...Сегодня день явления Господа Чайтаньи. Господь явился 4го Мая, но это не
точная дата, так как по ведическому календарю он явился в Гаур-пурниму, в
день полнолуния, месяца Пхалгуни. Из 15 месяцев года 14ый называется Пхал-
гуни согласно бенгальскому лунному календарю. И день полнолуния в месяце
Пхалгун считается днем явления Господа Чайтаньи (титхи). Он явился на Пхал-
гуни пурниму. Пурнима - значит полная луна. А Пхалгуни это месяц, который
длится с 15 февраля по 14 марта. В день явления Господа Чайтаньи было боль-
шое празднование. Все обитатели Навадвипы, Его отец..он не был богачем, но
был уважаемым брахманом. Сословие брахманов, особенно в те дни 500 лет на-
зад, брахманы не были очень богатыми людьми, потому что они не стремились к
материальному богатству. Это - особое качество брахманов. Есть 4 класса лю-
дей во всем мире. Люди 1го типа стремятся достичь совершенства этой челове-
ческой формы жизни. Их называют брахманами. Следующий класс людей, их инте-
ресует политическое могущество. Это следующий по важности класс. Первый
класс, это те, кто хотят достичь успеха в этой человеческой форме жизни.
Следующий класс - они хотят стать очень богатыми и наслаждаться в этом мире
с помощью политики. Затем идут те, кто хотят достичь успеха, зарабатывая
деньги путем торговли, это сословие предпринимателей. 1,2,3 класс. А людей
4 класса называют шудрами. Все их желания сводятся к тому, как набить свой
желудок и все.. У них нет разума, чтобы жить как брахманы или же быть кшат-
рием, управляющим и занимать государственный пост, им также не достает ра-
зума, чтобы разбогатеть, стать бизнесменомм или промышленником. Поэтому их
относят к 4му классу людей. Итак это разделение есть везде, во всем мире.
Может они называются как то по-другому, но тем не менее это представители
все тех же 4х классов. Будь то в Индии, в Америке или на Гавайах, в Японии,
где угодно. Если вы изучите общество людей, вы обнаружите в нем людей, ко-
торые не стремятся к материальному процветанию, но ищут..филосовы, ученые,
верующие, идеологи, они не занимаются тем же что и все. Поэтому, естествен-
но, брахманы не богаты...(...)..Потому что они не стремятся к материальному
богатству и внешне кажется, что они очень бедны, но на самом деле они бога-
ты знанием. Но людей не волнует знание. В наши дни, по крайней мере, они
думают о том, как обрести материальное положение. Они думают, что эта жизнь
дана им для более изощренного наслаждения чувств. Так обычно думают люди. В
этом городе и любом другом, каждый соперничает с другими, желая разбога-
теть, накопить деньги и силу, чтобы потом наслаждать свои чувства. Как мне
сказали мои ученики, этот остров Гаваи, сюда приезжает много туристов. Ту-
ристы все богатые люди и они приезжают сюда, чтобы тратить деньги на
чувственное удовлетворение. Это - закон, принцип современного общества. За-
рабатывай деньги, любыми путями, забыв обо всяком духовном продвижении и
наслаждайся. Это не ново. Но в настоящее время, в этот век, такое умонаст-
роение распространилось необычайно широко...
..Когда я приехал сюда, я был очень счастлив услышать, как здесь поют
Харе Кришна, как хорошо, что в этом великом городе чувственных наслаждений
по крайней мере в каком-то одном уголке города слышатся звуки Харе Кришна
мантры. Сегодня, конечно же, пока наши попытки проповедовать воспевание
этой Харе Кришна мантры не очень успешны, но это придет. Мой Гуру Махарадж
говорил:Если люди не приходят слушать эту философию, не падай духом. Просто
сиди в своей комнате и проповедуй. Четыре стены будут слышать тебя. Не па-
дай духом" Поэтому у нас нет причин для уныния. Но сегодня - очень важный
день - годовщина явления Господа Чайтаньи. По крайней мере в Индии, особен-
но в Навадвипе. сегодня большой праздник. Тысячи и миллионы людей собира-
ются, чтобы праздновать эту важную дату. Но давайте оставим в стороне внеш-
нюю церемонию и попытаемся понять философию Господа Чайтаньи...Господь Чай-
танья учил тому, и это факт, что жизнь, в поисках материального счастья то
есть в погоне за чувственным удовлетворением...это... Согласно Бхагавад-ги-
те, да и не только Бх. Гите, но и любой мудрости, любому разумному уче-
нию....Кришна говорит:... Аттантикам значит "высшее", "сверхсчастье", пре-
дел счастья. Это вершина счастья. Такое счастье, его невозможно достичь пу-
тем... Прежде всего нужно понять, что такое счастье. Счастье - это наслаж-
дение чувств. Это легко понять. Например, если мне дали какое-то лакомство
и мой язык наслаждается, я чувствую себя счастливым. И взять любой из ваших
физических органов, когда потребности этого органа удовлетворены, это назы-
вается счастьем. Таким образом - суть счастья - это удовлетворение чувств.
Но Кришна говорит... Сверхсчастье, его невозможно достичь ЭТИМИ материаль-
ными чувствами,но ...атендрия - для этого нужны трансцендентные чувства.
Подобно тому, как в настоящий момент наши чувства, мы обладаем грубыми ма-
териальными чувствами. Но наши настоящие чувства покрыты оболочкой. Для то-
го, чтобы вы поняли приведу пример. Допустим,я хочу коснуться чего-то мяг-
кого, чтобы удовлетворить чувство осязания, но если на моей руке - перчат-
ка, я не смогу по-настоящему насладится этим прикосновением. Это можно леко
понять. Чувство у меня есть, но если оно покрыто чем-то искуственным, тогда
даже если если все условия, я не смогу насладится в полной мере. также у
нас есть наши чувства, но теперь они покрыты этим материальным телом. Криш-
на говорит в Бхагавад-гите...,что сверхсчастье можно испытать этими, изна-
чальными чувствами, а не теми, что покрыты оболочкой... Покрытые чувства
ими нельзя по-настоящему наслаждаться... Атендрия - значит трансцендентные,
а не эти, покрытые оболочкой, чувства. И сознание Кришны значит...У нас у
всех есть сознание... Но это сознание покрыто. И мы, поэтому хотим его
очистить, снять с него все оболочки, удалить все примеси. Например,возьмите
читую, морскую воду, она чиста,но если вы замутите ее, она больше не будет
чистой. Или если она не дистилированная. Если в ней есть сахара или соль,ее
вкус меняется. Это - не настоящий вкус воды. Вкусом воды можно насладится
только если она чиста... Точно также Кришна говорит (...) это сверхсчастье,
высшее наслаждение чувств возможно только с помощью ваших трансцендентных
чувств... Наше движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы
очистить оскверненные материей чувства или это нечистое сознание. Вы не мо-
жете убить сознание. Это не возможно. Философия буддизма, ее цель - уничто-
жить сознание, нирванам. Согласно философии Будды это сознание является
продуктом сочетания материи, наше тело - это сочетание материальных элемен-
тов, земли, воды, огня воздуха, эфира, и как говорится в Бхагавад-гите, да-
лее следуют ум, разум и эго. Это сочетание подробно об/ясняется философией
санкх/и, которая делит весь мир на 24 мат. элемента, некоторые философы
считают, что есть 25 элементов, а некоторые считают, что 26. Согласно фи-
лософиии вайшнавов, материальный мир состоит из 26 элементов, Майавади счи-
тают, что их только 25, а имперсоналисты считают, что их 24. Таким образом,
философия Будды учит тому, что наше существование - всего лишь продукт со-
четания материальных элементов. Также думают современные ученые и также вы-
ходит по теории Дарвина. Теория огранической материи. Ученые изучают эволю-
цию органической материи..Но на самом деле они ошибаются, потому что на са-
мом деле мы - духовная душа, и эта духовная душа является семенем жизни, и
из этого семени развивается тело. С ведической точки зрения, тело развива-
ется из этого семени. Это очень разумно. Почему у нас у всех разные тела?
Потому что это семя жизни находится в разных состояниях. Это семя - духов-
ная душа, и когда она соприкасается с материальной природой, его покрывают
тонкие оболочки разума, ума и эго и в зависимости от качества этого эго,
развивается грубое тело. Поэтому у некоторых тело в гуне бла-
гости...Поскольку существуют 3 качества мат. природы:благость, страсть и
невежество. У некоторых тело находится в гуне страсти, А у некоторых - в
невежестве, но причина всех этих тел - духовная душа. А тонкая оболочка
состоит из желания, эго, интелекта и ума, и только потом идет грубое тело.
Философия Будды просто рассматривает это грубое тело, она не затрагивает
ум, потому что как только речь заходит об уме, сразу возникает вопрос:Чей
ум? Чей разум?И тогда вы неминуемо придете к духовной душе. Но люди, кото-
рым проповедовал Господь Будда не были очень умны.Поэтому Господь Будда не
дал им знания о тонком теле и душе. Они не способны это понять. Почему они
не способны? Потому что они ГРУБЫЕ материалисты. Грубые материалисты они
убивают животных. Те, кто убивают животных, как говорится в Бхагаватам, не
способны понять тонкие философские вопросы. Те, кто убивают животных и едят
их плоть,их разум огрубел, поэтому им более привычен механический образ
жизни. Они как машины. Машина - это грубый механизм...
Поэтому мы рекомендуем нашим ученикам не есть мяса. Потому что воздержи-
ваясь от мясоединея, вы развиваете тонкие ткани мозга, и не только отказ от
мясоедения, это только одно из условий,есть и другие, но это одно из них.
Прахлад Махараджа говорит, что это сознание Кришны способны понять только
освобожденные души, те, кто стоят выше брахманов. Но не те, кто убивают жи-
вое. Убийцы живого бывают двух видовв. Одни - это те, кто буквально убивает
животных, коров, коз, кур и т.д. это грубое насилье. А другой вид убийства
- это убийство души. Убийцы души - это те, кто не заботятся о своей ду-
ше, кто думает только о материальном грубом теле.
В мире есть разные философии. Но философия Господа Чайтаньи называется
суперфилософией. Почему? Например философия Господа Будды, в ней нет упоми-
нания о Боге, Будда учит тому, что наше тело - всего лишь сочетание материи
и потому вы можете раз/единить эти материальные элементы с помощью медита-
ции и пусть земля уйдет в землю, вода сольется с водой, огонь войдет в
огонь, а эфир растворится в эфире...ведь это тело - всего навсего сочетание
земли, воды, огня, воздуха...Так что просто раз/едините эти материальные
элементы и пусть они растворятся в стихиях. Как если бы вы делали глиняную
куклу. Для этого вы берете глину, немного воды, потом сушите ее на воздухе
и обжигаете в огне и у вас получается кукла. Точно также наше тело появи-
лось на свет из сочетания этих элементов. Когда кукла ломается и ее выб-
расывают, то через какое-то время она снова превращается в прах... И она
перестает быть.. Поэтому согласно Будде когда тело умирает, растворяется в
материи, то сознание также перестает существовать, и вы больше не чувствуе-
те ни счастья ни горя..
Нам всем знакомо состояние счастья и горя. Каждый думает, как он может
стать счастлив. Все хотят счастья. А это говорит о том , что мы -
несчастны. Согласно философии Господа Будды это счастье и несчастье - всего
лишь результат взаимодействия материальных элементов. Поэтому, раз/едините
эти материальные элементы - и все несчастья уйдут. И будет нирвана. Нирвана
значит все, конец, финиш. Но более высокий уровень философии, ее проповедо-
вал Шанкара. Он говорил: Нет, Материя - это далеко не все. Материя развива-
ется только благодаря присутствию духа. Брахман .... Вайшнавские ачарьи го-
ворят:Да - дух - это высший принцип, а материя ложна. Это все правильно".
Но этот дух, это не пустота. Есть духовный мир. Также как в материальном
мире есть жизнь, упорядоченная жизнь, разнообразие, также есть оно и в ду-
ховном мире. Об этой жизни в духовном мире знают только философы-вайшнавы.
И философия Господа Чайтаньи - это огромное благо для этого мира. В ней го-
ворится, что все в этом мире ищут счастья и хотят достичь его разными путя-
ми, путем философии, или каких-то своих вымышленных идей. Они пытаются
достичь счастья. Но Кришна говорит, что это счастье можно обрести только
тогда, когда ваши чувства и ваше сознание будут чистыми... То же самое го-
ворит Господь Чайтанья... Что такое чистое сознание?
Кришна говорит, что счасте можно испытать. когда сознание чисто а
чувства - трансцендентны. Он упомянул об этом и не просто упамянул, а фак-
тически предложил как это сделать. Он сказал:... Просто предайся мне.
Господь Чайтанья говорит то же самое.
Господь Кришна, будучи Верховным Господом, приказывает нам. Он вправе
приказывать, потому что Он - Всевышний.*Предайся Мне!* Как если бы, кто-то
их старших, ваш учитель или отец, приказывал вам сделать что-то. Это зна-
чит, что если вы не сделаете этого, то вас заставят. Так, когда призывают в
армию, сначала вас просто просят, но если вы не приходите, вас заставляют.
и вам волей не волей приходится идти служить. Но Кришна, он Верховный
Господь, поэтому он никого не принуждает. Он дает нам свободу выбора. Он
говорит: Такова жизнь, ты должен предаться Мне" Он мог бы заставить Арджу-
ну,Он мог бы заставить кого угодно, ведь Он - Бог, но Он не пользуется этим
правом. Потому что Он дал нам некоторую независимость. И если он станет
принуждать, то эта независимость будет ущемлена. Хотя мы неправильно распо-
ряжаемся этой независимостью, Кришна все равно оставляет нам это право. До-
пустим, вы гражданин страны и имеете право на независимость, но вы пользуе-
тесь этой независимостью, чтобы нарушать закон, соверщаеье преступление.
Вас наказывают за это, но затем освобождают, то есть вам снова дают свободу
действий,но если вы опять используете ее неправильно, вас опять посадят в
тюрьму. Если государство не может лишить вас независимости, то как же Бог
может отнять у вас свободу выбора? Только от ВАС САМИХ зависит как правиль-
но распрорядится своей свободой. И самое верное использование этой свободы
- это предаться Кришне. Мы страдаем и изобретаем разные философии, но
истинное положение веще об/ясняется в Бхагавад-гите: мы - части Кришны, Бо-
га и мы не делаем то, что должны. Например, сейчас мой палец выполняет оп-
ределенную функцию в моем теле. Он служит телу. Когда он не выполняет эту
функцию, когда он болит, то врач, хирург советует его ампутировать, иначе
он станет причиной заражения всего тела. Также и все мы - части целого, но
когда мы неправильно используем нашу свободу, мы причиняем боль Всевышнему.
Поэтому он просит нас:"Предайся! Не делай Мне больно. Просто делай то, что
я прошу. Это удовлетворит Меня и ты сам будешь счастлив". Такое состояние
сознания, состояние повиновения воле Кришны и есть сознание Кришны. Кришна
приходит Сам, чтобы указать нам, что мы неправильно пользуемся своей неза-
висимостью, мы тратим ее на удовлетворение чувств и поэтому проходим через
различные типы тел, иногда рождаясь в теле человека, иногда - в теле соба-
ки, иногда - в теле кошки, иногда в теле полубога, иногда - в теле богача
или в теле нищего... Прекратите это! Кришна просит... Вы выдумываете себе
так много занятий, это значит, что вы творите для себя так много тел. Поче-
му у всех нас разные тела? Потому что мы сотворили каждый свое тело. Бог
дал нам это право. Я хочу стать таким-то. Бог позволяет нам.. ОК. Стань та-
ким. Если я хочу стать тигром, Бог дает мне все необходимое для этого. Он
дает мне клыки и когти, чтобы я сразу же поймать любое животное и при помо-
щи этих удобных приспособлений, которые есть в моем теле, я могу немедленно
разорвать его и с/есть. Также можно увидеть, что у журавлей - длинный клюв.
Он помогает им ловить рыбу, которая находится под водой. У свиньи рот
приспособлен для поедания испраждений. Таким образом, тела разнообразны.
Эти тела являются порождением нашего сознания. Кришна говорит. Прекрати,
оставь все это. Просто путешествуя из одного тела в другое, с пранеты на
планету, ты не будешь счастлив... Просто предайся Мне. Потому что изначаль-
но твоя природа - служить Мне. Как это тело, когда оно было зачато в лоне
моей матери, оно было крохотным, как горошина. Затем из этой горошины раз-
вилось туловище, руки, ноги, пальцы. Почему у меня выросли эти пальцы? По-
тому что они нужны мне. Допустим, мне нужно нажать на что-то твердое, но
если бы у меня не было ногтя, я бы не смог это сделать. Все так хорошо пре-
дусмотрено в теле. Благодаря моему желанию природа снабжает меня необходи-
мым мне телом. Так оно создается... Но наше истинное я остается внутри, оно
скрыто. Но оно может проявится, когда мы прекратим это удовлетворение
чувтсв в разных телах. В этом - преимущество сознания Кришны. У современных
людей нет знания о том, как создается это тело. Их занимают только сиюми-
нутные проблемы. Но эти проблемы не имеют к нам самим никакого отношения,
мы вечны.. И наши проблемы должны быть вечны. Поэтому в наше время люди не
очень умны. Они воображают себя очень образованными и учеными, но на самом
деле они - дураки. И поэтому они думают, что невежество - это блаженство.
Весь мир тонет в невежестве. Поэтому мы пытаемся проповедовать это сознание
Кришны. Это наш удел. Таков наш удел. Хотя это - глас вопиющего в пустыне,
но мы не можем этого не делать. Нас могут не понимать: Почему эти глупые
люди оставили все и просто повторяют Харе Кришна. Они - глупцы. Они не
наслаждаются жизнью" Некоторые так думают о нас. Но нам нет до этого ника-
кого дела, потому что у нас другая задача - мы хотим доставить удовольствие
Всевышнему. Для меня это настоящее чувственное наслаждение. У меня есть мои
чувства, но если я использую их для себя - они материальны, а если я
использую их для Кришны - они духовны. Очень просто. Попытайтесь понять
различие, грань между духовным и материальным.
Я должен действовать так или иначе, действовать значит использовать
чувства, мысли, желания, потому что это изначально заложено в нас. Вы не
можете перестать хотеть, думать, чувствовать, действовать, потому что это -
ваша природа. Вы - живое существо. Если вы не думаете, у вас нет желаний и
вы ничего не делаете, то какая разница между вами и этим камнем. Но вы не
камень. Хотя некоторые философии пытаются сделать из вас камень. Но это не-
возможно. Вы не можете стать камнем... Итак самое главное - это очистить
чувства. Очистить чувства значит вместо того, чтобы занимать их погоней за
так называемым материальным счастьем, вы должны с помощью их сделать счаст-
ливым Кришну. Это - чистые чувства. Пример из Вед - Арджуна. Арджуна не хо-
тел сражаться ради себя. Он думал, что если я не стану убивать своих деда,
племянников, учителя, тогда я стану счастлив,но если я убью их, то о каком
счастье может идти речь? Но это - материальное мышление. Потому что Арджуна
судил с точки зрения материального тела. Как делаем это мы. Я кого-то счи-
таю своим другом, а кого-то врагом. Почему? Потому что я вижу разницу между
телами. Я говорю: Американцы - мои друзья, а русские - мои враги. Почему?
Почему я делаю такие различия? Потому что у них разные тела. Из-за того,
что один получит русское тело, а другой - американское, я делаю между ними
различие. Это различие есть только на материальном уровне. На духовном
уровне его нет, потому что все там духовно....... Пандит значит мудрый. Он
не делает различий между ученым брахманом, собакоедом, кошкой или коровой,
потому что он видит душу. Мы должны поднятся на этот духовный уровень и
оставить это чувственное удовлетворение. Этому учит Господь Чайтанья и Сам
Чайтанья Махапрабху на своем примере показал, как наслаждаться чистым удов-
летворением чувств и действовать чистыми чувствами. Он сказал ...... Истин-
ная природа души - это вечное служение Богу, Кришне. То же самое чему Криш-
на учил в Бхагавад-гите, Чайтанья Махапрабху учил тому же. Это учение бха-
гават-дхармы и Он на своем личном примере показал, как сделать это. В этом
Его особенность. Господь Кришна сказал ..... Оставь все виды религий и
просто придайся Мне. Я огражу тебя от всех последствий твоих грехов. Уже
в этой жизни мы творим свое следующее тело. Поэтому если мы грешим,
тогда наше следующее тело будет телом низшего порядка. Мы можем родится да-
же червем в испражнениях. Тел великое множенство. Если же мы живем правед-
ной жизнью, мы получим лучшее тело..., те кто находятся в гуне благости,
возвышаются на высшие планеты.....А те, кто находятся в гуне страсти, оста-
нутся на земле... Но те, кто погряз во всевозможных грехах, расчищают себе
дорогу в ад. Итак, для того, чтобы избежать этой греховной жизни, существу-
ют эти четыре принципа. Учение Господа Чайтаньи, цель этого учения в том,
чтобы понять, что мы - вечные слуги Бога. И если мы займем свою энергию,
чтобы удовлетворить Кришну, то мы сейчас же переносится на духовный уро-
вень. И если мы продолжаем заниматься этой духовной деятельностью, то
Господь Кришна заверяет нас, что оставив это материальное тело, мы вернемся
обратно к Кришне, во Вриндаван, домой и достигнем вечной жизне в мире и по-
кое. Мы не должны это забывать. Большое спасибо....
(далее идут ответы на вопросы из другой лекции...)
ведно