Социальный комментарий Шрилы Джайадвайты Свами.
За более, чем 25 лет моих приездов в Индию, я ни разу не видел Тадж Махала,
просто никогда не было желания и причины. Но когда моя мама впервые в своей
жизни приехала в Индию, как могла она вернуться домой в Америку и сказать,
что не видела Тадж Махала?

Вот я ее и свозил туда.

Сознаюсь, мне было очень приятно слышать, что она назвала Тадж Махал
"большим разочарованием". Она сказала, что первое впечатление было
захватывающим. Но, чем ближе подходишь, тем все мене впечатляющим становится
его вид. На открытках он выглядит величественно, но в действительности -
довольно-таки мал. Внутри - искусная резьба по мрамору: изысканно вырезанные
решетки, замысловатые мозаичные цветы, но все это сводится, хотя и
исполненное с великолепной точностью, к одним и тем же могульским мотивам,
снова и снова повторяющимся во всех залах. Достаточно одного раза, чтобы
увидеть все, что нужно.

Что же можно сказать об этом "памятнике любви, выдержавшем испытание
временем"?

Это было само совершенство. Любовь нашла здесь совершенный символ: в
совершенстве гиперболизированный и совершенно разочаровывающий.

Вот это вам любовь. Весь мир трубит о ней. Поэты воспевают ее, менестрели
слагают о ней песни, психологи копаются в ней, мальчики и девочки мечтают о
ней, рекламные щиты продают ее, целые индустрии зарождаются, короли,
королевы и метельщики улиц с ног сбиваются, гоняясь за ней.

В конце концов, что же это такое? Разочарование.

Это - великая тайна любви. Вы либо не можете испытать ее, либо испытываете,
но она либо не оправдывает ваших надежд, либо превращается в ночной кошмар.
Или, как с шахом Джаханом, строителем Тадж Махала, как только понимаешь, что
любишь, то сразу теряешь.

Ребята, это жульничество, подделка, мистификация. Это - не то.

Это фальшивка, потому что все конструкция держится на хитроумном
приспособлении, состоящем из крови, костей, внутренностей, волос и другого
такого хлама, который слепили вместе и сделали приятным для глаза при помощи
могущественного заклинания иллюзии. Поставьте таких два тела вместе,
вкрапите несколько пикантных гормончиков, вот вам и любовь.

Да, Тадж Махал был совершенным. Сады, резьба, свет ламп, драгоценные камни.
И в центре всего этого? Два мертвых тела.

Потому что Тадж Махал, этот идеальный символ любви, в конечном счете только
усыпальница. И любовь, которую он символизирует, если эта любовь вообще
существует, всегда заканчивается смертью.

Если вы хотите чего-нибудь лучшего, вы должны любить то, что не
заканчивается, а не то, что гниет и погибает. А не имеет конца атма, душа,
искра света, благодаря которой живое тело отличается от мертвого. "Душа" для
меня - это не просто метафора к какому-то блеску в глазах или возбуждению
ума, к какой-то весне в походке. Я имею в виду ту жизненную силу, которая
стоит за всем этим, ту силу, которая приводит в движение эту машину. Эта
искра жизни и есть настоящие мы.

Настоящая любовь - это вечная любовь между крохотным "я" и Высшим "Я",
искрой света и источником всей жизни, между сосудом любви и огромным
резервуаром любви, между нами и Личностью Бога, Кришной.
(Из журнала "Back to Godhead", март-апрель 1997)
Тадж Махал