НЕ БОЙТЕСЬ ЧЕЛОВЕКА С ШИКХОЙ !

Одной из характерных черт духовной жизни сегодняшней России является религиозный плюрализм, предоставление не декларированной, а действительной возможности выбора духовного пути. Все большее количество людей находит свое сокровенное на страницах священных писаний и в храмах.

Появились и новые для России конфессии с непохожими на привычные для нашего восприятия обычаями и обрядами. Среди них - Движение Сознания Кришны, официально зарегистрированное в 1988 году. Его последователей называют кришнаитами (вайшнавами). Не удивительно, что бритоголовые люди с хохолком на затылке, в странных белых и оранжевых одеяниях поначалу вызвали у многих опасение. А между тем это непривычно только на улицах наших городов. Поклонение Кришне (вайшнавизм) - это древняя монотеистическая религия, ветвь индуизма, насчитывающего около миллиарда приверженцев во всем мире. И уж конечно, ни в Индии, ни у индусов оно не вызывает чувства неприятия. Сознание Кришны - это Движение за возрождение духовности в обществе. Суть его - в одухотворении человеческой жизни, возвышении сознания людей. Основано это Движение на Ведах - древнейшем источнике духовных и материальных знаний. Веды были записаны около 5 тысяч лет назад на священном языке - санскрите, образующем общую основу индоевропейской языковой семьи, к которой относятся и славянские языки. Непонятные знаки на лбу и на носу у кришнаитов - это священная тилака, указывающая на то, что тело человека является храмом Бога. Косичка на бритой голове (шикха) - знак ведической учености. Их одежды (дхоти) тоже могут показаться нам экстравагантными, но их носят миллионы индусов, причем шафрановый цвет символизирует отречение от мира, монашество, а белый говорит о том, что перед вами домохозяин, имеющий семью. Так что не беспокойтесь, человек с шикхой не причинит вам вреда, он не может быть ни рэкетиром, ни мафиози, т.к. это противоречит его религиозным убеждениям.

В настоящее время Международное Общество Сознания Кришны (ИСККОН) входит в десятку ведущих российских конфессий. Оно широко известно своими образовательными, культурно-просветительскими и благотворительными программами. Так кто же такие последователи Кришны, в простонародье именуемые кришнаитами ? На этот и другие вопросы отвечает кандидат медицинских наук Игорь Олегович Вагин. По образованию он - психотерапевт, имеет 18-летний стаж практической работы на скорой психиатрической помощи. Позднее работал в Министерстве здравоохранения бывшего Союза в Отделе психиатрической и наркологической помощи населению, был консультантом-психиатром приемной Верховного Совета СССР. Сейчас он возглавляет Академию иррациональной психологии в Москве, где под его руководством изучается воздействие на личность человека различных медитационных практик и нетрадиционных методов, в том числе: так называемого "целительства", гипноза, аутогенной тренировки, нейролингвистического программирования. Недавно он провел психиатрическую экспертизу членов московского центра Движения Сознания Кришны.

"Я обследовал 40 человек (каждый третий из алфавитного списка людей, посещающих или живущих в центре Сознания Кришны), из них 29 мужчин и 11 женщин в возрасте от 17 до 66 лет. В процессе моего обследования выраженных психических нарушений выявлено не было, - рассказывает И.О.Вагин. - Вместе с тем в психическом статусе кришнаитов отмечались, если говорить на языке психиатрии, сверхценные идеи философско-религиозного характера".

Корр.: Сверхценные идеи - звучит несколько пугающе...

И.О.: Нет, это довольно распространенное явление. Ведь писателей, поэтов, художников, композиторов, изобретателей, то-есть всех творческих, талантливых людей также можно расценивать как носителей сверхценных идей. В данном же случае речь идет о поисках смысла жизни, любви к Богу. На самом деле вопрос о сверхценных идеях довольно сложный, и сейчас он широко дискутируется психиатрией. Что это - патология или один из вариантов ? Я склонен считать правильным последнее.

Корр.: А как бы вы нарисовали собирательный портрет кришнаита, преданного Кришны ?

И.О.: Простота, контактность, чувство юмора, искренность - и в то же время умение соблюдать некоторую дистанцию, совершенно необходимую в общении между людьми. Такие выявились черты, характерные для последователей Сознания Кришны. К тому же они прекрасно понимали, что перед ними врач. В момент общения со мной кришнаиты были тактичны, вежливы, хорошо и гибко вели беседу, достаточно тонко чувствовали ситуацию. Есть такой термин в психиатрии - синтонность в общении, когда человек вступает в контакт с другим человеком не только на вербальном (словесном), но и на эмоциональном уровне, как-то заражаясь эмоциями собеседника. Это я тоже наблюдал у обследованных мной кришнаитов. Они очень доброжелательно отнеслись к моим визитам, стремились помочь мне проводить исследования. Кроме того, для них характерен ровный эмоциональный фон. Все это - симптомы психического здоровья. Меня приятно поразило, что в них не было никакой нелюдимости или желания изолироваться. Как и, к слову сказать, какой-либо агрессивности или раздражительности. По этим параметрам они выглядят значительно лучше, чем люди, с которыми общаешься на работе, в транспорте и на улице. Вероятно, это связано с тем, что ненасилие, непричинение вреда ни одному живому существу - ни мыслью, ни словом, ни делом, - контроль над чувствами и умиротворенность - характерные черты их религиозного мировоззрения.

Корр: А их внешний вид ?

И.О.: А вы обратили внимание на то, что несмотря на свой экзотический внешний вид, они всегда очень опрятны ? Я, например, узнал, что, в соответствии с правилами вайшнавского этикета, даже верхнюю одежду полагается менять ежедневно, каждый раз надевая свежевыстиранную. Существует и множество других обязательных гигиенических правил: непременный утренний душ, полоскание рта и мытье рук после еды ( а не только перед ней), ежеутренняя влажная уборка помещений... Чистота и аккуратность - одно из проявлений их упорядоченного образа жизни. Раннее отправление ко сну, пробуждение до рассвета, вегетарианское питание, отказ от потребления любых одурманивающих средств, в том числе никотина и алкоголя.

Корр.: Но кришнаитов упрекают в том, что они "ушли от жизни" и не желают общаться с обычными, "нормальными" людьми.

И.О.: Возможно, им действительно несколько труднее стало общаться в "обычной" жизни - например, в компаниях, где постоянно беседуют о бизнесе или играют в азартные игры. Твоpческие люди обычно далеки от этого.

Корр.: Иногда люди сетуют на то, что кришнаиты слишком настойчивы в своей проповеди - в частности, при распространении ими религиозной литературы.

И.О.: Я не вижу в этом ничего особенного: проповедь - это особый способ общения. Вообще людей можно разделить на тех, кто что-то внушает, и тех, кто внимает, являясь объектом внушения. И в религиозном контексте это является абсолютно нормальным, та к как проповедь - это традиционная модель внушения всех религий. Я допускаю, что бритые головы и сакральные знаки кришнаитов могут поначалу производить несколько устрашающее впечатление на неискушенную публику, но, с другой стороны, когда человек разберется в том, что на самом деле это очень милые и обходительные люди, проблема снимается.

Корр: Я знаю, что многие из тех, кто сегодня является преданным Кришны, оставили блестящую карьеру и жизнь, полную материальных благ. Выпускники "престижных" вузов, "остепененные" научные работники, художники и музыканты, кадровые военные в один прекрасный день ушли жить в храм. Почему, как по-вашему ? И сложилась ли у вас какая-либо общая картина социального состава этого Движения ?

И.О.: Характерно, что все обследованные пришли в этот центр отнюдь не случайно, многие из них до этого интересовались различными религиозными системами, многих привели сюда искания философского характера, то есть поиски смысла жизни, что, по идее, должно быть свойственно всякому нормальному интеллигентному человеку. Для тех, кто принял Сознание Кришны, я установил, что для них это не было каким-то резким изменением мировоззрения - скорее плавным, постепенным развитием и изменением ценностных ориентаций. Обследованные говорили мне, что здесь нашли то, чего искали - им дан конкретный путь, конкретная практика, в рамках которой можно жить и общаться с другими людьми. Я задавал им вопрос, какими они были до прихода в центр и изучения литературы Сознания Кришны. Выяснилось, что часть из них отличалась склонностью к рефлексии, чувству недовольства собой и окружающим миром, некоторой замкнутостью, трудностями в общении с окружающими, сверхчувствительностью и ранимостью, словом, полный "джентльменский набор" среднего русского человека. У некоторых отмечалась также склонность к состояниям излишней суетливости, тревожности, подавленного настроения, немотивированным тревожным опасениям за будущее, что, к сожалению, также характерно для наших современников, особенно сейчас. В центре Сознания Кришны я побывал на лекциях по древнеиндийским священным писаниям - "Бхагавад-гите" и "Шримад-Бхагаватам", присутствовал на храмовых богослужениях, когда преданные Кришны совместно прославляют Бога - это называется "киртан". Я считаю, что сама работа центра (лекции религиозно-философского содержания, пение мантр, чтение ведических писаний) является достаточно эффективной психотерапевтической процедурой, которая позволяет снять эмоциональное напряжение и положительно повлиять на депрессию, тревогу и другие психопатологические симптомы. У обследованных появился смысл жизни, уверенность в себе и в завтрашнем дне, состояние внутренней гармонии. Что касается социальной картины, то среди обследованных представлены самые разные слои населения: студенты, школьники, рабочие, инженеры, артисты, врачи, психологи. Практически половина обследованных - это люди с высшим образованием. Есть также определенный контингент лиц, которые прошли службу в армии, некоторые являлись профессиональными военными и профессиональными сотрудниками МВД. Косвенно это также говорит об их психическом здоровье, т.к. в армии и в МВД очень тщательно следят за здоровьем своих сотрудников, при малейшем нарушении они проходят психиатрическую экспертизу и их признают негодными. Для меня же существенным является тот факт, что в отношении всего контингента обследованных каких-либо случаев обращения за психиатрической помощью или лечения в психиатрических стационарах выявлено не было.

Корр.: Скажите, пожалуйста, а насколько вообще правомочно вторжение психиатра в такую область, как религиозные переживания людей?

И.О.: Это вопрос очень сложный. Существуют специальные психиатрические экспертизы, на основании которых достаточно четко и обоснованно можно определить, имеет ли место психическая болезнь или таковая отсутствует. В частности, такие психологические феномены, как постоянный наплыв зрительных галлюцинаций, бредовые идеи преследования, психомоторные возбуждения, отсутствие ориентации в пространстве - несомненно признаки болезни. И здесь не важно, кто болеет: атеист, верующий или священник - болезнь проявляется схоже и у тех, и у других, и у третьих. Что же касается последователей Сознания Кришны, то я многих провоцировал, не испытывали ли они каких-то особых феноменальных переживаний: например, общение с Кришной напрямую, либо божественные откровения, видения. Они все улыбались и говорили, что нет, они такого не испытывали. Многие отнеслись достаточно критично, сказав, что такое вообще вряд ли возможно. Это еще раз убедило меня в том, что людей, которые приняли Сознание Кришны, нельзя назвать психически больными. Да, есть изменения мировоззрения, изменения ценностных ориентаций в сторону религиозного сознания. Но тогда, я повторюсь, что всех людей, которые находятся в православных монастырях, тоже можно признать психически больными. Здесь имеет смысл более глубокий и фундаментальный анализ других религиозных конфессий - в частности, мусульман, христиан, иудеев. Посмотреть, каковы там психологические переживания людей, как они общаются друг с другом, как ведут себя, как воспринимают окружающий мир. Необходимо четко определить критерии религиозности с позиций психиатрии.

Корр.: В печати в последнее время все чаще стали мелькать модные словечки "зомбирование", "кодирование" - в основном, в связи с исследованиями профессора Полищука секты "Белое братство", но иногда упоминается и Движение Сознания Кришны. Что вы могли бы сказать по этому поводу ?

И.О.: "Зомбирование" и "кодирование" - это бульварные термины, в науке таких не существует. В случае "кодирования" речь идет, вероятно, об одном из вариантов гипноза, применяемого в медицине. Сейчас много всякой информации о математике, кодировке , шифрах и прочее - вот, наверное, и повесили на это такой своеобразный ярлык -"кодирование". Кстати, как показывает практика, очень многие после так называемого "кодирования" от алкоголизма все равно срываются и пьют, так что это, к сожалению, не самая эффективная методика. Возможности кодирования или так называемого "зомбирования" сильно преувеличены - прежде всего, нашей прессой. Вообще на человеческую психику, человеческое поведение очень сложно воздействовать. Мы и не подозреваем, какой большой у нас в этом отношении запас прочности, запас сопротивления. Я с большим почтением отношусь к профессору Полищуку, это очень интересный человек и очень серьезный психиатр, он много лет занимался вопросами психиатрии. Однако, как мне кажется, он пока недостаточно глубоко разобрался в проблеме. Надо сказать, что вопросы изучения психологического здоровья людей - это совершенно новая для России проблема, и здесь нельзя какие-то общие критерии и готовые схемы автоматически переносить на так называемые новые религиозные движения. Здесь главное - получить представление о них не со стороны, а именно работая в данном коллективе. Важно взглянуть на ситуацию изнутри. Но вот в работах Полищука я пока не встретил сколько-нибудь масштабных эпидемилогических, говоря научным языком, исследований, когда берется большой срез людей и их квалифицированно обследуют психиатры. Вместо этого он ссылается на несколько случаев психических заболеваний, которые были диагностированы у людей, посещающих так называемые "секты". Сразу возникает несколько вопросов: не были ли эти люди больны до того, как пришли в "секту", или, может быть, у них были скрытые, вялотекущие формы психических заболеваний, которые проявились именно здесь? Как врачу скорой психиатрической помощи мне приходилось выезжать в самые разные учреждения, государственные структуры, и там тоже, говоря примитивно, люди сходили с ума. Сходят с ума и в Академии медицинских наук, и в министерствах. И в Министерстве обороны - мы тоже туда выезжали. Значит ли это, что эти организации необходимо закрыть? Вот если профессор Полищук докажет, что число психически больных в "секте" выше, чем в средней популяции, и заболели они именно там - это уже будут серьезные аргументы. А в данном случае был а высказана лишь гипотеза, практически ничем не подтвержденная, потому что имеющиеся несколько случаев нельзя экстраполировать на всю проблему.

Корр.: Тогда выходит, что "кодируют" и "зомбируют" нас, скорее, сами средства массовой информации, чем кришнаиты ?

И.О.: Безусловно, телевидению наше население доверяет. Доверяет и радио, и различным газетам. То, что дают средства массовой информации, не может не влиять на людей. Например, что такое мода ? Это одна из моделей внушения, когда людям навязываются какие-то новые стереотипы одежды, поведения, музыки, еды. Дают красочно оформленную, хорошо обработанную режиссером информацию, с эффектной музыкой, повторяя ее изо дня в день. И меня очень беспокоит, что сейчас у многих людей снижается критическое восприятие действительности. Фильмы, реклама обрабатывают определенным образом наше сознание. Аналогичным образом может проходить и навязывание определенного стереотипа мышления, в частности, религиозного. А это очень опасно, ведь глубокая вера хороша тогда, когда человек достаточно интеллигентен и гармоничен. И здесь нельзя перекладывать всю ответственность на телевидение или прессу. Нужно учиться мыслить самостоятельно, анализировать, сверять все с собственным опытом. Средства массовой информации - это очень мощный фактор воздействия на людей.

Корр.: А что можно сказать о проблеме взаимоотношений родителей и детей в Сознании Кришны ?

И.О.: Я буквально каждому задавал вопрос: как повлиял его приход в центр на отношения с родителями ? И многие отвечали, что сначала были проблемы. Родители их не понимали, были настроены скептически. Но, по прошествии некторого непродолжительного отрезка времени, от шести месяцев до года, они меняли своё мнение, видя как их дочь или сын меняются в лучшую сторону,- бросает пить спиртное, курить, занимается самоосознанием,- всё это приводило их к той мысли, что их ребёнок попал не в какую-то "секту", а получил тот духовный потенциал, котоpого так не хватает людям в их повседневном общении. Подводя итог нашей беседе, Игорь Олегович поделился личными впечатлениями о своем пребывании в храме Кришны: " С такими людьми, как его обитатели, - тонко чувствующими, интеллигентными, не "зашоренными", и в то же время имеющими ясные цели и идеалы,- сказал он, я бы хотел общаться и в повседневной жизни. Мне кажется, нам всем не хватает такого общения"