Аватары Личности Бога

После объяснения того, что вечные религиозные принципы передаются через гуру-парампару, Господь Кришна сказал Арджуне, что время от времени система ученической преемственности прерывается. Это называется дхармасья гланих, упадок дхармы. Когда дхарма приходит в упадок, то теряется самая главная цель человека. Как говорят ведические писания: "И животные, и люди заняты едой, сном, совокуплением и обороной. Однако отличительной чертой людей является способность вести духовную жизнь (дхарму). Без духовной жизни люди не лучше, чем животные." ("Гитопадеша"). Чтобы спасти человечество от животного состояния и безбожия, Господь Кришна говорит тадатманам сриджами ахам: "Время от времени я нисхожу Сам" ("Бхагавад-гита", 4.7).  
Когда Господь Кришна нисходит из мира духа в мир материи, Его появление здесь называется аватара. Санскритское слово "аватара" часто соотносится с английским определением "воплощение". Однако будет ошибкой полагать, что Кришна воплощается в теле, сделанном из материальных элементов. Седьмая и восьмая главы "Бхагавад-гиты" проводит различие между видимой материальной природой (апара-пракрити), проявляемой как временное сочетание земли, воды, огня, воздуха и эфирного пространства, и духовной природой Бога (пара-пракрити), которая невидима (авьякта), вечна (санатана) и непогрешимая (акшара). Когда Господь нисходит, Его милостью невидимое становится видимым. Как Кришна утверждает в "Бхагавад-гите" 4.6: "Я нисхожу посредством Своей собственной природы, воплощенной в Моей форме из духовной энергии" (пракритим свам адхиштхайа самбхавами атма-майайа). В 4.9 Он объявляет, джанма карма ча ме дивьям - "Мое появление и деятельность являются божественными". Лишь глупцы могут думать, что Кришна принимает рождение, как обычное человеческое существо. ("Бхагавад-гита", 9.11).  
Бога имеет множество воплощений. Но среди них всех эта форма описана в "Бхагавад-гите" 11.50 как самая прекрасная (шаумья-вапу), поскольку является изначальной формой Бога (свакам рупам). Эта вечная форма Кришны с всепривлекающими лотосоподобными глазами юноши, чье тело является формой духовного экстаза. "Шримад-Бхагаватам Пурана" подтверждает, что Кришна является изначальной формой Вишну: эте чамса-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам индрари-вьякулам локам мридайанти юге юге, что означает "Все воплощения Вишну, перечисленные в писаниях, являются экспансиями Господа. Господь Шри Кришна является изначальной Личностью Бога. Все аватары появляются в разных частях этого мира, когда атеисты создают беспокойства. Господь нисходит, чтобы защитить теистов" ("Шримад-Бхагаватам", 1.3.28).  
"Шримад-Бхагаватам" обеспечивает нас авторитетным списком определенных инкарнаций Господа, среди которых десять аватар (дасаватар) выделяются в особенности. Среди них - Матсья (форма Господа в виде гигантской золотой рыбы), Курма (черепаха), Вараха (вепрь), Шри Нрисимха (получеловек, полулев), Парашурама (отшельник, держащий топор), Вамана (мальчик-брахман), Шри Рама (Господин Айодхьи), Баладева (брат Господа Кришны), Будда (святой, который обманул атеистов) и Калки (тот, кто освободит мир от всех деградировавших, греховных людей).  
Существует две обширные категории аватар. Некоторые, как Шри Кришна, Шри Рама и Шри Нрисимха являются вишну-таттвами, непосредственными формами Самого Господа, источника всего могущества. Другие - это индивидуальные души (джива-таттвы), которые уполномочиваются Господом на один или больше из семи путей: знание, преданность, способность творить, личное служение Богу, управление материальным миром, могуществом поддерживать планеты, или силу для уничтожения мошенников и негодяев. Эта вторая категория аватар называется шактьявеша. Среди них были Будда, Христос и Мухаммед.  
Майавади думают, что "форма" обязательно означает "ограниченность". Они утверждают, что поскольку Бог вездесущий и безграничен, то Он не имеет формы. Когда же Он проявляет Свою форму аватары в этом мире, то сама форма, будучи ограниченной из-за существования в определенном месте и времени, не может быть по-настоящему Богом. Она лишь признак Бога. Но в действительности не форма Бога является ограниченной. Но ограниченной является концепция майавади о форме Бога, поскольку эта концепция является грубо физической. Форма Бога является природой высшего сознания. Будучи духовной, она называется сукшма, "самая тонкая". Нет противоречия между всепроникающей природой чего-то тонкого и тем, что оно имеет форму. Наиболее тонким материальным элементом, который мы можем ощущать, является звук. Звук может быть бесформенным (как шум), либо иметь форму (как музыка). Звук очень тонок, однако наличие у него формы не изменяет его способность распространить себя в большом здании. Аналогично, наличие формы у Бога не снижает Его способность распространить Себя во всей вселенной. И поскольку форма Бога тоньше любой тончайшей материальной субстанции, сравнение формы Бога с грубой материей, как это делают майавади, полностью неприемлемо.  
Веря в то, что форма Бога грубоматериальна, майавади часто утверждают, что любое и всякое воплощенное создание может называться аватарой. В наши дни провозглашается бесчисленное множество "живых богов" как в Индии, так и в других частях мира. Некоторые из таких богов являются мистиками, некоторые харизматами, некоторые политиками, а кое-кто - сексуальными атлетами. Но никто из них не признан Ведическими писаниями. Они представляют только лишь ошибочную идею майавади о том, что одна бесформенная, безграничная Истина появляется во временном, грубом физическом человеческом облике и что ты и я, я и он - все вместе мы - Бог. Однако каждый из этих богов имеет различные представление о том, что такое дхарма, конечная истина, и все же, в соответствии с философией майавади, пути всех этих богов приводят к одной цели. Эта идея является как невежественной, так и непрактичной. 
Когда обычные люди провозглашают себя Богом, а все, чтобы они не делали - Ведической дхармой, то это является дхармасья гланих - нарушением вечных религиозных принципов. Поэтому Кришна пришел снова, 500 лет назад, как Золотая Аватара, Шри Чайтанйа Махапрабху. Он установил юга-дхарму, подходящую для нашего времени форму санатана-дхармы. Явление Шри Чайтаньи было предсказано в "Шримад-Бхагаватам" 11.5.32: "В этот век Кали, люди, наделенные достаточным разумом, будут поклоняться Господу, сопровождаемому Своими спутниками, через совместным воспеванием святых имен Бога". 
Аватара Божества и Святого Имени 
Трансцендентная вибрация Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе\ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе является аватарой Господа в форме святого имени (кали-кале нама-рупе кришна аватар, из "Чайтанья-чаритамриты" Ади-лила 17.22). Каждый может убедиться в тождественности Господа и Его имени просто постоянно воспевая этот духовный звук. Доказательством будет трансцендентное блаженство (кевала-ананда), которое все более охватывает душу по мере воспевания святого имени. Этот высший вкус делает незначительным вкус низших материальных удовольствий, таких как незаконный секс, мясоедение, азартные игры и интоксикации, в ничто. Анартхопасамам сакшад бхакти-йогам адхокшадже: вечная религия, или йога чистой преданности (бхакти) к Кришне проявляется в исчезновении греховных привычек (анартхас.).  
Как Кришна появляется в звуке Своего святого имени, так Он появляется в арча-аватаре, в Своем воплощении в виде Божества, которому поклоняются в храме. В центре внимания в каждом храме МОСК по всему миру является поклонение форме Божества Кришны, которая представлена в камне, металле, дереве или как изображение на картине. Посредством церемониального служения (пуджи), проводимого в соответствии с Ведической традицией, преданные выполняют наставление Господа в "Бхагавад-гите" 9.27: "Чтобы ты ни делал, чтобы ты ни ел, чтобы ты ни предлагал или отдавал и какие бы аскезы ни совершал - делай это, о сын Кунти, как подношение Мне". Такая пуджа очищает умы и чувства преданных и связывает их с Кришной любовными отношениями.  
Майавади низводят служение Божеству до идолопоклонничества. Они доказывают, что Бог не присутствует в Божестве, поскольку Он везде. Однако если Он везде, почему же тогда Он не может присутствовать и в Божестве? Влага также присутствует везде, даже в воздухе. Однако когда кто-то хочет пить, он не может заполучить воду из воздуха. Он должен пить воду оттуда, где она реально доступна для питья: из водопроводного крана, колодца или чистого ручья. Аналогично, хотя Бог находится везде, в Своей форме Божества Он делает Себя доступным для поклонения.