(Вегетарианские традиции в ведической духовной культуре).

Известно ли вам, что следнестатистический житель Соединенных Штатов,
Австралии или Канады потребляет более 200 фунтов мяса в год, а средний
европеец - лишь немногим меньше? За 70 лет своей жизни человек по
существу съедает 11 коров, 1 теленка, 3 ягнят, 3 баранов, 4 индеек, 23
поросенка, 1110 кур и около 862 фунтов рыбы. Но какими числами измерить
боль и ужас, которые пришлось пережить всем этим животным, чтобы человек
насладился их мясом?

. . .

"Задумавшись о происхождении мясной пищи и о эестокости, коей
сопровождается убийство живых существ, человек да откажется навсегда от
вкушения плоти."
(Манусмрити, 5.49)

Азию, поистине, можно назвать континентом рекордов: она обладает самой
большой площадью суши, самыми высокими горами, самым большим
народонаселением, здесь впервые на Земле зародилась цивилизация,
возникло письмо, сельское хозяйство, законодательная система, выросли
первые города - и наконец родилась первая религия - ведическая. Именно
она провозгласила вегетарианство неотъемлемой частью жизни верующего - и
именно она остается сегодня лидером в этом аспекте: 83% населения Индии
- приверженцы ведической традиции и подавляющее большинство из них -
вегетарианцы.

Животворной силой питают эту религию древние ведические тексты. Вот лишь
несколько из многих тысяч предписаний против мясоедения:

"Если кто вкушает человеческого мяса, мяса лошади или иного животного и
крадет у других молоко, убивая коз - царь, если не удастся тебе иным
способом остановить злодея, отруби ему голову, не колеблясь!" (Ригведа
10.87.16).

"Не смей использовать дарованное тебе Богом тело для убийства тварей Его
- будь то люди, животные или кто-нибудь другой." (Аюрведа 12.32).

"Тот же, кто не лишает жизни ни одно из существ, заслуживает спасения."
(Манусмрити 6.60).

ЖИВОТНЫЕ И ДУХОВНОСТЬ.

В Ведах - древнеиндийских рукописях на санскрите - берет свое начало
одно из основных понятий ведической философии: учение об ахимсе,
непричинении зда существам, способным чувствовать.

В Манусмрити, одном из самых ранних сакральных текстов Индии, записано:

"Невозможно получить мясо, не убив живое существо; но ведь убийство
противоречит принципу ахимсы, а стало быть ты должен отказаться от
мяса."

Веды осуждают не только мясоедов. Не меньшая вина лежит на тех, кто
соучаствует в убийстве живого существа, санкционирует его, разделывает
тушу, покупает, продает мясо, и даже подает на стол. Только тот, кто не
участвует ни в одном из этих деяний, может считаться следующим принципам
ахимсы.

Всякая жизнь достойна почитания, поскольку тело является лишь оболочкой
души. Так говорят Веды. СОгласно ведическим текстам, существует
8 400 000 форм жизни, хотя, безусловно, часть из них относится к более
высокоразвитым, нежели все остальные. Однако жестокое обращение и с
теми, и с бругими, и с высшими, и с низшими живыми существами
противоречит принципу ахимсы.

Интересно, что задолго до того, как св. Франциск был признан европейцами
покровителем животных, мудрецы Индии признавали наличие души у абсолютно
всех живых существ! Веды утверждают, что вечная луша переходит их тела в
тело, от существа к существу, пока, наконец, не воплотиться в форму
человека. обладающего способностью познать Абсолютную Истину. Тем самым
сожет завершиться цепь рождений и смертей, и душа получает шанс
вернуться наконец в царство Господа.

А теперь давайте проследим еще за одной мыслью. Санскритские рекписи
утверждают: случалось, что даже души, облаченные в тела животных,
достигали освобождения от перерождений. Это лишний раз доказывает, какой
высокой степени достигало равноправие людей и животных с точки зрения
Вед. Ни одна другая мировая религия не оставляет права лушам животных
достичь Царства Божьего!

Согласно писаниям, душа животного достигает освобождения когда животное
это удостаивается дружеского расположения великого святого, либо
воплощения Господа. Такие события случаются нечасто, поэтому приобретают
особую значимость. Самый недавний пример - жизнь Шри Чайтанйи
Махапрабху, являющегося инкарнацией Самого Господа Кришны. Во время
паломничества в Южную Индию Шри Чайтанйа шел через лес Джарикханда. "Шри
Чайтанйа Чаритамрита", бенгальский текст, датируемый XVI веком,
рассказывает, что в этот момент Чайтанйа исполнился любви к Богу и стал
танцевать, вдохновенно повторяя Харе Кришна матнру. И тогда слоны,
тигры, олени и птицы подхватили мантру и принялись танцевать вместе с
Ним. Столь велика была любовь Чайтанйи к Господу, что подвигла
бессловестных тварей воспевать славу Всевышнему - каждого на своем
языке. Далее сообщается, что все эти животные впоследствии были спасены,
то есть избавлены от необходимости воплощаться в новых телах в
материальном мире, и достигли Царства Бога.

В "Чайтанйа Чаритамрите" имеется еще одно весма любопытное повествование
также о Шри Чайтанйе, точнее, о собаке, прирученной Им. В рукописи
рассказывается, как паломники, явившиеся поклониться Чайтанйе
Махапрабху, увидели собаку, лежащую у Его ног. Великий учитель кормил
животное мякотью кокосового ореха.

- Восславь имя Кришны! - сказал Чаитанья собаке, и она явственно
пролаяла:

- Кришна! Кришна!

Рукопись повествует, что душа животного удостоилась великого блага
освободиться и вернуться в духовный имр. Нелишним будет отметить, что
"Шри Чаитаньйа Чаритамрита" сегодня признана вайшнавами частью
ведического канона.

Таким образом, ведическая религия проповедует не только вегетарианство,
но и духовное равенство всех живых существ. Как можно поднять руку на
львов и слонов, танцующих в религиозном экстазе или собаку, способную
произнести имя Бога и войти в Его Царство?! И только исповедуя
вегетарианство, можно утверждать, что ты считаешь всех Божих тварей
равноправными.

ПОКРОВИТЕЛЬСТВО КОРОВАМ.

В ведической духовной традиции коровам отведено особое место. Корова
считается священным животным, особо угодным Господу Кришне. Вайшнавская
религия есть первоначало ведической религии, а потому воспевание особой
благосклонности Кришны к коровам встречается в текстах повсеместно.

Священное Писание повествует о том, что первая корова, мать Сурабхи,
была создана посредством пахтания космического океана, и с той самой
поры пять продуктов, даваемых коровой - молоко, творог, топленое масло,
моча и навоз - считаются очищающими.

Люди преклоняются перед коровой, какова она есть, называя одной из семи
матерей (мать, дарующая рождение, повитужа, жена гуру, жена брахмана,
царица, земля и, наконец, корова). Ведь она вскармливает человека
молоком, точно так же, как и его собственная мать.

Корова играет важнейшую роль в осуществлении ведического идеала жизни,
приближенной к природе и Богу. И до недавнего времени индийцы жили за
счет небольших земельных наделов, способных обеспечить их всем
необходимым. При этом коровы были - и остаются по сей день - необычайно
важными для местного сельского хозяйства. Их навоз - недорогое и
безвредное удобрение. Заключенный в подземные резервуары, он вдобавок
способен выделять метан, используемый для отопления. И еще: немногие
знают, что навоз обладает дезинфицирующими свойствали.

Это лишт несколько причин, которые позволили корове удостоиться в
ведическом словаре целых девяти имен, три из который - aghnya (та, что
не должна быть убита), ahi (то же значение), и aditi (не могущая быть
зарезанной) - содержат в себе строгий запрет отправлять животное на
бойню.

Обобщая оттенки всех этих синонимов, великий эпос Махабхарата заключает:
"Имя сех коров - aghnya, и оно говорит о том, что недопустимо убивать
это животное. Кто же посмеет совершить это? Только тот, кто готов
творить самое отвратительное из злодеяний".

МИЛОСТЬ ГОСПОДА.

Согласно ведическим рукописям, каждый должен даровать свою пищу Богу:
"... все, что делаешь ты, все, что ешь ты, все, что даруешь другим,
равно как и всяческие испытания, которым ты подвергаешь себя - каждое
деяние ты должен посвящать Мне." - говорит Господь в Бхагаваь-гите.

Однако это вовсе не означает, что Богу угодно любое жертвоприношение.Ш
"Гита" оговаривает, какие именно жертвы угодны Всевышнему: "Если с
любовью и преданностью в душе предложишь Мне зеленый лист, цветок, плод
или воду, я приму твой дар." (Бхагават-гита 9.26)

В Ведах вы найдете множество строк, подтверждающих, что фрукты, овощи,
зерновые, орехи или молочные продукты наилучшим образом подходят для
человека. Последователи учения "Гиты" не употребляют мяса, рыбы, птицы и
яиц - ведь Писания не рекомендовали им этой пищи. Согласно Ведам,
невегатарианец не вправе считать, что он следует по пути, завещанным
Богом и Его преданными.

Бхагават-гита учит: тот, кто жертвует пищу Господу, по закону Вед,
освобождается от кармических реакций - и, соответственно, от будущих
рождений в материальном мире:

"Преданные Господа освобождаются от всех грехов, ибо они едят ту пищу,
ктотрую сначала предлогают Богу. Другие же, кто готовят пищу для
удовлетворения своих чувств, поистине, вкушают порок." (Бхагават-гита
3.23)

И сегодня преданные продолжают совершать подношение пищи Господу. Такая
предложенная Богу пища называется прасадам (буквально "милость
Господа"). Крупнейшие индийские храмы - Шри Вангам в южной части страны
и Джаганнатх Мандир (главный храм в Пури, штат Орисса) каждый день
бесплатно наделяют освященной вегетарианской пищей - прасадом - великое
множество паломников. Вспомним, что один из наиболее почитаемых
мудрецов, муни Нарада, ступил на духовный путь именно после того, как
вкусил вышеописанных вегетарианских яств.

Сегодня существует немало различных движений, уходящих корнями в
ведическую философию. Международное Общество Сознания Кришны выделяется
среди них сообым отношением к вегетарианству. Под его эгидой создано
множество ресторанов, где, как и в храмах, госям предлагают освященные
вегетарианские блюда - прасад.

МЯСОЕДЕНИЕ И КАРМА.

Кармические последствия употребления мяса в пищу поситине ужасны. Об
этом также говорят ведические писания. Но прежде чем привести строки из
них, обратимя сначала к этимологии слова "мясо" на санскрите. На этом
языке оно читается как "mamsa". Смысл этого слова чрезвычайно глубок.
Этимологически оно делится на две части: "mam" - "я" и "sa" - "ты".
Согласно классической индийской филологии, скрытый смысл этого
словосочетания следующий: "Сегодня я поедаю его, но в будущем он съест
меня." Таков закон кармы: на каждое действие существует равное ему
противодействие. Между прочим, буквальное значение солва "карма" -
"деяние".

Санскритский стих, в котором впервые возникает слово "mamsa", звучит
следующим образом:

"То судество, чье тело я поедаю сейчас, в грядущей жизни съест меня".
Вот почему мясо для просвященных носит имя "mamsa". Интересно, что
санскритское существительное "parhu-ghna" (тот, кто убивает тело)
обозначает как мясоеда, так и самоубийцу. Не правда ли, суровое
напоминание мясоедам о том, что их ждет в следующем перерождении?

В своих наставлениях царю Пратинабархи, которого приводили в восхищение
пышные жертвоприношения, мудрец Нарада раскрывал кармические последствия
мясоедения: "О, правитель, посмотри на небеса - и ты увидишь там
животных, принесенных тобою в жертву - без жалости и сострадания
убиенных. Смотри - все эти животные ждут твоей смерти, чтобы отплатить
тебе за страдания, причиненные им. Как только дни твои будут сочтены,
они с гневом набросяться на тебя, пронзят твое тело железными рогами и
примутся за твое мясо." (Шримад Бхагаватам 4.25.7-8).

Разумеется, все эти впечатляющие цитаты из священных Писаний Индии мы
приводим здесь не для того, чтобы повергнуть читателя в ужас. Страх -
оружие сильное, но, так сказать, "из-под палки" вегетарианцем не
станешь. Это личное дело каждого - решить, продолжить есть мясо и далее,
или все же остановиться.

Истинные наследники ведического знания никогда не изменяли своей
преданности вегетарианству. Это объясняется в значительной мере тем, что
идея вселенского милосердия занимает центральное место в ведической
литературе с точки зрения этической ценности. Веды учат, что человек
должен уметь видеть во всех живых организмах единый жизненный источник -
независемо от того, во что "облачена" душа. Тот, кто не способен узреть
в братьях меньших источник жизни, не способен понять, что есть сущность
жизненного начала - а то такого человека трудно ждать гуманности.

Одним из высших этических идеалов Веды провозгласили стремление делать
добро всем живым существам. Идеал этот по-прежнему является одной из
главных заповедей ведической религии.

Л. Луганская.
Москва, ноябрь, 1995.