Тайна сознания

Смерть. Самый загадочный, безжалостный и несправедливый враг человека. Означает ли смерть конец жизни, или же она просто открывает дверь в другую жизнь, другое измерение или другой мир? Если после смерти сознание человека остается, чем определяется его переход в новые реальности?
В поисках ответа на эти вопросы и разгадки тайны, человек, как правило, обращался к философам, и их учения воспринимались им как отражение более высокой истины.
Некоторые критикуют этот метод, хотя он не исключает критического осмысления знаний, полученных из авторитетного источника. Филосов-социолог И.Ф.Шумахер, автор книги "Малое красиво", отмечает, что в современном обществе, в условиях утраты человеком связи с природой и традиционной мудростью, люди "взяли моду все подвергать осмеянию... и верят только тому, что видят, осязают и могут измерить". Или, как говорится, видеть -- значит верить.
Но когда человек пытается постичь явление, находящееся за пределами его материальных чувств, за пределами возможностей измерительных приборов и умственных спекуляций, единственная возможность сделать это связана с обращением к более высокому источнику знания.
Еще ни одному ученому путем одних лишь лабораторных исследований не удалось объяснить тайну сознания и указать, куда оно направляется после гибели материального тела. Исследования в этой области привели к появлению множества разных теорий, но ограниченность этих теорий очевидна.
С другой стороны, систематические принципы реинкарнации дают исчерпывающее объяснение объективным законам, которые управляют нашими прошлыми, настоящими и будущими жизнями.
Если мы действительно хотим понять, что такое переселение души, нам нужно признать верность фундаментального понятия сознания как энергии, которая отличается от материи, составляющей физическое тело, и представляет собой явление более высокого порядка. Это подтверждается исследованием уникальных возможностей ума, чувств и воли человека. Способны ли нити ДНК или какие-либо другие генетические компоненты вызывать чувства любви и уважения одного человека к другому? Какой атом или какая молекула создают тончайшие художественные нюансы в "Гамлете" Шекспира или в "Си-бимоль-минорной Мессе" Баха? Одними атомами и молекулами человека и его безграничный потенциал объяснить невозможно. Эйнштейн, отец современной физики, признавал, что сознание не поддается адекватному описанию в терминах физических явлений. Этот великий ученый как-то сказал: "Я считаю модные нынче попытки приложить научные аксиомы к человеческой жизни следствием глубоких и в известном смысле опасных заблуждений".
В самом деле, ученые не смогли объяснить сознание действием физических законов, которые управлают всеми другими явлениями в границах их кругозора. Досадуя на эту неудачу, Альберт Сент-Гьорги, лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины, недавно посетовал: "В поисках секрета жизни я уперся в атомы и электроны, которые вовсе не имеют жизни. В каком-то звене цепи жизнь ушла, просочилась между пальцами моих рук. И теперь, по той же цепи я, старый человек, начинаю движение назад".
Согласиться с утверждением, что сознание возникает из взаимодействия молекул, можно только в состоянии необыкновеннного прилива веры, во всяком случае намного более значительного, чем потребовалось бы для принятия метафизического объяснения. Известный биолог Томас Хаксли сказал: "Мне кажется очевидным, что есть во вселенной некая третья вещь, а именно сознание, которое... я не вижу ни как материю, ни как силу, ни как любую мыслимую модификацию первой или второй".
Уникальные свойства сознания отмечал и лауреат Нобелевской премии физик Нильс Бор: "Необходимо признать, что ни в физике, ни в химии мы не можем найти ничего такого, что имело бы хотя бы отдаленное отношение к сознанию. Тем не менее все мы знаем, что явление, именуемое сознанием, существует, знаем просто потому, что сами им обладаем. Следовательно, сознание должно быть частью природы, или -- в более общих терминах -- реальности, а это значит, что помимо законов физики и химии, сформулированных в квантовой теории, мы должны учитывать и законы совершенно иного порядка". Среди прочих, ими могли бы стать и законы реинкарнации, управляющие переходом сознания из одного физического тела в другое.
Мы скорее поймем суть этих законов, если для начала признаем, что переселение души -- это не какой-то чуждый нам, противоестественный процесс, что, напротив, уже в этой нашей жизни он с большей или меньшей регулярностью происходит в теле каждого из нас. В книге "Человеческий мозг" профессор Джон Пфайфер пишет: "В вашем теле нет ни единой из тех молекул, которые в нем были семь лет назад". Каждые семь лет происходит полное омоложение нашего тела. Однако "я", наша истинная сущность, остается при этом неизменной. Наше тело последовательно переходит из детства в юность, из юности - в средний возраст и далее - в старость, однако личность внутри этого тела, то, что называют "я", всегда остается неизменной.
Реинкарнация, в основе которой лежит принцип сознательного "я", независимого от физического тела, -- это часть системы более высокого порядка, системы, которая управляет переселением живого существа из одной материальной формы в другую. Поскольку реинкарнация затрагивает самое существенное в нас, связанные с ней вопросы в высшей степени важны для каждого человека.
"Возвращение" объясняет основы реинкарнации, изложенные в неподвластном времени Ведическом тексте "Бхагавад-гиты". "Гита", которая на тысячу лет древнее "Манускрипта Мертвого моря," -- самое исчерпывающее из существующих на сегодня толкований феномена реинкарнации. Многие тысячелетия она была предметом изучения для самых выдающихся мыслителей мира, и, поскольку истинность духовного знания вечна и новые теории не в состоянии изменить его содержания, она не утратила своего значения и в наши дни.
Гарвардский биофизик Д.П.Дьюпи пишет: "Мы можем оказаться в тупике, если станем догматически придерживаться ложной предпосылки, что жизнь можно объяснить исключительно в терминах известных нам законов природы. Те из современных ученых, кто с должным вниманием относится к идеям, воплощенным в Ведической традиции Индии, имеют возможность видеть свой предмет под новым углом зрения и способствовать достижению истины, того, что составляет цель всякого научного поиска.
В этот век всеобщей неуверенности крайне важно, чтобы мы поняли, каков истинный источник нашего сознательного "я", каким образом мы оказываемся в различных телах и жизненных обстоятельствах, а также то, куда мы направимся в момент смерти. Исчерпывающие ответы на эти вопросы даны в "Возвращении".
Первая глава показывает, как глубоко было влияние идеи реинкарнации на величайших философов, поэтов и художников мира от Сократа до Сэлинджера. Кроме того, она раскрывает механизм переселения души в соответствии с тем, как оно представлено в "Бхагавад-гите", самом древнем и самом авторитетном источнике из всех книг, написанных на тему реинкарнации.
Вторая глава, живой диалог между Его Божественной Милостью А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой и известным религиозным психологом профессором Карлфридом Граф фон Дюркхеймом, убедительно показывает, что материальное тело и антиматериальная частица, дух-душа, никогда не составляют единую сущность. В третьей главе знаменитый хирург-кардиолог настаивает на необходимости систематического изучения души, а Шрилы Прабхупада цитирует Ведическую науку, которая на тысячи лет древнее и несоизмеримо богаче информацией, чем современнная медицинская наука. Содержание четвертой главы составляют захватывающие воображение рассказы, взятые из Ведического текста "Шримад-Бхагаватам". Эти рассказы являют собой классический пример того, как под воздействием точных законов природы и кармы душа сменяет различные виды тел.
Приведенные в пятой главе отрывки из работ Шрилы Прабхупады свидетельствуют о том, что принципы перевоплощения легко объяснимы в терминах привычных для нас, регулярно происходящих событий и обычных наблюдений нашей повседневной жизни. Следующая глава доказывает, что реинкарнация есть выражение универсальной и непреложной системы справедливости, по логике которой душа никогда не предается вечному проклятию, ибо ей изначально дарована возможность избежать бесконечно повторяющегося цикла рождения и смерти.
Предмет седьмой главы -- наиболее характерные примеры интересных, на первых взгляд, но все же ошибочных представлений о сути реинкарнации; а заключительная глава, "Не возвращайтесь", описывает процесс, в результате которого душа может выйти из области действия реинкарнации и войти в сферы, в которых она наконец высвобождается из плена материального тела. Однажды достигнув такого состояния, душа никогда более не возвращается в этот бесконечно меняющийся мир рождения, болезни, старости и смерти.