Лекции Садапуты Прабху Майапур 17-18.02.93.

Есть какая-то точка соприкосновения в понимании пространства:
каким его видим мы и как его видят полубоги. Но также есть и большие
различия. Например Шрила Прабхупада говорил,что чтобы попасть на Луну,
нужно пройти через озеро Манаса, и еще через определенные места. Он
описывает тот метод путешествий,который используется полубогами.Но наш
обычный трехмерный способ путешествия отличен от этого. Я дам вам еще
один пример,чтобы проиллюстрировать эту картину касательно пространст-
ва. Есть вид совершенства,называемый "прапти-сиддхи".Если бы я обладал
этим видом совершенства,то сидя здесь, я мог бы протянуть руку в Афга-
нистан и достать оттуда гранат. Отсюда до Афганистана довольно далеко,
но если вы знаете как достать этот гранат, то он уже у вас в руке. Но
это не так,что ваша рука стала такой длинной и тонкой. Это говорит о
том,что в пространстве есть пути, отличные от того,что мы привыкли ви-
деть в 3-х мерном пространстве.Есть такие пути,которые уже проложены,и
есть космическое правительство, которое регулирует движение по ним. И
поэтому полубоги по другому видят пространство и по другому по нему
движутся.И когда "Бхагаватам" говорит что-то о Луне,нам трудно это по-
нять.То,что говориться там,относиться к методу путешествий полубогами.
В "Бхагаватам" говорится,что Ганга нисходит сначала на Луну,а
потом с Луны идет на верхушку горы Меру. Но этот путь падения отличен
от того, что мы привыкли думать, что какая-то вещь падает сверху вниз.
Потому что даже в "Бхагаватам" не сказано,что Луна находится над горой
Меру.
Я кое-что в добавление еще скажу о пространстве.Основной точ-
кой для понимания пространства является описание потенции Кришны,кото-
рое дается в "Брахма-самхите". Там сказано,что все вселенные находятся
внутри Кришны.И одновременно с этим Кришна находится во всей своей по-
лноте в каждом атоме вселенной.Это означает,что мы можем отправиться в
любую вселенную,войдя в любой атом здесь.Но это придется сделать через
Кришну.
Есть примеры тому в "Источнике". Мать Яшода заглянула в рот
Кришны и увидела там всю вселенную. И по милости Кришны любая точка
пространства находится буквально рядом с другой точкой. Но по устройс-
тву Кришны разные части пространства в разной степени доступны разным
существам.То есть практически любая точка пространства может находить-
ся рядом с другой,но для разных живых существ к ним нужно идти разными
путями.
Это главный принцип,касающийся солнца,луны и т.д.Порядок рас-
положения планет и их удаленность от Бху-Мандалы совпадает с порядком,
установленным современной наукой.Однако другие описания опыта движения
в пространстве и времени отличны.Это общая идея.

...Вернемся еще раз к примеру с разными телевизионными стан-
циями. Каждый телевизионный канал сделан из одного и того же вещества.
Он состоит из электромагнитных волн. Если мы настраиваем приемник на
определенную волну, это то же самое, что мы настраиваем чувства на ка-
кое-то восприятие.И тогда вы увидите станцию,которая передает что-то.И
вы не увидите другие станции до тех пор, пока не переключите канал.
Эти каналы состоят из телемагнитных волн, то есть из одной и той же
субстанции.
Существует много разных структур, сделанных из земли. И эту
аналогию с волной можно расширить дальше.В 3-ей песни "Шримад-Бхагава-
там" сказано,что эфир творится из тонкой звуковой вибрации. Воздух яв-
ляется производным от эфира. Огонь,или электромагнитная энергия проис-
ходит из воздуха.Вода -- это трансформация огня. А земля -- это транс-
формация воды.То есть в общем смысле земля -- это трансформация звуко-
вой субстанции.А мы привыкли думать,что земля очень твердая.Мы привык-
ли так думать,потому что я не могу просунуть одну свою руку через дру-
гую.Я сравниваю землю с землей.Потому что обе руки сделаны из земли.Но
на самом деле земля не такая уж твердая.И обе эти руки в равной степе-
ни не твердые.На самом деле земля -- это определенная комбинация зву-
ковой вибрации.И фактически обе руки не могут пройти друг через друга,
потому что это волны одинаковой частоты.Но если использовать этот при-
мер с телеканалами,то там волны одинаковой частоты проходят один через
другой.Это просто аналогия. Самое главное, что мы привыкли думать, что
земля твердая и непроходимая,но в действительности это не так. Мы при-
выкли думать,что такие тонкие субстанции,как ум, разум и ложное эго не
субстанциональны,потому что мы не можем их видеть, а земля обладает та-
кой субстанцией,так как мы видим ее.Но на самом деле все наоборот. По-
тому что эта тонкая субстанция более субстанциональна,чем земля.Любо-
пытно проследить латинское происхождение слова субстанция.
"Саб-стенц": субстанция,обозначает то, "что стоит под", внизу. Все
проявление земли поддерживается как раз тонкой энергией.И естественно,
что тонкая энергия еще более субстанциональна.Ведь тонкая материальная
энергия поддерживается духовной энергией.
Эта вселенная имеет множество разных мест,находящихся в одном
регионе.И даже здесь на земле есть такие миры,которые мы не видим.Вче-
ра я говорил о Калапаграме в Гималаях. Там живут многие цари, которые
сидят там с трета-йуги и ждут, когда кончится кали-йуга, чтобы снова
прийти царствовать.И в "Пуранах"дается направление,как можно попасть в
Калапаграм. Но если вы попадете туда, то ничего там не найдете кроме
снега и скал.Хотя Калапаграм - это очень красивое тропическое место.
И там великие личности сидят,находясь в трансе йоги.
То же самое,что если мы посмотрим на Луну, то ее поверхность
покажется нам голыми мертвыми камнями. Но на самом деле там находится
мир,который полон самых разных богатств. И если вы благочестивы и пок-
лоняетесь предкам, то можете отправиться туда и жить там в течении
10.000 лет.Но этот мир,находящийся там,нам непосредственно не виден.

Вопрос о древнерелигиозной точки зрения на Землю.

Что касается слонов,они описываются в 5-ой песне.Есть 4 слона,
которые находятся в регионе горы Лока-лока.Эта гора представляет собой
окружность, которая разделяет населенную часть Бху-Мандалы от ненасе-
ленной.Рассмотрение информации о древней истории - это особая тема.Ес-
ли мы рассмотрим различные культуры,то увидим там различные версии то-
го описания, которое дается в 5-ой песне "Шримад-Бхагаватам". Например
представление о существовании горы Меру присутствует во многих культу-
рах.У греков это гора Олимп,у северных народов -- гора Эсгар.И во мно-
гих народах Севера, а также в Африке очень многое соответствует описа-
нию, данному в 5-ой песни.То же самое и в Северной и в Южной Америке.
И можно говорить о том,что была единая культура,основанная на знании,
данном в 5-ой песни "Шримад-Бхагаватам". Это поддерживает идею о том,
что была единая, распространенная на весь мир ведическая культура.

Вопрос об океане Гарбходака.

Под Бху-Мандалой находится 7 низших планетных систем.Ниже этого
расположены адские планеты,а еще ниже -- океан Гарбходака.Там находится
Ананта-Шеша и Гарбходакашайи Вишну. И этот океан Гарбходака крайне глу-
бок.На этот счет можно сделать несколько замечаний.
Первое,это когда Брахма появился из цветка лотоса, он пытался
найти источник стебля этого лотоса.И этот лотос исходит их Гарбходака-
шайи Вишну. В книгах Шрилы Прабхупады можно найти картинку, изображаю-
щую это.И кажется,что для Брахмы не составляет труда посмотреть вниз и
увидеть Гарбходакашайи Вишну. Но Брахма не мог увидеть Его. Он оставил
свои попытки. То есть,подобно тому,что есть какие-то сферы,какие мы не
можем видеть,есть такие сферы,которые даже Брахма не может увидеть. Но
способность видеть у него гораздо выше,чем у нас. И как раз океан Гар-
бходака -- это одна из сфер, которые мы не можем воспринимать. Можно
сказать, что все, что находиться к югу от эклиптики, относится к этому
океану.И когда говорится о Земле, которая погрузилась в Гарбходаку, то
имеется в виду вся Бху-Мандала. Это означает,что этот диск Бху-Мандалы
погружается в океан Гарбходака.И когда это погружение произошло,то фак-
тически это означает,что вся вселенная была затоплена.

Вопрос. Есть разные миры,состоящие из грубой материи,из грубой
земли,но они могут существовать в одном месте в разных измерениях точ-
но так же,как телеканалы. И потом прабху привел другой пример, где го-
ворил,что мы не можем воспринимать грубую материю,потому что эти 2 ру-
ки не проходят друг через друга,так как они сделаны из грубой материи.
На самом деле существуют более тонкие формы существования, такие как
тонкое тело и т.п., которое может пройти через него.И тут я увидел не-
которое несоответствие. Вот в этом случае мы можем понять, что более
тонкий слой существования проходит сквозь грубый, а когда речь идет о
двух мирах, состоящих из одинаковой материи, то трудно понять, как они
могут сосуществовать в одном пространственном измерении.

Ответ мы опять находим в этом примере с телеканалами. Два ка-
ких-то кусочка материи на одном уровне настройки. Они не могут пройти
друг через друга. Но когда настройка разная, то они друг через друга
проходят. Я могу вам дать пример из ведической литературы, который ил-
люстрирует этот момент.Есть такой вид путешествия: "вихаяса".Вы можете
взять один объект из грубой материи и через грубую материю перенести
его в другое место. В "Источнике Вечного Наслаждения" дается пример в
главе "Встреча Уши и Аннирудхи".В этой истории мистическая йогини Чит-
ралекха отправилась в Двараку и спящего Аннирудху перенесла во дворец
Банасуры. То есть она пронесла свое тело и тело Аннирудхи через стены.
То есть,это говорит о том,что меняется природа тела,когда оно проходит
через грубую материю, и затем оно возвращается к своему обычному
состоянию.
Когда мы ездили в Кала-чакру,один саньяси рассказал нам исто-
рию,которая дает подобное понимание. Там была канава, которую называли
Ямуной. И там был один человек из Вриндавана,не верящий в то, что это
Ямуна. У этого человека была такая палка для ходьбы, которая была ему
очень дорога. Когда он отошел от этой реки,он вдруг понял, что у него
нет палки. Но когда он вернулся,он не смог ее нигде найти. Позже, вер-
нувшись во Вриндаван, он нашел свою палку возле Ямуны. И это дало ему
веру,что это место возле Кала-чакры действительно является Ямуной. Это
еще один из примеров мистического способа путешествий.

Вопрос о полете на Луну.

Да, это известный вопрос: были ли они на самом деле на Луне?
Шрила Прабхупада по этому поводу говорит, что есть 3 возможных ответа
на этот вопрос.И Прабхупада поддерживает все эти 3 возможности.Первое,
что если эта ракета и была послана на Луну,то она не попала на Луну с
точки зрения полубогов.Точно так же,как если вы пойдете в Калапаграмму,
то все,что вы найдете там,это скалы и снег. Настоящей Калапаграммы вы
там не увидите.
Также Шрила Прабхупада говорил,что этих астронавтов могли
отклонить с истинного пути и посадить на Раху. Раху--это другая плане-
та. То есть полубоги обманули астронавтов и посадили их на другую пла-
нету. Полубоги обладают огромными силами творить всякие иллюзии. Поэ-
тому им довольно просто убедить астронавтов поверить в то,что они были
на Луне.
И третья возможность в том,что люди тоже могут создавать ил-
люзию.То есть,что весь этот полет на Луну--просто игра.Фактически есть
некоторые представленные факты,касающиеся этого полета на Луну,где де-
йствительно были подтасовки. Была в частности показана фотография, где
астронавты уже непосредственно на Луне. Глядя на эту фотографию,можно
заметить,что почва Луны очень мягкая. На ней от астронавтов остались
глубокие следы.И также можно увидеть почву под ракетой. Видно, что там
нет никаких изменений в почве.Когда этот модуль садится, то из под не-
го идет огромный огненный выброс,чтобы смягчить посадку. И этот выхлоп
из ракеты очень сильный.Несомненно,что он должен как-то воздействовать
на этот грунт и это должно было быть видно на изображении. И вывод та-
ков,что по крайней мере фотография -- это подтасовка.

Вопрос. Можем ли мы объяснять явления, происходящие в святой
дхаме с точки зрения тонкой материи, и как объяснить историю с матерью
Яшодой?

Я не говорил о том,что это должна быть обязательно тонкая ма-
терия.Дух на самом деле более могуществен,чем тонкая материя.Но при-
нцип тот же самый: какой-то материальный предмет перемещается в другое
место.И он перемещается не обычным путем через пространство.Грубой ма-
терией можно двигать так,что она будет передвигаться совсем не так,как
мы привыкли думать.Это может быть сделано при помощи тонкой энергии.Но
еще лучше это может быть сделано при помощи духовной силы.


Преданный. Можно грубую материальную форму не то чтобы разру-
шить,а снять эту материальную оболочку и оставить тонкую, и допустим
через эфир,который,который обладает гораздо более тонкой природой и
пронизывает все пространство,его перенести в другую точку пространства
и там воссоздать эту материальную форму, потому что тонкая форма явля-
ется как бы скелетом над которым настраивается грубая оболочка,а Праб-
ху предложил другое объяснение,что там что-то вроде какого-то 'коридо-
ра',через который материальный объект переноситься без изменений.

Самое главное,что объект необязательно теряет свою природу,это
просто метод перемещения. То есть какие-то изменения происходят,но это
не означает,что предмет перестает быть самим предметом.То есть,если вы
в своем теле будете путешествовать,то ваше тело также будет функциони-
ровать,вы будете дышать, но просто вы будете перемещаться через другую
материю.

Вопрос о Шамбале.

Есть мистические традиции,касающиеся Шамбалы,я немного об этом
знаю.Интересно,что то место,в котором должен родиться Калки-аватара --
это место Шамбала. Хотя я не знаю имеет ли это отношение к той самой
Шамбале, которая упоминается с разных популярных книгах.Согласно Пура-
нам,в Гималаях есть много самых разных мест, в которых живут более вы-
сокоразвитые существа. Есть города йакш, и разные личности,которые об-
щаются с Господом Шивой. И эти города очень большие. Все это находится
там.Но мы непосредственно не можем ничего этого видеть.Хотя йоги,кото-
рые обладают соответствующими способностями, могут поехать туда и все
это увидеть.И в "Маха-Бхарате" дается описание того, как Пандавы посе-
тили город йакш.

Вопрос.

Предположим с точки зрения небесной сферы, эклиптика--это бо-
льшой круг. Есть еще небесный экватор, который тоже представляет собой
большую окружность.Бху-Мандала соотноситься с эклиптикой. Есть звезды,
которые находятся на севере,а некоторые на юге от нее.И это соответст-
вует как раз уровню над Бху-Мандалой и под Бху-Мандалой. Наш горизонт
отличается от плоскости эклиптики.То есть эклиптика проходит почти над
нашей головой.23 градуса от экватора. А над нашим горизонтом это будет
по другому,в зависимости от широты.

... В ведической литературе есть две основные системы космо-
логии и астрономии: "Джодиши-шастры" и космологический раздел в Пура-
нах.И 5-ая песнь "Шримад-Бхагаватам" это как раз раздел космологии из
Пуран.И одним из главных разделов "Джодиши-шастр" является "Су-
рия-сиддхантха"."Джодиши-шастры" описывает космос с точки зрения чело-
века,находящегося на Земле.Там дается математическое описание звезд и
планет. Эти системы используются для астрологических расчетов. И также
они используются для расчета точных дат религиозных церемоний и
т.д.Например при помощи этой системы можно рассчитать когда наступает
день экадаши.
Пятая песнь "Бхагаватам" и другие разделы Пуран описывают кос-
мос с точки зрения полубогов.И то описание,которое дается в"Сурйа-сид-
дханте",очень похоже на описание, которое дается современной наукой.
Единственное различие в том,что "Сурйа-сиддханта" дает нам геоцентри-
ческую картину космоса,то есть с точки зрения Земли. Современная наука
дает гелиоцентрическую картину,то есть с точки зрения Солнца.И одно из
главных различий этих картин--это относительность движения. Нужно выб-
рать один момент как фиксированный,а все остальное будет двигаться во-
круг этой фиксированной точки. Итак,современная наука принимает Солнце
как фиксированную точку,а все остальное движущееся вокруг нее,а"Сурйа-
сиддханта" принимает Землю за фиксированную точку. Несмотря на то,что
современная наука использует гелиоцентрическую модель, тем не менее
Земля там также часто принимается за фиксированную точку, потому что
все расчеты делаются относительно Земли.И поэтому с практической точки
зрения можно сказать, что современная наука тоже геоцентрическая. В
"Сурйа-сиддханте" очень много описаний движений и орбит планет,совпа-
дающие с теми,которые даются учеными. И периоды вращения разных планет
тоже одинаковы.
Относительные расстояния с солнечной системе также совпадают.
Когда я говорю об относительных расстояниях, я должен объяснить, что
я подразумеваю под этим. Главные единицы измерения в "Сурйа-сиддханте"
-- это градусы,минуты и секунды.В западной геометрии эти градусы изме-
ряются с точки зрения угла,а в "Сурйа-сиддханте" по дуге, там другая
система.Например по западной системе в окружности 360 градусов. Но по
"Сурйа-сиддханте" одна окружность имеет например 360 градусов,а боль-
шая имеет больше градусов.Это происходит потому,что там градус измеря-
ется как единица длинны.Это другая система отчета. И поэтому когда я
говорю об относительности расстояний, которые совпадают,то имеется в
виду, что они совпадают пропорционально, потому что цифры могут быть
различными по одним данным и по другим,но пропорции теми же самыми.
И также в "Сурйа-сиддханте" дается система отчета в йоджи-
нах. йоджана принимается как основная мера длинны.йоджана это довольно
приблизительное расстояние: рост среднего человека, умноженный на 3000
раз.Это очень приблизительный размер,потому что у людей разный рост.Но
в астрономии необходимо дать более точную меру этой йоджаны. И в "Джо-
тиши-шастрах" дается два главных определения йоджаны. Одно из них: 5
миль,второе: 7.55 миль.В "Сурйа-сиддханте" йоджана дается как 5 миль.
И там Земля описывается как глобус,и ее диаметр 160.000 йоджан.Это до-
вольно близко с тем диаметром Земли, который принимается современной
наукой. "Сурйа-сиддханта" дает окружность орбиты Луны в йоджанах,и ее
диаметр.И эти цифры также очень близки к современному пониманию. Кроме
того в "Сурия-сиддханте" есть глава,в которой косвенным образом приво-
дится диаметр таких планет как Венера,Сатурн,Марс,Меркурий. Я не буду
сейчас говорить как все эти расчеты делаются,но все они очень точны,
аккуратны.
Это весьма близко к современной астрономии. И в особенности
там объясняются затмения Солнца и Луны. Там говорится, что солнечное
затмение происходит тогда, когда его закрывает Луна.А когда происходит
лунное затмение,то тогда Луна попадает в тень Земли.То есть объяснение
такое же,как и современное. В то же время в "Сурия-сиддханте" дается
описание орбиты планеты Раху. Если вы посмотрите в расчеты,то увидите,
что во время солнечного и лунного затмения Раху находиться в том же
самом месте,где Солнце и Луна.То есть "Сурия-сиддханта" связывает зат-
мения Солнца и Луны с планетой Раху. Это краткое содержание того, что
представлено в "Сурия-сиддханте".
Сейчас я немножко расскажу о 5-ой песни "Бхагаватам". Там да-
ется весьма отличная от этого картина вселенной.Описание вселенной там
можно назвать "космической географией". Начальная точка описания в
"Шримад-Бхагаватам"--это описание Земли. И эта изначальная точка--это
место,называемое Бху-Мандала. Итак, Бху-Мандала--это Земля. И это диск
диаметром 4.000.000.000 миль.Это 3 орбиты Сатурна с точки зрения сов-
ременной астрономии.Бху-Мандала описывается в географических терминах.
Она разделена на серию океанов и островов. И в самом ее сердце есть
круглый остров,называемый Джамбу-двип,имеющий примерно 100.000 йоджан
в диаметре. И вокруг этого острова находятся океаны и острова в форме
концентрических колец. Всего имеется 7 островов,включая Джамбу-двип.Их
называют Сапта-двипа. И в Джамбу-двипе есть разделы на горы и долины,
называемые варшами. Существует 9 варш.И одна из них называется Бхарата
варша. И различные игры Кришны проходят именно на Бхарата варше.
Возникает вопрос: какова взаимосвязь между Бху-Мандалой и Зе-
млей,известной нам.Этот вопрос возникает в контексте ведической лите-
ратуры. Это не просто вопрос кажущегося противоречия между ведической
литературой и современной наукой. Суть в том, что "Сурия-сиддханта"
описывает Землю как шар, глобус. Там говориться, что диаметр Земли это
то,что мы сейчас принимаем на веру. В то время как "Бхагаватам" описы-
вает Землю как диск 4.000.000.000 миль в диаметре. И общий вопрос: ка-
кова связь между этими двумя концепциями? И нам нужно установить эту
связь.Мы можем это понять,основываясь на текстах,данных в пятой песни.
Это стихи,которые касаются описания орбиты Солнца.Там написано,что Со-
лнце движется по окружности вокруг Бху-Мандалы. Следуя этому описанию
и тому опыту,когда мы видим,как движется Солнце,мы можем себе примерно
представить где находиться Бху-Мандала. И главный вывод,который можно
из этого сделать, это то,что Бху-Мандала соответствует тому,что мы на-
зываем эклиптикой.Я должен объяснить,что такое эклиптика.Когда мы рас-
сматриваем астрономию с геоцентрической точки зрения мы можем говорить
о чем-то,что мы называем небесной сферой.Это очень большая сфера,кото-
рая покрывает Землю.Это означает, что мы находимся внутри и смотрим на
эту сферу,которая нас покрывает.И мы можем представить себе звезды как
точки на поверхности этой сферы.По мере прохождения дня и ночи вся эта
сфера вращается. Северной точкой оси этого вращения является точка,
совпадающая с полярной звездой.И в течении одного дня происходит один
полный оборот. На санскрите это вращение называется кала-чакра. Там
объясняется,что это движение происходит на основе движения вращения
ветра,воздуха.И по мере того,как эта небесная сфера вращается, солнце
тоже делает один оборот. Но у солнца есть еще и второе движение. Один
раз в год оно делает еще один оборот вокруг этой вселенской сферы.И по
мере этого движения оно проходит различные созвездия. Есть 12 главных
созвездий,называемых знаками зодиака. В течении года солнце проходит
эти созвездия и делает один круг.Этот путь и называется эклиптика.И на
основе 5-ой песни мы можем понять,что плоскость Бху-Мандалы соответст-
вует плоскости этой эклиптики. И мы находимся в центре Бху-Мандалы.
Большая ее часть находится вдалеке от нас. Например,радиус Бху-Мандалы
2.000.000.000 миль. Представим себе что-либо на расстоянии 1.000.000
миль от нас. А это всего одна тысячная часть миллиарда. Большая часть
Бху-Мандалы находиться в небесной сфере. И в "Бхагаватам" Бху-Мангалу
еще называют Бхаума-сварга -- земные небеса. Это дает нам некоторые
представления о том,где находится Бху-Мандала.
В пятой песне дается описание того,что находится над Бху-Ман-
далой и под Бху-Мандалой. "Над" означает направление этого небесного
севера,полярной звезды.А "под" означает ниже этой небесной сферы.Пятая
песнь Бхагаватам дает описание 14 планетных систем. И Бху-Мандала одна
из них.Есть 6 планетных систем над Бху-Мандалой: Бхувар-лока и Сварга-
лока.Сварга-лока -- это обитель полубогов, таких как Индра и т.д. Выше
этого находятся планеты Махар-лока,Тапа-лока, Джана-лока и Сатья-лока.
Планета Брахмы--это Сатья лока.Это все в направлении небесного севера.
Что касается низшего направления, под Бху-Мандалой находятся 7 планет-
ных систем.Хотя они находятся под Бху-Мандалой, они имеют тот же самый
диаметр что и Бху-Мандала. Это место называется Била-сварга. И в 5-ой
песне они описываются как подземные райские планеты.Это общая картина.
Следующая тема,которую я вкратце изложу,это информация,касаю-
щаяся Луны и таких планет как Марс,Венера,Меркурий и Сатурн. На санск-
рите эти планеты называются граха. Это слово имеет отношение к их аст-
рологическому влиянию.Граха--это то,что хватает,держит.Например кроко-
дила тоже называют граха. 5-ая песнь описывает насколько высоко нахо-
дятся эти планеты над плоскостью Бху-Мандалы.И первая планета над Бху-
Мандалой -- это Солнце.Оно находиться на расстоянии 100.000 йоджан над
Бху-Мандалой.Следующая планета--это Луна,затем Венера.Поэтому говорит-
ся,что Луна находится выше,чем Солнце. Это утверждение,которое вызвало
некоторые противоречие.Потому что в современной науке такое положение,
что Луна значительно ближе к Земле,чем Солнце.Однако надо понимать,что
расстояние над Бху-Мандалой - это не тоже самое,что расстояние от этих
планет до Земли.Можно сделать один интересный расчет.Посмотрим на сол-
нечную систему так,как она представлена в современной астрономии. Если
мы проведем плоскость на орбитах планет вокруг Солнца,это будет совпа-
дать с уровнем эклиптики,и это будет соответствовать Бху-Мандале.И ка-
ждая планета находится в своей плоскости. И эти орбиты находятся под
некоторым углом друг к другу.Представим орбиту Венеры.Допустим это ур-
овень Бху-Мандалы, и Венера восходит под некоторым углом,она проходит,
поднимается над уровнем Бху-Мандалы,достигает наивысшей точки,идет под
нее, и возвращаясь, пересекается с уровнем Бху-Мандалы. И за счет угла
отклонения можно рассчитать насколько высоко она поднимается над Бху-
Мандалой. Если мы сделаем расчет для этих пяти планет и для Луны,то мы
увидим,что уровень их последовательности над Бху-Мандалой тот же самый,
что и в "Бхагаватам".Поэтому мы убедимся,что данные современной астро-
номии вполне соответствуют данным в "Бхагаватам".
В то же время есть и различия.В первую очередь в "Шримад-Бха-
гаватам" описываются очень большие географические объекты.Это включает
в себя очень большие горы. В центре Джамбу-двип, который соответствует
центру Бху-Мандалы,находится гора Меру. Высота этой горы 84.000 йод-
жан.Это примерно равно диаметру Солнца. Мы видим насколько она велика.
Типичная высота горы на Бху-Мандале 10.000 йоджан. Шрила Прабхупада в
своих описаниях йоджану считает за 8 миль.И при таком описании йоджаны
высота этой горы 80.000 миль: в 10 раз больше диаметра Земли.Возникает
вопрос: как все эти горы соотносятся с Землей?
Чтобы попытаться понять эти вещи я расскажу одну историю из
"Бхагаватам".Это история о том,как Господь Шива разрушил ягью, которую
устроил Праджапати Дакша.Там описывается,что после того,как армия Шивы
разрушила жертвенную арену Праджапати Дакши,Господь Шива сидел в меди-
тации под деревом баньян. И высота этого дерева 800 йоджан и 1100 йод-
жан в диаметре. Это очень большое дерево. Можно понять, что Господь
Шива тоже был очень велик.Но если Шива появляется на Земле перед чело-
веком,то он принимает размер человеческого существа.То есть существует
определенная шкала размеров для этих полубогов.Вообще есть разные раз-
мерности этих полубогов, потому что сама вселенная довольно мала по
сравнению с рукой Брахмы.И в этом описании мы видим,что Господь Брахма
даже еще больше,чем Господь Шива.
В географии Бху-Мандалы дается много разных мест, где обитают
эти полубоги.И все описания даются с точки зрения размерности этих по-
лубогов.На Земле эти размерности очень малы.И когда полубоги спускают-
ся на Землю,они меняют свой размер и входят в нашу шкалу размерности.И
другой момент, что вся эта география Бху-Мандалы не видима для нас. В
книге,которую я написал: "Ведическая космография и астрономия", я ис-
пользовал слово "высшее измерение". Главная идея в том, что существуют
такие части реальности,которые мы не воспринимаем. Эта обитель Бху-
Мандалы как раз к этому относится. Есть много таких районов во вселен-
ной,которые мы не можем непосредственно воспринимать. И здесь в Нава-
двипе тот самый пример.В "Навадвипа-махатмье",написанной Бхактивинодой
Тхакуром,дается описание парикрамы,в которую ходил Господь Нитйананда
с Дживой Госвами. Там говорится, что вечные игры Господа Чайтанйи про-
исходят в Навадвипе даже сейчас, но своим обычным видением мы не восп-
ринимаем их.Это пример того, что есть много разных мест во вселенной,
которые мы не можем воспринять. Конечно,все эти различные регионы Бху-
Мандалы являются материальными. Они даже сделаны из грубой материи. Но
даже грубая материя не в полной мере доступна нашему видению.
Приводится пример того, как несколько мест могут находится в
одном месте,но мы не можем видеть их все.Представьте себе несколько ТВ
станций,которые передают одновременно. Ваш ТВ настроен только на одну
программу и вы можете принимать только ее,но вы не можете принять дру-
гие программы.В том месте,где мы находимся,существуют разные реальнос-
ти.Но мы видим только одну реальность.Также есть еще различные измере-
ния и во времени. Интересно, что на разных планетах время проходит с
разной скоростью.


...Каждый вид оружия был связан с определенным живым сущест-
вом.И работа с оружием включала в себя работу с тонкими энергиями.Нап-
ример Арджуна мог выпускать 1000 стрел в минуту. Но ему не нужно было,
чтобы к нему подбегали люди с тележками стрел. Эти стрелы физически
проявлялись сами,когда Арджуна выстреливал. Он получил свое оружие от
полубогов. И некоторые виды оружие ему было запрещено использовать на
Зе мле. Есть история в "Махабхарате",когда Арджуна вернулся из царства
Индры с небесным оружием. Царь Юдхиштхира попросил его продемонстриро-
вать.И Арджуна уже готов был сделать это, когда появились некоторые
важные полубоги и запретили ему. В ведический период развитую техноло-
гию можно было получить от полубогов. Поэтому люди не были обеспокоены
тем,как все делать самим.
В качестве примера можно привести летательный аппарат,который
получил царь Шалва. Шалва хотел напасть на Двараку,царство Кришны. И в
течении года он совершал епитимьи,чтобы удовлетворить Господа Шиву. И
когда Шива предложил ему свои благословения, тот попросил у него лета-
тельный аппарат, на котором он мог бы напасть на Двараку.И одним очень
близким последователем Господа Шивы был Майа-Данава, живущий на низших
планетах.И он большой специалист в технологии. Майа-Данава создал эту
летательную машину для Шалвы.Это была выдающаяся машина: она могла ис-
чезать,появляться и совершать удивительные вещи. Важным моментом яв-
ляется то, что Шалве не нужно было строить заводы, обучать инженеров,
чтобы создать эту машину. На самом деле было просто глупо пытаться
строить такие машины самому, потому что их можно было получить, просто
удовлетворив Господа Шиву.И основным видом деятельности материалистов
были попытки удовлетворить полубогов, вместо того, чтобы развить такую
технологию на Земле. Это является главным моментом в отличии ведичес-
кой цивилизации от современной.
Люди обычно заявляют,что если ведическая цивилизация была та-
кой развитой,то почему мы не видим никаких остатков индустрии с веди-
ческий времен? Но то,о чем говорилось выше,это и объясняет.И ответ та-
ков, что основной целью было получение технологии с высших источников.
Например,заводы,которые производили летательные аппараты Майи-Данавы,
не находились на Земле.

Вопрос о полтергейсте.

Полтергейст -- это немецкое слово, которое переводиться, как
духи,которые шумят. Эти вещи существуют.С точки зрения ведической ли-
тературы человек состоит из грубой материи,тонкой и духовной души.Гру-
бое тело -- это внешнее покрытие живого существа.То есть грубое тело -
это машина,которой манипулирует тонкое тело.И для тонкого тела возмож-
но действовать помимо грубого.И после оставления человеком грубого те-
ла,он может существовать не принимая нового.Тонкое тело имеет силу,для
того,чтобы манипулировать материей. Иногда живые существа, находящиеся
в тонком теле,создают беспокойства.И полтергейст -- это один из приме-
ров.И с точки зрения науки это очень интересно,так как дает свидетель-
ство о существовании тонких тел.
Согласно современной науки,живое существо -- это кусок грубой
материи и ничего больше. И научная концепция такова, что грубое тело
действует из-за химических реакций. Ученые скажут, что нет никаких
свидетельств существования тонкого тела,ума,интеллекта и ложного эго.Но
на самом деле есть много эмпирических доказательств существования тон-
кого тела.И полтергейст -- это одна из категорий.

Вопрос.

Причина,по которой он сказал это, то, что самоубийство -- это
греховное действие. Когда Санатана Госвами, скрываясь от Садам Хусейн
Шаха,жил в джунглях,он пил какую-то грязную воду,и в результате у него
развилась кожная болезнь, и его кожа стала дурно пахнуть. И когда Гос-
подь Чайтанйа обнял его, то Санатане Госвами было настолько неприятно,
что Господь касается его,что он подумал,что лучше совершить самоубийс-
тво.Но Господь Чайтанйа сказал ему, что ты не можешь делать это, ибо
если бы можно было достичь Кришны,совершив самоубийство,я бы сам давно
сделал это. На самом деле -- это очень греховный поступок.

Вопрос. Есть ли какие-нибудь научные организации,которые сот-
рудничают с институтом Бхактиведанты?

Нет.То,что делает институт Бхактиведанты,это то,что он бросает
вызов многим теориям,которые ценятся в научных кругах. Прежде всего мы
говорим,что жизнь -- это не просто грубое физическое проявление.Мы го-
ворим, что в живом организме есть тонкое тело и духовная душа. И это
противоречит общепринятым научным взглядам. Современная наука основы-
вается на предположении,что все действует механически.
В прежние времена французский ученый Рене Декарт выдвинул те-
орию дуализма ума и тела.И он говорил о теле, как о механизме. Он ввел
понятие не физического ума.И с тех пор ученые выдвинули теорию,что те-
ло работает механически.Но они отвергли его идею о том,что есть не фи-
зический ум.
Другая важная теория современной науки -- это эволюция.И сог-
ласно этой теории организмы развились из примитивных форм. И более то-
го,современные ученые говорят, что первые организмы возникли благодаря
химическим реакциям.И одна из главных целей нашего института,доказать,
что все эти теории неверны, и что тело состоит из грубого тела,тонкого
тела,ума,разума,ложного эго и души.И еще одна из задач Сознания Криш-
ны--это показать,что живые существа возникли в результате божественно-
го творения.Это значит,что точка зрения института Бхактиведанты не на-
ходится в равновесии с современными мировоззрениями.И поэтому нам труд-
но общаться с ними.

Вопрос.

Что касается хирургических операций,то они непосредственно на
тонкое тело не влияют, хотя могут доставлять какие-то беспокойства. И
что касается трансплантации сердца, то оно тоже не влияет на душу, так
как душа связана с тонким телом, посредством ложного эго она пребывает
в потоке жизненного воздуха.И поэтому она не перемещается,она остается
на месте, а перемещаются только грубые физические органы.

Вопрос.

Это означает, что другая душа должна войти в душу этого чело-
века.И правило таково,что когда тело создается,оно является подходящим
местом для пребывания души. И как только создается место для души,душа
может войти туда. Но однако душа не входит туда по своей воле.Есть по-
лубоги,отвечающие за передвижение души.То же самое происходит,если ра-
зрезать растение и посадить его,то вырастут разные растения.

Вопрос. В биологии есть структура клеток, которая продолжает
жить, когда душа уже покинула тело. Можно ли сказать,что каждая клетка
имеет свою душу,а мы занимает более высокую позицию?

Шриле Прабхупаде задавали этот вопрос несколько раз, и он да-
вал 2 разных ответа в зависимости от того,как описывалась клетка.И ко-
гда клетку описывали как отдельный живой организм, то он говорил,что
она должна иметь душу. Но клетки кожи -- это как кирпичи в стене. И он
сказал, что кирпичи в стене не являются живыми существами, а обитатель
комнаты является.И тем самым Прабхупада оставил возможность,что клетки
могут быть как строительный материал. Это конечно факт,что клетку мо-
жно взять из организма,поместить ее в питательный раствор и она будет
расти.И на этой стадии клетки должны иметь душу, потому что они дейст-
вуют как независимые живые существа. Но это может быть как в случае с
червем: когда его разрезают,душа должна войти туда.

Вопрос.Есть ли в каждом атоме душа?

Мне не совсем ясно из ведической литературы, должен ли каждый
атом иметь душу и является ли сам атом для нее телом? Хотя это возмож-
но. Мы знаем, что Сверхдуша присутствует в атоме, и Она сопровождается
многими освобожденными душами.И таким образом в атоме много душ.Но эти
души, сопровождающие Сверхдушу, не имеют атом своим телом.Это освобож-
денные души. И вопрос остается открытым. Есть много душ,сопровождающих
Сверхдушу.Например на изображениях можно увидеть шмелей,сопровождающих
гирлянду.Это все чистые преданные.Обычно Кришна никогда не бывает один.

Вопрос. В "Бхагавад-гите" говориться,что Параматма одна,а как
быть насчет этих шмелей,они тоже в единственном числе?

Это правда--Параматма одна,хотя кажется,что Их много. И души,
которые с Ней,также во всех атомах.

Вопрос. Говорится,что все живое существует благодаря присутс-
твию души.Но как насчет гор, и т.д.?

Некоторые горы имеют душу, и это факт. И есть также летающие
горы. Были такие проблемы, что эти горы приземлялись к кому-то на го-
лову.И тогда Индра,чтобы они не делали безобразий,отрезал им крылья. В
Сознании Кришны есть одна очень важная гора -- холм Говардхана. Была
такая история, что один мудрец нес Говардхану по воздуху. И Говардхан
сказал,что пока ты меня несешь,это хорошо,но как только ты меня поста-
вишь,я больше никуда не двинусь.И так получилось,что этот мудрец пос-
тавил этот холм во Вриндаване, и он уже никуда оттуда не двинулся.

Вопрос. В "Бхагавад-гите" говориться, что души есть везде. А
как насчет Алока-Варши? И живут ли они в покрытиях вселенной?

Вчера уже упоминалось,что внутренняя часть Бху-Мандалы насе-
лена. Это внутренняя половина,а внешняя половина не населена.И это на-
зывается Алока-Варшей. Но означает ли это что там нет живых существ?
Там нет таких организованных,человеческих существ.Все остальное не из-
вестно.Что касается покрытия вселенной, то там есть живые существа.Это
описывается в "Брихад-Бхагаватамрите" Санатаны Госвами.Там описывается
как преданный,Гопа Кумара, путешествовал через покрытия вселенной и он
встречал полубогов,обитающих там.

Вопрос. В первой песне "Шримад-Бхагаватам" говориться, что
Брахма представил себе вселенную в виде большого колеса,и что центр
этого колеса проходил через лес Наимишаранйа.

Точно я не могу сказать, почему именно Наимишаранйи взят за
центр,за ось,потому что с одной стороны действительно Бху-Мандала выг-
лядит подобно диску, и различные острова Двипы как концентрические ок-
ружности,то есть получается как бы колесо. И Джамбу-Двипа находиться в
центре, но, строго говоря, осью является гора Меру.

Вопрос.

Как уже вчера объяснялось,Земля в виде диска--это Бху-Мандала.
Это область полубогов.Там есть деревья 1100 йоджан высотой. Если взять
за йоджану 8 миль,то это получится 8800 миль (14800 км),это больше ди-
аметра Земли. Но Земля, которую мы знаем, в общем-то связана с диском
Бху-Мандала.Чтобы понять эту связь,мы должны понять как действуют мис-
тические сиддхи. И также нужно понять каким образом путешествуют полу-
боги. Полубоги путешествуют таким образом, что их не ограничивает 3-х
мерное пространство, в котором мы находимся. Есть структуры,которые мы
не воспринимаем непосредственно.
В "Ведах" пространство имеет гораздо большее значение, чем в
Энштейновской теории. И есть интересный момент относительно квантовой
механики.Существует такой термин,как "пространство Гильберга", это не-
мецкий математик.Это пространство,имеющее бесконечное количество изме-
рений. Посмотрим с точки зрения квантовой механики на атом,например на
атом углерода.У атома углерода 6 электронов,но они не просто по одному
вращаются вокруг ядра. Для того,чтобы понять атом углерода, необходимо
его рассмотреть в пространстве 3 умножить на 6, то есть 18-и-мерном.
Атом углерода невозможно объяснить с точки зрения 3-х мерного прост-
ранства. Нужно 18 измерений. Может ли кто-нибудь сказать, сколько из-
мерений нужно,чтобы описать 2 атома углерода? Ответ: 36! 2 раза по 18.
Даже в квантовой механики требуется высшее измерение. Но основных по-
нятий квантовой механики недостаточно для объяснения ведических поня-
тий. Квантовая механика также ограниченная теория. Это было бы большим
вызовом физикам,выдвинуть такую модель реальности,которая объясняла бы
ведические понятия.
Есть много явлений в природе,противоречащих известным законам.
И в этой связи можно вспомнить летающие тарелки.Потому что эти тарелки
известны тем,что они нарушают все законы природы.


Лучше всего начать с философии "санкхьи".В 3-ей песни "Шримад-
Бхагаватам" говорится,что творение начинается когда Маха Вишну бросает
взгляд на материальную природу,"прадхану", являющейся внешней энергией
Кришны.И до того,как Маха Вишну бросает взгляд на нее, она находится в
инертном состоянии.Потенциально все присутствует,но ничего не происхо-
дит. Потом Маха Вишну входит в прадхану как элемент времени.И тогда в
прадхане происходят серьезные изменения. И этот промежуток называется
"сарга". Первые изменения в прадхане--это появление ложного эго.И то-
гда индивидуальные души попадают (впрыскиваются) в прадхану. И они на-
ходятся в чистом состоянии.Но когда проявляется ложное эго,чистое соз-
нание оскверняется.Потом появляются 3 гуны материальной природы. Затем
из ложного эго в благости проявляется ум и тела полубогов. Из ложного
эго в страсти проявляются действующие чувства и чувства воспринимаю-
щие.А из ложного эго в невежестве проявляются грубые материальные эле-
менты. И сам процесс проявления грубых материальных элементов весьма
интересен.Первая ступень ложного эго в невежестве--это появление звука.
Через тонкую звуковую вибрацию проявляется эфир. Тем же самым временем
проявляются чувства слушания. В дальнейшем проявляются земля, вода,
огонь,эфир и воздух. И из эфира -- потенция касания. Потом проявляется
вкус и элемент воды,потом обоняние и элемент земли. И все эти элементы
берут начало в эфире.
Есть некоторые аналогии между описанием в "Бхагаватам" и в
современной физике. В современной физике в теории относительности есть
теория 4-х измерений. В теории Энштейна эта сфера 4-х измерений опре-
деляется как гравитация. Есть ученый Джон Вилла(?), который в дальне-
йшем развил теорию Энштейна, и назвал это геометрической динамикой.
Смысл теории в том,что материальные элементы состоят из выгнутых (изо-
гнутых) элементов времени. Согласно этому ничего не существует, кроме
изогнутого пространства.
В "Ведах" мы находим,что к каждому из грубых элементов добав-
ляется какое-то чувство.Эфир соотносится со слушанием,воздух с прикос-
новением, огонь с видением,вода--это вкус и земля--обоняние.Также есть
еще некоторые интересные моменты, касающиеся грубых элементов. Первая
трансформация от пространства--это воздух сопряженный с соприкоснове-
нием. Это принцип стыковки двух элементов материи, способных проявить
еще что-то.
Огонь на санскрите имеет еще несколько значений: радиация,те-
пло.И это обозначение огня в современной физике обозначается как элек-
тромагнетизм. Я спросил однажды Шрилу Прабхупаду: "Как обозначался бы
электромагнетизм в ведической литературе?" и он ответил,что это--огонь.
И все эти грубые элементы, которые мы на своих чувствах испытываем,это
просто изменения эфира.Но элемент ума не является трансформацией эфира.
Ум имеет совершенно другую природу, чем все другие элементы. Но тем не
менее элемент ума может взаимодействовать с грубыми элементами. В 3-ей
песни "Шримад-Бхагаватам"написано,что эфир является полем действия для
ума.И ум может сохранять формы в эфире.Это является величайшим предме-
том изучения для ученых.И это помогает нам понять, как ум контролирует
тело. В уме имеет место процесс мышления, позднее формы проявляются в
эфире, и это все происходит в местности,называемой мозгами.И все это в
определенных нервах мозгов систематизируется. И таким образом мысль
проектируется в мозгу. Практически, что происходит? Когда я говорю, то
проявляется мысль,которая проектируется через элемент эфира,взаимодей-
ствуя с нервами, которые возбуждают звуковые связки.
Мозги -- это что-то вроде компьютера, который используется
умом.Если у вас есть опыт работы с компьютерами,вы можете заметить,что
после некоторой работы с ними,вы просто становитесь зависимыми от них.
После продолжительной работы на компьютере у вас накапливается различ-
ная информация на диске.И если компьютер испортился, то вы уже не смо-
жете воспользоваться находящейся там информацией. То же самое в теле:
когда мозг повреждается,то так как ум зависим от него, он не может бо-
льше действовать,если мозги не способны работать.
Есть имперический опыт того,что дает некоторое объяснение уму.
Один пример--это опыт вне тела.В некоторых случаях,например при серде-
чном приступе,человек может слышать то,что касается не его тела.И док-
тор Майкл Сэвар провел некоторые испытания по поводу чувствования вне
тала.Он был специалистом по сердцу и собирал информацию у людей, кото-
рых приводил в жизнь обратно. В момент приступа мозги не снабжаются
кровью,и согласно пониманию ученых,мозг не должен работать. Он опросил
около 25 пациентов,имевших опыт чувствования вне тела.Эти люди не име-
ли никакого опыта в медицинском знании. И при опросе,никто из этих лю-
дей не зделал ни одной ошибки при описании происходившего. И затем он
опросил следующую группу из 25 человек, не имевших опыт чувствования
вне тела.И в этой группе никто не смог правильно описать происходивше-
го. Это доказательство того,что ум может работать даже в недействующем
мозгу.


Первая стадия проявления вселенной называется "сарга".Это фа-
за,в которой создаются материальные элементы.В "Бхагаватам" говорится,
что Кришна входит во вселенные, проявляется во вселенской форме. И во
вселенной проявляются тонкие органы чувств. И фаза творения, следующая
за этой,называется "висарга". Это фаза проявления различных живых су-
ществ.Это момент появления Господа Брахмы, появляющегося из цветка ло-
тоса,растущего из пупка Габходакашайи Вишну.И из тела Брахмы берут на-
чало различные виды других живых существ.В основном это великие мудре-
цы и Праджапати.Конечно,процесс творения очень тяжел, и первое, что он
создал--это демоны,обратившие свою силу против него. И в одной из ран-
них стадий творения Брахма проявил Рудру,или Господа Шиву.Из Праджапа-
ти были созданы различные виды других живых существ.О основном это по-
лубоги,называемые на санскрите "девами". И еще некоторая категория жи-
вых существ, которые почти как полубоги: "упадевы". В последствии было
создано 400.000 форм человекоподобных живых существ. Также существует
8.000.000 нечеловеческих форм жизни. Для сравнения: современные ученые
смогли насчитать где-то около 2.000.000 форм жизни.И одним из основных
моментов,раскрытых Шрилой Прабхупадой--это то,что все планеты заселены
живыми существами.

Вопрос. Внутри нашей планеты находятся какие-то низшие плане-
ты. Можно ли это объяснить?

В "Ведах" есть понятие о низших планетных системах.И в "Пура-
нах" есть описание того,как можно достичь низших планетных систем,нап-
равляясь через Землю. В Махабхарате есть история с брахманом Уттанкой.
Для служения гуру он должен был принести какие-то украшения с низших
планетарных систем его жене, которые она одолжила одному царю.И в пос-
ледствии Тадшака, который позднее убил Махараджа Парикшита,забрал эти
украшения у царя и направился на низшие системы через дыру в Земле. И
Уттанка,также обладавший мистическими силами,через эту дыру последовал
за ним.Это пример того,что низшие планетные системы могут быть достиг-
нуты через Землю.Также есть сведения, что эти системы распространяются
на миллионы миль в пространстве. Низшие планетарные системы находятся
ниже Бху-Мандалы.Бху-Мандала -- это диск диаметром 4 миллиарда миль.

Вопрос. Получается, что существуют точки соприкосновения раз-
личных измерений,через которые мы попадаем в эти низшие миры?

Да, что-то вроде того. Есть какие-то каналы для попадания в
другие системы в Бху-Мандале. Также мистические путешествия,о которых
говорилось ранее,можно назвать путешествиями в высших измерениях. Если
вы просверлите Землю,то там вы не найдете низших планет.С одной сторо-
ны эти низшие системы находятся как бы в Земле, но не в обычном трех-
мерном понимании.

Вопрос о черных дырах.

В современной физике это как бы теоритическая концепция. Но
они показывают на каких-то выше измерительных идеях.Можно привести один
пример.Это что-то вроде того,что эта черная дыра покрыта сферой и есть
пример того, что если вы приближаетесь к границе и пересекаете ее, то
если вы в 12 часов пересекли ее,и у вас уже 12.30, но для внешнего
наблюдателя эта стрелка приближается и приближается к 12 часам, но ни-
когда не достигает.Это просто теоретическая модель физики, но она дает
какую-то идею вышеизмерительных пониманий. И для наблюдателя вне, этот
мир внутри черной дыры как бы не существует, потому что он в далеком
будующем.И если эти объяснения возможны в современной физике, то какие
возможности открываются в реальности! Я написал статью в "Back to God-
hed",где концепцию черных дыр я изложил немножко в другом понимании.
Если вы отправляетесь на Вайкхунтху, пересекая все покрытия материаль-
ного творения, то когда вы пересекаете границу сферы черной дыры,изме-
рения времени отсутствуют для людей находящихся вне. Также душа,отп-
равляющейся в духовный мир через покрытия материального творения,выхо-
дит из под влияния обычного времени.

Вопрос. Вы говорили о том,что каждый атом--вселенная.Действи-
тельно ли это так,что каждый атом -- это отдельная вселенная. То есть
подтверждается ли теория ученых о вложенности миров, и что макрокосмос
и микрокосмос -- это одно и тоже?

В "Брахма-самхите" сказано,что в Кришне присутствуют все все-
ленные, но Кришна присутствует в каждом атоме этих вселенных. Поэтому
можно сказать,что макрокосмос находится в микрокосмосе. Но это все на-
ходиться под контролем Кришны.

Вопрос. Я слышал, что Махабхарата была поведана разным живым
существам разным количеством шлок. И ракшасам она была поведана неско-
лько большим количеством шлок, чем нам,людям.Какие события описывались
там,и что это за тип живых существ,ракшасы,кто это такие?

На других,более высших планетарных системах, существует много
более развитых живых существ, и соответственно писания, используемые
там,более обширные.Например, если "Шримад-Бхагаватам" у нас состоит из
18.000 шлок,то на высших планетарных системах она была бы гораздо
больше. Есть много видов ракшсасов,но один из них является наследником
царя Пуластья. И их тела почти как тела полубоов, но их расположение
ума более тамастичное. Равана -- пример одной из таких личностей.