Сута Госвами сказал: Так, погрузившись в мысли о наставлениях Господа,
которые были открыты ему благодаря их дружеской близости и размышляя о Его
лотосных стопах, Арджуна успокоил свой ум и очистил его от всей материаль-
ной скверны.

(санскрит) В этом суть сознания Кришны - наш ум постоянно должен быть
занят размышлениями о лотосных стопах Кришны. Размышления о Кришне нужно
начинать с лотосных стоп. Вы не можете сразу смотреть Кришне в лицо. Таков
процесс. Во второй песне вы прочтете, что мы должны сначала думать о ло-
тосных стопах Кришны. Первая и вторая песни Шримад-Бхагаватам считаются ло-
тосными стопами Кришны. Затем мы постепенно поднимаем взгляд. Когда вы мо-
жете постоянно думать о Кришне, это называется трансцедентальной медитаци-
ей. В любое время, если вы просто сосредоточите свой ум, вы сможете увидеть
лотосные стопы Кришны. Это - трансцендентная медитация. Затем можно посте-
пенно переводить взгляд на другие части тела и наконец, увидеть Его улыбаю-
щийся лик. Лик Господа сравнивают с десятой песней Шримад-Бхагаватам.
Итак, Арджуна был очень обеспокоен, но как только он погрузился в мысли
о лотосных стопах Кришны, сарорухам.., то его ум сразу же успокоился. Это -
трансцендентное сознание, или медитация. Немедленно, он обрел полный по-
кой... Поэтому Кришна советует:ман мана бхава мад бхакто... Всегда думай
обо Мне. Поклонение Божествам предназначено для того, чтобы начинающие пре-
данные могли сосредоточить свой ум на форме Кришны, особенно на Его ло-
тосных стопах. Это сделает нашу жизнь спокойной. Шанта..умиротворенный.
Здесь также говорится *саухардена тигадхена* - о близких отношениях с
Господом. У каждого из нас уже есть свои отношения с Господом. В Бхага-
вад-гите Кришна говорит: сухридам сарва дехинам... Мы ищем друга, который
может дать мне что-то, который может успокоить мой ум, мы читаем для этого
так много книг, есть так много философов, ученых, все ищут только одно -
как обрести умиротворение. Но мы забываем, что наш истинный сухрит, или
друг - это Кришна :сухридам сарва бхутанам:.. На самом деле так и есть, по-
тому что мы - части Кришны. Я уже много раз приводил этот пример, точно
также как этот палец является неот/емлемой частью моего тела. Палец нахо-
дится на своем месте только если он присоединен к телу, это очень просто,
постарайтесь понять, если палец оторван от тела, тогда он может как и прежде
называться пальцем,но от него не будет никакой пользы. От него останется
одно название. Это необходимо понять. Палец имеет ценность только тогда,
когда он действует, как часть тела, но как только его отделяют от тела, он
перестает быть полезным. Вы можете называть это пальцем. Точно также наше
человеческое общество разделено на многие части. Точнее, существуют четыре
основных класса. Класс интеллектуалов, власс руководителей, класс предпри-
нимателей и класс рабочих. Какая-та часть людей обладает очень развитым ин-
телектом - это ученые, философы, писатели, мыслители и т.д. Подобно им су-
ществуют политики, дипломаты, Третий класс - это промышленники, фермеры. И
обычные рабочие, которые не обладают каким-то выдающимся интелектом, не
способны управлять, не могут ничего производить, но просто работают. Дайте
им деньги и им больше ничего не нужно. Итак это - естественное разделение
общества. Мы можете называть эти классы по-разному. Но с научной точки зре-
ния, такая система существует везде. Итак в человеческом общества в центре
должен находится Кришна. В центре должен быть Кришна. Если мы забываем о
Кришне, то все эти классы перестают быть полезными... Если вы с помощью
своего разума не можете понять того, с кем вы состоите в близких отношени-
ях, то чего стоит ваш разум? Такой разум есть и собаки. Она всегда ищет,где
бы достать еды, или где бы отыскать партнера. Собака тоже только есть, спит
и совокупляется. Такой разум есть и собаки. И если вы не используете свой
разум для того, чтобы понять того, с кем вас об/единяют самые близкие отно-
шения, то чего стоит ваш разум? Вот для чего создано это движение сознания
Кришны:мы пытаемся использовать свой разум, чтобы найти высшую причину, с
которым мы очень близки. Тот же самый пример. Этот палец очень тесно связан
с этим телом, но если он отделен от него, он - бесполезен, но если появля-
ется возможность соединить палец с телом, то он снова становится нужным.
Для этого создано это движение сознания Кришны. Сейчас мы отделены от Криш-
ны, мы забыли Кришну. Таково наше положение. Хотя я могу быть очень разум-
ным, на первый взгляд, могу применять свой разум для того, чтобы есть,
спать или заниматься сексом. Как например ученые, они используют свой разум
для того, чтобы совершенствовать технику абортов, но для чего это нужно в
конечном счете? Только для того, чтобы создать возможности для занитий
сексом... Чего стоит такой разум? Убивать ребенка во чреве, разве это ра-
зумно? Нет. Но это позволяет заниматься сексом. Эти так-называемые ученые
гордятся своим разумом. Но на что они употребили этот разум? На то, чтобы
изобрести атомную бомбу. Для чего? Для того, чтобы убивать. Итак, люди уми-
рают, но чего вы этим добились? Они и так умирают, без вашей бомбы, умирают
от недостатка пищи, от голода, от жажды, так какой толк от вашего открытия?
И это они называют разумом... О таком разуме говорится в Бхагавад-гите
*майа апахрита гйана* Они воображают себя очень разумными, но на самом деле
у них нет разума. Истинный разум - значит понять: да, мы очень преуспели в
науке, в экономике, мы создали много разных машим, но где наш покой, Где
Шанти? Разум нужно использовать для того, чтобы найти шанти, умиротворение.
Об этом говорится (санскрит): Если вы действительно хотите достичь мира и
покоя, то вы должы применить свой разум для того, чтобы найти Всевышнего и
возобновить свои отношения с Ним. Как если бы вы потеряли отца. Когда вы
наконец встречаетесь с ним, ваши отношения возобновляются. Вы сразу узнаете
друг друга. Потому что эти отношения очень близки. Сын может отсутствовать
дома в течении многих лет, но как только он приходит обратно домой и видит
своих мать и отца, немедленно он чувствует эти близкие отношения. Итак,
каждый из нас имеет эти близкие отношения. Когда же мы достигаем этого
уровня, на котором мы вспоминаем свои отношения с Богом, это называется
*сварупа сиддхи*, Это значит - совершенство самоосознания. Итак здесь Сута
Госвами говорит: (санскрит)..Если старые друзья снова встречаются, они
очень счастливы видеть друг друга. Также если отец встречается с сыном, оба
чувствуют радость. Если после разлуки муж и жена снова встречаются, они
очень счастливы. Это вполне естественно. Также если господин встречается со
своим слугой через много долгих лет, оба чувствуют огромную радость. Также
у каждого из нас есть свои отношения с Кришной...(..) Шанта - значит
нейтральные, просто осознание Всевышнего. Дасья - это шаг вперед. Если мы
просто понимаем Бог - велик, это - шанта, просто осознание, но при этом вы
не совершаете действий, но когда вы делаете шаг вперед и понимаете:Да, Бог
велик, так почему я служу кому-то еще, обществу, возлюбленным, друзьям,
собаке, кошке...Я хочу служить Самому лучшему! Это называется дасья.Просто
понять что Бог - велик, это уже очень хорошо, но почему бы вам не сделать
шаг вперед и не служить тому, кто велик? Обычно если вы слуга, то вы хотите
служить тому, кто выше по положению. И когда мы начинаем хотеть служить Всевышне-
му, это приносит нам умиротворение. Затем есть служение в дружбе. Слуга
служит своему Господину и становится Ему очень близок, тогда между ними за-
вязывается дружба. Я знаю этому один пример. В Калькуте живет один доктор
Гхош. Его шофер был его лучшим другом. Когда он ехал в машине, он
открывал ему все, что было у него на сердце. Таким образом шофер стал его
лучшим другом. Он раскрывал ему все свои мысли. Это случается, если слуга
становится очень близок с господином, тот доверяет ему свои мысли, просит у
него совета. Это называется дружбы. Еще выше находятся отношения родителей,
отца и сына, матери и сына, ватсалья раса. И наконец отношения возлюблен-
ных....(здесь на кассете повторяются предыдущие 4 предложения)... Таким об-
разом мы общаемся с Кришной. Кто-то общается с ним как слуга, как друг, как
родитель или как возлюбленный. Нам нужно возродить эти отношения. И как
только мы сделаем это, мы будем счастливы. Вспомним то же пример. Палец,
отделенный от тела, ему не может быть хорошо, но как только он соединится с
телом, он выздоравливает. Также у нас у всех есть отношения с Кришной. Сей-
час мы отделены от Него, но как только мы об/единимся с Ним, мы снова ста-
нем *йенатма супрасидати* Поэтому сознание Кришны несет в себе такое благо
для каждого. Просто попытайтесь возродить свое изначальное сознание. Оно
уже есть у вас * нитья сиддха кришна бхакти * Наше сознание Кришны сущест-
вует всегда. Иначе бы как вы, американцы, которые несколько лет назад ничего
не знали о Кришне, как бы вы могли так привязатся к Нему? Почему это прои-
зошло? Если бы вы не были привязаны к Кришне, вы бы не стали жертвовать
своим драгоценным временем, живя здесь в храме Кришны и проповедуя Его сла-
ву. Вы развили в себе любовь к Кришне, иначе вы не такие глупцы, что бы по-
пусту тратить свое время. Но как это стало возможно? Кто-то может ска-
зать, что Кришна - это индийский бог. Тогда как он может быть нам инте-
ресен, если Он - индийский бог. Нет. Кришна - не индийский, не мусуль-
манский и не христианский, Кришна - это Кришна. А мы - части Кришны. Если
мы думаем - я - мусульманин, я - христианин, я-американец,я-индус..Все это
просто обозначения.. На самом деле я - духовная душа *Ахам брахмасми* А
Кришна - Высший брахман *парам брахма, парам дхама, павитрам парамам бха-
вам* И мы вечно связаны с ним близкими отношениями. Это было всегда. Просто
нам нужно их возродить (...) Точно также как молодого юношу естественно
привлекает молодая девушка и наоборот, это влечение естественно. И когда
они встречаются, они счастливы... При встрече их любовь становится еще
сильней...И наши отношения с Кришной также естественны, в них нет ничего
неестественного. *Нитья сиддха*, они существуют вечно, просто сейчас они
скрыты..Нужно снять этот покров, тогда мы достигнем совершенства в сознании
Кришны.
Здесь также говорится: ати-гадхена, эти отношения очень глубоки.. Есть
различные виды дружбы, но есть самая глубокая и крепкая дружба. И как толь-
ко мы пробуждаем в себе сознание Кришны, у нас начинается эти глубокие и
крепкие отношения с Кришной. Точно также как этот палец. У него уже есть
свое место и даже если он отделен от тела, врач может соединить его с телом
как раз на том месте и он сможет функционировать. Также мы должны поставить
себя в то же самое положение, какое мы занимаем в отношениях с Кришной.
Тогда мы непременно достигнем успеха. А этого можно достичь прежде всего с
помощью *слушания*. Мы приглашаем к себе всех, чтобы прийти и послушать о
Кришне из Шримад-Бхагаватам, из Бхагавад-гиты Это называется *кришна-кат-
хой* посланием Кришны или словами Кришны. Это - движение Чайтаньи Махапраб-
ху, и в чем же оно заключается (бенгали)...Он говорил: Ты должен стать ду-
ховным учителем по Моему приказу. Не изобретайте ничего своего, просто сле-
дуйте тому, что сказал Чайтанья Махапрабху. Это называется системой парам-
пары, следование указаниям предыдущих учителей. Каково же указание Чайтаньи
Махапрабху? джаре дахо, таре кахо кришна упадеш - не выдумывай ничего свое-
го, Кришна говорит, что нужно делать. Просто делай то, что говорит Кришна.
Это не так трудно, стать духовным учителем. Но мошенники, им это не уда-
ется, потому что они не хотят делать того, что советуем им Кришна, они вы-
думывают что-то свое, они хотят занять место Кришны. Такой обман никогда не
сделает вас счастливыми, вы должны следовать, как говорит Чайтанья Махап-
рабхупу... Тогда вы сможете стать гуру. Стать гуру это совсем, совсем не
трудно при условии, что вы следуете указаниям Чайтаньи Махапрабху...Вы уз-
нали что-то о сознании Кришны, теперь у вас есть право дать это другим,
тогда вы станете гуру, но если вы просто будете что то выдумывать, это ни-
чего не даст (...) Чайтанья Махапрабху говорит, что вы должны делать то,
чему вы учите, но если вы учите одному, а делаете наоборот, то в вашем уче-
нии мало толку, потому что оно отрезано от парампары. Также как если ваша
сеть подключена к основному источнику энергии, то в ней есть электричест-
во...Иначе у вас будет просто обыкновенный провод, какая от него польза?
Поэтому необходима связь... Сознание Кришны значит, что вы все время под-
держиваете связь с изначальным источником энергии, тогда куда бы вы не пош-
ли, вы несете с собой свет, вы несете свет. Но если у вас нет связи, то не
будет и света, хотя может быть и лампочка, и шнур,и переключатель и все
остальное...Поэтому Арджуна говорит: я тот же самый Арджуна, который сра-
жался на Курукшетре, который считался великим войном,и мой лук - преждний
лук и стрелы у меня те же, но теперь они бесполезны, я не могу защитить се-
бя, потому что у меня нет связи с Кришной. Поэтому он стал вспоминать слова
Кришны, которые услышал от него на поле битвы Курукшетра. Кришна неотличен
от своих слов. Он Абсолютен. Если мы слышим те слова, которые Он сказал
пять тысяч лет назад, мы немедленно связываемся с Ним Самим, немедленно.
Посмотрите на Арджуну. Когда он начал думать о наставлениях Кришны, он сра-
зу же успокоился, шанта, сразу взял себя в руки. Таков наш процесс. Мы
тесно связаны с Кришной, эта связь вечна.. Поэтому если вы всегда поддержи-
ваете эту связь с Кришной, у вас не возникнет никаких беспокойств, будет
мир и покой... Если вы обретете эту связь, то это будет высшим приобретени-
ем, высшим благом. Тогда вам будет больше ничего не нужно, потому что у вас
будет все.(...) И если вы будете оставатся в таком положении, то даже перед
лицом самых ужасным несчастий вы сможете устоять. Это - истинный покой. Не
так, что при малейшей неприятности, вы выходите из себя.Нет, если вы
действительно находитесь в сознании Кришны, вас не потревожит даже величай-
шая опасность. Это сознание Кришны. Большое спасибо.