«Воспринимать себя как одного из «Битлз» — значит двигаться назад»
В предпоследний день осени исполняется вторая годовщина смерти гитариста, певца и композитора «Битлз» Джорджа Харрисона
  Беседовал Вадим ДЫШКАНТ, специально для «Дня»
30 ноября его прах кремировали и согласно завещанию через несколько дней отвезли в Индию. В самом же Лондоне исповедующие кришнаизм британцы провели церемонию в память о Харрисоне. Почему европеец Хариссон захотел, чтобы тело его сожгли, а пепел развеяли над священным Гангой, пытался выяснить наш корреспондент. Ему посчастливилось встретиться с Малати деви даси, которая на протяжении нескольких лет общалась с музыкантом.
Хотя духовные искания Джорджа Харрисона ни для кого не были секретом, однако с годами к ним у пишущих о музыке и музыкантах журналистов выработалось если не скептическое, то не совсем серьезное отношение. Религиозной жизни музыканта отводилась роль мимолетного увлечения, некоего хобби пресыщенного славой человека. Между тем самые проницательные люди понимали, что тот напряженный поиск Бога, который вел Харрисон, стал для него основным содержанием всей его жизни. «Воспринимать себя как одного из «Битлз» — значит двигаться назад, а я гораздо больше озабочен будущим» — сказал Харрисон еще в 1967 году, когда группа еще не распадалась. Те, кто был внимателен к нему, замечали, что, невзирая на громкую славу, он находится в стороне от всей звездной суеты и живет в своих мирах. В эти миры музыкант все больше и больше уходил после знакомства с первыми учениками Шрилы Прабхупады — гуру, приехавшего из Индии, и распространившего движение Харе Кришна на Западе. Четверо молодых американцев, получив духовное посвящение у Прабхупады, по заданию своего учителя отправились с целью проповеди философии Сознания Кришны в Лондон. В планы не имеющих никаких связей ни в деловых, ни в творческих кругах Великобритании проповедников входило знакомство с «Битлз» для проповеди им духовного знания. Удивительно, но этим безызвестным молодым кришнаитам удалось не только познакомиться с «Битлз», но и на долгие годы подружиться со знаменитостями, которые, кроме того, что записывали на своей студии пение мантры Харе Кришна, еще и жертвовали Обществу Сознания Кришны немалые средства и даже помещение под храм. К счастью, сохранились записи бесед музыкантов со Шрилой Прабхупадой, которого Харрисон принял своим гуру. В своем последнем интервью музыкант говорил о Боге, как о главной цели человеческой жизни, а в последние мгновенья пребывания в этом мире призвал своих близких любить друг друга.
Среди первых кришнаитов, добившихся встречи с Харрисоном и подружившихся с ним, была и Малати деви даси, которая и через тридцать пять лет остается последовательницей своего духовного учителя.
— Я слышал, что для Джорджа Харрисона ваше появление в его офисе не было неожиданностью, казалось, будто бы он ждал его. Откуда музыкант узнал о только что зарождающемся на Западе движении Харе Кришна?
— Да, он в самом деле искал встречи с нами. Мы записали на студии в Нью-Йорке наше пение мантры Харе Кришна, и Джордж каким-то образом эту запись достал. Она ему настолько понравилась, он ее столько много раз слушал, что качество этой пластинки было уже совсем никудышнее. Он захотел приобрести новую запись, но поскольку в обычных музыкальных магазинах ее в те годы купить было невозможно, то он решил, что если найдет людей из Харе Кришна, то они помогут ему найти пластинку. Поэтому, увидев у себя в офисе моего мужа Шьямасундару, он был просто счастлив. У них тут же завязалась беседа, и Джордж сказал: «Почему бы вам, ребята, не прийти ко мне домой в пятницу на обед?». Мы решили, что на обед мы, приехавшие из-за океана американцы, придем с нашими английскими друзьями, которые уже успели присоединиться к движению. Одним из главных положений исповедуемой нами философии является утверждение, что все принадлежит Богу. И вот, придя в назначенное Джорджем время к нему домой, мы сразу же начали передвигать мебель, чтобы освободить место для киртана — то есть, для воспевания святых имен и для танцев. Мы привезли с собой какие- то, уже заранее приготовленные, вегетарианские блюда, остальное же решили приготовить дома у Харрисона.
— Как реагировала на ваш приход его жена?
— Она пошла нам на встречу, и даже сама приготовила райту — салат из фруктов и йогурта. Это был замечательный вечер, мы видели, что Джордж очень ценит возможность находиться среди преданных Кришны и воспевать мантру. Он предложил моему мужу Шьямасундаре записать пластинку. И следующая наша встреча уже состоялась на студии звукозаписи, где мы вместе с «Битлз» записывали Харе Кришна мантру. Напомню, что тогда, в конце шестидесятых не было ни CD, ни даже кассет, и мы записали две пластинки: одну большую на 33 и вторую поменьше — на 45. На большой пластинке было записано несколько песен, а на маленькой — хит с большой пластинки. Эту маленькую пластинку крутили все радиостанции Америки, во многих странах она стала хитом номер один. Нас стали приглашать в различные города, люди думали, что мы рок-группа, а не религиозная организация, поскольку на пластинке был знак (яблоко. — Авт. ) Джорджа Харрисона.
Мы летали с концертами в Голландию, Швецию, Германию, Швейцарию и многие другие страны. Куда бы мы ни приезжали, мы раздавали цветы, прасад (освященную вегетарианскую пищу. — Авт. ) и просили людей воспевать с нам Харе Кришна маха-мантру. Мы говорили, что приехали не развлекать, а дать духовное знание. Однажды нас пригласили на юг Франции, где проходил большой музыкальный фестиваль. Мы были там единственными одетыми людьми, все остальные под воздействием алкоголя и других интоксикаций разделись донага, шел дождь и единственное, что было на их теле, — это грязь. Мукунда, понимая, что объяснять этим людям что-либо бесполезно, сказал им: «Хотите немного подняться, пойте с нами, и вы взлетите» — они ведь принимали наркотики, чтобы оторваться от угнетающей их реальности и выглядели достаточно жалкими. Мы им предложили получить радость без наркотиков. И когда мы начали петь, они нас поддержали, и было видно, что воспевая, получают огромную радость.
— Харрисон также ездил с вами на эти концерты?
— На этом концерте его не было, но на многие другие он ездил вместе с нами. Куда бы он ни приезжал, нас встречала огромная толпа его поклонников, через которую мы с трудом пробирались. Все это способствовало популярности Харе Кришна, со временем наш первый лондонский храм стал разрастаться, и Джордж, увидев, что нам нужно большее здание, предложил Шриле Прабхупаде свою помощь в поиске подходящего помещения. В результате появился новый загородный храм Бхактиведанта менор — настоящий дворец, который Харрисон приобрел и отдал его нам.
— Я знаю, что он также помогал вам издавать книги?
— Да, одним из самых замечательных служений, который Джордж сделал для Шрилы Прабхупады, было то, что он оплатил издание «Источника вечного наслаждения». С изданием этой книги на английском языке связана интересная история. К этому времени Шила Прабхупада полностью закончил перевод, были сделаны красивые иллюстрации, но денег на ее издание у нас не было. ИСККОН (переведенная в кириллицу английская аббревиатура Международного общества Сознания Кришны. — Авт. ) тогда не был таким большим, как сейчас. Шрила Прабхупада попросил Шьямасундару спросить Джорджа, сможет ли он дать денег на издание книги. Шьямасундара заколебался, мы пытались следовать такой политике, чтобы не просить Джорджа ни о чем. Мы хотели дать ему Кришну, а не просить, чтобы он для нас что-нибудь сделал. Если он что-то и делал, то только по собственной инициативе. И Шьямасундара боялся, что если он попросит Джорджа о финансовой помощи, то он подумает, что мы, как и все остальные, пришли к нему за деньгами. Но Прабхупада сказал: «Не переживай об этом. Просто спроси, скажи, что это я попросил тебя сказать ему о книге. Кришна обо всем позаботится». Как раз к тому времени Джордж сам купил огромную, очень дорогую мраморную плитку для лондонского храма, хотя мы его об этом не просили. И мой муж очень переживал, что ему теперь придется просить у него деньги. И вот как- то вечером он с еще одним скульптором ужинали у Джорджа дома. Шьямасундара таки отважился сказать ему: «Прабхупада собирается издавать книгу о Кришне «Источник вечного наслаждения», которая прекрасно проиллюстрирована оригинальными рисунками, и спрашивает, не хотел бы ты принять участие в этом проекте?». Джордж серьезно посмотрел на Шьямасундару, и тот подумал: все, конец, теперь он решит, что я такой же, как все, что я хочу от него только лишь денег. Джордж спросил, сколько это будет стоить? Шьямасундара ответил, что издание обойдется в девятнадцать тысяч долларов, на то время достаточно большая сумма. Джордж молчал, и в это время раздался гром, как раз началась гроза. Молния попала в какую-то подстанцию, и везде погас свет. Когда же свет вновь загорелся, на лице Джорджа сияла огромная улыбка, он сказал: «Как я могу не принять участие в этом проекте, если мне подают такие знаки!?». На следующий день он встретился со Шрилой Прабхупадой, и тот попросил Джорджа написать введение к книге. Благодаря тому, что там была статья Харрисона, нами было продано много книг о Кришне. Джордж сделал для Прабхупады то, чего никто другой сделать не мог бы. Были проданы сотни тысяч книг, Харе Кришна мантра стала известной по всему миру.
— А какие отношения были у Харрисона с Прабхупадой?
— Хотя не были соблюдены все обряды инициации, Джордж, по сути, был его учеником. Шрила Прабхупада очень его любил, был благодарен за все то служение, которое он для него совершил, он называл его Шриман Джордж Харрисон, относился к нему как к своему сыну.
— Как другие члены «Битлз» воспринимали эту тесную дружбу их коллеги с вами?
— Они друг друга не судили, у них было уважительное отношение друг к другу, каждый занимался тем, чем хотел.
№218, вторник, 30 ноября 2004