтанйа говорит: «Чето-дарпанам-марджанам», — чем больше мы посвящаем себя шри-кришна-санкиртане, чем больше мы слушаем тем о Кришне, тем больше очищается наше сердце. Он говорит, что самый первый аспект, который появляется о слушания «Шримад-Бхагаватам» и занятия преданным служением это то, что с сердца смываются все ложные концепции.
Сразу мы не можем понять, кто мы такие. Наше видение себя покрыто туманом. Шрила Прабхупада приводил такой пример. Если взять фотоаппарат, не такие как у всех, которые автоматически перематывают плёнку, а старой модели или как старые русские фотоаппараты и затем делаете снимок, но забыли перемотать плёнку. Далее снова вы делаете ещё один снимок сверху этого кадра. Получается двойное изображение, наложенное друг на друга. Потом вы третий раз фотографируете на тот же кадр. Постепенно это изображение станет чёрным и невозможно будет увидеть изначальный образ. Шрила Прабхупада говорил, что наше сознание подобно этому. Мы думаем о себе как о русских, в прошлой жизни вы наверное думали о себе как об американцах, а за жизнь до этого думали, что вы — сибирские волки или вриндаванские кобры. В нашем сознании столько впечатлений о материальной жизни. Но через этот процесс слушания и воспевания о Кришне, слушания и воспевания Святого Имени все эти ложные понимания будут смыты с сердца.
Затем Господь Чайтанья говорит, что огонь материальной жизни тухнет. Далее мы сможем начать вечную жизнь любви к Кришне, поэтому мы должны совершать эти усилия, очень усердно заниматься преданным служением, никогда не падать ни при каких обстоятельствах. Кришна говорит (Б.Г. 14.26):
мам ча йо 'вйабхичаренабхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитанбрахма-бхуйайа калпате
Тот, кто все свое время отдает преданному служению, ни при каких обстоятельствах не сходя с избранного пути, тотчас же поднимается над гунами материальной природы и достигает уровня Брахмана. Некоторые люди, читающие «Бхагавад-Гиту» говорят: «Посмотрите, Сам Кришна говорит, что нам следует подняться на уровень Брахмана, чтобы стать просто светом, и все должны стать богами».
В «Чайтанйа-Чаритамрите» когда Чайтанйа Махапрабху , беседуя с Санатаной Госвами, говорил «Брахман», то подразумевал Верховную Личность Бога. Поэтому, если мы полностью займём себя преданным служением и преодолеем влияние майи, мы придём к нашему пониманию Кришны. О’кей. Большое спасибо. «Шримад-Бхагаватам» ки — джай!
Есть ли какие-то вопросы?

Вопрос не слышен
Б.Б.Г.С: «Шримад-Бхагаватам» известна как безупречная Пурана. «Шримад-Бхагаватам» не имеет тем, касающихся освобождения. «Шримад-Бхагаватам» не соприкасается и с темами возвышения в рай или же получения каких-то чувственных наслаждений в этом мире. На протяжении девяти песен обсуждаются различные истории о войне, различными возвышенными личностями, царями. Иногда они пытались заниматься чувственными наслаждениями, потом приходили в чувство и занимали себя преданным служением Господу. Например, история о Дхруве Махарадже. Он обратился к Господу с материальным желанием. Кришна описывает личностей, подобных Дхруве Махараджу, в 7-ой главе «Бхагавад-Гиты». Он говорит, что некоторые люди обращаются ко мне за деньгами. Дхруве Махараджу нужны были деньги. Он хотел получить царство большее, чем у Господа Брахмы. Для того, чтобы достичь этого, он обратился к Господу. И Господь исполнил желание Дхрувы, но сделав это, Он очистил его. Это возвращает нас к утверждению Шрилы Прабхупады: «Идите в сторону Солнца, и вы согреетесь. Идите в сторону Кришны, и вы очиститесь». Поэтому Кришна не осуждает эти четыре типа людей, которые обращаются к Нему. Несмотря на то, что у каждого из них есть мотив, есть какое-то желание, которое они хотят выполнить. Они не обращаются к Нему ради чистого преданного служения. Кто-то желает иметь деньги, кто-то хочет освободиться от страданий, кто-то любопытен, кто-то хочет получить гьяну. Но Кришна не осуждает их. Он говорит: «Поскольку они обращаются ко Мне , а я намного умнее, чем эти ребята. Они обращаются ко Мне ради чего-то материального, но Я настолько мудр, что одновременно выполню их желания и очищу их».
Он исполнил желания Джрувы, но Он также очистил его. Когда Дхрува возносил иолитвы Господу, он сказал: "Мой дорогой Господь, я искал кусок стекла, ноя, на самом деле, нашёл вместо этого трансцендентную драгоценность. Теперь я уже ничего не хочу". Остаток своих дней Дхрува чувствовал себя очень ужасно из-за того, что он обращался к трансцендентному Господу, желая что-то материальное. Это также для нас урок из "Бхагаватам".
Мы не должны обращаться к Господу, вопрошая о чём-то материальном. Мы не должны обращаться к Господу ради освобождения. Мы даже можем прочитать о демонах в "Шримад-Бхагаватам", которые получают освобождение от Господа. Не так ли? В "Бхагаватам" рассказывается о многих демонах, которых убивал Господь, и они получали освобождение. Если Кришна даёт освобождение таким противным личностям как демоны, почему бы Ему не дать освобождение преданному? На самом деле великий святой Билвамангала Тхакур объясняет, что освобождение стоит у дверей преданного со сложенными руками и говорит: "Прабху, как я могу служить Вам?" И чистый преданный смотрит на него т говорит: "Харе Кришна. Мы не интересуемся освобождением".
Или же в Десятой Песне "Бхагаватам" есть молитва Господа Брахмы, где Он говорит: "Благословенны те люди, которые страдают от результатов своей кармы, но всегда держащие Господа в своём уме и продолжающие прославлять Его, даже несмотря на то, что они страдают. Они осуществляют это словами, телами и сердцами. Эти личности настолько прославленны, что это единственные личности, заслуживающие освобождения".
Мы читаем в "Чайтанйа-Чаритамрите" как Чайтанйа Махапрабху обратил Сарвабхауму Бхаттачарйу, хотя тот был майавади, желая освобождения. Но всё же он был обращён Господом Чайтаньей и стал великим преданным. И вот в один прекрасный день, читая "Шримад- Бхагаватам", он произнёс стих. На санскрите в этом стихе, ког8да речь идёт об этих возвышенных душах, которые, благодаря своем у служению, получают освобождение написано: дживатайа мукти падайа севайа бхак. И Сарвабхауму Бхаттачарйа увидел слово "мукти" — "освобождение" в "Шримад- Бхагаватам" и воскликнул: "Мукти! О как это ужасно!" Он взял свою ручку и, зачеркнув слово "мукти", красивым почерком сверху написал "бхакти". У него от удовольствия появилась большая улыбка: "Хе-хе-хе". Затем он повернулся к Чайтанйе Махапрабху и сказал: "Господь Чайтанйа, посмотри, что я сделал. Взгляни на мой ""Шримад- Бхагаватам"". Махапрабху посмотрел на его экземпляр "Бхагаватам", где было написано вместо мукти падайа севайа бхак — бхакти падайа севайа бхак. Господь Чайтанйа посмотрел на него и сказал: "Слушай, парень, ты не должен так делать. Нельзя ведь слова из "Бхагаватам" менять просто так". Но он сказал: "Ведь здесь написано "мукти", а мукти я ненавижу. Я не могу вообще терпеть эту концепцию освобождения". И Господь сказал: "Успокойся. Сначала ты должен понять, что говорится в "Бхагаватам" на самом деле. Спокойно". Господь Чайтанйа продолжал: "Там говорится мукти падайа севайа бхак. Что это значит? "Падайа" значит "стопы", а "мукти падайа" означает возможность достичь такого положения, к чьим стопам склоняется мукти. На самом деле, мукти всегда склоняется к стопам бхакти". Поэтому говорится, что, если вы постоянно прославляете Господа, то вы получите не освобождение, а чистую преданность Господу. Таким образом, чистое преданное служение велико по отношению к любой форме освобождения. На самом деле, это одно из пяти определений бхакти, которое Шрила Рупа Госвами даёт в "Нектаре преданности". Бхакти велико, чем любой тип освобождения.
То есть "Шримад- Бхагаватам" не имеет ничего общего с чувственными наслаждениями. В "Ведах" очень много говорится о карма-канде. В "Шримад- Бхагаватам" в Первой Песне в первых 7-ой или 8-ой главах рассказывается о беседе Нарады Муни и Вйасадевы. Вйасадева чувствовал себя неважно, и поэтому думал: "Что же я делал неправильно? Я составил все ведические произведения: различные Пураны, другие писания, но всё равно чувствую, что чего-то не хватает". Он сидел в своём ашраме на берегу Сарасвати и медитировал на то, почему он чувствует себя так плохо. И затем прибыл его Гуру Махарадж — Нарада Муни. Сразу же Нарада Муни стал поддевать Вйасадева, сказав: "Ну как? Ты доволен сделанным, написав различные ведические произведения карма-канды, научив всех как хорошо совершать ведические ритуалы, получая хороших сыновей как цель жизни? Стало ли тебе лучше, научив людей этой науке, чтобы совершеннее заниматься чувственными наслаждениями и потом попасть на небеса? Вот поэтому ты и не чувствуешь себя хорошо. Но теперь ты должен описать Кришну, свободного от кармы и желаний освобождения. Эти описания Кришны это и есть "Шримад- Бхагаватам"". Если мы будем очень внимательно изучать "Шримад- Бхагаватам", о после первых девяти Песен мы освободимся от желаний чувственных наслаждений и даже от желания достижения освобождения. Затем, когда мы будем читать Десятую Песнь "Бхагаватам" с чистым сердцем, мы поймём славные игры Господа. Это "Шримад- Бхагаватам".
"А "Бхагавад-Гита", — говорил Шрила Прабхупада, — подобна основанию". В "Бхагавад-Гите" Кришна объясняет всё, что относится к духовной жизни. В конце же этого писания Кришна открывает Арджуне самое сокровенное знание. Первым аспектом конфиденциального знания является Брахман. Следующий аспект этого знания, который описывается, — это осознание Параматмы. Но затем Он говорит, что величайшей тайной всех тайн ведических писаний является возможность сосредоточить свой ум на форме Верховной Личности Бога. Он говорит, что величайшая тайна это:
ман-мана бхава мад-бхактомад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси сатйам тепратиджане прийо 'си ме

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, и, если ты будешь действовать таким образом, Я спасу тебя, и ты достигнешь совершенства. Затем Он говорит: сарва-дхарман паритйаджйамам экам шаранам враджа, — "Отвергни всё остальное и просто предайся Мне". Господь объясняет различные аспекты в "Бхагавад-Гите", но, что Он подчёркивает больше всего, — это полная преданность как высочайший аспект.

Вопрос: Ваше Святейшество, можно ли повторять 16 кругов маха-мантры в уме или шёпотом? Правильно ли это?
Б.Б.Г.С: Мы повторяем мантру в соответствии с указаниями, полученными от Шрилы Прабхупады. Он говорил, что мы должны повторять достаточно громко, чтобы слышать самих себя и другие могли нас услышать. Мы хотим слушать себя, чтобы убедиться правильно ли мы произносим слова. Потому что мы будем сидеть и повторять вот так (Махарадж имитирует невнятной и быстрое чтение джапы). И мой ум уже может улетел в Южную Африку, или же во Вриндаван, где-то в Индию, или же в Новую Зеландию. Если я буду так повторять, и мой ум улетит в какой-то уголок Вселенной, я могу себя не слышать, но кто-то может мне сказать: "Говинда Свами, попытайтесь сосредоточиться на мантре".
Шрила Прабхупада говорит, что мы должны повторять немного громче. Конечно, если мы воспеваем все вместе, то надо позаботиться, чтобы не повторять слишком громко, потому что в противном случае другой человек не сможет сосредоточиться на своей мантре и ему придется слушать вашу. Иногда это случается и я прихожу в гнев: "Уходи из моего ментального пространства". Это похоже на то, как мы едем по Индии. Индусы ездят по-разному, без всяких правил. Поэтому надо попытаться повторять очень мягко и слушать мантру.
Но иногда у человека могут быть проблемы с голосом. Если у вас, например, проблемы с голосовыми связками и вы не можете вслух повторять, у вас болит горло, то вы можете повторять в уме, но необходимо быть очень осторожным, чтобы следить за мантрой.
Шрила Бхактивинода Тхакур описывает оба этих типа воспевания. Но он говорит, что самый лучший тип воспевания — это санкиртана. "Сан" значит "полный". Полное воспевание происходит тогда, когда мы поём во всю глотку, играя на музыкальных инструментах и, подняв руки, танцуем в экстазе. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что недостаточно каждый день повторять круги. Необходимо каждый день погружаться в экстатичный киртан.
Как, например, прошлым летом мы посетили фестиваль Индрадьюмны Свами в Польше. Все думали: "О! Праздничная программа Индрадьюмны Свами наверное так замечательна. Шрила Гурудев такая мягкая личность. Это такой замечательный праздник". Но я хочу сказать одну вещь: Шрила Гурудев такой придирчивый. Если вы попадёте в Польшу, он вам не даст ни минуты отдыха. Вы будете ложиться в 12 часов ночи, а на мангала-арати — в 6 утра. Далее к 9-10 часам утра надо уже быть в микроавтобусах санкиртаны. Как только вы садитесь в автобус, сразу начинает раздаваться звук (Махарадж имитирует сон с храпом). У Индрадьюмны Свами как будто в руках плеть, которой он всех постоянно стегает. Но никто почему-то не жалуется. На самом деле, участие в этой группе подобно беспрерывному плаванию в океане экстатического киртана. Когда я встречаю разных преданных, которые участвовали в этой программе, они говорят: "Это такая замечательная программа". Я спрашиваю: "Почему?" И каждый говорит: "Мы по столько часов в день проводим на харинаме!"
Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что если мы хотим стать осознающими Кришну, то мы каждый день должны нырять в экстатичный киртан. Экстатичный киртан — это не значит быть как зомби. (Махарадж показывает как медлительное воспевание приводит к засыпанию). Это ещё не экстатичный киртан.
Однажды Шрила Прабхупада был в Бомбее. Он там пытался получить собственность на землю. Это была настоящая битва со всеми подряд, чтобы получить это место. Один из моих братьев в Боге по просьбе Шрилы Прабхупады ходил в муниципалитет и пытался выбить лицензию на эту собственность. Иметь дело с индийскими бюрократами намного хуже, чем с русскими. И этот преданный каждый день ходил в муниципалитет и бился там за разрешение в аду под названием Бомбей. Как то вечером он пришёл, а Шрила Прабхупада вечером давал класс по "Бхагавад-Гите". Шрила Прабхупада сказал: "Ты должен поучаствовать в киртане". Начался киртан, и преданные начали танцевать в экстазе. Мой друг сидел рядом с Прабхупадой на полу. Вот в таком состоянии (Махарадж показывает подавленный вид преданного). Он рассказывал, что Прабхупада наклонился к нему и начал гладить его по голове. Прабхупада сказал: "И если тебе приходится сражаться в Бомбейском муниципалитете, то по вечерам надо танцевать в киртанах". Поэтому экстатичный киртан значит санкиртану и , благодаря этому процессу, можно очень быстро очиститься. ОК. Шрила Прабхупада ки — джай! "Шримад-Бхагаватам" ки — джай! Нью-Навадвипа дхама ки — джай! Гауре премананде — хари харибол! Харе Кришна.
ШРИЛА БХАКТИ БХРИНГА ГОВИНДА МАХАРАДЖ КИ — ДЖАЙ!!!