Черное дерево символизирует Кришну - это дерево тамаринд, а белое дерево это ват - одна из разновидностей баньяна, и символизирует Балараму. Видно, что Баларама вырастает из Кришны. Дальше по пути парикрамной дороги, недалеко от этого дерева, есть также два сросшихся дерева, тамал и белое дерево, символизирующие Кришну и Радхарани, они менее известны, чем дерево Кришны Баларамы. Здесь на Раман -р ети Прабхупада построил свой храм, который называется Кришна Баларам Мандир. Раман -p ети считается самым аристократическим районом Вриндавана. И храм Кришна Баларам здесь самый знаменитый.
Вараха гхат
Здесь Кришна показал гопи, Свою форму Варахи. Ни с того ни с сего Он превратился в Вепря. Здесь построен небольшой храм. Гхат - это место омовения.
Ашрам Гаутама Муни
Это очень древнее место. За много лет до прихода Кришны, Гаутама Муни в этом месте предавался аскезе. Здесь Гаутама Риши создал свою знаменитую теорию парамана вада - теорию атомного строения материи. Даже чтобы создать атомную теорию, ему нужна была энергия Вриндавана, поэтому он пришел сюда в святое место. Кришна помогает вводить в заблуждение даже здесь, в святом месте.
Сурйа гхат
Место, где Сурья Дев предавался аскезе, чтобы получить даршан Кришны.
Го гхат
Место, где Нанда Махарадж раздавал коров брахманам, когда родился Кришна. Чтобы это событие было приятным и обеспечило счастливую судьбу детям, Нанда Махарадж раздал десятки миллионов коров около этого гхата. На этом месте сейчас находится Гошала имени Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Калия гхат
Дерево кадамба, которому много, много тысяч лет. Говорится, что оно росло на берегу Йамуны еще в начале Сатья йуги. Когда Гаруда украл горшок с амритой и пролетал над этим деревом, то одна капля упала на это дерево и оно стало бессмертным. Поэтому с тех пор это дерево живёт тут. Когда демон Калия поселился в Йамуне, он отравил ее так, что вся растительность вокруг погибла. Осталось только это дерево кадамба. Калия приполз сюда, потому что в свое время Гаруда хотел его съесть. Калия спрятался в Йамуне, так как по проклятию Саубарьи Риши, Гаруда не может притронуться к Йамуне. Бхактивинода Тхакур объясняет, что эта лила укрощения Калии, символизирует очищение сердца преданного от попытки отравить его. Разные люди пытаются отравить преданных, пытаются сбить с пути преданного служения, и, если преданный искренний, тогда Кришна вмешивается и всё ставит на свои места.
Калия Даман
Это место недалеко от Калия гхата. Небольшой храм, в котором стоит Божество Кришны в объятиях Калии. Его установил внук Кришны, Махараджа Ваджранаб x а.
Самадхи Прабходананданы Сарасвати
Это место находится рядом с Калия гхатом. Прабходанандана Сарасвати был дядей Гопал Бхаты Госвами. В играх Кришны он - Тунга Видья Сакхи. Господь Чайтанья встретил Прабходанандану Сарасвати в Шри Рангаме и обратил в Гаудйа вайшнавизм. С тех пор Прабходанандана Сарасвати поселился во Вриндаване. Он написал Вриндавана Махимамриту, где прославляется земля Вриндавана. В этой книге написано, что земля Вриндавана сделана из драгоценных камней, и что все деревья - это деревья желаний, у основания которых находятся изумруды. Мы их с вами не видим, но он видел.
Храм Радхи Мадхавы
Это храм Кишори Бабы. Ему принадлежало всё это место и весь ашрам, в том числе. Кишори Баба был одним из уважаемых бабаджи Вриндавана. Он в своё время был лидером бабаджи во Вриндаване. На крыше своего ашрама он построил качели (джугала). Однажды утром многие люди увидели, что Радха и Кришна качаются на этих качелях. Непонятно как, почему, но это место есть. Кишори Баба ушел лет тридцать тому назад. Он был знаком со Шрилой Прабхупадой. Шрила Прабхупада приходил в этот храм Радхи Мадхавы. Очень красивые Божества Радхи Мадхавы. Божества безумно дорогие, были сделаны в Южной Индии по особому стилю. Настоящие Божества должны быть вылиты так, чтобы потом к ним не притрагивалась никакая стаместка или какой-то другой инструмент. Их нельзя никак обрабатывать. С самого начала они должны быть идеально отлиты. Это как раз такие Божества. Этот Кишори Баба был большим мистиком. Однажды он пришел на Сева Кундж и упал там в обморок. Люди собрались вокруг, пытаясь привести его в чувство. Через два-три часа, когда он очнулся и разжал руку, от руки шло благоухание, и все увидели прасад. Кишори Баба сказал, что этот прасад ему дала Радхарани в духовном мире. Он раздал прасад окружающим.
Храм Мадана Мохана
Место называется Двадаша Адитья Тила, холм недалеко от Калия гхата. Кришна забрался на этот холм для того чтобы согреться. После того как Кришна провёл в объятиях Калии несколько часов и танцевал у него на голове, Он, выйдя из воды, сильно замерз и стал дрожать. Тело Его покрылось пупырышками. Тогда мама Йашода приказала Кришне забраться на этот холм и подставить Своё тело под солнце. Это было устроено Кришной, так как Сурья Дев хотел получить даршан Кришны. Сурья Дев решил как следует послужить Кришне. Сурья размножил себя, и на небе появилось 12 солнц, которые своими ослепительными лучами грели Кришну. Кришна наслаждался , когда же Он согрелся, то стал потеть. У подножия этого холма есть небольшое озеро, которое является потом Кришны.
Также на этом холме в свое время Адвайта Ачарья нашел Божество Мадана Мохана. Адвайта Ачарья пришел во Вриндаван задолго до прихода господа Чайтаньи. Он ходил здесь, моля о том, чтобы Господь спустился на землю в Кали йугу. Он ходил везде и звал Кришну Чайтанью. Однажды, гуляя по холму, он услышал голос. Этот голос сказал: «Ты зовешь Меня, а Я здесь под землей давным-давно тебя жду». Адвайта Ачарья откопал Его. Это Божество установил Махараджа Ваджранабха, внук Кришны, здесь потому, что недалеко находится Мохан Тер гхат. Мохан Тер гхат это место, где Купидон хотел выпустить стрелу вожделения в Кришну. Но когда он приготовился выпустить стрелу и увидел красоту Кришну, он уронил лук и стрелы, голова закружилась, и Купидон упал без сознания. После этого у Кришны появилось имя Мадана Мохан - Тот, Кто сражает Своей красотой бога любви Купидона.
В этом месте поселился Санатана Госвами, после того как пришёл во Вриндаван и нашел Мадана Мохана в Матхуре. Когда Адвайта Ачарья уходил из Вриндавана, он оставил Мадана Мохана на попечение одного брахмана в Матхуре. Его звали Чхауби. Санатана Госвами увидел это Божество у брахмана и увидел, как Ему поклоняется жена брахмана. Как раз в то время он написал книгу о поклонении Божествам. Он стал говорить жене брахмана как нужно правильно вести поклонение. Как надо складывать руки и т.д. После этого Мадана Мохан пришел к нему во сне и стал ругать его: «Что ты натворил. Я наслаждался тем как поклоняется Мне супруга брахмана, а ты устроил вместо рагануги регулируемое служение. Ты всё испортил. Мне не нравится смотреть на эти сложенные руки и регулируемое поклонение».Этой же ночью Он пришел к брахману и попросил отдать Его Санатане Госвами. Утром Санатана Госвами побежал в дом Чхауби просить прощения за поправки в поклонении. Когда он прибежал, Чхауби сказал, что Божество пришло к нему во сне, и попросило отдать Его Санатане Госвами. Санатана Госвами был удивлен и обрадован, так Божество перешло к Санатане Госвами. Санатана Госвами поклонялся Ему, предлагая шарики из теста без соли, а Мадана Мохан требовал, чтобы они соленые были. Санатане Госвами негде было взять соли.
Санатане Госвами приходилось спускаться к Йамуне, чтобы набрать воды и это для него было сложно. Поэтому однажды, когда Санатана Госвами спал, Мадана Мохан Сам вырыл для него колодец. Этот колодец находится здесь. Говорят, что в нём не вода, а чистая Кришна према.
Самадхи Санатаны Госвами.
Это место под склоном холма Двадаша Адитья Тила. Рядом Грантха Самадхи, где хранятся рукописи. Джива Госвами и другие Госвами Вриндавана использовали много книг других вайшнавов, чтобы написать свои книги. Одни говорят, что Джива Госвами положил туда писания, которые невозможно будет понять в течение Кали йуги, другие утверждают, что сами Госвами написали больше книг, чем дошли до нашего времени и эти книги положили сюда, чтобы сохранить их. Это единственное самадхи, где захоронены книги. Также здесь есть самадхи Тапана Мишры, близкого друга Чайтаньи Махапрабху. Он отец Гопал Бхаты Госвами. В свое время ГосподьЧайтанья отправил его в Бенарес, чтобы подготовить обращение Пракашананданы Сарасвати и саньяси из Бенареса в вайшнавов. В конце жизни Тапан Мишра пришел сюда и здесь находится его самадхи. Тут много самадхи. Как, например, самадхи Мадху Даса. Это один очень смиренный преданный. Он в свое время был сборщиком налогов в огромной провинции. Собрав однажды много денег, он пришел во Вриндаван, построил здесь на эти деньги храм. Потом за ним долго гонялись, а он сидел здесь во Вриндаване и служил вайшнавам. Все думают, что храм Мадана Мохана - самый первый храм во Вриндаване, но, на самом деле, есть храм Банкади Махадева, храм господа Шивы, который Санатана Госвами построил раньше, чем храм Мадана Мохана, и там он установил Шива-лингам. Банкади Махадев пришел сюда раньше, чтобы подготовить проявление этого современного Вриндавана.
Адвайта-ват
Ват - означает баньяновое дерево. Под этим деревом останавливался Адвайта ачарья, здесь он жил и молился Господу Кришне, чтобы Он низошел сюда на землю. В этом месте Адвайта Ачарья нашел Мадана Мохана. Тогда его звали Мадана Гопал. Это дерево не то, которое росло в то время. Это отросток от старого дерева, преемник старого дерева. Говорят, что ученик того дерева вырос.
Храм Банке Бихари
Самый знаменитый храм во Вриндаване. Единственный конкурент этому храму - Кришна Баларам Мандир. Сюда ходят очень много людей. Божества установил здесь Свами Харидас, современник Госвами Вриндавана. Он занимался во Вриндаване бхаджаном. Его бхаджан кутир находится на Нидхуване, где он и нашел Божество Банке Бихари. Это очень древнее Божество. В этом храме существует традиция давать короткие даршаны. Шторы окрывают всего на несколько секунд, затем их задёргивают и через какое-то время опять открывают. С этим связанно несколько историй. Одна из историй такова. Одна царица из Джайпура приехала во Вриндаван. В то время даршан был длинный, и она имела возможность долго смотреть на Банке Бихари. Царица так долго смотрела на Божество, что привязалась к Банке Бихари. Она вернулась домой и сказала мужу царю: «Пойдем войной на Вриндаван и отберём Банке Бихари». Она не могла жить без Банке Бихари. Так или иначе, здесь был сильный конфликт, с трудом его удалось уладить. И после этого пуджари сказали: «Хватит, долгих даршанов больше не будет». После этого даршаны стали короткими. К Божеству нельзя близко подойти, и Его трудно разглядеть. Это для того, чтобы никто не успел к Нему привязаться.
Раньше все Божества Кришны во Вриндаване были без Шримати Радхарани. Первые Божества во Вриндаване с Радхарани установила Джахнави деви после ухода Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху. Она первой установила Божество Радхарани вместе с Гопинатхой. Потом Махарадж Пури прислал два Божества Радхарани – одно для Гопинатха, другое для Говиндаджи. Но когда Божества приехали во Вриндаван, Гопинатх пришел во сне главному пуджарию храма и сказал, что это не две Радхарани, а одна. Другая - это Лолита Деви и Они Обе принадлежат Мне. Поэтому поставь Их по обе стороны от Меня. Таким образом, Говиндаджи остался без Шримати Радхарани. Впоследствии, Махарадж Пури стал думать, где найти Радхарани для Говиндаджи. И затем, в Пури к нему во сне пришла Сама Радхарани и сказала, что здесь в Пури Мне поклоняются как Лакшми, но на самом деле, Я никакая не Лакшми, Я - Радхарани, Мне надоело, что Мне поклоняются как Лакшми. В Пури при храме Джаганатхи было святилище, где стояло Божество Радхарани, которому поклонялись как Лакшми. И Радхарани попросила отправить Её во Вриндаван к Говиндаджи. Так Говиндаджи получил Свою Радхарани. Свами Харидас был великим музыкантом и, говорят, когда он пел, то камни плавились. До сих пор на Нидхуване можно увидеть эти камни.
Вихар кунда
Здесь Кришна отдыхал, после того как погасил бушевавший лесной пожар, в этом озере Он купался. Вокруг много растет деревьев кадамба. Как дерево тамал посвящено Кришне и напоминает цвет Его тела, также и дерево кадамба посвящено Радхарани. Когда это дерево цветет, цветы желтого цвета в форме шаров, от них исходит приятный аромат. Когда Кришна видел эти цветы, Он вспоминал сразу о Шримати Радхарани и падал в обморок.
Имли-тала (тамариндовое дерево)
Очень священное место для всех Гаудия Вайшнавов. Имли на санскрите означает тамаринд. Не так давно здесь стояло тамариндовое дерево, которому насчитывалось около пяти тысяч лет. Это было любимое место Шримати Радхарани. И однажды, во время танеца раса, недалеко отсюда, на Вамши-вате, Шримати Радхарани исчезла с места танца раса. Кришна везде искал Ее и пришел сюда под это дерево Имли-тала. Здесь висели качели, на которых раньше качались Шримати Радхарани с Кришной. Кришна прибежал сюда, в надежде встретить Радхарани, но и здесь Её не было. Кришна сел под деревом, и степень Его чувства разлуки с Радхарани была так велика, что Его тело стало золотистого цвета, как тело Самой Шримати Радхарани. В тот же момент как Кришна погрузился в размышлении о Радхарани, Она появилась вместе с подругами гопи, и спросила: «Что Ты тут делаешь, и почему Твоё тело золотистого цвета?» Кришна ответил: «Я погрузился в размышления о Тебе, и почувствовал разлуку с Самим Собой. И Мне хочется прийти на землю в том виде, в котором Ты сейчас Меня видела». Это причина прихода Шри Чайтаньи Махапрабху.
И когда Чайтанья Махапрабху приходил во Вриндаван, Он был на этом месте всего один день, Он боялся зайти на это священное место, так как думал, что не выдержит разлуки с Самим Собой. И когда Он пришел под это дерево, Он сидел здесь, повторяя святые имена и думал о Кришне, и степень Его погруженности была на столько сильной, что кожа Его из золотистого цвета становилась синеватой, принимая цвет тела Кришны. Под деревом находится мурти Господа Чайтаньи, где Он повторяет мантру.
Бхактисиддханта Сарасвати, когда приехал во Вриндаван, сказал, что я вечно живу здесь , под этим деревом, это моя вечная обитель. Он очень хотел, чтобы Гаудия вайшнавы ухаживали за этим местом. Тогда за этим местом ухаживали Госвами из храма Радхи Говинды. После своего ухода Бхактисиддханта Сарасвати пришёл во сне к своему ученику и сказал, что хочет поселиться под Имли-талой. В конце концов, это место было передано Гаудийа вайшнавской сампрадайе, и здесь установлено первое мурти Бхактисиддханты Сарасвати.
В промежутке между 1990-1994 годом дерево ушло. Сосед этого храма был мусульманином, и он не любил все это и очень завидовал. Это дерево было раскидистым и его ветви свисали на участке соседа. Сосед решил спилить эти ветви. И когда он стал пилить, из веток пошла кровь. Дерево не выдержало такого оскорбления и засохло. Через нескоторое время у этого мусульманина из горла хлынула кровь и он оставил тело. На месте посажена веточка от этого дерева.
Храм Радха Дамодары
Этот храм был построен Дживой Госвами. Была такая история, что Дамодара пришел во сне к Рупе Госвами, который был учителем Дживы Госвами. И Божество сказало Рупе Госвами, что хочет чтобы Джива служил Ему. Все Госвами имеют Божества, а Джива не имеет, пусть Мне поклоняется. Рупа Госвами когда проснулся, то нарисовал точную копию Божества, которое пришло к нему во сне. Затем он заказал Божество в том виде, в каком он Его увидел. Божество сделали, и Рупа Госвами отдал это Божество Дживе Госвами, чтобы Джива Госвами стал Ему поклоняться. Первое, что сделал Джива Госвами, он приготовил сам прасад, предложил Божеству, и Радха Дамодара, на глазах у Дживы Госвами, все это съел. Он обрадовался и постоянно готовил прасад Божеству, а Радха Дамодара все съедал. Изначальные Божества находятся в Джаяпуре, а здесь пратибху-мурти - в центре алтаря. Слева божества Радха Вриндавана Чандра, которому поклонялся Кришна Дас Кавирадж Госвами. Справа Божества Радхи Мадхавы - Божества Джаядевы Госвами. И последние Божества - Бугарбхи Госвами. Бугарбха Госвами был первым Госвами Вриндавана. Он пришел сюда вместе с Локанатхой Госвами. Им Господь Чайтанья поручил открыть места игр Господа Кришны. И здесь есть самадхи Бугарбхи Госвами.
В этом храме есть самадхи Рупы Госвами и его бхаджан кутир. Также здесь есть комната Шрилы Прабхупады, в которой он жил, перед тем как отправиться на запад. Здесь он жил и писал комментарии к Шримад Бхагаватам. Рядом есть небольшая кухня, в которой Прабхупада готовил прасад. Рассказывают, что однажды Шрила Прабхупада, находясь на кухне, думал над миссий, которая предстоит ему, думал как он будет проповедовать на западе. И некоторые сомнения закрались в его сердце, он думал, как смогу я это сделать. В этот момент сам Рупа Госвами вышел из своего самадхи, и сказал Шриле Прабхупаде: «Не бойся, я всегда буду рядом с тобой». В этом храме находится также самадхи Дживы Госвами. Здесь самадхи царя Бирхамбира, который украл книги у Шриниваса Ачарьи и Шьямананды Пандита и потом стал великим преданным. Тут находится пушпа-самадхи Бхактисиддханты Сарасвати и самадхи Кришна Дас Кавираджа Госвами.
Храм Шауби
Он не такой знаменитый как другие храмы. Но, тем не менее, он очень красивый. Этот храм был построен одним знаменитым купцом, учеником Госвами храма Радха Рамана. Купец хотел построить достойный храм для Радха Рамана. Это очень прекрасный храм, с колонами из цельного мрамора, привезенного из Джайпура. Купец потратил огромные деньги. И когда храм был построен, Радха Раман пришёл во сне к главному Госвами храма Радха Рамана и сказал, что не хочет переезжать в новый храм. Радха Раман сказал, что Ему в старом храме больше нравиться - рядом Нидхуван, в котором Он танцует с Радхарани, и Он не хочет уезжать из старого храма.В этом новом храме также стоит Божество Радха Рамана, только Его имя Чхота Радха Раман.
Нидхуван
Ван-это лес, а нидху - это ночь. Это место, где Шримати Радхарани и Кришна проводят ночь. Они встречаются на Йога Питхе около храма Говиндаджи, потом приходят на Сева Кундж, и там Они танцуют, а после того как Они натанцевались и утомились, Они приходят сюда на Нидхуван и здесь Они проводят ночь.
Храм Радха Раман
Это храм Гопал Бхатты Госвами. Божество Радха Раман является одним из немногих, сохранившихся Божеств во Вриндаване, после нашествия мусульман. Гопал Бхатта Госвами не упоминается в писаниях, он просил Госвами не упоминать его имя в своих книгах. Он написал Сат Сандарбхи вместе с Дживой Госвами и подготовил материал для работ Рупы Госвами и Санатаны Госвами. Божество принадлежит Гопал Бхатте Госвами, одному из величайших Госвами Вриндавана. Рассказывается, что когда Господь Чайтанья был в Южной Индии и жил четыре месяца в Шри Рангаме, Он пришел в дом Венкатабхаты, главного жреца Шри Рангама. И когда в первый день Он пришел в дом Венкатабхаты, то Венкатабхата омыл стопы Господу Чайтанье и раздал чаринамриту со стоп Чайтаньи Махапрабху членам своей семьи. Когда дошла очередь до десятилетнего Гопала, тот упал в экстазе, волосы на его теле встали дыбом и никто не мог понять, что с ним происходит. Впоследствии Сам Господь Чайтанья усадил Гопал Бхатту на вьясасану, на которой до этого сидел Сам, показав его положение как гуру. Появился Радха Рамана очень интересно. Гопал Бхатта Госвами пошел на реку в Гималаях, и когда он зачерпнул воду из этой реки, у него оказалось в руке одиннадцать шалаграм. Он положил их в коробку. Подходя к Вриндавану, Гопал Бхатта подумал, что недостоин поклоняться этим шилам и, вернулся обратно в Гималаи, желая вернуть шалаграмы в то место, откуда они пришли. Когда он их выложил в воду, шилы выползли из воды, и заползли к нему в ладонь, сказав, чтобы он им поклонялся. Гопал Бхатта спустился во Вриндаван. Он стал писать книги и поклоняться 11 шалаграмам. Перед праздником Нарасимха Чатурдаши, богатый купец пришел во Вриндаван, он хотел пожертвовать что-то Божествам Госвами. Купец обошел всех Госвами, раздавая пожертвования. Когда дошла очередь до Гопал Бхатты Госвами, купецс просил, что же ему нужно для Божеств. Но Гопал Бхатта сказал, что у него нет Божеств. В этот момент Гопал Бхатте стало обидно - у всех Госвами Божества, а у меня шилы. Я не могу их наряжать, я не могу их украшать. Он захотел, чтобы у него тоже было Божество. На следующее утро, когда он открыл коробочку, то вместо Дамодара-шилы он увидел Божество Радха Рамана. Радха Раман это самопроявленное Божество Говорят, что Радха Раман - особое Божество. Он точь-в-точь до пояса, как Радха Мадана Мохан, грудь, как у Радха Говинды, а лицо, как у Радха Гопинатхи. Радха Раман является слиянием всех трех основных Божеств Вриндавана.
Храм Радха Гокулананданы
Здесь много замечательных Божеств. В этом месте бхаджан кутир Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура. До этого здесь жил Наротама дас Тхакур, а до него Локанатха Госвами. Локанатха Госвами был первым госвами Вриндавана. Он был послан Чайтаньей Махапрабху сюда для того, чтобы найти места игр Кришны. Однажды, сидя на Йамуне, Локанатху Госвами охватило сильное чувство разлуки с Кришной. Вдруг, откуда ни возьмись, перед ним появился страшный охотник со щетиной, одетый в шкуры, а в руках у него было Божество. Охотник сказал: «У меня здесь что-то есть, возьми это себе, я не знаю, что с ним делать». Он вручил Локанатхе Госвами Божество Радхавинода и исчез. Этот храм построил Вишванатха Чакраварти Тхакур, и его Божества Радха Гокуланандана стоят тут. Здесь же находится маленькое Божество Виджая Говинда - Божество Баладевы Видья Бхушаны. Виджай Говинда переводится как Говинда-победитель. История такова, что Рамананди – сампрадайа, исходящая от Рамануджи, хотели взять храм Говинды под свое управление. В храме Говинды в то время поклонялись жрецы из Гаудия сампрадайи. А Рамананди не признавали существование Гаудия сампрадайи. Есть Мадхава сампрадайа, Рамануджа сампрадайа, а Гаудийа сампрадайа неизвестно откуда взялась. В истинной сампрадайе должны быть комментарии на веданта сутру. Рамананди обратились к махараджу Джайпура, сказав: «Выгоняй этих самозванцев». Царь Джайпура очень любил Гаудийа вайшнавов, но возразить ничего не смог. Рамананди стали говорить: «Посмотри, что они вытворяют. Они поставили Радхарани вместе с Кришной, когда по правилам полагается, чтобы Радхарани стояла на одном алтаре, а Кришна на другом. И вообще неизвестно, что они делают. Выгоняй этих вайшнавов отсюда и отдай этот храм нам». Гаудийа вайшнавы не могли ничего сделать. Им говорят: «Покажите свой комментарий на веданта сутру», но Гаудийа вайшнавы только разводили руками. Тогда они быстро послали гонцов к Вишванатхе Чакраварти Тхакуру и сказали: «Спасай. Если ты нас не спасешь, то Говинду Дева отберут у нас и Рамананди будут поклоняться Говиндаджи». Вишванатха Чакраварти был уже в то время очень стар, но он отправил своего ученика, Баладева Видья Бхушану. Баладева Видья Бхушана получил образование в Мадхава сампрадайе. Он получил саньясу в девять или в десять лет. Но потом он обратился в Гаудийа Вишнуизм и стал под руководством Вишванатхи Чакраварти Тхакура изучать вайшнавские писания. Когда Баладева явился в Джайпур, у него потребовали комментарий на веданта сутру. Он сказал: «Комментарий на веданта сутру написан самим Вьяса Девой. Но если вы хотите, я могу составить свой комментарий. Через восемь дней я принесу работу». Его противники посмеялись и ответили: «Мы посмотрим, что за комментарий у тебя будет через восемь дней». Баладева отправился к Говинде и стал молиться Ему. Говинда сказал: «Не волнуйся, Я Сам продиктую тебе этот комментарий». Говинда продиктовал комментарий, который называется Говинда Бхашьей. Когда Баладева Видья Бхушана пришел с этим комментарием, и его противники увидели внушительного размера рукопись, они сказали: «Хорошо, мы сдаемся». С тех пор у Баладева Видья Бхушаны появилось маленькое Божество Виджая Говинда – Говинда-победитель.
Здесь на алтаре есть реликвия, это говардхана-шила и гунджамала, которые в свое время Господь Чайтанья подарил Рагхунатхе дасу Госвами. Гунджамала - это ожерелье из семян особого растения, которое растет во Вриндаване. У него черно-красные семена. Эти семена символизируют Радху и Кришну, обнимающихся друг с другом. И бусы из этих семян, и гирлянду из листьев туласи нельзя одевать простым смертным, даже если это махапрасад. Когда Махапрабху дарил эту говардахана-шилу, Он вдавил в нее Свой палец, и отпечаток пальца Господа Чайтаньи есть на этой говардхана-шиле Это та самая гунджамала, которую носил Сам Господь Чайтанья.
Храм Радха Гопинатхи
Здесь находятся Божества, которым поклонялся Шри Мадху Пандит. Это третьи Божества Гаудийа Сампрадайи. Мадана Мохан символизирует самбандху - знание которое соединяет человека с Богом, Радха Говинда символизирует процесс абхидеи - метод достижения Бога, а Радха Гопинатха символизирует прайоджану – цель, Кришна прему. Эти Божества установил Ваджранабха, внук Кришны. Нашёл Их на Вамши-вате Парамананда Бхатачарья и поручил Их Мадху Пандиту. Изначальные Божества в 1670 году перевезли в Джайпур.
Храм Говиндаджи
Это Божество нашел Рупа Госвами. После того как были найдены Мадан Мохан Санатаной Госвами, Гопинатха Параманандой Бхатачарьей, Рупа Госвами долго не мог найти Говиндаджи. Он изучил много священных писаний и узнал, что Говиндаджи должен быть где-то рядом с Йога-Питхой, там где Кришна встречается со Своими преданными. Рупа Госвами обходил многие места, спрашивал местных жителей и ничего найти не мог. В конце концов он впал в полное отчаяние. Придя на берег Йамуны в район Вамши-вата, он сел на берегу Йамуны и стал думать: «Как простой человек может найти Бога, как можно найти солнце, солнце невозможно найти, если оно само не появится перед глазами. Найти солнце можно только после того как оно взойдет. Точно также Бога невозможно найти, если Бог не захочет показаться. Единственный способ найти Его, это позвать». Он стал звать в полном отчаянии, слезы катились у него из глаз, он всё время повторял: «О, Говинда!!! Говинда, Говинда!!!». И тут вдруг к нему подошел маленький мальчик бриджабаси и спросил: «Ты почему плачешь?». Рупа Госвами ответил: «Я плачу, потому что я не могу найти Говиндаджи. Я знаю, Он где-то здесь, но не могу Его найти, мне нужен Говинда». И он опять стал плакать, кататься по земле. Мальчик сказал: «Ты не плачь, я знаю, где Говинда. Тут есть Гома Тила одно особое место, недалеко отсюда, пойдем, я тебе покажу. Каждый день туда приходит большая белая корова, эта корова останавливается в одном месте и у неё из вымени начинает течь молоко, молоко падает в землю, вот там-то и находится Говинда. Корова кормит Говиндаджи своим молоком, иди туда и ты Его найдешь». Мальчик сказал это и исчез. Рупа Госвами понял, что это был Сам Кришна. Он пошел туда, созвал людей. И, действительно, на небольшой глубине они нашли Божество Говинды. С пышностью достали Божество, устроили небольшую церемонию, сначала во временном храме. И один из учеников и последователей Рупы Госвами махарадж Ман Сингх решил сделать достойный дворец для Говиндаджи, потому что Говиндаджи это главное Божество Вриндавана. Рупа Госвами был так очарован красотой Говиндаджи, что написал очень известный стих: «Если тебе дороги друзья, родственники, возлюбленные и ты хочешь хранить их в своем сердце, то никогда не ходи на берег Кеши гхата, где стоит Говиндаджи, изогнутый в трех местах, потому что, если ты увидишь Его, ты забудешь обо всем остальном, пожалуйста, не ходи сюда и не смотри как Говинда играет здесь на Своей флейте» .
Махарадж Ман Сингх стал строить этот храм для Говиндаджи. Ман Сингх был военачальником императора Акбара. Акбар в это время строил крепость в Агре из красного камня, и он издал приказ, в котором говорится, что ничто не должно сравниться с его крепостью. Только его крепость может быть построена из этого красного камня. Махарадж Ман Сингх пришел к императору и сказал: «Ведь ты простой смертный, а я строю храм для самого Говинды, и я прошу, чтобы ты дал разрешение, построить храм из того же красного камня, что и твоя крепость». В конце концов Акбар согласился и дал разрешение строить из того же красного камня. И храм Говиндаджи построили. Он был в семь этажей и возвышался над всем Вриндаваном.Через 100 лет мусульманин Аурангзеб, оказавшись в Агре, увидел огонь, который горел на куполе храма Говиндаджи во Вриндаване. Он послал сюда войско с приказом разрушить храм. Солдаты осквернили храм, но не смогли разрушить его. Осторожно, по кирпичику разобрали они четыре верхних этажа храма, оставив три нижних.
Мусульмане осквернили также храм Мадана Мохана и храм Гопинатхи, но пуджарии, предчувствуя это, увезли все основные Божества в Джайпур. Джайпурский царь построил храм для Говиндаджи. Этот царь считал правителем Джайпура Говинду, а себя его заместителем. И на монетах Джайпура было написано, что они выпущены во время царствования Говинды Девы и Его наместника Махараджа Джая Сингха.