Храм Господа Джаганнатха
Соманатх Кхунтия

Бюллетень Хиггинботамса
"Храм Господа Джаганнатха": Фестиваль Наба Калебар и другие таинственные события
Соманатх Кхунтия
Автор книги - не только потомственный священник всемирно известного гигантского храма Господа Джаганнатхи в Пури, штате Орисса, но и поэт, писатель, теле- и радиокомментатор, а также туристический гид.
Его длительная близость к храмовым ритуалам и легендам, связанным с ним, с незапамятных времен и до сегодняшнего дня, различные празднества - особенно Ратх-Ятра, собирающая сотни тысяч преданных со всей Индии и из-за рубежа, различные севы главным божествам и т.д. - все описано в этой книге с религиозным пылом и простым языком.
За главой, посвященной нескольким сверхъестественным событиям, о которых время от времени рассказывают руководители храма и преданные, следует заключительная глава из 108 вопросов и кратких на них ответов, содержащих конкретную информацию о храме.
100 страниц, 12 цветных фотографий
Храм Господа Джаганнатха
Праздник Наба Калебар
и другие таинственные события
Соманатх Кхунтия
Первое издание: 1995 г.
ОМ
Мне хотелось бы посвятить эту книгу своим родителям, которые дали мне возможность быть севакой Господа Джаганнатха, а также благословили меня божественными мгновениями в Его Храме.
Соманатх Кхунтия
Содержание
1. Праздник Наба Калебар: Ритуалы превращения
2. Шри Кришна и Господь Джаганнатх
3. Махапрасад
4. Веши и украшения из цветов
5. Севы и севаки
6. Сверхъестественные события в храме Господа Джаганнатха в Пури
7. Вопросы и ответы о Господе Джаганнатхе
Об авторе
Г-н Соманатх Кхунтия, магистр гуманитарных наук, - это широко печатаемый поэт и писатель храма Джаганнатха, а также священник, служитель храма. Он написал еще одну брошюру под названием "Превращения Господа Джаганнатха". Работая педагогом в государственном институте подготовки учителей, он написал также сборник рассказов для детей, в основу которых легли лилы Господа Джаганнатха, настоящие чудеса, произошедшие в храме за сотни лет. Эти истории никогда не записывались, они передавались в храмовой общине из уст в уста, от деда к внуку.
Также г-н Кхунтия постоянно работает радио- и телекомментатором, и во время ежегодного фестиваля колесниц в Пури он - один из ведущих дикторов Всеиндийского радио. За последние двадцать лет г-н Кхунтия был храмовым гидом многих посетителей из Индии и из-за рубежа, включая дипломатов, видных ученых, иностранных туристических групп и таких писателей, как Гюнтер Грасс.
Адрес автора:
Somanath Khuntia
Manikarnika Sai
Puri - 752001
Orissa, India
Предисловие
Пури, больше известный как Джаганнатх Дхам, упоминается во многих древних писаниях Индии как одно из наиболее святых мест этой страны. Здесь находится храм Господа Джаганнатхи, построенный в XII веке, но изначальное строение было воздвигнуто 2.000 лет назад или еще раньше. Все танцевальные школы, музыка, литература, архитектура - вся культура Ориссы вращается вокруг храма.
Очень жаль, что о храме было написано всего лишь несколько достоверных книг. Шри Соманатх Кхунтия - широко печатаемый писатель, а также потомственный служитель храма.
Я был очень рад, когда меня попросили написать к его книге это предисловие. Я буду рад еще больше, если услышу, что читатели этой книги больше узнали о тайнах Господа Джаганнатха и загорелись желанием лично приехать в Пури и получить Его даршан.
Харихар Пуджапанда
Один из главных служителей храма Шри Джаганнатха, а также один из первых борцов за свободу Ориссы в войне за Независимость.
Шиваратри
27.03.1995 г.
О художнике
В 1982 году Шри Байдьянатх Кхунтия получил Национальную Премию за свою работу, выполненную в традиционном стиле "джари" и "сола-кама". "Сола" - это пористый тростник, из которого можно вырезать прекрасные украшения для божеств. "Джари" - это художественная работа, выполненная из золотой и серебряной фольги. Байдьянатх Кхунтия - также потомственный служитель храма. В своей обители он открыл школу, институт "солы". Любой, кому интересно, может обратиться к нему через автора книги.
Иллюстрации
1. 1-я стр. обложки: Храм Господа Джаганнатхи, Пури, Орисса.
2. Последняя стр. обложки: Божества храма - Балабхадра, Субхадра и Господь Джаганнатх - в суна-веше, золотых украшениях.
3. Ратха-анукула-пуджа: В этот особенный майский день поклоняются древесным бревнам, из которых строят колесницы для Праздника Колесниц.
4. Праздник Чандан-ятра: В мае проводится этот праздник в честь связи между Шри Кришной и Господом Джаганнатхой. Преданные, одетые как Нанда, отец Шри Кришны, и маленькие пастухи, ведут процессию к водоему Нарендра.
5. Господь Джаганнатх Паханди (едущий): Праздник Колесниц - каждый год новые божества выходят из храма на Праздник Колесниц; но во время Наба-калебар-ятры на Его даршан собирается целый миллион преданных.
6. Бада-сингхар-веша: Это последнее украшение божеств на ночь, в которым все они полностью покрыты цветами, источающими сладкий аромат. Снимок Рагхунатхи Мишры.
7. Господь Джаганнатх в суна-веше: Золотые украшения, изображенные в резьбе "сола" художником Шри Байдьянатхом Кхунтьей, институт "солы", Пури, 752001.
8. Господь Джаганнатх в нати-веше: Слоновья одежда - эта одежда дарится каждый год вечером на Снана Пурниму, Праздник Омовения, в июне месяце.
9. Господь Джаганнатх в Нагарджуна-веше: Одеяния воина - это редкое украшение делается в храме только раз в 30 или 40 лет. Оно изображает силу Господа Джаганнатхи загипнотизировать преданных. 
10. Даликия-веша: Это украшение изготавливается во время празднования раса-лилы, в конце ноября. Все три божества облачены в сладко пахнущий лист Кии, поскольку именно Радха хотела увидеть Господа Кришну, разодетого таким образом.
11. Бада-сигнхар-веша трех божеств: изображение выполнено резьбой "сола". Каждый вечер внутри храма божества наряжают вот таким вот пышным образом с помощью настоящих цветов.
12. Церемония сари-бандха: Автор и двое его сыновей в окружении преданных и доброжелателей после церемонии посвящения в храмовое служение - традиционный семейный ритуал.
Глава первая
Наба-калебар-ятра: ритуал превращения
Наба Калебар Ятра Господа Джаганнатхи происходит лишь раз в двенадцать лет. Иногда приходит 500.000 человек со всей Индии и со всего мира посмотреть на этот великий праздник. Бюджет превышает 500.000 долларов США - это в десять раз больше, чем бюджет ежегодного Праздника Колесниц, Ратх-Ятры. В этот особенный год изготавливаются не только колесницы новые для трех божеств - Джаганнатха, Балабхадры и Субхадры, но также и сами божества. Совершаются многие ритуалы, связанные с этим превращением старых божеств в новые. Настоящие ритуалы, которым нужно следовать, прослеживаются до древних санскритских манускриптов, написанных на пальмовых листьях. Они хранятся в храме и три главных священника несут особую ответственность за их чтение и толкование. Манускрипты следующие:
1. "Ниладри-Маходая" - "Ниладри" значит "Синяя Гора", а "Маходая" - "Великое возвышение". О происхождении храма.
2. "Рудра-Джамала" - "Рудра" относится к Господу Шиве, а "джамала" - это книга ритуалов. Рассказывает о ритуалах, связанных с божеством Балабхадры.
3. "Тантра-джамала" - слово "тантра" относится к эзотерической форме поклонения, мистической практике, имеющей духовную силу. В манускрипте содержатся многие диаграммы, которые извлекают эти силы через их визуальных формы. Каждый день в храме рисуются такие диаграммы перед божествами, где ставится предлагаемая еда. Также манускрипт содержит инструкции по поклонению Субхадре.
4. "Брахма-джамала". О ритуалах, которым нужно следовать во время поклонения Господу Джаганнатхе.
Точная дата написания этих манускриптов на пальмовых листьях неопределима. Известно, что мудрецы древности написали их после достижения состояния глубокой медитации и не считали себя авторами. Следующие ритуалы превращения взяты из этих источников и даны именно в той последовательности, в которой они совершаются в храме. До настоящего времени они хранились в тщательно оберегаемой тайне внутри храмовой общины. Обычно не позволяется обсуждать эти священные ритуалы с посторонними.
Поскольку Джаганнатха должен быть сделан из дерева, во время Наба-калебар-ятры священники в первую очередь должны определить подходящее дерево. Нельзя использовать обычное дерево. Нужно найти определенные необычные соответствия.
- В манускрипте "Ниладри-Маходая", написанном на пальмовом листе, говорится, что священное дерево будут находить в особой деревне каждые 12 лет. Предположим, что год 1996-й. Имя деревни, где найдут дерево, было упомянут тысячи лет назад. Но для доказательства оно должно быть подтверждено главному священнику во время сна [видения] во время поиска.
- Для вырезания божеств подходит лишь ним. Его санскритское название - дару. Одна из главных шлок, посвященных Господу Джаганнатхе, заканчивается молитвой:
брахма-дару намами
брахма-дару-намами
брахма-дару-намами....
"Я приношу свои почтительные поклоны Верховному Господу, появившемуся в виде дерева ним". Дерево ним обладает отличными целебными свойствами.
В действительности нимовая древесина не гниет в течение более чем 30-ти лет. По существу, это одна из самых долговечных древесных пород Индии. Возможно, что Джаганнатх - это единственное в мире божество, которое всегда должно изготавливаться из дерева. Согласно Ведам, земля крематория - это место, где все равны; там все обращаются в одинаковый пепел.
* Неподалеку должен находится храм Шивы. Шива - это один из значительных полубогов. Его имя означает "Благоприятный", поэтому неподалеку должен быть Его храм, чтобы благоприятствовать происходящему.
* Возле храма должен находиться пруд или другой водоем. Водоем необходим для ритуального омовения и также он используется во время совершаемых церемоний.
* Возле нима должны расти три другие очень редкие дерева. Листья, ветви, кора и корни этих деревьев обладают могущественным божественным влиянием. Деревья следующие:
1. Варуна. Если вы сидите под ветвями этого дерева, то даже если вы окружены тысячей змей, они на вас не нападут. Говорится, что это дерево обладает способностью полностью разрушать гнев и гордыню. В наше время люди часто носят с собой кусок коры варуны, если им предстоит встреча с агрессивным человеком. 
2. Сахада. Это дерево дает возможность забыть себя. Говорится, что один из великих мудрецов Пури, Нигамананда, сидел под этим особым деревом и достиг просвещения.
3. Вилва. Говорится, что это дерево обладает способностью вылечить любую болезнь, даже болезни сердца, рак и проказу. Излечение достигается посредством жевания его листьев.
Все эти три дерева встречаются очень редко, в то время как ним - дерево очень распространенное. Господь Джаганнатха - верховный Господь. У него есть захватывающие трансцендентные возможности. Поэтому Он предпочитает появляться из леса этих благоприятных деревьев. Если вы прикоснетесь к божеству Джаганнатхи, вы почувствуете нечто особенное. Если вы подойдете или притронетесь к Нему, будучи свободными от мирских мыслей, вас потянет к Нему, как Чайтанью Махапрабху.
* У особенного нима должно быть лишь три или четыре ветви. Если у дерева три ветви, это указывает на то, что Господь Джаганнатх спасает своих преданных от тапа-трайи, трех видов страданий, которые суть:
1. Адхьятмика - страдания, причиняемые своими собственными телом или мыслями.
2. Адхибхаутика - страдания, причиняемые другими.
3. Адхидайвика - страдания, причиняемые сверхъестественными силами, например, несчастные случаи или природные катастрофы.
Если у дерева четыре ветви, это указывает на то, что Господь Джаганнатх награждает своим преданным четырьмя дарами:
1. Дхарма - Он помогает нам выполнить наш долг в этом мире, несмотря на какие-либо опасности или препятствия.
2. Артха - Он помогает нам получить финансовую выгоду. 
3. Кама - Он исполняет наши желания.
4. Мокша - Он дарует нам спасение.
* Если какие-либо птицы свили на этом дереве гнездо, оно считается нечистым и непригодным.
* Под этим деревом должна быть проведена хома (огненное жертвоприношение) перед тем, как его срубят.
* Дерево можно срубить только золотым топором из храма.
* В правильности выбора дерева можно удостовериться по специальным благоприятным знакам на его коре. На его стволе должны быть четко видны четыре оружия Господа Вишну: 1. Шанкха - раковина; 2. Диск; 3. Гада - булава; 4. Падма - цветок лотоса.
Наба-калебар-ятра проводится каждые двенадцать лет при наличии особой конфигурации планет. Последняя Наба-калебар-ятра происходила в 1969 и 1978 году соответственно. В 1996 году Наба-калебар-ятра произойдет, если, согласно "Панджи", ежегодному альманаху, произойдет "Джода Асадха", что означает два полнолуния в течение месяца асадха. Этот необычный прыгающий год по индийскому календарю содержит тридцать дополнительных дней. Месяц асадха приходится на июнь-июль, и Ратх-ятра всегда проводится в этот месяц.
Как и во время ежегодного Праздника Колесниц, потомки изначальных служителей Джаганнатхи отвечают заведуют ритуалами превращения. Потомки семей Вишвабасу, Видьяпати и Дайитапати будут служить Ему в это время, с той лишь разницей, что это длится два месяца вместо одного. С их позволения священники ходят в джунгли искать дерево. Только члены семьи Дайитапати имеют право перенести огромное бревно обратно в Пури. Они тащат его в храм на деревянной повозке.
Церемония превращения Господа Джаганнатхи остается секретом даже сегодня. Никто, кроме этой избранной группы севак, не может при ней присутствовать. Ниже следует полный список деятельности, связанной с Наба-калебаром.
1. Поисковая группа, которая отправится искать священное дерево, из которого будет вырезан новый Джаганнатх, должна состоять из одного члена семьи Пати Махапатра, 20 Дайитапати, 1 Ленка, 9 Махаран, 16 Брахманов, 3 Деулкаранов, 30 полицейских и 2-х инспекторов полиции.
2. Это мероприятие начнется после того, как божествам предложат большой обед.
3. Сначала нужно получить благословения Господа Джаганнатхи. В этот день каждому из трех божеств предлагается гирлянда длиной 3 м 60 см, которая называется Дханва-мала. Главный священник храма подарит Дханва-малу Господа Джаганнатхи старейшему члену семьи Пати Махапатра. он пешком поведет процессию, неся эту огромную малу в руках или на голове. Когда дерево найдут, гирлянду кладут сверху кокоса, предлагаемого перед священным огнем.
4. Потомки семьи Битараччха Махапатра, Дайитапати и Пати Махаратра повяжут куски одежд Джаганнатхи себе на головы как тюрбан, указывая на то, что сам Господь Джаганнатх идет вместе с ними.
5. Член храмовой семьи Мекап коснется сандалиями Господа Джаганнатха лбов всех членов поисковой группы.
6. Другой священник храма из семьи Паттаджоси Махапатра даст одежду, использованную Джаганнатхом, представителю семьи Ленка и девяти Махаранам, которые сопровождают группу. На самом деле они плотники, которые строят каждый год новые колесницы и которые делают также новые божества Джаганнатхи. Это потомки первого резчика по дереву, изваявшего в древности изначального Джаганнатху для короля Индрадьюмны. Говорится, что это человек был божественным существом, посланным исключительно для этой цели. Он согласился вырезать божества на том условии, что его не будут беспокоить до тех пор, пока работа не будет окончена. Царю не терпелось, и не успели пройти две недели, как он открыл двери. Скульптор тут же исчез, оставив божества сделанными наполовину, и именно этой наполовину сделанной форме сегодня поклоняются. Ленка и Махараны также носят одежду с Джаганнатха как тюрбан у себя на голове.
7. Процессия начинается с алтаря перед божеством. Затем она следует к дворцу короля на полпути по Гранд Роуд города Пури, чтобы получить разрешение короля отправиться в путь.
8. Процессия следует далее к храмовым садам, известным как Джаганнатх-Баллабха, в десяти минутах ходьбы от королевского дворца по Гранд Роуд. Там они останавливаются на два дня для медитации и молитвы. Все их нужды во время пребывания в садах обеспечиваются настоятелем этого монастыря.
9. Спустя два дня поисковая группа отправляется в Какатпур, деревню в 80 км от Пури по дороге в Конарк через город Пипли. Если они устали, то могут отдохнуть в монастыре известном как Деули Матха. Это примерно в 48 км от Пури. Группа должна сначала прийти в Какатпур, потому что там находится единственный храм Матери Вималы за пределами самого храма. Она - Вимала, но зовут ее Мангала, что означает "Благоприятная". Придя в село, они отдыхают несколько дней, пока старейший Дайитапати спит внутри храма. Во время своего пребывания там ему должен присниться сон, в котором богиня Мангала скажет ему точное место, где можно найти деревья. Деревья для каждого из четырех божеств будут в разных местах.
10. Когда поисковая группа определит места, они могут найти много деревьев, но священные символы найдутся лишь на одном. Поиск может занять от 15 дней до одного месяца. В это время они едят прасад богини Мангалы, и иногда из Пури приносят провизию, приготовленную для Махапрасада. Ночью они возвращаются в храм Вималы, чтобы поспать.
11. Когда дерево найдено, там проводится великое огненное жертвоприношение, чтобы пригласить всех богов и богинь прийти и дать свои благословения в благоприятное время.
12. Поблизости они должны построить маленькую соломенную хижину, в которой они будут теперь жить.
13. На следующий день после проведения огненного жертвоприношения можно начинать действительно рубить дерево. Пати Махапатра коснется дерева, которое должно быть использовано для Господа Джаганнатхи, золотым топором. Затем Дайитапати коснется его серебряным топором. Наконец, главный резчик по дереву из семьи Махарана коснется его железным топором. Во время срубания дерева будут произноситься 108 имен Бога. Это будут различные имена Паталы Нрусингха, которому поклонялись до появления Джаганнатха. Его имя декламируется во все благоприятные моменты, потому что Он спасает преданных от всех проблем; молитва Ему гарантирует, что все закончится хорошо.
14. Затем весь неотесанный ствол привозится в храм. Его кладут на деревянную повозку, сделанную по этому случаю в храме Джаганнатхи, и Дайитапати с помощью других членов группы тащат его в храм.
15. Бревна хранятся внутри хама в месте, известном под названием Койли Вайкунтха. Койли означает "место погребения", а Вайкунтха - "небеса". Это место, где будут похоронены старые божества и сделаны новые. Оно находится вблизи Слоновьих Врат с северной стороны храма.
16. Три старейших резчика по дереву будут главным скульпторами Господа Джаганнатхи. Три другие изваяют Субхадру; и еще три Балабхадру. Помогать им будут более 50 других, а также Сударшан.
17. В течение этого 21 дня, или около того, пока делаются новые божества, никому не позволяется заходить в это место, даже главному священнику храма. Там очень мощная дверь и толстые наружные стены. Плотники запирают дверь изнутри и целый день работают, несмотря на палящее солнце над головой. Резчикам по дереву нельзя ни есть, ни пить воду внутри этого священного места, поэтому они выходят во двор храма, чтобы поесть и поспать ночью. В течение этого 21-го дня они не покидают храма.
18. В течение всего этого периода снаружи Койли Вайкунтхи, у главной двери будут день и ночь петь песни о преданности. Такое непрерывное исполнение религиозных песен называется акханда-бхаджана. Пока этим занимаются девадаси и храмовые музыканты, священники-брахманы непрерывно произносят шлоки из Вед.
19. Когда новые божества изготовлены, их перенесут во внутреннее храмовое святилище и поставят перед старыми божествами, лицом к лицу. В это время никто не может войти на даршан, даже храмовые священники. Трех новых божеств несут внутрь только потомки семьи Дайитапати. Как только они внутри и в безопасности, там могут оставаться лишь трое старейших членов Дайитапати. В это время не предлагают ни пуджи, ни еды. Из четверых Джаганнатх ростом 5 футов 7 дюймов (примерно 170 см), а размах Его разведенных в стороны рук - 12 футов (3 м 60 см). Он такой тяжелый, что когда Его несут, по 5 человек должно быть под каждой Его рукой, 20 сзади и 50 спереди Его тянут. Балабхадра немножко легче. Рост у Него 5 футов 5 дюймов (около 165 см), размах рук тоже 12 футов (3 м 60 см). Субхадра ниже пяти футов (ниже 150 см) и легкая. Сударшана предстает лишь в форме длинного бревна. Однако в длину это бревно 5 футов 10 дюймов (около 178 см).
20. Только трое старейших членов семьи Дайитапати находятся внутри храма в самый священный день Великого Ритуала Превращения. Они самые первые поклонялись Господу Джаганнатхе, поэтому только они могут переместить Брахман из старых божеств в новые. Даже обычный главный священник, который заботится о Господе Джаганнатхе, не может присутствовать.
* Эта церемония происходит за три дня до великого Праздника Колесниц.
* У трех Дайитапати должны быть завязаны глаза.
* Перед тем, как начать перенос, они должны обвязать свои руки кусками одежды Господа Джаганнатха.
* Они не должны бриться, начиная с первого дня поисковой процессии. Это также считается церемонией исчезновения Джаганнатха. По традиции, если член семьи умирает, сын не бреется в течение десяти дней из уважения к усопшему. Также после смерти кого-либо из членов семьи белят дом. Поэтому все Дайитапати белят в это время свои дома, поскольку Господь Джаганнатх считается главой их семьи. 
* В этот день "перемещения" дети и все члены семьи Дайитапати носят новые одежды. Этот ритуал считается самым благоприятным из всех, проводимых в храме Джаганнатха. Именно эта церемония и есть на самом деле Наба-калебар-ятра, или Церемония превращения Господа Джаганнатха. Трое членов семьи Дайитапати постятся и медитируют целый день внутри храма. Лишь после полуночи происходит перемещение "Жизненной Силы", и это происходит в мертвой тишине. Когда Дайитапати спрашивают об их ощущениях в это время, они отвечают: "Очень трудно выразить словами, что такое Брахман. Его нельзя увидеть, к нему нельзя прикоснуться. Наши глаза завязаны и наши руки покрыты одеждой, когда мы несем его. Тем не менее есть сильное чувство, как будто в руках прыгает кролик. Таковы наши ощущения. Кроме этого, сказать в точности, что такое этот Брахман, что в нем ощущается такая мощь, сказать никто не может".
21. Старые божества выносят на плечах Дайитапати и хоронят в Койли Вайкунтхе до рассвета. Считается, что Брахман не следует сжигать, проводя обычную церемонию кремации. Старые божества были обителью Брахмана как минимум 12 лет, хотя сейчас там Брахмана нет. Поэтому их просто хоронят и не сжигают. Для трех божеств существуют три отдельные могилы, но всех предыдущих Джаганнатх хоронили в одну могилу, одного сверху другого. В другие времена года преданные могут входить в Койли Вайкунтху, но настоящие места, где находятся могилы, не помечены.
22. Говорится, что если кому-либо, кроме этой избранной группы, случится увидеть что-нибудь из этой церемонии, с крыши ли дома или еще как-то, он обязательно умрет. По этой причине правительство Ориссы приказывает полностью гасить свет в течение этой ночи во всем Пури.
23. Утром второго дня город Пури будет казаться безжизненным, словно в трауре. Любимые старые фигуры Господа Джаганнатха, Балабхадры и Субхадры ушли, а увидеть новые людям еще предстоит.
24. Новые божества сразу же помещают на алтарь, известный под названием Ратна-Сингхасана. На второй день ежедневный храмовый распорядок наконец-то возобновляется после перерыва примерно в 58 дней. Божествам дарят сладко пахнущие гирлянды цветов и новые украшения, предлагают яства и делают пуджу. Преданные снова могут войти на даршан.
25. На третий день новые божества выходят из храма на самый большой Праздник Колесниц из всех. Ежегодный праздник Колесниц может собрать 50.000 человек, но по этому, самому священному, случаю там будет более 500.000 человек. Наба-калебар-ятра настолько священен, что каждые 12 лет собирает больше людей, чем любой другой праздник Индии, за исключение великой Кумбха Мелы, проводимой раз в 12 лет в Аллахабаде, на которую приходит немного больше.
26. Последние Наба-калебар-ятры были в 1969 и 1978 гг. В 1969 году дерево для Сударшаны привезли из деревни Бахарана возле Нимапары, примерно в 96 км на юго-восток от Пури. Дерево для Балабхадры привезли из Бхакара Сахи - улицы в деревне Банамалипур, что в 113 км к югу от Пури. Священное дерево Субхадры прибыло из деревни Говиндапур - это в 129 км к югу от Пури, в том же районе, что и Банамалипур, но примерно на 32 км дальше. Священное дерево Господа Джаганнатха привезли из деревни Тапанга, возле Кхурда Роуд, что в 145 км на запад от Пури. Все четыре священных деревянных бревна имели четыре священных знака, отпечатанных у них на коре.
Следующая Наба-калебар-ятра состоится, вероятно, в 1996 году. Об этом объявят преданным во время Праздника Колесниц годом раньше. Настоящее место, где найдут деревья для божеств, опять откроется во сне, как это было на протяжении веков.
Джай Джаганнатх!

Глава вторая
Шри Кришна и Господь Джаганнатх
Перед тем, как мы рассмотрим систему пуджи огромного храма Джаганнатхи в Пури нам следует сначала посмотреть, что по-настоящему означают термины "вайшнава" и "вайшнавизм". Согласно индийским эпосам, существуют три божества, известных под именами Тришакти, Тридева, или Трио. Это Брахма - Творец, Вишну - Хранитель, и Шива - Разрушитель. Эти три характерные черты обязательны во всех предметах, даже в современной науке и в простом возведении здания. Все, о чем мы думаем, что мы чувствуем и слышим - это объекты этих трех факторов, как говорили древние риши во время оно.
Однако интересней всего заметить, что Аватары, или Божественные Существа, которые время от времени воплощаются в облике человека на земле, чтобы возвысить человечество духовно, никогда не рождаются. Они приходят на землю божественным путем, от Вишну, Самого Хранителя. Нет Аватар Брахмы или Шивы. Согласно "Ишабасья Упанишад", все творение наполнено Божественностью.
"Ишабасьямидам сарба ят кичнитья дагатья джагат". (? - точная транслитерация с английского, возможно, на ория - прим. перев.)
То, что создано, легко разрушить, но трудно сохранить и защитить. По этой причине Господь Вишну лично приходит в облике божественного человека, или Аватара, как отец пришел бы на защиту своих детей.
"Шруланту сарбе, амритасья путрах".
Пусть слышат все сыновья и дочери - они родились из бессмертного источника, и Он защитит вас".
В этой ведической шлоке просто сказано, что это долг Бога, являющегося божественной силой, стоящей за каждым обычным человеком, каждой травинкой, каждой вселенной в творении, - прийти и защитить Свой дом. В "Бхагавад-гите" говорится то же самое:
"Яда ядахи дхармасья гланир бхавати бхарата
Абхьюттханам адхармасья тадатманам сриджамь ахам
Паритраная садхунам".
"Когда мир сотрясают проблемы, Я воплощаюсь из века в век, чтобы поддержать Дхарму, или Праведность".
Слово "вайшнава" происходит от слова "Вишну" - (поддерживать, защищать) и означает, таким образом, того, кто поклоняется Вишну, хранителю и защитнику. Это поклонение, или духовная практика, известно как "вайшнавизм".
В вайшнавизме мы не делаем слишком большого акцента на "Йога-сутры" Патанджали, как например:
1. Яма - ненасилие, правдивость, сострадание, прощение, чистота.
2. Нияма - духовная практика, пуджа, поклонение, джапа (или воспевание святых имен), раздача милостыни.
3. Асана - то же, что и хатха-йога.
4. Пранаяма - дыхательные упражнения.
5. Пратьяхара - поклонение через формы, известное под названием "Сакара", бесформенное поклонение - "Ниракара", и видение Бога во всем, что называется "Атмабхава".
6. Дарана - сосредоточение на одном, или воздержанность и терпеливость.
7. Дхьяна - медитация.
8. Самадхи - постижение Бога.
Единственное, что существенно здесь - это "бишваса", или вера, "анурага", или преданность и любовь, и, самое важное, "абхимана" - безоговорочная, не ограниченная условиями любовь.
"Бишваса" означает наличие абсолютной веры, без всяких сомнений, даже слепую веру. С такой верой в своего Господа Кришну, произнося Его имя, святая поэтесса Мирабаи выпила яд. Яд превратился в нектар. "Анурага" - это чувство преданности, пусть даже и только с одной стороны. Дхрува ребенком медитировал в лесу не для того, чтобы что-нибудь получить. Но когда он увидел Господа Вишну, ему подарили место на небе, известном под названием "звезда Дхрувы". Если человек дарит Богу цветы, украшает Бога, приносит Богу поесть и медитирует на него из чувства такой сильной любви, не думая о результатах, но просто предлагая Ему все это то это - анурага.
"Абхимана" - это высочайшее чувство для вайшнавита. Такое можно найти лишь между мужем и женой или преданным и Богом. Это любовь глубочайшего уровня, как единение солнца с его лучами, цветка и его аромата; или сахара и его сладости. И настолько это перемешано с добрыми чувствами, что даже гнев - не гнев, и печаль - не печаль. Главная гопи из детских дней Кришны, Радха, была самым лучшим примером такой любви. Когда Кришна уехал из Бриндавана в Двараку, Он не вернулся. Четыре дня стали как четыре года, и даже больше, хотя Он пообещал вернуться. И однажды Радха сказала своим подругам следующее:
"Кришна занят теперь в Двараке. Он не едет. В один прекрасный день я умру. Пожалуйста, сестры мои дорогие, вы же можете сделать для меня одну вещь. Отнесите в это время мое мертвое тело на тропинку, по которой Он однажды прошел и накройте его тканью, на которой будет написано лишь "Кришна, Кришна, Кришна". Напишите Его имя у меня на груди. Если случайно услышите звуки сладкой флейты, поверните мою голову, чтобы эта сладкая музыка вошла мне в уши. Это последнее, о чем я вас молю, дорогие мои сестры. Пусть мое мертвое тело будет также довольно, что я была с Ним, и пусть никто не забудет, что есть женщина, которая так Его любила".
В вайшнавизме сложные ритуалы вовсе необязательны. Существенны лишь Радхабхава, любовь Радхи к Шри Кришне, и ануракти, чувство неотделимости от Бога, которое было у Радхи. Эта ануракти представляет собой отношение к Богу как к человеку; не нужен никто третий. Есть только преданный и Бог, не Бог, сделанный из дерева или бронзы, а живой, с которым мы можем поговорить, как с человеком. Что верно в отношении нас, верно также и в отношении Него. Настоящая Вайкунтха, или Небеса, не далеко, а прямо здесь, посреди комнаты, Бог находится с нами, как член семьи. Кришна лично говорит в "Бхагавад-гите":
"Мада Бхактра Ятра Гаянти 
Татра Тиштами Нарад" (??? - в "Гите" нет такого стиха, пытался найти похожий, но безуспешно - прим. перев.)
"Я не живу ни на Вайкунтхе, ни в Двараке, но Я там, где Мои преданные поют и помнят обо Мне".
Настоящий вайшнав - самоотверженный слуга, он предается этому всемогущему присутствию перед тем, как действовать. Он не верит ни в свои собственные силы, ни в мирскую власть, ни в богатство. Для него, его тело и весь мир состоят только из двух вещей: "четана" и "ачетана". Ачетана значит бессознательный и относится к временной физической крови и костям, образующим тело. Четана означает наличие сознания и относится к невидимому и чистому верховному Пуруше, или божественному существу, живущему внутри этой оболочки. Когда вайшнавит предается, он забывает страдания ачетаны и связывается непосредственно с невидимым Богом, живущим внутри него.
Иисус, Мохаммед, Буддха, Адишанкар, Чайтанья, Рамакришна - все они имели некоторое представление о Боге. Их пути и средства разнились, но цель у всех была одна и та же. Но Шри Кришна стал символом вайшнавизма, потому что того, что Он сказал и сделал, никто не мог, ни до, ни после. В "Гарге Санхита" следующая шлока гласит:
"Пурмх Пуранах Пурушоттам
Паратаро Джах Пурушах Пармешвар"
"Я полон, все эпосы в одном,
однако Я подчиняюсь желанию своего преданного
и прихожу в любом облике, который он пожелает".
Если преданный хочет, чтобы Бог был его внутренним господином, ближе, чем веко к глазу, Кришна приходит как Кришначандра; как друг, Голакчандра; как божественный ребенок, Балакришна; как любовник, как Гопи-Кришна; как пастушок, Гопала Кришна, как похититель сердец, Читта Чора; как самый привлекательный в мире, как сам Кришна. Слово "Кришна" значит "привлекать", и от производного от слова "Кришна", "Каршаяти эти Кришна", Его имя означает также прощающего все ошибки. Взяв любое имя из этих двух и его сущность, преданный может достичь Кришны. Вот так был Он особенной и уникальной Аватарой для мира.
Многие божественные души и Аватары приходили в этот мир, но только Шри Кришну называли "Пурна Аватар", "полная Аватара", у Него были все 16 кал, или божественных искусств, или свойств. Вот они:
1. Дая - сострадание.
2. Дхарджья - терпение.
3. Кшама - прощение.
4. Ньяя - справедливость.
5. Нирапекша - беспристрастность.
6. Нирашакта - отрешенность.
7. Тапасья - медитация и духовные силы.
8. Апарчитта - непобедимость.
9. Данашил - благотворительность, дарующий всевозможные богатства в мире и в природе. 
10. Саундарджямая - красивое воплощение.
11. Нритьяджна - самый лучший танцор.
12. Сангитаджна - самый лучший певец.
13. Нитибади - воплощение честности.
14. Сатьябади - сама истина.
15. Сарвагната - совершенный мастер в любом искусстве - поэзии, драме, живописи и т. д.
16. Сарваниянта - контроллер всего.
Так что хотя приходили многие мудрецы и провидцы, наделенные божественными качествами - состраданием, дхармой, жертвоприношением, которые помогли миру, ни у кого не было духовной силы Шри Кришны.
В "Брахма Санхите" также сказано святым Нарадой:
"Говиндамади пурушам тамаханваджами".
"Кришна - верховное Существо, полная Аватара, чье имя преданные должны брать и повторять".
В "Гарге Санхите" утверждается:
"Асанкхья брахмандапати,
Голакедханьи раджате".
Кришна - "Брахманпадати", Господь всех вселенных, из которых наш мир - лишь небольшая часть. Существует множество вселенных, которых мы даже не видим и о которых не знаем. Нарада говорит, что по одной этой причине все должны принять у Него убежище.
В переводе "Бхагаваты" на ория говорится:
"Брахманда мала мала хой,
То ломакупе джхулутхай."
"Вокруг Меня вращаются целые вселенные. Я здесь, чтобы заботиться о всех".
В "Нарада-панчаратре" говорится:
"Ятха ренура санкхья сача,
Татха бишванти Нарада".
"Все творение - это Моя воля, Мое желание, все - Мои дети".
В священной книге "Каланидхи" сказано:
"Парама Карана Кришно
Говиндети Паратарам".
"С рождения и до смерти, если человек декламирует имя Кришны, в его мыслях будет царить спокойствие".
И, наконец, в "Чайтанья-чаритамрите" написано:
"Брахма Вишну Хара ай Сруштира Ишвара,
Тинеагма Кари Кришнера Кришна адишвар".
"Трое Богов, так называемые хозяева творения, - Брахма, Вишну и Шива - всего лишь вынуждены следовать тому, что диктует Кришна".
В последней части "Махабхараты" установлена мистическая связь. Шри Кришна сказал Арджуне: "Теперь, когда война закончена, послушай, что Я хочу. Я хочу отдохнуть в Сиали Лате, далеком лесу из лиан. Я знаю всё. Там, пока Я буду спать, меня убьет человек из племени Кали-юги". Этот густой лес был древни
спонсоры раздела

Оцените статью:

  Рейтинг: 5,00 - 1 голосов

Поделитесь новостью с друзьями:

Подписаться на новости и статьи сайта
Похожие статьи
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Введите ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваша почта:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Внимание, перед отправкой своего
сообщения ознакомьтесь:
- с положением об ответственности
за оставленный комментарий/отзыв
- с правилами пользования sitename.ru