Традиционный ведический брак

В основе традиционного ведического брака лежит абсолютное доверие, взаимная привязанность, способность подстраиваться и равное распределение обязанностей. Когда-то брак заключали тогда, когда родители видели, что их сын уже достаточно зрелый для того, чтобы взять на себя обязанность. Тогда отец этого юноши шел искать девушку из благородной семьи и просил согласия ее родителей.
Несмотря на то, что в разных регионах Индии существуют свои особенности церемонии бракосочетания, основа является общей для все индийской территории. Во время каждого этапа брачной церемонии декламируются ведические мантры и возносятся молитвы, призванные обеспечить спокойную жизнь. Обязанности разделяются, а обоим молодым предоставляется одинаковая свобода. Союз освящается, и новобрачные дают обет не расставаться. И муж и жена должны быть терпимыми друг к другу и, вопреки распространенному мнению о неравноправии супругов, жена имеет те же права в доме, что и муж, который, в свою очередь, помогает ей поддерживать семью.
Подобно богине Парвати, жена является ардхангини, частью своего мужа. Каждый шаг, совершаемый в свадебной церемонии, является символическим. Церемония бракосочетание проводится перед огнем, бог которого, Агни, выступает в роли свидетеля. Кроме того, Агни олицетворяет собой власть и свет.
В начале брачной церемонии отец невесты приводит свою дочь к жениху. Мантра, которая в это время повторяется, впервые была произнесена царем Джанакой, когда он отдавал свою дочь Ситу в жены Раме: " Эта Сита, моя дочь, будет твоей помощницей в совершении религиозных обязанностей. Возьми ее руку в свои - теперь она твоя. Она станет твоим вторым эго, которое будет преданно тебе как никто другой. Она благословлена и станет такой же неотделимой от тебя, как твоя тень".
Затем следует церемония паниграхана. Держа невесту за руку, жених говорит: " я держу твою руку для счастья. Пускай мы оба доживем до глубокой старости. Ты - королева, и ты будешь править моим домом. Ты - Сама Веда, а я - Риг Веда, (это обозначает, что они являются частями одного целого). Я - небо, а ты - земля. Давай же объединимся в браке."
В некоторых традициях затем пара во главе с женихом семь раз обходит огонь по часовой стрелке. В других традициях пара сначала обходит три раза во главе с женихом, а затем ведущей становиться невеста. Когда они обходят огонь оставшиеся четыре раза, жених в это время произносит вышеупомянутые слова.
По одну сторону огня находится емкость с водой для очищения, а по другую - плоский камень. Невеста становится на этот камень, который символизирует силу их союза. Эта церемония означает, что жена, которая является главой дома, должна находится на этом посту подобно камню. Несмотря ни на что, будь то солнце, холод или дождь, камень всегда продолжает лежать на своем месте.
(Шрила Сачинандана Свами)