Бхеда-Абхеда
 или единство учения Кришны и Христа  и отклонения от него в жизни христиан и деятельности Церкви
 
 П Р Е Д И С Л О В И Е
Своим появлением на свет эта книга обязана вопросу, который с неотвратимой неизбежностью задается из зала после каждой публичной лекции: "Как Вы относитесь к христианству?" Попытка отмахнуться от него, процитировав слова нашего учителя Шрилы Харикеши Свами: "Мы кришниане, а не христиане. Задавайте вопросы о сознании Кришны", или отшутиться:" Преданный Кришны - лучший друг всех живых существ. Христиане - живые существа, следовательно мы - лучшие друзья христиан", чаще всего спрашивающего не удовлетворяет. И даже более серьезное разъяснение: " Сознание Христа - это сознание Кришны", - оставляет место недоумению: "А почему тогда отец Имярек говорит, что кришнаиты от Сатаны?" На наш взгляд, рассматриваемый вопрос значительно прояснится, если мы поймем, что словом "христианство" обозначают по крайней мере три совершенно различных, (хотя и связанных друг с другом) понятия: учение и жизнь Иисуса Христа; мировоззрение и поведение людей, называющих себя христианами; функционирование Церкви (в данной работе - преимущественно Русской Православной) как некой организации, подчиняющейся социальным законам.
Название книги - Бхеда-абхеда - переводится как "Различие - единство". Этот термин известен многим благодаря философии ачинтья-бхедаабхеда-таттвы Господа Чайтаньи, которая утверждает, что Верховный Господь един со Своим творением и в то же время отличен от него. Однако в данной работе эти слова использованы в ином контексте. Первая часть книги выражает наше стремление показать единство учения Иисуса Христа с вероучением и практикой последователей Господа Чайтаньи членов Международного общества сознания Кришны. Основу этого раздела составляет статья, написанная как ответ на некоторые совершенно безосновательные нападки на Сознание Кришны со стороны православных изданий. Первоначальный текст оставлен практически неизменным и лишь дополнен сравнительным анализом библейских заповедей и предписаний вайшнавских Шастр. При подготовке к изданию мы не стали переделывать статью, так как вопросы, затронутые в ней, с одной стороны, могут представлять интерес и для тех, кто не знаком с "обвинительными материалами", а с другой стороны, достаточно наглядно показывают уровень "полемики", которую ведут с Сознанием Кришны определенные круги Православия.
Понять причину таких нападок читателю поможет вторая часть, посвященная истории христианства ( в особенности Русской Православной Церкви), проливающая свет на побудительные мотивы действий некоторых "христиан".
Чтобы облегчить читателю ориентацию среди многочисленных цитат (которых больше шестисот), ссылки на вайшнавские источники взяты в фигурные скобки, на христианские - в квадратные. Библия цитируется (если специально не оговорено иное) по изданию Московской Патриархии 1968 г., вайшнавские тексты - в издании "Бхактиведанта Бук Траст" (см. список литературы).
Мы приносим поклоны стопам всех истинных христиан с просьбой простить те оскорбления и искажения, которые помимо нашего желания и старания быть объективными могли вкрасться в книгу.
Будем рады рассмотреть замечания и пожелания, направленные по адресу: 300000, Тула, почтамт, до востребования, Бурбе Д.В.
Джаянанда дас.
 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
АБХЕДА
или
ПАРАЛЛЕЛИ
 
"Читатель будет рад узнать, что учение Шри Кришны не имеет принципиальных отличий от того, чему учил две тысячи лет назад в Иудее Иисус Христос".
(Из предисловия к книге "Христос, Кришта, Кришна")
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Прежде, чем приступить к написанию статьи, "мы преклоняемся перед Господом Иисусом Христом и приносим Ему свои почтительные поклоны" {7, стр.155}. Также мы склоняемся к стопам всех истинных слуг Господа Иисуса и выражаем благодарность сотрудникам "Журнала Московской Патриархии" и журнала "Путь православия" за предоставленную возможность публикации.
Эта статья является ответом на брошюру анонимного автора "Христос и Кришна.
Свет и тьма.", изданную Западно-Сибирской Христианской Миссией в г. Новосибирске тиражом 100000 экземпляров, а также на очерк священника Владимира Елисеева "Мантра-йога - метод кришнаитов, тибетского буддизма, трансцендентальной медитации (ТМ) и др. учений", опубликованный в первом (1993г.) номере журнала "Путь православия". При всем нашем уважении к позиции авторов, и не ставя здесь перед собой цель вести полемику относительно догматов православия, мы все же считаем необходимым сделать некоторые замечания, касающиеся содержания этих работ.
Согласно вероучению вайшнавов ( именно вайшнавами или бхактами (преданными) издревле называют себя последователи Сознания Кришны ) каждый человек обладает определенными недостатками: он не в состоянии избежать ошибок, склонен впадать в иллюзию, имеет несовершенные чувства и склонен к обману {7, стр.351}. По-видимому, какие-то из этих причин, а также то, что отец Владимир "не ставил целью доскональный обзор содержания неправославных учений" [29, стр.135], привели к столь печальному искажению в очерке и брошюре учения Сознания Кришны. Мы смиренно просим читателей ознакомиться с действительным содержанием затронутых авторами аспектов нашего вероучения.
НЕ СМЕШИВАЙТЕ НЕСОВМЕСТИМОЕ
Начнем с того, что удивление вызывает само упоминание древнейшей на земле монотеистической религии - вайшнавизма - в одном ряду с атеистическим учением буддизма, "доморощенными" методами П.Иванова, Перепелицына [29, стр.171], откровенным гедонизмом Раджниша и т.п. Делать вывод о сходстве Сознания Кришны и "трансцендентальной медитации" лишь потому, что в них практикуют повторение мантр, все равно, что отождествлять верующих с атеистами на том основании, что и те и другие пользуются, например, телефоном.
ПОДХОД ОТЦА ВЛАДИМИРА
Автор очерка, определяя свой подход к анализу того или иного духовного учения (изучение личности основателя учения; изучение самого учения; изучение "плодов" от знакомства людей с учением), пишет: "В нашем изложении мы будем прибегать к первому и последнему методам, избегая второго" [29, стр.166]. Мы вполне согласны, что "анализируя людей, которые несут его (учение) в мир, в особенности же личность основателя" можно в какой-то степени судить о самом учении*. Однако, при
* Идущие по пути духовного соверщенствования не сразу избавляются от пороков безбожия, на это требуется время. "Молодые или неопытные преданные, новички в преданном служении, иногда занимают враждебную позицию по отношению к тем вещам или людям, которые могут оказать на них пагубное влияние или повредить их еще не окрепшие ростки преданности. В этом они даже могут перегнуть палку... Простите великодушно моих возлюбленных учеников, если они проявили некоторую недоброжелательность или обошлись с вами неучтиво" {7, стр.368}. И даже если вам очень не повезло, и вы узнали об учении от человека, который не следует ему, - это еще не говорит о ложности учения: "Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте: по плодам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают"[Мф.23.3].
Что касается гуру (духовного учителя), то он конечно должен вести жизнь, "представляющую собой образец преданности Господу и отречения от материальных наслаждений" {30, стр.26}. Шри Кришна Чайтанья требовал:"Сначала стань совершенным сам, а потом можешь учить других" {Ч.-ч.Ади-лила.4.41}. Таким образом, духовный учитель - это ачарья (тот, кто учит своим примером). О личности основателя-ачарьи Международного общества сознания Кришны, Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады, можно узнать из книги "Прабхупада - Человек. Святой. Его жизнь и наследие", "ББТ", 1993 год.
менительно к Сознанию Кришны, отец Владимир не рассматривает ни личность Шрилы Прабхупады - основателя-ачарьи Международного общества сознания Кришны, - совершившего беспримерный духовный подвиг, ни поразительных перемен, происходящих с людьми, присоединившимися к Движению сознания Кришны и отбросившими свои порочные привычки. Вместо этого он приводит две (!) цитаты, и, не найдя в них желаемого, осуждает Сознание Кришны. (Как тут не вспомнить слова рабочего, сказанные в период травли Б.Пастернака за его роман "Доктор Живаго": "Роман я не читал, но, как и весь советский народ, решительно осуждаю...")
ПРАВИЛА ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ЖИЗНИ
Перед перечислением 4-х регулирующих принципов, которым следует каждый член Общества Сознания Кришны: 1) Не есть мяса, рыбы, яиц, лука, чеснока, грибов; 2) Не употреблять наркотиков (исключаются алкоголь, курение, чай, кофе); 3) Не принимать участие в азартных играх; 4) Не вступать в половые отношения вне брака (а в браке - только для зачатия детей), Владимир Елисеев говорит: "кришнаиты считают достаточным лишь выполнение 4-х предписаний". В действительности же, мы считаем выполнение этих принципов необходимым минимумом, но отнюдь не достаточным. И не удивительно, что "здесь нет ни слова о покаянии, совести человека, а речь идет, главным образом, о телесном" [29, стр.163] - ведь эти правила являются субрелигиозными, то есть "принципами, предшествующими религиозным" {16,стр.402}.
Соблюдение четырех регулирующих принципов - это не какая-то особая заслуга, а элементарные требования, предъявляемые к цивилизованному человеку. (Согласно ведическим писаниям, общество, в котором не соблюдаются эти принципы , не является цивилизованным).
АВАТАРЫ
Если источником ошибочного понимания Владимиром Елисеевым философии Сознания Кришны является, как нам кажется, недостаточная информированность, то в брошюре явно прослеживается стремление умышленно исказить учение вайшнавов.
Так, на первой странице брошюры читаем: "Если они (вайшнавы) находят народ, который поклоняется какому-либо божеству, то говорят, что это божество - аватара (одно из воплощений) Вишну (Кришны)".
В действительности: "В богооткровенных писаниях содержатся подробные сведения о воплощениях Бога. Никого не следует признавать Богом или Его воплощением, если это не подтверждается богооткровенными писаниями" {15-1, стр.96}. "В богооткровенных писаниях описываются отличительные признаки воплощения и Его конкретная миссия" {15-1, стр.128}. Например, в Шримад-Бхагаватам за двадцать четыре столетия предсказан приход Будды: "Затем, в начале Кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, Господь явится в провинции Гайа как Господь Будда, сын Анджаны" {Бхаг. 1.3.24}.
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПОЛОВ
На восьмой странице автор брошюры, рассматривая "интересный" предмет - взаимоотношение полов, - упоминает о каких-то мифических "оргиях прежних последователей кришнаитского учения".
В действительности: "Я- половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам" - говорит Кришна {Б.-г. 7.11}. Принцип, регулирующий половую жизнь, звучит так: "Секс допускается между мужем и женой для рождения детей".* Каждый орган тела человека имеет свое предназначение. Например, желудок должен переваривать пищу, и приятные ощущения во время еды еще не повод для обжорства. Аналогично половые органы предназначены для деторождения, а не для распутства.
* Однажды, когда Шрила Прабхупада объяснял этот регулирующий принцип, один из учеников воскликнул: "Только ради рождения детей? Тогда уж лучше вообще этим не заниматься!" Прабхупада ответил: "Ты понял, что я хотел сказать". (Ср. "Говорят ему ученики его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано" [Мф.19.10-11].)
ЦЕЛИБАТ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
"В "Ману-смрити" сказано, что вожделение невозможно удовлетворить никаким количеством чувственных наслаждений, как нельзя потушить огонь, постоянно подбрасывая в него дрова. В материальном мире центром всей деятельности является половое наслаждение, и поэтому материальный мир называется "майтхунья-агара" - "оковы половой жизни"... В процессе чувственного наслаждения возможно некоторое ощущение счастья, но в действительности это ложное чувство счастья является главным врагом испытывающего его" {4, стр.205}. "Любая форма религии, которая учит своих последователей соблюдать обет безбрачия, благотворна для человека" {16, стр.301}.
"Духовное осознание и сексуальные наслаждения плохо сочетаются друг с другом" {4, стр.287}. "Хорошо человеку не касаться женщины" [1 Кор. 7.1]. "Желаю, чтобы все люди были, как и я (соблюдающими целибат); но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе" [1 Кор. 7.7]. И, так как "половые отношения являются настоятельной потребностью обусловленной души, они разрешаются в браке. Согласно наставлениям Шастр, непозволительно вступать в половые отношения иначе как со своей женой. На всех остальных женщин следует смотреть, как на собственную мать" {4, стр.199}. "Во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа...Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление... А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены своей" [1 Кор. 7.2,6,10,11]. "В конце концов, в материальном мире мужчина нуждается в женщине, а женщина в мужчине. Когда они сходятся вместе, они должны мирно жить в сознании Кришны, не мечась, подобно молнии, сверкающей то в одном скоплении облаков, то в другом" {6, стр.159}. "Если и женишься, не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль... А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене" [1 Кор. 7.28,32,33]. "Им (людям, погрязшим в мирском) свойственны мысли: "Это моя жена. Это мой дом. Я хозяин этого дома. Я муж этой женщины" {4, стр.391}. "По ночам такие завистливые домохозяева спят или занимаются сексом, а днем зарабатывают деньги или заботятся о членах своей семьи. В этих занятиях проходит их жизнь" {Бхаг. 2.1.3}. "Если кто-либо, даже будучи семейным человеком, стремится к духовному прогрессу, ему необходимо контролировать свою половую жизнь... Если человек имеет возможность воспитать ребенка в сознании Кришны, то он может произвести сотни детей, но не обладая такой возможностью, он не должен вступать в половые отношения, просто потворствуя своим чувствам" {4, стр.704}. "Дети, жена, дом... являются естественными объектами любви, но наилучшим способом создания благоприятной обстановки в доме является сознание Кришны" {4, стр.616}. "В семейной жизни, как и в любой жизни, человек не может достичь полного счастья, не обладая сознанием Кришны. Шрила Нароттама даса Тхакур говорит в своих молитвах, что он стремится к общению с человеком, все равно, женатым или давшим обет отречения, который занят трансцендентным духовным служением Господу и всегда воспевает святое имя Господа" {6, стр.160}.
НАРУШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ОБЩЕНИЯ
Тех, кто не придерживается этих принципов во все времена называли сахаджиями (еретиками, псевдопреданными) и порицали: "Есть еще люди, которые выдают себя за преданных Господа ... но изобретают собственные "методы преданного служения", открыто занимаясь развратом и сбивая с пути простодушных людей или таких же развратников, как они сами. Все эти непреданные и распутники, по выражению Вишванатхи Чакраварти, являются "дуратмами" - лицемерами... Этот стих Шукадевы Госвами навсегда исключает таких непреданных из числа трансценденталистов" {16, стр.102}.
Писать об "оргиях прежних последователей кришнаитского учения" все равно, что заявлять о повальном распутстве первых христиан, исходя из текста Нового Завета: "Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого неслышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего " [1 Кор. 5.1]. Римский юрист II века Минуций Феликс в девятой главе своего сочинения "Октавий" приводит такое обвинение против христиан: "Если не на деле, то по крайней мере в намерениях своих все они без различия осквернены кровосмешением". Что тут сказать? Наверное прав был Л.Н.Гумилев, подметивший склонность людей обливать все чистое грязью: "Целомудрие воспринимается как новый, неслыханный вид разврата"...
ВСЕПРИВЛЕКАЮЩИЙ КРИШНА
Объясняя в брошюре значение слова "кришна",автор пишет: "Если о Христе в Евангелии говорится, что Он "был Свет истинный" [Ин. 1.9], то слово "кришна" на санскрите означает "черный".
В действительности, в хорошем санскритском словаре приводится около двух страниц значений этого слова, и основное - "всепривлекающий": "Если какое-либо имя и может подходить Богу, то им должно быть имя "Кришна". По сути дела у Бога нет определенного имени. Но утверждая, что у Него нет имени, мы имеем в виду, что никто не знает, сколько у Него Имен. Поскольку Бог безграничен, число Его Имен тоже должно быть бесконечным. Поэтому мы не можем остановиться на каком-то одном имени... Но "Кришна" означает "всепривлекающий". Бог привлекает всех; это и есть определение Бога" {7, стр.37}.
В Бхагавад-гите {7.8} Кришна говорит: "Я - свет солнца и луны". "Он - источник света во всех светящихся телах. Он пребывает по ту сторону тьмы материи и Он непроявлен. Он - знание, Он - предмет познания, и Он - цель познания. И Он обитает в сердце каждого" {Б.-г. 13.18}.
ВСЕЛЕНСКАЯ ФОРМА
На второй странице, приводя описание увиденной воином Арджуной вселенской формы Господа ("Ты один, но заполняешь Собой все небо и все планеты и все пространство между ними. О Великий, видя эту дивную и ужасную форму, все планетные системы приходят в смятение" {Б.-г. 11.20}. "Я вижу, как все люди устремляются в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем" {Б.-г.
11.29}.), автор называет ее "подлинным обличьем Кришны". И хотя здесь уместно вслед за Неемией воскликнуть:"Господи, Боже небес, Боже великий и страшный!" [Неем. 1.5], однако в действительности: "Концепция вират-рупы, или вишварупы (вселенской формы) Верховной Абсолютной Истины предназначена, главным образом, для неофита, которому трудно размышлять о трансцендентной форме Личности Бога.
Для него форма - нечто, имеющее отношение к этому материальному миру, поэтому для начала необходима противоположная концепция Абсолюта, чтобы дать ему возможность сосредоточить свой ум на проявлении энергии Господа" {15-1, стр.125}. "Согласно концепции вират-рупы, материальные проявления различных планет представляются Его ногами, руками и т.д." {15-1, стр.151}. Один из аспектов материальной энергии Господа - время ("Всевышний Господь сказал: "Я есть время, великий разрушитель миров" {Б.-г. 11.32}). Время жизни каждого человека заканчивается смертью, и для безбожников это последнее время будет ужасным: "И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата... И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий" [Отк. 14.16,19,20]. "Арджуна не был расположен сражаться ... В ответ Господь говорит, что гибель ожидает каждого из них, даже если он и не станет сражаться, ибо таков Его замысел" {4, стр.547}. Не нам судить о замыслах Бога, когда Он обрекает кого-либо на смерть, и не нам противиться Его воле: Авраам готов был послушно принести в жертву своего сына, Исаака. К тому же, нужно иметь в виду, что Господь неоднократно предоставлял возможность злодею Дурьйодхане (противнику Арджуны, обманом захватившему царский трон) раскаяться в содеянном. Арджуна с братьями в течение тринадцати лет пытались уладить дело миром (вплоть до своего ухода в лесное изгнание), и только когда все средства были исчерпаны, решились на войну. Как царь, Арджуна являлся защитником своих подданных, и его обязанность - наказать порок.
Возвращаясь к концепции вселенской формы Господа, в которой действует разрушительное время, следует отметить, что она не является подлинным обликом Бога.
"Считается, что все планетные системы во вселенной располагаются на огромном теле Пуруши (Бога). Однако Он не имеет ничего общего с сотворенными материальными элементами. Его тело вечно пребывает в духовном бытии" {Бхаг. 1.3.3}. Изначальный облик Кришны - Его форма Саумья-вапух {4, стр.565}: похожая на человеческую ("И сотворил Бог человека по образу Своему" [Быт. 1.27]), но необычайно прекрасная. "Когда Арджуна увидел Кришну в Его истинной форме, он сказал: "О Джанардана, созерцая Тебя в этом удивидельной красоты человеческом облике, я успокоился умом и пришел в себя" {Б.-г. 11.51}.
МУРТИ (АРЧА-ВИГРАХА)
Что касается поклонения арча-виграхе (иконе или объемному изображению Господа), то "вопреки мнению иконоборцев они вовсе не являются идолами... форма арча не является формой, созданной по желанию или прихоти поклоняющегося, а существует вечно со всеми Своими атрибутами" {13, стр.46}. "Вы не можете видеть дух, а Бог - Высший Дух. На самом деле Он все: и дух, и материя. Но вы не способны видеть Его духовную форму. Поэтому Он из сострадания к вам по Своей безграничной милости является в форме деревянного или каменного Божества (арча), чтобы вы могли увидеть Его" {7, стр.36}. Поклонение Верховной Личности Бога как мурти в храме ни в коем случае не является идолопоклонничеством. В ведической литературе имеются указания на то, что поклонение может быть сагуна_и ниргуна, то есть поклонение Всевышнему, обладающему, или не обладающему Своими атрибутами. Поклонение мурти в храме есть поклонение типа сагуна, поскольку Господь здесь выражается в материальных элементах. Но мурти Господа на самом деле нематериально, хотя и выражено в камне, дереве, масляной краске. Такова абсолютная природа Всевышнего Господа.
Можно привести грубый пример. На улице выставлены почтовые ящики, и если мы бросаем в них наши письма, они, разумеется, без осложнений будут доставлены к месту назначения. Однако любой другой ящик, пусть даже очень схожий с почтовым, но не установленный отделением связи, не годится для этой цели. Подобным же образом, существует установленная форма выражения Бога, которая называется арчавиграха. Арча-виграха есть воплощение Всевышнего Господа. Через эту форму Всевышний Господь принимает служение. Он всемогущ и всесилен, поэтому может принять любовное служение Своего преданного через Свое воплощение в арча-виграхе, с тем, чтобы облегчить поклонение Господу для человека, находящегося в обусловленном состоянии"{4, стр.584}. "Если Кришна вездесущий, почему бы Ему не присутствовать в Своей арча-форме?.. Но если смотреть на Кришну как на кусок дерева или камня, то Он так и будет для нас деревом или камнем" {10, стр. 69}.
ТЫ ЕСТЬ ТО, ЧТО ТЫ ЕШЬ
"Учению о вкушении пищи" у нас действительно придается большое значение. Во-первых, мы вегетарианцы. (Кстати, в послании к Коринфянам, на которое ссылается автор брошюры, апостол Павел говорит: "Не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" [1 Кор. 8.13]). Коснемся только двух аспектов безубойного питания: морального и, если можно так сказать, медицинского.
Вегетарианство и мораль
Среди зверей действует право сильного: "Лишенные рук - добыча имеющих руки, лишенные ног - добыча четвероногих. Слабые служат пищей для сильного. Общий закон гласит: одно живое существо является пищей для другого {Бхаг. 1.13.47}.
Человек хитрее животных, он увеличил свою силу с помощью различных орудий и может властвовать над другими. "Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские; в ваши руки отданы они" [Быт. 9.2]. "Когда нет другой пищи, кто-то может съесть мясо, чтобы не умереть с голоду" {7, стр.158}. Но значит ли это, что нам следует убивать животных для поедания их плоти, если вполне можно обойтись растительными и молочными продуктами? "Человек может прокормиться разнообразными зерновыми, фруктами и молоком, выделенными ему Господом, и, за исключением особых случаев, в животной пище нет никакой необходимости" {15-2, стр.360}. Ману-Самхита предостерегает: "Хорошо обдумывая отвратительное происхождение плоти и жестокость стреноживания и закалывания телесных существ, пусть каждый полностью откажется от поедания плоти". Многие родители, особенно живущие в сельской местности, сталкиваются с шоковой реакцией своих детей, которые узнают, что такие милые петушок, кролик или теленок, за которыми они ухаживали, будут убиты. Да и далеко не каждый взрослый, - даже если он никогда не задумывался над таким понятием как "милосердие", - сможет взять нож и перерезать кому-либо глотку. "Закалающий вола то же, что убивающий человека [Ис. 66.3]. Воспитывая своих маленьких сыновей "настоящими мужчинами" ("Что ты ревешь ! Мы кормили его для того, чтобы зарезать !"), родители впоследствии сталкиваются с их цинизмом и бессердечием. "Те, кто убивает животных, чтобы поедать их плоть, имеет склонность резать себе подобных" - утверждал Пифагор. Поэтому последователи Сознания Кришны говорят своим детям:"Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом"[Прит.23.20].
Здоровье, умиротворенность и вегетарианство
Кроме того, разные виды пищи по-разному воздействуют на сознание человека.
Конечно, как духовная сущность, человеческая личность выше пищи. "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" [1 Кор. 8.8]. Но мы находимся в материальном теле, и оно в значительной степени обусловливает наше поведение. Большинство видов растительной и молочной пищи "увеличивает продолжительность жизни, очищает существование и дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение" {Б.-г. 17.8}. Мясная же пища "вызывает страдания, несчастья и болезни" {Б.-г. 17.9}. В современной медицине общепризнанно положительное влияние вегетарианства на физиологическое*, а также психологическое состояние человека: питающийся растительной пищей как правило спокойнее, ми
* "Сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья. И потом пусть явятся пред тобою лица наши и тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь".
Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими явствами". [Дан. 1.12-15]
ролюбивее, чем невегетарианец. "Лучше блюдо зелени и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть" [Прит. 15.17].
Духовное вегетарианство
Тем не менее, "человеку не стоит слишком гордиться тем, что он является строгим вегетарианцем. Его целью должно быть осознание Верховного Господа"{13,стр.27}.
"Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему.
Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему как доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит" {Иш.1}. Вайшнав, обращаясь к Богу, может сказать: "Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу" [Пс. 103.14]. "Преданные Всевышнего Господа, или люди в Сознании Кришны,.. всегда думая с любовью о Верховной Личности Бога,... не могут принять что-либо, не предложив этого сначала Верховной Личности" {4, стр.178}. Перед вкушением пищи вайшнавы возносят молитву, которая в переводе звучит почти как 144-й псалом Давида: "О братья! Материальное тело - ловушка неведения, а чувства - смертельные враги, увлекающие душу в пучину чувственного наслаждения. Из всех чувств язык - самый жадный и неуправляемый (ср."А язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло" [Иак.3.8])...Господь очень милостив, и Он дал нам остатки Своей пищи, чтобы помочь нам обуздать язык.
Давайте же примем этот нектарный кришна-прасад (пищу, как милость Бога) и прославим Господа"{28, стр.60}. (Ср. "Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу в свое время. Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению" [Пс. 144.15-16]). Если человек ест только для удовлетворения языка и насыщения утробы, не вспоминая о Господе, то отдаляется от Него. "Те же, кто готовят пищу ради собственного чувственного наслаждения, воистину вкушают один лишь грех" {Б.-г. 3.13}. "Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме: они мыслят о земном" [Флп. 3.19].
"ЯРКО ВЫРАЖЕННЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ХАРАКТЕР"
На пятой странице автор брошюры пересказывает обвинение в адрес Сознания Кришны, высказанное А.Майдановым на страницах "Советской молодежи" от 05.04.88: "Кришнаит может сделать все, что ему угодно. Даже лишив кого-нибудь жизни, он не несет за это никакой моральной ответственности". (Кстати, в том же 1988 году, спустя несколько месяцев после официальной регистрации в Москве религиозного общества Сознания Кришны состоялось судебное разбирательство по обвинению А.Майданова в клевете. Невольно воскликнешь: "А судьи кто? - За древностию лет... Сужденья черпают из забытых газет...") И дальше: "По Бхагавад-гите разрешается любое преступление в обмен на преданность Кришны, поэтому кришнаиты в некоторых странах запрещены, как опасная секта".
Даже как-то неловко серьезно обсуждать столь явную чушь. Еще можно понять советских борзописцев, которые, выполняя заказ власть придержащих, писали: "Империализм, который ведет "психологическую войну" против системы социализма, все чаще прибегает к клерикальной пропаганде, к ее скрытым формам ... В целом, учение кришнаитов носит ярко выраженный религиозный, антиобщественный характер" ("Комсомольская закалка" от 12.03.88). Но ведь автор брошюры и сам, надо полагать, человек религиозный? Сознание Кришны было запрещено в некоторых странах, таких как СССР, Китай, Албания... Впрочем, в последней была запрещена и Православная Церковь.
ОСНОВА МОРАЛИ
А прежде чем говорить о моральной ответственности, нужно определить основы морали. "Всякий, кто желает добра членам своей семьи и своим потомкам, должен жить в соответствии с принципами морали и религии. Идеалом нравственной жизни является жизнь преданного Господа" {16, стр.547}. "Корень греха - в преднамеренном неповиновении... порядку, установленному Господом"{13, стр.28}. "Законы Всевышнего обычно называются сводами религиозных правил... Главный принцип религии везде одинаков - подчиняться повелениям Верховного Бога, то есть, законам религии" {15-2, стр.191}. "Поэтому человеку следует понять, исходя из предписаний Шастр (Священного Писания), в чем состоит его долг, и что таковым не является" {Б.-г.16.24}. В Бхагавад-гите перечисляются предписания, которым должны следовать вайшнавы: "Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго,..спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий, постоянная и чистая преданность Мне (Богу)..." {Б.-г. 13.8-12}. Как видим, о том, чтобы "делать все, что угодно" речь не идет - нужно выполнять волю Бога, выраженную в Писании. "Не следует делать того, на что не имеется указаний в священных Шастрах" {4, стр.740}. Конечно, тот кто непосредственно общается с Господом, может получать указания из Первоисточника, но это возможно только для великих святых: "Но редко встречается такая великая душа" {Б.-г. 7.19}.
АХИМСА И ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ
Противоречие между принципом ненасилия и участием Арджуны в сражении существует только в воображении автора: ахимса (принцип ненасилия) не тождественна толстовскому неприменению силы. В некоторых исключительных случаях, определенных шастрами, (например для защиты от агрессора) царь, воин может и должен применять силу - вплоть до убийства врага. (Вспомним воинов-монахов Пересвета и Ослябю).
"Обуздывая бессовестных негодяев, человек тем самым приносит благо праведным" {Бхаг.1.17.14}.
Тот, кто не остановил беззаконие, является его соучастником, нарушает своей пассивностью принцип ахимсы. "Сражаться - долг кшатрия (воина), и даже если на поле боя ему приходится сражаться с друзьями и родственниками, он не должен уклоняться от исполнения долга" {4, стр.102}.
СТОЙКО СЛЕДОВАТЬ УКАЗАНИЯМ БОГА
Автора брошюры почему-то смущает также необходимость следовать указаниям Бога, "даже если это действие нежелательно с обычной точки зрения". Для разъяснения приведем пример: с обычной точки зрения может показаться неблагоприятным вставать рано утром, повторять на четках молитву, идти на богослужение... Или же исповедовать истинную религию, когда твоих братьев и сестер в Боге уже истязают в тюрьмах... А то, к чему приводит отказ подавить "нежелание выполнить строгий наказ" Господа, обильно иллюстрирует мировая история: "Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им... И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он жестоковыйный. Итак, оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их"[Исх. 2.8-10].
ДОСТОВЕРНОСТЬ ПЕРЕВОДА
В качестве "плодов жизни в кришнаизме" в брошюре на стр. 5-6 приведены (с искажениями) вырванные из контекста цитаты из перевода Бхагавад-гиты Б.Л. Смирнова.
Однако, во-первых, Б.Л. Смирнов - врач, изучавший санскрит самостоятельно. По словам известного востоковеда В.С. Семенцова, "его перевод не свободен от ошибок, индийская комментаторская традиция учтена недостаточно, а "примечания" не всегда помогают читателю разобраться в реалиях поэмы" (34, стр.3). Во-вторых, не имея благословения на перевод священного текста, мирской ученый не может передать его духовного содержания. "Ни один ученый мира не способен перевести ведические мантры (гимны). Понять смысл мантр могут только те, кто получил посвящение от авторитетного духовного учителя, вкладывающего в сердце ученика трансцендентное знание" {16,стр.225}. "Существует такое множество комментариев к "Бхагавад-гите", дающих ложную трактовку оригинала. Следует передавать истинный смысл ее стихов, а его нужно узнать от подлинного духовного учителя" {4, стр.706}.
Поэтому рассмотрим все цитаты в переводе Шри Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя-ачарьи Международного общества сознания Кришны.
СВОБОДА ОТ ДВОЙСТВЕННОСТИ
"Кто несгибаем и не обеспокоен,... для кого кусок земли, камень или золото суть равны,... кто уравновешен, кто равно воспринимает похвалы и упреки, честь и бесчестье, кто относится одинаково к другу и врагу" {Б.-г. 14.23-25} (Ср.: "Любите врагов ваших" [Мф. 5.44]); "Тот, кто не радуется и не горюет, кто не скорбит, не имеет желаний, кто отрекается как от благоприятных, так и от неблагоприятных вещей - такой преданный очень дорог Мне" {Б.-г.12.17}.
"Воистину достоин освобождения тот, кого не выводят из равновесия счастье и страдания, и кто сохраняет спокойствие и твердость в обоих случаях" {Б.-г.2.15}.
В этих стихах речь идет о том, что преданный Господа не стремится к материальным приобретениям, не радуется приходу богатства и не горюет по поводу его потери, так как знает - все принадлежит Богу. "В рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие" [2 Пет. 1.6]. Его не привлекает мирская деятельность, независимо от того, считается ли она благоприятной (например, карьера) или неблагоприятной (например, пьянство): "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!" [Екк. 1.2]. У него нет материальных желаний, потому, что есть сильное желание служить Господу. "От желаний невозможно избавиться, но в преданном служении желание удовлетворять свои чувства меняется на желание служить Господу" {15-1,стр.373}. Преданный стоек в служении Богу. Он всегда, и в радости, и в печали помнит о Господе и стремится воспевать Его Святое Имя: "Злостраждет ли кто из вас? пусть молится. Весел ли кто? пусть поет псалмы" [Иак. 5.13]. Его не беспокоит похвала или упреки толпы, честь или бесчестие в глазах мира. Тертуллиан писал: "Сын Божий распят, - это не позор", и апостол Павел говорил: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди" [1 Кор 4.3]. Потому что "если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом" [1 Кор.3.18-19]. "То, что для всех существ - ночь, для владеющего собой - время пробуждения. - утверждает Кришна в Бхагавад-гите. - Когда же все живые существа пробуждаются, для мудреца, обладающего внутренним видением, наступает ночь" {Б.-г. 2.69}. <
спонсоры раздела

Оцените статью:

  Рейтинг: 0,00 - 0 голосов

Поделитесь новостью с друзьями:

Подписаться на новости и статьи сайта
Похожие статьи
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Введите ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваша почта:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Внимание, перед отправкой своего
сообщения ознакомьтесь:
- с положением об ответственности
за оставленный комментарий/отзыв
- с правилами пользования sitename.ru