Год назад, планируя цикл статей о женщинах разных вероисповеданий, я была уверена, первой моей героиней будет или христианка, или мусульманка, в крайнем случае - буддистка или иудаистка. Но ни в реальной жизни, ни на религиоведческом мэйл-листе в интернете, к подписчикам которого я обратилась с предложением подготовить эти материалы вместе, среди представителей самых этих старых и распространенных в России религиозных конфессий храбрецов не отыскалось. Единственными, кто не побоялся откликнуться на призыв острого на язычок журналиста, были москвичка Катя Важнова и пскович Леонид Смирнов, оба последователи движения сознания Кришны. Хлопотами Леонида я скоро познакомилась и с преданными Кришны из краснодарской общины.

Преданных Кришны всегда можно узнать по кантхимале - бусам из кусочков священного дерева туласи, обвивающим шею один, два или три раза в зависимости от степени духовного посвящения. Женщины-преданные носят длинные, убранные в прически волосы и яркие сари. Мужчины очень коротко стригутся или даже бреют головы; те, кто живет при храме, оставляют сзади пучок неостриженных волос. Одеваются мужчины-преданные в дхоти (очень своеобразную юбку-штаны) и курту - длинную рубаху. Цвет одежд зависит от семейного положения. Девушки одеваются скромнее, чем замужние женщины; для вдов желателен белый цвет, а для отреченных монахов и учеников духовной школы-мужчин обязателен цвет шафрана. Вы наверняка встречали этих необычно одетых людей или танцующими и воспевающими Святые Имена на перекрестке Гоголя и Красной в Краснодаре, или раздающими прасад на фестивалях "Харе Кришна" где-нибудь в Геленджике, или предлагающими вам благовония и книги в обмен на небольшое пожертвование. Мы называем их кришнаитами, сами же себя они - вайшнавами и преданными Кришны. Они - члены международного общества сознания Кришны (ISKCON), основанного в 1966 году А.Ч. Бхактиведантой Свами (Шрилой) Прабхупадой. Первые кришнаиты появились в СССР в 1971-м, в 1994 году в СНГ их было уже больше 400 тысяч. В 70-х многие кришнаиты сидели в тюрьмах за проповедь вегетарианства и ненасилия, а в первую чеченскую кампанию (да и в Абхазии тоже) под перекрестным огнем "своих" и "чужих" готовили и раздавали пищу всем, кто в ней нуждался - а нуждались, в основном, одинокие русские старики.

Краснодарский храм общества сознания Кришны расположен не в самом городе, а в станице Елизаветинской, поближе к земле. Поначалу он был крошечной саманной хаткой, но за одиннадцать лет непрерывного строительства (так всегда случается, когда средств меньше, чем необходимо) хатка превратилась в довольно большой дом: первый этаж занят алтарных залом и кухней, где готовится прасад, второй - ашрамом, своеобразной духовной школой, в которой сейчас двенадцать брахмачари (неженатых учеников). Окончив обучение, оно могут стать саньяси (отреченными монахами), грихастхами (семейными людьми, домохозяевами) или какое-то время остаться неженатыми мирянами. Учение, принесенное миру Шрилой Прабхупадой, опирается на древние знания Вед, священных книг Индии. Коротко суть учения сознания Кришны, или санатана дхармы (вечного закона), или бхакти-йоги (преданного служения), можно изложить так: весь окружающий нас материальный и духовный мир создан Верховной Божественной Личностью, которая не имеет начала и конца, - Господом Кришной. Души людей живут многие миллионы лет, раз за разом надевая на себя новые телесные одежды и приходя в материальный мир с одной-единственной целью: осознать, что они - не более чем слуги Бога, обязанные соблюдать Его законы и воспевать Его святые имена. Приход в материальный мир в здоровом или больном теле, в теле женщины или в теле мужчины, в теле человека, животного или растения определяется поведением души в ее прошлом воплощении, и уродливое тело, с точки зрения законов кармы (закона причины и следствия) может много рассказать о своем владельце. Все различия в национальности, поле, цвете кожи, вере, образовании, богатстве, здоровье рассматриваются как временное явление: ведь если сегодня мы идем на работу в платье, а завтра - в свитере и брюках, то почему душа не может позволить себе являться в мир в разном обличье? Однажды для каждого человека наступает момент, когда он перестает поддаваться каким-либо материальным расчетам и начинает задумываться о духовной стороне своей жизни. Следуя законам, данным Господом Кришной, вайшнавы должны соблюдать четыре важных принципа. Это отказ от мяса, рыбы, яиц, лука и чеснока; отказ от любых интоксикаций организма (алкоголя, табака, наркотиков, а также кофе и чая); отказ от азартных игр, наживы и денежных махинаций; отказ от секса вне брака и секса не для зачатия детей. Каждый преданный ежедневно должен совершать шестнадцать (по числу некоторых атрибутов Господа Кришны) кругов повторения мантры "Харе Кришна": после того, как мантра спета один раз, на четках передвигается одна бусина. Четки состоят из ста восьми крупных бусин и хранятся в специальном - часто изумительно отделанном - мешочке. Если присмотреться внимательно, четыре кришнаитских "нельзя" очень разумны и практичны. Нельзя убивать живые существа, стоящие близко к человеку по уровню развития (если помните, по Библии Творец создал сначала птиц и рыб, за ними - животных, а уже потом - человека), и таким образом грубо вмешиваться в карму душ, получивших в очередном воплощении тело животного, рыбы или птицы. Лук и чеснок делают вибрации души более грубыми, земными, а в теле разжигают вожделение. То, что называют интоксикациями, разрушает тело, омрачает сознание и дурно влияет на карму человека, и в следующей инкарнации (воплощении) он расплатится за это болезнями ли, невезучестью, бедностью - или вообще родится не в человеческом обличье.

Родиться в теле женщины, по воззрениям вайшнавов, - не самая завидная доля: лучше всего быть здоровым, внешне привлекательным, удачливым, умным и духовно продвинутым мужчиной. Женское же тело в меньшей, чем мужское, степени предназначено для духовной реализации, поэтому женщина должна прилагать для своего развития гораздо больше усилий. Но это и далеко не самый плохой вариант: искренняя преданность и любовное служение Господу и мужу, семье дает прекрасную возможность для духовного продвижения.

Главная задача каждой женщины - быть хорошей матерью и женой и помогать мужу в духовном развитии (к слову сказать, задача мужа, помимо преданного служения Кришне, - "принести весь мир к ногам возлюбленной", во всем оберегать и защищать ее). Женщина должна создавать в своем доме атмосферу благополучия, счастья, радости и любви к Господу. Наверное, поэтому присутствие на свадьбе именно родителей невесты и их благословение считаются очень благоприятными. Кстати, оба молодых супруга дают обещание не покидать друг друга, а ссориться в семьях кришнаитов можно только "чуть-чуть". Разводиться не принято, хотя и возможно, и женщины-преданные наделены равными с мужчинами правами, в том числе и относительно семейной собственности. Девушки, как собственно, и все кришнаиты, избегают сексуальных связей вне брака, поэтому они одеваются и пользуются косметикой значительно скромнее, чем замужние женщины - но это не значит, что они не должны выглядеть привлекательно для глаз Господа Кришны и окружающих людей. Зато после свадьбы в обязанность жены входит и умелое пользование косметикой, и искусство изящно и к месту одеться: нельзя создавать для мужа искушение заглядываться на других и тем самым нарушать правило относительно неразрешенного секса. Каждая из женщин-преданных должна иметь в своем гардеробе не меньше восьми сари на разные случаи жизни; допустимо и ношение мирской одежды - там, где это уместно; не приветствуются только откровенно вызывающие наряды. Сари - это, собственно, кусок ткани шириной примерно сто десять сантиметров и длиной не меньше пяти метров, а то и значительно больше. Ткань может быть любой: шелковой, синтетической, хлопчатобумажной, богато расшитой или однотонной, со специальным купоном для сари с каймой и платком или просто куском ситца. Под сари надевается маленькая кофточка-чоли с короткими рукавами и застежкой впереди. Вытачки на ней расположены вокруг груди так, чтобы с их помощью образовалось нечто вроде мягкого корсета, который надевается на голое тело и отлично поддерживает грудь. Сари и чоли меняются каждый день и должны всегда быть безупречно чистыми. Еще одно важное требование: в кухню, где готовится пища, нельзя входить в той же одежде, в которой ели или навещали туалет. Так что переступить порог храмовой кухни нам с фотокором не позволили, но прасад все равно поднесли. О, это было что-то!

Милость Господня - так переводится с санскрита слово прасад. Прасадом может стать все, что Господь Кришна разрешает предлагать Себе: чистая вода, благовония, фрукты, овощи, злаки и, конечно же, молоко (и все продукты из него) орехи и другая вегетарианская пища. Мясо, рыба, яйца, чай, кофе, чеснок и лук Кришне предлагать нельзя, они не угодны Ему; нельзя предлагать и пищу, которую хозяйка пробовала на вкус: Кришна и только Кришна должен быть первым вкушающим ее. Готовую пищу нужно поставить у алтаря или в той же посуде, в которой она готовилась (тогда это будет маха-прасад, или великий прасад), или в специальной небольшой посуде. Минут пятнадцать прасад стоит перед изображением Кришны и его супруги Радхи, и все это время перед алтарем читаются и поются специальные мантры, и пища (или благовония, или вода, или орешки) становится освященной, то есть настоящей милостью Бога, которой преданные охотно одаривают всех попавших в их дом или храм. Отказываться от прасада нельзя (да и не стоит, право), поэтому существует правило: каждому предлагается сразу несколько блюд, но понемногу, чтобы можно было доесть даже то, что не пришлось по вкусу, - а вот понравившегося вам всегда охотно добавят. Обедают все вместе, сидя на полу на специальных подушках. Пищу предлагает чаще всего тот, кто ее готовил, но это не обязательное правило. По традиции небольшие кусочки пищи берут просто рукой, непременно правой, чтобы вступить с ее благодатной энергией в непосредственный контакт; жидкую пищу едят ложкой (гостям ложка подается тоже, ведь они не обязаны соблюдать традиции, к которым не привыкли - но вилок и ножей не ждите). Дрожжевого хлеба, тем более испеченного не в собственной печи, преданные почти никогда не едят, но к трапезе всегда подаются вкусные лепешки, или блинчики, или пирожки; дважды в месяц совершается экадаши - пост с исключением из пищи зерновых и бобовых. Перед завтраком и обедом (преданные не ужинают, а только пьют горячее молоко с медом и пряностями) вам поднесут и стакан фруктового или травяного напитка или чистой воды: в соответствии с правилами Аюрведы, древней науке о здоровье, жидкость, выпитая до еды, улучшает пищеварение и способствует сохранению изящной фигуры; выпитая во время еды не действует никак, а жидкость, которой запили съеденное, гасит огонь пищеварения и портит фигуру, делая ее полной. То, что вы не доели, нельзя выбросить, но можно отдать животным и птицам - они тоже имеют право на прасад.

День женщины-преданной, особенно живущей при храме, начинается рано, в четыре утра. После омовения полагается сразу же приступить к молитвам, то есть воспеванию святых имен Господа. В соответствии с постулатами веры, Господь Кришна присутствует везде как хоть и первоверховная, но личность, не раз являвшаяся в материальный мир, чтобы направлять духовное развитие людей, поэтому каждый преданный держит в своем доме мурти (статуи и изображения) Кришны и Его вечной супруги Радхи и обращается с ними так, как с Божественной Четой, в покоях которой он, преданный слуга, живет. Каждое утро он их будит, вечером укладывает спать, предлагает пищу, напитки, благовония, совершает омовения и ритуалы подношения огня, цветов, фруктов, воспевает божественные имена. После совершения мангала арати, то есть воспевания на заре имен Господа, и предложения Ему и Его супруге пищи, преданные завтракают и сами; обычно это происходит семь-девять часов утра. Затем все приступают к своим повседневным трудам на работе (на средства от пожертвований существует храм, а семейные преданные зарабатывают на жизнь так же, как и мы), или по дому, или в храме. Служить в алтаре могут не только мужчины, но и женщины, и они стараются воспользоваться этой возможностью как можно чаще. Оказавшись в елизаветинском храме незадолго до обеда, мы стали свидетелями ритуала арати - подношения благовоний, воды, цветов, фруктов и огня масляной лампадки. Совершала ритуал женщина - Бхакти Гамья деви даси. Деви даси означает "благородная женщина-служанка" и является составляющей частью духовного имени каждой преданной (к имени мужчины прибавляется "дас" - "слуга"). Духовное имя женщины-кришнаитки, нарекаемое ей в день инициации, - это одно из многочисленных имен Шримати Радхарани - внутренней энергии Господа (иначе Ее называют женской сущностью Кришны: Шримати означает "Великая Мать") и одновременно Его же божественной супруги. Конечно, это роскошные имена. Ганга Амрита - "священная река нектара бессмертия", Лилавати - "богиня-игривая молодая девушка", Туласи "несравненная"), Бхакти Гамья -"постижение Бога через преданное служение". Мужчины, соответственно, нарекаются одним из имен Господа. Я с удивлением - и тайной радостью, не скрою - узнала, что мое собственное сокращенное имя, но только с ударением на последнем слоге, соответствует имени богини Сарасвати, когда ей молятся как богине учености и красноречия. Мы все - частица Божественного замысла, и в каждом из нас присутствует Бог.

Ирина Гвоздецкая

Фото Ольги Викторовой и из архива Леонида Смирнова

Особая благодарность Римме Аваковой (Лилавати Д.Д.) и Диане Ким (Деваяни Д.Д.).