Тем, у кого слабые нервы, это не советую читать. Мне и самому
иногда страшно.
В 1987 году меня пригласили проповедовать Сознание Кришны в
Бразилии. Я подумал:"Ну что там особенного ?" Но когда я взял
карту и посмотрел на нее, то увидел, что в середине Бразилии на-
ходятся джунгли Амазонки. По телефону я спросил преданных:"Был ли
кто-нибудь там ? Проповедовал ли кто Сознание Кришны в джунглях?"
Они ответили:"Нет ! Индейцам еще никто не проповедовал !" И
сказали, что где-то на берегу Амазонки есть маленький проповедни-
ческий центр. Я решил:"Еду !" И прямо из Америки отправился в
Рио-де-Жанейро. Во всей Бразилии было тогда около 500 преданных ,
и они распространили пять миллионов книг. Это был очень большой
успех. Я побывал в 37-ми храмах. Каждый день я навещал новый
храм, и на это ушел целый месяц. Но все же мыслями я был в Амазо-
нии. И вот наконец на частном пропеллерном самолете мы прилетели
в городок Манаус на Амазонке, где и находился проповеднический
центр. Там жили девять преданных, и никаких других преданных они
не видели два с половиной года, поэтому они были очень счастливы,
когда увидели нас в аэропорту.
Как только мы вышли из самолета, на нас хлынула жара джунглей и
сразу же покрыли москиты. Нас отвезли в храм, который был очень
беден. Я сразу спросил:"А вы когда-нибудь ходили в джунгли пропо-
ведовать Сознание Кришны?"
"Нет ! Только не в джунгли ! Там стреляют трубочками".
Я сказал:"Ну что ж поделаешь ! Кришна защитит. Давайте поедем !"
Однако у преданных не было ни денег, ни лодки ( по джунглям
можно пробираться только на лодке: никаких дорог). Но я ду-
мал:"Если у нас будет сильное желание, Кришна даст все". И я мо-
лился:"О Господь Чайтанья(1), разреши нам проповедовать там, где
еще никто не слышал о Кришне".
Наступило воскресенье, день, когда проходили программа и пир.
Пришло 50 гостей.
- Харе Кришна ! Харе Кришна ! - пели преданные на мотив лати-
ноамериканской самбы и танцевали. Там была одна очень полная жен-
щина. Она хорошо танцевала и пела, но больше всего любила
прасад(2), а выглядела же она как дама из весьма аристократичес-
ких кругов.
"Кто это матаджи(3) ?" - спросил я.
"Это Тарсилья Мендес, жена губернатора штата, - ответил один из
преданных. - Она регулярно приходит в наш храм".
"Что?! Почему раньше не сказали? Быстро давай ее сюда, я хочу с
ней поговорить ".
"Харе Кришна, Свамиджи(4),"- сказала она.
"Очень приятно вас встретить!"
"Нет, я только маленькая служанка Кришны".
"Очень хорошо",-сказал я и предложил ей выполнить какое-нибудь
служение для Кришны.
"Да, хорошо. Я согласна, - ответила она. - Преданные никогда
меня не просили прежде что-нибудь сделать".
"Что ж они так!"- поругал я преданных. - И что бы Вы могли сде-
лать?"
Она сказала:"Все". Я поблагодарил Господа Чайтанью.
"Матаджи, у нас есть идея. Мы хотели бы попутешествовать по
Амазонке, проповедовать в джунглях".
"Очень хорошая идея! Муче буэнос! Но это очень опасно: аллига-
торы, пираньи..." Пираньи - это рыбы, которые мгновенно жрут все.
И если вы упадете в реку, за три минуты от вас останется скелет.
Так что преданные отнеслись к этой идее без энтузиазма, но я ска-
зал им:"Нет! Мы поедем! Матаджи согласна помочь нам". Единствен-
ный путь был лодкой. И она пообещала поговорить со своим супру-
гом и через несколько дней дать нам знать, что получилось. Три
дня я ждал у телефона, когда позвонит матаджи. На четвертый день
телефон зазвонил, и матаджи сказала:"Приходите к реке, у меня для
вас сюрприз". Преданные побежали к реке, там было множество обык-
новенных речных лодок, и среди них было одно большое белое судно.
Я пошутил:"Как неплохо было бы, если б это был наш корабль".
"О! Очень хорошо было бы",- подхватили преданные и стали ис-
кать матаджи среди маленьких лодок.
"Матаджи! Где матаджи?" И когда мы таким образом прошли мимо
красивого белого корабля, из окна его раздался голос: "Харибол(5),
Свамиджи!" Это была матаджи.
"Как? Этот катер? Этот дворец!" Это был личный трехпалубный ка-
тер губернатора штата водоизмещением 100 тонн. Назывался он "Пи-
райба". Там были даже мраморные ванны, кондиционеры, много раз-
ных удобств, на кухне устройство для выжимания сока, большая ком-
ната. Как хорошо! Матаджи сказала:"Это для вас на два месяца. Что
хотите, то и делайте".
"Одна проблема. Как управлять им? Я не умею".
"Нет проблем. Кришна будет управлять этим кораблем". Тут вышли
шесть военных моряков: капитан, его первый помощник, машинист и
трое подручных.
"Это ваши слуги на два месяца".
Я попросил капитана показать, как этот корабль работает, и
поинтересовался :"Кто будет платить за топливо? Корабль большой и
ест много топлива."
"Кришна всем обеспечит",-сказала матаджи.
Я подумал:"Может быть эта женщина - чистый преданный?"
Она вынула две тысячи долларов и сказала:"Нет проблем".
Я добавил:"Матаджи, я не хочу показаться новичком, но кушать
что мы будем?" Она открыла трюм.
"Тонна зерновых. Это для индейцев. И для вас кое-что.
Пойдемте,Свамиджи".
На кухне были большие холодильники, в них мед и молоко на шесть
месяцев.
"А теперь, Свамиджи, проповедуйте". Она села в свой джип и уе-
хала. Я обратился к членам команды:"Вы должны кушать вегетариан-
скую пищу".
"Что?! Без рыбы? Нет! Это невозможно!"
"Но вы должны. У нас будет Божество Нрисимхадева(6). Вариантов
нет".
"Да, да. Но рыбу мы будем есть".
Я сказал:"Нет".
Они:"Да".
"Нет".
"Да".
Тогда я позвонил:"Матаджи, одна проблема".
"Нет,- ответила матаджи, - ни одной проблемы".
"Все же одна проблема,- сказал я, - команда не желает питаться
по вегетариански".
"Это негодяи! Две минуты - и я буду у Вас".
Я посмотрел на берег: там уже несся джип. Вот она уже подни-
мается по трапу и входит.
"Капитан! Какие проблемы? Вы не вегетарианцы?"
"Нет, нет. Без проблем".
" Все нормально? Без проблем?"
" Без проблем".
" Отлично".
" А с вами как?" - спросила матаджи команду.
"Без проблем".
Бразилия как дикий Запад, как ковбои. Но матаджи мне говорит:
"Нет проблем".
"Матаджи, когда Вы здесь, проблем нет. Может быть, Вы инкарна-
ция богини процветания Лакшми?"
"Нет, я всего лишь маленькая служанка Кришны".
Даже сегодня я думаю, что матаджи, возможно, полубогиня, хотя
для полубогини она была слишком объемистая.
Три дня ушло на сборы. Мы взяли с собой Божества Нрисимхадева и
Гаура-Нитай(7), обустроили для них храмовую комнату в одной из
кают и под бразильским флагом отшвартовались. Всего в путь отпра-
вилось 22 преданных и семь человек команды. За поворотом реки мы,
наконец, поняли, что вокруг были за джунгли. Это не Диснейленд,
где за два доллара можно покататься среди пластиковых крокодилов.
Тут настоящие. Капитан хотел собраться для беседы.
"Если вы выпадите из лодки, никто вам не поможет, и я не помо-
гу, - сказал он. - Эти рыбки пираньи вас слопают за три минуты
двадцать секунд. Пирайбарыба, наша тезка, с комнату величиной,
тоже тут плавает. Она может подплыть к каноэ, толкнуть его и гло-
тать людей по одному. Двух этих рыб достаточно, чтобы всех вас
прикончить. Вы понимаете?" Один из преданных сказал:"Да, самое
время возвращаться".
Три дня мы поднимались по реке. Капитан сделал нам пять или
семь прививок от лихорадки и всего остального, что переносят мос-
киты. На четвертый день мы подплыли к деревне. За кронами де-
ревьев можно было видеть поднимающийся дым. Эти деревушки дей-
ствительно очень удалены. Конечно, кто-нибудь там да проплывет,
река большая, - и христианские миссионеры там уже проповедовали
несколько сотен лет, то есть жители их не были совсем уж дикие,
они уже видели белых людей, но очень редко. По мере того как мы
подплывали, мы увидели, что на берегу собралась вся деревня.
Где-то сто человек. И все смотрели на нас. А мы смотрели на них.
Я сказал:"О кей, прабху(8)! Теперь киртан(9)!" Тут началось:"У
меня это болит, у меня то, Махарадж, я еще круги не закончил. Я
устал. Я не убрался в комнате..."
"Харибол, прабху! Все в маленькую лодку и едем на берег". Все
чуть не расплакались. Мы взяли большую кастрюлю с китри(10), кни-
ги, мридангу, караталы(11). Я сказал:"Начинайте петь Харе Кришна!"
"Но, может быть, они испугаются и атакуют нас?"
"Это не наша философия, прабху. Кришна нас защитит".
"Но Кришна остался там, в храмовой каюте!"
"Прабху, Кришна в Своем Святом Имени...И перестань китри есть!"
(Один преданный от растерянности начал вкушать).
"Начинайте воспевать".
И начался очень чистый искренний киртан. Никогда не слышал,
чтобы преданные так воспевали. Кришна, заметь меня, заметь. Криш-
на, Ты видешь меня?... Мы все приближались.
А индейцы, очень удивительная вещь, как только услышали киртан,
начали покачиваться, начали танцевать - и старые, и молодые. Они
покачивались и внимательно прислушивались. И преданные, когда
увидели, не могли в это поверить. Страх прошел, и они пели все
громче и громче. А индейцы стали покачиваться все больше и
больше. Преданные подняли руки кверху, и все индейцы тоже вознес-
ли руки.
Преданные кричали:"Харибол! Харибол! " Индейцы тоже пытались
подражать:"Харибол! Харибол!" Преданные в лодке начали
танцевать:"Харибол! Харибол!" Лодка стала раскачиваться.
"Прабху, прабху, пирайбы, пираньи, осторожней!"
Как только лодка причалила, индейцы вытащили ее на берег и ок-
ружили преданных. Начался очень простой киртан: Харе Кришна, Ха-
ре Кришна. И этим простым киртаном преданные вовлекали индейцев в
воспевание. Так они приняли махамантру(12), а было там 300 или
400 человек. Им казалось, что мы боги, сошедшие с небес. Они не
верили, что кожа может быть белой. Они подходили, терли, терли -
там должно быть черное, покрашен же. Потом они кланялись нам, ка-
завшимся им богами с небес. И тут я стал припоминать как говори-
ла матаджи:"Нет, нет, мы просто маленькие слуги Кришны".
" Кришны? Кто это - Кришна?"
Они немного говорили по-португальски. Кто Кришна? Но как воз-
можно индейцам, живущим в джунглях, объяснить, кто такой Кришна?
И я сказал:"Это самый большой из всех самых больших".
"О!!! Хумба, хумба, хумба..."
"Кришна самый сильный. Кришна отец всех и каждого".
" А!!! Хумба, хумба, хумба..."
Так они восприняли некоторую концепцию Бога. И чтобы было еще
более понятнее, я рассказал им историю о демоне Агхасуре, так как
они знали, что такое змеи даже величиной с целую комнату: питоны,
анаконды...
И я сказал:"Я вам расскажу историю, как один демон пришел в об-
лике большущей змеи, которую никто не мог убить. Этот большой де-
мон-змей пришел во Вриндаван, и когда он раскрыл свою пасть, вер-
хняя губа была до облаков, а нижняя до земли.
"А-а! Хумба, хумба, хумба! "
"Да? Неужели? Такая змея",- сказали они.
"Нет! Такой мы не видели".
"Вот такая змея была, и именно эту змею Кришна и убил".
"О Кришна! Кришна - Бог, Кришна - Бог. Да!"
"Теперь вы поняли, кто такой Кришна?"
"Но миссионеры-христиане никогда не говорили о Боге вот так".
"Да. Поэтому мы сюда и приехали, что бы рассказать, кто Он, кто
Его друзья, где Он живет, чем занимается. Харе Кришна!"
Два дня мы пробыли в этой деревушке, учили людей готовить пра-
сад, и каждый день я давал лекции. Очень простые лекции, так как
они очень простые люди. Трудно было излагать даже основы филосо-
фии. Невозможно было говорить, что мясо нельзя кушать - их жизнь
была рыба, они ели только рыбу. Невозможно было проповедовать о
незаконном сексе - их дети умирали как мухи. Из десяти умирало
семь-восемь. Очень трудная жизнь. Не было смысла говорить об ин-
токсикациях: они не знали ни водки, ни табака, ни наркотиков. Не
было разговора и об азартных играх: нет там ни покера ... ничего.
И я только просил:"Воспевайте Харе Кришна. Воспевайте Харе Кришна"
Через два дня, когда мы собрались уезжать, их вождь пришел уви-
деться со мной. С ним были молодые индейцы. Все они по-христиан-
ски упали на колени и стали умолять:"О! Свамиджи, только не уез-
жайте..." Они даже заплакали:"Свамиджи. До того, как вы пришли,
мы были несчастны, а сейчас мы счастливы. Пожалуйста, только не
уезжайте. Мы хотим стать такими как вы. Мы хотим тоже носить та-
кие прически. Мы хотим, чтобы вы изменили нашу жизнь".
Я подумал:"Да, такова милость ГосподаЧайтаньи! Вот это милость!
Только киртан, прасад и общество преданных что сделали с этими
дикими индейцами! Это сила Сознания Кришны".
Я сказал:"Все-таки нам надо ехать".
Все начали плакать. Я почувствовал демоном. Но мы должны были
отправляться дальше - столько деревень впереди. Нас сопровождал
эскорт. Индейцы бросали цветы и делали всякие вещи, которые, по
их пониманию, выражали уважение. И мужчины, и женщины, и дети -
все плакали. Как только мы вошли в лодку и она отделилась от бе-
рега, они все окаменели. Вся деревня окоменела и наблюдала, как
мы удаляемся.
Преданные махали руками, индейцы тоже старались. И даже оплыв
уже километра на два, мы видели индейцев, которые все стояли и
смотрели. Я сказал:"Посмотрите, что за сила у Господа Чайтаньи.
Как они привлекались к Сознанию Кришны всего за несколько дней. И
кто сумеет остановить это движение? Даже если мы проповедуесамым
низшим из низших, Господь Чайтанья проявит Свою милость. Это дол-
жно вам дать величайшую веру для проповеди Сознания Кришны. Шес-
теро Госвами(13) не делили живых существ на квалифицированных и
не квалифицированных воспринять Сознание Кришны. Они проповедова-
ли каждому".
Таким вот образом мы посещали каждый день новую деревню, и ис-
тория повторялась. Разница была лишь в том, что там уже знали,
что приедут преданные. Уже издалека мы слышали барабаны.
"В чем дело?,- спросил я капитана. - Что эти барабаны означают?"
"Они передают в следующую деревню весть о приближении преданных".
"А что именно они передают?"
"Они передают: белые люди на большой лодке с очень вкусной пищей".
И каждый раз, как только мы подплывали к новой деревне, множес-
тво каноэ окружало нас. Индейцы кричали:"Харибол! Прасад!"
Двадцать четыре часа в сутки мы готовили, а они подходили и
кричали:"Харибол! Прасад!"
"Пять минут!"
"Прасад! Прасад!"

Прошел месяц. Но без опасностей не обошлось. Были очень ядови-
тые мотыльки. Их укус такой же ядовитый, как у кобры. За две ми-
нуты все могло кончиться после их укуса. И ночью преданные ходи-
ли очень осторожно, чтобы случайно не наступить на них.
Утром, когда надо было вставать, а было еще темно, мы зажигали
фонарики, и сразу же слетались эти мотыльки. Так что фонарик на-
до было держать в стороне от себя, чтобы они не подлетели
Иногда деревня была не у берега, а далеко в джунглях. И тут са-
мой большой опасностью были змеи. Там много змей: висячие, ползу-
чие. Индейцы объяснили нам одно правило "техники безопасности".
Если вы идете по тропинке и будите змею, она просыпается и ку-
сает. Но тот, кто идет первым, проходит без проблем, следующий
тоже успевает пройти, а третий обязательно получает порцию.
Индейцы нас обучили: идут двое первых, потом пусто, потом снова
двое и так далее. Третий, таким образом, успевал увидеть змею и
обходил ее.
А однажды я заболел. Было очень-очень жарко. Я выпил воды из
реки и получил жидкую дизентерию.Четырнадцать дней я не мог есть,
вся жидкость выходила из тела. Я выглядел как скелет, и местные
жители говорили:"Три дня осталось жить". Преданные были все очень
расстроились. Они хотели отправить меня в маленькой лодке назад в
Манаус к доктору. Но на это нужно было десять дней, а до смерти
оставалось только три. Один из местных сказал:"Давайте отнесем
его к знахарю-колдуну. Он умеет делать лекарства из трав".
Преданные спросили меня:"Как, Махарадж, Вы согласны?"
"Нет, нет!"
Но началась лихорадка. Преданные в отчаянии понесли меня к это-
му знахарю. Я лишь помню, что проснулся в какой-то хижине и услы-
шал страшные звуки колдуна: Умма, умма, умма! После обеда я был
полностью здоров. Через три дня я уже ходил, начал есть и почув-
ствовал себя сильнее, чем когда-либо. Но этот знахарь из джун-
глей денег не взял:"Если возьму деньги, потеряю силу". Мы угости-
ли его прасадом и провели киртан в его доме.
Когда я рассказал доктору в Рио-де-Жанейро об этой дизентерии,
он сказал, что нужно три месяца, чтобы ее излечить.
"Нет, нет, доктор, за один день". Он не поверил.
Вот такие вещи встречаются в джунглях, совершенно неизвестные
современной медицине.
Начался второй месяц нашей проповеди. Индейцы впереди были ди-
кие и добираться до деревень становилось все труднее и труднее.
Мы узнали, что одна деревня расположена в болотной местности, и
нам нужно было из реки перейти в болото. Днем мы переплыли через
болото, достигли деревни и сделали там программу, но когда надо
было это место покидать, стемнело, и из-за темноты мы потеряли
ориентацию и заблудились.Жарко, темно, комары, к тому же мы весь
день проповедовали, все истощенные. Может быть остаться на ночь?
- крокодилы. Обоняние у них настолько тонкое, что, почувствовав
людей, они сразу начинают приближаться. Становилось действи-
тельно страшновато. Я сказал:"Туда",- и капитан направил лодку,
но она вдруг остановилась и ни с места. Кто-то должен подтол-
кнуть ее. "Может быть Вы, капитан?"
"О, для меня хватит двух месяцев вегетарианства".
И тогда все обратили внимание на меня:"Вы санняси, Вы ничего не
боитесь, Вы чистый преданный".
"Нет, нет. Я маленький преданный".
"Нет, мы знаем, Вы большой, Свамиджи".
Полная темнота, только маленький фонарик. Черная вода. Я поста-
вил одну ногу и поскользнулся. Нога ушла в зыбучий песок. Я на-
чал погружаться. И чем больше я двигался, тем больше погружался.
Вы, возможно, видели это в кино. Песок сам всасывает. Попробовал
рукой - стало затягивать руку.
Я начал кричать:"Харибол, прабху!" Сначала преданные подумали,
что я делаю киртан и запели... Тогда мне было не так смешно, как
теперь. Я знал, что если слишком много погрузиться, то преданные
не смогут меня вытащить. У меня возникла ассоциация с фильмом,
где кто-то тонет,тонет и остается одна шапка. Но преданные доду-
мались и стали вшестером тащить меня как пробку из бутылки, а
сердце быстро повторяло:Харе Кришна, Харе Кришна... Самый быс-
трый киртан, какой я только вел. И эта сила, с которой меня выта-
щили из песка, сдвинула лодку. Она освободилась и тронулась с
места. У меня задрожали руки. Я захотел все-таки увидеть место
своего погружения и направил туда фонарик. Мы уже отплыли на нес-
колько метровИ и везде, где я подсвечивал, виднелись желтые глаз-
ки.
"Капитан, что там?"
"Кукарела, кукарела",-ответил капитан.
"Что за кукарела?"
"Кукарела - значит крокодил".
"Что им нужно тут?"
"Они знают, что звери приходят сюда на водопой и тонут в этом
песке.Пока не утонули полностью, аллигатор что-нибудь откусывает".
И капитан шутливо добавил, хотя мне было вовсе не смешно:"Да,
Свамиджи, Вы были бы большим прасадом для крокодилов".
"Да, Харибол! Вытащите нас побыстрее из этого места".
Через час мы уже были на борту "Пирайбы". Ночью я спал очень
крепко. Но сны были не дай Бог: крокодилы, зыбучий песок, жутко-
ватые шутки капитана.
День за днем мы посещали одну деревню за другой и в первую оче-
редь всегда был первоклассный прасад. Но однажды ночью поднялся
шторм. Вы знаете, что такое шторм на Амазонке? Это целый ураган.
На берегах множество разбитых лодок. И если что, никто не спасет
вас в этих местах за тысячу миль от цивилизации. Если лодка ваша
разбита - все. Итак, в семь часов вечера начался шторм. А ночью
он был такой, что на палубу нельзя было выйти - снесло бы в одно
мгновенье. "Пира" качалась, летала, падала. Всю ночь слышались
голоса преданных, повторявших: Харе Кришна, Харе Кришна. Но
все-таки обошлось, отделались легко. Весь следующий день ушел на
то, чтобы расставить все по местам.
С каждым днем мы все больше учились уважать эти могущественные
джунгли. Несмотря на риск и таившиеся в них опасности, это было
творение Бога, столь же совершенное, как и все созданное Им. Каж-
дое утро золотые лучи восходящего солнца очень красиво и таин-
ственно высвечивали темную зелень и многочисленных лесных обита-
телей : болтливых обезьян, пестрых попугаев, бизонов и диких веп-
рей. Они с любопытством наблюдали за нашими утренними классами по
"Бхагаватам", которые мы проводили на речном берегу. Однажды да-
же леопард проявил к нам интерес - правда, с большого расстояния.
Странно, но часто мы чувствовали себя дома, хотя находились так
далеко от цивилизации.
Через полтора месяца, достигнув конечного пункта нашего назна-
чения - городка Тефе - мы повернули назад. Всего мы посетили 60
или 70 деревень, раздав при этом 65 тысяч тарелок китри и множес-
тво книг. Так как иногда индейцы понимали португальский, они от-
давали деньги за книги, а иногда раковины. Мы тем временем стано-
вились коричневыми и тощими как индейцы, лекарства закончились,
но самое важное, капитан должен был вернуться в определенный
день, иначе он и вся команда теряли работу. Возвращение назад
требовало 15-ти дней вниз по течению, а оставалось всего 14. "Пи-
ра" повернула обратно, да и преданным уже не терпелось вернуться.
Как кони, которых уже поворачивают назад, преданные с охотой воз-
вращались домой.
Сперва мы подплыли к той деревне, в которой уже побывали два
дня назад.
"Я слышу барабаны ,- сказал капитан. - Это означает, что мы
идем. Но мы не можем останавливаться, я не хочу терять работу. Я
должен через 14 дней вернуться".
"Хорошо",- сказал я.
Мы выплыли из-за поворота и увидели, что вся деревня собралась
на берегу. Они пели киртан и били палками в барабаны:Харе Кришна,
Харе Кришна. Они были совершенно счастливы и кричали:"Харибол,
Махарадж! Харибол, Махарадж!"
Капитан сказал:"Никаких остановок".
"Капитан, капитан, посмотрите".
"Никаких остановок".
"Капитан! А, капитан, посмотрите на них".
Вдруг капитан произнес:"Вся слава преданным санкиртаны Шри Чай-
таньи Махапрабху!"- он просто повторил фразу, которую часто слы-
шал от преданных, но она свидетельствовала о перевороте в созна-
нии капитана, потому что он повернул наш корабль обратно к дерев-
не.
"Вся слава преданным санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху!"- он
повернул наш корабль. Не зря, получается, два месяца он ел пра-
сад и особенно махапрасад от Нрисимхадева, который ему давали. И
сейчас, два года спустя, он до сих пор вегетарианец.
Всю дорогу обратно мы останавливались в каждой деревне и верну-
лись, опоздав на 15 дней.
Так завершился наш 1000-мильный круиз по Амазонке. Мы подплыва-
ли к Манаусу, на берег никого не было. Мы все приближались и уви-
дели только одного одного человека. Ближе, ближе...
"Махарадж, кто там? Матаджи?"
"Харибол! Вся слава преданным санкиртаны Шри Чайтаньи Махапраб-
ху".
"Харибол, матаджи!"
"Как, Свамиджи? Никаких проблем?"
"Да, крокодилы, болел, пираньи..."
"Нет, нет, Свамиджи! Никаких проблем. И вы много проповедовали?"
"Да, очень много".
"Идемте ко мне, будет просад".
Она пригласила нас к себе домой , и там был прекрасный прасад.
Капитан стал жаловаться матаджи, что потеряет работу.
"Вы получите повышение",- сказала матаджи. На следующий день я
покинул Манаус, улетев в Рио-де-Жанейро. А губернатор штата при-
шел в храм, к преданным, чтобы услышать от них о нашей проповеди
среди индейцев.

 

Примечания

(1) О Господе Чайтанье мы рассказываем на стр.
(2) Прасад - вегетарианская пища, освященная тем, что она вна-
чале была предложена Господу.
(3) Матаджи (букв. матушка) - уважительное обращение к женщине
(или название ее как третьего лица) в вайшнавской традиции.
(4) Свамиджи - приветливое (но в то же время несколько фа-
мильярное) обращение к санняси (свами) - ведущиму отреченный об-
раз жизни.
(5) Харибол! - традиционное вайшнавское приветствие, переводит-
ся как "Повторяйте Святые Имена Господа!"
(6) Нрисимхадев - воплощение Верховной Личности Бога Шри Кришны
в форме человеко-льва. Он защищает преданных от демонов.
(7) Гаура-Нитай - Господь Чайтанья и Его ближайший сподвижник
Господь Нитьянанда.
(8) Прабху (господин, также мн. ч) - уважительное обращение к
мужчине.
(9) Китри - традиционное ведическое блюдо, приготовленное из
риса и бобовых со специями.
(10) Киртан - совместное воспевание Имен Бога.
(11) Мриданга - глиняный барабан, караталы - медные тарелочки.
(12) Махамантра - "великая мантра", содержащая Святые Имена
Господа Кришны: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Ха-
ре / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
(13) Шестеро Госвами - великие святые, современники Господа
Чайтаньи, посвятившие все свои жизни служению Богу.