Смена тела

В 1974 в центре МОСК, в предместье Фэранкфрурта в Западной Германии между Его Божественной Милостью А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой и профессором Карфридом Граф фон Дюркхеймом состоялась беседа, содержание которой приводится ниже. Профессор Дюркхейм, видный специалист в области психологии религии и автор книги "Повседневная жизнь как упражнение в духовности", имеет степень доктора наук за исследования по аналитической психологии. Кроме того, он приобрел известность как основатель терапевтического колледжа в Баварии, где в исследовании психологии сознания успешно сочетаются западный и восточный подходы. В этой беседе Шрила Прабхупада объясняет суть первого и основного принципа реинкарнации, состоящего в том, что духовная живая сущность - это нечто отличное от материального тела. Доказав, что сознательное "я" и тело - это разные сущности, Шрила Прабхупада, подчеркивая постоянно повторяющийся характер этого процесса, описывает то, как сознательное "я", или душа, в момент наступления смерти одного тела переходит в другое.
Профессор Дюркхейм: Опыт моей работы убедил меня в том, что природное эго не хочет умирать. Однако если человек проходит через это [состояние клинической смерти], у него возникает ощущение, что, пересекая порог смерти, он вступает в совершенно новую реальность.
Шрила Прабхупада: "Да, это действительно совершенно иная реальность. Этот опыт можно сравнить с ощущениями больного человека, к которому вернулось здоровье. Профессор Дюркхейм: Значит ли это, что умерший получает опыт реальности более высокого плана?
Шрила Прабхупада: Умер не человек, умерло его тело. Согласно Ведической мудрости, тело всегда мертво. Микрофон, например, сделан из металла. Когда через микрофон проходит электрическая энергия, он реагирует на это превращением звука в электрические импульсы, которые усиливаются и передаются через громкоговорители. Но если в системе отсутствует электричество, то ничего и не происходит. Независимо от того, работает микрофон или нет, он продолжает оставаться не более чем суммой частей из металла, пластика и т.п. Равным образом и человеческое тело функционирует только благодаря живой силе, находящейся внутри этого тела. Когда эта живая сила покидает тело, говорят, что тело мертво. На самом же деле оно всегда мертво. Главное - это живая сила; только ее присутствие создает видимость того, что тело живет. И все же, мертвое или живое, физическое тело - это не более чем масса мертвой материи.
Из первого наставления "Бхагавад-гиты" становится ясно, что в конечном счете состояние материального тела не имеет большого значения.
asocyan anvasocas tvam prajna-vadamas ca bhasase gatasun agatasums ca nanusocanti panditah
"Благословенный Господь сказал: Говоря эти умные слова, ты скорбишь о том, что недостойно горя. Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых [Бхаг. 2.11]. Профессор Дюркхейм: Каким образом вы помогаете своим ученикам ощутить присутствие этой силы, которая, не являясь материей, может тем не менее придать материи видимость жизни? Как человек мыслящий, я не могу не признать, что в ваших рассуждениях есть доля истины. Я в этом не сомневаюсь. Но каким образом вы помогаете человеку ощутить это?
Как ощутить присутствие души
Шрила Прабхупада: Все очень просто. Существует активная первооснова, которая заставляет тело двигаться. Следовательно, по существу, мы должны задаться вот каким вопросом: "Что же это за активная первооснова?" Поиск ответа на этот вопрос и вызвал к жизни философию Веданты. Собственно говоря, Веданта-сутра начинается изречением athato brahma-jijnasa, "Какова природа "я", находящегося внутри тела?" Поэтому изучающего Ведическую философию прежде всего учат отличать живое тело от мертвого. Если он неспособен постигнуть этот принцип, мы просим его подойти к этому вопросу с позиции обычной логики. Каждый в состоянии понять, что тело изменяется и движется благодаря наличию в нем активной первоосновы, т. е. души. В отсутствие этого активного начала тело не изменяется и не движется. Следовательно, в нем должно быть нечто такое, что приводит его в движение. Это не очень трудно понять.
Тело всегда мертво. Оно подобно механизму. Магнитофон сделан из мертвой материи, но стоит вам, живому человеку, нажать на кнопку, как он начинает работать. И тело есть также мертвая материя. Но в теле присутствует жизненная сила. И пока эта активная первооснова находится в теле, оно реагирует на внешние воздействия и производит впечатление живого. У всех нас есть способность говорить. Если я попрошу одного из своих учеников прийти сюда, он это сделает. Если же эта активная первооснова покинет его тело, я могу звать его тысячи лет и он не придет. Это очень просто понять.
Но что же все-таки понимают под активной первоосновой? Это должно быть предметом особого разговора; тот, кто нашел для себя ответ на этот вопрос, сделал важный шаг к овладению духовным знанием.
Профессор Дюркхейм: Я понимаю, что вы имели в виду, говоря о мертвом теле, - в нем должно быть нечто такое, что делает его живым. Единственно верный вывод, который из этого следует, в том, что мы говорим о двух разных вещах - о теле, с одной стороны, и активной первооснове - с другой. Но меня интересует то, каким образом через опыт непосредственного восприятия - а не путем умозаключения - можно узнать о наличии в нас этой активной первоосновы? Разве не столь же важно непосредственно ощутить эту более глубокую реальность?
"Я есть Брахман, дух"
Шрила Прабхупада: Да вы сами есть эта активная первооснова. Живое тело и мертвое тело - это же одно и то же. Единственное, что их отличает одно от другого, - наличие активной первоосновы. Когда ее нет, тело называют мертвым. Значит, истинное "я" идентично активной первооснове. Одно из основных изречений Вед - so'ham, или "Я есть активное начало". Там же говорится: "Я не есть это материальное тело. Я есть Брахман, дух". Это свидетельство самоосознания. "Бхагавад-гита" так говорит о человеке, познавшем собственную природу: Brahma-bhuta prasannatma na socati na kanksati: познавший собственную природу не скорбит и не вожделеет. Samah sarvesu bhutesu: он равно относится ко всем - к людям, к животным, ко всему живому.
Профессор Дюркхейм: Но представьте себе следующую ситуацию. Один из ваших учеников может заявить: "Я есть дух", не будучи при этом в состоянии ощутить это.
Шрила Прабхупада: Как же он может не ощущать этого? Он знает, что он есть активное начало. Каждый рано или поздно начинает понимать, что он не есть тело. Даже ребенок знает это. В этом можно убедиться, анализируя то, как мы говорим. Мы говорим: "Это мой палец". Никто не говорит "Я - палец". Так что же нужно понимать под "я"? Это и есть самоосознание - "Я не есть это тело".
Осознание собственной природы может помочь в осознании природы других живых существ. Почему человек убивает животных? Почему я должен причинять кому-то неприятности? Познавший собственную природу способен рассуждать так: "Вот другое "я". Просто у него другое тело, но то же активное начало, что существует в моем теле, действует и в его теле". Человек, познавший собственную природу, одинаково воспринимает все живые существа, ибо знает, что активное начало, "я", присутствует не только в человеке, но и в телах животных, птиц, рыб, насекомых, деревьев и растений.
Реинкарнация в этой жизни
Активная первооснова (активное начало) - это душа, а в момент смерти данного тела душа переселяется в другое тело. Тело может быть другим, но душа остается неизменной. Даже в пределах нашей собственной жизни мы можем наблюдать изменения нашего тела. Мы уже перекочевали из грудного возраста в детский, из детства - в юность и из юности - в зрелость. И все это время сознательное "я", или душа, оставалось тождественным себе. Тело материально, тогда как истинное "я" духовно. Человека, понявшего это, считают постигшим свою истинную природу.
Профессорр Дюркхейм: Я полагаю, что на Западе мы сейчас подходим к очень важному рубежу, ибо впервые за всю нашу историю жители Европы и Америки начинают серьезно относиться к внутреннему опыту, благодаря которому нам открывается истина. Конечно, на Востоке всегда были философы, познавшие ощущения, благодаря которым смерть перестает казаться ужасной и превращается в преддверие более полнокровной жизни.
Людям нужен такой опыт преодоления своих материальных привычек. И если им удается вырваться из оков этого телесного опыта, они вдруг начинают понимать, что внутри их действует совершенно иная сила. Они начинают ощущать присутсвие "внутренней жизни".
Шрила Прабхупада: Преданно служащий Господу Кришне естественным образом осознает присутствие этой другой силы, ведь он никогда не думает: "Я есть это тело". Он считает: aham brahmasmi - "Я - духовная душа". Первое наставление, которое Господь Кришна дал Арджуне в "Бхагавад-гите", звучит так: "Мой дорогой Арджуна, ты слишком серьезно задумываешься над состоянием этого материального тела, а мудрый человек не воспринимает это материальное тело всерьез, будь оно мертвое или живое". Это первый этап постижения на пути духовной эволюции. Каждый в этом мире очень озабочен состоянием своего тела, и, пока оно живет, каждый разными способами пытается поддержать его. Когда оно умирает, над ним воздвигают огромные статуи и монументы. Это признаки телесного сознания. И никто не видит того активного начала, которое делает тело красивым и дает ему жизнь. А в момент смерти никто не знает, куда девается истинное "я", активная первооснова. Я называю это невежеством.
Профессор Дюркхейм: Во время первой мировой войны, юношей, я провел четыре года на фронте. Я был одним из двух офицеров моего полка, которые не были ранены. На поле боя я много раз видел смерть. Я видел, как пуля сражала людей, стоявших рядом со мной, и то, что жизненная сила вдруг покидала их. Все, что оставалось, - это, по вашему выражению, тело без души. Но когда смерть была близко и я допускал, что могу умереть, я ощущал присутствие во мне чего-то такого, что неподвластно смерти.
Шрила Прабхупада: Да. Это и есть самоосознание.
Профессор Дюркхейм: Этот опыт войны оставил во мне глубокий след. Он стал началом моего внутреннего пути.
Шрила Прабхупада: "Веды" говорят: narayana parah sarve na kutascana bibhyati Душа, постигшая Бога, ничего не боится.
Профессор Дюркхейм: Процесс самопостижения - это цепь внутренних переживаний, не так ли? Здесь, в Европе, люди получили опыт таких переживаний. Я бы сказал, что опыт столь большого числа людей, прошедших через войну, концлагерь и бомбежки, является самым большим богатством Европы. В сердцах этих людей еще жива память о тех мгновениях, когда смерть была рядом, когда они падали сраженные пулей или когда их почти разрывало на куски и на какой-то миг им открывалось их вечная природа. Однако сейчас необходимо убедить людей в том, что они не нуждаются ни в войнах, ни в концлагерях, ни в бомбежках, чтобы серьезно отнестись к тем моментам своего внутреннего опыта, когда в них пробуждается ощущение божественной реальности и приходит понимание того, что это телесное существование - еще не самая большая ценность и не единственная форма существования.
Тело подобно сну
Мы можем убеждаться в этом каждую ночь. Когда мы спим, наше тело лежит на кровати, а мы сами отправляемся в другое место. Каждый из нас начинает понимать, что наша истинная сущность отделена от этого тела. Когда мы спим, мы забываем о теле, лежащем на кровати. Мы действуем в других телах и других местах. Приходит утро, и мы так же забываем о телах, в которых жили во сне и в которых побывали в таком количестве разных мест. Возможно, в этих телах мы поднимались в небо. Ночью мы забываем о теле часов нашего бодрствования, а днем - о теле, в котором наслаждались во сне. Но наше сознательное "я", наша душа, продолжает существовать, и мы не забываем о своем существовании, независимо от того, в каком теле мы пребываем. Из этого следует, что мы - ни одно из этих тел. Некоторое время мы существует в том или ином теле, а с наступлением смерти забываем о нем. Следовательно, тело - это всего лишь ментальная структура, которую можно уподобить продукту сновидений, тогда как "я" непохоже ни на одну из возможных ментальных структур. Этот вывод - свидетельство самоосознания. В "Бхагавад-гите" Господь Кришна говорит:
indriyani parany ahur indriebhyah param manah manasas tu para buddhir yo budd.. paratas tu sah
Живые существа выше живой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а она (душа) еще выше, чем разум.
Профессор Дюркхейм: Вы говорили о ложном эго. Не хотели ли Вы этим подчеркнуть, что истинное эго есть душа?"
Шрила Прабхупада: Да, это чистое эго. Например, у меня тело семидесятивосьмилетнего старого индийца, и у меня есть это ложное эго, которое думает: "Я - индиец", "Я есть это тело". Это заблуждение. Когда-нибудь это временное тело исчезнет и я получу другое временное тело. Это просто иллюзия. Реальность состоит в том, что душа, согласно своим желаниям и деяниям, переселяется из одного тела в другое.
Профессор Джеркхейм: Да.
Шрила Прабхупада: Мы - духовные души, мы тоже чисты, но как только мы покидаем духовный мир и соприкасаемся с этими материальными телами, наше сознание покрывается оболочкой. Сознание остается чистым, только теперь оно "покрыто грязью" (этим телом). Вот почему люди враждуют. Они ошибочно отождествляют себя со своим телом, думая, например: "Я - немец", "Я - англичанин", "Я - черный", "Я - белый", "Я - то, я - это" - множество вариантов обозначений телесного. Такие обозначения телесного есть налет, скрывающий чистоту. Не случайно художники в скульптурах и на картинах изображают нагие фигуры. Во Франции, например, наготу считают элементом "чистого" искусства. Подобно этому, если вы сумели увидеть "наготу", или истинное состояние, духовной души - без налета телесных обозначений, - вы постигли чистоту.
Профессор Джеркхейм: Чем объяснить очевидную трудность понимания того, что человек и его тело - это не одно и то же?
Каждый знает: "Я не есть это тело".
Шрила Прабхупада: Но это совсем не трудно. Это можно почувствовать. Только недостаток ума заставляет людей думать иначе; и все же на самом деле каждый человек знает, что "Я не есть это тело". В этом можно легко убедиться на своем опыте. Я существую. Я понимаю, что существовал в теле младенца, в теле `более взрослого ребенка, а также в теле подростка. Я существовал в таком количестве разных тел, а сейчас существую в теле старика. Или, скажем, вы сейчас надели черное пальто. Через минуту вы можете надеть белое пальто. Однако от этого вы не превращаетесь в это черное или белое пальто; вы просто сменили одно пальто на другое. И если я назову Вас "Мистер Черное Пальто", это будет просто проявлением моей глупости. Так и я за свою долгую жизнь много раз менял свои тела, но я не есть ни одно из этих тел. Это - истинное знание.
Профессор Дюркхейм: И все же разве здесь все так просто? Допустим, разумом вы прекрасно понимаете, что вы - не это тело, но при этом все-таки боитесь смерти. Возможно, причина тому - отсутствие непосредственного опыта? Убедившись в своем бессмертии на основе опыта, вы уже не должны бояться смерти, потому что знаете, что на самом деле вы не можете умереть.
Шрила Прабхупада: Опыт перенимают у более авторитетного лица, у человека, обладающего более совершенным знанием. Вместо того, чтобы тратить годы и годы на то, чтобы опытным путем убедиться в том, что я не есть это тело, я могу взять это знание у Бога, или Кришны, т.е. из самого совершенного источника. В этом случае можно сказать, что я получил опыт бессмертия, обратившись к самому авторитетному источнику. Это прекрасно.
Профессор Дюркхейм: Да, я понимаю.
Шрила Прабхупада: Итак, Веды учат: tad-vijna-nartham sa gurum..blugacchet "Чтобы получить наилучший опыт совершенной жизни, ты должен обратиться к гуру". Кто же такой гуру? К кому я должен обратиться? Я должен подойти к тому, кто в свою очередь со всем вниманием воспринял знания от своего гуру. Это называется ученической преемственностью. Я получаю знание у совершенного человека и так же, как мой учитель, ничего в нем не меняя, передаю это знание другим. Господь Кришна дает нам знание в "Бхагавад-гите", а мы распространяем это знание, ничего в нем не меняя.
Профессор Дюркхейм: За последние двадцать-тридцать лет на Западе значительно повысился интерес к проблемам духовности. С другой стороны, если ученые задались целью уничтожить человеческое "я", то нужно признать, что с помощью атомных бомб и других технических нововведений они добились в этом заметных успехов. Однако, если они хотят указать человечеству путь к какой-то более высокой цели, им пора оставить привычку подходить к человеку с чисто материалистических позиций и смотреть на него через очки ученого. Они должны видеть в нем то, чем он является на самом деле, - сознательное "я".