Что означает «обусловленное» сознание живого существа, как оно проявляется, и в чём его отличие от «освобождённого» сознания?

Ответ на этот вопрос даётся в Шримад-Бхагаватам 3.25.15:

"Состояние, в котором сознание живого существа поглощено тремя гунами материальной природы, называют обусловленным. Но когда сознание живого существа сосредоточено на Верховной Божественной Личности, оно становится освобождённым".
Таким образом, когда живое существо пытается получить наслаждение от взаимодействия своих чувств с материальными объектами и сосредотачивается на материи, оно попадает в её власть. Такое живое существо называют обусловленным. Слово «обусловленное» эквивалентно слову «ограниченное», то есть, обусловленная душа имеет ограничения. В чём же она ограничена? В том, что не может реализовать свою духовную природу. Её природа проявляется очень бледно и искаженно. Как уже говорилось в Уроке 11, каждый подсознательно стремится к вечному существованию, абсолютному знанию и безграничному счастью, поскольку это естественное состояние души. Но в обусловленном материей состоянии эти желания для живого существа неисполнимы. Оно ограничено в этом. Именно этим объясняется то ощущение внутренней неудовлетворенности, которое порой преследует человека. В Уроке 26 уже объяснялось, что в это плачевное состояние душа попадает из-за неправильного использования свободы выбора, которой она вечно наделена. По природе душа является слугой, но у неё всегда есть выбор — служить Кришне или же служить своим чувствам. Когда живое существо отказывается от служения Кришне, она забывает свою духовную природу и оказывается в материальном мире, где материальная энергия наделяет её подходящим телом. Подобно тому, как искра, вылетевшая из огня, быстро тухнет, также и живое существо, пытающееся искать счастья отдельно от Кришны, попадает под власть материи и обуславливается материальным телом.

Материальное тело подобно скафандру, покрывающему душу. Скафандр нужен в том случае, если человек направляется в место, условия жизни в котором не естественны для него. Точно также, поскольку временный материальный мир не естественная среда для вечной души — она наделяется таким скафандром-телом, позволяющим ей взаимодействовать с материей. Облаченный в скафандр человек сильно ограничен в своем наслаждении, также и счастье души, обусловленной материальным телом, сильно ограничено.

Итак, сознание живого существа, сосредоточенное на собственном чувственном удовлетворении, является не чистым. Живые существа, обладающие им, называются нитья-баддхи — «вечно обусловленные». И напротив, сознание живого существа, полностью сосредоточенное на преданном служении Господу, чисто. А тех, кто обладает таким сознанием, называют нитья-сиддхи — «вечно освобожденными». Преданные Господа служат в своём вечном духовном теле, позволяющем им во всей полноте выразить свою любовь Кришне. Тогда как обусловленные живые существа наделяются временным материальным телом, в соответствии с их желанием наслаждаться материей.

Из чего состоят духовное и материальное тела? В чём их различие и сходство?

Несмотря на то, что духовное тело отлично от материального, тем не менее, между ними есть одно сходство. И то, и другое тело является «телом желания» живого существа, ибо формируется как результат его индивидуального желания. Именно поэтому двух абсолютно одинаковых тел не найти ни в духовном мире, ни в материальном.

Материальное тело — это результат материальных желаний живого существа. Оно состоит из грубого и тонкого тел, являющихся творением материальной энергии. Грубое тело сложено из 5 первоэлементов — земли, воды, огня, воздуха и эфира. Тонкое же тело состоит из ложного эго, разума и ума. Таким образом, грубое тело, ум, разум и ложное эго — это оболочки, покрывающие душу. Причём грубое тело мы можем воспринять своими грубыми чувствами, однако ум является тонким элементом и о его наличии можно судить только по определенным признакам. А разум еще тоньше и различить его еще сложнее. И самый тонкий элемент, покрывающий душу — это ложное эго.

Так обусловленная душа, забыв свою духовную природу, начинает отождествлять себя с временным материальным телом, поскольку оно позволяет ей удовлетворять материальные желания. Причём чем сильнее дух наслаждения материальным телом, тем сильнее самоотождествление с ним.

Духовное же тело является результатом индивидуального желания живого существа выразить свою любовь и преданность Кришне. Оно представляет собой вечную форму, исполненную знания и блаженства, и является творением духовной энергии. Таким образом, вечность, знание и блаженство — это три компонента, из которых состоит духовное тело живого существа.

В таблице мы приводим основные отличительные характеристики материального и духовного тел:
Духовное тело Материальное тело
Сат — вечное Асат — не вечное
Чит — исполнено знания Ачит — невежественно
Ананда — блаженно Нирананда — исполнено страданий
Творение духовной энергии Творение материальной энергии
Из таблицы можно видеть, что материальное тело — это прямая противоположность телу духовному. Когда вечная душа попадает в материальное тело, она сильно ограничивается, по сравнению со своим духовным состоянием. Такое состояние и называется обусловленным. Материальных тел существует огромное множество, и все они представляют собой лишь различные формы желаний живого существа наслаждаться материей. В Вишну-Пуране говорится о том, что в материальном мире существует 8.400.000 таких форм, среди которых:

900’000 — водных живых существ
2’000’000 — неподвижных живых существ (растений, гор и т.п.)
1'’000’000 — насекомых и пресмыкающихся
3’000’000 — животных форм жизни
1’000’000 — птиц
400’000 — человеческих форм жизни
Среди всех этих видов жизни, человеческое тело является наиболее ценным, ибо в нём живое существо способно осознать свою духовную природу и вернуться в изначальное положение в духовном мире, вновь обрести возможность любовного преданного служения Кришне. Но прежде чем человек достигнет состояния полной преданности Богу, его сознание проходит через различные ступени развития. Поэтому, мы можем видеть, что разные люди находятся на разных уровнях развития, имеют различные мотивы, устремления, знание и, как результат этого, различную степень счастья.