"Я нисколько не сомневаюсь в том, что
человеческий род будет постепенно
совершенствоваться, и главной
причиной этого будет отказ от
мясоедения..."

Г.Д.Торо


Ежегодно в Америке с целью получения мяса забивается 134 млн.
голов скота и 3 млрд. птиц. Однако лишь немногие сознают связь между
этой кровавой бойней и своим обеденным столом, уставленным
всевзможными мясными продуктами. По коммерческому те ю клоун Рональд
Макдональд сообщает детям, что гамбургеры растут на "гамбургеровых
планетах". А между тем бойни подобны аду. Животных, мычащих и блеющих
от страха, оглушают ударом молота, электрошоком или выстрелом
пневматического пистолета, затем вз ергивают вверх за ноги и волокут
через фабрику смерти на конвейер. Там им, еще живым, перерезают горло
и рубят их на куски. Питер Бурваш, экс-чемпион мира по теннису, в
книге "Азбука вегетарианства" рассказывает о своем посещении бойни. "Я
не кисейна барышня, - пишет он. - Я играл в хоккей, пока не лишился
половины зубов. Я сражался на теннисных кортах... Но то, что я увидел
на бойне, потрясло меня. Выйдя оттуда, я уже твердо знал, что не
причиню никогда зла ни одному животному! Я уже раньше был знаком с
экономическими, экологическими и психологическими доводами в защиту
вегетарианства, но этот непосредственный опыт, открывший мне всю
жесткость, проявляемую человеком по отношению к животным, стал прочной
основой моего вегетарианства."


ГРЕЦИЯ И РИМ

Во все времена великие люди из этических соображений
становились вегетарианцами. Так, Пифагор, греческий философ и ученый,
известный своим научным вкладом в геометрию, говорил: "О дорогие
друзья, не оскверняйте свои тела греховной пищей. На в ях растут
злаки, ветви деревьев гнуться под тяжестью яблок и других плодов,
виноград зреет на ваших лозах. Здесь изобилие ароматных трав и овощей,
которые можно варить на огне, здесь есть для вас молоко и благоухающий
мед. Земля с любовью дарует нам вои сокровища - пищу, лишенную греха,
предлагая пир без убийства и кровопролития. Плотью же могут утолять
голод только звери, и то не все, ведь лошади, коровы и овцы питаются
травой". Диоген Лаэрций, биограф Пифагора, рассказывает, что Пифагор
ел хлеб с медом по утрам и сырые овощи - вечером. Рыбакам он платил за
то, что они выкидывали свои рыболовные сети в море. Римский писатель
Плутарх в своем эссе "О поедании плоти" пишет: "Интересовались ли вы
когда-нибудь, почему Пифагор воздерживался от мяса? Однако меня
интересует, при каких обстоятельствах и в каком состоянии ума человек
впервые коснулся своим крови и плоти убитых животных, уставив столы
разлагающимися мертвыми телами и рискнул назвать пищей то, что еще
недавно плакало, блеяло, мычало, двигалось и жило? Могут ли глаза
спокойно смотреть на то, как перерезают горло, сдирают шкуру и одну
час ь тела отделяют от другой? Как ноздри могут выдержать это
зловоние? Неужели не вызывает тошноту нечистый вкус чужой растерзанной
плоти? Как можно наслаждаться соком смертельных ран? Те, кого мы едим
- не львы и не тигры, которых мы убивали бы из сооб ажений самозащиты,
напротив, мы убиваем безобидных домашних животных, не имеющих когтей и
клыков, чтобы дать нам отпор. Желая получить немного их плоти, мы
лишаем их солнечного света, жизни, на которую они имеют полное право,
поскольку родились в это мире, чтобы жить." Он бросает вызов мясоедам:
"Если вы заявляете, что для вас естественна такая пища, то сначала
сами убейте того, кого собираетесь съесть. Но сделайте это тем, что
дано вам Природой, не пользуясь топором, дубиной или каким-либо иным
орудием".


ЛЕОНАРДО, РУССО, ФРАНКЛИН...

Великий художник, скульптор, поэт и изобретатель Эпохи
Возрождения Леонардо да Винчи в своих дневниках приводил этическое
обоснование вегетарианства. "Тот, кто ценит жизнь, не заслуживает ее".
Он называл тела мясоедов "ходячими кладбищами", м животных, которых
они пожирали. Его дневники полны записей, свидетельствующих о его
состраданиях к живым тварям. "Эти бесчисленные животные, - сетует он,
- рождают детенышей, которые будут у них отняты, растерзаны и убиты".
Защитником естественного жизни был французский
философ-просветитель Жан Жак Руссо. От отмечал, что плотоядные
животные гораздо более агрессивны и жестоки, чем травоядные. Из этого
он сделал вывод, что вегетарианство сделает человека намного б
традательным. Он предлагал также лишить права выступать свидетелями в
суде и занимать места присяжных.
Экономист Адам Смит в книге "Достояние народов" доказывал
преимущество вегетарианского питания: "Очень сомнительно, что для
поддержания жизни нам необходимо мясо убитых животных. Овощи и
зерновые, молоко, сыр, сливочное мало; растительное мас нет
сливочного, дают нам полноценную, обильную, питательную, калорийную
пищу. Никакие разумные соображения не требуют от человека, чтобы он
питался убоиной". К тем же выводам пришел и Бенджамин Франклин, став
вегетарианцем в возрасте шестидесяти лет Перемены, которые в нем после
этого произошли, он охарактеризовал так: "...ясная голова и повышенная
сообразительность". В своей автобиографии он называл мясоедение "ничем
не оправданным убийством."
Убежденным вегетарианцем был английский поэт Перси Биши Шелли.
В своем эссе "В защиту естественного питания", он писал: "Пусть
сторонник убоя животных для употребления их в пищу попробует провести
над собой эксперимент, чтобы проверить, спосо н, как это рекомендует
Плутарх, растерзать своими собственными зубами живого ягненка, и,
погрузив голову в его внутренности, утолить свою жажду струящейся
кровью... тогда и только тогда можно говорить, что он последователен в
своих поступках". Шелли аинтересовался вегетарианством еще будучи
студентом Оксфорда, и вместе со своей женой, Гарриет, прекратил есть
мясо вскоре после свадьбы. Его жена в одном из своих писем,
датированным 14 марта 1812 года пишет подруге: "Мы отказались от мяса
и приняли пифагорейскую систему питания."
В своей поэме "Королева Маб" Шелли описывает мир-утопию, где
люди не убивают животных:
"...Теперь он больше не убьет ягненка, глядящего ему в лицо,
не станет жадно поглощать истерзанную плоть того, кто мстя ему за
попранные законы природы стал причиной гниения соков его тела, его
суеверий и дурных страстей, ненависти, разочаров твращения в его
сердце, страданий от ран, болезней, смерти и злодеяний."
Великий писатель и мыслитель Лев Толстой в 1885 году стал
вегетарианцем. Отказавшись от охоты, которой он занимался ради
развлечения, и провозгласив "вегетарианский пацифизм", он выступал
против убийства даже мельчайших существ. Он понимал, ч чение насилия
неизбежно приведет к войне в человеческом обществе. В своей работе
"Первая ступень" Толстой писал: "Нельзя притворяться, что мы не будем
смотреть, то не будем того, что мы не хотим видеть. Тем более этого
нельзя, когда мы не хотим видет того самого, что мы хотим есть. И
главное, если бы это было необходимо. Но, положим, необходимо, но на
что-нибудь нужно? Ни на что. Только на то, чтобы воспитывать зверские
чувства, разводить похоть, блуд, пьянство. Что и подтверждается
постоянно те, что молодые, добрые, неиспорченные люди, особенно
женщины и девушки, чувствуют, не зная, как одно вытекает из другого,
что добродетель несовместима с бифштексом, и как только пожелают быть
добрыми, бросают мясную пищу."
Толстой верил, что желая быть совершенным, "первое, от чего
будет воздерживаться человек, будет всегда употребление животной пищи,
потому что, не говоря о возбуждении страстей, производимой этой пищей,
употребление ее безнравственно, так как противного нравственному
человеку - убийства - и вызывается только жадностью, желанием
лакомства."
Композитор Рихард Вагнер утверждал, что любая жизнь священа.
Вегетарианство он называл "естественным питанием, которое могло бы
спасти человечество от склонности к насилию, помочь нам вернуться в
"потерянный рай". В определенный период жизни вегетарианцем был
американский писатель и философ Генри Девид Торо. И хотя его
собственная практика была не очень последовательной, он высоко
оценивал вегетарианство. В своей книге "Уолден" он писал: "Разве не
позо ловека - быть плотоядным животным? Конечно, он может жить
припеваючи и живет так ценой мучений других животных, но это - путь
страданий, и это знает каждый из тех, кто душит кроликов и режет
ягнят. Тот человек, который научит людей выбирать более нев нную и
здоровую диету, будет признан благодетелем человеческого рода. Каков
бы нибыл мой собственный опыт, я нисколько не сомневаюсь в том, что
человеческий род будет постепенно совершенствоваться, и главной
причиной этого будет отказ от мясоедения, одобно тому, как в свое
время племена дикарей перестали пожирать друг друга, встретившись с
более цивилизованными людьми."


ДВАДЦАТЫЙ ВЕК

Общеизвестно, что великий "апостол" ненасилия Махондас Ганди
был вегетарианцем. Его родители, набожные индусы, никогда не давали
ему мяса, рыбы или яиц. Однако в период британского правления началась
массированная атака на тысячелетние устои й культуры. Под ее давлением
многие индусы начали перенимать западные привычки, в том числе и
мясоедение. Даже Ганди в юности стал из жертвой. Под влиянием одного
из своих школьных друзей он начал есть мясо, т.е. последний убедил
его, что мясо дает ч ловеку силу и смелость. Однако, позднее Ганди
снова пришел к вегетарианству, о чем писал: "Необходимо исправить ту
ошибку, которая находится в утверждении, что вегетарианство сделало
нас слабыми умом, пассивными и бездеятельными. Я считаю, что ни при
каких обстоятельствах в мясной пище не может быть никакой
необходимости". Ганди писал книги по вегетарианству. Его собственная
ежедневная диета включала в себя проросшую пшеницу, миндальную пасту,
зелень, лимоны и мед. Он основал ферму, присвоил ей и я Толстого. Это
была коммуна, исповедавшая принципы вегетарианства. В своей книге
"Моральные основы вегетарианства Ганди писал: "Я считаю, что
употребление в пищу плоти не годится для человеческого рода. Поскольку
сами мы выше животного мира, то ошиб емся, подражая ему." Он понимал,
что этические принципы являются более сильной защитой в поддержку
вегетарианской диеты, чем утверждение о ее благотворном воздействии на
здоровье. "Я чувствую, - говорил он, - что духовный прогресс требует
определенно стадии, на которой мы должны прекратить убивать наших
"меньших братьев" для удовлетворения своих телесных потребностей".
Великий драматург Джордж Бернард Шоу стал вегетарианцем в двадцать
пять лет. "Тем, кто первым открыл мне глаза на жестокость моего
питания, был Шелли", - писал он в своей автобиографии. Врачи убеждали
его, что такая диета станет причиной его Когда Шелли был уже глубоким
стариком и его спрашивали, почему он не пойдет к тем врачам и не
убедит их, что вегетарианство пошло на пользу его здоровью, он
отвечал: "Я бы с удовольствием, но все они давно умерли". Однажды его
кто-то спросил, почему н так молодо выглядит. "О, нет, - возразил Шоу,
- я выгляжу ровно на столько, сколько мне в действительности. Это
другие выглядят старше своих лет. Что можно ожидать от людей,
поедающих трупы?" Вот что писал Бернард Шоу о связи между мясоедением
и на илием в человеческом обществе:
"По воскресеньям мы молимся Богу, чтобы Он дал нам свет, чтобы
озарить путь, по которому мы идем; мы устали он войны, мы не хотим
сражаться и в то же время объедаемся мертвечиной..." Герберт Уэллс в
своей книге "Современная утопия", представляя картину будущего мира,
писал: "Ни в одном из районов Утопии вы не найдете мяса. Раньше его
употребляли. Но теперь мы не можем даже думать о бойнях. Среди
населения, которое высокоо но и близко к такому же уровню физической
чистоты и утонченности, практически невозможно отыскать кого-либо, кто
разделывал бы мертвого вола или свинью... Помню, был тогда ребенком,
когда праздновали закрытие последней бойни." Лауреат Нобелевской
премии Айзек Бешевис Сингер стал вегетарианцем в 1962 году, в возрасте
58 лет. Конечно, я сожалею, что сделал это так поздно, но лучше
поздно, чем никогда", - говорил он.
По его мнению вегетарианство и мистическое учение и неотделимы
друг от друга: "Все мы - создания Бога, и наша молитва Богу о милости
и справедливости в то время, когда мы продолжаем поедать плоть
животных, убитых за наши деньги, совершенно несостоятельна." Признавая
благотворное воздействие вегетариан тва на здоровье, он заявлял со
всей определенностью, что этические соображения в этом плане являются
важнейшими: "Если бы мне даже доказали, что мясо полезно, я все равно
не стал бы его есть".
Сингер решительно возражает интеллектуалам и рационалистам,
которые пытаются оправдать мясоедение: "Всевозможные философы и
религиозные деятели пытаются убедить своих учеников и последователей в
том, что животные - не более, чем машины без ду ств. Но любой, кто
когда-нибудь держал у себя животное - будь то собака, птица или даже
мышь, - знает, что эта теория - наглая ложь, выдуманная для того,
чтобы оправдать жестокость", - писал он.


ВЕГЕТАРИАНСТВО И РЕЛИГИЯ

Отказ от мяса был частью религиозной практики фактически во
всех вероисповеданиях. Некоторые египетские жрецы были вегетарианцами
и избегали есть мясо, чтобы облегчить исполнение обета целомудрия. Они
также не употребляли в пищу яйца, называя дкой плотью".
Несмотря на то, что в Ветхом Завете, фундаменте иудаизма,
содержатся некоторые предписания по поводу мясоедения, очевидно, что
идеальный вариант - это вегетарианство. В книге Бытия сам Бог
провозглашает: "...вот, я вам дал всякую траву, сеющу которая есть на
всей земле, и всякое дерево, у которого плод будет древесный, сеющий
семя: вам сие будут в пищу". (1.29) В английском переводе Библии
последние слова звучат примерно так: "...вам это будет вместо мяса".
По Библии за заре творения даже животные не ели плоти. В книге Бытия
Бог также говорит: "А всем зверям земным и всем птицам небесным, и
всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал всю зелень
травяную в пищу. И стало так". (Быт. 1.30). Бытие также прямо
запрещает мяс едение: "Только плоти с душою (в английском переводе
Библии буквально "...с жизнью ее) ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и
вашу кровь, в которой жизнь ваша (в англ. переводе "...кровь ваших
жизней..."), взыщу ее от всякого зверя (Быт. 9.4, 5). В поз них книгах
Библии главные пророки также осуждают мясоедение. Так, Исайя
указывает: "К чему мне множество жертв ваших? - говорит Господь. Я
пресыщен всесожжениями овнов, и туком откормленного скота; крови
тельцов и агнцев не хочу я." "И когда вы прост раете руки ваши, я
закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не
слышу; ваши руки полны крови". (Ис. 1.11,15). Наиболее отвратительно
убийство коров: "Закалывающий вола - то же самое, что убивающий
человека". (Ис. 66.3).
Библия рассказывает историю Даниила, который находясь в
вавилонской тюрьме, отказался есть мясо, предпочитая ему простую
вегетарианскую пищу. Главный аргумент многих христиан в пользу
потребления мяса - многочисленные указания в Новом Завете на то, что
Христос ел мясо. Однако углубленное изучение греческих рукописей
показывает, что в подавляющем большинстве своем слова, переведенны
ясо" - "трофе", "броме" и др. означают "пища", "еда" и широком смысле.
Так в Евангелии от Луки (8.55) мы читаем о том, что Христос, вернув к
жизни мертвую девушку, велел дать ей мяса (так в английском переводе
Библии, в русском синодальном же "...вел л дал ей есть". (Лук. 8.55).
В греческом оригинальном дается слово "фаго", его точный перевод не
"мясо", а всего лишь "есть". Поэтому, правильно было бы перевести
слова Христа "Дайте ей поесть". По-гречески мясо и плоть - "креас".
Это слово нигде не поминается в повествовании о Христе. В Новом Завете
нет непосредственных указаний на то, что Иисус ел мясо. Это совершенно
точно соответствует знаменитому пророчеству Исай о проходе Христа, в
котором говориться: "...се, Дева во чреве примет, и родит ына, и
нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе
не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе". (Ис. 7.14-15)
Раннехристианский автор, Клемент Александрийский, один из
отцов церкви, рекомендовал питание без мяса, ссылаясь на пример
апостола Матфея, который "принимал в пищу семена, орехи, овощи и не ел
мясо". Иероним, один из лидеров раннехристианской составивший
латинский перевод Библии, который используется и по сей день, писал:
"Блюда из овощей, фруктов, стручковых легко приготовить, они не
требуют больших затрат". Он считал такое питание наилучшим для тех,
чья жизнь отдана обретению мудрости. Св. Иоанн Хризостом, считая
мясоедение жестоким и противоестественным для христианина, говорил:
"Мы подражаем волкам и леопардам, но, скорее всего, мы даже хуже, чем
они. Для них такая пища предназначена природой, нас же Бог
благословил, наделив речь и чувством справедливости, а мы стали хуже
диких зверей". Св. Бенедикт, основавший в 529 году монашеский Орден,
носящий его имя, настаивал на том, чтобы его последователи питались
вегетарианской пищей. В монашеском Ордене трапистов с самого начала е
о существования с 18 в. существовал запрет на употребление мяса, яиц и
других животных продуктов. Эти правила были несколько смягчены
Ватиканским собором в 1960 г., но большинство трапистов по прежнему
вегетарианцы. Нужно отметить, однако, что во мно их трапистских
монастырях выращивают крупный рогатый скот. Его продают на бойню,
чтобы получить финансы.
Неизменно рекомендует вегетарианство для своей паствы ЦЕРКОВЬ
Адвентистов Седьмого Дня. Широкой публике мало известно, что мощная
американская индустрия "хлебных завтраков" появилась на одном из
адвентистских оздоровительных курортов и была о доктором Джоном
Х.Келлогом. Он постоянно изобретал все новые виды вегетарианских
завтраков для богатых пациентов санатория в Бэтл Крик. Одним из его
изобретений были кукурузные хлопья, которые впоследствии стали
популярны во всем мире.
Больше всего вегетарианство проживает в Индии, на родине
буддизма и индуизма. Буддизм возник как реакция на повсеместное
распространение убоя животных, которое совершалось из-за неправильного
толкования религиозных ритуалов. Будда положил кон практике,
провозгласив свою доктрину ахимсы, т.е. ненасилия.


ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕНАСИЛИЯ

Ведические писания Индии, предшествовавшие буддизму, также
подчеркивают важность ненасилия как этической основы вегетарианства. В
"Маху-самхите", древнеиндийском своде законов, говориться: "Невозможно
получить мясо, не причинив страдания живо а вред, приносимый способным
чувствовать живым существам не дает обрести небесное блаженство,
поэтому следует остерегаться употреблять в пищу мясо". В другом месте
"Ману-самхиты" говориться: "Хорошо обдумав, каким отвратительным
способом получают мясо и как жестоко связывать и забивать животных,
человек должен навсегда отказаться от поедания плоти". За прошедшие
годы движение Харе Кришна распространило этические принципы
вегетарианства по всему миру. Шрила Прабхупада, Ачарья - Основатель
Движения, как-то заметил: "В "Ману-самхите" дается принцип "жизнь за
жизнь" и этот принцип фактически ует во всем мире. Есть и другие
подобные законы, которые утверждают, что никто не может убить
кого-либо, не понеся на это наказания. Мы не способны никого
сотворить, а поэтому не имеем права убивать ни одно живое существо.
Состряпанные человеком зако ы, проводящие различие между убийством
человека и убийством животного, несовершенны... По закону Бога
убийство человека и убийство животного одинаково наказуемы. Те же, что
видят в этом различие, состряпали свои собственные законы. В Десяти
заповедях говориться: "Не убий". Этот совершенный закон люди извратили
посредством различных спекуляций и разграничений." Я могу убить
животное, но не могу убить человека". Так люди обманывают себя сами,
навлекая страдания на себя и других."
Подчеркивая ведическую концепцию единства всего живого, Шрила
Прабхупада говорит далее: "Все живые существа - божьи твари, несмотря
на то, что обладают разными телами. Господь - духовный отец каждого. У
отца может быть много детей, некоторые ть разумны, другие не совсем.
Но если разумный сын скажет отцу: "Мой брат не слишком умен, можно я
убью его?" Разве отец на это согласиться? Точно также, Бог - высший
отец, не позволяет убивать животных, которые тоже являются Его
детьми".