ЦИТАТЫ О ДУХОВНОМ УЧИТЕЛЕ ИЗ ПЕСНИ 4-ой "ШРИМАД-БХАГАВАТАМ".

ШБ 4.8.44 (комм.): "Как утверждается в "Бхагавад-Гите", Господь в форме Сверхдуши помогает человеку изнутри и посылает ему духовного учителя, который помогает ему извне. Духовный учитель является внешним проявлением чайтйа-гуру - духовного учителя, пребывающего в сердце каждого живого существа".
ШБ 4.8.25 (комм.): "Верховный Господь находится в сердце каждого живого существа, и, как только он видит, что в живом существе пробудилось искреннее желание заниматься преданным служением, Он посылает к нему Своего представителя, как Он послал Нараду к Дхруве Махарадже"
ШБ 4.12.33 (комм.): "Если у шикша- или дикша-гуру есть ученик, который, подобно Дхруве Махарадже, достиг больших высот в преданном служении и превзошел учителя, то этот ученик может забрать своего учителя вместе с собой: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур любил повторять: "Если бы мне удалось вернуть домой, к Богу, хотя бы одну заблудшую душу, я бы считал, что моя миссия - распространение сознания Кришны - исполнена". Сейчас Движение сознания Кришны распространяется по всему свету, и я временами думаю, что если кто-нибудь из моих учеников станет таким же могущественным преданным, как Дхрува Махараджа, то, несмотря на все мои недостатки и несовершенства, он сможет забрать меня с собой на Вайкунтху".
ШБ 4.8.40 (комм.): "Долг духовного учителя - дать ученику возможность заниматься преданным служением в соответствии с предписаниями шастр".
ШБ 4.8.32 (комм.): "На самом деле в священных писаниях говорится, что человек должен заниматься преданным служением, на какой бы ступени жизни он не находился. Однако духовный учитель должен подвергнуть ученика испытанию, чтобы проверить, насколько он искренен в своем желании заниматься преданным служением. Только после этого он может дать ему духовное посвящение".
ШБ 4.12.42 (комм.): "Это первый принцип преданного служения: адау гурв-ашрайам. Прежде всего необходимо найти истинного духовного учителя, и, если преданный исполняет указания своего гуру так же прилежно, как Дхрува Махараджа исполнял указания Нарады Муни, ему не составит особого труда добиться благосклонности Господа".
ШБ 4.9.23 (комм.): "Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своих восьми стансах, посвященных духовному учителю, говорит: йасйа прасадат бхагавад-прасадах - радуя духовного учителя, который является чистым вайшнавом, человек доставляет удовольствие Личности Бога, а огорчая духовного учителя, он не ведает, какую участь готовит сам себе".
ШБ 4.15.23 (комм.): "Так живые существа, забыв о цели жизни, воплощаются в разных телах и скитаются по вселенной, то рождаясь среди низших форм жизни, то попадая на высшие планеты. Наши скитания продолжаются с незапамятных времен, и только по милости духовного учителя и Верховной Личности Бога мы получаем путеводную нить преданного служения, а вместе с ней - возможность достичь высшей цели жизни".
ШБ 4.21.31 (комм.): "Шри Чайтанйа Махапрабху в этой связи говорил, что духовному учителю, который действует как представитель Кришны, приходится брать на себя все грехи своего ученика. Нередко духовный учитель идет на риск, принимая слишком много чужих грехов, из-за чего ему приходится испытывать те или иные страдания. Поэтому Шри Чайтанйа Махапрабху рекомендовал духовным учителям не принимать много учеников".
ШБ 4.15.23-24 (Махараджа Притху - Кумарам): "Я уверен, что такие личности, как вы, - единственные друзья людей, горящих в огне материального существования: Верховный Господь всегда заботиться о духовном развитии живых существ, которые являются Его неотъемлемыми частицами, и только ради их блага путешествует по всему миру в облике таких осознавших себя душ, как вы".
ШБ 4.15.23 (комм.): "Именно преданные являются истинными представителями Верховного Господа, и, когда они путешествуют по свету, это путешествует Сам Нарайана, так как преданные хранят Нарайану в своем сердце и повсюду прославляют Его: Такие великие личности несут благо всему человечеству, выступая в роли духовных учителей, поэтому духовного учителя, проповедующего послание Нарайаны, следует считать неотличным от Нарайаны и почитать его как Самого Господа".
ШБ 4.15.23 : Притху Махараджа продолжал: Все мы в неоплатном долгу перед теми, кто с полной убежденностью, опираясь на свидетельства Вед, указывает людям путь к постижению своей духовной природы, помогает им осознать свои взаимоотношения с верховной Личностью Бога и просвещает их. Нам остается только отблагодарить их, поднеся им воды в пригоршне. Такие великие люди находят подлинное удовлетворение лишь в собственной деятельности, которой они по своей безграничной милости занимаются на благо всех людей. (комм.): "Великие святые, такие, как Кумары, Нарада, Прахлада, Джанака, Шукадева Госвами и Капиладева, а также те, кто идет по их стопам (ачарйи вайшнавов и их слуги), оказывают человечеству неоценимую услугу, распространяя знание о вечных взаимоотношениях, связывающих живое существо и Верховную Личность Бога. Это знание - величайшее благословение для всего человечества: Единственное занятие шута - это смешить окружающих. Подобно этому, человек, пытающийся возвратить свой долг духовному учителю, который посвятил его в трансцендентное учение Кришны, становится посмешищем, или шутом, ибо этот долг невозможно отдать. Лучшим другом и благодетелем людей является тот, кто пробуждает в них изначальное сознание - сознание Кришны".
ШБ 4.18.5 (комм.): "Пусть ученик сам не является освобожденной душой, но если он строго следует указаниям Верховного Господа, который обладает абсолютной свободой, то все его действия сразу же освобождаются от налета скверны. Поэтому Господь Чайтанйа говорил: "Я приказываю тебе стать духовным учителем". Тот, кто обладает твердой верой в трансцендентные слова Верховного Господа и следует всем его наставлениям, сразу же становится духовным учителем".
ШБ 4.21.35 (комм.): "В Ведах (Мундака-Упанишад, 1.2.12) сказано: тад-вигйанартхам са гурум эвабхигаччхет - чтобы достичь совершенства, то есть осознать свою истинную изначальную природу, человек обязан обратиться к духовному учителю. Гурум эвабхигаччхет значит, что человек обязан, без этого не обойтись. Человек должен обратиться к духовному учителю, потому что благодаря общению с ним сознание человека будет все больше и больше сосредотачиваться на Верховной Личности Бога и, достигнув высшей точки своего развития, превратиться в сознание Кришны".
ШБ 4.18.5 (комм.): "В Ведах сказано: ачарйаван пурушо веда - тот, кто идет по стопам ачарьев, принадлежащих к цепи ученической преемственности, видит вещи в истинном свете (Чхандогйа-Упанишад, 6.14.2)".
ШБ 4.20.14 (комм.): "Духовный учитель, неспособный побудить своих учеников отказаться от греховной деятельности, несет ответственность за совершаемые ими грехи".
ШБ 4.2128-29 (комм.): "Святыми называют тех, кто следует предписаниям Вед. А гуру - это тот, кто дает авторитетные указания, руководствуясь предписаниями Вед и примерами из жизни великих людей".
ШБ 4.22.25 (комм.): "Мы можем усилить свое желание заниматься преданным служением Господу, слушая "Бхагавад-Гиту" и "Шримад-Бхагаватам" в пересказе тех, кто осознал свою духовную природу. Чем больше мы слушаем осознавших себя душ, тем дальше продвигаемся по пути преданного служения, а прогресс в преданном служении приводит к тому, что наша привязанность к материальному миру ослабевает".
ШБ 4.2137 (комм.): "Мы должны быть очень осторожными и стараться не наносить оскорблений лотосным стопам вайшнавов. Самая тяжкая вайшнава-апарадха - это гурв-апарадха, оскорбление лотосных стоп духовного учителя. Среди оскорблений, которые можно нанести святому имени Господа, гурв-апарадха считается самым тяжким. Гурор-авагйа шрути-шастра-нинданам (Падма-Пурана). Из десяти оскорблений святого имени самые серьезные - это неповиновение духовному учителю и поношение ведических писаний".
ШБ 4.23.28 (комм.): "В "Шримад-Бхагаватам" (11.20.17) сказано:
Чтобы переправиться через огромный океан, нужен прочный и надежный корабль. В данном стихе говорится, что человеческая форма жизни - это подходящий корабль, на котором можно пересечь океан неведения. В человеческой форме жизни у живого существа есть возможность действовать под руководством опытного капитана, духовного учителя. Кроме того, кораблю помогает попутный ветер, коим являются наставления Кришны. Человеческое тело - это корабль, наставления Господа Кришны - это попутный ветер, а духовный учитель - капитан корабля. Духовный учитель хорошо знает, как поставить паруса, чтобы, воспользовавшись попутным ветром, привести корабль к цели. И человек, который не пользуется такой возможностью, проживает свою жизнь впустую. Такая безумная трата времени и самой жизни равносильна самоубийству".
ШБ 4.13.24 (комм.): "Ученик задает духовному учителю вопросы, и учитель всегда отвечает на них, если видит, что ученик спрашивает со смирением и предан ему. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что по милости духовного учителя человек удостаивается милости Верховного Господа. Однако духовный учитель не станет раскрывать тайны трансцендентной науки тому, кому не достает смирения и преданности. Как говорится в "Бхагавад-Гите", чтобы духовный учитель передал ученику духовное знание, тот должен обладать смирением, задавать духовному учителю вопросы и служить ему".
ШБ 4.26.20 (комм.) "Сознание Кришны невозможно обрести собственными усилиями. Для этого необходимо обратиться к тому, кто уже постиг свою духовную природу и обрел сознание Кришны, и прикоснуться к его лотосным стопам. Об этом говорил Прахлада Махараджа:
наишам матис тавад урукрамангхрим 
спршатй анартхапагамо йад-артхах 
махийасам пада-раджо-'бхишекам 
нишкинчананам на врнита йават 
Бхаг, 7.5.32 
Человек не сможет обрести сознание Кришны до тех пор, пока не прикоснется к пыли с лотосных стоп того, кто стал махатмой, великим преданным. С этого начинается вручение себя Господу. Кришна хочет, чтобы человек предался Ему, и этот процесс начинается с прикосновения к стопам истинного духовного учителя. Искренне служа такому духовному учителю, человек начинает свою духовную жизнь в сознании Кришны. Прикоснуться к лотосным стопам духовного учителя - значит расстаться с самомнением и перестать гордиться своим дутым авторитетом в материальном мире: Иными словами, чтобы пробудить в себе сознание Кришны, недостаточно просто философствовать. Человек должен предаться истинному духовному учителю. Ничто другое не поможет человеку осознать Кришну.
ШБ 4.28.65 (комм.): 
тад-вигйанартхам са гурум эвабхигаччхет 
самит-паних шротрйам брахма-ништхам
"Чтобы постичь трансцендентную науку, необходимо обратиться к духовному учителю. Идя к учителю, человек должен принести с собой дрова, которые будут сожжены во время жертвоприношений. Истинным духовным учителем называют того, кто постиг суть ведического знания и потому всегда служит Верховной Личности Бога" (Мундака-Упанишад, 1.2.12). Служа истинному духовному учителю, обусловленная душа постепенно избавляется от привязанности к материальным наслаждениям и под руководством такого учителя уверенно продвигается по пути самоосознания. У того, кто введен в заблуждение иллюзорной энергией, никогда не возникает желания обратиться к духовному учителю, чтобы достичь цели жизни".
ШБ 4.29.52 (комм.) "Духовный учитель обязан наставлять своего ученика до тех пор, пока тот не поймет, что материалистический образ жизни, кармическая деятельность, не принесет ему ничего хорошего".
ШБ 4.24.15 (комм.) "В этом заключается секрет успеха. Получив духовное освящение и выслушав указания духовного учителя, ученик должен отбросить все сомнения и размышлять над тем, как выполнить эти указания, не отвлекаясь ни на что другое. То же самое утверждает и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, который в комментарии к одному из стихов "Бхагавад-Гиты" (вйавасайатмика буддхир экеха куру-нандана, БГ 2.41) говорит, что указания духовного учителя должны стать целью и смыслом жизни ученика. Он не должен думать о том, вернется ли он домой, к Богу, его первоочередной долг - выполнить указания своего гуру. Поэтому ученик должен постоянно медитировать на указания духовного учителя, и тогда его медитация будет совершенной. Ученик должен не только думать об указаниях духовного учителя, но и искать способы с средства, с помощью которых он сможет исполнить их, поклоняясь таким образом словам своего гуру".
ШБ 4.28.49 (комм.): "Главная обязанность людей состоит в том, чтобы постоянно думать о Верховной Личности Бога, стать преданным Верховного Господа, почитать Его и падать ниц перед Ним. Ачарйа, полномочный представитель Верховного Господа, устанавливает эти принципы в человеческом обществе, но после его ухода порядок опять нарушается. Его лучшие ученики стараются исправить положение, искренне следуя наставлениям своего духовного учителя".
ШБ 4.28.51 (комм.): "Когда человек со всей серьезностью относится к миссии своего духовного учителя, его решимость равноценна созерцанию Верховной Личности Бога. Как уже было сказано, это значит, что Верховная Личность Бога приходит к нам в виде наставлений духовного учителя: Какое бы указание ни получил ученик от духовного учителя, он должен неукоснительно следовать ему. Тот, кто выполняет это требование, по сути дела, лицезреет Верховную Личность Бога".
ШБ 4.29.51: " Тот, кто занят в преданном служении, ничего не боится в материальном мире, ибо Верховная Личность Бога является Сверхдушой и лучшим другом каждого живого существа. Человек, которому известна эта тайна, обладает истинным знанием и имеет право стать духовным учителем всего мира. (комм.): Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: 
сакшад-дхаритвена самаста-шастраир уктастатха бхавйата эва садбхих. Во всех священных писаниях духовного учителя называют представителем Верховной Личности Бога. Духовного учителя почитают наравне с Вурховным Господом, потому что такой учитель - Его доверенный слуга (кинту прабхор йах прийа эва тасйа): Обратиться за советом к истинному духовному учителю - все равно что обратиться за советом к Самому Господу, Верховной Личности Бога, на что указывают слова гурур харих. Поэтому каждый должен принять покровительство истинного духовного учителя. Достичь цели жизни - значит принять истинного духовного учителя, для которого нет никого дороже Кришны. Каждый из нас должен поклоняться такому преданному, облеченному особым доверием Господа".
ШБ 4.28.65 (комм.): ": Когда бренному телу учителя приходит конец, его ученики должны плакать, как царица, муж которой покинул тело. Впрочем, ученик и духовный учитель никогда не разлучаются: до тех пор, пока ученик следует наставлениям духовного учителя, тот всегда находится рядом с ним. Такая форма общения называется вани (общение через слово). Физическое присутствие учителя называется вапух. Когда духовный учитель физически находится рядом с учеником, тот должен служить его телу, а когда физическое тело духовного учителя прекращает существовать, ученик должен служить его наставлениям".
ШБ 4.28.65 (комм.): "Чтобы понять свое место, живому существу нужна милость Господа и духовного учителя - одной академической образованности недостаточно, чтобы постичь смысл "Бхагавад-Гиты". Заключенное в "Бхагавад-Гите" знание должно быть получено от осознавшей себя души.
тад виддхи пранипатена 
парипрашнена севайа 
упадекшйанти те гйанам 
гйанинас таттва-даршинах
"Чтобы постичь истину, обратись к духовному учителю. Вопрошай его со смирением и служи ему. Осознавшая себя душа может дать тебе знание, ибо она узрела истину" (БГ, 4.34). Итак, человек должен обратиться к истинному духовному учителю, который поможет ему возродить его изначальное состояние".
ШБ 4.29.68 (комм.): "Ум строит планы того, как наслаждаться в этом мире, а грубое тело служит инструментом для осуществления этих желаний и планов. Ум - это как бы сцена, на которой появляются и исчезают наши желания. Вот почему в одной из песен Шрилы Нароттамы даса Тхакура говорится:
гуру-мукха-падма-вакйа, читтете карийа аикйа, 
ара на кариха мане аша
Нароттама дас Тхакур советует нам неукоснительно выполнять указания духовного учителя. Никаких других желаний у нас быть не должно. Если мы будем строго следовать регулирующим принципам, исполняя волю своего духовного учителя, то постепенно обуздаем свой ум, и в нем не останется никаких других желаний, кроме желания служить Кришне. Такое состояние ума и есть совершенство жизни".
ШБ 4.31.8 (комм.): "Того, кто хранит в своем сердце Бхагавана,: кто погружен в мысли о Кришне, тоже иногда называют бхагаваном. Бхагаван владеет всеми богатствами. Поэтому тот, кто всегда хранит в своем сердце Бхагавана, тоже становится обладателем всех богатств".
ШБ 4.26.10 (комм.): "Каким бы грешником ни был человек, если он получает от истинного духовного учителя знание, раскаивается в прошлых грехах и прекращает грешить, то тут же получает право вернуться домой, обратно к Богу. Для этого необходимо просто следовать предписаниям шастр и указаниям истинного духовного учителя"