Философия и духовность

В январе-феврале 1982 года, журнал "Back to Godhead" опубликовал этот обмен
письмами между одним из читателей и Джайадваитой Свами, который в то время
являлся его главным редактором.

Письмо журналу: Вы, ребята, слишком уж мрачные какие-то. Тысячи религиозных
сект заявляли, что их путь к Богу - единственный, и они всегда ошибались. Вы
тоже ошибаетесь. Как сказал Пир Вилайат Инайат Кхан: "Пути, ведущие к Богу
бесчисленны, как бесчисленны пищинки, и неиссякаемые как дожди Дхармы".

Плохо, что вы не принимаете ничего, кроме того, что говорит вам ваш
Всемогущий Гуру. К примеру, я прочитал в журнале "Back to Godhead" т.16, №6
(и еще где-то в книгах ИСККОНа), что практика раджа-йоги "не подходит для
нынешнего века". Это не так. Я могу утверждать, что, даже немного
попрактиковавшись в раджа-йоге, можно продвинуться вперед.

В своем бездумном и узколобом фанатизме вы ничем не лучше, чем защитники
Библии, которые все еще верят в миф о Творении, каким оно описывается в
Книге Бытия. Старые верования отжили свой век. Почему вы так слепо все
принимаете?
Господа, вы правы в том, что целью человеческой жизни является самосознание.
Но узколобый фанатизм - это не самый эффективный способ достижения этой
цели, так же как и слепое принятие.

АУМ. ШАНТИ

Ричард Л. Миллер
Уилмингтон, Делавэр

ОТВЕТ: Если мы правильно вас поняли, ваша мысль состоит в том, что все пути
к Богу одинаково верны. Следовательно (избегая узколобости и фанатизма), наш
собственный путь, то есть путь сознания Кришны, тоже должен быть верным.
Следуя этим путем, мы получили знание о том, что некоторые пути более
приемлемы, чем другие, а некоторые - совершенно бесполезны. Стало быть, это
утверждение тоже верно. А это, конечно же, приводит к выводу, что ваша
первоначальная идея неверна.

Давайте расставим все по местам. Преданные Кришны, которые далеки от того,
чтобы утверждать, что их путь - единственный путь к Богу, согласны с тем,
что существует множество, действительно бесчисленное множество путей.

Однако, то, что пути к Богу бесчисленны, ни в коей мере не подразумевает,
что все пути одинаково равны. Хотя и существует масса лекарств, больной не
должен думать, что любое лекарство поможет ему справиться с болезнью.
Некоторые лекарства подходят только определенным пациентам в определенных
условиях, некоторые - эффективны, но действуют медленно, употребление других
имеет нежелательные побочные эффекты, а есть и такие, которые совершенно
бесполезны. То, что лекарств много, едва ли означает, что средство от
кашля, глазные капли или змеиный яд так же подходят для лечения диабета, как
и инсулин. Из всех существующих лекарств следует принимать одно определенное
лекарство, которое квалифицированный врач приписал для лечения определенного
заболевания.

Карма-йога, хатха-йога, гьяна-йога и бхакти-йога - об этих и еще нескольких
других путях говорится в "Бхагавад-гите", поведанной самим Кришной. Поэтому
Шри Кришна известен как Йогешвара, "учитель всех видов йоги".

Раджа-йога, или аштанга-йога, тоже описывается в "Бхагавад-гите" самим
Кришной, поэтому преданные Кришны принимают ее как путь к Богу. И все же
требования этой системы йоги очень суровы - настолько суровы, что Арджуна,
которому изначально была поведана "Бхагавад-гита", полностью отверг эту
систему, считая ее слишком трудной, чтобы практиковать.

Арджуна жил в Двапара-югу, в век более подходящий для самосознания, чем тот,
в котором живем мы. Близкий друг самого Кришны, Арджуна был исключительно
благочестивым царевичем. И все же, даже он признал свою неспособность
следовать этой практике. Как же тогда обычные люди, как мы, могут
рассчитывать на то, чтобы быть способными следовать ей сейчас?

В чем же состоят требования раджа-йоги? В "Бхагавад-гите" Кришна говорит
только о самых основных и простых ее составляющих, но даже они, скорее
всего, находятся за пределами наших возможностей. К примеру, надлежит
удалиться жить в святое место, как, скажем, места паломничества в Гималаях
или на берегах Ганги, соблюдать целибат, жить в полном уединении и
погрузиться в беспрерывную медитацию.

Последний раз, когда я проезжал поездом через Уилмингтон, мимо
административных зданий и дымящихся труб, он едва ли показался мне одним из
таких святых уединенных мест, которые необходимы для практики раджа-йоги.
Могу представить себе раджа-йога в Уилмингтоне, который выходит из состояния
медитации только для того, чтобы высадиться у почты и отослать
доказательства своего прогресса журналу "Back to Godhead". Учитывая
настроение вашего письма, это не то доказательство, которое мы примем на
веру.

Но мы и вам не советуем слепо принимать сознание Кришны. Для вдумчивых и
осмотрительных душ, которые хотят тщательно исследовать и ознакомиться с
философскими идеями перед тем, как принять их, мы опубликовали более 60
объемных книг, с помощью которых можно узнать, что собой представляет
сознание Кришны.

Хотя мы никогда не настаивали на том, что наш путь - единственный, его, тем
не менее, настоятельно рекомендуют ведические мудрецы для нынешней эпохи.
То же самое и с "Бхагавад-гитой", которая, описывая многие виды йоги, больше
других рекомендует один из них - путь бхакти-йоги, или сознания Кришны. В
одной из предыдущих эпох, Сатья-юге, раджа-йога была идеальным средством
достижения совершенства, но это было более двух миллионов лет тому назад.

Бхакти-йога и, в частности, воспевание имен Бога, является тем методом,
который ведические мудрецы предписывают как единственно эффективный способ
духовной реализации в нашу эпоху, трудное время, известное как Кали-юга, Век
Раздоров и Лицемерия. Мы надеемся, что души с широкими взглядами, с
открытыми глазами, внимательно изучат, а затем примут этот путь.

Джайадвайта Свами
Письмо журналу: Спасибо за ваше содержательное письмо.
Моя точка зрения не состоит в том, что любы пути к Богу одинаково верны.
Некоторые пути долгие и трудные, другие - короткие и легкие. Разве не
предпочтительнее было бы избрать более короткий путь?

Расставим все по местам. Авторитетным писанием по раджа-йоге является не
"Бхагавад-гита", а "Йога-сутры" Патанджали.

Аскетизм в раджа-йоге, о котором вы говорили и который кажется вам
невозможным, описывается в разделах "Яма" и "Нияма". Их можно считать
морально-этическим фундаментом раджа-йоги.

Принципы, которым нас просят следовать, ничем не отличаются от тех, о
которых говорится в различных религиях - целибат, ахимса, или непричинение
вреда, правдивость и т.д. Этому, в действительности, совсем не трудно
следовать, как я убедился на своем собственном опыте.

Хочу обратить ваше внимание на то, что главная цель этих принципов - сделать
ум йога спокойным и непоколебимым. Поэтому нельзя назвать неразумным то, что
в настоящую эпоху йог волен выбирать ту морально-этическую систему, которая
помогает ему достичь этой цели.

Более того, не думаю, что следует позволять гипотетическим трудностям этой
системы отпугнуть себя от раджа-йоги. Даже будучи не совершенным в
следовании яме и нияме, можно пожинать плоды духовного прогресса уже по той
причине, что раджа-йога - это научная система, а если строго следовать
практике, то и результат не за горами.

Ваша собственная система использует мантра-йогу; почему же не использовать
другие йогические техники?

Что касается моего знакомства с религиозными писаниями, то я искренне и
целеустремленно посвятил многие годы изучению мистических писаний Китая,
Индии, Европы и многих других стран. И хотя на это уйдет вся жизнь, я
чувствую, что положил хорошее начало, а значит, имею право высказать свое
мнение.

Я все еще считаю, что многие из положений вашей системы неверны, но писать
больше не буду, позволяя правде отстаивать саму себя.

Намасте

Ричард Л. Миллер
Уилмингтон, Делавэр
ОТВЕТ: Мы сходимся с вами в том, что среди разнообразных путей, ведущих к
истине, самым коротким и самым прямым является тот, который нам нравится.

А теперь давайте поразмышляем. Как вы сказали, яма и нияма являются
морально-этическим фундаментом йоги. Чтобы практиковать йогу надо быть
правдивым, не совершать насилия и т.д. Но это только начало раджа-йоги. Как
вы подчеркнули, раджа-йога - это научная система. А в науке следует
продвигаться шаг за шагом.

(Странно, кстати, то, что такой эклектик, как вы, отметает "Бхагавад-гиту",
книгу, которую весь мир принимает как самый авторитетный источник в
вопросах йоги. Ну, ладно, продолжим.)

Раджа-йога шаг за шагом проводит нас через восемь ступеней. Как говорит
Патанджали, яма и нияма - это первый и второй шаги. Третий шаг - асана -
медитативные позы. Затем следует пранаяма - контроль дыхания. Дальше следует
отвлечь чувства от всего, что их привлекает. Затем - концентрация ума. Затем
медитация. И, в конце концов, практикующий достигает последней ступени -
самадхи, полной погруженности сознания в Абсолютную Истину. Таким образом,
следуя всем шагам раджа-йоги, практикующий постепенно достигает конечной
цели - самадхи.

Как я указывал в ответе на ваше предыдущее письмо, путь к самадхи
посредством этой восьмиступенчатой системы очень труден. Каждая из этих
восьми ступеней требует своей собственной суровой дисциплины (и, как и в
любой науке, в ней невозможно достичь результата, если не следовать
процессу).

Вот только один пример. Пранаяма - контроль дыхания - означает, что, в
конечном счете, йог должен полностью его остановить! Достигнув этого, он так
хорошо держит чувства под контролем, что может перейти к следующему шагу -
отвлечь чувства от материальных объектов.

Только на этом примере вы, возможно, поймете, почему ведические мудрецы,
которые обучали этой системе йоги в предыдущих эпохах, рекомендуют нам не
тратить попусту время, занимаясь ею сейчас. Несомненно, если строго
следовать практике, то будут результаты. Есть только одна проблема: этой
практике почти невозможно следовать.

Однако, в мантра-йоге, пути, который рекомендуется в ведической литературе
для настоящей эпохи, медитация проста и непосредственно приводит к конечной
цели. Нет необходимости проходить предварительные ступени, пытаясь
механически путем подчинить себе ум и чувства долгими и трудными
упражнениями в сидении, дыхании, сенсорной дисциплине и т.д. Вместо этого,
можно прийти прямо к самой высокой ступени - самадхи, непрерывной медитации
на Высший Абсолют, воспевая трансцендентные имена Абсолюта.

Согласно Патанджали (сутра 2.45), можно достичь совершенного состояния
самадхи просто медитируя и предавшись Высшему Господу
(самадхи-сидхир-ишвара-пранидханат). В раджа-йоге до того, как достичь
такого совершенства, следует шаг за шагом пройти все ступени этого
восьмиступенчатого процесса. Но, произнося Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна
Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, сразу же
концентрируешь свое внимание на Господе, который присутствует в форме Своего
трансцендентного имени.

Согласно ведическим писаниям, Высшая Абсолютная Истина, Высший Господь,
неотличен от Своего имени. Поэтому, воспевая Его имена, мы непосредственно
соприкасаемся с Ним. Существует ли какой-нибудь более простой и прямой путь,
чем этот?

Вы спрашиваете: "Почему бы не использовать все остальные ведические
техники?" и предлагаете выбрать любые морально-этические кодексы, которые
помогут успокоить ум.

Едва ли это мудрое предложение. Предположим, что больной говорит: "Зачем
принимать только одно лекарство? Почему бы мне не принимать любые лекарства,
улучшающие мое самочувствие? Почему бы не попринимать все лекарства?" Разве
это разумно? Мудрый пациент принимает то лекарство, которое приписывает ему
квалифицированный врач и которое будет наиболее эффективным в лечении того
или иного заболевания. Подобно этому, мудрый йог, или, другими словами,
разумный человек, стремящийся к духовному прогрессу, принимает тот метод
йоги, который рекомендуется в ведических писаниях для освобождения в
настоящую, страдающую материальной болезнью, эпоху. В Упанишадах говорится:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

ити шодашакам намнам
кали-калмаса-насанам
натах паратаропаях
сарва-ведешу дрисьяте

"Воспевание маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе
Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе может устранить всю грязь
этого Века Раздоров и Лицемерия. Во всех Ведах не найти ничего более
возвышенного, чем воспевание Маха-мантры."

Воспевание Харе Кришна Маха Мантры - это очень простой, прямой и легкий путь
достижения совершенного состояния самадхи. Поэтому этот путь настоятельно
рекомендуется Ведами для достижения духовного самоосознания в нашу эпоху.

Джайадвайта Свами