Шри Чайтанйа Махапрабху
 "Шри Шикшаштака"
("Восемь замечательных наставлений")
С "Шри Санмодана Бхашйамой" Шрилы Бхактивиноды Тхакура
и комментариями Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами 

перевод с бенгали Шри Сарвабхаваны даса

Посвящается
Его Божественной милости
А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде.
Эта книга посвящается моему вечному духовному учителю, Его Божественной Милости Джагадгуру А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, без духовного руководства которого она никогда не увидела бы свет. Лишь благодаря неустанной и терпеливой проповеди Его Божественной Милости божественное знание Вед стало доступно сейчас в странах Запада.
Одобрение Джи-Би-Си
Я проверил рукопись "Шри Шикшаштаки" в соответствии с требованиями рецензионной комиссии Джи-Би-Си. У меня нет никаких возражений против ее издания. 
Триданди Бхикшу Бхакти Чару Свами
Благодарности
Я очень обязан многим своим доброжелателям, которые по-разному помогли мне в издании этой книги, и я хотел бы выразить всем им свою благодарность. Перевод этой книги на хинди, выполненный Е.С. Нарайаной Махараджей, был для меня прекрасным справочным материалом, а его вера в меня помогла мне самому поверить в свои силы. Искренние советы моих старших духовных братьев были моей путеводной звездой. Риктананда Прабху, мой терпеливый редактор и друг, творил чудеса над моей рукописью. Неустанный Рубенрок Фернандес проделал огромную работу по верстке, корректировке и изданию этой книги. Всем этим вайшнавам я хочу выразить свою признательность. 
Сарвабхавана даса Адхикари
Харе Кришна Лэнд, Бомбей, Индия.
19 января 1991 г.
Введение
Более пятисот лет назад в Навадвипе явился Шри Чайтанйа Махапрабху, самая щедрая из всех инкарнаций Верховного Бога. До принятия саннйасы и полного разрыва отношений с материальным миром Он носил имя Нимаи Пандит и был самым эрудированным ученым всех времен и народов. Тем не менее, сам Он написал всего лишь восемь стихов на санскрите. Многие Его развлечения служат бесспорным доказательством того, что какая-то тайна стоит за тем фактом, что Нимаи Пандит не оставил потомкам ни одного философского или эзотерического труда. Его комментарии к различным писаниям, а также высказывания по поводу грамматики, известные нам по "Шри Чайтанйа-чаритамрите" и "Шри Чайтанйа Бхагавате", - это необыкновенно яркие, прекрасные эзотерические исследования. И, тем не менее, хоть Он и оставил после себя только "Шри Шикшаштаку", серьезные преданные смогут почерпнуть из нее более чем достаточно духовных сил. Будучи сокровищницей, в которой сокрыты многие философские труды, "Шри Шикшаштака" раскрывает нам квинтэссенцию абсолютного знания и средства его постижения.
Каковы же самые лучшие средства? В "Чайтанйа-чаритамрите" (Антйа 4 70,71) рассказывается о том, как в ответ на желание великого ученого Шри Сарвабхаумы Бхаттачарии узнать о наилучшем пути постижения Абсолюта, Господь Чайтанйа дал наставления Шриле Санатане Госвами.
бхаджанера мадхйе шрештха нава-видха бхакти
"кришна-према", кришна дите дхаре маха шакти
тара мадхйе сарва-шрештха нама-санкиртана
нирапарадхе нама лаиле пайа према дхана. 
Из всех видов преданного служения лучшими являются девять предписанных методов, так как они наделены огромным могуществом и могут дать человеку Кришну и экстатическую любовь к Нему. Важнейшим из этих девяти процессов преданного служения является постоянное воспевание имени Господа. Если делать это, избегая десяти оскорблений, то можно легко достичь величайшего дара - любви к Богу. В Кали-йугу нет другого такого метода, позволяющего столь же быстро достичь успеха, как процесс воспевания. Согласно Шриле Дживе Госвами, никто не может достичь высшего предназначения, приняв убежище у какого-нибудь другого вида преданного служения:
"йадйапй анйа бхактих калау картавйа тада киртанакхйа-бхакти-самйогенайва." 
Другая тайна философии Господа Чайтанйи заключается в том, что когда воспевание достигает совершенства, святое имя становится божественным символом конечной цели, то есть средство и цель - это одно и то же. Молитвы "Шикшаштаки" объединяют эту философию в единое целое. По указанию Господа Чайтанйи Его последователи распространили этот метод с помощью многочисленных книг и вдохновенной проповеди в общественных местах. Они ходили от двери к двери, чтобы принести это послание в каждый город и каждую деревню.
В настоящей книге нам посчастливилось объединить труды трех столпов духовной литературы. Переводы оригинальных санскритских стихов взяты из "Чайтанйа-чаритамриты" Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя-ачарйи ИСККОНа. Шрила Бхактивинода Тхакура раскрывает перед нами всю глубину этих молитв, и затем комментарии Шрилы Бхактисиддханты Тхакура еще больше расширяют духовный кругозор читателя. 
В "Чайтанйа-чаритамрите" (Антйа 20 63-65) Кришнадаса Кавираджа Госвами пишет:
эи-мата махапрабху бхававишта хаина
пралапа карила тат-тат шлока падийа
пурве ашта шлока кари' локе шикша дила
сеи ашта шлокера артха апане ашвадила
прабхура "шикшаштака" - шлока йеи паде шуне
кришне премабхакти тара баде дине дине 
"И, переполненный экстатической любовью, Шри Чайтанйа Махапрабху стал говорить, как сумасшедший, декламируя соответствующие шлоки. Господь только что написал эти восемь стихов, предназначенных для всех людей в целом. И в этот момент Он сам осознал значение "Шикшаштаки". Любовь и преданность к Кришне будет расти с каждым днем в любом, кто цитирует или слушает наставления Шри Чайтанйи Махапрабху, содержащиеся в этих восьми стихах." 
Я всегда буду признателен тем уважаемым читателям, которые простят мне многочисленные недостатки, содержащиеся в данной книге, и милостиво примут в свои сердца наставления Господа Чайтанйи, исполнив тем самым ее предназначение. 

Небольшое замечание по поводу транслитерации санскритских слов
Транслитерация санскритских терминов изначального текста приводится курсивом. Такая сложная и высокоэкзотерическая книга, как "Шри Шикшаштака" содержит множество санскритских терминов, не имеющих эквивалентов в английском языке. Для случайного или мирского читателя такие специфические термины будут представлять большую трудность, поэтому все они вынесены в Глоссарий, начинающийся на -й странице и объясняющий вкратце значение санскритских и бенгальских терминов, смысл которых неясен из контекста. Что касается дополнительной литературы по философии и практике гаудийа-вайшнавизма а также литературы о его культурных и религиозных традициях, то ссылки на нее встречаются в сносках к тексту, и также список рекомендуемых книг приводится в разделе "Литература", начинающемся на -й странице. 
Гласные на санскрите и бенгали произносятся примерно так же, как в итальянском языке. Короткий звук а произносится, как а в слове пар, долгий а - это точно такой же звук, только вдвое более долгий. Звук е произносится, как в слове "эй". Краткий звук и произносится, как и в слове пир, а долгое и - это точно такой же звук, но, как и долгое а, звучит он вдвое дольше. При произнесении гласного звука р кончик языка загибается, как в испанском и итальянском языках. Звук ч произносится, как в слове речь. Придыхательные согласные (чх, джх, дх и др.) отличаются от соответствующих непридыхательных тем, что основной элемент сопровождается слабым призвуком типа английского h, звонкого или глухого, в зависимости от основного элемента. Сочетание согласных джн произносится, как мягкое русское гь (например, слово джнана звучит, как гьяна). Звук с в бенгали звучит, как русское щ в слове общность. 
Первая шлока
чето-дарпана-марджанам бхава-махадавагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам 
четах - сердца; дарпана - зеркало; марджанам - очищающее; бхава - материального существования; маха-давагни - бушующий лесной пожар; нирвапанам - гасящее; шрейах - удачи; кайрава - белого лотоса; чандрика - лунное сияние; витаранам - разливающее; видья - всех знаний; вадху - супруга; дживанам - жизнь; ананда - блаженства; амбудхи - океан; вардханам - увеличивающее; прати-падам - с каждым шагом; пурна-амрита - настоящего нектара; асваданам - давая почувствовать вкус; сарва - для каждого; атма-снапанам - омывающего свою сущность; парам - трансцендентное; виджайате - пусть победа будет за ним; шри-кришна-санкиртанам - за совместным воспеванием святого имени Кришны.
Перевод
Пусть воспевание святого имени Кришны, которое способно очистить зеркало сердца и положить конец страданиям, причиняемым бушующим пожаром материального существования, одержит победу. Воспевание - это молодая луна, которая дарит каждому живому существу белые лотосы счастья. Это жизнь и душа любого знания. Воспевание святого имени Кришны увеличивает океан блаженства трансцендентной жизни и дарит каждому прохладу и возможность постоянно ощущать вкус настоящего нектара. 
"Шри Санмодана Бхашйам" 
Перед тем, как начать "Шри Санмодану Бхашйам", комментарий к стихам "Шикшаштаки" Господа Шри Чайтанйи Махапрабху, я приношу мои смиренные поклоны Господу, который всегда является со своими вечными спутниками, панча-таттвой.
Превосходство пути преданного служения
Как подтверждает все ведическая литература, путь преданного служения - это высочайшее совершенство жизни. Несколько раз проштудировав Веды своим мощнейшим интеллектом, Господь Брахма убедился, что лучше всего достичь самоосознания, пробудив в себе любовную привязанность к Господу Хари, Верховному Господу, находящемуся в сердце каждого. 
Это философское заключение недвусмысленно говорит о том, что преданное служение стоит выше плодотворной деятельности, спекулятивных познаний и любого другого процесса. Без твердой веры, без огромного желания наслаждаться подобными нектару развлечениями Верховного Господа, а также без понимания эзотерических истин священных писаний невозможно достичь чистой преданной любви к Богу. Но обсуждать трансцендентные темы человек не может даже и с глубокой верой, если он не находится в обществе святых, поскольку такое общество - это неотъемлемая часть слушания и воспевания. 
Данное высказывание подтверждается в "Шримад-Бхагаватам" следующим образом:
"Беседы о Моей трансцендентной славе обретают духовную силу и пробуждают к ней преданную любовь в самых сокровенных уголках сердца лишь тогда, когда они происходят в обществе Моих чистых преданных."
Подобные утверждения показывают все преимущества общения со святыми, поскольку в надлежащем обществе святое имя Господа, Его облик, качества и деяния прославляются совершенным образом. В своем учении Господь Чайтанйа на первое место ставил именно такое прославление. Например, последняя строка данной шлоки содержит слово "парам", относящееся к воспеванию святого имени Кришны. Это воспевание по самой своей природе способно очистить все, и поэтому является высочайшей формой благословения. На любой стадии духовного прогресса, начиная со "шраддхи" (веры), "садху-санги" (общения со святыми), "бхаджана-крийи" (практики преданного служения) и т. д., воспевание всегда превосходит все остальные виды преданного служения. Однако не следует путать воспевание, совершаемое в чистом и преданном настроении, с дешевым сентиментальным подражанием. 
Философия Господа Чайтанйи
Господь Шри Чайтанйа Махапрабху лично объяснил в своей "Шикшаштаке" принципы самбандхи, абхидхейи и прайоджаны, или, другими словами, наши вечные отношения с Богом, методы, с помощью которых их можно восстановить, а также природу этих взаимоотношений, необходимых каждому живому существу и являющихся высшей целью жизни. Поэтому в нашем комментарии мы обсудим вкратце эти философские заключения. Господь Чайтанйа, Верховная Личность Бога, которой с любовью служат преданные-вайшнавы, лично провозглашает: "Вся слава совместному воспеванию святого имени". 
Личная концепция Бога против безличной
Поэтому послушайте, пожалуйста, о том, как воспевание святого имени всегда одерживает победу даже в этом мире, сотворенном внешней энергией Господа. В писаниях подчеркивается абсолютное единство Верховной Истины. В шрути-шастрах мы читаем: "До творения существовал только Он, лишенный всякой двойственности (Верховный Бог)." И, в другом месте: "Все разнообразие существует внутри единого брахмана (Него)." В этих цитатах раскрыта суть всепроникающего безличного аспекта Абсолютной Истины. Однако афоризм "все является брахманом" подчеркивает тот факт, что вечная и высшая Абсолютная Истина - это личность, и что Она исполнена многообразия. 
Чтобы это понять, следует обратить внимание на то, что, рассматривая одновременно исполненный разнообразия персонализм и неделимый имперсонализм, можно легко заметить элемент личности, который всегда ощущается, в то время как имперсонализм, будучи неделимым, не воспринимается вообще.* Поэтому в концепции Абсолютной Истины доминирует личностный аспект. Наш гуру, Шрила Джива Госвами, касаясь данного духовного вопроса, утверждает, что одна Абсолютная Истина вечно существует в четырех аспектах: своей изначальной трансцендентной форме, своей внешней и повсюду проникающей энергиях, живых существах и, наконец, в общей совокупности всего сущего.

* Эпистемология, наука познания, подтверждает тот факт, что, не будучи в состоянии проводить различия, воспринимать что-либо невозможно. Можно ли, например, увидеть среди ночи черную кошку, идущую по темной комнате? Конечно же, нет; наш ум и наши органы чувств способны отличать один предмет от другого только тогда, когда видят разницу между качествами и свойствами, которыми обладают эти предметы. Подобным же образом слияние с брахманом означает невозможность его восприятия, поскольку брахман лишен какого-либо разнообразия. И более того, пользуясь тем же самым доводом, можно сказать, что поскольку наличие сознания говорит о присутствии в теле души, кайвалйа (безличное освобождение) имперсоналистов равносильна духовному самоубийству. - Ред.
Аналогия с солнцем
Это аналогично четырем аспектам солнца: лично богу солнца (Сурйе), солнечному диску, солнечному сиянию и отражению солнечных лучей на других поверхностях. Сущность заключается здесь в том, что только Бог является Высшей Абсолютной Истиной, шактиманом, единственным источником всех энергий. Хотя Шрипад Шанкарачарйа в своих комментариях к "Брахма-сутре" доказывает единство источника энергии, шактимана, и самой энергии, шакти, тем не менее заключение Вед ("Шветашватара Упанишада", 6.8) таково:
"Эта Высшая Абсолютная Истина проявляется во множестве форм. Ее энергии разнообразны." 
Это доказывает, что непостижимая Абсолютная Истина действует парадоксально и противоречиво. Поэтому мы неизбежно придем к тому выводу, что между энергией и ее источником есть вечная и существенная разница. Этот заключительный принцип невозможно оспорить с помощью аргументов философской школы монизма кевала-адвайта-вады.
Абсолютный источник энергии, Высшая Истина, проявляется в трех категориях: внутренней, пограничной и внешней энергиях. Посредством внутренней духовной энергии Он полностью проявляет абсолютную природу бесконечного духовного царства, в котором Он существует как Верховная Личность Бога, обладая всеми возможностями, которые предоставляют Его энергии. Для того, чтобы оказать содействие Его духовным играм, внутренняя энергия проявляет духовные планеты, которые называются Вайкунтхами. Пограничная энергия - вечное живое существо, подобное лучу солнца, - это мельчайшая искра, которая является неотъемлемой частью Абсолютной Истины и поэтому не отличается от Нее. Но внешняя энергия, или майя, - это всего лишь отражение вечного духовного царства. Она создает побочный мир, в котором возникают различные ситуации, привлекающие обусловленные души. 
Одновременное единство и различие
Таким образом, живое существо, или пограничная энергия, и Вайкунтха, трансцендентный мир, одновременно и отличаются, и не отличаются от Верховного Господа. Пока джива находится под покровом Верховного Господа, она остается в числе обитателей духовных планет, но как только она забывает естественные для нее знания о Господе, ее тут же выдворяют из трансцендентного царства. Дживу сравнивают с лучом солнца, но когда ее покрывают облака майи, она становится обусловленной и начинает вести неестественный для себя образ жизни, который противоречит ее природе. Джива существует для того, чтобы участвовать в трансцендентных развлечениях Верховного Господа, но в силу своей пограничной природы она может быть подвержена чарам майи и страдать таким образом из-за повторяющихся рождений и смертей. Но как только индивидуальная духовная искра пробуждается к самоосознанию, мрачный туман невежества, майи, рассеивается, и долгим страданиям, причиняемым повторяющимися рождениями и смертями, приходит конец, и тогда джива вновь обретает свою духовную индивидуальность. 
Чистое общество святых действует на дживу волшебным образом. У нее пробуждается вкус и интерес к духовному знанию, содержащемуся в писаниях, а также возникает привязанность к привлекающему всех Верховному Господу. Заняв таким образом свое конституциональное положение, такая пробудившаяся душа становится достойной принять участие в любовных супружеских развлечениях Верховного Господа. Именно искренняя вера приводит к поискам общества подлинных святых, а затем уже и к принятию убежища у настоящего духовного учителя, от которого человек услышит истинную суть явленных писаний. За смиренным слушанием последует воспевание, и постепенно духовная природа начнет преобладать, и тогда одухотворенная джива одержит победу над иллюзорной энергией, майей. Таков, вкратце, грандиозный эффект, который оказывает воспевание святого имени Господа. Только воспевание очищает сердце (чето-дарпана-марджанам) и дарит со временем дживе семь совершенств. 
Джива и Верховный Господь
В стихе, начинающемся со слов чето-дарпана-марджанам, описывается изначальная трансцендентная природа дживы. Как объясняет Шрила Джива Госвами, джива - это необъемлемая часть Верховной Абсолютной Истины, Высшего Источника энергии, который является совокупностью всех джив. Будучи подобной солнечному лучу, джива имеет ту же духовную природу, что и Верховный Господь, но по размеру она бесконечно мала. Шрила Баладева Видйабхушана охарактеризовал Верховного Господа как бесконечно большого, а дживу - как Его бесконечно малую частицу. В совершенствах Верховного Господа есть все трансцендентные качества. Его чистое "Я" одновременно проявляется и как Абсолютное знание, и как тот, кто знает. Подобно этому, джива также обладает трансцендентным знанием и чистым "я" (хотя и частично). Это логично, поскольку тепло и свет можно обнаружить и в самом солнце, и в его лучах. 
Один из двух - Верховный Господь - полностью независим и обладает всеми трансцендентными качествами. Он - начало всего, и только Он частично входит в материальную природу и контролирует ее. Творит и поддерживает материальный мир также только Он. Будучи источником всевозможных видов духовного блаженства, Он получает удовольствие от своей собственной духовной сущности и посредством чистого преданного служения распространяет нектар чистой любви к Богу. Он очень хочет, чтобы все живые существа ощутили сладость этого нектара. Бесчисленные живые существа, проходя через различные формы бытия, то вечно обусловлены, то вечно свободны. Как только джива отвергает Верховного Господа, она тут же навеки попадает в ловушку материальной природы, но стоит ей снова искренне пожелать найти у Него прибежище, как занавес майи, отделяющий дживу от ее вечной духовной природы, приподнимается навсегда, и она тут же восстанавливает свою изначальную духовную сущность. 
Очищение зеркала сознания
Теперь совершенно очевидно, что бесконечно малая джива обладает трансцендентной природой и что у ее эго форма и душа чисты. Но когда она отворачивается от Бога, намереваясь наслаждаться материальной энергией, ее чистая природа загрязняется невежеством. Именно поэтому душу сравнивают с зеркалом. Если зеркало сознания покрыто пылью невежества, то в нем невозможно увидеть свое настоящее "я", точно так же как невозможно увидеть отражение своего лица в зеркале, покрытом грязью. Но если человек начинает заниматься любовным преданным служением, особенно слушая и воспевая святые имена Верховного Господа Шри Кришны и рассказы о Его развлечениях, находясь под контролем Его энергии духовных наслаждений хладини, то материальное загрязнение, то есть невежество, полностью исчезает из его сердца, и тогда из его чистого эго проявляется чистое сознание. В зеркале своего чистого эго он без каких-либо искажений увидит Верховного Господа, дживу, пракрити (природу), калу (время) и карму (действия и их последствия), а также пять основных принципов существования. Таким образом, в зеркале своего сознания он сможет увидеть отражение своей духовной сущности без каких-либо искажений. Это поможет ему понять, что его религия и его врожденная природа заключается в том, чтобы вечно служить Господу. Когда человек становится опытен в служении Господу, его склонность к физическим наслаждениям превратится в желание преданно и с любовью заниматься своим служением.
Бушующий пожар самсары
Слово "бхава" подразумевает, что джива обречена на круговорот рождений и смертей в материальном мире, называемый маха-давагни, бушующим пожаром, потушить который можно лишь с помощью совместного воспевания святого имени Кришны и никак иначе. Здесь может возникнуть вопрос: прекращает ли человек воспевать святое имя Кришны после того, как узнает о своей сва-дхарме, своей вечной духовной природе и обязанностях? Ответ - нет, никогда. Как раз воспевание имени Бога и является сва-дхармой души. В фразе шрейах-каирава-чандрика-витаранам, описывающей святое имя, особенно подчеркивается вечная деятельность души в ее изначальном духовном состоянии. 
Чистый лотос преданности Богу
Порабощенные майей дживы предпочитают продолжать такую жизнь и наслаждаться физическим существованием. Это желание буквально привязывает их к циклу рождений и смертей и является основной причиной, по которой они испытывают страдания трех видов. Но, почувствовав отвращение к материальным наслаждениям и снова посвятив свое время и силы любовному служению Господу Кришне, духовная душа получает высшее благо. Это благословение похоже на распускание чистых, никем еще не тронутых белых лотосы. Как белые лотосы распускаются под успокаивающими лучами луны, так и вянущие лепестки благословения дживы вновь оживают под лучами сладкого вкуса воспевания святого имени. Существует такое высказывание: "преданность рождается из преданности", согласно которому искренняя и обладающая верой джива должна следовать начальным принципам бхакти до тех пор, пока первые лучи чистой преданности не засияют на горизонте ее сердца. Сравнение совместного воспевания с луной здесь весьма уместно, поскольку, стоит лунным лучам прикоснуться к бутону лотоса, как он тут же раскрывается,. Точно так же и святое имя излучает сияние бхавы, спонтанной привязанности к Верховному Господу. В этом заключается сущность хладини, переполняющей сердце дживы. И затем, проливая на душу высочайшее благословение, в ее сознании вспыхивает рати, духовное любовное влечение. Вот что подразумевается под "молодой луной, которая дарит каждому живому существу белые лотосы счастья". 
Обретение своей вечной формы
Здесь уместно было бы спросить, когда же душа, достигшая уровня чистой преданности, обретает свою духовную сущность - сва-дхарму? В ответ Господь Чайтанйа говорит: видйа-вадху-дживанам, "душа всего трансцендентного знания". У шакти Верховного Господа есть два аспекта: видйа (знание) и авидья (невежество). Сварупа-шакти Шри Кришны, йогамайа, - это Его внутренняя духовная энергия, которую называют видйей, а внешнюю Его энергию, махамайу, называют авидйей. Именно последняя творит материальную вселенную и покрывает сварупу души. Но когда, благодаря искреннему воспеванию и слушанию, первые лучи чистой преданности появляются, наконец, на горизонте сердца садхаки, богиня чистой преданности, Бхакти-деви, постепенно заслоняет собой энергию авидйи. Она дает душе духовное знание, разрушая таким образом ее грубую и тонкую оболочки. Одновременно с этим проявляется изначальная духовная форма дживы, к примеру, форма гопи, если она склонна к супружеской любви. Вышесказанное доказывает, что имя Кришны - это жизнь и душа всего трансцендентного знания, видйа-вадху-дживанам. Поэтому сварупу-шакти Кришны часто называют Его женой. Жена на санскрите - "вадху". 
Постоянно увеличивающийся океан блаженства
Уничтожив грубое и тонкое тела, бесконечно малая джива вновь обретает свою изначальную чистоту. И хоть она и ану, то есть очень маленькая, тем не менее духовное счастье, которое она испытывает, отнюдь не маленькое. Во избежание неправильных толкований Господь Чайтанйа добавляет здесь: анандамбудхи-вардханам, "постоянно увеличивая океан блаженства". Другими словами, благодаря святому имени Господа ощущение духовного счастья, присущее душе, становится все сильнее и сильнее, и пределов этому развитию нет. Душа вечно остается в одной из рас: дасйе, сакхйе, ватсалйе или мадхурйе (в отношениях слуги и господина, дружеских отношениях, родительских или же супружеских). Постоянно испытывая сладость духовных ощущений, она каждое мгновение наслаждается нектаром трансцендентных взаимоотношений и обменивается с Верховным Господом колоссальным потоком любовных эмоций. Пленяющая красота Верховного Господа Кришны, Его божественные качества и невероятные развлечения вечны и приводят душу в состояние экстаза. Опьянев от божественной премы, чистая джива все пьет и пьет этот сладчайший нектар, но чарующая красота Господа никогда не теряет своей свежести, словно пища богов, и джива бесконечно наслаждается все новыми и новыми достоинствами Господа, которые открываются перед ней. 
Абсолютная чистота духовного счастья
Здесь может возникнуть последний вопрос: не эгоистично ли такое счастье и не противоречит ли оно таким образом принципам чистой духовной любви? Если да, то разве можно тогда называть счастье, испытываемое дживой, духовным и беспримесным? Чтобы рассеять сомнения такого рода, Господь Чайтанйа употребил здесь выражение сарватма-снапанам, означающее, что сознание Кришны совершенно чисто и полностью свободно от каких бы то ни было эгоистичных побуждений. Иначе говоря, в процессе преданного служения джива естественным образом становится служанкой Шримати Радхарани, олицетворения махабхавы, высочайшего и непревзойденного уровня духовных эмоций, и таким образом она принимает участие в супружеских развлечениях Господа, испытывая при этом беспредельное экстатическое блаженство. Поэтому в таком подчиненном умонастроении нет ни малейшего оттенка индивидуализма или каких-нибудь эгоистических побуждений. Это выражение указывает также и на то, что, находясь в таком состоянии полного блаженства, джива не может осквернить себя ни желанием слиться с Господом, т.е. получить освобождение сайуджйа-мукти, ни желанием наслаждать свои органы чувств. 
Святое имя всегда одерживает победу
Пусть же воспевание святого имени Кришны, украшенное семью трансцендентными качествами, всегда одерживает победу. Это - воплощение вечности, это - знание, это - высочайшее блаженство, которое хранит в себе удивительный океан любовных игр Шри-Шри Радхи-Кришны. 
Аналогичные высказывания содержатся также и в "Шри Чайтанйа-чаритамрите" (Антйа-лила 20.11, 13 и 14):
"С помощью воспевания святого имени Господа Кришны человек сможет избавиться от всех своих дурных привычек. Именно так можно стать удачливым и погрузиться в волны любви к Кришне."
"У человека, занимающегося совместным воспеванием махамантры Харе Кришна, исчезают все обстоятельства, сопровождающие греховное материальное существование, его грязное сердце очищается, и в нем просыпаются все различные формы преданного служения."
"Благодаря воспеванию живое существо пробуждает в себе любовь к Кришне и познаёт вкус трансцендентного счастья. Поглощенное океаном любви, оно, в конце концов, начинает служить Кришне лично."

Комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати
Есть бесконечное число способов заниматься преданным служением. Многие из них описаны в "Шримад-Бхагаватам" и "Хари-бхакти-виласе". Вообще говоря, основными процессами бхакти-йоги считаются шестьдесят четыре разновидности преданного служения. Они образуют две категории: вайдхи-бхакти (преданное служение в соответствии с правилами и предписаниями) и рагануга-бхакти (спонтанное преданное служение). В "Шримад-Бхагаватам" Прахлада Махараджа в особенности прославляет именно чистое спонтанное преданное служение. Как говорил Господь Гаурасундара, "самая совершенная форма преданного служения - это совместное воспевание святого имени Господа."
Достижение Верховного
Те, кто сведущи в трансцендентном знании об Абсолютной Истине, установили, что высшая единая субстанция постигается вначале посредством гйаны как брахман; затем она постигается в своем вечном аспекте как параматма, Сверхдуша; полное проявление всех энергий и трансцендентной природы абсолютного знания, вечности и блаженства, присущих Высшей Абсолютной Истине, называется Бхагаваном. Когда Бхагаван проявляет свои высочайшие достоинства, Его называют Васудевой, когда же Он скрывает их за супружеской любовью, Его называют Кришной. Господь Нарайана находится со своими преданными в двух основных расах, в то время как Господь Кришна - во всех пяти. Господь Баларама, экспансия Кришны, относящаяся к категории вайбхава-пракаша и наделенная Им всеми соответствующими качествами, - это Верховный Господь Вайкунтхалоки, который вечно представлен там Своими экспансиями чатур-вйуха. 
Джапа, киртана и санкиртана. 
Джапа надлежащим образом повторяется только в уме. Тогда воспевающий ее достигает желаемого совершенства. Воспевание вслух при участии губ - это киртана. Такой метод более эффективен, чем джапа, и он приносит величайшее благо слушающему. Санкиртана означает "полная киртана", поскольку тому, кто ее практикует, не нужно больше заниматься никакими другими видами преданного служения. Неполная или несовершенная киртана святого имени Господа Кришны - это не то же самое, что и санкиртана. Несовершенное воспевание имени Кришны неспособно максимальным образом изменить живые существа в духовном отношении, из-за чего они будут сомневаться в могуществе киртаны. Так пусть же поэтому победит нама-санкиртана, полное и совершенное воспевание святого имени Кришны. 
Семь совершенств воспевания
Знание о мирских предметах никогда не может быть полным. Однако в духовном мире, где высшим объектом познания является Кришна, все находится на таком уровне, где ничего никогда не затрагивается материальной природой. Поэтому, обсуждая трансцендентные предметы, связанные со Шри Кришной, преданный достигает сверхчеловеческого совершенства. В данной шлоке упоминаются семь таких совершенств, имеющих особенное отношение к воспеванию святого имени Господа Кришны. 
1) Очищение зеркала сердца
Благодаря воспеванию имени Господа Кришны обусловленная душа очищает свое сердце, оскверненное материальными желаниями, духом наслаждений и безбожной атеистической деятельностью. Воспевание имени Господа Кришны является наиболее эффективным средством очищения сердца дживы от скверны такого рода, покрывающей зеркало сознания дживы и заставляющей ее отвергнуть свою истинную природу. Освободить сознание от этого помрачения может только имя Кришны. Приняв убежище у святого имени и постоянно занимаясь воспеванием, джива постепенно начинает видеть в зеркале своего сознания отражение своей изначальной формы слуги Господа Кришны.
2) Защита преданного от материального существования
На первый взгляд материальное существование может показаться довольно-таки приятным, но в действительности - это пожар, бушующий в лесной чаще, из-за которого весь лес иногда может превратиться в пепел. Непреданным, у которых нет веры в Господа Кришну, постоянно приходится испытывать на себе боль от ожогов, причиняемых пожаром материального существования. С другой стороны, совершенное воспевание имени Господа Кришны защищает преданного от обжигающих языков этого пламени, даже если он находится в самой глубокой чаще материального мира. 
3) Святое имя приносит величайшее благословение
Если воспевание святого имени Господа Кришны совершенно искреннее, то это - величайшая добродетель и необыкновенная щедрость. Слово "шрейах" значит "благословение", кайрава - "белые лилии", а "чандрика" - лунные лучи. Как лучи восходящей луны подчеркивают красоту белых лилий, сияющих в ночи, так и воспевание имени Кришны проявляет в человеке все самое лучшее и рассеивает мрак вселенной светом божественного благословения. Материальные желания наслаждений своих органов чувств, спекулятивное знание и плодотворная деятельность ни могут принести человеческому обществу никакого блага, но воспевание имени Кришны принесет ему величайшее процветание. 
4) Источник всего трансцендентного знания
В "Мундака Упанишаде" говорится о двух видах знания: материальном и духовном. Косвенно воспевание святого имени Господа Кришны является источником материального знания, но что касается неземного, трансцендентного знания, то это - его жизнь и душа. Побуждая дживу разбить свои кандалы ложного эго и ложной гордости, оно поднимает ее до осознания своих вечных взаимоотношений с Верховным Господом Шри Кришной. Поэтому воспевание святого имени Кришны является краеугольным камнем трансцендентного знания. 
5) Увеличение океана блаженства
Благодаря воспеванию святого имени океан трансцендентного блаженства разливается до бесконечности, каждый миг давая возможность наслаждаться сладчайшим вкусом нектара. Океаном можно назвать только безбрежный водоем. Поэтому сравнение беспредельного блаженства с океаном весьма уместно. Подобные трансцендентные ощущения вечны и при этом не возникает чувства их неполноценности или временности. Даже духовная природа, соприкасаясь со святым именем Кришны, становится более нежной и начинает сиять прохладным светом. Что же касается царства материальной природы, то имя Кришны не только очищает тела, умы и души, но и придает им прохладную нежность. 
6) Исцеление от болезни материального существования
Духовную душу в материальном мире снедают тонкие и грубые загрязнения, неизбежные при материальном существовании, но воспевание святого имени может тут же положить этому конец. Когда душа, вырвавшись из плена материальных обозначений, устремляется к Кришне, она начинает заниматься преданным служением в прохладной тени Его лотосных стоп. 
7) Сущность всех остальных форм преданного служения
В "Бхакти-сандарбхе", а также в "Крама-сандарбхе" Шрила Джива Госвами пишет следующее: 
ата эва йадйапйанйа бхактих калау картавйа
тада киртанакхйа-бхакти-самйогенайва
Это означает, что хотя в Кали-югу и рекомендуются восемь форм преданного служения, их, т
спонсоры раздела

Оцените статью:

  Рейтинг: 5,00 - 1 голосов

Поделитесь новостью с друзьями:

Подписаться на новости и статьи сайта
Похожие статьи
Комментарии (1)
Добавить комментарий

Введите ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваша почта:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Внимание, перед отправкой своего
сообщения ознакомьтесь:
- с положением об ответственности
за оставленный комментарий/отзыв
- с правилами пользования sitename.ru