Лекция Шрилы Прабхупады
Бхагавад-гита 10.2,3

Нью-Йорк, 1 января 1967 года

на ме видух сура-ганах прабхавам на махаршаях
ахам адир хи деванам махаршинам ча сарвашах
Итак Господь Кришна говорит, что никто не знает Его,
ахам адир хи деванам. Что говорить о человеческом обществе,
если даже полубоги на других планетах, которые
более разумны и более продвинуты, не знают Его. Махаршаях означает
"великие мудрецы", планеты которых находятся рядом с полярной
звездой. Вы видели эти семь звезд? Все они предназначены для
великих мудрецов. Но эти мудрецы также ничего не знают о Нем.
Итак, на ме видух сура-ганах прабхавам на махаршаях ахам
адир хи деванам. "Я - изначальный, источник всех махаршаях -
полубогов". Господь - Отец всего. Махаршинам ча сарвашах. "Я не
только являюсь Верховным, Высшим из всех полубогов, но Я также
изначальная Личность среди всех великих мудрецов". Это значит,
что Господь - изначальная причина этой вселенной. В
Шримад-Бхагаватам очень ясно описывается, как формируется
эта вселенская форма, как Брахма творит, и как из него возникают
риши, как появляются поколения живых существ. Господь является
изначальной причиной. Джанмадй асйа йатах. Как говорится в
Веданта-сутре, "все исходит из Него". Из этого стиха следует,
что Господь также - причина Параматмы, Сверхдуши, и (нирвешеша)
имперсонального брахмаджьоти. Говорится: ахам адир хи деванам
махаршинам ча сарвашах. Сарвашах означает "Я являюсь
источником всех ваших представлений".
Поэтому, как указывается в Шримад-Бхагаватам, Абсолютная Истина
осознается в трех аспектах: Ваданти тат таттва-видас таттвам
йадж гйанам адвайам. Адвайам означает "недвойственный, один".
Верховная Абсолютная Истина одна, но осознается Она в трех
аспектах. Брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате.
Сначала происходит реализация имперсонального Брахмана, или
ослепительного сияния, подобного солнечному свету, затем -
локализованной Параматмы и Бхагавана - Верховной Личности Бога.
Существуют множество экспансий Верховной Личности Бога,
Нарайана, Адхокшаджа... Существует множество безграничных планет
в духовном мире, которые исходят из планеты Кришны. И также
существует Верховное Божество - Кришна. Это знание получено из
ведических писаний. В Брахма-самхите, Веданта-сутре, бхагавате,
Пуранах и Упанишадах - везде есть эти описания. Школьники
получают какую-то информацию, но, в целом, все знания
сосредоточены в Бхагавад-гите. Поэтому Бхагавад-гита известна
как Гитопанишад. Об этом написано в конце каждой главы. Гиташу
или упанишадсу. Бхагавад-гита является одной из Упанишад -
Гитопанишад. Итак, если человек не знает Верховную
Личность Господа, как он может ее узнать? Если Он неизвестен
полубогам и великим мудрецам, как можно Его познать? Но Он
познаваем. Когда Верховный Господь являет Себя вам, тогда вы
можете Его познать. Вы не можете познать его с помощью ваших
несовершенных чувств. Несколько раз мы говорили об этом на
наших встречах. Атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам
индрийайх.
Наши чувства несовершенны, поэтому при помощи их спекуляций мы
не можем осознать Истину. Об этом говорится во всех ведических
писаниях.
Как же можно познать Господа? Севон мукхе хи джихвадау
свайам ева спхуратй адах: ...когда вы воспеваете и развиваете
покорное отношение. Джихвадау означает осознание на уровне
языка, потому что Господь сначала осознается на этом уровне.
Функции языка - прием пищи и произношение звуков. Это два
процесса: вибрация Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе
Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и вкушение
прасада. Вы не должны позволять вашему языку вкушать все
подряд. Если вы можете контролировать ваш язык, вкушая
Кришна-прасадам, если вы занимаете его в воспроизведении
трансцендентальных звуков Харе Кришна, тогда сева мукти и
джихва. Благодаря этому процессу смирения, я отдаю мой язык
Верховной Личности Господа. Посредством контроля языка вы
контролируете все остальные чувства, находящиеся ниже языка по
прямой линии. Если вы не можете контролировать ваш язык, вы не
можете контролировать и ваши чувства. Поэтому контроль языка -
первая и главная вещь. Не позволяйте вашему языку есть
все подряд. Кришна предоставляет нам массу чудесных
приготовлений. Вчера здесь у нас был пир. Мы вкушали
множество чудесных блюд. Кришна баро дойамой карибаре
джихва джай. Наш язык очень разборчив. Он желает вкушать
это, это и это. И Кришна так добр, что дает нам различные виды
прасадам, чтобы мы могли вкушать их, удовлетворить наши желания
и в то же время духовно продвигаться. Это очень хороший процесс.
Не обязательно вам нужно делать это в этом обществе. Вы
можете научиться этому искусству и готовить прасадам дома. Вы
можете приготовить такой же чудесный прасадам, предложенный
Кришне, у вас дома. Это не так трудно. Мы каждый день готовим,
предлагаем Кришне и воспеваем мантру:
намо брахманайа-девайа го-брахмана-хитайа ча
джагаддхитайа кришнайа говиндайа намо намах
Это все. Это не очень тяжело. Каждый может приготовить блюдо,
предложить его Кришне и принять. А затем с членами вашей семьи,
с друзьями вы можете сесть перед изображением Кришны и воспевать
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе
Рама Рама Рама Харе Харе и жить чистой жизнью. Просто посмотрите
на результат: если каждый человек примет принципы сознания
Кришны, весь мир станет Ваикунтхой. Ваикунтха - "место, где нет
беспокойств". Ва - "без", кунтха - "беспокойства". Этот мир
полон беспокойств.
Так как мы принимаем это временное существование материальной
жизни, мы постоянно охвачены беспокойствами. Но в
противоположность этому миру существует духовный мир, где есть
планеты Ваикунтхи.
Мы хотим освободиться от этих беспокойств. Каждый пытается
это сделать, но не знает как. Принимая прибежище у интоксикаций,
невозможно избавиться от беспокойств. Под влиянием наркотика на
некоторое время мы забываем все страдания, но когда сознание
возвращается к нам, страдания вновь приходят к нам.
Таким образом, это не поможет вам. Если вы хотите
избавиться от беспокойств, если вы действительно желаете обрести
вечную жизнь, исполненную блажества и знания, вы должны
обратиться к данному процессу и осознать Кришну. Это ясно
объясняется: на ме видух сура ганах. Никто не может понять, но
существует путь: Севонмукхе хи джихвадау свайам ева спхуратй
адах. Таков процесс. В Шримад-Бхагавадам этот процесс
описывается в нескольких местах. Например, там говорится:
джанме прайасам удапасйа наманта ева
джихванти сан-мукхаритам бхавадйа-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайашо джита джито пй аси тайс три-локйам
Это очень хороший стих. Здесь упоминается еще одно имя Господа -
Аджита, т.е. никто не может познать Его и никто не может
соперничать с Ним.
Итак Аджита становится покорен. Хотя Господь непознаваем и
непобедим, тем не менее Его можно покорить. Как? Стхане стхитах.
Пусть люди остаются на своих положениях, но пусть они
примут этот принцип: гьяне праясам
удапасья. Оставьте эти абсурдные спекуляции, кипы книг. Мир
каждый день производит тома книг, но они бесполезны. Через шесть
месяцев все это выбрасывается. Не принимайте этот спекулятивный
процесс: этот путь, или тот... так или по другому... Наши
чувства ограниченны. Поэтому как же вы можете познать Абсолютную
Истину с помощью этих несовершенных тупых чувств?
Моя спекулятивная сила может быть более велика, чем
ваша. А у другого человека эта сила может быть еще сильнее, чем
у меня. Но никто не может с помощью этого познать Истину. Здесь
ясно указывается: на ме видух сура-ганах. Кто вы? Вы -
человеческое существо. Даже сура ганах и великие мудрецы не
могут постичь Господа. Поэтому Брахма говорит:Гйане прайасам
удапсйа. Удапасйа означает просто станьте покорным, знайте, что
ваши чувства ограничены. Вы подчинены даже материальной природе.
Что тогда говорить о Господе. Каждый находится под контролем
Верховного Господа. Никто не может быть равным или более
великим, чем Господь. Поэтому ваша квалификация - быть
покорным, не тратьте ваше время на спекуляции. Гьяне праясам
удапасья наманта эва. Наманта означает, просто попытайтесь
услышать о славе Верховного Господа из уст реализованных душ. Не
обращайтесь к неавторитетным личностям. Существует различие
между авторитетами и неавторитетами. Вы знаете об этом.
Есть писания, такие как Бхагавад-гита, где указывается, кто
является авторитетом, а кто - нет. Господь говорит: Эвам
парампара праптам имам раджаршайо видух. Авторитетом является
тот, кто передает знания через цепь ученической преемственности.
Например, Кришна является передающим авторитет Арджуне. Арджуна
говорит: Парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван.
Если мы следуем тому же процессу, что и Арджуна, если мы
пытаемся понять то, что понимал Арджуна, это авторитетно. Не
трудно понять, кто является авторитетом. Стхане стхитах шрути
-гатам тану-ван-манобхих. Гйане прайасам удапасйя наманта эва
сан-мукхаринам. Вы должны найти авторитет и пытаться слушать
покорно обо всем.
И посредством слушания все откроется вам. Господь постоянно
готов открыться вам, но что нужно для того, чтобы Он открыл
Себя? Надо стать смиренным преданным, сознающим Кришну. Просто
следуйте этим путем, следуйте великим махаджанам, великим
ачарьям, и вы все узнаете. Хотя Он непознаваем даже полубогами и
великими мудрецами, вы можете Его познать у себя дома. Следуйте
этому процессу, хотя Он непокорим. Другой альтернативы не
существует. Иначе вы не сможете познать Его. Даже полубоги,
личности более великие, чем люди, не могут познать Господа. Но
если вы следуете этому принципу, вы поймете Верховную Личность
Бога. Об этом говорится:
йо мам аджам анадим ча
ветти лока махешварам
асаммудхах са мартйешу
сарва-папайх прамучйате

Вы можете понять Господа полностью.
Как вы можете сделать это и каков стандарт понимания? Верховный
Господь - анади, Он - причина всех причин, и Он не существует
благодаря другим причинам. Кришна говорит:
ишварах парамах
кришнах сат-чит-ананда-виграха
анадир адир говиндах сарва карана
каранам
Карана - "причина". Для того, чтобы понять Кришну,
Верховную Личность, необходимо в полной мере подтвердить, что Он
является причиной всех причин. Он не имеет других причин. Он -
владыка, хозяин, обладатель всех планет духовного и
материального миров.
Не принимайте слепо. Господь дает вам силу мысли, силу
аргументов. Не ведите ложных споров.
В Бхагавад-гите также указывается:
тад виддхи пранипатена
парипрашнена севая
Если вы хотите понять трансцендентную науку, следуйте этому
принципу. В чем заключается прицип тад виддхи пранипатена? Вы
должны предаться. Тот же самый момент. Посмотрите, например
Пока вы не станете покорным, вы не сможете стать преданной
душой. Где вы найдете такого человека, о котором могли бы
сказать: "Вот человек, которому я могу предаться". Это значит,
мы должны сделать маленький тест, проверку того, кому мы
предаемся. Это уже более возвышенное знание, и мы должны иметь
его. Не предавайтесь какой-либо чепухе. Как мы можем найти
разумного человека? Об этом также говорится в шастрах, в
Катха-Упанишад. Тад виддхи пранипатена.
тад-вигйартхам са гурум евабхигачхет
шротрийам брахма-ништхам
Шротрийам указывет на человека, следующего ученической
преемственности. Какое доказательство того, что он находится в
парампаре? Брахма ништхам означает, что он полностью убежден в
Верховной Абсолютной Истине. Такой личности вы должны предаться.
Безоговорочно. Если вы найдете такого человека, необходимо
предаться ему. Пранипата. Попытайтесь служить ему, чтобы
удовлетворить его, и вопрошайте. Тогда все откроется вам.
Предаться такой личности означает предаться Господу, поскольку
такой человек - представитель Господа. И вам позволяется
задавать вопросы не ради траты времени, а ради понимания. Это
называется парипрашна. Таков процесс. Мы должны просто принять
его, в противном случае, если мы просто теряем наше время на
интоксикации, спекуляции, различные абсурдные действия, вы
никогда не осознаете Бога. Господа не могут понять даже
полубоги и великие мудрецы, что же говорить о наших слабых
усилиях?
Асам мудха. Если вы следуете принципам хоть и медленно, но
верно, без каких-либо сомнений, вы осознаете себя. " Я обрел
что-то." Но не надо следовать этому слепо. Например, если вы
едите питательную пищу правильно, вы почувствуете силу и
удовлетворите свой голод. Вам не нужно спрашивать кого-то,
хорошо ли вы себя чувствуете. Аналогично, если мы следуем по
совершенному пути, если мы следуем принципам, мы осознаем:
"Я совершаю прогресс". В 9 главе Господь сказал:
Пратйакшавагамам дхармйам сусукхам. Это очень легко, вы
будете делать это с радостью. В чем залкючается этот
процесс? Мы воспеваем Харе Кришна и вкушаем
Кришна-прасадам, изучаем философию Бхагавад-гиты, слушаем
чудесную музыку. Это не очень трудно. Разве это трудно? Нет.
Благодаря этому процессу, вы станете асам мудхах. Никто не
сможет обмануть вас. Но если вы желаете быть обманутым, найдется
множество обманщиков. Не создавайте общество обманутых и
обманщиков. Просто следуйте системе парампары, как это
предписывается в ведической литературе, как это рекомендуется
Кришной. Попытайтесь понять это знание из авторитетного
источника и внедрить его в вашу жизнь. Мартья означает "те, кто
обречены на смерть". Кто это такие? Это обусловленные души,
начиная с Брахмы и кончая незначительным муравьем. Все они -
мартья. Мартья означает, что настанет время, когда всем им
придется умереть. Асам мудхах самартьешу. Среди всех
смертных он становится самым разумным. Почему? Он свободен от
всех видов реакций на греховные действия. В этом материальном
мире осознанно или неосознанно мы совершаем греховные поступки,
и на свои действия получаем реакции. Как избавиться от этого?
В Бхагавад-гите указывается: ягьяртхат кармано 'ньятра
локо 'ям карма-бандханах Если вы действуете только для
Кришны, ягья означает Вишну, или Кришна, вы освобождаетесь от
всех реакций. Мы делаем что-то благоприятное и неблагоприятное.
Но деятельность тех, кто находится в сознании Кришны, не
является ни благоприятной, ни неблагоприятной, поскольку они
соприкасаются с самым благоприятным - с Кришной. Поэтому такие
личности становятся свободными от всех реакций на греховные
действия. Таков процесс, и если мы принимаем его, в конечном
счете мы обретем контакт с Кришной, и наша жизнь станет
успешной.
Процесс очень прост, и каждый может принять его.
Спасибо большое.