Отказ от мяса был частью религиозной практики фактически во
всех вероисповеданиях.
Некоторые египетские жрецы были вегетарианцами и избегали есть
мясо, чтобы облегчить исполнение обета целомудрия.
Несмотря на то, что в Ветхом Завете, фундаменте иудаизма,
содержатся некоторые предписания по поводу мясоедения, очевидно, что
идеальный вариант - это вегетарианство. В книге Бытия сам Бог
провозглашает: "...вот, я вам дал всякую траву, сеющую, которая есть
на всей земле, и всякое дерево, у которого плод будет древесный,
сеющий семя: вам сие будут в пищу". В английском переводе Библии
последние слова звучат примерно так: "...вам это будет вместо мяса".
Бытие также прямо запрещает мясоедение: "Только плоти с душою
ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша.
В поздних книгах Библии главные пророки также осуждают мясоедение.
Так, Исайя указывает: "К чему мне множество жертв ваших? - говорит
Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов, и туком откормленного скота;
крови тельцов и агнцев не хочу я." "И когда вы простираете руки ваши,
я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не
слышу; ваши руки полны крови". Наиболее отвратительно убийство коров:
"Закалывающий вола - то же самое, что убивающий человека". (Исайа
66.3).
Библия рассказывает историю Даниила, который находясь в
вавилонской тюрьме, отказался есть мясо, предпочитая ему простую
вегетарианскую пищу. Главный аргумент многих христиан в пользу
потребления мяса - многочисленные указания в Новом Завете на то, что
Христос ел мясо. Однако углубленное изучение греческих рукописей
показывает, что в подавляющем большинстве своем слова, переведенные
как "мясо" - "трофе", "броме" и другие, означают "пища" и "еда". Так в
Евангелии от Луки (8.55) мы читаем о том, что Христос, вернув к жизни
мертвую девушку, велел дать ей мяса (так в английском переводе Библии,
в русском синодальном же "...велел дал ей есть").
В греческом оригинальном дается слово "фаго", его точный
перевод не "мясо", а всего лишь "есть". Поэтому, правильно было бы
перевести слова Христа "Дайте ей поесть". По-гречески мясо и плоть -
"креас". Это слово нигде не поминается в повествовании о Христе. В
Новом Завете нет непосредственных указаний на то, что Иисус ел мясо.
Неизменно рекомендует вегетарианство для своей паствы ЦЕРКОВЬ
Адвентистов Седьмого Дня. Широкой публике мало известно, что мощная
американская индустрия "хлебных завтраков" появилась на одном из
адвентистских оздоровительных курортов и была опробована доктором
Джоном Х.Келлогом. Он постоянно изобретал все новые виды
вегетарианских завтраков для богатых пациентов санатория в Бэтл Крик.
Одним из его изобретений были кукурузные хлопья, которые впоследствии
стали популярны во всем мире.
Больше всего вегетарианство проживает в Индии, на родине
буддизма и индуизма. Буддизм возник как реакция на повсеместное
распространение убоя животных, которое совершалось из-за неправильного
толкования религиозных ритуалов. Будда положил конец этой практике,
провозгласив свою доктрину ахимсы, т.е. ненасилия.
Ведические писания Индии, предшествовавшие буддизму, также
подчеркивают важность ненасилия как этической основы вегетарианства. В
"Маху-самхите", древнеиндийском своде законов, говориться: "Невозможно
получить мясо, не причинив страдания животному, а вред, приносимый
способным чувствовать живым существам не дает обрести небесное
блаженство, поэтому следует остерегаться употреблять в пищу мясо". В
другом месте "Ману-самхиты" говориться: "Хорошо обдумав, каким
отвратительным способом получают мясо и как жестоко связывать и
забивать животных, человек должен навсегда
отказаться от поедания плоти".
За прошедшие годы движение Харе Кришна распространило
этические принципы вегетарианства по всему миру. Шрила Прабхупада,
Ачарья - Основатель Движения, как-то заметил: "В "Ману-самхите" дается
принцип "жизнь за жизнь" и этот принцип фактически действует во всем
мире. Есть и другие подобные законы, которые утверждают, что никто не
может убить кого-либо, не понеся за это наказания. Мы не способны
никого сотворить, а поэтому не имеем права убивать ни одно живое
существо. Состряпанные человеком законы, проводящие различие между
убийством человека и убийством животного, несовершенны... По закону
Бога убийство человека и убийство животного одинаково наказуемы. Те
же, что видят в этом различие, состряпали свои собственные законы. В
Десяти заповедях говориться: "Не убий". Этот совершенный закон люди
извратили посредством различных спекуляций и разграничений." Я могу
убить животное, но не могу убить человека". Так люди обманывают себя
сами, навлекая страдания на себя и других."
Подчеркивая ведическую концепцию единства всего живого, Шрила
Прабхупада говорит далее: "Все живые существа - божьи твари, несмотря
на то, что обладают разными телами. Господь - духовный отец каждого. У
отца может быть много детей, некоторые очень разумны, другие не
совсем. Но если разумный сын скажет отцу: "Мой брат не слишком умен,
можно я убью его?" Разве отец на это согласиться ? Точно также, Бог -
высший отец, не позволяет убивать животных, которые тоже являются Его
детьми".