Ритуалы по усопшим вайшнавам
автор Дина Бандху дас

Хари-бхакти-виласа описывает тщательно разработанные ритуалы, когда умирает вайшнава, например предложение pinda (пища). Но во Вриндаване преданнные соблюдают следующий упрощенный вид самых последних по времени ритуалов по умершим вайшнавам.
Типичная процедура - это кремировать тело (если только умерший не был саньяси), но во Вриндаване тела детей, не достигших половой зрелости, не кремируются, а скорее кладут в реку Ямуну. На Западе тела всех умерших вайшнавов следует кремировать.
Ни один из параферналиев для последних ритуалов не должен собираться до тех пор пока тело не погаснет, так как хранение подобных предметов дома является неблагоприятным. Как только призошла смерть, следует обеспечить следующие вещи:
1) сделать носилки, чтобы нести тело:
а) 2 длинных бамбуковых шеста со многими палочками поперек;
б) моток крепкой нити для связывания жердей вместе;
с) кусок новой белой хлопковой ткани длиной в носилки;
д) достаточное количество соломы и обложить ею все носилки; 
2) новая одежда для умершего, включая каупину и шейные бусы и харинама-чадр;
3) большое количество ладана;
4) 1-2 кг гхи в небольшом в маленьком глиняном горшке или другом контейнере;
5) венки;
6) 250-300 кг древесины; необходимо сделать заказ на древесину немедленно после ухода вайшнава, и ее необходимо положить на землю, где будет производиться кремация.
7) какой-нибудь сорт порошка, чтобы сделать огонь более жарким (применение порошка по желанию);
8) кусочки сандалового дерева (по желанию);
9) высушенные ветки Туласи (по желанию);
10) глинянный горшок.
После того как вайшнав оставляет тело, все мужчины должны развязать свои шикхи, означающее, что они в трауре. Хари-бхакти-виласа наставляет, что за исключением того времени когда человек в трауре или спит, развязанная шикха очень неблагоприятна. Люди должны держать свои шикхи развязанными в течение одного или нескольких дней, в зависимости от того как близок он был к усопшему.
Тело следует промыть, одеть в новую одежду, и украсить тилакой и новой кантхи-малой. Маленькие хлопковые клочки должны быть помещены в ноздри таким образом, чтобы их было видно совсем чуть-чуть. ( Эти хлопковые комочки необходимы для того, видимо, чтобы воспрепятствовать вытеканию жидкости из тела.)
Пока готовится тело, необходимо собирать носилки из материалов, перечисленных выше. Две длинные бамбуковые палки и множество недлинных палок поперек должны быть связаны вместе веревкой. Носилки должны быть подбиты с помощью соломы; затем следует следует положить материю на солому и туго связать четыре угла. Тело следует положить на носилки и покрыто с шеи вниз новыми харинамой чадрой и венками (лицо не должно быть покрыто). Потом тело следует привязать к носилкам обматывая веревку к носилкам по диагонали к поперечным недлинным палкам. В Бенгалии преданные обычно помещают листья туласи на глаза ушедшего.
Во Вриндаване тело всегда выносят из комнаты вперед ногами. Потом его несут к двери храма, но не во внутрь его. Только в случае, когда возвышенный преданный ушел из мира, то тело вносят внутрь храма, чтобы получить даршан у Божеств.
Тот кто несет носилки, должен поставить их на землю возле храма с тем, чтобы женщины выразили свою скорбь и уважение, ведь они не идут на погребальный костер. Женщины должны три раза обходить против часовой стрелки (так как покойный перешел на другую сторону и видит все сзади), предлагать цветы и/или гирлянды, и брать пыль со стоп покойного. Обычно это должно происходить вне стен дома, где вайшнав оставил тело. Но во Вриндаване и других местах, где есть поблизости храмы, женщины должны это делать в храме.
Из дома или храма носильщики должны нести тело вперед ногами. В процессии все мужчины должны быть с развязанными шикхами. Ладан должен куриться возле тела на протяжении всей процессии; кто-то должен нести ладан, или ладан может быть прикреплен к углу носилок.
Во Вриндаване, в зависимости от того, где проживает человек, процессия останавливается или возле Vrindavan Bihari Temple (вниз по улице как раз возле Radha-Damodara Temple), или возле Jnana Gudri. Здесь носилки должны быть поставлены на землю, и так как говорится, что, если человек никогда не купался в пыли Враджи, то вся его жизнь прошла даром, именно поэтому все скорбящие берут щепотку пыли с Враджи и бросают ее на тело. Затем каждый обходит тело против часовой стрелки три раза.
Теперь носильщики несут носилки головой вперед к погребальному костру. Такова система во Вриндаване. Вдругих местах тело могут нести всю дорогу либо головой либо ногами вперед.
После того как процессия подошла к погребальному костру, тело следует положить на землю, и каждый должен протянуть руку, образуя при этом погребальный костер. (Все дрова и сухие ветки должны уже лежать там.) Для того чтобы дерево было сухим и в порядке, два ряда жердей должны быть воткнуты в землю вместе с рядами, разделенными шириной погребального костра. Затем два ряда древесины должны быть положены вдоль одна к другой в восточно-западном направлении. На вершине погребального костра положите деревянные палки крестообразно, затем опять два ряда вдоль, и еще раз один слой крестом. Подобная структура создает хорошую циркуляцию воздуха. Потом идет слой тонких высушенных веток. И опять повторите структуру и используйте уже 2/3 от того количества, которое прежде израсходовали.
Теперь следует развязать тело и бросить все гирлянды в Ямуну. Следует дать харинаму чадру местному чандалу, который проживает в этой местности. На самом деле он получает все предметы, которые сопровождали тело. Однажды кто-то перед процессией надел очки в золотой оправе, которые принадлежали преданному, на его тело. И когда один из скорбящих попытался взять их у погребального костра, то тогда произошла большая битва. Чандала победил. Все, что идет на кремационную площадку, никогда не возвращается.
Затем тело, находящееся все еще на носилках, следует опустить в Ямуну для омовения. Потом тело снимают с носилок и помещают на верх погребального костра, голова должна быть направлена на запад. Руки покойного должны быть положены под тело; в противном случае, когда тело горит, они поднимаются самым ужасным и eeri образом (я сам это видел). Затем каждому следует побрызгать на тело немного воды из Ямуны.
Оставшаяся древесина затем кладется на тело. Если имеется в наличии сандаловое дерево, то сейчас оно должно помещаться на верх тела вместе с высушенными ветвями туласи. (Пураны свидетельствуют, что одна веточка туласи превращает весь лес в туласи.) Следует положить древесину вокруг головы таким образом, чтобы оставалось пространство над головой для по крайней мере одного слоя древесины. Затем следует положить тонкие высушенные ветки вокруг погребального костра.
Самый старший сын теперь берет пучок горящей соломы и три раза обходит тело против часовой стрелки. Затем он помещает огонь к голове, followed by the other places вокруг погребального костра. В это время какой-нибудь вид порошка обычно бросается на погребальный костер, чтобы огонь горел жарче. Сахар, смешанный с пудрой, может быть использован для этой цели. Frankincense и myrrh также можно брызгать на костер.
По прошествии около часа, когда череп очень горячий, самый старший сын берет одну из бамбуковых больших палок в носилках и аккуратно тыкает ее в голову, чтобы расколоть череп. Затем из глиняного горшка или другого контейнера, привязанного к концу другой палки, старший сын льет гхи на голову.
Когда тело полностью сгорит, то весь пепел и зола кладутся в Ямуну. Затем с помощью воды тушат уголь и охлаждают территорию. Потом старший сын чертит круг в песке. В центре круга он пишет 'mara' (смерть), но в действительности он пишет 'aram'. (Помните, что усопший перешел на другую сторону и глядит сзади.) Потом этот песок соскребается и бросается в Ямуну.
Старший сын затем берет глиняный горшок, наполненный водой, и льет каплями на то место, где он написал слово 'aram'. Кто-нибудь говорит:"Не смотрите назад," и затем все поворачиваются и уходят не оглядываясь. Они идут вверх по течению, и если погода не слишком холодная, то они принимают омовение, не снимая одежду. По дороге назад через базар все брахманы покупают новые threads нитки, потому что те, которые они носили у погребального огня, следует заменить. Каждый может жевать некоторое количество листьев дерева neem, чтобы очистить свой рот.
По истечении нескольких дней, все скорбящие должны собраться и высказать свои воспоминания об ушедшем и прославить его. Они также проводят киртан в его или ее честь. Таким образом все вайшнавы благославляют ушедшую душу. По истечении тринадцати дней должен быть проведен пир для их удовольсствия. Если ушедший был санньяси, пир, однако, должен проводиться через три дня.
Когда санньяси уходит, приготовления к прощальной процессии те же самые как и изложенные выше- новая каупина, lungi, кантхи-мала, и т. д. - но тело санньяси не сжигают, а хоронят. Должна быть насыплена соль в яму так, чтобы покрыть дно. Затем тело помещают в яму в сидячей позе лотоса, и лицо должно смотреть на восток. Его правая рука будет находится в мешочке для четок, так как будто он исполняет бхаджаны. Пока яма заполняется солью, кто-то должен держать тело в устойчивом положении. Затем тело следует покрыть dirt грязью, и следует положить какой-нибудь сорт временного marker прямо на то место, куда тело было помещено.