СПАСИСЬ САМ И ОКОЛО ТЕБЯ
СПАСУТСЯ ТЫСЯЧИ

Родился Серафим Саровский в Курске 20 июля в 1759 году, в небедной купеческой семье. При крещении ему было дано имя Прохор. Родители его были очень благочестивыми людьми, семья имела свои кирпичные заводы, и они на деле показывали свою веру, строя церкви и занимаясь благотворительностью.
Когда он был 3-х летним мальчиком, его взяла с собою мать на строительство храма. Он заигрался и упал с самой колокольни. Мать в ужасе сбежала вниз, ожидая увидеть своего мальчика разбитым, но он оказался здоровым и невредимым.
Уже в 17 лет у Прохора созрело решение посвятить свою жизнь служению Господу, а в 19 лет он окончательно оставил земное наследство для получения наследия в Царстве Небесном и с благословения матери поступил в Саровскую обитель. Здесь его постригли в монахи и дали имя Серафим (с др. евр. переводится как "пламенный").
С самого поступления в монастырь он проявлял большое усердие в исполнение монашеских обетов и крайнее воздержание относительно пищи - ел один раз в день, а в среду и пятницу вообще не принимал пищи. После пострига Серафим несколько лет служил в церкви иеродиаконом. Ночи накануне воскресных и праздничных дней он проводил в бодрствовании и молитве, а по окончании каждой службы долго оставался в храме приводя все в порядок. Господь, видя такое усердие, давал ему необычайную крепость, и отец Серафим почти не уставал - уходя днем на краткий отдых, он жалел, что человек не может подобно ангелам, служить Богу беспрерывно.
Когда во время постоянной молитвы, труда и поста не чувствуется естественная усталость, свойственная человеческой немощи, а, наоборот, ощущается высокая духовная радость - это дар истинных подвижников веры, которые идут путем долговременного самоотвержения и перевоспитания своей души.
Осяяный благодатью Святого Духа, через постоянное возношение ума и сердца к Господу, отец Серафим неоднократно удостаивался видений из духовного мира, преподобный рассказывал, что его сердце таяло как воск от неизреченной радости, когда во время церковной службы он увидел Господа Иисуса Христа, во славе сияющего неземным светом. 12 раз великому подвижнику являлась Богородица, покровительствовавшая ему до конца жизни.
15 лет отец Серафим провел в одинокой пустынной келье в глухом Саровском лесу, предаваясь высшим духовным подвигам. Подражая древним святым, он, подкрепляемый помощью свыше, 1000 дней и ночей проводит, стоя на камне, посреди леса, с воздетыми к небу руками, повторяя молитву: "Боже, милостив буди мне, грешному". В глухую чащу к нему приходили разные дикие звери и великий подвижник, не прерывая постоянно творимой молитвы, выносил им корзинку с хлебом. Когда один из монахов, удивленно спросил отца Серафима, откуда тот берет такое количество хлеба, тот ответил, что он всегда находит в корзинке столько хлеба, сколько нужно для их насыщения.
Для своих духовных упражнений часто уходил он в глубину леса, где самые уединенные места он называл именами святых мест Иерусалима, Назарета, Вифлеема, Голгофы. Приходя в эти места преподобный Серафим, в ощущении присутствия самого Господа, погружался там в созерцание любви Божией.
Обретя духовную зрелость, старец, всего себя посвящает на деятельное служение ближним. Надо сказать, что в Саровской пустыни было много великих подвижников, но именно отец Серафим скоро стал пользоваться всенародной любовью. Господь наделил его дарами провидения и исцеления. И богатые и бедные ежедневно тысячами стекались перед великим святым, открывая ему тайны своей совести, поверяя свои печали и нужды. Всех он встречал с любовью и радостью, называя при этом: "батюшка мой, матушка моя, радость моя", всех он благословлял, учил, исцелял от духовных и физических недугов. Люди впоследствии открыто признавались, что беседы с ним снимали с их глаз как бы некую завесу, озаряли умы их светом духовного просвещения, и возбуждали в душе решимость исправить свою жизнь.
От старца постоянно исходила духовная радость. Его никогда не видели печальным или унывающим и это настроение отец Серафим старался передавать другим.
Приведем лишь один пример такого благотворного влияния. Приехал в Саров как-то известный заслуженный генерал. Причиной его приезда было любопытство, и его с великим трудом уговорили зайти к отцу Серафиму. Только надменный генерал переступил порог кельи старца, как великий подвижник сразу поклонился ему в ноги. Через полчаса беседы генерал плакал, как ребенок, закрыв лицо руками. Впоследствии, он рассказывал, что прошел всю Европу, видел множество разных людей, но в первый раз видел такое смирение, с каким встретил его Саровский затворник, и еще никогда ему не приходилось встречать такой прозорливости с какой старец раскрыл перед ним всю его жизнь.
И после своей смерти батюшка Серафим не оставляет страждущие души, он помогает нам и сейчас не оставляя без помощи тех, кто с верой и покаянием обращаются к нему за помощью и исцелением. В этом не раз убеждалась автор этих строк на личном опыте.
Как сказал один из Святых Отцов: "миряне должны брать пример с монахов, монах же должен подражать ангелам". Целеустремленность, вера и чистота Серафима Саровского и сегодня служит путевой звездой для живущих в миру и в святых обителях искателей Царствия Небесного.
Некоторые поучения отца Серафима
Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для этого нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце удерживать от непристойных движений. И поэтому оскорбления от других переносить должно равнодушно, и приобучаться к такому расположению духа, как бы оскорбления не до нас, а до других касались.
Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и сделать его обителью для Самого Бога.
Если же не возможно, что бы не возмутиться, то, по крайней мере, надо стараться удержать язык.
Истинно решившиеся служить Господу Богу, должны постоянно упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. Таким упражнением при охранении себя от рассеяния, и при соблюдении мира совести, можно приблизится к Богу и соединиться с Ним. Потому что кроме непрестанной молитвы мы приблизиться к Богу не можем.
Когда же ум и сердце будут соединены в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссияет свет Христов, исполняя миром и радостью всего внутреннего человека.
Скучают только те, у кого дела не в порядке.
Тело есть раб, душа царица, а потому это есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями: потому что от этого ослабевают страсти и человек приходит в себя; да и сама болезнь телесная рождается иногда от страстей.
Отними грех и болезни оставят; потому что они бывают у нас от греха: откуда недуги? откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. Что же всего полезнее и нужнее? соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь эту, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам.
С ближними надо обходиться ласково, не делая даже видом оскорбления. Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслию, чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною. Дух смущенного или унывающего человека надо стараться ободрить любовным словом.
Не должно судить никого, хотя бы собственными глазами видели кого согрешающим, или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: "не судите и не судимы будете (Матф. 7,1)"
Не должно входить в дела начальнические и судить их.
За обиду, какая бы ни нанесена была, не только не должны мстить, но наоборот должны еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось этому, и склонять его убеждением слова Божия: если не прощаете людям согрешений их, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших (Матф. 6,15)
Человек по телу подобен зажженной свече. Она должна сгореть; так и он должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть больше о душе, чем о теле: какая польза человеку, если приобретет весь мир, а свою душу потеряет.
О всем мы должны благодарить Господа и предавать себя Его воле; должны также представлять Ему все свои мысли, слова и деяния, и стараться, чтобы все служило только к Его благоугождению.
Итак, если будем, сколько есть сил, стараться все это исполнять; тогда можем надеяться, что рано воссияет свет Божественный в душах наших, открывающий нам путь к горнему Иерусалиму

И. Павлова