Кризис парадигмы "Человек - хозяин природы" заставляет
сегодня по-новому взглянуть на место человека в мире, его будущее,
взаимоотношение c окружающим бытиём. Природа, служившая нам
мастерской, выставляет счёт, платить по которому должно всё
человечество. Становится очевидным, что недостаточно прекратить
запускать ядерные отходы в космос, или спускать промышленные
стоки в речку Каменку. Вопрос стоит о смене коренных концепций, с
картезианских времён постулирующих потребительское отношение к
природе; о всеобщем образовании в этом отношении, о существенной
корректировке многих наших установившихся привычек, в том числе
отнсительно здоровья, питания. Эта проблема многогранна и требует
специальной разработки. Мы затронем лишь один аспект, а именно
отношение человека к братьям нашим меньшим. Данная постановка
проблемы имеет теоретическое и практическое значение для
ноосферного образования на всех его уровнях.
Невежество и эгоизм долгое время заставляли человека не
считаться с живыми существами в целом. Вместе с тем это один из
принципов нормального функционирования экосистемы. Будущее
определяется прошлым и настоящим. Раньше будущее приходило само
собой, как ход эволюционного развития человечества, теперь же
будущая экологическая и генетическая катастрофа может уничтожить
человечество и саму планету Земля. Поэтому, ответственность
человечества перед окружающей средой настолько актуальна, что сама
Мать-Природа ждёт самого гуманного отношения к себе. В этой статье
мы попытаемся проанализировать экологические, экономические,
этические и духовные последствия массового убийства животных.
По данным статистики ФАО в 1984 г. в 200 странах мира было
убито скота: крупный рогатый скот и телята - 229 249 тыс., буйволы
- 7269 тыс.,овец - 409 500 тыс., лошади - 4032 тыс., свиньи - 765
424 тыс. голов и т.д. В одних лишь Соединённых Штатах каждый год
более чем 5 млрд. животных убивается для пищевой переработки и 100
млн. без крайней нужды подвергаются вивисекции (1). Растущие
требования к животным продуктам привели к быстрому
перераспределению ресурсов, деградации экологических систем и
нанесли разрушительный удар по здоровью человека. Многие из
экологических проблем: образование пустынь, загрязнение воды,
уменьшение лесных массивов, эррозия почвы и климатические
изменения являются прямыми и косвенными последствиями
потребления мясной пищи, требующей интенсификации сельского
хозяйства.
По данным проспекта Фонда "Спасите Землю" 33% мировых
запасов зерна и 70 % зерна в США скармливаются скоту и птице,
предназначеным в пищу. Производство скота является главным
фактором образования пустынь. Если снизить производство мяса всего
на 10%, это освободит такое количество зерна, что его хватит, чтобы
прокормить 60 млн. человек (2). Сточные воды скотоферм загрязняют
окружающую среду в десять раз больше, чем городская канализация.
В плане личной экологии и здоровья, мясо является причиной
многих тяжёлых заболеваний и отравлений, особенно у людей,
ведущих сидячий образ жизни. В этих условиях развивается гипотения
кишечника, запоры, ведущие к нарушению обменных процессов.
Установлено, что потребность в мясе объясняется возбуждающим
действием на нервную систему экстрактивных веществ, которыми
особенно богаты отвары из мяса и рыбы (супы и бульоны). Это
возбуждение даёт обманчивое впечатление силы. У человека
вырабатывается привычка к потреблению мяса и рыбы, так же как к
крепкому кофе и чаю в качестве стимулирующих веществ. Временное
чувство эйфории требует поддержания этого состояния, что
стимулирует потребность курения и алкоголя (3).
Среди животных существует масса заразных болезней, которые
легко передаются человеку: трихиноз, чума, свиной тиф, бруцилёз,
бешенство, рожа, аскариды и мн. другие. Недавно учёными были
открыты прионовые или патологические белки, более примитивные,
чем бактерии и даже вирусы. Они вызывают целый ряд прионовых или
"медленных" инфекций. Вначале прионы поражают животных, в
основном коров и овец и, попадая с мясом в организм человека,
вызывают разрушение нейронов головного мозга. Личность
заболевшего разрушается за 6-8 месяцев. Человек всё забывает, теряет
ориентацию и его вскоре разбивает паралич. Прионы погибают лишь
после двух часов интенсивной варки мяса (4).
С этической точки зрения, массовое убийство невинных
животных ради утилитарных целей является одним из самых
вопиющих нарушений законов нравственности. Утрачивая уважение к
жизни животных люди перестают ценить и человеческую жизнь. Ещё
2600 лет тому назад Пифагор говорил: "Те, кто убивает животных для
того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожить себе
подобных"(5). Исходя из этих позиций, неудивительно, что растёт число
преступлений, особенно тяжких, совершается насилие по отношению к
женщинам, детям, пожилым людям. Леонардо да Винчи писал:
"Придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так
же, как они смотрят сейчас на убийцу человека"(6). Помимо Пифагора и
Леонардо в ряду мыслителей - сторонников вегетерианства стоят
имена Сократа, Платона, Климента Александрийского, Плутарха,
царя Ашоки, Акбара, И.Ньютона, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ламартина,
Л.Н.Толстого, Б.Шоу, Махатмы Ганди, А.Энштейна и др.
Духовная сторона этого вопроса не менее интересна.
Оказывается, все древнейшие мировые религии высказываются в
пользу вегетерианства и указывают на равенство всех живых существ
перед Богом.
Так, в классическом буддизме основой учения является ахимса
(непричинение вреда живому) и вегетерианство. Известны два
афоризма Будды: "Не убивай быка, который пашет твои поля" и "не
потворствуй чревоугодию, которое сопряжено с убийством животных".
Другой афоризм "Дхаммапады" предупреждает о печальных
последствиях употреблению в пищу мяса: "Тот, кто в надежде обрести
счастье мучает, или убивает другие живые существа, которые тоже
стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей
жизни" (7).
Ведические писания Индии, относящиеся к добуддийсткому
периоду, также утверждают, что принцип ахимсы является этической
основой вегетерианства. "Мясо невзможно получить, не причинив
вреда живым существам, - говорится в "Ману-самхите", древнем
своде законов Индии, - поэтому пусть каждый воздержится от
употребления мяса" (8).
В христианской Библии сказано: "Только плоти с душею ею, с
кровию её не ешьте" (Бытиё: 9, 4). Наиболее отвратительным считается
убийство крупного рогатого скота: "Закалывающий вола - то же, что
убивающий человек" (Библия: Исайа, 66, 3). Хотя в Ветхом Завете
есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса,
всё же не оставляет сомнений, что в идеале человек должен питаться
только вегетарианской пищей. В Книге Бытия (1, 29) сам Господь
говорит: "Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на
всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя:
вам сие будет в пищу". Несмотря на то, что Бог позволяет человеку
властвовать над животными, этимология ивритского слова "йирду"
(властвовать, повелевать) имеет коннотацию покровительства, опёки (9).
В мусульманской традиции также осуждается убийство
животных: "И вот сказал Муса своему народу: "О народ мой! Вы сами
причинили несправедливость, взяв себе тельца. Обратитесь же к
вашему Творцу и убейте самих себя; это - лучше для вас перед вашим
Творцом. И он обратится к вам: ведь Он - обращающийся,
милосердный!" (Коран. 2.51). В другом месте , в книге "Так говорил
Магомет" сказано: "Будет вознагражден тот, кто приносит благо
любому животному".
Бытует укоренившийся о миф о том, что антропоиды стали
Homo sapiens благодаря употребление мяса (10). Однако, как показывает
история, в древнейших цивилизациях существовали
высоконравственные принципы защиты животных. Например,
Хараппская культура охраняла жизнь животных, в особенности коров
и быков. В обязанности царя входило защищать "праджей", подданых
в самом широком смысле этого слова, включая всех живых существ.
Другое широко распространённое заблуждение гласит, что
вегетерианская диета не может быть полноценной из-за нехватки
белков. Вот что по этому поводу говорит доктор Павел Айорола: "20
лет назад официально было признано, что человеку ежедневно
необходимо 150 г. белка. На сегодня эта цифра составляет 45 г.
Почему? Потому что компетентные всемирные исследования показали,
что мы не нуждаемся в таком количестве белка, что ежедневная норма
составляет 30-40 г. Ежедневное потребление белков не только
действует разрушающе, но и является причиной раковых и сердечно-
сосудистых заболеваний. Для получения 45 г. белка нет необходимости
ежедневно есть мясо. Вы можете получить его из стопроцентно
вегетерианской пищи, состоящей из зернобобовых, орехов, овощей,
фруктов и молочных продуктов" (11).
В качестве итога, следует отметить важность разработки новых
подходов к питанию человека, проведения разъяснительной работы в
этом отношении и внедрения экологически чистых, ненасильственных
методов организации пищевой промышленности.

 

1. Animal Liberation Magazine. October - December, 1987. Australia.
2. The Borden Review of Nutrition Research. NY, 1992.
3. Всё о вегетарианстве. М., 1992.
4. Аргументы и факты, N 8, 1996.
5. Таранов П.С. 120 философов. Симферополь, 1996.
6. Les manuscrits de Leonard de Vinci. La Biblioteque de l'Institut de France. Paris, 1881-1891.
7. Reyna R. Introduction to Indian Philosophy. New Delhi, 1964.
8. Hopkins Th. The Hindu Religious Tradition. Calif., 1971.
9. Rosen S. Food for the spirit - vegeterianism and the world religions. NY, 1987.
10.См.: Гаврилюк П.И. Эстетическая культура и социальный прогресс. Киев., 1978.
11.Animals Agenda. Feb., 1992. USA monthly.