Новые страницы дневника Е.С. Девамриты Свами

www.devamrita.alfaspace.net

ПАРАДОКСЫ ДЖАГАННАТХА-ПУРИ

После сильного толчка хрупкий Бхакти Чару Свами кое-как удержался
на ногах. За ним, сверкая гневными глазами, шел орисский
полицейский, который столь варварски отбросил его от колесниц
Ратхаятры. Несколькими минутами ранее такой же человек-бульдозер
ударил Е.С. Индрадьюмну Свами по лицу, сбив его очки.
Необходимости в дальнейших демонических выпадах не было, потому
что охранник уже точно заказал себе легкое путешествие на адские
планеты.

В материальном смысле мы находимся в Пури, небольшом городке на
восточном берегу Индии с населением в 125 тыс. человек, недалеко
от Бхуванешвара, столицы Ориссы. Однако с духовной точки зрения
мы в Шри Пурушоттама-кшетре, также известной как Ниладри или
Нилачала - знаменитой обители Господа Джаганнатхи и Его храма.
Сегодня день Ратхаятры. Нашей небольшой группе выделили
специальные коридоры, позволяя нам находиться в особо охраняемой
зоне, где колесницы ждали прибытия Божеств из храма Джаганнатхи.
Их Святейшества Радханатх Свами, Индрадьюмна Свами, Шачинандана
Свами, Бхакти Чару Свами, а также Панкаджангхри Прабху,
Джананивас Прабху и я изъявляли горячее желание подойти поближе.
Когда Шри Джаганнатх, Шри Баладева и Шримати Субхадра, пройдя
путь до колесниц, взойдут на них, мы хотели оказаться прямо у Их
лотосных стоп. Но под многочисленные взгляды людей,
оккупировавших крыши и улицы, орисская полиция решительно
отказала нам в этой духовной радости. Мы готовы были вытерпеть
38-градусную тропическую жару, но полицейские отогнали нас,
оскорбляя словесно и физически. В конце концов, мы укрылись в
зданиях, наблюдая за колесницами оттуда.

"Иностранцы и равняющиеся на них индийцы до сих пор не в чести у
местных сильных мира сего", - объяснил мне мой помощник,
Кришнаграджа дас, выпускник майяпурской гурукулы.
Он предположил, что этот антагонизм берет свое начало еще со
времен британских колонизаторов, которые разграбили храм
Джаганнатхи, лишив Божеств Их украшений, и увезли "трофеи" в
Лондон.

И действительно, несколько столетий назад британская пропаганда
бесчестно дискредитировала храм Джаганнатхи и Господа. Прозвав
Шри Джаганнатху "устрашающим образом, выкрашенным в черный цвет,
с раздутым и наводящим ужас кровавым ртом", Британская корона
выражала свое предвзятое мнение в печатных изданиях по всему
миру. Можно только представить, какое негодование вызывала у них
Ратхаятра. Шокированные этой ежегодной процессией "ужасного
кровожадного идола", британцы стали по-своему произносить святое
имя Джаганнатхи - "Джаггернаут". Теперь вошедшее в обиход, это
слово, если опираться на полный словарь Random House, выдает
глубокие непонимание и предрассудки, дошедшие со времен
колониального прошлого до наших дней.

Джаггернаут:
1) любая огромная, всеподавляющая и разрушительная сила или
объект, такие, как война, линейный корабль или сильная футбольная
команда.
2) все, что требует слепой преданности или жестоких
жертвоприношений.
3) Также именуется Джаганнатх, идол Кришны в Пури, в Ориссе,
Индия, которого каждый год возят на огромной колеснице, под
которые, как говорят, бросаются преданные.

Однако не стоит обвинять в невежестве и злодеяниях только
англичан. Кто теперь контролирует многие из самых почитаемых и
величественных храмов Индии? Индийское правительство. Миллионы
благочестивых паломников по-прежнему собираются в древних и самых
больших храмах, оставляя огромные суммы денег на поклонение
Божеству. Правительство штатов использует божественную казну
Божества по своему желанию - на мирские проекты или политику.

Оказавшись на безопасном расстоянии от полицейских, окруживших
колесницу, Бхакти Чару Свами и я любуемся трансцендентным
великолепием Ратхаятры с крыши, расположенной непосредственно
напротив колесницы Шри Баладевы. До полного удовлетворения мы
смиренно взираем на то, как панды (кастовые брахманы, служащие
Божеству) переносят Шри Баладеву, затем Шримати Субхадру, и,
наконец, Шри Джаганнатху из храма к Их тронам на колесницах. Мы
видели, как царь Ориссы совершает ритуал подметания пола
колесниц. Мы также наблюдали, как пожилой ачарья, глава санньяси
местной сампрадаи Шанкарачарьи, в окружении почетного
полицейского караула всходит на каждую колесницу, чтобы провести
церемонии для Божеств.

Да, приходится терпеть эту иронию. Современным последователям
Господа Чайтаньи, величайшего преданного Господа Джаганнатхи,
запретили подходить к Божествам. Е.С. Индрадьюмну Свами, который
провел экстатические Ратхаятры во многих городах мира, ударили по
лицу за то, что тот пытался увидеть Шри Джаганнатху. А тем
временем майявади, всю свою жизнь неуклонно исповедовавшему
имперсонализм (монизм) предоставляют карт-бланш - по царскому
ковру его подводят прямо к тронам Божеств.

Господь Чайтанья провозгласил, что поскольку
майявади-имперсоналисты превратно истолковывают Веды, они
являются величайшими оскорбителями Верховного Господа. Цитируя
Гиту (16.9), Шрила Прабхупада сообщает нам: "Поскольку
философы-майявади завидуют Кришне, после смерти их ожидает жизнь
в демонических формах". (Ч.ч. Ади 7.130)

Мы хотим отдать себя Господу; но лидер майявади, на самом деле,
считает себя Шри Джаганнатхой! Он воображает себе, что,
поклоняясь Господу, он поклоняется себе, поскольку все мы суть
одно и любая кажущаяся индивидуальность - Господа или нас самих -
лишь майя, иллюзия, которую необходимо преодолеть аскетической
духовной практикой и изучением Веданты. Излучая воображаемое
самоудовлетворение оттого, что, видя Божество, он видит сам себя,
пожилой свами в окружении полицейского эскорта, наконец, сходит
со сцены. Затем под рев сотен тысяч зрителей, одна за другой,
колесницы Шри Джаганнатхи, Шри Баладевы и Шримати Субхадры
трогаются с места.