Госвами Годаса
Введение к беседе.

Эта наука кажется очень простой - контроль чувств - не делай плохое, а делай хорошее. Просто, но выполнить очень трудно на самом деле. Обучить контролю чувств может лишь только тот, кто сам обладает этим свойством. Тот человек, который является госвами или свами может научиться это делать.
2. Описание и перечисление чувств. Схема. Функции чувств.
3. Ум. О Ведах. - Веды мать. 2 функции - принимать и отвергать. Пример с горьким лекарством.
4. Разум. Функция - различать. Необходимость развивать (будхи-йога). Почему вредн. привычки - разум под влиянием чувств и ума. Пример рекламы сигарет.
5. Отсутствие обучению контролю чувств - причина проблем - (пример в Уфе), обучить может тот, кто сам следует.
6. Душа. Грубое, тонкое тело. Ложное эго. Что же душа, - объяснить отличие от тела.
7. Равенство всех живых существ. Пример разных устройств. 7 лет - меняются клетки.
8. Качества души. Ложное эго - стремление реализовать через материальное тело сат-чат-ананду.
9. Бог. Аспекты АИ.
10 Дхарма дживы - служить. Служить Богу - настоящее удовлетворение. Пример с желудком. "Анекдот".
1). Ведическкая культура построена на принципах Вед, древних источников знаний. Основа - самоосознание. Когда речь идет о самоосознании, при этом, как правило имеется ввиду контроль ума, чувств. Этим пронизана вся ведич. культура. К примеру, взять три признака цивилизованного человека признака цивилизованного человека в соответствии с ведической культурой: в отношении к чужому имуществу, богатству; к женщинам; ко всем другим живым существам. Цивилизованный человек видит чужую собственность как мусор, всех женщин помимо своей жены как мать воспринимает, и ко всем живым существам относится так , как хотело бы, чтобы относилось к нему. Поэтому как видите, речь идет о контроле чувств. Эта наука кажется очень простой - контроль чувств - не делай плохое, а делай хорошее. Просто, но выполнить очень трудно на самом деле. Обучить контролю чувств может лишь только тот, кто сам обладает этим свойством. Тот человек, который является госвами или свами может научиться это делать.
Теперь мы с вами рассмотрим функции чувств, ума, разума и личности. То есть я не буду говорить сегодня о религии как таковой. Я говорю о практичных вопросах этого знания, которые могут быть полезны для вас, здесь. И принимать или не принимать вы решаете сами, на ваш суд. Я только скажу, что это знание очень древнее, изложенное в вот этих книгах. Итак , эта беседа будет медитативная, вы сейчас будете участвовать со мной. Тогда можно будет прийти к какому-то результату и пониманию.
2) Прежде всего у нас есть пять чувств. Мы будем говорить об устройстве нашего тела, человеческого тела, его желаний и функций. Есть пять чувств, какие - вы подсказывайте мне. Какие вы знаете чувства? Слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Итак пять чувств, пять коней описывается в Ведах. Пять чувств, пять коней, они активны. Итак, какова функция чувств? Она известна нам. Чувства притягиваются к объектам чувств. Глаз притягивается к форме, ухо - к звуку, обоняние к запаху и т.д. Они действуют как железо с магнитом. Как только чувство соприкасается с каким-нибудь притягательным объектом - оно притягивается к нему. Глаз смотрит и автоматически выбирает наиболее привлекательный объект из увиденного. Так функционируют чувства, это происходит автоматически. Потом, позже мы поймем почему так происходит, пока мы примем это за факт - это происходит, это факт.
3) Но куда же поступает информация от всех этих чувств? -Итак, куда? В мозг? Это слизь вы имеете ввиду, которая имеется в голове, или что? Мозг можно увидеть и в теле мертвого человека. Мозг - это биологический компьютер, устройство, а кто же работает там? Мысли? Ну как, это процессы протекающие в этом мозгу. Ум! О, кто сказал, это очень умное утверждение. Это действительно ум, во всяком случае так говорят Веды. Я еще хочу рассказать немного о Ведах. Веды сравниваются с матерью. Например, если я не знаю, кто мой отец. Хороший пример. Такая ситуация может быть, я могу не знать, кто мой отец. Как мне это узнать? Самое лучшее, самое авторитетное - это узнать у матери - мама, кто мой отец. Мама скажет, покажет фотографию, скажет, как его зовут. Могу ли с помощью экспериментов узнать, кто мой отец, я никогда не видел отца. Вот Веды таковы, то, что мы не знаем, есть в Ведах. То что не поддается экспериментам, за пределами наших экспериментов и ощущений есть в Ведах. Веды - это мать. Ум. На санскрите ум - манас. Его функции - 2 функции на самом деле. Бесконечные есть комбинации этих вещей, но функций всего две. Каковы они. Смотрите, ум непосредственно связан с этими лошадьми - это ввожи - ум - непосредственно ввожи. Вожжи, которые связаны с чувствами, ум. Всю информацию чувств получает ум имеено. Он имеет также свойство запоминать это все. Но самое главное - ум обладает желанием приятного и отвергает неприятное. Это его основные функции. Все что приятно для чувств - ум принимает, все что неприятно для чувств - ум отвергает. На санскрите это называется санкальпа - викальпа. Санкальпа - принятие, викальпа - отвержение, отторжение. Можно привести пример горького лекарства для ребенка. Да? Горькое лекарство ребенок не будет принимать. Ну не хочет сам это делать. Ум говорит горько и отвергает.
4) Но скажите, какая субстанция стоит выше ума, которая заставляет принять горькое лекарство взрослого человека. Что у ребенка не развито? Давайте точно, все это имеет какое-то приблизительное отношение, к тому о чем мы говорим. Воля, да воля - это сильное желание. Что еще подскажете ? Разум, да. Разум. Что ж такое разум? Разум - это тоже самое что и интеллект. Я пишу - разум. Несомненно это разум. На саскрите это называется буддхи, от этого слова возникло слово Будда, то есть разумный, просветленный. Не то, что умный, а именно просветленный. Разум - это особая функция. Раум имеет свойство различать - что плохо, а что хорошо. Не только, что приятно, а что неприятно, а что полезно, что вредно. Есть два вида разума - тамаса будхи и шудха-будхи. Тамаса - означает в невежестве, и шудха - чистый разум. Я потом объясню эти различия, но пока я говорю о этих функциях. Мы будем приводить некоторые примеры. Например, разум. Человеческие существа обладают разумом. Но разум необходимо культивировать, развивать. В этом предназначение человеческой жизни. Культивирование разума называется буддхи - йога, К примеру, мы все прекрасно знаем, что курить плохо, это разумно. Это не просто информация, это вредно. Это плохо, алкоголизм - рлохо. И тем не менее, мы это делаем. Почему, Кто скажет почему? Согласно этой схеме - почему итак происходит? Потому что чувства и ум - сильнее разума. Мы часто видим рекламу здесь на улице - Сигарет, спиртных напитков. Это то, что привлекательно для ума. Ум принимает это поскольку это выглядит привлекательно - если хочешь быть счастливым, Будь им пожалуйста. Сигареты Вест. Как будто кто-то стал счастливым от этих сигарет. И в низу вы увидите маленькую надпись, очень маленькую, незаметную - минздрав предупреждает, что курение опасно для вашего здоровья - .Это место разума. Чуть-чуть разума и много желаний чувственных. Но рекламируется лишь только процес, не рекламируется результат Все видели рекламу мальборо, этот парень, ковбой, вы знаете, что он умер от туберкулеза легких? Уже давным-давно, его уже нет давным-давно, Нужно рекламировать результат. В нашем журнале Бек то Годхед - Обратно к Богу была реклама спиртных напитков но такая, очень необычная. На этикетках были нарисованы картины ада. Может быть такую рекламу делать, может быть фотографировать людей, которые лежат в подвалах, на улицах, пьяные, грязные, страшные, на этикетке может быть это делать, а? Может это будет честнее?
5) Итак, есть разум, есть ум , есть чувства. И мы видим, что необузданная деятельность чувств приводит человека на уровень сознания животного. Проституция, наркомания, алкоголизм, все что угодно. В Башкирии, Уфа, 80 процентов школьников наркоманы. Как вы себе понимаете это? Старшеклассники - 80 процентов, практически все - токсомания, наркомания - беда. Мы были в министерстве образования - нам сказали - если вы сможете помочь - мы дадим деньги , помещения - пожалуйста, что-то делайте с ними. И сейчас там что-то делают с ними. Но что можно поделать с такими наркоманами, которые уже умирают. Конечно, ничего. Конечно, это неплохо, спуститься туда, куда-нибудь в пропасть, туда, куда люди падают иногда, накладывать им шины, помогать, лечить их, но лучше всего делать это сверху и не пускать их, чтобы они падали туда вниз. Итак, человек предназначен для обучения контроля чувств. С детства, с пятилетнего возраста это необходимо культивировать, такова ведическая традиция.... И все начинается с того, что ребенок должен принять авторитет учителя. Но вот в этом проблема. Что авторитет учителя он может принять лишь только того, кто следует тому, чему он говорит. Вот в чем сила. Если я говорю то, чему сам следую, это имеет огромную силу в моих словах, вес. Например, отец говорит сыну - не кури, а сам курит. Что вы думаете буде? Это невозможно - Это невозможно объяснить ребенку - почему это нельзя делать. Он думает - пока нельзя делать, но потом когда я вырасту - я буду это делать. Он сам решает в конечном итоге. Итак самое важное - это пример. И в обществе не хватает именно разумных людей, по настоящему разумных людей, или святых личностей, примера таких людей. Так мы сейчас не говорим о религии, не о каких ярлыках, названиях измов, мы говорим просто о жизни, о практике. есть деятельность чувств, ума, разума.
6) Конечно же давайте поднимемся и выше, что ж над разумом? Дух? Хорошо, что ж такое дух? Как мы это точно обозначим? Медитируйте на себя теперь. Кто же мы на самом деле? Да над этим всем есть душа, вы правильно сказали. Но что такое душа? Более или менее научно мы должны назвать это - да это сознание. Я. Это и есть я. Сознание, то есть и есть сам я. Смотрите. Я пронизывает все это Я слышу я вижу , я осязаю, я обоняю, я чувствую вкус. Это я присутствует везде. Я думаю, я размышляю, я рассуждаю. Тело состоит из пяти грубых элементов и 3-х тонким, говорят Веды. . Конечно, можно и более подробно рассмотреть, но достаточно пока этого. Земля, вода, огонь, воздух и эфир - пять больших стихий - не химический подход, другой анализ. Ум, разум, ложное эго. Три тонких элемента - тонкое тело существует. Ложное эго, о котором мы не сказали - служит как тоненькая прослойка, между чистым я и всем этим остальным. Тонкая прослойка. Что же такое ложное эго? Ложное я означает Ложное отождествление. Я вот сейчас вас спрошу - кто вы? Любого из вас, как в школе мы недавно делали эксперимент... Итак , кто же я .? Личность. Ну конечно, я всегда личность. Но кто, кто же это за личность. Кто это такой? Ну это общее название, например, я директор. "Я мужчина, я женщина". Это тело. Биологическое существо, наделенное корочкой головного мозга. Это тоже тело, У меня есть машина, например, машина тела этого. Несомненно биологическая машина, Есть корочка мозга. Но смотрите сюда, тогда я буду объяснять как этим школьникам, детям. Что это такое - говорите вслух - "рука" - рука, чья - моя рука. Я - рука, или моя рука? Это я? Нет , это не я - это моя рука. Точно также могу с любой частью тела проанализировать. Руку можно отсечь. Это я - нет - это не я, явно теперь не я. Но сейчас я пронизывает тело, и куда бы не коснулся - везде пронизывает я. Да, сознание эмонирует Атма-джива, душа называется. Размером 1/10000 кончика волоса описывается в Ведах, Шветашватара упанишад. В области сердца. Атма-джива, атом жизни буквально перевести можно. Вот такая маленькая и такая могущественная,что заполняет сознанием все тело, любое тело, любую форму жизни.
7) Теперь смотрите сюда. Я личность. У меня есть различные типы машин. У меня есть самокат, У меня есть гитара, у меня есть трактор, есть автомобиль. Я тот же самый, в зависимости от того, какой инструмент у меня - я могу проявлять различные способности. На скоростной машине могу быстро ездить, на тракторе могу ровнять землю, на самокате могу кататься вот так, а на гитаре могу играть вот так. Я меняюсь от этого? Нет - я тот же самый. Этот пример дают Веды. Что сознание, попадая в тело, действует подобно этому телу, благодаря ложному эго самоотождествление с телом. Поэтому мы думаем - я женщина, я мужчина, мне столько то лет, я русский, я американец. Но душа описывается как вечная субстанция. Например, вы же не изменились как личность, с детства? Или изменились? Изменился ваш кругозор, изменился ваш уровень сознания. Да, но вы - это та же самая личность, или другая? Да, та же самая - видите. Личность не меняется, она обогащается опытом этой жизни, например. Может быть увеличилось ваше знание, но вы, носитель этого знания вы тот же самый. Мать ваша подтвердит, что это вы. Точно так же вы остаетесь ее дочерью, не так ли? Сознание неизменно в течении всей жизни. Тело меняется всегда, каждую минуту. С каждым вдохом, с каждым кусочком пищи. Через семь лет все клетки тела полностью меняются, ученые говорят. Полностью. Это означает, что я обладаю уже другим телом. Если мне 70 лет я десять раз уже меняю тело - это означает, И я замечаю это, поскольку я, сознание, отличен от этого материального тела. Вот что самое важное . В ведической культуре - первая установка. Для чего это нужно? Материальное отождествление означает - борьба между друг другом. Я сильный, он слабый, я умный - он глупый, я богатый- кто-то бедный. И опять борьба - это отождествление. Американец - русский, фашист - еще кто-то это все обозначения. Не относящиеся к чистому сознанию Бхагавад-гита говорит поэтому, "Человек просветленный - тот, кто видит, единство всех живых существ на духовной платформе. Единство, что все мы живые существа, одинаковые, что жизнь более важна, чем другие ее проявления. Сама жизнь более важна.
8) Это я. У него тоже есть признаки. Давайте подумаем. Есть три вещи, которые нам очень дороги, больше всего на свете. Три вещи - предлагайте. Чего же мы хотим больше всего на свете. Всего три вещи, и вы будете полностью удовлетворены, если получите эти три вещи. "Это жизнь". Верно. Просто жить, постоянно жить и не умирать. Верно? Раз. Что еще? "Свобода". Свобода - это хорошо. Это синоним чего? Кто получает свободу? Кто получает знание. Второй момент - знание. И третий, последний момент."Вера?" Если вы имеете знание, вера само собой уже есть там. Счастье, ананда, это свойство души. На санскрите я напишу сат - чит - ананда...ананда - блаженство. Я пишу блаженство, потому что счастье имеет другую природу, просто у нас русский язык такой. На санскрите есть 2 обозначения - сукха - дукха - счастье - страдание. Но ананда, полное блаженство- это другое. Это ощущение души. ... Посмотрите вглубь себя и вы обнаружите, что вы хотите океан счастья, не так ли? ...Сколько бы мы не имели материального счастья - мы не удовлетворены... Но через прослойку ложного эго я думаю, сознание думает, что я могу иметь вечность, живя в этом теле. Иметь знание живя в этом теле, И испытывать счастье благодаря этому телу. Тело имеет противоположные свойства. Временность, оно полно невежества, незнания и оно источник страдания. Не так ли, тело источник страдания - от собственного ума можно страдать, от других живых существ можно страдать от погодных условий можно страдать. Через тело мы страдаем. Итак, что же это означает все. Неужели нужно отказаться от деятельности чувств? В Бхагавад-гите, Это часть Махабхараты говорится, что чувства можно использовать либо для деградации, либо для очищения. Это зависти от личности, от ее желания, от ее стремлений...Пример ножа. - аналог использования тела. От этого зависит будущее...
9) Итак, мы понимаем, что если человек контролирует чувства, он проявляет разум, разум - ближайший сосед души. Он может разогнать свое ложное отождествление с телом и так постичь свою чистую душу. Чистые ощущения. Что же находится выше моего я? Есть ли кто-то выше меня? Думаем. Есть ли кто-то выше меня? Неужели никого меня нет выше? Неужели весь этот мир я создал? Да это конечно же Бог, Но что такое Бог? Высший разум? Да это слово здесь подойдет. Хотя у Бога есть три аспекта, 3 аспекта АИ. Брахман, Параматма, Бхагаван. Сразу же приведу пример... Пример с горой... Параматма - это цель медитирущих йогов. Таких размеров. Гора одна и та же, но почему о ней говорят по разному - от разных углов зрения. 6 богатств Бога. Всепривлекающий. Различные имена Бога. Например, вы директор, учителя, но у вас есть дома имя. У себя дома Бог не творец и не судья. Мы можем иметь разные отношения с Богом. Но сейчас мы говорим о Сверхдуше. Она обладает трансцендентным знанием, сверхвозможностями чувств, ума и размышлениями разума. Знание означает, что я знаю как освободится от оков материальной энергии. Теперь оставим эту схему. (25 минут)
10) И чувства нужно занять служением хозяину чувств. Наши чувства - это чувства, взятые напрокат на самом деле. Я обладаю этими чувствами лишь потому, что есть источник этих чувств, Например, хороший пример - желудок. Хороший пример. С точки зрения питания очень важно, чтобы все части тела работали на желудок. Это ведический пример. Если пищу положим в желудок - все тело получает удовлетворение. ...Ведическая история, как анекдот (Желудок - узурпатор, бойкот, все части тела расслаблены.) Объяснение положения Сверхдуши. Если мы даем пищу в желудок, если Личность Бога получает от нас это служение, мы также становимся удовлетворены у нас отпадают материальные желания чувственного удовлетворения, и такой человек живет ради блага других. Понимаете, почему это происходит - потому что он становится служить Богу, он развивает любовь к Богу.