Бхагавад-гита: Вечная книга, источник знания о переселении души.

Чтобы лучше понять феномен реинкарнации, многие на Западе обращаются к достоверным источникам знания о прошлой и будущей жизни. Из всей имеющейся на сегодня литературы написанные на санскрите индийские Веды представляют собой самое древнее и в то же время самое исчерпывающее и логически последовательное изложение основ науки реинкарнации, учения, не утратившего своей жизненности и притягательности и через пять тысяч лет.
Впервые основы знаний о реинкарнации были изложены в "Бхагавад-гите", составляющей суть "Упанишад" и всей Ведической мудрости. Пятьдесят веков тому назад "Гиту" изрек Господь Кришна, Верховная Личность Бога, в беседе со своим учеником и другом Арджуной на поле битвы в северной Индии. Поле битвы - лучшее место для дискуссии о переселении души, поскольку во время сражения вопросы жизни, смерти и загробного существования, всегда волнующие человека, становятся для него более чем когда-либо актуальными.
Начиная разговор о бессмертии души, Кришна сообщает Арджуне: "Не было времени, когда бы не существовали Я, ты или все эти цари; и в будущем никто из нас не перестанет существовать". "Гита" далее наставляет: "Знай же, что то, чем пронизано все тело, неразрушимо. Никто не может победить неистребимую душу". Душа... Душа - это нечто столь тонкое и неуловимое, что убедиться в ее существовании нам не помогут ни наш ограниченный ум, ни ограниченные чувства. И потому далеко не все готовы признать существование души. Кришна говорит Арджуне: "Одни взирают на душу, как на чудо, другие говорят о ней, как о чуде, иные слышат, что о ней говорят, как о чуде, но есть такие, которые даже услышав о ней, не могут понять ее".
Признание существования души основано не только на вере. "Бхагавад-гита" призывает в свидетели наши чувства и разум, так чтобы мы приняли ее учение не слепо, как догму, а в известной степени рационалистически, убедившись в ее истинности.
Не зная, в чем состоит различие между истинным "я" (душой) и телом, невозможно понять, что такое переселение души. "Гита" помогает нам разобраться в природе души: "Как солнце само по себе освещает всю вселенную, так и живая сущность, то, что находится внутри тела, сознанием освещает все тело".
Сознание - это конкретное свидетельство присутствия души в теле. В пасмурный день мы можем не видеть солнца, но о том, что оно находится на небе, мы судим по наличию света. Равным образом, не имея возможности непосредственно ощутить присутствие души, мы можем сделать вывод о ее существовании благодаря наличию сознания. В отсутствие сознания тело представляет собой груду мертвой материи. Только присутствие сознания заставляет эту груду мертвой материи дышать, говорить, любить и испытывать страх. По существу, тело - это своего рода транспортное средство души, позволяющее ей удовлетворять бесконечное множество материальных желаний. "Гита" сравнивает живую сущность внутри тела с водителем, "находящимся в машине, созданной из материальной энергии". Душа ошибочно отождествляет себя с телом и переносит различные жизненные концепции от одного тела к другому, подобно тому, как воздух переносит аромат. Как машина не может начать двигаться в отсутствие водителя, так и материальное тело не может функционировать в отсутствие души.
По мере взросления и старения человека это различие между сознательным "я" и физическим телом становится все более очевидным. В границах своего жизненного цикла человек может убедиться в том, что его физическое тело постоянно изменяется. Оно не сохраняет своего прежнего состояния, и время помогает нам увидеть его эфемерность. В определенный момент тело появляется на свет, растет, развивается и крепнет, производит побочные продукт (детей), а затем хиреет и умирает. Следовательно, физическое тело - это нечто нереальное, со временем оно просто исчезает. Как говорит "Гита", "нет вечного существования того, что не существует". Однако при всех изменениях материального тела сознание, свидетельство наличия внутри его души, остается неизменным. ("Нет перемены вечного".) Отсюда следует, что сознание обладает внутренне присущим ему свойством постоянства, благодаря которому оно сохраняется и после разрушения тела. Кришна говорит Арджуне: "Для души нет ни рождения, ни смерти. Она не гибнет, когда гибнет тело".
Но если душа не гибнет, когда гибнет тело, что же с ней происходит? Отвечая на этот вопрос, "Бхагавад-гита" говорит, что душа входит в другое тело. Это явление реинкарнации. Можно себе представить, как порой трудна для понимания концепция переселения души, и все же речь здесь идет о естественном явлении, для объяснения которого "Гита" приводит логически ясные примеры: "Как в одном теле воплощенная душа переходит из детства в юность, а затем - в старость, так и по смерти этого тела она переходит в другое тело. Мудрого человека не беспокоит такая перемена".
Иными словами, перевоплощение происходит даже в пределах одной жизни. Любой биолог скажет вам, что клетки в нашем теле постоянно отмирают и заменяются другими. Иначе говоря, в этой жизни каждый из нас располагает определенным количеством разных тел. Тело взрослого человека совершенно не похоже на тело того же человека, каким оно было в его детские годы. Но, несмотря на изменения, которым подвержено тело, личность внутри его остается неизменной. Нечто подобное происходит в момент смерти. "Я" в последний раз меняет прежнюю телесную одежду. "Гита" говорит: "Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное". Душа, таким образом, остается привязанной к бесконечному циклу рождения и смерти. Господь Кришна говорит Арджуне: "Тот, кто родился, обязательно умрет и после смерти вновь родится". Согласно Ведам, существует 8 400 000 форм жизни, эволюционирующих от уровня микробов, через стадии рыб, растений, насекомых, рептилий, птиц и животных до уровня человека и полубогов. Соответственно своим желаниям живые сущности постоянно рождаются в вышеназванных формах.
Ум - это механизм, управляющий этими перемещениями и толкающий душу на поиск все новых и новых тел. "Гита" так объясняет это: "О каком бы состоянии бытия ни вспомнил человек, расставаясь с телом,... его он непременно достигнет в [в следующей жизни]." Все, о чем мы думали, и все, что мы сделали в своей жизни, запечатлевается в нашем уме, и совокупность этих впечатлений определяет характер наших мыслей в момент смерти. Материальная природа наделяет нас телом, соответствующим качеству этих мыслей. Значит, тело есть отражение состояния нашего сознания в момент нашей предыдущей смерти.
"Живая сущность, надев таким образом другое грубое тело, вместе с ним получает свою особую пару глаз и ушей, свой язык и нос и свойственную ей способность осязать, которые группируются вокруг ума. В результате этого данная живая сущность обретает способность наслаждаться определенной совокупностью объектов чувств", - говорится в "Гите". Необходимо заметить, что суть реинкарнации не всегда ведет наверх; "человеческому существу отнюдь не гарантировано рождение в облике человека. Например, человек, умирающий в ментальности собаки, в следующей жизни получит глаза, уши, нос и т.д. собаки, что даст ему возможность испытывать соответствующие ("собачьи") радости. Кришна говорит, что именно такой будет участь этой души: "Умирая в гуне невежества, человек рождается в царстве животных".
Согласно "Бхагавад-гите", люди, не стремящиеся познать свою нефизическую, более высокую природу, вынуждены под действием законов кармы продолжать круговорот рождения, смерти и возрождения, появляясь на свет то в облике человека, то в облике животного или же воплощаясь в растения или насекомых.
Наше существование в материальном мире есть следствие целой совокупности кармических действий, совершенных нами в этой и других жизнях, причем человеческое тело - это единственный выход, воспользовавшись которым материально обусловленная душа может вырваться на свободу. Разумно используя свое существование в образе человека, можно решить все проблемы жизни (рождения, смерти, болезней и старости) и остановить бесконечный цикл перевоплощений. Если же, поднявшись до уровня человека, душа растрачивает свою жизнь на действия, связанные лишь с удовлетворением чувств, она уже в этой жизни может создать себе карму, которая на десятки тысяч жизней привяжет ее к циклу рождения и смерти. И, возможно, не каждая из этих жизней будет существованием в образе человека.
Господь Кришна говорит: "Глупцы не способны понять, как живое существо оставляет тело, так же как и того, какое тело оно получает в результате влияния гун природы. Но тот, чье зрение обострено знанием, может увидеть это. Ищущие трансценденталисты, достигшие самореализации, могут ясно видеть все это. Но те, чей ум не развит, кто не достиг самореализации, не способны, как бы они ни старались, понять происходящее".
Душа, которой выпала удача облечься в человеческое тело, должна устремляться к самоосознанию, дабы постигнуть смысл реинкарнации и освободить себя от бесконечной череды рождений и смерти. Мы просто не можем себе позволить поступить иначе.